какую оценку дает своей эпохе героиня реквиема
8. Какую оценку дает своей эпохе героиня «Реквиема»? 9. В каких произведениях русской литературы звучит тема памяти и в чём эти произведения можно сопоставить с эпилогом поэмы А. Ахматовой «Реквием»? (ЕГЭ по литературе)
В поэме А. Ахматовой «Реквием» лирическая героиня размышляет о своей эпохе и о событиях, которые ей пришлось пережить.
Поэма пронизана тоской и горем, так как посвящена разлуке с сыном. Лирическая героиня — не единственная, кого разлучают с ребёнком.
Женщины отстаивают бесконечно длинные очереди, только ради того, чтобы узнать, живы ли их репрессированные родственники.
Жестокость того времени навсегда откладывается в памяти лирической героини.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Лирическую героиню окружает холодный мир, который не способен сопереживать страдающим.
Таким образом, эпоха, описанная в поэме «Реквием» чрезвычайно жестокая. Такие события навсегда откладываются в памяти героини.
Тема памяти звучит во таких произведениях русской литературы, как поэма Анны Ахматовой «Реквием», рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» и стихотворении А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
Поэма «Реквием» и рассказ «Судьба человека» оба посвящены важным историческим событиям. «Реквием» рассказывает о страданиях и тяготах русского народа во время репрессий, в то время как «Судьба человека» изображает жизнь человека во время Великой Отечественной войны. Оба произведения призывают не забывать о тяжёлых периодах истории России.
В эпилоге «Реквиема», как и в стихотворении А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», затрагивается тема памятника и собственной роли в истории. Оба поэта уверены в том, что память о них переживёт долгие года, и их творчество не будет забыто.
Таким образом, тема памяти звучит во многих произведениях русской литературы.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id131695
Какую оценку дает своей эпохе героиня реквиема
Какую оценку дает своей эпохе героиня «Реквиема»?
Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что, красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой!»
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.
Какую оценку дает своей эпохе героиня реквиема
Какую оценку даёт своей эпохе героиня «Реквиема»?
Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой».
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же оне поминают меня
В канун моего погребального дня.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Ни около моря, где я родилась
(Последняя с морем разорвана связь),
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Эпоха репрессий была очень трудным временем для страны,людей и самой героини.»Поминальный час» сближал женщин,которые ждали своих мужей,братьев или детей,попавших под арест,зачастую беспричинно.Свободомыслие было запрещено и строго наказывалось,поэтому героиня предвидит,что её «измученный рот» могут зажать.Ведь в своих словах она выражает
Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.
Какую оценку дает своей эпохе героиня реквиема
«Реквием» Ахматова.
Проблематика. Историческая память: репрессии. Материнское страдание и горе.
Нет! и не под чуждым небосводом
И не под защитой чуждых крыл –
Я тогда была с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Эти строки из «Реквиема», ставшего памятником страшной эпохе, строки стихов, в которых личная и национальная трагедия слились воедино. И никто не вправе забывать об этом, иначе разрыв исторической памяти приведет к новым трагедиям.
Содержание «Реквиема» Ахматовой.
Великая Отечественная война. Ленинград полон тюремных очередей, в которых женщины проводят месяцы, дожидаясь приговоров для своих невинно осуждённых сыновей, братьев, мужей.
Поэма начинается с воспоминания Ахматовой — её узнают в тюремной ленинградской очереди, стоящая рядом женщина просит её описать это, поэтесса соглашается.
Действие разворачивается в военное время, происходят ужасные вещи — аресты ни в чём неповинных людей. Возле тюрем — очереди, состоящие из матерей и жён осуждённых. Семнадцать месяцев женщина проводит в тюремных очередях, ожидая приговора для сына. Все эти женщины ждут. Ожидание для них — самое страшное испытание.
Ахматова говорит, что если ей когда-нибудь установят памятник, то ставить его надо именно там, где она провела семнадцать страшных месяцев:
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Анна Ахматова «Реквием»: анализ поэмы
«Реквием» Ахматовой — это модернистская поэма, выражающая масштабы народного горя и посвящённая всем погибшим в годы сталинских репрессий. Это в своём роде памятник — как погибшим, так и тем, кто за них страдал.
В «Реквиеме» поднимаются проблемы ужасов сталинской эпохи, вечного повторения (плач по сыну сопоставляется с плачем стрелецких жён и с муками Богородицы); проблема памяти (реализуется в образе памятника автору, который Ахматова видит не возвышенным, как у Пушкина или Державина, а поставленным у стен тюрьмы, символизирующим непрерывные оскорбления и муки).
Трагедия одинокой женщины, матери, которая никак не дождётся домой арестованного без вины сына, её жажда смерти как избавления от страданий по ходу поэмы становится трагедией тысяч матерей, чьи дети стали «врагами народа».
История создания
Толчком к написанию поэмы послужили трагические события из жизни А. А. Ахматовой: расстрел первого мужа, Н. Гумилёва, в 1921 г., арест второго мужа, Н, Пунина, и сына Л. Гумилёва в 1935 г., высылка многих представителей интеллигенции, повторный арест сына в 1938 г. и ссылка его в Сибирь на 10 лет.
⦁ С 1935 г. — написание поэмы в разные периоды. Долгое время А. А. Ахматова только читала её друзьям по памяти, а в 1950 г. решилась записать.
⦁ 1963 г. — первая публикация в Мюнхене.
⦁ 1987 г. — первая публикация в СССР, спустя 11 лет после смерти поэтессы, в журналах «Нева» и «Октябрь».
Проблематика
Беспомощность и бесправие невинно осуждённых, боязнь, что горе людей будет забыто новыми поколениями.
Композиция и сюжет
Поэма «Реквием» состоит из нескольких частей, каждая из которых несёт определённую идею.
Эпиграф. Строки из стихотворения А. А. Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали … », написанное позже, чем поэма, — в 1961 г.
«Вместо предисловия» Прозаический рассказ о том, что предшествовало написанию поэмы. Прокатившаяся по стране волна арестов, репрессии и произвол властей стали всеобщей трагедией.
«Посвящение». Описание переживаний родственников и близких заключённых, которые много времени проводят в тюремных очередях.
«Вступление». Переданы боль и горе, которые испытывает автор при мысли о трагических судьбах невинных людей. Предстаёт образ глубоко несчастной, больной, одинокой женщины. Это скорее призрак, убитый горем до крайней степени: «Эта женщина больна, // Эта женщина одна … »
10 глав-стихотворений. Третье, четвёртое, пятое и шестое стихотворения носят личный характер. А. А. Ахматова рассказывает о собственных воспоминаниях и чувствах.
«Приговор». Это седьмая часть, которая несёт идею человеческой стойкости. Для того чтобы выжить, мать должна научиться не чувствовать боли: «Надо, чтоб душа окаменела». Однако всё это вынести трудно, поэтому восьмая часть названа «К смерти».
«Распятие». В десятой части «Распятие» показана трагедия тысяч матерей, чьи дети безвинно несут тяжкий крест.
«Эпилог». Состоит из двух частей. В первой — обращение к тем, кто стоял вместе с А. А. Ахматовой в тюремной очереди, мольба о помощи, но не о себе одной, а обо всех убитых горем людях, стоявших «под красною ослепшей стеною».
Во второй части А. А. Ахматова развивает тему назначения поэта и поэзии, возможного памятника, который должен стоять у той страшной тюремной стены, где «выла старуха, как раненый зверь».
Основные образы
1. Реальная женщина
⦁ поэма автобиографична: А. А. Ахматова переживает личные трагедии (смерть Н. С. Гумилёва, аресты Н. Н. Пунина и сына);
⦁ женщина с достоинством и силой воли;
⦁ эмоциональна, не скрывает своего ужаса;
2. Собирательный образ русской женщины
⦁ разговор в очереди показывает, что трагедия поэтессы не только личная, но и общая для всех женщин эпохи сталинского террора;
⦁ женщины сильные, терпеливые, самоотверженные, но в то же время измученные тревогой за судьбу близких;
⦁ все подруги по несчастью;
⦁ стоят и в холод, и в зной, лишь бы добиться права увидеть и поддержать родных, готовы последовать за ними в ссылку
3. Обобщающий образ Богоматери
⦁ образ-символ, обращение к библейским мотивам;
⦁ наиболее ярко проявляется в стихотворении «Распятие»;
Идейно-тематическое содержание
Темы: память, родина, страдания матери и всего народа.
Идея: память о том, что было сделано с народом во время сталинского террора, должна жить всегда; в поэме звучит призыв к будущим поколениям построить памятник народному страданию и не позволить этой страшной трагедии повториться.
Жанровое своеобразие
⦁ «реквием» отличается как от стандартных поэм, так и от остальных поэм а. А. Ахматовой. Это лирический цикл, в него вошли написанные в разное время стихотворения, каждое со своим законченным сюжетом.
⦁ поэма написана от 1-го лица — поэтессы и лирической героини; идея, лирическое начало соединяют стихи в одно целое.