какую направленность имеет адаптивное физическое воспитание
Основные направления адаптивного физического воспитания (АФВ) в специальных образовательных учреждениях
Основным каналом приобщения к ценностям физической культуры лиц с ограниченными возможностями является адаптивное физическое воспитание, охватывающий продолжительный период жизни (дошкольный, школьный, молодёжный возраст).
Адаптивная физическая культура представляет учебную и научную дисциплину, изучающую теорию и методику применения специфических принципов, методов, приёмов и средств физического воспитания для формирования у инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, развития и совершенствования физических и психических, функциональных, волевых качеств и способностей, позволяющих им обрести самостоятельность, социальную, бытовую и психологическую независимость, совершенствоваться в профессиональной деятельности, отдыхать, достигать высоких результатов в спорте и в целом повысить уровень качества своей жизни.
В структуре адаптивной физической культуры все её составляющие (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная физическая рекреация, двигательная реабилитация) находятся в неразрывной взаимосвязи. Их единство определяется прежде всего применением физического упражнения как основного средства и метода достижения цели. Названное единство структурных элементов служит основанием, чтобы считать адаптивную физическую культуру целостной функциональной системой, где каждому структурному элементу присуща конкретная функция.
Л.В. Шапкова выделяет следующие функции адаптивного физического воспитания:
1. Социальные функции
2. Интегративная функция. Как одно из возможных направлений реабилитации и подготовки детей с отклонениями в развитии используется обучение их в массовых образовательных учреждениях.
3. Коммуникативная функция. В процессе адаптивного физического воспитания создаются условия для различных способов взаимодействия людей в процессе общения.
П. Педагогические функции
1. Учебно-познавательная функция. Для человека, имеющего ограниченные возможности двигательной функции, навык не всегда может быть реально осуществимой задачей. Необходимым результатом многолетнего адаптивного физического воспитания должен быть разнообразный фонд двигательных умений и связанных с ним знаний, которые обеспечат данную категорию людей двигательным опытом, знаниями и возможностью использования их в практических условиях жизнедеятельности.
Важной стороной учебно-познавательной функции является не только освоение широкого диапазона двигательных умений, но и интеллектуализация этого процесса.
2) Развивающая функция. Развитие аномального ребёнка всегда сопровождается нарушением моторных функций, отставанием и дефектами двигательной сферы. Отсвоих здоровых сверстников они отстают на 1-3 года.
Практика показывает, что отклонение в развитии в первую очередь приводит к нарушению координации движений.
Реализация развивающей функции предполагает определение приоритетных направлений в развитии физических качеств, исходя из посылок, что во-первых, все они тренируемы, во-вторых, развитие координационных способностей базируется на широком диапазоне разнообразных двигательных умений. Общепризнанно, что чем выше фонд двигательных умений, тем выше предпосылки для построения новых движений и преобразования их к потребностям жизни. В то же время освоение новых движений сопряжено с необходимостью развития физических качеств. Таким образом, формируется круг зависимости обучения и развития, отражающий их диалектическое единство и взаимосвязь.
3. Воспитательная функция. К воспитательной функции адаптивного физического воспитания относятся лишь те её проявления, которые являются прямым результатом педагогической деятельности на занятиях физическими упражнениями Методика проведения урока, стиль поведения и профессиональные знания и умения учителя, организация взаимодействия учащихся, создание психологического климата определяют степень адаптации ребёнка к двигательной деятельности и успешности воспитания.
4. Коррекционная функция. Коррекционная деятельность в адаптивном физическом воспитании направлена на обеспечение полноценного физического развития, повышения двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений у аномальных детей.
В работе с аномальными детьми, имеющими стойкие нарушения в развитии, коррекционная функция является несравнимой по своему значению и объёму, пронизывая все направления адаптивной физической культуры.
Анализ государственных образовательных стандартов коррекционных школ показывает, что роль двигательной коррекции в развитии и воспитании аномального ребёнка явно недооценивается, а подготовка педагога-дефектолога не предусматривает специализированного образования в сфере адаптивной физической культуры.
Вместе с тем коррекция нарушений в движении и физическом развитии, психомоторных способностях осуществляется средствами адаптивного физического воспитания на основе дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку в соответствии с полом, возрастом, личностной ориентацией, мотивами, степенью и характером патологии, состоянием сохранных функций и пр. Есть все основания признать коррекционную функцию как специфическую функцию адаптивного физического воспитания, как авто дисциплину в комплексе дисциплин, призванных осуществлять коррекционную деятельность среди детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
Предпосылками к этому являются:
1) общность методологических концепций, базирующихся на знаниях психического и биологического функционирования организма с патологическими нарушениями;
4) различия заключаются в путях достижения цели; если в дефектологии используются психологические средства и методы (психодиагностика, психокоррекция), то в адаптивном физическом воспитании – средства и методы активизации движений (обучение, развитие, коррекция), которые являются естественной потребностью и условием жизнедеятельности аномального ребёнка.
А. Козленко в своей работе отмечает: «физическое воспитание детей, имеющих отклонения в развитии, должно иметь коррекционную и оздоровительную направленность. Отклонения в состоянии здоровья и физического развития не могут не влиять на умственную и физическую работоспособность этих детей».
«Коррекционное влияние занятий физической культуры на умственное развитие детей состоит в том, что произвольные движения, каковыми являются физические упражнения, выполняются при активном участии умственной деятельности. Благодаря ей, обеспечивается целесообразное планирование движений, анализ и коррекция хода их выполнения, конечная оценка двигательного действия. На основе умственной деятельности накапливается двигательный опыт. В произвольных движениях проявляется взаимосвязь между внутренней (психической) и внешней (физической) деятельностью, т.е. возникшие в сознании намерения реализуются во внешних двигательных актах».
Специфика осуществления мероприятий по физическому воспитанию в специальных образовательных учреждениях состоит в том, что такие основные задачи, как укрепление здоровья и закаливание организма, содействие правильному физическому развитию, формирование умений и навыков жизненно важных движений, развитие основных двигательных качеств, решаются в единстве с коррекционными задачами путем преодоления или ослабления в физическом развитии двигательной функции, умственной деятельности аномальных детей. В связи с этим вся работа по физическому воспитанию в специальных образовательных учреждениях имеет коррекционную направленность и призвана способствовать общему физическому и психическому развитию аномальных детей.
Особое значение для коррекции личности аномального ребенка имеет правильная постановка физического воспитания на ранних этапах развития. На начальном этапе обучения закладывается фундамент для дальнейшего физического развития, выработки основных движений, формирования осанки, воспитания интереса и привычки к занятиям физическими упражнениями. Дошкольный возраст благоприятен для коррекции недостатков развития.
В связи с этим в специальных дошкольных учреждениях планомерно организован процесс физического воспитания. Система физического воспитания включает в себя занятия и мероприятия в режиме дня: утреннюю гимнастику, физкультурные паузы на учебных занятиях, упражнения и игры в свободное время. Е.М. Мастюкова указывает; «Система физического воспитания ребёнка с отклонениями в развитии предполагает правильное питание, чётко организованный режим, закаливание организма и создание благоприятных условий для коррекции развития движений. С этой целью используют различные виды массажа, лечебной гимнастики, физкультурные занятия, подвижные игры, упражнения спортивного характера».
А.С. Смаличев выделяет четыре основных задачи, стоящие перед физическим воспитанием в специальных образовательных учреждениях:
В настоящее время в системе коррекционного физического воспитания применяются как общепедагогические средства (объяснение, рассказ, показ, моделирование и другие средства наглядности), так и средства физической культуры (физические упражнения, природные и гигиенические факторы).
Средства физического воспитания преимущественно направлены на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития, нарушения развития координационных способностей, воспитание двигательных качеств.
Для увеличения мышечной массы рекомендуются упражнения с весом, для уменьшения рекомендуются нагрузки на выносливость в среднем темпе и выше среднего (ходьба, бег). Для коррекции нарушений осанки применяются упражнения ЛФК. Для развития двигательных способностей применяются упражнения гимнастики, ОРУ, элементы спортивных игр, различных видов спорта.
Одним из главных вопросов в физическом воспитании аномальных детей является рациональное дозирование нагрузок. Б.В. Сермеев при изучении фазового изменения работоспособности при индивидуально дозированных нагрузках рекомендует прибавлять 8-10 движений к моменту стабилизации выполняемого двигательного навыка. Такая дозировка предлагается автором для упражнений на гибкость, координацию, силу, быстроту. «При упражнениях на выносливость верхней границей допустимых нагрузок является выполнение индивидуальной физической нагрузки до первой стадии утомления».
Одним из спорных моментов в физическом воспитании специальных образовательных учреждений является вопрос о структуре урока.
Р.Д. Бабенкова считает, что урок по физической культуре для аномальных детей должен состоять из четырёх частей: вводной, задача которой настроить организм детей на предстоящую деятельность; подготовительной, в которой осуществляется подготовка организма к основной части; основной, где решаются главные задачи урока; заключительной, когда снижается нагрузка и подводятся итоги.
Ряд других авторов указывают на то, что обязательными элементами урока должны быть подготовительная, основная, заключительная части, и что структура урока должна зависеть от поставленных перед ним задач.
В качестве метода организации занимающихся применяются фронтальный, групповой и индивидуальный.
Дальнейшее совершенствование коррекционно-воспитательной работы во вспомогательных учебных заведениях во многом будут зависеть от того, как педагоги в процессе обучения сумеют применить индивидуальный и дифференцированный подход.
А.А. Дмитриев указывает: «При дифференцированном подходе к умственно отсталым школьникам в процессе физического воспитания особое значение приобретает направленность коррекции и дозирование нагрузок. На наш взгляд следует различать коррекционную работу направленную:
–на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития;
– на коррекцию нарушений тонкой моторики;
– на развитие двигательных качеств.
Дифференцированный подход на уроках физкультуры должен осуществляться гибко, поскольку программой предусмотрено выполнение большого количества материала».
О.А. Барабаш предлагает классифицировать учащихся спец. школ по таким признакам, как тяжесть диагноза, тяжесть сопутствующих основному диагнозу соматических заболеваний и дефектов в развитии, уровень физического развития и физической подготовленности.
В целом, в физическом воспитании эффективность коррекционной работы будет зависеть от учёта индивидуальных особенностей ребёнка, от исправления именно его недостатков в развитии. Вместе с тем научно-методических работ на эту тему мало.
Значение и особенности адаптивной физической культуры (АФК)
Основной целью АФК как вида физической культуры — является максимальное укрепление здоровья и физического развития двигательных и психофизических способностей с учётом индивидуальных особенностей и диагноза детей, а также развитие жизнеспособности ребёнка, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья.
АФК имеет строго индивидуальный характер занятий и проводится ежедневно с каждым ребенком индивидуально. Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей в первую очередь двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом. Дети с проблемами интеллекта и детского церебрального паралича осваивают не сложные гимнастические упражнения. Программа по АФК адаптирована под каждого ребенка индивидуально, учитывая диагноз детей, (по направленности, сложности, продолжительности) и лимитируется моторной мобильностью, двигательным опытом, физической подготовленностью, возрастом.
Само слово «адаптивная» уже многое объясняет. Чтобы ребенку с ослабленным здоровьем приспособиться к условиям окружающей среды, нужны силы. Адаптивная физкультура – это одна из возможностей приобрести силы, укрепить здоровье.
Уроки адаптивной физической культуры в школе имеют исключительно важное значение.Для решения поставленных задач с детьми ежедневно проводятся следующие мероприятия:
упражнения на расслабление мускулатуры и плечевого пояса;
упражнения на согласованность работы рук и ног;
упражнения для всех групп мышц;
дыхательные упражнения и релаксация;
упражнения на координацию: равновесие и меткость;
упражнения на укрепление мышц свода стопы;
комплекс упражнений для формирования и закрепления правильной осанки;
В работе с детьми используют следующие принципы:
Индивидуальный подход к каждому ученику согласно его заболеванию.
Предотвращение наступления утомления, чередование умственной и практической деятельности, использование нестандартного оборудования, красочного инвентаря.
Проявление педагогического такта, постоянное поощрение за малейшие успехи,
своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.
Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.
Значение совместных занятий физической культурой. Рекомендации для педагогов Организация совместных мероприятий в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) является одной из форм взаимодействия с родителями.
Дидактические игры, их особенности и значение. (Часть 1) Среди дидактических игр различаются игры в собственном смысле слова. игры- занятия,игры- упражнения. Первые строятся на основе автоматизма.
Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.
Картотека игр по интеграции видов детской деятельности и физической культуры. Речевая деятельность РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Речевые упражнения со спортивным инвентарём. «Назови спортсмена» (с мячом). Цель: Закреплять знания детей о спорте.
Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.
Фотоотчет о семинаре «ФГОС для детей с ОВЗ. Работа с детьми с отклоняющимся поведением. Технология разработки адаптивной ООП» Педагогическая компетентность или «Обучать — значит вдвойне учиться. Жозеф Жубер» 24-25.04.2019 г. на базе нашего детского сада прошел семинар.
Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьников Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьниковВ общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание.
Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.
Значение применения лестниц координации для детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в ДОУ В нашем дошкольном учреждении активно применяются лестницы координации на занятиях по физической культуре, утренней гимнастике, досугах.
Адаптивная физическая культура: функции, задачи, направление
Дети с ограниченными возможностями относятся к самой незащищенной социальной группе граждан страны. Ребенок понимает, что не похож на остальных детей и тяжело воспринимает это, становится чувствительным, неуверенным, изолируется от сверстников. У него нет желания заниматься спортом.
Как показывает практика, активные занятия адаптивной физкультурой приводят к более эффективной не только к физической, но и психологической и социальной реабилитации у детей-инвалидов.
Функции и задачи
Адаптивная физическая культура — это система мер направленная на реабилитацию и приспособление к обычной среде людей с ограниченными возможностями.
Главная цель, стоящая перед государством, побороть путем спортивно-оздоровительных мер барьеры психики инвалидов, которые не дают полноценно воспринимать жизнь и осознавать необходимость личного вклада в развитие социума.
Основные задачи адаптивной физической культуры:
Направления развития
Рекреационно-оздоровительное
В учебных заведениях для детей с ограниченными возможностями проводятся внеурочные занятия в спортивных секциях. Тренировки и соревнования проходят по желанию ребенка и не являются обязательными. Главная задача данных мероприятий, чтобы дети получали удовольствие от физической активности и приобщались к спорту.
Дополнительные занятия проходят не только в образовательных учреждениях, но также в организациях здравоохранения, социальной защиты, домах отдыха. Родителям или родственникам детей-инвалидов рекомендуется принимать участие или самостоятельно проводить с ними зарядку, спортивные состязания в игровой форме.
Спорт высших достижений
Второе направление адаптивного спорта реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, школах, общественных объединениях инвалидов.
Адаптивный спорт как спорт высших достижений активно развивается в трех направлениях: паралимпийское, сурдлимпийское и специальное олимпийское.
Паралимпийское движение
История
Инициатором создания этого движения стал нейрохирург профессор Л.Гутман. Для лечения больных, получивших травмы спинного мозга во время войны, была разработана спортивно-оздоровительная программа, применяющая во время лечения. Спустя четыре года профессор предложил организовать ряд соревнований для бывших военнослужащих, травмированных на войне и находившиеся на лечении в Сток-Мандевильском госпитале.
Название
Для названия игр использовали термин, обозначающий паралич нижних конечностей (parapledgia). После допуска к Сток-Мандевилльским играм спортсменов-инвалидов не только с парезами нижних конечностей, трактовку «паралимпийский» пришлось переосмыслить. Смысл слова «Паралимпийское движение» — это движение идущее параллельно с олимпийским, с одинаковыми условиями.
Мировое признание
В 1952 году с приездом спортсменов-колясочников из Голландии для участия в Сток-Мандевилльских играх движение получило международный статус. Летом 1960 года в Риме уже проводились игры при участии спортсменов из 23 стран. Летняя программа включала 8 видов спорта. Было разыграно 57 дисциплин. Однако понадобилось более 20 лет для признания игр для инвалидов Международным Олимпийским Комитетом.
Зимние игры
Первые зимние Паралимпийские игры проходили в 1976 году в городе Эрншёльдсвике (Швеция). В состязаниях участвовали не только инвалиды на колясках, но и спортсмены с различными ограниченными возможностями. С 1976 года игры стали проводить один раз в четыре года.
Сотрудничество с МОК
С 2000 года было достигнуто соглашение с Международным олимпийским комитетом о сотрудничестве. С этого момента Паралимпийские игры начинаются через четырнадцать дней после завершения Олимпийских игр на тех же спортивных объектах. Руководит подготовкой и проведением зимних Паралимпийских игр Международный паралимпийский комитет (МПК).
Орган управления
Генеральная ассамблея — созывается раз в два года, решает вопросы проведения игр на должном уровне и создание для этого необходимых условий. В 2002 году создан пакет предложений пересмотра структуры, целей и управления движения, тем самым приведший к принятию Конституции МПК.
Символика и девиз МПК
Логотип эмблемы движения приурочен к играм в Турине в 2006 году. Трехцветные полусферы вокруг центра, зеленого, синего и красного цветов символизируют Дух, Тело и Разум.
Флаг белого цвета с эмблемой МПК в центре используется только с официального разрешения МПК. Гимн движения написан композитором из Франции в 1966 году, утвержден в этом же году в марте и олицетворяет собой «гимн будущего».
«Дух в движении» — этот девиз-призыв спортсменам с ограниченными возможностями, вдохновляющий их на достижение победы несмотря ни на что.
Сурдлимпийское движение
Инвалиды всего мира уже на протяжении одного столетия доказывают свою уникальность и активность, постоянно находятся в движении. Люди страдающие отсутствием слуха принимают участие в спортивных играх для глухих наравне с обычными спортсменами. Отличие этого вида Олимпийских игр заключается в том, что здесь применяются зрительные или световые сигналы.
История развития
Это движение возникло в 1888 г. в Германии, как спортивный клуб для глухих. Через три с половиной десятка лет Всемирные игры для глухих прошли в Париже. Соревнования проводились по велоспорту, стрельбе, плаванию, футболу и легкой атлетике. В это же время был образован Международный спортивный комитет глухих (МСКГ).
Мировое признание
МОК официально признал МСКГ в 1955 году на основе олимпийских принципов и устава. Потребовалось два года на то, чтобы привести устав МСКГ в соответствие с олимпийским. Членами МСКГ являются федерации 90 государств.
Всемирные игры для глухих в 2001 году получили новое название — Сурдлимпийские игры (Сурдлимпиада или Дефлимпиада).
Специальное олимпийское движение
Молодое движение олимпийских игр, для спортсменов, у которых наблюдаются проблемы с отклонениями в развитии интеллекта. Основное направление этого спорта — организация постоянных тренировок.
Цели — улучшение физического состояния, развитие дружеских отношений с окружающими, осознание своей необходимости в обществе.
История развития
Основательница движения, Юнис Кеннеди-Шрайвер, посвятила всю жизнь изучению способностей к спорту и физической культуре у людей различных возрастов с отклонениями в умственном развитии. Первоначально движение было создано как благотворительная организация в 1968 году. Тогда же были проведены первые специальные игры.
Достичь физического, умственного, социального и духовного совершенства, а также укрепить взаимоотношений в семье и обществе.
«Позволь мне победить, но если я победить не смогу, позволь мне проявить смелость в этой попытке» — с этих слов начинаются выступления спортсменов принимающих участие в специальных олимпиадах.
Признание МОК
Спустя 20 лет, в 1988 году, было подписано соглашение о признании МОСО (Международной организации Специальной олимпиады). В ее состав входит около 170 стран мира.
Адаптивный спорт в России
Организации, способствующие развитию адаптивного спорта в России:
В целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций, осуществляющих работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы разработаны рекомендации «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12.12.2006 N СК-02-10/3685)», согласовано письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2008 г. N ИК-343/06. Письмо Росспорта от 21 03 2008 N ЮА 02 07 912
Вывод
Развитие адаптивной физической культуры как средство физической, психической и социальной адаптации инвалидов, слияния с социумом — необходимость и требование современного мира. И нужно как можно больше вовлекать детей с ограниченными возможностями в интенсивные занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом. Создавать условия для их успешного вхождения в общество.