какую основную цель ставит перед собой социальный предприниматель

Цели и задачи социального предпринимательства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Цели социального предпринимательства

Перед социальным предпринимательством ставятся серьезные и масштабные цели, в соответствии с которыми должна строиться стратегия развития социальных предприятий, оцениваться эффективность этого развития.

Для достижения этих целей необходимо обозначить и обеспечить приоритетные направления инновационного развития социального предпринимательства, разработать комплексную модель социально-экономической деятельности данного феномена как одного из основных элементов инновационного производственного механизма.

Задачи социального предпринимательства

Для укрепления и распространения социального предпринимательства необходимо решить две основные задачи: создание нормативной базы и информационное сопровождение.

Создание нормативной базы, законодательное закрепление понятия «социальное предпринимательство», активное включение государственных структур в процесс финансирования социального предприятия на начальных этапах его развития. Необходимо придать социальному предпринимательству определенный статус, отграничить данную сферу деятельности, что будет способствовать расширению социального предпринимательства.

Активное информационное сопровождение, осуществление просветительской кампании. Модель социально ориентированного бизнеса позволяет раскрывать идеи и результаты социальных проектов с разных позиций. Информационная кампания должна ориентироваться на представителей региональных органов власти, общественность, потенциальных социальных предпринимателей.

Готовые работы на аналогичную тему

Привлечение внимания общественности к феномену социального предпринимательства должно изменить к нему отношение, показать его всеобщую значимость и жизнеспособность.

Информационная кампания, направленная на поддержку социального предпринимательства, помогает поиску социальных проектов, необходимому мотивированию лиц, готовых заняться данным видом бизнеса. Эффективность такой кампании определяется доступностью информационных ресурсов, бизнес-инфраструктуры и финансовых средств для начинающего предпринимателя.

Социальное предпринимательство направлено на решение социальных проблем силами бизнеса, создание социального блага через частично прибыльную или прибыльную деятельность.

В задачи социального предпринимательства входит создание социально ориентированной экономики, способной обеспечить благотворное и мощное влияние на все слои общества, повышая качество жизни и улучшая состояние окружающей среди; сокращение уровня безработицы.

Социальное предпринимательство призвано решить следующие задачи:

Социальное предпринимательство должно обеспечивать: признание использование возможностей для создания продукта социального значения; социальность; создание социальной ценности, преследующее определенную цель; терпимость при возможных рисках в деятельности; использование инноваций для решения экологических и социальных проблем; ориентацию на рынок.

Решение поставленных задач предполагает: выявление составляющих инновационного роста; создание условий для инновационного развития социального предпринимательства; характеристика путей расширения среднего социального слоя.

Социальное предпринимательство – социально ответственная деятельность, направленная на решение социальных проблем и обеспечивающая выполнение ряда условий:

Задачи бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модель социального предпринимательства выполняет ряд существенных задач, а именно: позволяет социальному предпринимателю сформулировать внутренне согласованную и логичную концепцию организации предприятия, ее функционирования, довести ее до своих сотрудников.

Помимо того бизнес-модель является схемой для выявления важнейших переменных, которые используются в различных уникальных сочетаниях, т.е. модель может стать основой для инновационных подходов и идей; является средством для демонстрации экономической значимости предприятия, для привлечения инвесторов, а также других средств и ресурсов.

Модель направляет деятельность предприятия, устанавливая критерии оценки целесообразности различных тактических и стратегических решений, рассматриваемых руководством; выполняет роль основополагающих фильтров, через которые компания воспринимает внешний мир; позволяет определить преобразования и изменения, которые нужно осуществлять, учитывая с течением времени изменения внешних условий деятельности.

Источник

Социальное предпринимательство — бизнес для добра

какую основную цель ставит перед собой социальный предприниматель. tie 690084 1280. какую основную цель ставит перед собой социальный предприниматель фото. какую основную цель ставит перед собой социальный предприниматель-tie 690084 1280. картинка какую основную цель ставит перед собой социальный предприниматель. картинка tie 690084 1280. Вы будете перенаправлены на Автор24

Что такое социальное предпринимательство?

Социальное предпринимательство называют «бизнесом для добра». К сожалению, до сих пор возникает путаница в понятиях «социальное предпринимательство» и «социальная ответственность бизнеса», а само явление не очень популярно в российской экономике и даже считается убыточным. Мы расскажем о том, что представляют из себя предприятия, меняющие жизнь людей к лучшему.

Социальное предпринимательство — деятельность, которая направлена на решение социальных, культурных или экологических проблем с помощью бизнеса. Это могут быть:

Не прибыль, а социальная отдача

Социальный предприниматель формирует такую бизнес-модель, главное в которой — не прибыль, а социальная отдача. Многие путают социальное предпринимательство с социальной ответственностью бизнеса. Социальная ответственность крупных фирм всегда направлена на узкий круг потребителей. Так, многие коммерческие компании предоставляют своим сотрудникам различные социальные услуги:

Социальное предпринимательство же в свою очередь направлено на решение значимых общественных задач для широкого круга людей.

Такой вид бизнеса стремится к конкретному позитивному результату. При этом постоянно нужно находить новые методы работы, вовлекая инвесторов. Чтобы социальное предприятие продолжало свое существование, оно должно перейти на самоокупаемость. Кроме того, проект обычно предусматривает расширение, причем не только структурное. Распространение опыта также помогает увеличивать количество общественно значимых предприятий. Этот вид бизнеса в силу новизны еще не прижился в нашей стране и нередко считается убыточным, хотя у социальных предприятий большое будущее.

Виды социального предпринимательства

Социальное предпринимательство бывает двух видов: чистое и с корпоративной социальной ответственностью. В первом случае вся прибыль направляется на помощь нуждающимся. Во втором — только часть дохода.

Социальные предприниматели помогают:

какую основную цель ставит перед собой социальный предприниматель. startup 594090 1280. какую основную цель ставит перед собой социальный предприниматель фото. какую основную цель ставит перед собой социальный предприниматель-startup 594090 1280. картинка какую основную цель ставит перед собой социальный предприниматель. картинка startup 594090 1280. Вы будете перенаправлены на Автор24

Здравоохранение, туризм, культура, трудоустройство — это те области, которые также входят в зону интересов социального предпринимателя.

Существует много видов деятельности социального предпринимательства:

Многие интересные идеи успешно реализуются в российских городах. Например, курсы переобучения для людей с ограниченными возможностями, магазины с максимальными скидками на товары первой необходимости, социальные парикмахерские.

Бизнес и закон

26 июля 2019 года вступил в силу Федеральный закон 245-ФЗ, который ввел в законодательство Российской Федерации понятие «социального предпринимательства» и «социального предприятия». По закону социальное предприятие вправе получить от государства имущественную, информационную и иную поддержку. Социальный предприниматель также может получить поддержку от общественных организаций, негосударственных фондов. Но и к самому виду деятельности предъявляются определенные требования. Считаться социальным предпринимателем может не каждый.

Сейчас в мире всего менее 3% работников занимается социальным предпринимательством, тем не менее, это вид деятельности — будущее экономики, так как такой бизнес направлен на долгосрочную перспективу улучшения качества жизни людей.

Читайте также:

Источник

Важность цели: почему социальное предпринимательство похоже на шахматы

Шахматисты умеют делать многоцелевые ходы: улучшить положение фигуры, защитить другую фигуру и атаковать противника — и все это за один ход. Из многих возможностей и разновидностей комбинаций именно многоцелевые ходы часто оказываются наилучшими.

Импакт-инвестирование по определению — это многоцелевой ход: оно предназначено для достижения социально-экологического воздействия и прибыли одновременно. Давайте посмотрим, в какой степени социальное предпринимательство может быть многоцелевым с точки зрения типов воздействия и эффекта.

Государства — члены ООН приняли 17 целей устойчивого развития, которые должны быть достигнуты к 2030 году. Они задуманы как план «улучшения благосостояния и защиты нашей планеты» и стали всемирно признанным призывом к действию для решения мировых проблем.

По данным Global Impact Investing Network (GIIN), 73% импакт-инвесторов отслеживают, по крайней мере частично, свои инвестиции в плане достижения целей ООН. При этом они устанавливают в виде ориентира достижение одновременно в среднем восьми из 17 целей. Указывают ли эти статистические данные на тенденцию к массовым многоцелевым действиям или на склонность к их «коллекционированию»? Я называю «коллекционированием» выявление или применение задним числом дополнительных целей ООН, чтобы красиво отчитаться, а не для изменения через них мира к лучшему.

Давайте спросим гроссмейстера Тимура Гареева, занесенного в Книгу рекордов Гиннесса по наибольшему количеству одновременных шахматных партий с завязанными глазами, о конечном результате многоцелевых ходов. Гроссмейстер подтверждает, что многоцелевые ходы увеличивают шансы на успех. Но он предупреждает, что одновременное преследование большого количества целей рассеивает слишком много энергии. Если признанный шахматист не видит смысла в установлении большого количества целей, то как же 300 участвовавших в опросе импакт-инвесторов могут преследовать в среднем восемь целей ООН одновременно (даже девять, если учитывать получение прибыли)?

Цели ООН — источник вдохновения для человечества и должны именно так и использоваться. Однако одного вдохновения недостаточно для принятия решения об импакт-инвестициях. Существует много литературы в помощь инвесторам, которую модно сравнивать с картами, компасами и другими навигационными инструментами. Один из самых удобных такого рода инструментов — «Пять измерений воздействия», созданных Impact Management Project.

Среди других методов — импакт-компас, разработанный Центром социальных инноваций бизнес-школы Стэнфорда. «Изначально мы разработали этот инструмент для студентов, которые хотели оценить потенциал социально-экологического воздействия организаций, в которых они собирались работать», — говорит Бернадет Клавье, директор центра. Профессор Малхотра добавляет: «Теперь с помощью этого импакт-компаса мы можем рассчитывать и сравнивать потенциальные результаты разных проектов».

Однако сами по себе цели ООН не задумывались ни как инструмент для сортировки проектов на социально эффективные и неэффективные, ни как инструмент бухучета. Слишком буквальное применение некоторых широко сформулированных целей без использования установленных инструментов принятия решений может привести к непредвиденным результатам.

Генеральный директор «компании социального предпринимательства» однажды с гордостью сказал мне, отвечая на вопрос о целевом воздействии: «Все наши проекты соответствуют хотя бы одной цели ООН. А цель №8 такая легкая, мы всегда отмечаем ее как выполненную». Согласно ежегодному опросу GIIN 2020, 71% импакт-инвесторов нацелены именно на цель №8 намного больше, чем на любую другую. Цель ООН №8 — «Достойная работа и экономический рост» — благородная цель, но весьма широко сформулированная. В некоторых случаях она вполне уместна в качестве основной цели, но ведь не в 71% всех импакт-инвестиций!

Для импакт-фондов может быть вполне разумной ориентация сразу на многие области воздействия. Но в отношении отдельных компаний и проектов, возможно, «меньше значит больше». При этом показательно, что, согласно тому же ежегодному исследованию GIIN, импакт-инвесторы, которые ожидают рыночной доходности, стремятся к большему, а не меньшему количеству целей ООН, чем те, кто рассматривает социально-экологическое воздействие как главную цель (и кто готов пойти на компромисс с прибыльностью в пользу воздействия).

Решение проблемы направленного использования целей ООН просто сформулировать, сложнее отследить. На проектном уровне вместо коллекционирования многих целей должна быть провозглашена одна основная, которая будет отслеживаться и отражаться в отчетности превыше всех остальных. Эта одна из целей ООН должна соответствовать критериям пяти измерений воздействия, импакт-компаса, «теории изменений» (которая требует определения того, как именно будет достигнут желаемый результат) или любых других авторитетных источников. Фактически такая цель даже необязательно должна быть среди 17 целей ООН. Любая деятельность, направленная на решение или содействие решению конкретной социальной и/или экологической проблемы, будет достаточной в качестве всеобъемлющей цели. Неужели «социальное и экологическое» правда отражает все хорошее? Удивительно, но это так. Мы заботимся о нашей планете со всеми и обо всем на ней.

Тогда давайте оставим указание на несколько ключевых целей ООН для ситуаций win-win (двойного выигрыша) и реальных многоцелевых действий. Другие цели ООН тоже стоит отслеживать и включать в отчетность, но не в первую очередь, чтобы сместить акцент с количества целей на их качество.

Во время своего рекордного сеанса Тимур Гареев одновременно играл на 48 досках в течение 19 часов. Играя против него на одном из его сеансов, я собственными глазами наблюдала, как он сидит на велотренажере с завязанными глазами, жонглируя в голове множеством партий. Теперь я спрашиваю гроссмейстера: «Тимур, а сколько целей может преследовать многоцелевой ход?» Он улыбается и не видит смысла в таком подсчете: «Именно воплощение центральных принципов создает гармонию и приводит к успеху».

Не надо снижать стандарты целей ООН, просто ставя галочку об их выполнении. Пусть они вдохновляют инвесторов, и давайте относиться к ним с тем уважением, которого они заслуживают.

Источник

5 причин, почему стоит заняться социальным предпринимательством

Социально ответственный бизнес становится важным фактором привлекательности компаний. Предприниматели удовлетворяют потребности и используют возможности, которые не видят другие. Социальный бизнес внедряет инновационные идеи и продукты, решает важные социальные и культурные проблемы и в то же время приносит прибыль. Почему им нужно заниматься?

1. Решение социально значимых проблем и помощь в развитии общества

Сегодня различные социальные проблемы требуют незамедлительного решения. Например, экологические проблемы, безработица, проблемы незащищенных слоев населения. Например, число людей с ограниченными возможностями здоровья в трудоспособном возрасте в 2019 году составляет 3 458 231 человек, что составляет около 30% от общей численности инвалидов в России. А доля работающих инвалидов на 2020 год составляет 1 655 000, поэтому можно сделать вывод, что уровень занятости среди этой группы населения довольно низкий. Социально ответственный бизнес помогает людям с ОВЗ, компании предлагают рабочие места или проводят подготовку кандидатов.

2. Формирование положительного имиджа и репутации компании

Реализация социальных проектов помогает бизнесу выстроить свое позиционирование и миссию. Решение проблем общества не останется без внимания. Это не только сближает компанию с потребителями, но и расширяет лояльность среди других общественных групп.

3. Активное развитие социального предпринимательства во всем мире

Ведущие страны мира активно поддерживают социальный бизнес и создают благоприятные условия для его развития. Среди них Великобритания, США и Италия.

По статистике Thomson Reuters Foundation 2019 года, Россия заняла второе место наряду с Китаем, Германией и США среди молодых людей, которые оказывают положительное влияние на сектор социального предпринимательства. Россия поднялась в рейтинге стран по социальному предпринимательству с 43-го в 2015 году до до 23-го места в 2019.

4. Расширение партнерских отношений

Деятельность социального бизнеса часто поддерживается государством с помощью субсидий, налоговых льгот и других мер. Бизнес также может расширить сотрудничество с некоммерческими социально ориентированными организациями, которые могут помочь в развитии социального проекта. И, конечно, другие бизнесы и компании не откажутся от поддержки проекта, так как они учитывают глобальный тренд на социально ответственный бизнес.

5. Множество форматов и идей для социальных проектов

Социальный бизнес может развиваться в сфере образования, торговли, ресторанного бизнеса, трудоустройства, переработки отходов, поддержки малоимущих семей, пенсионеров, детей. И это только малая часть направлении. Важно отметить, что проекты могут формироваться на основе текущих запросов и проблем. Например, если говорить о сегодняшней проблеме пандемии коронавируса, то можно привести множество примеров социальной активности брендов и бизнеса. К примеру, фешн-индустрия, бренды которой запускали производство медицинских масок для медработников, например, Prada. И до более инновационных продуктов, например, антимикробная пленка Purity Russia, которой оклеили дома престарелых и инвалидов, то есть групп людей, наиболее подверженных заражению коронавирусом.

Таким образом, в современном понимании социальные предприниматели — это новаторы, способные сплотить вокруг себя единомышленников, найти необходимые ресурсы, интегрировать свои знания в современные технологии развития бизнеса. Социальное предпринимательство становится «новым» форматом ведения бизнеса, который ценит общество, что дает множество преимуществ для компании.

Источник

Кто такой социальный предприниматель по закону

Сегодня мы находимся в начале переломного момента — когда «социальное предпринимательство» — это не теория, а нормативно закрепленное понятие. С одной стороны, это значимый прорыв, возможности для регулирования нового формата бизнеса, где прибыль граничит с социальной ответственностью и добрым сердцем. С другой стороны, в эту категорию не попали явно общественно значимые и полезные проекты (субъекты хозяйственной деятельности).

Команда компании «Ортомода» более 20 лет меняет отношение общества к людям с инвалидностью и делает их мир лучше, через то, что умеет — производство ортопедической обуви и адаптивной одежды, которая будет не только функционально-реабилитационной, но модной и красивой. Вот только осознанное понимание, что это социальное предпринимательство, пришло к нам лет 8 назад, и то постоянно приходилось доказывать это, приводя разные аргументы перед инвесторами и государственными органами.

Когда я спрашиваю у людей из бизнеса и людей, работающих по найму: «Что такое социальное предпринимательство и кто этим может заниматься?». В ответ получаю: молчание, обрывки фраз: «Это благотворительность, это работа с инвалидам…. ». И еще все произносят как мантру: «Это деятельность, направленная на решение социальных проблем». С последним тезисом не поспоришь, и я бы так сказала. Однако остается много непонятного, давайте разбираться в деталях.

Понятие «социальное предпринимательство» установлено Федеральным законом № 209 от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства», как вы понимаете, в 2019 году в него внесли поправки, касающиеся определения «социального предпринимательства» и «социальное предприятие». Теперь мы не можем опираться на теорию, международный опыт – у нас началась своя история!

Разложим социальное предпринимательство как пирог, он состоит из нескольких начинок.

Критерий № 1. – Субъект Малого и среднего предпринимательства (далее МСП)

1) Ваша деятельность оформлена в виде: Индивидуального предпринимателя или Общества с ограниченной ответственностью (это самые распространённые формы, в законе перечень хозяйственных обществ шире). Кстати, МСП должно отвечать ряду признаков и имеет ограничения по составу участников Общества, размеру максимального дохода и количеству сотрудников. Чаще всего начинающий предприниматель подходит под эти критерии (например, максимальные значения малого предприятия: доход 800 млн. руб. в год, и не более 100 сотрудников).

Хорошая новость – вам не нужно никуда ходить, ничего специально заполнять, чтобы подтвердить статус субъекта МСП, это делает федеральная налоговая служба, если вы сдаете отчетность в контрольные органы в срок.

Не являются субъектами МСП некоммерческие организации и самозанятые. Распространенное явление, когда социальная деятельность реализуется некоммерческими организациями (далее СО НКО). Если работаете в такой организационной форме – под статус «социальное предприятие» вы не попадаете.

Если вы подходите под Критерий № 1, ставим галочку, идем дальше.

Критерий № 2. – Основной вид деятельности — достижение общественно полезных целей.

Давайте разберемся как законодатель предлагает определять «общественно полезные цели». Государство выделило некий пласт социальных проблем, и указало их в «лицах» и «проблемах». Одна из главных задач — сокращение напряженности в этих областях.

Первый вариант «общественной полезности»: трудоустройство граждан, которые находятся в неравных условиях в силу физического здоровья или жизненных обстоятельств; а вы создаете условия для их труда и получения заработка, тем самым внося существенный вклад в улучшение качества жизни людей, а именно:

а) инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья;

б) одинокие и (или) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов;

в) пенсионеры и граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);

г) выпускники детских домов в возрасте до двадцати трех лет;

д) лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие неснятую или непогашенную судимость;

е) беженцы и вынужденные переселенцы;

ж) малоимущие граждане;

з) лица без определенного места жительства и занятий;

и) граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании;

1.1. Количество трудоустроенных. Важно соблюдать условие — у вас должно быть трудоустроено более 50% таких людей. Сотрудники могут относиться, только к одной категории или к нескольким. Например, только инвалиды, или инвалиды, беженцы и выпускники детских домов.

1.2. Размер. Фонд оплаты труда, от этой категории сотрудников должен быть не менее 25%. Таким образом, ваше предприятие не обязательно должно состоять исключительно из работников указанных категорий, но в установленных пределах.

Если вы субъект МСП и ваша бизнес модель и миссия предполагает трудоустройство указанных категорий граждан – вы можете отнести себя к социальному предприятию. Однако, если вы будете клеить акцизные марки на алкогольную продукцию и соответствовать указанным требованиям, то это не социальное предприятие.

Примером бизнес модели может служить проект – швейной мастерская в Казани «Чудо Мамы» https://vk.com/chudo_mam. Мастерская трудоустраивает одиноких и многодетных мам, воспитывающих несовершеннолетних детей, проводит обучающие мастер классы для освоения новой специальности и предоставляет швейный коворкинг, куда можно придти с ребенком, занять его играми в детской комнате и сшить нужную вещь.

Второй вариант сферы социального предпринимательства: реализовывать товары и/или услуги (далее буду обобщать словом Товар), которые произведены категориями граждан, указанных выше.

И снова два дополнительных условия:

1.1. Условия про Товар. В общей доле Товаров, которые вы реализуете, должно быть не менее 50% Товаров, произведённых указанными выше категориями граждан. Например, вы реализуете свечи, произведенные слепоглухими и сумки, сшитые пенсионерами, а еще вы продаете тетради, произведенные на предприятии людьми, которые не входят в эту категорию. Продажа свечей и сумок должна составлять более 50% от общего объема продаж;

1.2. Условия про Прибыль. В следующем календарном году, когда вы посчитаете чистую прибыль от доходов за прошедший год – вы должны направить эту прибыль на осуществление (развитие, совершенствование) этой деятельности в размере — не мене 50%.

Интернет площадка Buy Social https://www.buysocial.ru/ является примером такой бизнес модели. Магазин представляет товары, произведенные людьми с инвалидностью, выпускниками детских домов, пенсионерами и продает его, способствуя расширению рынка сбыта товаров, произведенных уязвимой категорией граждан.

Если вы не можете отнести свою деятельность ни к первой, ни ко второй категории – идем дальше.

Третий вариант сферы социального предпринимательства: производство Товаров для лиц, указанных выше, которые позволяют преодолеть или компенсировать ограничения их жизнедеятельности, а также возможности участвовать наравне с другими гражданами в жизни по следующим направлениям деятельности:

1.1. Условие по видам Деятельности:

а) деятельность по оказанию социально-бытовых услуг, направленная на поддержание жизнедеятельности в быту;

б) деятельность по оказанию социально-медицинских услуг, направленная на поддержание и сохранение здоровья путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;

в) деятельность по оказанию социально-психологических услуг, предусматривающая оказание помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде;

г) деятельность по оказанию социально-педагогических услуг, направленная на профилактику отклонений в поведении;

д) деятельность по оказанию социально-трудовых услуг, направленная на оказание помощи в трудоустройстве и в решении иных проблем, связанных с трудовой адаптацией;

е) деятельность по оказанию услуг, предусматривающих повышение коммуникативного потенциала, реабилитацию и социальную адаптацию, услуг по социальному сопровождению;

ж) производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, программного обеспечения, а также технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации (абилитации) инвалидов;

з) деятельность по организации отдыха и оздоровления инвалидов и пенсионеров;

и) деятельность по оказанию услуг в сфере дополнительного образования;

к) деятельность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.

Если вы нашли себе в этом перечне, изучаем вопрос дальше.

1.2. Условия по структуре Дохода. Доля дохода от производства/реализации таких товаров и услуг должна быть более 50%.

1.3. Условия про Прибыль. Не менее 50% полученной прибыли, должно быть направлено на осуществление (развитие, совершенствование) такой деятельности;

Как мы видим, три пункта «общественной полезности» привязаны к ядру категорий граждан, которые нуждаются в создании особых условий для организации достойной жизни. Вроде бы перечень деятельности широкий, и каждый пункт важен и актуален. Однако, жизнь более многогранна, и, если ваша деятельность действительно общественно полезная, но не касается напрямую указанных лиц, вам стоит обратить внимание на четвертый пункт.

Приведу несколько примеров бизнесов. Специализированная туристическая компания для инвалидов «Либерти» http://www.libertytour.ru/ — создает условия для организации отдыха и оздоровления инвалидов, делая объекты культуры и природного наследия доступными для посещения.

Компания «Ортомода» http://www.orthomoda.ru/ — производит технические средства реабилитации для инвалидов: ортопедическую обувь и адаптивную одежду для людей с инвалидностью. Вместе с тем, на предприятии работает 20% людей с инвалидностью и 20% людей пенсионного возраста, но по этому критерию «Ортомода» не проходит, так как нет 50%., но проходит по критерию – производитель ТСР для инвалидов.

Четвертый вариант сферы социального предпринимательства.

Чтобы не запутаться, стираем в памяти все что читали выше и вникаем заново.

1.1. Общественно полезной деятельностью признается достижение целей, способствующих решению социальных проблем общества по следующим видам:

а) оказание психолого-педагогических и иных услуг, направленных на укрепление семьи, обеспечение семейного воспитания детей и поддержку материнства и детства;

б) организации отдыха и оздоровления детей;

в) оказанию услуг в сфере дошкольного образования и общего образования, дополнительного образования детей;

г) оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

д) обучению работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций, направленному на повышение качества предоставления услуг такими организациями;

е) культурно-просветительская деятельность (в том числе деятельность частных музеев, театров, библиотек, архивов, школ-студий, творческих мастерских, ботанических и зоологических садов, домов культуры, домов народного творчества);

ж) услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

з) выпуск периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке десять процентов.

Если вы нашли себя в этих 8 пунктах – Отлично, проверяем критерии дальше.

1.2. Условия по структуре Дохода. Доля ваших доходов от осуществления такой деятельности составляет не менее 50% в общем объеме доходов.

1.3. Условия по Прибыли. В следующем календарном году, когда вы посчитаете чистую прибыль от доходов за прошедший год– вы должны направить эту прибыль на эту же деятельность в размере догадайтесь каком — не мене 50%.

Например, школа робототехники «ТехноКласс» http://technoklass.org/ организует дополнительное обучение детей, основная цель – это пробуждение интереса и развитие технического творчества. Или интересный пример «Альтуризм» https://altourism.ru/ проект восстанавливает сельские пространства и развивает туризм со смыслом. Перечень примеров на столько широк, что вы и сами сможете привести много примеров, главное направлять чистую прибыль на развитие деятельности.

Вот весь перечень, который позволяет вам получить статус социального предприятия. Однако и он не исчерпывающий. Субъекты РФ могут дополнять этот список и расширить как по лицам, кому требуется поддержка, так и по видам деятельности.

Частый вопрос: «Нужно ли соответствовать всем критериям: и трудоустраивать людей, и товары реализовыват…? ». Для признания вас социальным предприятием необходимо соответствовать только одному параметру, однако, если ваша деятельность закрывает несколько позиций, это может сыграть дополнительный плюс при получении мер поддержки от государства.

Возможно условия покажутся суровыми, но они вполне логичны и последовательны. А как показывает практика, большая часть малого бизнеса (тем более социально-ориентированного) – чаще всего работает в одной нише (занимается одним видом деятельности), а 99% прибыли направляет на развитие бизнеса. Кто не работал в такой системе координат – придется поменять парадигму или не претендовать на статус социального предприятия.

Вместе с тем, стоит поблагодарить законодателя, что он предусмотрели гибкие условия относительно соотношения видов деятельности, зачастую работа только в одном направлении не позволит бизнесу справится с финансовой нагрузкой.

Давайте еще раз сложить «пирог», чтобы понять подходите ли вы под статус «социальное предприятие» по формальным признакам.

А) Первый слой – Вы субъект МСП

Вы коммерческая организация или ИП, соответствуете требованиям к МСП согласно ст.4 ФЗ-209;

Б) Второй слой – Определяем и соотносим свою общественно полезную цель (ч.1ст.24.1 ФЗ-209);

В) Третий слой — Помним про магические условия не менее 50%;

Г) Изучаем нормативные акты в вашем регионе, возможно в вашей местности есть территориальная, национальная и т.д. особенности и список категорий граждан и\или деятельности расширен.

Вы поняли, что соответствуете критериям социального предприятия, все же одного понимания недостаточно, необходимо заявить о себе и войти в реестр социальных предприятий. О порядке вхождения можно написать целую статью. Вместе с тем, ответственные за формирование реестра органы, лояльно настроены и готовы помогать.

Второй самый часто задаваемый вопрос: «Зачем мне это?» Для социальных предприятий предусмотрены отдельные меры поддержки, согласно п.5 ст.24.1 ФЗ-209 это:

1) обеспечения наличия инфраструктуры поддержки социальных предприятий;

2) оказания финансовой поддержки;

3) оказания имущественной поддержки;

4) оказания информационной поддержки;

5) оказания консультационной и методической поддержки;

6) содействия в развитии межрегионального сотрудничества, поиске деловых партнеров, в том числе путем проведения ярмарок, деловых конгрессов, выставок, а также обеспечения участия социальных предприятий в указанных мероприятиях на территориях субъектов Российской Федерации и на территориях муниципальных образований;

7) организации профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования и содействия в прохождении независимой оценки квалификации работников социальных предприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) реализации иных мер (мероприятий).

В настоящий момент перечень не выглядит уникальным в отличии от общих мер поддержки для МСП. Но важно, что он закреплен, и со временем будет уточняться, адаптироваться под истинные нужды. Кроме того, при получении мер поддержки вам не надо конкурировать со всеми предприятиями МСП – только с аналогичными – социальными.

Вместе с тем, все понимают, что жизнь разносторонняя, социальные и техногенные явления происходят намного быстрее, чем на них реагирует законодатель. Даже закреплённый список общественно полезной деятельности, не отражает всех важных аспектов, которые актуальны для нашей жизни. Если ваш перечень деятельности выходит за эти рамки, это не должно вас остановить от ведения бизнеса «со смыслом». Если вы субъект МСП – государство так же активно поддерживает развитие данного направления (в настоящий момент времени эти меры поддержки и не отличаются). Работают программы корпоративной социальной ответственности (КСО) у крупных российский компаний и транснациональных холдингов. Если ваша социальная деятельность ведется от НКО – для вас так же открыты программы КСО и гранты для некоммерческого сектора, в дополнение – вы можете пересмотреть свою бизнес модель и открыть хозяйствующий субъект, советующий требованиям МСП.

В начале 2020 года «лицо» социального предприятия выглядит так, как описано выше. Его черты и характер мы сможем увидеть после формирования реестра социальных предпринимателей, к 4 кварталу 2020 года уж точно. Обязательно заявляйте о себе, вступайте в реестр и активно выражайте ваше мнение о мерах поддержки и корректировок в закон. Только ваша активная позиция может сделать условия ведения бизнеса более комфортными и направленными на его развитие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *