какую музыку писал моцарт

Музыка классицизма: какой она была?: Наследие Моцарта

После детства, состоящего из сплошных европейских гастролей и службы у архиепископа, Моцарт переезжает в Вену. Он продолжает периодически выезжать в другие европейские города, но австрийская столица станет его постоянным домом.

Моцарт был женат. Какой была Констанца Моцарт — сказать трудно («из-за достойной сожаления привычки некоторых биографов представлять жен великих людей без обиняков либо ангелами, либо демонами» — Г. Аберт ). Иногда при чтении некоторых биографий не покидает чувство неловкости.

Можно соглашаться или не соглашаться с этим утверждением, но нельзя не признать, что иногда биографы (или называющие себя таковыми) перегибают палку. К счастью, к настоящим биографам — профессионалам в своем деле — понятие «бесцеремонность» не относится. Они бережно и аккуратно относятся к фактам и воздерживаются от личных суждений о частной жизни своих героев. Важно, что у Моцарта была семья, в которой любили друг друга, в которой рождались дети (двое выжило).

Моцарт — композитор универсальный. Он писал и инструментальную музыку, и вокальную, то есть во всех существующих в его время жанрах и формах. В дальнейшем такой универсализм станет редким явлением. Но Моцарт универсален не только поэтому:

Моцарт универсален. Его музыка вмещает в себя огромный мир: в ней есть небо и земля, природа и человек, комедия и трагедия, страсть во всех её формах и глубокое внутреннее спокойствие. ( К. Барт )

Достаточно вспомнить некоторые его музыкальные произведения… Оперы. Опера была общественно значимым искусством. К XVIII веку, кроме придворных оперных театров, уже существовали общедоступные оперные театры. Напомню, что существовало два вида опер: серьезная и комически-бытовая (сериа и буффа). А вот в Германии и Австрии был зингшпиль. Какие темы и сюжеты интересовали австрийскую публику? В серьезной опере преобладали все еще мифологические сюжеты. Античные сюжеты многозначны и темы вечны. Любимая тема музыки классицизма — столкновение долга и чувства. В зингшпиле — бытовой сюжет, часто тексты «грешили» грубоватым языком. Бывало, что комическая опера пародировала «серьезную» (и была одновременно острой сатирой на общество, как «Опера нищих» в Англии ). И то, и другое было важным, и «высокое», и «низкое» пребывало в относительном равновесии. А главное — имело возможность развиваться.

И в искусстве Эйнштейна привлекало отражение «музыки сфер»: не мистическая иллюзия одухотворенности природы, а рационалистическое постижение гармонии мира. В музыке Моцарта такое постижение окрашивает личные настроения, у других композиторов сильнее чувствуется другое: выявление личного окрашивает восприятие природы. Кузнецов, «Эйнштейн и Моцарт »

Будучи свободным художником, Моцарт часто был вынужден писать на заказ. Да, он писал на заказ. Но —

Моцарт никогда не писал «для вечности», и именно потому в большинстве случаев творит для нее. А. Эйнштейн

Моцарт оставил ряд духовных произведений. Церковная музыка не была главной составляющей его творчества. Наибольшей известностью пользуются Месса и Ave verum ( П. Чайковский «включил» последнюю в свою сюиту «Моцартиана»). К сожалению, самой большой известностью «по факту существования» пользуется Реквием, который Моцарт даже не успел закончить.
Часто говорят о более ранних «предчувствиях» Моцарта :

Но в некоторых письмах Моцарта действительно чувствуются нотки фатализма:

Оставим все таким, как оно есть и каким будет; что толку в ненужных размышлениях. Мы не знаем, что именно случится, но будет так — и это мы знаем — как хочет бог! Итак, веселее, Allegro

Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба — то гульба, то пальба.
Не оставляйте стараний, маэстро,
не убирайте ладони со лба
.

Да, жизнь часто «то гульба, то пальба». И составная часть наследия Моцарта — умение выразить дарованную нам всем радость жизни, в самых разных обстоятельствах.

Влияние Моцарта внеисторично. Каждое поколение видит в его творчестве нечто свое… и не будь этой музыки, каждое поколение было бы бесконечно беднее. ( А. Эйнштейн )

А нам пора переходить к мятежному гению Бетховена.
Продолжение следует….

Источник

Биография Вольфганга Амадея Моцарта

какую музыку писал моцарт. . какую музыку писал моцарт фото. какую музыку писал моцарт-. картинка какую музыку писал моцарт. картинка . После детства, состоящего из сплошных европейских гастролей и службы у архиепископа, Моцарт переезжает в Вену. Он продолжает периодически выезжать в другие европейские города, но австрийская столица станет его постоянным домом.

Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоанн Хризостом Вольфганг Амадей Теофил Моцарт (Joannes Chrysostomus Wolfgang Amadeus Theophilus Mozart), родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Он был седьмым ребенком в семье Леопольда и Анны Марии Моцарт, урожденной Пертль.

Его отец, Леопольд Моцарт (1719-1787), композитор и теоретик, c 1743 года был скрипачом в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна.

В 1760-х годах отец отказался от продолжения собственной карьеры и посвятил себя воспитанию детей.

Благодаря феноменальным музыкальным способностям Вольфганг с четырехлетнего возраста играл на клавесине, с пяти-шести лет начал сочинять, в восемь-девять лет создал первые симфонии, а в 10-11 лет — первые произведения для музыкального театра.

С 1762 года Моцарт и его сестра, пианистка Мария Анна, в сопровождении родителей гастролировали в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии и др.

Многие европейские дворы познакомились с их искусством, в частности, они были приняты при дворе французского и английского королей Людовика XV и Георга III. В 1764 году в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга — четыре скрипичные сонаты.

В 1767 году в Зальцбургском университете была поставлена школьная опера Моцарта «Аполлон и Гиацинт». В 1768 году во время поездки в Вену Вольфганг Моцарт получил заказы на оперы в жанре итальянской оперы-буфф («Притворная простушка») и немецкого зингшпиля («Бастьен и Бастьенна»).

Особенно плодотворным было пребывание Моцарта в Италии, где он совершенствовался в контрапункте (полифонии) у композитора и музыковеда Джованни Баттиста Мартини (Болонья) и поставил в Милане оперы «Митридат, царь понтийский» (1770) и «Луций Сулла» (1771).

В 1770 году, в возрасте 14 лет, Моцарт был награжден папским орденом «Золотой шпоры» и избран членом Филармонической академии в Болонье.

В декабре 1771 года он вернулся в Зальцбург, с 1772 года служил концертмейстером при дворе князя-архиепископа. В 1777 году уволился со службы и отправился с матерью в Париж в поисках нового места. После смерти матери в 1778 году, вернулся в Зальцбург.

В 1779 году композитор вновь поступил на службу к архиепископу органистом при дворе. В этот период он сочинял в основном церковную музыку, но по заказу курфюрста Карла Теодора им была написана опера «Идоменей, царь критский», поставленная в Мюнхене в 1781 году. В том же году Моцарт написал прошение об отставке.

В июле 1782 году в венском «Бургтеатре» была поставлена его опера «Похищение из сераля», имевшая большой успех. Моцарт стал кумиром Вены, причем не только в придворных и аристократических кругах, но и среди посетителей концертов из третьего сословия. Билеты на концерты (так называемые академии) Моцарта, распространявшиеся по подписке, распродавались полностью. В 1784 году композитор дал в течение шести недель 22 концерта.

В 1786 году состоялись премьеры небольшой музыкальной комедии Моцарта «Директор театра» и оперы «Свадьба Фигаро» по комедии Бомарше. После Вены «Свадьба Фигаро» была поставлена в Праге, где встретила восторженный прием, как и следующая опера Моцарта «Наказанный распутник, или Дон Жуан» (1787).

Для венского императорского театра Моцарт написал веселую оперу «Все они таковы, или Школа влюбленных» («Так поступают все женщины», 1790).

Опера «Милосердие Тита» на античный сюжет, приуроченная к коронационным торжествам в Праге (1791), была принята холодно.

В 1782-1786 годах одним из главных жанров творчества Моцарта был фортепианный концерт. За это время он написал 15 концертов (№№11-25); все они предназначались для публичных выступлений Моцарта в качестве композитора, солиста и дирижера.

В конце 1780-х годов Моцарт служил в должности придворного композитора и капельмейстера австрийского императора Иосифа II.

В 1784 году композитор стал масоном, масонские идеи прослеживались в ряде его поздних сочинений, особенно в опере «Волшебная флейта» (1791).

В марте 1791 года Моцарт дал свое последнее публичное выступление, представив концерт для фортепиано (си-бемоль мажор, KV 595).

В сентябре 1791 года он закончил свое последнее инструментальное сочинение — концерт для кларнета с оркестром ля мажор, в ноябре — Маленькую масонскую кантату.

Всего Моцартом было написано свыше 600 музыкальных произведений, в том числе 16 месс, 14 опер и зингшпилей, 41 симфония, 27 фортепианных концертов, пять скрипичных концертов, восемь концертов для духовых инструментов с оркестром, множество дивертисментов и серенад для оркестра или различных инструментальных ансамблей, 18 фортепианных сонат, свыше 30 сонат для скрипки и фортепиано, 26 струнных квартетов, шесть струнных квинтетов, ряд произведений для других камерных составов, неисчислимое количество инструментальных пьес, вариаций, песен, небольших светских и церковных вокальных композиций.

Летом 1791 года композитор получил анонимный заказ на сочинение «Реквиема» (как выяснилось позднее, заказчиком был граф Вальзегг-Штуппах, овдовевший в феврале того же года). Моцарт, работал над партитурой, будучи больным, пока силы его не оставили. Он успел создать первые шесть частей и оставил недописанной седьмую часть (Lacrimosa).

В ночь на 5 декабря 1791 года Вольфганг Амадей Моцарт скончался в Вене. Поскольку король Леопольд II запретил индивидуальные погребения, Моцарт был похоронен в общей могиле на кладбище Святого Марка.

«Реквием» был завершен учеником Моцарта Францем Ксавером Зюсмайром (1766-1803) согласно указаниям, полученным от умирающего композитора.

Вольфганг Амадей Моцарт был женат на Констанции Вебер (1762-1842), у них родилось шестеро детей, четверо из них умерли во младенчестве. Старший сын Карл Томас (1784-1858) учился в миланской консерватории, но стал чиновником. Младший сын Франц Ксавер (1791-1844) — пианист и композитор.

Вдова Вольфганга Моцарта в 1799 году передала рукописи мужа издателю Иогану Антону Андре. Впоследствии Констанца вышла замуж за датского дипломата Георга Ниссена, который с ее помощью написал биографию Моцарта.

В 1842 году в Зальцбурге был открыт первый памятник композитору. В 1896 году в Вене на площади Альбертинаплац был установлен памятник Моцарту, в 1953 году он был перемещен в Дворцовый сад.

Один из известных моцартовских монументов, размещенных по всему миру, — бронзовый памятник композитору в Севилье (Испания).

В 1841 году в Зальцбурге при участии вдовы Моцарта Констанцы был основан Университет «Моцартеум» (Universität Mozarteum Salzburg) как «Соборное музыкальное общество и «Моцартеум». В задачи учреждения входило как обучение музыкантов, так и изучение творческого наследия Моцарта. В 1881 году университет объединился с международным фондом «Моцартеум». В 1914 году эта организация получила статус консерватории. С 1998 года консерватория называется «Университет «Моцартеум» в Зальцбурге». Продолжающий действовать при университете международный фонд «Моцартеум» собирает Моцартовскую библиотеку и поддерживает сеть музеев в Зальцбурге, посвященную Моцарту.

Музей Моцарта открыт в Зальцбурге в доме, где родился композитор. В 1996 году был открыт музей Моцарта в квартире, где композитор проживал в 1781-1787 годах.

Также музеи Вольфганга Амадея Моцарта открыты в Вене и в Праге.

В Австрии 2006 год, год 250-летия со дня рождения композитора, был объявлен Годом Моцарта.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Тайна Моцарта Эта музыка стала самой известной в мире. Кто на самом деле ее написал?

какую музыку писал моцарт. detail af0d8f2f504a91959ed628c3cb9b593e. какую музыку писал моцарт фото. какую музыку писал моцарт-detail af0d8f2f504a91959ed628c3cb9b593e. картинка какую музыку писал моцарт. картинка detail af0d8f2f504a91959ed628c3cb9b593e. После детства, состоящего из сплошных европейских гастролей и службы у архиепископа, Моцарт переезжает в Вену. Он продолжает периодически выезжать в другие европейские города, но австрийская столица станет его постоянным домом.

Для кого-то академическая музыка — одна из самых привлекательных областей культуры, для кого-то — скука смертная. Последние чаще всего думают так потому, что им не посчастливилось встретить человека, который рассказал бы им, как на самом деле интересно в этом мире. Тайны, подлоги, ревность, благородство — все составляющие приключенческих романов легко отыскиваются в истории академической музыки. А если прибавить к этому умение «читать» музыку как текст, то мир композиторов и музыкантов откроет заинтересованному слушателю все свои секреты. Проводником в академическую музыку может стать книга музыканта и журналиста Ляли Кандауровой «Полчаса музыки: Как понять и полюбить классику», вышедшая в издательстве «Альпина Паблишер». В ней есть все — детективные сюжеты, толкование музыкальных произведений, QR-коды для прослушивания мелодий, о которых идет речь. Книга вышла в финал премии «Просветитель». С разрешения издательства «Лента.ру» публикует фрагмент, посвященный тайне написания «Реквиема» Моцарта.

какую музыку писал моцарт. preview 109a2b4175185c7ccdda4c170111da58. какую музыку писал моцарт фото. какую музыку писал моцарт-preview 109a2b4175185c7ccdda4c170111da58. картинка какую музыку писал моцарт. картинка preview 109a2b4175185c7ccdda4c170111da58. После детства, состоящего из сплошных европейских гастролей и службы у архиепископа, Моцарт переезжает в Вену. Он продолжает периодически выезжать в другие европейские города, но австрийская столица станет его постоянным домом.

В середине июля 1791 года 35-летний Моцарт получает заказ на анонимное сочинение реквиема и (по-видимому) аванс за него. Здоровье его шатко, он испытывает материальные затруднения, лихорадочно работает; не знает точно, чьей памяти будет посвящено сочинение, и якобы говорит своей жене Констанце, что пишет реквием сам себе; делает перерыв на поездку в Прагу, где в поразительные сроки завершает оперу «Милосердие Тита»; ему помогает Франц Ксавье Зюсмайер, композитор итальянской выучки, тогда состоявший при Моцарте кем-то вроде помощника и копииста (говорили, что у них были схожие почерки) и ожидаемо считающийся посредственным. К концу ноября этого года Моцарт прикован к постели; он слаб и измучен, Констанца забирает у него ноты реквиема, чтобы он, сочиняя, не изводил себя, затем отдает их обратно; в начале декабря наступает недолгое просветление, Моцарт поет фрагменты из еще не готового реквиема с приглашенными знакомыми; больной (и не чуждый легкой параноидальности: то и дело в письмах Моцарт пишет о том, что окружен недругами), он якобы говорит, что его отравили; Софи Вебер, свояченица Моцарта, ухаживавшая за ним до самой смерти, скажет позже, что последним усилием его губ были полусознательные указания о партии литавр в партитуре реквиема; он умирает 5 декабря 1791 года, не вполне понятно отчего, не завершив сочинение, оставив фундамент и каркас того, что впоследствии станет одним из изумительнейших музыкальных зданий в истории.

Теперь уже вдова, Констанца вначале просит композиторов круга Моцарта довести до конца партитуру, затем за это берется копиист Зюсмайер; она сначала пытается выдать реквием за «почти завершенный» автором и просто переписанный Зюсмайером набело с минимальными добавлениями; потом показания начинают множиться и путаться; Зюсмайер ставит поддельную подпись Моцарта на партитуре, врученной заказчику в 1792 году, а через восемь лет, перед смертью, в письме от 8 февраля 1800 года вдруг заявляет, что не менее чем три части реквиема — «Sanctus», «Benedictus» и «Agnus Dei» — принадлежат ему целиком; да, он многократно прорабатывал, пропевал и обсуждал с умирающим Моцартом те части, что уже были задуманы, в том числе подробно обговаривая их оркестровку, и потому именно ему, Зюсмайеру, выпало завершить сочинение; однако писать эти части, по его словам, пришлось самостоятельно.

Вопросов много: кто в действительности дописал «Реквием» Моцарта? Если это был Зюсмайер — то почему Констанца выбрала именно его? Что заставило его согласиться, соблюсти анонимность, ждать восемь лет, а затем выступить с заявлением, сделанным в письме незадолго до смерти? Зачем было в 1792 году подписывать партитуру фамилией Моцарта, если история с «Реквиемом» была секретом Полишинеля: неоконченная авторская версия прозвучала в театре Ан дер Вин в качестве посмертного чествования автора, а «дополненная и исправленная» — позже, на концерте в пользу Констанцы. Действительно ли Зюсмайер записал то, что ему надиктовали и напели? Насколько можно оркестровать — уже не говоря о сочинении — что-либо «по устным указаниям»?

Партитура, которой мы располагаем, проливает на вопросы авторства мало света: она начата одной рукой, завершена другой, однако с учетом мифологических кусков музыки на «отдельных листочках» (они упоминаются Констанцей как Zettelchen — «записочки»), набросанных умирающим Моцартом на чем попало и якобы аккуратно перебеленных и включенных в партитуру «Реквиема» Зюсмайером, и с учетом того, что он, по его собственным словам, писал под диктовку, в графическом анализе не слишком много смысла. Характерно, что многие исследования партитуры «Реквиема» превращаются в поиск доказательств того, что как можно большее количество материала в нем все же принадлежит Моцарту: превалирует риторика, согласно которой у Зюсмайера не должно было хватить ни таланта, ни воображения на то, чтобы написать музыку, согретую лучами гения, в то время как гармонические странности и неловкости в голосоведении охотно объясняются его вмешательством.

Здесь принято добавлять, что никогда больше Зюсмайер не создал ничего подобного «Реквиему», но не совсем понятно, как произвести сравнение: какую именно музыку Зюсмайера, в каких исполнениях и как часто мы можем услышать, да и вообще — каковы критерии оценки сочинения как «гениального» или «посредственного»? С другой стороны, ученик Сальери, так и оставшийся в тени, находившийся под сильным влиянием итальянской оперной школы, возможно, действительно был бы мало кому известен сейчас, не окажись он замешан в этой истории.

«Реквием» Моцарта, звучавший на панихиде по Гайдну в 1809 году и похоронах Шопена в 1849 году, классицистический по времени создания, но говорящий на эффектной смеси барокко и классицизма, романтический по мифологии, оказался еще и сочинением, во многом отвечающим концептуальным исканиям ХХ века. «Реквием» — текст, свыше 200 лет завершающийся и не могущий быть завершенным; задача без правильного ответа.

какую музыку писал моцарт. pic 4b1eaca16dcdd0dd1f06d40d4b20294c. какую музыку писал моцарт фото. какую музыку писал моцарт-pic 4b1eaca16dcdd0dd1f06d40d4b20294c. картинка какую музыку писал моцарт. картинка pic 4b1eaca16dcdd0dd1f06d40d4b20294c. После детства, состоящего из сплошных европейских гастролей и службы у архиепископа, Моцарт переезжает в Вену. Он продолжает периодически выезжать в другие европейские города, но австрийская столица станет его постоянным домом.

Существует порядка двух сотен вариантов партитуры «Реквиема» — от попытки исполнения исключительно «аутентичных», не вызывающих сомнения моцартовских набросков до версий с различными дополнениями (например, обнаруженный в 1960 году среди бумаг Моцарта 16-тактовый набросок фуги «Amen», которая могла предназначаться для «Реквиема»); от зюсмайеровской версии до проектов по завершению «Реквиема» композиторами наших дней. Таким образом, он может быть вписан в любой контекст и трактован в широчайших стилистических рамках, превращаясь в эталон «абсолютной музыки».

С него легко «счищается» не только повод для создания — предположительно, заказ исходил от австрийского аристократа фон Вальзегга, непрофессионального музыканта и любителя всяческих балагурств, возможно, желавшего выдать работу Моцарта за свою. Так же легко, как эти частные обстоятельства, от «Реквиема» отделяются и буквальный смысл латинского текста, и широкий «реквиемный» контекст, и даже стилистика породившей его эпохи: он превратился в феномен, равно присутствующий в любой музыкальной эпохе и не обусловленный ничем сторонним.

«Реквием» Моцарта состоит из канонических частей: «Introitus» — «Kyrie» — «Sequentia» (текст «Dies irae») — «Offertorium» — «Sanctus» — «Agnus Dei» и завершающая «Communio». Длинный текст «Dies irae» поделен на шесть разделов, различных по музыкальной структуре и характеру, поэтому можно рассматривать эту часть как состоящую, в свою очередь, из шести более мелких разделов.

Только первая часть, «Introitus», целиком написана и оркестрована Моцартом. Инструментовку второй уже необходимо было доводить до конца, в третьей — секвенции — Моцарту принадлежат наброски вокальных партий и отдельные инструментальные линии; принято считать, что им также был начат офферторий. Начиная с «Sanctus», Зюсмайер претендует на безраздельное авторство: после него следует «Benedictus», вторая из (якобы?) написанных им частей, и «Agnus Dei», согласно письму 1800 года, тоже созданная Зюсмайером, но музыкально в значительной мере заимствующая у раннего духовного сочинения Моцарта, короткой мессы 1775 года, прозванной немецкими музыкантами «Воробьиной» из-за чирикающего эпизода в партии скрипок. Последняя часть «Реквиема», «Communio», представляет собой повторение первых двух: обстоятельство, часто приводимое в качестве подтверждения композиторского бессилия бедного Зюсмайера, однако на самом деле часто встречающееся в реквиемах и мессах: в этом случае ставилась пометка ut Kyrie — «как в “Кирие”».

В стандартном тексте первой части, «Introitus», есть строчка из псалма 64 «Te decet hymnus, Deus, in Sion» («Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе»). С ней связана интересная общая черта, спрятанная от поверхностного внимания: как Моцарт, так и Гайдн в момент произнесения этих слов переходят на стиль, отправляющий слушателя уже не в XVI век, а прямиком в Средневековье. Вернее, если Гайдн буквально цитирует григорианский напев, соответствовавший этому тексту в церковной певческой практике за тысячу лет до этого, то Моцарт ведет себя как богослов-толкователь, не цитирующий, а комментирующий старинный текст: он тоже использует аутентичный и происходящий из григорианики, но другой напев — так называемый «блуждающий тон», не входивший в основной набор григорианских песнопений.

Особенностью же, на которую нельзя не обратить внимания, является общий для начала обоих «Реквиемов» синкопированный ритм струнных. Этот поразительный эффект, необычный для начала заупокойной мессы, воспринимается почти как звукоподражание, вызывая ассоциации с прерывистым сердцебиением или всхлипыванием. Также он похож на шаг: тихий, тяжелый, намеренно неудобный из-за синкопирования и замедленности темпа. Удивительна эта атмосфера мрака, в котором медленно, трудно выстраивается здание звука, особенно при сравнении с началами поздних барочных и квазиоперных классицистических месс.

какую музыку писал моцарт. pic 69eb5573362d642c192c49b0e2489773. какую музыку писал моцарт фото. какую музыку писал моцарт-pic 69eb5573362d642c192c49b0e2489773. картинка какую музыку писал моцарт. картинка pic 69eb5573362d642c192c49b0e2489773. После детства, состоящего из сплошных европейских гастролей и службы у архиепископа, Моцарт переезжает в Вену. Он продолжает периодически выезжать в другие европейские города, но австрийская столица станет его постоянным домом.

По мнению Розена, выбор подобного характера для «Introitus» свидетельствует о принципиально другом, чем раньше, отношении к самой функции церковной музыки. Высокое барокко XVII века и театрализованные мессы начала XVIII века трактовали музыку мессы как выполняющую представительскую, а не смысловую функцию — отсюда фанфарные, салютные первые части, похожие на официальные открытия церемоний. Своим характером они как нельзя менее подходят смыслу содержащихся в них слов — «Kyrie eleison» («Господи, помилуй») в мессе и «Requiem aeternam» («вечный покой») в реквиемах. Напротив, во второй половине XVIII века музыка мессы не восславляет саму мессу как церемонию, но старается пойти за содержанием ее слов, соответственно приходя к тихому, молитвенному, «сокрушенному» характеру.

В обоих «Реквиемах» этому помогает выбор инструментов: Моцарт, например, останавливается на самом темном, самом давящем оркестровом колорите — он использует фаготы в низком регистре, чуть поддержанные тихими литаврами и избирательно использованной низкой медью, а главное — в сопровождении бассетгорнов. Бассетгорн — духовой инструмент, близкий родственник кларнета, похожий на него по форме и механике игры, имеет специфический, очень закрытый, неяркий назальный тембр, как бы чуть «скрипучий». Моцарт любил бассетгорны и пользовался ими в своих оркестровках: их голос слышен в изумительной «Серенаде No10» для духовых, часто называемой «Gran Partita» (1781), в «Дон Жуане» и «Волшебной флейте». Он, безусловно, использует эту оркестровую палитру неслучайно; это особенно важно в свете того, что «Introitus» — единственная собственноручно оркестрованная им часть. Если Зюсмайер и правда был тем, кто завершил «Реквием», можно сказать, что эта очень специфическая оркестровка бережно соблюдена им до самого конца.

Никакое другое сочинение Моцарта не написано для подобного состава: он отказывается от валторн, трубы заставляет играть в среднем, «нетрубном», неблестящем регистре, деревянные духовые и струнные также остаются в пределах тусклого, сдавленного звучания; тромбоны использованы дозированно, как спецэффект, — единственный яркий сольный выход есть у тенор-тромбона в «Dies irae» на словах «Tuba mirum», где он ненадолго становится той самой призывающей апокалипсической трубой.

В остальном же оркестр используется как аккомпанирующий ансамбль, находящийся в тени хора. Оркестр Михаэля Гайдна чуть более нагружен медью: он использует четыре трубы против моцартовских двух, а также три, а не два тромбона; впрочем, по большей части они тоже не более чем акустически подкрепляют хор. Видно, как в силу индивидуальности каждого замысла и двух десятилетий, лежащих между двумя «Реквиемами», разнится задача струнных: если у Гайдна они все еще во многом по-барочному «концертируют», в их партиях попадается эффектное, узорчатое письмо, то Моцарт, по-видимому, хотел, чтобы «Реквием» был преимущественно вокальным, до минимума сокращая виртуозно-инструментальную составляющую.

Начиная «Introitus» чуть слышно и мрачно, оба композитора одинаково меняют «режим», доходя до слов «Lux perpetua» («Вечный свет»). Гармония молниеносно проясняется, синкопирование прекращается, голоса, до этого контрапунктическим эхом повторявшие друг за другом слова «Requiem aeternam», приходят к прозрачному, скандирующему хоровому единству, в буквальном смысле проливая на слушателя свет. Такое смешение текстур на очень маленькой площади — свидетельство того, как виртуозно и тонко и Гайдн, и Моцарт переключаются между языками разных эпох.

Во второй части «Реквиема» — «Kyrie eleison» — Моцарт пишет фугу, которую только очень внимательный слушатель отличит от генделевской, то есть написанной полувеком ранее, тем более что тема ее — сестра-близнец темы, фигурировавшей у Генделя как минимум дважды. В укрупненном и очищенном от контрапункта виде ее можно услышать в знаменитой оратории «Мессия» (1741), в хоре «And with His stripes we are healed», а в почти моцартовском виде — то есть «увитую» контрапунктирующей второй темой — тоже у Генделя, в завершающем хоре из «Dettingen Anthem» (1743), с той только разницей, что там она звучит в мажоре. Эта же тема появляется в фуге на слова «Cum sanctis tuis» в последней части гайдновского «Реквиема»; зная и изучая музыку Генделя, оба композитора прибавляют его чинный, эффектный, нарядный стиль к необарочному языку, которым говорят их реквиемы.

И тем не менее все это сочетается в обоих сочинениях с классицистическим мышлением, причем особенно у Моцарта. Действительно, он укладывает в одну партитуру все предыдущие опыты музыкальной литургии, доступные образованному композитору конца XVIII века: не замечая этого, слушатель за несколько минут перемещается в пределах тысячелетия духовной музыки. Однако опыты эти попадают на совершенно новую почву: темперамент и лирика, театральный драматизм, любовь классика к лаконичности и элегантности конструкций слышны в каждой части «Реквиема». Например, используя средневековый распев, Моцарт обязательно вверяет его верхнему голосу, поскольку мыслит как оперный композитор (ренессансный непременно поместил бы его не наверху, а на средний этаж контрапунктического здания); даже в хорах, даже там, где тема заимствована у Генделя, Моцарт (вероятно, неосознанно) «исправляет» барочный язык, стремясь расположить тему в сопрановом, более слышном регистре; его мелодии далеки от прихотливой кипени барокко, в них есть классическая проясненность и округлость; нигде не впадая в слишком оперный стиль, целенаправленно уходя от сольного пения и опираясь в основном на хор, Моцарт все равно думает мелодически, создавая длинную, ясную, «освещенную» вокальную линию; а сами части «Реквиема» — симметричные в планах.

Важно, что для композитора моцартовского времени эта множественность стилей — отнюдь не эклектика, не ученая попытка говорить на мертвом языке, аккуратно музеефицируя стили прошлого (как это было бы возможно для композитора XIX века), и уж точно не ироничная неоклассическая игра в маски (как это станет актуально в начале XX века).

Это — попытка полезного применения того, что имеется: еще не вполне занесенного в учебники, не рассортированного по картотекам, не схематизированного прошлого, которое вызывает у человека эпохи Просвещения интерес и воспринимается как нечто старое, но живо присутствующее в культуре. Огненный шторм «Dies irae» — части, следующей за контрапунктическим «Introitus» и квазигенделевской «Kyrie eleison», недвусмысленно напоминает слушателю о том, в каком веке (и в какой части этого века) он находится, однако и эта часть тут и там незаметно инкрустирована барочными элементами — например, риторическими фигурами страха и трепета, сопровождающими соответствующие слова текста.

какую музыку писал моцарт. pic c4a1724580f48ee01dfd516efd543f94. какую музыку писал моцарт фото. какую музыку писал моцарт-pic c4a1724580f48ee01dfd516efd543f94. картинка какую музыку писал моцарт. картинка pic c4a1724580f48ee01dfd516efd543f94. После детства, состоящего из сплошных европейских гастролей и службы у архиепископа, Моцарт переезжает в Вену. Он продолжает периодически выезжать в другие европейские города, но австрийская столица станет его постоянным домом.

Однако есть еще что-то, и это — что-то главное: неподвластная комментарию и анализу особенность, отличающая Моцарта и от его гениального старшего современника, и, пожалуй, от любого композитора до и после него. Она заключается в том, что сквозь искусно набранную мозаику, из самого сердца безупречного классицистического кристалла его музыки на слушателя дышит чем-то никогда не познаваемым до конца. Этот сигнал, который можно принять, но нельзя отследить, имеет одинаковую природу, будь то самозарождающийся ужас «Реквиема» или финала «Дон Жуана», наркоз медленных частей моцартовских фортепианных концертов или странный свет, источаемый «Волшебной флейтой». В своей иррациональности эта нить — никак не классическая, она как будто протянута в еще не наступивший романтический XIX век.

Однако художественная программа романтиков поведет их совсем в другую сторону; кто бы ни был человек, завершивший «Реквием», он смог подключиться к источнику, из которого питается музыка Моцарта и который оказался спрятан от всех, кто искал его впоследствии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *