какую музыку можно воспроизводить в кафе

Включаю музыку в баре. Как не нарушить закон?

Есть бары, где играет радио, музыка с диска или Вконтакте. Даже если все бары так делают, это не значит, что так можно.

какую музыку можно воспроизводить в кафе. 20. какую музыку можно воспроизводить в кафе фото. какую музыку можно воспроизводить в кафе-20. картинка какую музыку можно воспроизводить в кафе. картинка 20. Есть бары, где играет радио, музыка с диска или Вконтакте. Даже если все бары так делают, это не значит, что так можно.

Мы рассказываем, как быть с музыкой, на примере бара, но правила одинаковы для всех: коворкингов, караоке, салонов красоты или фитнес-клубов.

какую музыку можно воспроизводить в кафе. . какую музыку можно воспроизводить в кафе фото. какую музыку можно воспроизводить в кафе-. картинка какую музыку можно воспроизводить в кафе. картинка . Есть бары, где играет радио, музыка с диска или Вконтакте. Даже если все бары так делают, это не значит, что так можно.

какую музыку можно воспроизводить в кафе. . какую музыку можно воспроизводить в кафе фото. какую музыку можно воспроизводить в кафе-. картинка какую музыку можно воспроизводить в кафе. картинка . Есть бары, где играет радио, музыка с диска или Вконтакте. Даже если все бары так делают, это не значит, что так можно.

Плейлисты из соцсетей и с диска — это незаконно

У любой музыкальной композиции есть автор, а у автора — права на композицию. На эту же композицию могут быть права у компании, которая ее записала в студии, транслирует по радио или телевидению, продвигает.

Авторские права — большая тема, мы написали серию статей в «Деле», чтобы рассказать об этом:

Вот суть: нельзя просто так ставить песню, даже если она вроде как бесплатная.

Есть частное и коммерческое использование музыки. Гражданский кодекс рассказывает, в чем разница, перевод: если в помещении играет музыка и там обслуживают клиентов — это коммерческое использование.

Василий слушает радио «Дача» в машине — частное использование музыки.

Василий открыл бар и включает для гостей радио «Шансон» — коммерческое.

За музыку нужно платить — статья в Гражданском кодексе

За коммерческое использование надо платить, а за частное — нет. Если бар хочет поставить песню Скриптонита, он платит правообладателю или договаривается с ним напрямую, что будет использовать бесплатно.

Здесь важно, что именно оплачивать. Если купить подписку на Вк-мьюзик, это не считается. Подписка на музыку не подходит для коммерческих целей:

какую музыку можно воспроизводить в кафе. 2 17. какую музыку можно воспроизводить в кафе фото. какую музыку можно воспроизводить в кафе-2 17. картинка какую музыку можно воспроизводить в кафе. картинка 2 17. Есть бары, где играет радио, музыка с диска или Вконтакте. Даже если все бары так делают, это не значит, что так можно.

Ставить музыку с лицензионного диска тоже незаконно, даже если диск обошелся в пять тысяч рублей. Одно кафе поставило диск, а потом заплатило сто тысяч.

Бар нарушает закон, если включает:

При этом не важно, кто включил музыку: если бармен подрубил колонку к своему телефону, считается, что это не бармен нарушает закон, а бар.

Есть законные способы ставить музыку, среди них музыка с открытой лицензией, классика, договор с посредником или правообладателем.

Решение 1. Музыка с открытой лицензией

Что такое лицензионный договор и когда он нужен

Для музыки в баре можно ставить песни с открытой лицензией. Лицензия — документ, в котором правообладатель говорит, что он разрешает делать с композицией. Коммерческая открытая лицензия дает право ставить музыку в баре бесплатно.

Композиции с открытой коммерческой лицензией бывают на сайтах-библиотеках, среди них Фри мьюзик архив и Нэтлейблс. Подходят песни с пометками Full CC license, CC0 1.0 Universal или Allows for commercial use.

какую музыку можно воспроизводить в кафе. 3 13. какую музыку можно воспроизводить в кафе фото. какую музыку можно воспроизводить в кафе-3 13. картинка какую музыку можно воспроизводить в кафе. картинка 3 13. Есть бары, где играет радио, музыка с диска или Вконтакте. Даже если все бары так делают, это не значит, что так можно.

какую музыку можно воспроизводить в кафе. 4 10. какую музыку можно воспроизводить в кафе фото. какую музыку можно воспроизводить в кафе-4 10. картинка какую музыку можно воспроизводить в кафе. картинка 4 10. Есть бары, где играет радио, музыка с диска или Вконтакте. Даже если все бары так делают, это не значит, что так можно.

С открытой лицензией есть риск. Вот в баре играет музыка, она с открытой лицензией, и всё в порядке. Приходит проверяющий, слышит музыку, и решает, что бар ставит ее незаконно, и подает в суд. Даже если бар выигрывает суд в первой инстанции, проверяющий подаст апелляцию, а потом еще одну. Судебные разбирательства затянутся, и не факт, что бару не придется платить.

Решение 2. Старая музыка

70 лет действует право автора — статья 1281 Гражданского кодекса

Мьюс-опен — библиотека классической музыки

Авторские права действуют 70 лет с года смерти правообладателя. Через 70 лет музыкальная композиция становится народным достоянием, и любой может включать ее бесплатно. Даже бар.

Важно не только, когда написана музыка, а когда ее исполнили и записали. Допустим, звукозаписывающая компания выпускает пластинку в 1991 году с музыкой Бетховена. Семьдесят лет еще не прошли, поэтому музыку с этой пластинки ставить в баре бесплатно нельзя.

какую музыку можно воспроизводить в кафе. 5 7. какую музыку можно воспроизводить в кафе фото. какую музыку можно воспроизводить в кафе-5 7. картинка какую музыку можно воспроизводить в кафе. картинка 5 7. Есть бары, где играет радио, музыка с диска или Вконтакте. Даже если все бары так делают, это не значит, что так можно.

Юрист Дарья Тимохина

У бара мало шансов найти запись классической музыки, у которой композитор, оркестр и автор записи умерли 70 лет назад. А еще у авторов могут быть наследники, поэтому рисков слишком много, и я не советую этот способ.

Решение 3. Договор с авторским обществом

Еще один способ для музыки в баре — подписать договор с посредником между баром и правообладателями. Есть государственный посредник — Российское авторское общество, сокращенно РАО — и частные посредники.

Посредники работают одинаково: вы подписываете договор, платите деньги и ставите музыку из базы посредника. Благодаря посреднику не нужны договоры с каждым музыкантом. Вместо договоров со Стасом Михайловым, Скриптонитом и группой «ВИА Гра» понадобится только один — с посредником.

какую музыку можно воспроизводить в кафе. 7 3. какую музыку можно воспроизводить в кафе фото. какую музыку можно воспроизводить в кафе-7 3. картинка какую музыку можно воспроизводить в кафе. картинка 7 3. Есть бары, где играет радио, музыка с диска или Вконтакте. Даже если все бары так делают, это не значит, что так можно.

Договор с Российским авторским обществом помогает избежать разбирательств, потому что именно общество защищает правообладателей в суде.

В питерском баре «Эпоха» играет Мадонна. Может, Мадонна не знает, что ее ставят в баре, ей всё равно или нет времени ездить в Россию и судиться. Зато авторское общество готово защищать Мадонну. Если узнает, что в баре играют ее песни и нет договора, бар ждет требование выплатить компенсацию.

Авторскому обществу не нужно получать разрешение представлять музыкантов, право есть по умолчанию. Музыкант написал песню, и она сразу под защитой, неважно — российская или зарубежная. Исключение — музыканты, которые подписали отказ. Такие есть, но мы не знаем, сколько их.

какую музыку можно воспроизводить в кафе. 9 3. какую музыку можно воспроизводить в кафе фото. какую музыку можно воспроизводить в кафе-9 3. картинка какую музыку можно воспроизводить в кафе. картинка 9 3. Есть бары, где играет радио, музыка с диска или Вконтакте. Даже если все бары так делают, это не значит, что так можно.

Дарья Тимохина

Мне не нравится агрессивный подход Российского авторского общества. Но по практике договор с ним защищает от разбирательств, поэтому надежнее работать с ним.

Решение 4. Договор с частным посредником

Кроме авторского общества есть другие посредники между правообладателем и баром, они частные. Крупные — это Музкафе и «Радиоспаркс».

Частные посредники работают по двум схемам:

Из-за договоров с частным посредником появляется путаница. Допустим, бар подписал договор с «Радиоспарксом». А потом пришел проверяющий из авторского общества и говорит: «Этого автора мы защищаем, а не «Радиоспаркс», поэтому договор надо подписать с нами». Владелец говорит: «Но у меня же договор, я и так плачу». Спор может перейти в суд.

Владелица «Арт-кафе-люкс» подписала договор с частным посредником — «Южно-региональным центром интеллектуальной собственности».

В кафе пришла проверка авторского общества. Общество решило, что кафе нарушает закон, и потребовало компенсацию за нарушение прав правообладателя.

У кафе был договор с посредником, но суд его не принял, вот аргументы:

Кафе платило деньги за договор с частным посредником, всё выглядело законно. При этом владелица проиграла суд, и пришлось заплатить 57 000 рублей компенсации.

Чтобы защитить себя от издержек, советуем убедиться, что посредник возмещает убытки, если правообладатель или авторское общество подадут в суд. Это помогает быстрее получить деньги, если что-то пойдет не так.

какую музыку можно воспроизводить в кафе. 10 1. какую музыку можно воспроизводить в кафе фото. какую музыку можно воспроизводить в кафе-10 1. картинка какую музыку можно воспроизводить в кафе. картинка 10 1. Есть бары, где играет радио, музыка с диска или Вконтакте. Даже если все бары так делают, это не значит, что так можно.

Даже если в договоре с посредником нет гарантий выплаты, бар вправе требовать с посредника оплату судебных расходов и компенсации из-за споров с правообладателем или авторским обществом.

Решение 5. Своя музыка или радиостанция

В баре можно ставить музыку собственного сочинения. Если Скриптонит открыл бар и включает там свои песни, никаких проблем. Ему не придется платить за свою музыку.

Своя радиостанция тоже может быть выходом. Пример такой радиостанции — «Додо ФМ» сети «Додо Пицца».

какую музыку можно воспроизводить в кафе. 6 7. какую музыку можно воспроизводить в кафе фото. какую музыку можно воспроизводить в кафе-6 7. картинка какую музыку можно воспроизводить в кафе. картинка 6 7. Есть бары, где играет радио, музыка с диска или Вконтакте. Даже если все бары так делают, это не значит, что так можно.

Антон Колесников, руководитель Додо ФМ

Изначально концепция была такой: «Додо ФМ» заключаюет договоры с правообладателями — начинающими музыкантами из разных городов. Музыканты дают право ставить их песни на радио, а «Додо» рассказывает о них в социальных сетях и в эфире. Исполнители получают известность, а мы — музыку без отчислений в Российское авторское общество.

В реальности всё сложнее. Чтобы не нарушить закон, радиостанции надо найти исполнителей и заключить с ними договоры. Еще договориться с музыкантами, чтобы они написали отказ от защиты авторского общества. Только в этом случае не будет проблем с РАО.

Поиск музыкантов, договоры, отказные — большой объем работы, за который нужно платить зарплаты. Оказалось, что проще платить Российскому авторскому обществу.

Сейчас у «Додо» больше ресурсов, и постепенно мы возвращаемся к концепции радиостанции без отчислений в Российское авторское общество.

Решение 6. Договор с правообладателем

Бар может договориться напрямую с правообладателем. В этом случае он подписывает договор, в котором правообладатель говорит: «Разрешаю включать вот такие песни, а бар за это платит столько-то рублей». Правообладателем может быть музыкант или звукозаписывающая компания.

Бар подписывает договор со всеми музыкантами, чьи песни планирует включать. Допустим, это песни Скриптонита, Стаса Михайлова и группы «ВИА Гра». Тогда у бара должно быть три договора — по одному с каждым.

У звукозаписывающей компании могут быть права на музыку нескольких исполнителей. «Газгольдер» сотрудничает со Скриптонитом, Бастой, Смоки Мо и еще девятью музыкантами. Если у компании права на всех, можно подписать один договор и включать любимые треки в баре.

700 рублей в месяц за музыку

Итак, бар может ставить музыку, если у нее открытая лицензия или бар подписал договор с посредниками или правообладателями. Музыка с открытой лицензией бесплатная, а вот за договоры придется платить.

Стоимость музыки зависит от того, с кем бар подписал договор. Если с музыкантом или правообладателем, сумма не фиксированная — платить будете, как договоритесь. Возможно, договоритесь и за бесплатно, музыканты бывают разные.

У частных посредников цены не фиксированные. «Радиоспаркс» берет от 900 рублей в месяц:

какую музыку можно воспроизводить в кафе. 11 3. какую музыку можно воспроизводить в кафе фото. какую музыку можно воспроизводить в кафе-11 3. картинка какую музыку можно воспроизводить в кафе. картинка 11 3. Есть бары, где играет радио, музыка с диска или Вконтакте. Даже если все бары так делают, это не значит, что так можно.

«Музкафе» бары платят от 1500 рублей в месяц. Цена зависит от количества посадочных мест и плейлиста:

какую музыку можно воспроизводить в кафе. 12 1. какую музыку можно воспроизводить в кафе фото. какую музыку можно воспроизводить в кафе-12 1. картинка какую музыку можно воспроизводить в кафе. картинка 12 1. Есть бары, где играет радио, музыка с диска или Вконтакте. Даже если все бары так делают, это не значит, что так можно.

Если у бара договор с авторским обществом, стоимость зависит от количества посадочных мест:

какую музыку можно воспроизводить в кафе. 13. какую музыку можно воспроизводить в кафе фото. какую музыку можно воспроизводить в кафе-13. картинка какую музыку можно воспроизводить в кафе. картинка 13. Есть бары, где играет радио, музыка с диска или Вконтакте. Даже если все бары так делают, это не значит, что так можно.

Авторское общество просит доплатить, если в баре есть музыкальные автоматы, бильярдные столы или выступают артисты.

Чем рискует бар из-за незаконной музыки

Права музыкантов и правообладателей охраняет Российское авторское общество. Если общество узнало, что бар ставит музыку просто так, у него есть право потребовать компенсацию.

Компенсация за музыку — 1301-я статья Гражданского кодекса

Компенсация за незаконную музыку — от 10 тысяч до 5 млн рублей за песню. Авторское общество не может брать деньги на месте: сначала проводит проверку, подает в суд, доказывает вину бара, а суд определяет размер компенсации.

Судя по судебной практике, пять миллионов за песню ещё никто не платил, это цифра вроде юридической страшилки. Самая большая компенсация, которую мы нашли, — 300 000 рублей.

Проверки проходят так: сотрудники авторского общества приходят в бар под видом посетителей, записывают на диктофон или видео играющую музыку, потом расшифровывают запись и подают на владельца в суд. Требование — выплатить компенсацию. Если бар проиграет в суде, он оплачивает судебные расходы, услуги по расшифровке записи и компенсацию.

Юрист Дарья Тимохина

У моего клиента был спорт-бар, но без музыки, вообще никакая не играла. И вот ему приходит письмо от авторского общества: «Заплатите за музыку». Он отвечает, что у него нет музыки в баре.

Авторское общество опять присылает письмо, владелец бара отвечает, и так раза три. Общество подает в суд. В итоге общество отказалось от иска, но нервов потратили много.

Юрист Александра Тюрина

Заметила, что в судебной практике чаще встречаются дела за 2014-2016 годы. Возможно, это связано с тем, что предприниматели стали осознанней подходить к этому вопросу и готовы платить.

какую музыку можно воспроизводить в кафе. 21 1. какую музыку можно воспроизводить в кафе фото. какую музыку можно воспроизводить в кафе-21 1. картинка какую музыку можно воспроизводить в кафе. картинка 21 1. Есть бары, где играет радио, музыка с диска или Вконтакте. Даже если все бары так делают, это не значит, что так можно.

какую музыку можно воспроизводить в кафе. 24. какую музыку можно воспроизводить в кафе фото. какую музыку можно воспроизводить в кафе-24. картинка какую музыку можно воспроизводить в кафе. картинка 24. Есть бары, где играет радио, музыка с диска или Вконтакте. Даже если все бары так делают, это не значит, что так можно.

какую музыку можно воспроизводить в кафе. 23. какую музыку можно воспроизводить в кафе фото. какую музыку можно воспроизводить в кафе-23. картинка какую музыку можно воспроизводить в кафе. картинка 23. Есть бары, где играет радио, музыка с диска или Вконтакте. Даже если все бары так делают, это не значит, что так можно.

Владелец фитнес-клубов из Краснодара

У нас четыре фитнес-клуба в Краснодаре, во всех музыку включали тренеры с флешек. Кому какая нравится, тот такую и слушает: одному рок потяжелее по вкусу, другому рэп, третьему попса. Год так работали. Вообще-то мы знали, что это незаконно, но решили: пусть так будет, потом разберемся.

Разобраться потом не получилось, к нам пришел проверяющий, потренировался и говорит: «Что у вас тут за музыка, а по закону вот так вот, платите». Подписали договор, нам дали доступ к базе с песнями. Теперь включаем музыку с сервера Российского авторского общества.

Счет для ИП и ООО в Модульбанке

Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ

Короче

Незаконно

радио или телевизор;

плейлисты из Вконтакте, Эпл-мьюзик или Яндекс-музыки;

музыка с диска, флешки, телефона, винила.

Законно

музыка с открытой лицензией;

договор с правообладателем, с Российским авторским обществом или частным посредником.

в месяц бар на 20 мест платит за музыку авторскому обществу

Источник

Как не нарушить закон, когда включаешь музыку в своём магазине, баре или кафе

«Я часто гонял в своём кафе песни Zivert. Однажды пришли агенты из РАО и спросили, есть ли у меня договор с правообладателем этой музыки. Договора у меня не было. И отчислений в РАО я не делал. Мне присудили штраф двести тысяч рублей».

Такая история может случиться с любым магазином, баром, кафе, рестораном или торговым центром, где фоном играют музыкальные композиции. Вместе с Марком Войцеховским — юристом компании БУБУКА — мы выяснили, как включать песни в публичных заведениях, чтобы не заработать штраф за нарушение авторских прав.

Почему нельзя просто так включать музыку в баре или кафе

У любой музыкальной композиции есть автор, который обладает на неё авторским правом.

Авторское право — это право собственности на произведение искусства. Оно принадлежит отдельно автору слов и отдельно автору музыки.

Но недостаточно просто написать музыку и слова. Песню должен кто-то исполнить и кто-то записать. Соответственно, рядом с авторскими всегда стоят смежные права.

Смежное право — это право того, кто непосредственно не сочинял музыку или текст, но помог воплотить замысел авторов в реальность. Смежные права принадлежат отдельно исполнителю песни и отдельно изготовителю фонограммы.

Пример. Возьмём песню Аллы Пугачёвой «Этот мир». Автор слов песни — Леонид Дербенев, автор музыки — Александр Зацепин, исполнитель — Алла Пугачева, изготовитель фонограммы — фирма грамзаписи «Мелодия». Дербеневу принадлежит право на текст, Зацепину — право на мелодию. Алла Пугачева исполнила эту песню, поэтому у неё есть смежное право. Изготовить запись тоже непросто: необходима студия, оборудование, звукорежиссёр, инженеры. Поэтому лейбл звукозаписи также имеет право на песню. В итоге получается четыре права: право авторства на музыку, на текст, смежное право исполнителя и смежное право лейбла звукозаписи. Их еще иногда называют «200% прав».

Иногда четыре права принадлежат разным людям, как в нашем примере. Бывает, что один человек написал слова и музыку, сам спел, и записал в домашней студии. Тогда 200% прав принадлежит ему одному.

У автора есть право на публичное исполнение песни. Публичное исполнение — это любое исполнение вне обычного круга семьи или друзей. Семья или компания друзей используют песни в частных (некоммерческих) целях, поэтому не платят за такое использование.

А любое заведение, в котором на фоне играет музыка, использует её в коммерческих целях. За коммерческое использование нужно платить правообладателю.

Пример. Роман — владелец кафе. Вместе с женой он любит слушать Стинга. Если Роман включает его песни у себя в квартире — это некоммерческое использование. Если слушать в машине, пока едешь на работу — это некоммерческое использование. Роман приезжает на работу и включает Стинга в своём кафе — это коммерческое использование композиции.

Сейчас есть куча сервисов, которые позволяют слушать музыку: YouTube, Яндекс Музыка, Спотифай, Эпл Мьюзик, ВК. Но все эти стриминговые сервисы предоставляют право использовать музыку только в личных некоммерческих целях. Включать их в заведениях нельзя. Это даже написано в условиях использования этих сервисов, но их обычно никто не читает.

Условия использования Spotify предусматривают только личное некоммерческое использование

И это логично. Подписка на музыкальный сервис стоит 150-200 руб. Организации используют музыку, чтобы зарабатывать деньги. Для них цена за музыку должна быть выше. Подписка для бизнеса в коммерческих сервисах зависит от площади заведения, трафика и т.п., но как правило, она стоит не меньше тысячи рублей в месяц.

Важно. Спотифай, Эпл Мьюзик, Яндекс Музыка и т.д. не предназначены для коммерческого использования. Музыка с флешки, диска, радио, клипы по ТВ также не годятся для публичного заведения.

Защитой авторских прав занимается Российское авторское общество (РАО), а защитой смежных прав — Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

Марк Войцеховский, юрист БУБУКИ Есть одна вещь про РАО/ВОИС, которую нужно знать каждому заведению. Они могут подавать иски в суд от имени любого автора. Как это обычно выглядит в реальности: у вас в заведении играет музыка, туда приходит агент РАО и ВОИС (обычно это один человек), снимает видео, на котором слышна музыка, и после этого вы получаете от них претензию о выплате штрафа. Штраф — это 40 000 рублей за одно проигрывание одного трека. Обычно они фиксируют 5-10 треков, т.е. штраф будет от 200 000 до 400 000 рублей. Формально они правы, потому что исполнение музыки в заведении без договора с автором — нарушение закона, а у РАО/ВОИС есть право защищать всех авторов по умолчанию. При этом вы никогда не отличите агента РАО от обычного посетителя. Он не представляется, делает обычный заказ и спокойно сидит, записывает видео на телефон. Телефон при этом может быть просто все время направлен в потолок.

РАО и ВОИС защищают песни абсолютно всех исполнителей. Разумеется, Стинг понятия не имеет, что какой-то Роман из России включает его песни в своем кафе. А РАО и ВОИС всё равно готовы неустанно защищать авторские права Стинга. Из под их опеки выпадают только те исполнители, которые подписали отказ от защиты. Например, так поступил рэпер Оксимирон ещё в 2016.

Кстати, исполнять чужие песни в коммерческом заведении вживую — тоже нарушение. Должен быть либо договор с автором, либо договор с РАО. Закон не говорит, кто конкретно должен платить: музыкант или ресторан, в котором он поёт. Но Верховный суд разъяснил, что должен платить ответственный за музыку — организатор, т.е. ресторан, кафе, бар. Большинство кавер-групп работают без договоров с правообладателями. И если какая-то местная дива исполнит песню Zivert пятничным вечером в уютном ресторанчике с живой музыкой, рискует не она, а ресторан. Но иски по живой музыке предъявляются крайне редко. Причина проста: правообладатели просто не добираются до этих ресторанчиков.

Как законно включать музыку в заведении

Чтобы не заработать штраф от РАО/ВОИС, используйте легальные способы. Есть платные, есть бесплатные. Платные эффективнее и без головной боли.

Платные способы

Способ 1. Заключить договор с РАО и ВОИС. РАО и ВОИС — это государственные посредники между авторами песен и коммерческими организациями. Автор может выбрать любую организацию-посредника. Если он не выбрал никакую, считается, что он по умолчанию работает с РАО/ВОИС. Но автор может изъять свои права из управления РАО/ВОИС и работать с любым другим посредником. Многие авторы так и делают.

Если вы заключите договор с РАО и ВОИС, то сможете легально включать треки большинства российских и зарубежных исполнителей.

Размеры отчислений (авторское вознаграждение) зависят от типа заведения и количества посадочных мест.

Расценки РАО зависят от площади помещения

Еще придётся ежемесячно отчитываться обо всех треках, которые бизнесмен включал в заведении. Этот отчёт позволяет посреднику определить размер вознаграждения авторам композиций.

Частные посредники заключают договор либо с авторами, либо с лейблами звукозаписи, либо с авторским обществом.

Если заключить договор с частным посредником, не придется ежемесячно отчитываться об используемых треках. Да и платить меньше. К примеру, РадиоСпаркс берёт 900 руб. / месяц, если площадь заведения до 100 кв. м. Платить сразу за год выгоднее.

Часто РАО и ВОИС остаются недовольны, узнав, что бар или ресторан заключили договор с частным дистрибьютором. Доходит и до суда.

Марк Войцеховский, юрист БУБУКИ Бывает, что РАО/ВОИС предъявляет претензии нашим клиентам. Но тогда мы сами готовим ответ в РАО, предоставляем все необходимые документы. В 99% претензии к нашим клиентам после этого снимаются. Иногда РАО все же подает в суд против наших клиентов. За 8 лет было не больше 10 таких дел, и мы выиграли все.

Важно. Если выбираете частного дистрибьютора, внимательно читайте договор. Там должно быть прописано, что посредник обязуется представлять интересы пользователя в суде и компенсирует убытки в случае претензий и исков.

Бесплатные способы

Способ 1. Включать песни с открытой лицензией. Есть такая музыка, которую авторы изначально выкладывают в свободный доступ, т.е. отказываются от права на вознаграждения. Это так называемая лицензия creative commons или СС.

Но загвоздка в том, что не каждый трек можно включать в баре или кафе. Подходят песни с типом лицензии CC BY, CC BY-SA или CC BY-ND.

какую музыку можно воспроизводить в кафе. CC. какую музыку можно воспроизводить в кафе фото. какую музыку можно воспроизводить в кафе-CC. картинка какую музыку можно воспроизводить в кафе. картинка CC. Есть бары, где играет радио, музыка с диска или Вконтакте. Даже если все бары так делают, это не значит, что так можно.

Если вы собираетесь использовать музыку по лицензии CC, то внимательно читайте условия лицензии по каждому треку.

CC BY-SA 4.0 означает, что лицензия свободная. Песни подходят для коммерческого использования

Композиции с пометкой Non commercial запрещено включать в заведениях.

Если видите пометку Non commercial, знайте, что такой трек нельзя использовать в коммерческих целях

Способ 2. Заключить договор напрямую с правообладателем. Многим ценителям рока знакома история 2008 года, когда в оренбургский бар Underground пришли агенты РАО. Не найдя повода для претензий, они услышали песню группы Сплин «Время, назад» и спросили, есть ли у бара договор с авторским обществом. Договора не было. Бару прилетел штраф. Тогда директор бара написал письмо лидеру Сплина Васильеву и попросил разрешение включать эту песню. Васильев разрешил. Штрафа бар избежал, но отчисления в РАО начал делать.

Напрямую со знаменитостями не договориться, а вот с местными исполнителями вполне. Главное, обсудите условия, цену, список разрешенных песен и закрепите это в договоре.

Иногда правообладателем является не музыкант, а лейбл звукозаписи. Как правило, у лейбла есть права на песни нескольких исполнителей. Тогда достаточно одного договора с звукозаписывающей компанией.

Способ 3. Включать старую музыку. Музыки без авторских и смежных прав не существует. Но у авторских и смежных прав есть срок действия. Когда он истекает, произведение переходит в общественное достояние. Для авторских прав этот срок — 70 лет со смерти автора, для смежных — 50 лет с момента создания записи.

И вот здесь начинаются нюансы. Допустим, 70 лет с момента смерти Чайковского прошло. Авторские права не действуют. Но есть смежные права исполнителя и изготовителя фонограммы. Запись произведения Чайковского в исполнении Лондонского королевского оркестра сделана в 2010 году. Смежные права на неё перестанут действовать только в 2060 году. А до этого времени заведение должно платить обладателям смежных прав: оркестру и лейблу. Не платит — нарушение. ВОИС может взыскать штраф: 20 000 за каждое исполнение трека. То же самое с народной музыкой: авторского права нет, но есть смежные права ансамбля, который поет Калинку-Малинку.

Поэтому единственный 100% способ не платить за старую музыку — взять пластинку, изданную 50 лет назад, и чтобы автор музыки тоже умер 70 лет назад.

Способ 4. Использовать генератор музыки Mubert. Mubert — сервис, который в реальном времени генерирует уникальные музыкальные композиции. Нужно задать направление, продолжительность и программа сгенерирует трек. Сервис на любителя, поэтому много о нём говорить не будем.

Коротко о главном

На каждую песню распространяется четыре права: право автора на музыку, право автора на текст, смежное право исполнителя и смежное право лейбла звукозаписи.

У автора есть право получать вознаграждение за коммерческое использование его песни. Коммерческое — это любое использование вне обычного круга друзей или семьи.

Сервисы вроде Спотифай, Эпл Мьюзик, Яндекс Музыка, ВК не предназначены для коммерческого использования. Радио, музыку с флешки или диска также запрещено включать в кафе, ресторанах, барах и других заведениях.

Существует два законных платных способа включать музыку в баре или кафе: договор с государственным посредником РАО и ВОИС, либо договор с частным музыкальным посредником. Стоимость зависит от площади заведения и количества посадочных мест.

Бесплатные варианты тоже существуют. Можно включать песни с открытой лицензией Creative Commons или песни с истекшим авторским и смежным правом, либо заключить договор напрямую с правообладателем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *