какую песню начали петь с 1944 года
Какую песню начали петь с 1944 года
Большой этнографический диктант
2020
Задания будут опубликованы
на официальном сайте Большого этнографического диктанта
www.miretno.ru
Правильный ответ
можно узнать сразу после диктанта.
Большой этнографический диктант
2020
1) Краснодарский край, Москва, Московская область, Санкт-Петербург
2) Красноярский край, Ростовская область, Ставропольский край, Ханты-Мансийский автономный округ
3) Республика Дагестан, Республика Татарстан, Самарская область, Ямало-Ненецкий автономный округ
4) Еврейская автономная область, Камчатский край, Республика Ингушетия, Республика Саха-Якутия
1) Соответствовали территориям, где происходили бои
2) Отражали национальный состав участников
3) Являлись результатом военного шифрования
4) Соответствовали местам формирования военных подразделений
1) Полководцы Великой Отечественной войны
2) Маршалы
3) Земляки
4) Все вышеперечисленное
1) “Катюша”
2) “Синий платочек”
3) “Смуглянка”
4) “Темная ночь”
1) Украина, Узбекистан, Казахстан
2) Таджикистан, Армения, Киргизия
3) Молдавия, Азербайджан, Белоруссия
1) Натягивание покрышек («нюков») на шесты
2) Установка шестов
3) Сооружение очага
4) Укладка досок пола
1) Справа от печи
2) Слева от печи
3) За печью
4) По диагонали от печи
1) Налобная повязка
2) Косник
3) Нагрудник
4) Пояс
1) Республика Алтай
2) Республика Башкортостан
3) Республика Дагестан
4) Кабардино-Балкарская Республика
1) Буряты – праздник Сагаалган
2) Лезгины – праздник Яран Сувар
3) Шорцы – праздник Чылпажы
4) Эвены – праздник Эвинек
1) Поздороваться друг с другом и продолжить свой путь
2) Женщина – посторониться и остановиться, всадник – проехать мимо
3) Всадник должен спешиться, взять коня под уздцы, пройти мимо женщины и только потом снова сесть в седло
4) Мужчина – остановиться и подождать пока женщина уйдет
1) Горловое пение
2) Изготовление войлока
3) Конные скачки
4) Народные танцы
Часть 2
1) Иверская часовня
2) Казанский собор
3) Храм Василия Блаженного
1) Артиллерия
2) Морская пехота
3) Фронтовая разведка
4) Танковые войска
1) Это дата основания Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) в 1714 году
2) Это день рождения этнографа, антрополога и путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая в 1846 году
3) Это дата основания Института этнологии и антропологии АН СССР в 1933 году
4) Это дата основания кафедры этнографии в Ленинградском государственном университете в 1968 году
1) Отцы и дети
2) Невестка и свекровь (женщина и мать ее мужа)
3) Зять и свояченицы (мужчина и сестры его жены)
4) Невестка и свекор (женщина и отец ее мужа)
1) Русские
2) Казахи
3) Белорусы
4) Татары
5) Буряты
6) Армяне
7) Узбеки
8) Немцы
9) Украинцы
10) Таджики
1) В бане
2) В церкви, мечети
3) На центральной площади
4) У колодца, родника
1) ул. Большая Ордынка
2) ул. Татарская
3) ул. Арбат
1) Ачыты Кезер-Мерген
2) Салават Юлаев
3) Джырыбына Джырылыатта
4) Нарт Сосрыкъуа
1) Высокая гора
2) Чердак
3) Большое горе
4) Подвал
1) Бумеранг
2) Веревочка
3) Стенка на стенку
4) Хоровод
1) с. Суенга Маслянинского района Новосибирской области
2) с. Бергуль Северного района Новосибирской области
3) с. Большой Оеш Колыванского района Новосибирской области
1) Игра в лапту
2) Игра в рюхи, в городки
3) Перетягивание палки
4) Перетягивание каната
1) Нарвская застава
2) Петроградская сторона
3) Московская застава
4) Выборгская сторона
1) “Хорошо на московских просторах…”
2) “Утро красит нежным цветом стены древнего Кремля…”
3) “Я по свету немало хаживал…”
1) Булат Окуджава
2) Роберт Рождественский
3) Эдуард Асадов
1) Доменико Жилярди
2) Доменико Трезини
3) Карл Росси
4) Джакомо Кваренги
1) «Праздник плуга»
2) «Праздник урожая»
3) «Праздник весны»
1) Рыболовная снасть
2) Рыбный суп
3) Детская погремушка
4) Музыкальный инструмент
1) Хиуаз Доспанова
2) Алия Молдагулова
3) Маншук Маметова
4) Магуба Сыртланова
1) Название речки в Новосибирской области
2) Название рыбного блюда
3) Название глиняной игрушки (промысла), созданной в Купинском районе Новосибирской области в середине ХХ в.
1) на улице Тверской
2) на улице Варварке
3) на Никольской улице
1) Резная деревянная утварь
2) Вязанные скатерти
3) Вышитые, или нарисованные картины со словами благопожеланий, или наставлений
1) Для путешествия в разные миры
2) Для отпугивания злых духов
3) Для украшения пояса
1) Маросейка
2) Большая Якиманка
3) Поморская
4) Старообрядческая
1) Кыл-кубыз, 3 июля 2016 года
2) Домбра, 11 сентября 2000 года
3) Курай, 1 марта 2018 года
4) Кубыз, 12 июня 1996 года
1) Ноговицы
2) Серьгу в ухе
3) Чевяки
4) Папаху
1) Максим Горький
2) Николай Островский
3) Александр Фадеев
1) Муса Джалиль
2) Шигабутдин Марджани
3) Салих Ерзин
4) Габдулла Утямышев
1) Ишмулла Дильмухаметов
2) Роберт Юлдашев
3) Юмабай Исянбаев
4) Талип Латыпов
1) Из русских старожилов Сибири
2) Из петербургских армян
3) Из казанских татар
1) Наиболее опытных воинов
2) Наиболее молодых воинов
3) Детей
4) Женщин
5) Шаманов
1) Грузинский вал
2) Хохловский переулок
3) Молдавская улица
4) Кантемировская улица
1) Шарф
2) Француз яулык
3) Ажурный платок
4) Сдвоенный платок
1) Немецкие колонисты
2) Латышские колонисты
3) Эстонские колонисты
Вопрос № 28 /5
Традиционное удмуртское свадебное угощение стало одним из фирменных блюд сибирской кухни. Это пельмени. Многим народам известны похожие рецепты.
К кухне какого народа относятся эти блюда?
1) Верховые
2) Средненизовые
3) Низовые
4) Оренбургские
1) Лубянка
2) Панская слобода
3) Полянка
4) Старопанский переулок
5) Храм св. Марона «что в Старых Панях»
6) Якиманка
1) Мирная форма управления в XVIII-XIX веке
2) Военная форма управления в XVIII-XIX веке
3) Гражданская форма управления в XVIII-XIX веке
4) Самоуправление в XVIII-XIX веке
1) 22 национальных организации, в том числе 14 национально-культурных автономий
2) 35 национальных организаций и автономий
3) 40 национально-культурных центров, организаций и автономий
4 ноября 1944 года состоялось первое исполнение легендарной песни «Смуглянка»!
В 1940 году по заказу политуправления Киевского Особого военного округа поэт Яков Захарович Шведов и композитор Анатолий Григорьевич Новиков написали сюиту, в состав которой вошло семь песен, в том числе и «Смуглянка» — как вспоминал поэт, написанная как продолжение их совместной с Новиковым песни «Отъезд партизан».
Однако до всенародной славы «Смуглянке» было ещё далеко: в довоенный период песню, написанную в лирическом и игровом складе широко практически не исполняли в связи с её «фривольностью», а партитура чуть позднее и вовсе была утеряна.
Первый год войны требовал патриотических песен, поднимающих бойцов на подвиг во имя Родины — в этом контексте места «Смуглянке» ещё не было. Но по прошествии времени, когда уже появились и полюбились те же лирические «Тёмная ночь» и «В землянке», в 1942 году Анатолий Новиков вернулся к своему детищу, решив сделать из песни законченное произведение.
Для этого он связался с Яковом Шведовым, который в тот момент служил на далёком 2-м Украинском фронте, чтобы тот немного переделал текст. Несмотря на войну и сопутствующие ей сложности в работе почты, изменённый текст быстро и благополучно был доставлен Новикову.
Обновлённая песня вместе с несколькими другими была доставлена Александру Васильевичу Александрову, который выбрал для своего коллектива именно «Смуглянку». И вновь песню ждали проблемы. Сначала выяснилось, что выбранная Новиковым тональность песни была не лучшая для запевалы, поскольку по его замыслу начинать должен был тенор, а подхватывать тему баритон. Но здесь солист ансамбля Николай Устинов предложил поменять голоса местами, что и было сделано.
Затем, когда ансамбль сделал запись на радио, редколлегия Государственного радио отвергла из всего записанного репертуара «Смуглянку» за сентиментальную чуждость советским слушателям в сложное время.
Так песня вновь оказалась на полках до 1944 года. Прорыв к вечной славе произошёл незадолго до праздничного концерта 7 ноября, когда Александров вспомнил о «забракованной» песне, решив включить её в концертную программу. Выступление ансамбля проходило в Концертном зале им. Чайковского и транслировалось по радио. Запевал «Смуглянку» всё тот же Николай Устинов, которому песня в значительной степени обязана своим успехом. Публика встретила песню «аплодисментами, переходящими в овации» и криками «бис!». И то же радио, которое ранее отвергло «Смуглянку», в этот раз помогло услышать её очень большому числу людей.
После войны песню в различных обработках можно было услышать от известных певцов и коллективов, а исполнение «Смуглянки» ансамблем им. Александрова неизменно вызывало восторженные отклики слушателей в разных странах.
Ну, а фильм «В бой идут одни «старики» дал песне настоящую путевку в бессмертие…
Также её можно услышать в кино в четвёртой части киноэпопеи «Солдаты свободы» 1977 года, где песня исполняется на концерте перед началом Ясско-Кишинёвской операции. В роли солистки Валентина Толкунова.
В 1975 году песня в исполнении Мики Евремовича и Софии Ротару стала лауреатом фестиваля «Песня-75» (один из редких случаев, когда песня была повторена на бис).
Агранович vs Ножкин. Как авторство песни «Я в весеннем лесу пил березовый сок» приписали другому
Отвергнутая песня «Я в весеннем лесу пил березовый сок», написанная в 1954 году для ленты с участием Марка Бернеса, спустя 13 лет волей случая стала хитом. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Окопное вдохновение
Поэт Евгений Агранович провел юность на московском Арбате. В 19 лет написал песню «Одесса-мама», а спустя 30 лет для фильма «Офицеры» сочинил не очевидный, но фактический гимн военных «От героев былых времен…».
В 1940-м учился на 1-м курсе Литературного института. Его однокурсники — Александр Галич и Давид Самойлов. Занимался в театральной студии модных тогда режиссера Валентина Плучека и драматурга Алексея Арбузова.
Вольную творческую жизнь прервала война. Евгений добровольцем пошел в рядовые 22-го Московского батальона на линию обороны столицы. В ожидании ожесточенных боев солдаты соблюдали уставные условности. Например, пели строевые песни. Агранович обладал неплохим вокалом, его назначили запевалой. Парень сразу столкнулся с проблемой: что петь? Старорежимные военные песни нельзя. А все советские отличались бравадой. Запевать «Красная армия всех сильней», когда немцы у самой Москвы, казалось кощунством. И вдруг он вспомнил стихи Киплинга и на ходу сочинил на них мелодию: «Вот мой приказ: шире шаг и с марша в бой! Пыль, пыль, пыль, пыль передовой…» Наверное, Евгений закладывал в текст ту же мысль, что позже Высоцкий в песню «Шар земной я вращаю локтями — от себя, от себя!». После обороны Москвы Агранович воевал на Западном фронте (10-я армия), был сотрудником фронтовой газеты «Бей врага». С апреля 1944 года — на 2-м Белорусском фронте (49-я армия) в дивизионной газете 385-й стрелковой дивизии «За Сталина».
Позже поэт рассказывал, что строчки будущей песни ему не раз приходили на ум еще на фронте: «Зачеркнуть бы всю жизнь и сначала начать. Полететь к ненаглядной певунье своей…»
Кесарю кесарево
После победы Евгений устроился в газету ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Однажды в курилке не подумав пошутил про борьбу государства с космополитизмом. Среди присутствовавших оказался доносчик. Поэта быстро вышвырнули из издания. Но он был рад: хорошо, что на улицу, а не на лесоповал!
После увольнения Агранович оказался на киностудии имени Горького в цехе дубляжа. В конце 1940-х в СССР хлынула масса так называемых трофейных фильмов, хотя далеко не все они были немецкими. Озвучивание проходило потоком. Должность Евгения сперва называлась «автор русского текста песен дублируемых картин». Но потом он перевел и адаптировал тексты из более чем 150 зарубежных картин, для песен создавал новую оригинальную текстовку. Среди переведенного им — «Бродяга» с Раджем Капуром, «Колдунья» с Мариной Влади. Писал сценарии мультфильмов. Был покладист. Он признавался: «Высовываться мне было никак нельзя. И так еле-еле выскочил».
В 1954 году на той же студии имени Горького начали снимать ленту «Ночной патруль». Марк Бернес играл в ней непростую роль человека, имевшего за плечами уголовное прошлое. Герой возвращался в СССР, поколесив по миру. Прочтя сценарий, Агранович быстро написал мелодию и текст произведения, используя старые наработки: «И окурки я за борт бросал в океан, проклиная красу островов и морей. И бразильских лесов малярийный туман, темноту кабаков, и тоску лагерей». Актер был в восторге от песни. Очень хотел ее исполнить. Вмешалось начальство, считавшее: каждый должен заниматься своим делом. Если ты «автор русского текста песен дублируемых картин», а не поэт-песенник, то иди на рабочее место. Новую песню для Бернеса сочинили известные Андрей Эшпай и Лев Ошанин. Она оказалась неудачной, зрители быстро ее позабыли. А «Я в весеннем лесу пил березовый сок» автор, по его словам, «пустил в народ по магнитофонам и компаниям».
Счастливый случай
Прослужив на студии имени Горького много лет, Агранович в разное время подрабатывал редактором. Это иногда обязывало его бывать на съемках. Однажды в 1965-м в Восточной Сибири он оказался в приятной компании. Режиссер Вениамин Дорман снимал рекламно-постановочную музыкальную ленту «Приезжайте на Байкал». В один из дней пошел ливень. Группа укрылась в непротопленной бане. Чтобы скоротать время, бренчали на гитаре, разговаривали. И вдруг одна актриса взяла инструмент и исполнила песню Аграновича, сама не ведая, что автор сидит рядом. За 10 лет барды-любители утратили нить и не знали, кто написал эти строки: «И носило меня, как осенний листок. Я менял города, я менял имена. Надышался я пылью заморских дорог, где не пахли цветы, не блестела луна». Дорман был поражен. Его ощущения от песни совпали с концепцией главного героя картины «Ошибка резидента», которую ему предстояло снимать. Он сказал: «Песня должна прозвучать в моем следующем фильме. Как найти автора? Как понять, не растеряны ли слова». Агранович тихо произнес: «Не волнуйтесь, я уже здесь».
Время хайпа
В 1968 году состоялась премьера фильма. В нем песню исполнил Михаил Ножкин. Он играл офицера контрразведки КГБ СССР по фамилии Синицын, которому по легенде приходилось изображать беглого вора-рецидивиста по кличке Бекас. Песня являлась посвящением другому персонажу, Михаилу Тульеву, роль которого исполнил Георгий Жженов. Резиденту западной разведки в СССР, сыну белоэмигрантов, как никому другому, оказались близки слова произведения. К тому же спетый текст придавал больший объем образу, позволял зрителю заглянуть в потаенные уголки души героя. Это была молчаливая иллюстрация его личных переживаний, дающая такую глубину, что лучше и не придумаешь. После показа хит был подхвачен и пелся не только на московских квартирниках, а звучал по радио. Приобрел официальный статус. Казалось бы, и поэт должен пожинать лавры. Но нет.
Страна была уверена: автор произведения — исполнивший его артист Ножкин. Причиной неразберихи стало то, что он написал для фильма вторую песню — «А на кладбище всё спокойненько». В титрах обоих авторов указали без уточнений, в одну строку: «Текст песен — Е. Аграновича, М. Ножкина». На просьбу конкретизировать титры дирекция студии ответила, что всё указано в договорах. Формальности соблюдены. Как сетовал Агранович, Ножкин только усугублял путаницу. Когда в интервью или на встречах со зрителями у него пытались уточнить, кто какую песню написал, он многозначительно ускользал от ответа, будто ему нравилось водить народ за нос. В конце концов у всех сложилось впечатление, будто Агранович и Ножкин сели вдвоем за стол и написали эти хиты. Но ведь это не так! Поскольку поэт прожил 91 год и ушел из жизни в 2010-м, он застал эпоху ток-шоу, куда его звали. Охотно являлся. И там продолжали выяснять, кто автор на самом деле. Аграновичу выкрикивали из зала, дескать, с детства знают, что песня пера Ножкина. Поэт переживал, как на судилище, объяснялся, как мальчик. Он не понимал, что наступила другая эпоха: хайп ради хайпа.
Смотрите также:
4 ноября 1944 года состоялось первое исполнение легендарной песни «Смуглянка» (3 фото + 5 видео)
Первый год войны требовал патриотических песен, поднимающих бойцов на подвиг во имя Родины — в этом контексте места «Смуглянке» ещё не было. Но по прошествии времени, когда уже появились и полюбились те же лирические «Тёмная ночь» и «В землянке», в 1942 году Анатолий Новиков вернулся к своему детищу, решив сделать из песни законченное произведение.
Для этого он связался с Яковом Шведовым, который в тот момент служил на далёком 2-м Украинском фронте, чтобы тот немного переделал текст. Несмотря на войну и сопутствующие ей сложности в работе почты, изменённый текст быстро и благополучно был доставлен Новикову.
Обновлённая песня вместе с несколькими другими была доставлена Александру Васильевичу Александрову, который выбрал для своего коллектива именно «Смуглянку». И вновь песню ждали проблемы. Сначала выяснилось, что выбранная Новиковым тональность песни была не лучшая для запевалы, поскольку по его замыслу начинать должен был тенор, а подхватывать тему баритон. Но здесь солист ансамбля Николай Устинов предложил поменять голоса местами, что и было сделано.
Затем, когда ансамбль сделал запись на радио, редколлегия Государственного радио отвергла из всего записанного репертуара «Смуглянку» за сентиментальную чуждость советским слушателям в сложное время.
Так песня вновь оказалась на полках до 1944 года. Прорыв к вечной славе произошёл незадолго до праздничного концерта 7 ноября, когда Александров вспомнил о «забракованной» песне, решив включить её в концертную программу. Выступление ансамбля проходило в Концертном зале им. Чайковского и транслировалось по радио. Запевал «Смуглянку» всё тот же Николай Устинов, которому песня в значительной степени обязана своим успехом. Публика встретила песню «аплодисментами, переходящими в овации» и криками «бис!». И то же радио, которое ранее отвергло «Смуглянку», в этот раз помогло услышать её очень большому числу людей.
После войны песню в различных обработках можно было услышать от известных певцов и коллективов, а исполнение «Смуглянки» ансамблем им. Александрова неизменно вызывало восторженные отклики слушателей в разных странах.
Ну, а фильм «В бой идут одни «старики» дал песне настоящую путевку в бессмертие…
4 ноября 1944 года состоялось первое исполнение легендарной песни «Смуглянка»!
В 1940 году по заказу политуправления Киевского Особого военного округа поэт Яков Захарович Шведов и композитор Анатолий Григорьевич Новиков написали сюиту, в состав которой вошло семь песен, в том числе и «Смуглянка» — как вспоминал поэт, написанная как продолжение их совместной с Новиковым песни «Отъезд партизан».
Однако до всенародной славы «Смуглянке» было ещё далеко: в довоенный период песню, написанную в лирическом и игровом складе широко практически не исполняли в связи с её «фривольностью», а партитура чуть позднее и вовсе была утеряна.
Первый год войны требовал патриотических песен, поднимающих бойцов на подвиг во имя Родины — в этом контексте места «Смуглянке» ещё не было. Но по прошествии времени, когда уже появились и полюбились те же лирические «Тёмная ночь» и «В землянке», в 1942 году Анатолий Новиков вернулся к своему детищу, решив сделать из песни законченное произведение.
Для этого он связался с Яковом Шведовым, который в тот момент служил на далёком 2-м Украинском фронте, чтобы тот немного переделал текст. Несмотря на войну и сопутствующие ей сложности в работе почты, изменённый текст быстро и благополучно был доставлен Новикову.
Обновлённая песня вместе с несколькими другими была доставлена Александру Васильевичу Александрову, который выбрал для своего коллектива именно «Смуглянку». И вновь песню ждали проблемы. Сначала выяснилось, что выбранная Новиковым тональность песни была не лучшая для запевалы, поскольку по его замыслу начинать должен был тенор, а подхватывать тему баритон. Но здесь солист ансамбля Николай Устинов предложил поменять голоса местами, что и было сделано.
Затем, когда ансамбль сделал запись на радио, редколлегия Государственного радио отвергла из всего записанного репертуара «Смуглянку» за сентиментальную чуждость советским слушателям в сложное время.
Так песня вновь оказалась на полках до 1944 года. Прорыв к вечной славе произошёл незадолго до праздничного концерта 7 ноября, когда Александров вспомнил о «забракованной» песне, решив включить её в концертную программу. Выступление ансамбля проходило в Концертном зале им. Чайковского и транслировалось по радио. Запевал «Смуглянку» всё тот же Николай Устинов, которому песня в значительной степени обязана своим успехом. Публика встретила песню «аплодисментами, переходящими в овации» и криками «бис!». И то же радио, которое ранее отвергло «Смуглянку», в этот раз помогло услышать её очень большому числу людей.
После войны песню в различных обработках можно было услышать от известных певцов и коллективов, а исполнение «Смуглянки» ансамблем им. Александрова неизменно вызывало восторженные отклики слушателей в разных странах.
Ну, а фильм «В бой идут одни «старики» дал песне настоящую путевку в бессмертие…