какую обувь носят балерины
Пуа́нты (от фр. les pointes des pieds — «кончики пальцев»; также па́льцевые ту́фли, иногда колки́ или каски́, разг.) — женские балетные туфли, неотъемлемая часть женского танца в классическом балете. Пуанты позволяют танцовщице принять положение с точкой опоры на кончики пальцев вытянутой стопы одной или обеих ног (фр. sur les pointes), что делает позу менее бытовой и более возвышенной.
Возникнув как средство образной выразительности с наступлением эпохи романтизма, первоначально применялись для ролей фей, богинь и прочих волшебных созданий, чтобы подчеркнуть их неземное происхождение — тогда как «простым смертным» отводился танец на полупальцах (фр. sur le demi-pointes) или в характерных туфлях на каблучках. В балете времён академизма также подчёркивали социальные различия между благородными героинями и их окружением обычного происхождения.
Пуанты XIX века сильно схожи по форме с бальными и уличными женскими туфлями конца XVIII — 1-й половины XIX века, когда после революции француженки практически отказались от каблуков, ставших символом опасной принадлежности к аристократии в пользу античной естественности. Как и бальные туфли, их делали из шёлкового атласа, на плоской кожаной подошве с носком прямоугольной формы. «Греческую моду» 1790-х подхватили и танцовщицы: Мария Медина, а вслед за ней и другие артистки, выходили на сцену в хитонах и сандалиях, проповедуя свободу. В то же время такие танцовщицы, как мадмуазель Паризо, продолжали танцевать в узких туфельках на низком каблуке (однако уже без пряжек, бантиков, цветов и прочих украшений времён рококо).
Для того, чтобы в готовых туфлях можно было танцевать, балерины проделывают с ними множество различных манипуляций: пришивают к ним ленточки-завязки и различные виды резинок, не дающие «вываливаться» подъёму, а самим туфлям — соскальзывать с ноги; отбивают с помощью молотка твердый «стакан» («коробочку») из слоя проклеенных тканей, чтобы он нигде не давил и не натирал пальцы; срезают атласный «пятачок» и обмётывают его нитками или обвязывают крючком (также существуют нескользящие накладки, которые можно наклеивать прямо на «пятачок»), делают небольшие надрезы на стельке с помощью ножа или тёрки. Хотя некоторые балерины предпочитают работать босиком, большинство вставляют внутрь силиконовые вкладыши и другие материалы, помогающие предотвратить появление мозолей.
От многочисленных подъёмов на пальцы во время танца и спуска с них туфли постепенно размягчаются и разбалтываются. Их срок службы зависит от интенсивности нагрузки: так, балерина, исполняющая главную роль в балетном спектакле, с большим количеством дуэтов, вариаций и других выходов, может сменить за вечер несколько пар обуви. Кроме того, для таких спектаклей, как «Жизель», где каждый акт требует своей техники и выразительности, артисты готовят разные туфли для каждого действия.
Чтобы не поскользнуться во время движения, раньше, когда покрытие планшета сцены и репетиционных залов было деревянным, для лучшего сцепления использовали канифоль а также обычную воду — садовая лейка была непременным атрибутом репетиционных залов. Существовала даже пословица: «Кто не умеет поливать — тот не умеет танцевать». После того, как дерево было повсеместно заменено сценическим линолеумом, артисты стали использовать липкую при высыхании сладкую газировку, например, «кока-колу».
Балерина Татьяна Рябушинская, обшивающая свои пуанты (Сидней, ок. 1937—1940)
От пачки до шопенки – азбука балетной одежды
Помните Керри Брэдшоу в заставке к сериалу «Секс в большом городе»? Розовое боди и тюлевая юбка, как у балерины? Это самое известное, но далеко не единственное признание важнейшей роли балета в современной моде.
Начало этого влияния приписывают, и совершенно заслуженно, антрепризной труппе «Русские сезоны» Сергея Дягилева, с которой началось повальное увлечение Европы русской культурой. Влияние художников, оформлявших спектакли, уже 100 лет чувствуется в коллекциях домов моды.
Именно дягилевский балет переодел всех в насыщенные цвета, люрекс и перья, во многом подтолкнул корсеты из женский шкафов и изгнал излишнюю строгость – из мужских. Со временем эволюционировали костюмы. Эстетика танца требовала большего обнажения тела, и если вначале сценические костюмы мало отличались от одежды зрителей, то постепенно персонажи дворцовых сказок стали переодеваться в трико и короткие пачки.
Классический костюм балерины из «балетов наследия» состоит из трико, пачки, головного убора, пуантов, иногда рукавчиков. Нередко на сцене требуется максимальное обнажение, и тогда в ход идут бесшовные боди или маечка и трусы телесных оттенков, которые не сильно видны из зрительного зала.
Пачка
Тюлевая юбка, посаженная на кольца, которые держат ее горизонтально над полом и открывают ноги балерины, и пришитый к юбке лиф. Он застегивается сзади на крючки, расположенные в разные стороны, чтобы, наклоняясь назад и вперед, балерина не оголилась.
Пуанты
Знаменитые твердые туфли, в которых балерина может танцевать на кончиках пальцев. Кстати, у них есть рабочее название «пальцы», или по-ленинградски – «каски». Они обтянуты шелком, каждая балерина самостоятельно обшивает пятачки исходя из своего удобства, а также ленты и резинки, чтобы туфельки сидели на ножке плотно.
Трико
Плотные белые или розовые колготки со специальным отверстием на ступне, сделанным для удобства надевания на стопу вкладышей, защищающих ноги от мозолей. У мужчин также есть трико, оно больше напоминает лосины, под них надевают бандаж, чтобы все мужские прелести были собраны и не мешали выполнять прыжки и пируэты.
Комбинезон и юбка, все Dior. Прическа: Евгений Трефилов для Redken. Макияж: Кирилл Шабалин/YSL Beauty
Балетки
В народе их зовут чешками, но все-таки этот термин ближе к гимнастической обуви. В балетных мягких туфельках балерины отрабатывают свои па у станка и на середине зала, а также исполняют современную хореографию.
Шопенка
Такое название закрепилось за трехслойной объемной юбкой длиной до щиколотки после появления романтического балета «Шопениана». Балерины в таких юбках предстают невесомыми созданиями, летящими, как пух от уст Эола. В шопенках танцуют разные балеты, в том числе «Жизель».
Хитон
Свободное платье, которое бывает разной длины и фасона, в нем может танцевать кордебалет или главная героиня.
Туфли
На устойчивом пятисантиметровом каблуке туфли с ремешком используются на репетициях и в спектаклях, где есть совмещенные с классической хореографией характерные или народные танцы.
Гетры и лосины
Еще гетры называют шерстянками. Их надевают только в репетиционном зале вместе со штанами «сауна», в которых танцовщицы разогреваются.
Только с недавнего времени спортивные лосины активно используются балеринами в работе, а бренды спортивной одежды стали предлагать более тонкие и облегающие модели. Комбинезоны для йоги очень удобны для репетиций с партнером, поэтому спортивная мода пользуется все большей популярностью у танцовщиков.
Комментируя мои фотографии перед выступлениями, подписчики в инстаграме часто спрашивают, что за сапожки у меня на ногах. Их называют чунями. Балерина в пуантах обувает иногда чуни, как валенки, чтобы в любой момент их снять или передвигаться по театру босиком, для отдыха ног.
Купальник
Кстати, боди балерины называют купальником. Некоторые танцовщицы стали сами создавать целые коллекции купальников, юбочек, одежды для разогрева, которые пользуются успехом у коллег.
Собираясь на репетицию, я всегда беру с собой спортивную футболку или термоводолазку, толстовку без капюшона (он мешает при вращениях), жилет, спортивные штаны-«сауна», длинные и короткие гетры, купальник и лосины, а также чуни и целую сумку всяких аксессуаров и мелочей, необходимых для подготовки к встрече с публикой.
Азбука балетной одежды: собираем гардероб для занятий хореографией
Балетные постановки, которые мы смотрим в театре – результат огромного труда и сотен часов, проведенных в репетиционном зале. В этих условиях форма для занятий балетом должна быть сверхудобной. Разбираем с участницами образовательной программы по хореографии, из чего состоит типичный балетный гардероб и зачем танцовщику надевать «сто одежек».
Какой бывает обувь для балетных классов
Неотъемлемая часть гардероба каждой балерины – мягкие балетные туфли (балетки) и пуанты. Для занятий по характерному танцу (народно-сценический танец) надевают специальные кожаные туфли с каблуком, которые в обиходе танцовщики называют «нархарками». Чаще всего такие туфли – черного цвета, реже – белого или красного, в зависимости от костюма, выбранного для конкретной постановки. Чтобы сохранить эластичность разогретых связок, используются балетные чуни – ботиночки с пухом, которые сильно шуршат при ходьбе и внешне напоминают стеганые валенки или угги.
Помимо базовой обуви, в «кладовой» балерины может храниться пара туфель для важных выходов и выступлений. Так, у Майи Плисецкой – величайшей балерины ХХ века – были серебристые туфли Rayne с перепонками в джазовом стиле, которые она надевала лишь на особые вечера.
Фото: glamour.ru
Из чего состоит комплект балетной одежды танцовщицы
Для ежедневных занятий молодые артисты балета надевают трико, которое на 90% состоит из полиамида – эластичной, сверхпрочной и в то же время тонкой ткани, нить которого всего в 2 раза толще волоса человека. Внешне балетное трико напоминает обычные колготы, но есть отличие – специальное отверстие для стопы, позволяющее быстро надевать балетную обувь.
Из прочих элементов балетной формы в сумке танцовщицы обязательно присутствует купальник – боди (который танцовщицы называют именно купальником), кофта, комбинезон-сауна, спортивные штаны, гетры, которые надеваются поверх трико и служат для разогрева мышц. Если артист почувствовал боль в мышцах или суставах, гетры не снимают до конца репетиции для защиты, например, голеностопа от травм. В целом, для занятий в зале важно, чтобы одежда хорошо растягивалась и не сковывала движений. Цвета и модели одежды для занятий танцовщики выбирают по своему вкусу и настроению.
Комплект одежды часто зависит от вариаций и ролей балетного спектакля, который репетирует танцовщик. К примеру, для характерного танца используют юбку в форме полусолнца из плотной черной ткани, длиной чуть ниже колена; для историко-бытового танца – юбку-шопенку, а для вариаций классического наследия чаще используют балетную пачку. К слову, впервые в балетной пачке в 1832 на сцену вышла итальянка Мария Тальони – правда, тогда наряд сочли неприлично коротким.
«Если мы репетируем классическую постановку, я всегда надеваю репетиционную пачку. Она помогает привыкнуть к балетным движениям в сценическом образе, почувствовать сопротивление воздуха при вращении», – рассказала Татьяна Сычева, студентка Московской государственной академии хореографии. Юная балерина добавила, что при исполнении балетных па (поддержек) очень важно партнеру соблюдать дистанцию, чтобы пачка не сминалась.
Зачем так много одежды сразу?
Если заглянуть в закулисье перед спектаклем, можно увидеть, сколько всего надето на балерине. Зачем это нужно? На самом деле, многослойная одежда позволяет гораздо быстрее разогревать мышцы и долгое время сохранять их в тепле. Перед следующим приходом в зал или на сцену после небольшого перерыва артисту не придется тратить время на растяжку и разогрев. Это помогает избежать травм: на «холодное тело» нельзя выполнять сложные элементы. К тому же, после репетиций часто проветривают помещения – без теплой одежды можно легко простудиться.
Лексика балетного гардероба: от касков до кички
В Москве и Санкт-Петербурге существуют различия в балетной лексике. Например, в Москве пуанты называют «пальцами», а в Санкт-Петербурге для тех же понятий используют другой термин: каски́.
«В балетной лексике есть много слов, которые редко звучат в повседневной речи. Первое, что пришло в голову – обычную мягкую обувь мы называем «балетками» или просто «мягкими». Знакомые многим пуанты превращаются в «каски»», – поделилась Полина Холодкова, ученица Академии русского балета им. А.Я. Вагановой.
Украшения и макияж
Трудно представить балерину в образе без красивого грима и яркого сценического костюма. Но репетиция – дело другое. Для ежедневных занятий в балетном зале сценический грим не обязателен. Юные балерины и вовсе стараются избегать его на репетициях: педагоги советуют показывать натуральную красоту. Неоднозначное отношение сложилось в балетной среде и к украшениям (кольцам, серьгам) вне сцены:
«В профессиональных балетных школах вовсе запрещено приходить на занятия с украшениями – это очень травмоопасно», – отметила Полина Холодкова.
На сцену балерины выходят уже «при параде» – в бижутерии и с украшениями на голове: коронами, диадемами, перьями или венками. Все это подчеркивает образ и помогает передать специфику роли.
Так или иначе, комфорт и эстетика неразрывно связаны в профессиональном балете. Юные танцовщики отмечают: не важно, находишься ты на репетиции или на сцене – выглядеть красиво нужно всегда. Именно поэтому, наверное, случается, что среди десятков стеллажей с концертными костюмами в гардеробе балерине оказывается «нечего надеть».
Автор: Эльвира Слободян, НИУ ВШЭ
Какая одежда и обувь подойдет для занятий балетом?
Содержание
Когда вы отправляете ребенка в балетную секцию или сами начинаете заниматься классической хореографией, вопрос о правильной и удобной одежде для тренировок будет актуален. Помимо того, что обувь и одежда обязательно должны быть комфортными, не пережимать тело и не сковывать движения, у балерин есть несколько секретов, помогающих сделать тренировки в разы эффективнее.
Собираем тренировочный наряд балерины
Первое, на что обращают внимание люди, пришедшие из фитнеса или профессионального спорта – обилие одежды на танцорах во время тренировок. Обычных шорт и майки будет недостаточно, даже если такой формат спортивного костюма для вас очень комфортен. На самом деле, балерины почти всегда предпочитают многослойный наряд.
Зачем танцорам такое большое количество одежды? Это делается для того, чтобы суставы и мышцы, разогретые во время разминки, не остывали во время отработки балетных па. Дело в том, что в классической хореографии часто отрабатываются позиции и движения, задействующие только одну или несколько групп мышц. Если при этом остальные части тела перестают прогреваться и мерзнуть, при переходе на новое движение возникает дискомфорт, повышается риск получить травму. Именно по этой причине на танцорах балета во время тренировок можно увидеть еще и гетры, шарфы, специальные чуни, несколько слоев футболок помимо купальника. Со временем к такому формату одежды быстро привыкаешь, и он уже не доставляет дискомфорта.
Если говорить о выборе правильных элементов такого балетного наряда, здесь все становится несколько сложнее. В продаже сейчас есть десятки профессиональных брендов, каждый из которых предлагает разные расцветки, материалы и качество балетной одежды. Сразу скажем, что хорошая спортивная одежда не стоит дешево – производители уделяют время составу материала, его эластичности, прочности и качеству швов. Это все делает тренировки комфортными, ведь вы не думаете над тем, что где-то шов трет или ткань не пропускает воздух.
Благо, большинство хороших брендов можно заказать в интернете. Но при этом обязательно уделяйте внимание самому размеру. Не берите одежду на вырост для ребенка или себе на несколько размеров больше (или меньше). Спортивная одежда обязательно должна сидеть по размеру. Таким образом, она не будет пережимать мышцы, нарушая кровообращение во время занятий. В то же время, слишком большая одежда не выполнит основную функцию балетной многослойности – мышцы не будут прогреваться, и не выйдет сразу станцевать сложную партию без предварительной разминки в «облегченном» костюме.
Обязательно учитывайте вид классической хореографии, которым вы занимаетесь. Если это классический балет, то вещи должны быть приталенными – трико и лосины обязательны. Вы просто не сможете удобно крутить фуэте, если на вас надето много слоев одежды, или один – но свободный и удобный. А вот в современном балете свободна допускается, и правильно подобранный свободный костюм позволит подчеркнуть плавность движений и гораздо удобнее в тренировке.
Важный момент, на который редко обращают внимание особенно представительницы прекрасной половины балета. Не выбирайте одежду с большим количеством аксессуаров (это касается и резинок, заколок для волос). Потенциально ваш наряд не должен повышать риск получения травмы не только у вас, но и у партнера. Нигде не должно быть острых элементов, бусин, слишком острых змеек и прочей фурнитуры. На репетиции форма должна быть максимально безопасной.
Если ваш ребенок будет заниматься балетом профессионально, то вам наверняка придется купить еще и репетиционную пачку. Она отличается от сценической (более дешевая). Некоторым нужны будут для выступления специальные юбки-шопенки, которые для репетиций можно пошить самому или приобрести в специализированных магазинах. Для сценических костюмов расписывать основные требования практически бессмысленно, ведь швея, которая будет заниматься изготовлением наряда, наверняка, знает, что именно нужно юным танцорам.
Кстати, небольшие сережки и цепочку можно оставить на репетиции, но для выступления их придется обязательно снимать. Мы все же рекомендуем избавляться от ювелирных украшений даже на тренировке, ведь это может нанести вред не только вам.
Трико и купальник – святая пара для каждой балерины
Не обойтись на выступлениях или тренировках без качественного трико и купальника. Обязательно обращайте внимание на цвет трико для выступлений – считается, что он обязательно должен совпадать с цветом пуант и ленточек к ним.
С купальником для занятий все несколько проще. Подбирайте комфортную для себя ткань и размер. Купальник не должен натирать и стеснять движений. Возможно, вам придется померить несколько десятков моделей перед тем, как вы найдете действительно «свою». Тогда берите сразу несколько – купальники балерины меняют тоже довольно часто.
Для трико и купальников важно обратить внимание на швы. В хорошей спортивной одежде они обязательно будут плоскими и незаметными. Это не только эстетический аспект, но и ваш комфорт. Выпуклые и грубые швы слишком сильно натирают кожу во время движений и мешают сосредоточиться на технике во время тренировки.
Какая у балерин обувь?
С переходом на профессиональный спорт балерины в основном танцуют в пуантах. Специальная обувь вроде джазовок (кроссовки с гнущейся подошвой, которые используют в тренировках практически все танцоры) используется в тренировках между отработкой балетных па или начинающими балеринами.
Кстати, если вы занимаетесь классической хореографией в качестве хобби или не можете надевать пуанты по состоянию здоровья, поищите удобные балетки или чешки.
Если же занимаетесь в пуантах, то говорить об их выборе можно очень долго. Главное, чтобы они были по размеру и хорошо сидели, обязательно твердый носочек. Вне тренировок на пуантах балерины любят носить удобную ортопедическую обувь или специальные дутые тапочки. Они помогают сохранять мышцы стоп в тепле и позволяют немного отдохнуть ногам между тяжелыми в носке пуантами.
В качестве итога
Подбирать балетную обувь, на самом деле, несложно. Главная задача – сделать так, чтобы вам было комфортно. В качестве итога – несколько советов:
© 2021 Балетная студия в Москве «En Pointe»
Как называется обувь для балета
Рождение волшебной туфельки. История пуантов.
Красивые атласные туфельки с жестким носком, без каблука, на ленточках. Балерины словно рождаются в них. Но поначалу не существовало ни обуви, ни слова «пуанты», а был лишь французский термин — танцевать sur les pointes, что значит — танцевать на кончиках пальцев. Пуант — в переводе с французского «острие». Пуантами называются кончики пальцев ног. Танцевать на пуантах — значит танцевать, опираясь не полностью на всю стопу, а только на пуанты.
Несмотря на кажущуюся простоту конструкции процесс «создания» паунтов — это целое искусство. Балетная туфелька состоит из 54 деталей, которые надо изготовить, собрать и подогнать по ноге. Верх пуанта — атлас и бязь ( изнанка), подошва — настоящая кожа, «коробочка» — жесткая часть над опорным пятачком — из 6 слоев мешковины и текстиля, наклеенных на вывернутый носок. Клей специальный из натуральных компонентов. Еще сырую заготовку надевают на колодку, придавая ей необходимую форму, а затем полируют специальным молотком. Верх и низ сшивают вручную особым однониточным швом. Нить обрабатывают пчелиным воском и канифолью. Сушат пуанты как фрукты в течение 12 часов при температуре 40 — 50 градусов по Цельсию. Помимо конвективной сушки используются и инфракрасные излучатели.
Здесь все учитывается до последних мелочей и подбирается индивидуально (разная открытость, жесткость и полнота, низкий и высокий подъем).
Строение пуантов:
▪ Коробочка
▪ Крылышки
▪ Складки
▪ Подошва
▪ Задний шов
▪ Средний шов
▪ Пятка
▪ Закрытость
▪ Носок
В России пуанты делаются исключительно вручную. Процесс является самым сложным из процессов в технологии изготовления обуви. В Европе в большей степени их делают машины.
Опытный мастер может за день собрать примерно 12 пар пуантов
Носок пуант заливают гипсом, и состоит из нескольких слоев, делают из 6 слоев обычной мешковины
После проклейки все слои прошиваются. Этот процесс занимает много времени.
Далее, мастер полирует и выравнивает специальным молотком
Покрывается все атласом. Но атлас не такой, какой мы привыкли видеть, а разработанный учеными, чтобы ткань не протиралась и блестела на сцене.
По мере интенсивности танца твердые носки туфель размягчаются. За один спектакль балерина может сменить несколько пар пуантов.
Чтобы «пятачок» пуантов не скользил по сцене, его и подошву натирают канифолью. Но прежде балерина должна разносить их, как обычную обувь, чтобы сели по ноге, и «разбить» под себя носок. А еще — приложить к пуантам руки: подбить кусочком ткани или обшить «пятачок» нитками, чтобы не лохматился, сделать петлю-перетяжку внутри туфли со стороны пятки (она прижмет обувь к ноге, чтобы не было «ушей») и, наконец, пришить ленты-тесемки.
Маленькие будущие балеринки с 10-ти лет учатся не только владеть иглой, но и молоточком.
Вот с этим молоточком Уланова не расставалась, куда бы ни ездила: им удобно было разбивать «носы» пуантов, чтобы мягче были.
Впервые на сцену в пуантах-тапочках с жесткой пробковой прокладкой вышла 3 июля 1830 года Мария Тальони в партии Флоры в балете «Зефир и Флора» в Ковент-Гарден, Лондон. Она же самой первой стала танцевать на пуантах-пальцах — в 1832 году в парижской Гранд-Опера в балете «Сильфида» в постановке своего отца Ф. Тальони.
Ее «Сильфида» покорила мир и принесла ей заслуженную славу. Кстати, она совершила революцию не только в сфере балетной обуви, Мария при поддержке своего отца балетмейстера Филиппа Тальони «реформировала» и балетный костюм. Он стал полупрозрачным и воздушным, что прекрасно работало на общую идею легкости и невесомости танца.
А самой первой русской балериной – исполнительницей на пуантах называют Авдотью Истомину.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
(А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)
В 20-ом веке танец на пуантах стал уже балетной классикой, а гениальная русская балерина Анна Павлова — главной музой романтического балета. Она объехала с гастролями весь мир, по приблизительным подсчетам дала около 9 тысяч спектаклей. Итальянский мастер Ниннолини изготовлял для нее в год в среднем более 2 тысяч балетных туфель.
Балерины зачастую называют свои волшебные туфельки не «пуантами». они говорят «пальцы» )) Так что, услышав от балерины фразу «Сломались пальцы — надо их залить клеем, поставить на батарею», Вы поймете, что это совсем не страшно..))
Использованы: фото Александра Яковлева, материалы Википедии и других сайтов Сети.
Как называются балетные тапочки