какую отчетность сдает нотариус
Бухгалтерский учет в нотариате
Любой нотариус, государственный и частный, осуществляет деятельность в соответствии с действующим законодательством о нотариате. Что касается бухгалтерского, налогового учета в нотариальной конторе, здесь работают общие правила и нормативные требования.
Нотариус несет в ходе осуществления деятельности разные расходы. Их учет, как и учет доходов, в нотариате достаточно специфичен. Это обусловлено форматом профессиональной деятельности специалистов нотариальных контор.
Плата за услуги
Нотариальные услуги заказчиками оплачиваются по установленным тарифам. Если речь идет о государственном нотариусе, оплата услуг равна госпошлине. Средства перечисляются в бюджет.
Тарификация частных нотариальных услуг может быть разной. Клиент оплачивает госпошлину (если таковая предусмотрена) и услугу отдельно. В первом случае средства поступают в бюджет, во втором перечисляются на расчетный счет нотариуса. Поступления на расчетный счет учитываются при расчете НДФЛ.
Бухгалтерская первичка нотариуса
Получение любых денег от клиентов должно подтверждаться соответствующей первичной документацией. Унифицированные формы действующим законодательством не предусмотрены. Чаще всего в нотариальных конторах используются для выдачи клиентам платежные бланки. Первичка заверяется подписью, печатью нотариуса.
Существуют определенные требования к содержанию документов. Платежный бланк без назначения платежа, точно характеризующего оказанную услугу, подтверждающим документом не признается. Также первичка должна содержать другие обязательные элементы, согласно ФЗ №402 (06.12.2011).
В подтверждение расходов к учету у нотариуса принимаются типовые документы (договоры на оказание услуг, квитанции, чеки и другое). Требования к первичной документации установлены действующим законодательством.
Налогообложение и расчет налогов
По закону частные нотариусы не могут применять предусмотренные для предпринимателей режимы налогообложения. Императивный запрет установлен НК РФ (ст. 346.12). Налогообложение нотариусов предусматривает расчет и уплату НДФЛ, а также страховых взносов (в ряде случаев – НДС). Отдельно следует отметить специфику расчета и уплаты НДС. Этот налог платится только со стоимости услуг (без учета госпошлины).
НДФЛ частный нотариус может уменьшить на сумму налоговых вычетов. Особое значение в данном случае имеет профессиональный налоговый вычет. Для его получения нотариус должен подтвердить фактически понесенные расходы, связанные с его профессиональной деятельностью и получением доходов. Состав расходов налогоплательщик вправе определять самостоятельно в рамках порядка, установленного НК РФ (гл. 25).
Нередко с получением профессионального налогового вычета возникают проблемы. Так, например, учитывать в составе расходов для профвычета нельзя суммы, потраченные на реконструкцию помещения для открытия нотариальной конторы, если это помещение было переведено из жилого в нежилой фонд после реконструкции. Также не учитываются суммы, потраченные на благоустройство территории. Такие расходы не признаются напрямую связанными с профессиональной деятельностью нотариуса. Что касается расходов на связь (телефонию, интернет), они учитываются для получения налогового вычета в полном объеме. Подтверждающими документами служат договоры на услуги связи и платежные поручения или квитанции.
Учесть в составе расходов на получение профессионального вычета нотариус может и другие расходы. Прежде всего, это расходы на пользование помещением (коммунальные платежи, арендная плата и т.п.). Также учитываются расходы на изготовление штампов, печатей, получение нотариальных бланков, служебное страхование, использование государственных реестров (оплату информационных услуг), оплату труда персонала, приобретение профильной периодики (рекомендованной Минюстом), использование законодательной базы, повышение квалификации.
Полноценный бухгалтерский учет (как на ОСНО) частный нотариус может не вести. Он не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, не может зарегистрироваться в статусе ИП. Учитывать нотариус должен только доходы, расходы и профессиональные вычеты, связанные с его деятельностью. Для этого достаточно книги учета доходов, расходов. Что касается отчетности, нотариусы сдают в налоговую форму 3-НДФЛ, 4-НДФЛ. Сроки и порядок их представления в ИФНС установлены действующим законодательством.
Порядок учета доходов, расходов в нотариате установлен Минфином (приказ №86н/БГ-3-04/430, 13.08.2002) и закреплен в НК РФ (ст. 54). Согласно ему, финансово-хозяйственные операции фиксируются в Книге учета. Бухучет ведется кассовым методом. Основанием для отражения операции в учете служит соответствующая первичная документация. Нотариусы обязаны учитывать в целях налогообложения все доходы от профессиональной деятельности, полученные в текущем периоде. Это относится в том числе и к авансам, полученным от клиентов. В Книге учета доходы отражаются в полном объеме (без уменьшения на сумму налоговых вычетов).
Бухгалтерия нотариуса
Учитывая специфику профессиональной деятельности, объемы выполняемых работ, нотариус крайне редко ведет бухучет и налоговый учет самостоятельно. Функция, как правило, передается на внешнее управление. Нотариус может сотрудничать с внештатным бухгалтером и профильным аутсорсером. Последний вариант предпочтительнее, поскольку позволяет получить гарантии качества учета, его систематического ведения, отсутствия ошибок при заполнении Книги учета доходов, расходов, а также отчетных форм.
Формат сотрудничества нотариуса и аутсорсера определяется потребностями заказчика бухгалтерских услуг и его предпочтениями. Чаще всего нотариусы заказывают комплексное обслуживание. Это позволяет сосредоточиться на профессиональной деятельности, не отвлекаясь на налоговое и бухгалтерское администрирование.
Профессиональный бухучет нотариуса на аутсорсинге включает:
ведение Книги учета расходов, доходов (документирование всех финансово-хозяйственных операций, проверку подтверждающей первички, хранение ее в соответствии с нормативными требованиями);
расчет налогооблагаемых доходов по нотариальным реестрам;
расчет зарплаты сотрудникам (администратору, помощникам, техническому персоналу), расчет зарплатных налогов, обязательных взносов;
сдачу налоговых деклараций, отчетности работодателя.
Дополнительно бухгалтерское обслуживание может включать оптимизацию налогообложения.
Аутсорсинг бухгалтерии позволяет нотариусу оптимизировать актуальные расходы. Абонентское обслуживание обходится дешевле содержания квалифицированного штатного сотрудника. И экономия не ограничивается зарплатными налогами и взносами. Внешняя бухгалтерия исключает необходимость поиска персонала, оборудования рабочего места для сотрудника, затраты на профильное программное обеспечение, повышение квалификации и т.п.
ФНС рассказала, как ИП, нотариусы и адвокаты должны заполнять 3-НДФЛ за 2020 год
ФНС уточнила особенности заполнения декларации 3-НДФЛ индивидуальными предпринимателями и лицами, которые занимаются частной практикой. Соответствующие разъяснения приведены в письме от 14.01.2021 № БС-4-11/148@.
Ведомство напоминает, что с 1 января 2021 года введена новая форма декларации 3-НДФЛ, утвержденная приказом от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615@. Новую форму необходимо применять с отчетности за 2020 год.
При этом ФНС рекомендует индивидуальным предпринимателям, нотариусам, адвокатам и другим лицам, занимающимся частной практикой, обратить внимание на ряд новшеств при заполнении отчетности.
В частности, при заполнении Раздела 1 «Сведения о суммах налога, подлежащих уплате (доплате) в бюджет/возврату из бюджета» декларации:
Кроме того, в пункте 2 указываются:
Если разность между показателями строк 051 и 050 Расчета к Приложению 3 декларации оказалась больше либо равна 0, она отражается по строке 100.
Если разность между показателями строк 051 и 050 Расчета к Приложению 3 декларации оказалась меньше 0, она отражается по строке 110 (без знака минус);
Если разность между показателями строк 052 и 051 Расчета к Приложению 3 декларации оказалась больше либо равна 0, она отражается по строке 130.
Если разность между показателями строк 052 и 051 Расчета к Приложению 3 декларации оказалась меньше 0, она отражается по строке 140 (без знака минус);
Данные показатели указываются с учетом исчисленных авансовых платежей за девять месяцев, а также с учетом налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (стандартных, социальных, имущественных и т.д.), примененных к доходам от предпринимательской, адвокатской деятельности и частной практики.
Сумма налога, подлежащая доплате в бюджет (показатель строки 160 Раздела 1 декларации), может быть уменьшена на:
При этом сумма налога, подлежащая доплате в бюджет, отражается в сроке 160 Раздела 1 декларации без уменьшения на сумму фактически уплаченных авансовых платежей (показатель строки 110 Раздела 2 декларации).
При заполнении Расчета к Приложению 3 декларации:
Утверждены новые формы сведений, передаваемых нотариусами в налоговую инспекцию
IuriiSokolov / Depositphotos.com |
Налоговая служба обновила ряд форм, предоставляемых нотариусами в налоговые органы, а также форматы их представления и правила заполнения (приказ ФНС России от 13 февраля 2020 г. № ЕД-7-14/98@). Применяться они начнут по истечение месяца со дня официального опубликования документа, т. е. с 4 июля 2020 года.
Приказом утверждены следующие формы:
В порядке заполнения форм указывается, что формируются они на основании сведений о выдаче свидетельства о праве на наследство, о нотариальном удостоверении договора дарения, представляемых в соответствии с п. 6 ст. 85 Налогового кодекса нотариусом, занимающимся частной практикой, или помощником нотариуса либо иным замещающим нотариуса лицом, выдавшим свидетельство о праве на наследство или осуществившим нотариальное удостоверение договора дарения.
Составляются они в электронной форме или на бумажном носителе.
В первой форме указываются помимо общих данных сведения о наследодателе, о наследнике – физлице или организации и их свидетельстве о праве на наследство, о наследуемом объекте недвижимого имущества, транспортном средстве или наследуемых ценных бумагах и долях в уставных капиталах хозяйственных обществ.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Аналогичен состав и другого документа. Так, при заполнении формы о дарении нужно указать сведения о дарителе, об одаряемом – физлице или организации и нотариальном удостоверении договора дарения, об объекте недвижимого имущества, транспортном средстве или ценных бумагах и долях в уставных капиталах хозяйственных обществ, передаваемых в дар. При этом, как указывается в налоговом законодательстве, информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым.
Направлять вышеуказанные формы нотариусы должны в налоговую инспекцию по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения.
Статьей 226 НК РФ, регулирующей особенности исчисления НДФЛ, порядок и сроки его уплаты налоговыми агентами, предусмотрена, в том числе, и обязанность нотариусов, занимающихся частной практикой, выплачивающих доходы своим работникам, исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ.
Подавать в налоговые органы расчет по форме 6-НДФЛ согласно пункту 2 статьи 230 НК РФ должны все лица, признаваемые налоговыми агентами по НДФЛ, поскольку исключений из данного правила по категориям налоговых агентов не предусмотрено. Правильность этого вывода подтвердил Минфин России в Письме от 02.11.2015 N 03-04-06/63268, указав, что расчет сумм НДФЛ представляется всеми налоговыми агентами независимо от основания, по которому они были признаны таковыми.
Таким образом, нотариусы являются налоговыми агентами, на которых в полной мере распространяются все требования действующего в 2016 году налогового законодательства.
Таким образом, расчет по форме 6-НДФЛ заполняется на отчетную дату, соответственно, на 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря соответствующего налогового периода.
Впервые расчет 6-НДФЛ надо представить за I квартал 2016 года (Письмо ФНС от 24.11.2015 N БС-4-11/20483@, Информация ФНС от 26.11.2015).
Сроки сдачи расчета 6-НДФЛ в 2016 году будут следующие (пункт 7 статьи 6.1 НК РФ):
Расчет 6-НДФЛ представляется по всем физическим лицам, которым были выплачены соответствующие доходы, кроме доходов, выплаченным по договорам купли-продажи, а также по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями (пункт 1 статьи 80, подпункт 1 пункта 1 статьи 227, подпункт 2 пункта 1 статьи 228, пункт 2 статьи 230 НК РФ).
Форма расчета сумм НДФЛ, порядок ее заполнения и представления, а также формат представления в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@ «Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядка ее заполнения и представления, а также формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме».
Расчет по форме 6-НДФЛ представляется налоговым агентом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 25 человек данный расчет может быть представлен на бумаге (Информация ФНС России от 26.11.2015)
1.2. Представление налоговыми агентами расчета сумм НДФЛ не освобождает их от подачи справок 2-НДФЛ в налоговый орган.
Обязанность по подаче налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ с 1 января 2016 года не отменена и закреплена в пунктом 2 статьи 230 НК РФ в редакции Федерального закона N 113-ФЗ.
Представление сведений по форме 2-НДФЛ за 2015 год следует осуществлять по новой форме, введенной Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-3/485@ «Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме».
Срок представления справок 2-НДФЛ зависит от того, какая цифра проставлена в поле «Признак».
За 2015 г. надо сдать справки 2-НДФЛ (п. 7 ст. 6.1 НК РФ):
Федеральным законом N 113-ФЗ часть первая НК РФ дополнена статьей 126.1, вступившей с 1 января 2016 года, предусматривающей установление ответственности налоговых агентов за представление документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе сведений по форме 2-НДФЛ) в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый документ.
Освобождение от ответственности возможно, если налоговый агент представил уточненные документы в инспекцию до того, как узнал, что она обнаружила недостоверность поданных сведений (ст. 126.1 НК РФ).
В Письме ФНС России от 05.11.2015 N БС-4-11/19263 указано, что с 1 января 2016 года будут действовать новые правила: если за 2015 год численность работников составит до 25 человек, налоговый агент сможет подать сведения по форме 2-НДФЛ не в электронном виде, а на бумажном носителе.
Отчитываться по форме 2-НДФЛ необходимо не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок представления отчетности с 2016 года не изменился.
1.3. За 2015 год налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) представляется по новой форме в соответствии с Приказом ФНС России от 25.11.2015 N ММВ-7-11/544@.
Форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) с учетом изменений, внесенных указанным выше приказом ФНС России, предназначена для заполнения налогоплательщиками по доходам, полученным в 2015 году (п. п. 1, 2 данного Приказа, Письмо ФНС России от 09.12.2015 N БС-4-11/21540@).
1.4. Работодатели смогут проверить правильность заполнения расчета по НДФЛ.
Письмом от 28 декабря 2015 г. N БС-4-11/23081@ Федеральная налоговая служба направила Контрольные соотношения показателей формы расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), а также по сведениям о доходах физического лица.
1.5. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты (пункт 6 в редакции Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)
1.6. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен настоящим пунктом.
(в редакции Федерального закона N 113-ФЗ).
1.7. Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.
Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа (в редакции Федерального закона от 28.11.2015 N 327-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации).
1.8. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог и о сумме не удержанного налога.
Сообщение о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме не удержанного налога в соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ представляется по форме, утвержденной подпунктом 1.1 пункта 1 Приказа ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@.
1.9. Ответственность налоговых агентов по НДФЛ с 1 января 2016 года за неисполнение (ненадлежащее исполнение) ими обязанностей, связанных с представлением налоговому органу информации (сведений, расчетов).
В отношении налоговых агентов, представивших налоговому органу предусмотренные НК РФ документы, содержащие недостоверные сведения, установлена ответственность в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый такой документ (ст. 126.1 НК РФ, п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от N 113-ФЗ).
За непредставление в налоговую инспекцию в установленный срок расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, предусмотрен штраф в размере 1000 рублей за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для представления расчета (п. 1.2 ст. 126 НК РФ, пп. «б» п. 7 ст. 1, ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 113-ФЗ).
Налоговые органы также вправе приостанавливать операции по банковским счетам (переводы электронных денежных средств) налоговых агентов в случае непредставления ими в налоговый орган расчета сумм НДФЛ в течение 10 дней по истечении установленного срока (п. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 113-ФЗ).
Расходы на услуги нотариуса и их учет
Услуги нотариального характера предприятия могут получать от государственных или частных специалистов. Регламентация действий этих специалистов осуществляется через «Основы законодательства РФ о нотариате» (документ утвержден 11.02.1993 г. под №4462-1). За проведенные операции государственными нотариусами взимается госпошлина, а частные получают оплату по специальному тарифу. Отражение в учете таких платежей имеет ряд особенностей.
Вопрос: Вправе ли нотариус требовать оплаты в обязательном порядке услуг правового и технического характера при совершении нотариального действия?
Посмотреть ответ
Отражение расходов предприятия на нотариальные услуги в учете
За обязательные процедуры нотариального обслуживания предприятие должно заплатить государственную пошлину (специалисту, работающему в государственной структуре) или тарифную плату частному нотариусу (ее размер будет идентичен госпошлине).
Для необязательной группы услуг предусмотрены тарифные платежи. В налоговом учете перечисления в пользу нотариусов принимаются в сумме законодательно установленных тарифов, все оплаченные средства сверх нормы не учитываются в расчете налога на прибыль.
КСТАТИ! Стоимость услуг государственного нотариуса погашается в бюджет, а оплата счета частного нотариуса производится путем перевода денег на его расчетный счет.
Первичная документация для отражения нотариальных услуг в учете
Факт получения нотариусом денег от клиента должен подтверждаться первичной документацией. Унифицированных форм законодательством не предусмотрено. Платежные бланки заверяются подписью нотариуса и печатью. В тексте документа должны содержаться формулировки о назначении платежа, точно характеризующие суть оказанной услуги.
ВАЖНО! Чтобы предприятие могло принять в учете затраты на нотариальное обслуживание, оно должно получить от нотариуса подтверждающую документацию, в которой будут присутствовать все обязательные реквизиты (набор неотъемлемых элементов первички приведен в ст. 9 Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ).
Понесенные расходы на погашение задолженности перед нотариусами организации могут подтвердить при помощи выписки из реестра регистрации нотариальных действий. Этот реестр составляется по унифицированному шаблону и должен вестись всеми нотариусами без исключения. Чтобы получить выписку из него, необходимо составить письменное обращение к нотариусу. Основанием для признания расходов может стать акт, в котором будут указаны примененные тарифы и расценки за осуществленные нотариальные действия.
Вопрос: Как отразить в учете организации затраты, связанные с оплатой нотариальных услуг, если их оплата произведена через подотчетное лицо? Частным нотариусом выполнены нотариальные действия (удостоверение сделки и свидетельствование копий документов), а также оказаны услуги правового и технического характера (консультационные услуги, составление проекта договора, изготовление копий документов).
Посмотреть ответ
Подтвердить факт платного оказания услуг можно при помощи:
При оформлении справки-расшифровки обязательно надо выполнять такие условия:
Правила признания расходов, связанных с нотариальным обслуживанием
При отражении в учете затрат в форме платежей нотариусам их сумма может быть разбита на две части:
По правилам налогового учета в нотариальных затратах, уменьшающих налогооблагаемую базу, можно учитывать только расходы в сумме действующего нотариального тарифа. Осуществляется это при условии, что полученные услуги были необходимыми, их результатом стало оформление документов, без которых невозможно дальнейшее осуществление деятельности компании, направленной на извлечение прибыли.
Если организация обращалась к нотариусу за юридической помощью, консультационным обслуживанием или информационной поддержкой, то такие услуги не могут быть причислены к нотариальным. Этот тип затрат отражается компанией в составе прочих расходов, которые непосредственно связаны с производством и реализацией (Письмо от 26.08.2013 г. №03-03-06/2/34843, составленное Минфином).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Затраты, которые были осуществлены в связи с регистрацией юридического лица или в результате иных операций до момента официального создания предприятия, не могут быть отнесены на счет компании (правило касается и бухгалтерского, и налогового учета).
Суммы превышения нотариального тарифа не могут быть признаны в налоговом учете, если:
Чтобы учесть весь объем понесенных затрат по счетам нотариуса, в справке-расшифровке необходимо выделить сверхтарифные платежи. Их включить в расчет при выведении базы по налогу на прибыль можно, если причислить к одной из расходных групп:
ЗАПОМНИТЕ! В налоговом учете затраты на нотариальные услуги должны быть признаны на момент их начисления или с привязкой ко дню утверждения авансового отчета (если оплата производилась через подотчетное лицо).
В ситуациях, когда услуги нотариуса были необходимы предприятию для реализации сделки по приобретению основных средств, сумма оплаченного счета за нотариальные действия должна быть отнесена на итоговую стоимость покупаемого актива.
Счет и типовые проводки
Отражение оплат в пользу нотариальных контор в бухгалтерском учете может быть осуществлено двумя способами:
Выбор одного из вариантов зависит от цели обращения к нотариусу и величины примененного тарифа. Если размер платежа соответствует законодательно установленной госпошлине, то начисление обязательства перед нотариусом будет показано на 68 счете.
К СВЕДЕНИЮ! При использовании 68 счета для отражения расчетов с нотариусом необходимо открывать отдельный субсчет для учета государственных пошлин.
Счет 68 можно применять только в отношении средств, перечисляемых в бюджет, если получателем является другое юридическое лицо или самозанятое лицо, то в учете должен использоваться 76 счет. Дебетовые обороты по субсчетам 68 счета отражают факт перечисления средств.
Нотариальный тариф относится на 76 счет. В корреспонденции с ним могут вступать 26 счет, 44 или 91. Нормативное регулирование бухгалтерских операций в этой сфере осуществляется через ПБУ 10/99. Для отражения расчетов с нотариальными конторами надо обеспечить обособленное ведение учета по каждой из них.
При учете нотариальных услуг компания может использовать такие типовые записи:
При наличной форме расчетов и проведении операции через подотчетное лицо корреспонденции составляются между Д71 и К50 в момент выдачи денег сотруднику и Д44 и К71 при отражении фактических затрат в учетных данных. Выдача наличности сотруднику в этой ситуации будет оформляться при помощи РКО.
Для подтверждения факта оплаты нотариальных действий подотчетное лицо составляет авансовый отчет. Основанием для признания затрат в учете будет бланк, выданный нотариусом с перечислением совершенных им действий для предприятия-заказчика. Если подотчетное лицо потратило не все выданные ему средства, остаток должен быть возвращен в кассу. Эта операция фиксируется в учете через дебетование 50 счета и кредитование 71 и оформление ПКО.