какую музыку любил достоевский

Какую музыку любил достоевский

какую музыку любил достоевский. ban21. какую музыку любил достоевский фото. какую музыку любил достоевский-ban21. картинка какую музыку любил достоевский. картинка ban21. «Творчество Достоевского в музыке русских и зарубежных композиторов» (12+)

«Творчество Достоевского в музыке русских и зарубежных композиторов» (12+)

Тоскуя в мире, как в аду, уродлив, судорожно светел,
в своем пророческом бреду он век наш бедственный наметил.
Услыша вопль его ночной, подумал Бог: ужель возможно,
чтоб всё, дарованное Мной, так страшно было бы и сложно?

В Отделе искусств Орловской областной научной универсальной публичной библиотеки им. И. А. Бунина, с 10 по 15 ноября 2020 г., работает выставка посвящённая предстоящему 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского.

В ноябре 2021 года классику мировой художественной литературы Федору Михайловичу Достоевскому – 200 лет. А мы снова и снова возвращаемся к творчеству Достоевского. Почему? Хотим понять тайну писателя или тайну собственной жизни? Ищем ответы на извечные вопросы?

Достоевский и музыка… На первый взгляд кажется, что понятие музыкальность менее всего применимо к творчеству Достоевского. Между тем творчество Ф. Достоевского связано с музыкой неразрывными узами. Какую же роль играла музыка в жизни и творчестве Достоевского? Какое значение имеет наследие писателя для музыки?

Музыка сопровождала писателя в течение всей его жизни. Он любил творчество М. Глинки, А. Серова, увлекался Д. Мейербером, музыку Р. Вагнера характеризовал как «полную глубоких задач». В. А. Моцарт и Л. Бетховен были предметом его поклонения. Любимое музыкальное произведение М. Достоевского – бетховенская «Патетическая соната».

Музыкальные интересы писателя нашли отражение в его литературных произведениях.

На сюжеты произведений Ф. Достоевского написаны оперы: «Братья Карамазовы», «Игрок», «Из Мертвого дома», «Преступление и наказание», «Раскольников», «Настасья Филипповна», оратория «Великий инквизитор», балеты: «Зимний рассказ», «Идиот» и др.

Большую известность получила лирико-психологическая опера «Игрок» С. Прокофьева. Первый вариант этой оперы был поставлен в Петербурге в 1916 г. в Мариинском театре, второй вариант в 1929 г. в Брюсселе, под французским названием «Le Joueur». У Достоевского рассказ ведется от лица главного героя, а в опере повествование превращено в прямое действие.

В ХХ веке в отечественном искусстве возрос интерес к творчеству Достоевского. В этот период созданы оперы «Бедные люди» Г. Седельникова, «Белые ночи» Ю. Буцко по одноименным романам Ф. Достоевского.

Создаются оперы «Братья Карамазовы» А. Холминова, «Князь Мышкин» А. Балтина, «Идиот» М. Вайнберга, «Ожидаем генерала» Л. Присса, «Преступление и наказание» Э. Артемьева. Эти сочинения относятся к жанру «большой оперы». Екатеринбургский композитор В. Кобекин создал оперу « Н.Ф.Б. » по роману Ф. Достоевского « Идиот ». Эта опера была написана по заказу оргкомитета фестиваля «Сакро-Арт», который проводился в немецком городе Локкум, близ Ганновера. Постановка имела грандиозный успех.

Через 15 лет Б. Эйфман вновь обращается к творчеству Ф. Достоевского – на этот раз «Братья Карамазовы». Для балета « Братья Карамазовы » он использует музыку Рахманинова, Мусоргского, Рихарда Вагнера и цыганские песни. Премьера этого балета состоялась в Мариинском театре в октябре 1995 года.

В балетных постановках были найдены необычные режиссерские приемы, позволяющие воссоздать языком балета сложнейшие философские и психологические проблемы, затронутые писателем.

Больший интерес вызвало творчество Ф. Достоевского у зарубежных композиторов, особенно у чешских композиторов. На сюжет «Записок из Мертвого дома» была написана опера Леоша Яначека «Мертвый дом». Отар Еремиаш работал над оперой «Братья Карамазовы», которая была впервые поставлена в 1928 г. в пражском Народном театре. Ганс Краса написал на немецком языке двухактную оперу «Обручение во сне» на сюжет повести Достоевского «Дядюшкин сон». Композитор Франтишек Пицка написал драматическую увертюру «Степанчиково», а Иозеф Берг стал автором сюиты для фортепиано «Братья Карамазовы». Композитор Карел Купка написал балет «Идиот», и он же является автором одноименной оперы. Германом Гейсом была поставлена в Западном Берлине электронная балет-пантомима «Поступок».

В США сюжет «Идиота» в 1973 г. был воплощен в телевизионной опере «Myshkin», показанной в Блумингтоне (автор Джон Ц. Итон).

Однако наибольший композиторский интерес вызвал роман Федора Достоевского «Преступление и наказание». В 1925 и в 1930 гг. австрийский композитор Эмил Николаус фон Резничек написал две увертюры «Раскольников». Артур Онеггер сочинил музыку к фильму, который получил название «Crime et chatiment». На сюжет романа «Преступление и наказание» были также созданы: музыка к спектаклю «Раскольников» норвежским композитором Паулине Халлом, драматическая сцена «Сон Раскольникова» немецким композитором Гизелхер Клебе и впервые исполненная в Дармштадте, балетная музыка «Раскольников» австрийским композитором Паулем Лутце.

Выставка «Творчество Достоевского в музыке русских и зарубежных композиторов» представляет литературу, публикации на страницах музыкальной периодики, о воплощении произведений писателя в музыке отечественных и зарубежных композиторов, нотные сборники, а также записи экранизаций его произведений, грамзапись с оперой «Бедные люди».

Приглашаем посетить выставку

всех любителей музыкального искусства

и творчества Федора Михайловича Достоевского

Телефон для справок: 8(4862)76-37-87

Источник

Тема урока: «Достоевский и музыка»

Разделы: Литература

Для А. Камю Достоевский был писателем, который объяснил трагедию XX века. «Сначала я восхищался Достоевским потому, что он мне открывал человеческую душу,- писал Камю.- Но очень скоро, по мере того, как я все острее чувствовал драму моей эпохи, я полюбил в Достоевском человека, который пережил и объяснил нашу историческую судьбу».

Противоречивые оценки Достоевского объясняются сложностью личности самого писателя, многогранностью его творчества. Писатель-пророк, гуманист, взывающий к состраданию, художник, безгранично верящий в человека, мятущийся, ищущий, страдающий. Таков Достоевский.

Изучение духовного мира писателя и его творчества будет неполным, если не показать его связи с музыкой. Связь творчества Достоевского с музыкой многогранна. С одной стороны – это музыка и музыканты в жизни писателя, с другой стороны – музыка на страницах его произведений, воплощение его творчества в музыке.

После появления книги М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» утвердилось понятие полифонии (многоголосия) как основополагающего принципа построения его произведений. «И в этом смысле он может быть уподоблен художественному целому в полифонической музыке: пять голосов фуги, последовательно вступающих и развивающихся в контрапунктическом созвучии, напоминают «голосоведение» романа Достоевского»,- писал в своей работе Бахтин.

Герои Достоевского ищут истину. Писатель предоставляет им право отстаивать свои убеждения, он слышит и умеет различать в себе голоса своих героев одновременно. Многоголосие его героев – это и есть полифония. Отсюда – неиссякаемый интерес Достоевского к сложности души и неоднозначности мира.

Конечно, в рамках одного урока невозможно осветить все проблемы, связанные с темой «Достоевский и музыка». Однако такой урок поможет глубже понять как личность писателя, так и его творчество.

Портреты Ф.М. Достоевского (художники Перов, Глазунов), А. Достоевской.

Иллюстрации к романам Достоевского И. Глазунова.

Скрябин. Прелюдия соч. 32 № 2.

Вивальди Concerto in G minor for violin, string and bass, allegro.

Скрябин. Прелюдия соч. 32 № 1.

Шопен. Ноктюрн cis-moll до # минор.

Но это была не музыка…
Целое отчаяние выливалось в этих звуках…
Ф.М. Достоевский «Неточка Незванова»

Сострадание есть главнейший и,
может быть, единственный закон
бытия всего человечества.
Ф.М. Достоевский

Музыка. Прелюдия Скрябина соч. 32 №2

Звучит стихотворение В. Набокова «Достоевский»:

Тоскуя в мире, как в аду,
уродлив, судорожно светел,
в своем пророческом бреду
он век наш бедственный наметил.
Услыша вопль его ночной,
Подумал Бог: ужель возможно,
чтоб всё, дарованное Мной,
так страшно было бы и сложно?

какую музыку любил достоевский. img1. какую музыку любил достоевский фото. какую музыку любил достоевский-img1. картинка какую музыку любил достоевский. картинка img1. «Творчество Достоевского в музыке русских и зарубежных композиторов» (12+)

Это стихотворение, посвященное Достоевскому, Владимир Набоков написал в 1919 году, в один из самых сложных периодов своей жизни. Думается, что не случайно на пороге страшных катастроф и потрясений Набоков обращается именно к Достоевскому. Стихотворение звучит как мольба. Прошло без малого сто лет, а мы снова и снова в трудные и светлые минуты своей жизни возвращаемся к творчеству Достоевского. Почему? Хотим понять тайну писателя или тайну собственной жизни? Ищем ответы на извечные вопросы? Пытаемся постичь истину?

Достоевский и музыка… На первый взгляд кажется, что понятие музыкальность менее всего применимо к творчеству Достоевского. Между тем творчество Достоевского связано с музыкой неразрывными узами.

— Какую же роль играла музыка в жизни и творчестве Достоевского?

— Какое значение имеет наследие писателя для музыки?

Эти и многие другие вопросы – в центре нашего урока.

Работа с портретами.

Взгляните на портреты Достоевского (портрет художника В. Г. Перова 1872 года, рисунок Н.П. Соколовой 1869 года).

— Если бы вам пришлось запечатлеть облик Достоевского в словах, какие бы главные вы подобрали?

К внешности Достоевского, как и к творчеству его, не было однозначного отношения. Многие современники оставили воспоминания о писателе, о том впечатлении, которое он производил на них.

Свидетельствует Анна Григорьевна (жена писателя):

Ни один человек в мире, ни прежде, ни после, не производил на меня такого тяжелого, поистине удручающего впечатления, какое произвел на меня Федор Михайлович в первое наше свидание. Я видела перед собой человека страшно несчастного, убитого, замученного. Он имел вид человека, у которого сегодня-вчера умер кто-либо из близких сердцу; человека, которого поразила какая-нибудь страшная беда.

Его глубоко посаженные глаза и сведенное судорогой лицо с первого взгляда свидетельствовали о том, что перед нами мятущийся гений, перенесший, долгие испытания.

Лицо Достоевского было незабываемо. Всмотритесь, и чуть найдёте человека с самым глубоким взглядом, таким, какого ни у кого нет, то смело подходите, это он.

Вглядитесь в лицо Достоевского, наполовину лицо русского крестьянина, наполовину физиономия преступника, плоский нос, маленькие буравящие глаза под веками, дрожащими от нервозности, выразительный рот, который говорит о бесчисленных муках, о глубокой, как пропасть, скорби.

Это лицо сразу и навсегда запечатлевалось в памяти, оно носило на себе отпечаток исключительно духовной жизни.

— Каким вы увидели Достоевского?

— Почему его портреты так непохожи?

— Почему и со страниц бесчисленных книг перед нами предстает разный Достоевский?

— Каким же он был на самом деле?

Я приглашаю вас перелистать страницы творчества большого художника. Может быть, тема «Достоевский и музыка» поможет нам увидеть писателя немножко по-другому (не мрачным!).

— Какие произведения художественной литературы появляются в это время?

— Произведения каких композиторов увидели свет? Какие произведения?

— В сороковые годы появляются «Мертвые души» Гоголя, «Записки охотника» Тургенева, пьесы Островского, происходит первое представление оперы Глинки «Руслан и Людмила», любители музыки знакомятся с искусством Полины Виардо, Ференца Листа, Гектора Берлиоза, Уле Булля, Генриха Эрнста.

Именно в сороковые годы определился страстный интерес Достоевского к музыке и театру. Какой же музыкой увлекался Достоевский? Что слушал он? Какие концерты посещал?

Доктор А.Е. Ризенкампф, бывший другом Достоевского, оставил об этом свои воспоминания:

«В 1841 году публика восхищалась концертами известного скрипача Уле Булля. С 9 января 1842 года начались концерты гениального Листа и продолжались до конца мая. Несмотря на неслыханную цену билетов, мы с Федором Михайловичем не пропускали почти ни одного концерта. Весною 1843 года. во время великого поста Достоевский посещал концерты вновь прибывшего Листа, знаменитого тенора Рубини и кларнетиста Блаза.

Игра Уле Булля покорила Достоевского, вызвала глубокий отклик в душе писателя. Он уходил с концертов замечательного норвежского музыканта потрясенный и взволнованный до слез.

Свидетельствует В.Ф. Одоевский:

«Что такое душа в музыке? Это способность придавать бесчувственному инструменту жизнь и извлекать из него звуки, которые нежат слух, западают в сердце; это дар управлять по произволу толпою слушателей, вызывать на глаза их слезу тихой грусти или возбуждать в сердцах их безотчетную радость. Этою-то способностью, этим даром вполне владеет Уле Булль».

«Вот истинно гениальный скрипач! По-моему, главная отличительная черта настоящей гениальности есть оригинальность, и именно это качество, прежде всего, замечается в игре скандинавского артиста. с первых звуков его волшебной скрипки вся душа моя к нему приковалась. ».

В эти годы в Петербурге давал концерты и скрипач Генрих Эрнст. В его музыке многие искали и находили отклик своим чувствам и переживаниям. Наибольший успех у слушателей имела задушевная Элегия; в петербургских салонах говорили, что Элегия была написана скрипачом после смерти его жены. Нежные звуки скрипки будто молили о помощи, в них было столько страстной и глубокой правды, сколько скорби и отчаяния, что многие плакали, слушая музыку Эрнста.

— Почему выступления скрипачей так волновали Достоевского, волновали до такой степени, что отзвуки этих выступлений мы слышим на страницах его произведений?

Звучит музыка. Вивальди Concerto in G minor for violin, strings and bass, allegro.

В сороковые годы появляется роман Достоевского «Неточка Незванова». Это произведение свидетельствует о том, какое воздействие на писателя оказали встречи с музыкантами, посещение театров и концертных залов.

Любовь Федоровна, дочь писателя, рассказывает о музыкальной атмосфере, которая в ту пору окружала Достоевского:

«. В Петербурге 40-х годов самыми интересными были салоны, в которые допускались только поэты, художники и знаменитые музыканты. Таков был салон князя Одоевского. графа Соллогуба. графов Виельгорских. Все эти господа добивались знакомства с Достоевским, приглашали его к себе и сердечно принимали. Отец мой особенно хорошо чувствовал себя у Виельгорских, в чьем доме звучала превосходная музыка. Достоевский горячо любил музыку.

Граф Виельгорский, будучи страстным меломаном, покровительствовал музыкантам и умел отыскивать их в самых темных уголках столицы. Возможно, что удивительный тип нищего, пьяного, самолюбивого, завистливого скрипача, которого граф Виельгорский мог отыскать на чердаке, выступавшего на одном из его музыкальных вечеров, произвел впечатление на моего отца, и его роман «Неточка Незванова» связан с графом Виельгорским».

И.Глазунов. Илл. к роману «Неточка Незнанова».

Ефимов был вольнонаемным музыкантом, играл на кларнете в крепостном оркестре. Он подружился с итальянцем, капельмейстером, который, по слухам, водил дружбу с дьяволом. Этот-то итальянец и выучил играть Ефимова на скрипке.

После шестилетних мытарств попадает Ефимов в Петербург. Он стремится разгадать тайну исполнительского искусства, потому что только так можно доказать собственное превосходство над другими. Но бесплодные поиски приводят к опустошению души к зависти и ненависти к действительно талантливым исполнителям.

Обратимся к наиболее ярким музыкальным эпизодам романа. Какие это эпизоды?

Дважды в романе звучит одна и та же музыка, одна и та же музыкальная пьеса. Но музыка звучит по-разному. Нам нужно разобраться почему.

Сначала мы слышим пьесу в исполнении Ефимова, он возвращается с концерта гениального скрипача и пытается воспроизвести на своей скрипке услышанное. Ефимов потрясен, раздавлен, жалок.

Темная каморка, одинокая свеча. Ефимов играет на скрипке. Одна лишь напуганная девочка слушает его.

«Музыка началась, но это была не музыка. Это были не звуки скрипки, а как будто чей-то ужасный голос загремел в первый раз в нашем темном жилище. Я твердо уверена, что слышала стоны, крик человеческий, плач; целое отчаяние выливалось в этих звуках, и наконец, когда загремел ужасный финальный аккорд, в котором было все, что, есть ужасного в плаче, мучительного в муках, тоскливого в безнадежной тоске, все это как будто соединилось разом. »

Музыкальные образы помогают нам понять, что чувствует несчастный.

Жизнь его загублена, и сам он давно мертвец.

Через некоторое время та же самая Неточка слышит эту же пьесу в исполнении гениального скрипача.

В описании музыки, несомненно, сказались впечатления Достоевского от выступлений Уле Булля и Генриха Эрнста.

Зачитываем эпизоды романа, где звучит музыка.

Одинаково ли звучит музыка в этих эпизодах? (По-разному).

Это голос человеческой души, выражение затаенных мыслей и чувств. Музыка в романе выступает как искусство романтическое и таинственное, как предчувствие и ожидание несбыточного счастья. Это чисто романтическое представление о музыке характерно для творчества Достоевского 40-х годов.

Звучит музыка Вивальди.

Вернемся в 40-е годы. Одним из самых значительных событий музыкальной жизни России были выступления Листа. Он исполнял произведения Баха, Бетховена, Шопена, Шуберта.

8 апреля 1842 года на одном из таких концертов присутствовали Достоевский, Серов и Стасов. Стасов написал о неизгладимом впечатлении, которое на него и Серова произвел первый концерт Листа:

«Мы клялись один другому, что этот день. отныне и навеки будет нам священен и до самой гробовой доски мы не забудем ни одной его черточки. Ничего подобного мы еще не слыхивали на своём веку. ».

И.Глазунов. Безумный музыкант.

Через несколько лет Достоевский присутствовал и на концертах французского композитора Гектора Берлиоза.

В одном из очерков, опубликованном в «Санкт-Петербургских ведомостях» Достоевский писал:

«Признаюсь, иногда как будто нападает тоска. Похоже на то, когда бы вы, например, шли в темный вечер домой, бездумно и уныло посматривая по сторонам, и вдруг слышите музыку. Бал, точно бал! В ярко освещенных окнах мелькают тени, слышится шелест и шарканье, как будто слышен соблазнительный бальный шепот, гудит солидный контрабас, визжит скрипка, толпа, освещение. вы проходите мимо развлеченный, взволнованный; в вас пробудилось желание чего-то, стремление. Вы как будто слышали жизнь, а между тем вы уносите с собой один бледный, бесцветный мотив её, идею, тень, почти ничего. И приходишь, как будто не доверяя чему-то; слышится что-то другое, слышится, что сквозь бесцветный мотив обыденной жизни нашей звучит другой, пронзительно живучий и грустный, как в берлиозовом бале у Капулетов».

Весной 1847 года Достоевский присутствовал на концертах Берлиоза. Исполнялась его драматическая симфония «Ромео и Джульетта». Наибольшее впечатление производила вторая часть «Ромео один. Праздник у Капулетти».

— Что же услышал Достоевский в музыке Берлиоза? Почему она так взволновала его сердце?

Звучит отрывок из драматической симфонии Берлиоза «Ромео и Джульетта».

Однажды Берлиоз сказал замечательные слова: «Любовь не может дать представления о музыке, а музыка может дать представление о любви. Но зачем разделять их? Это два крыла одной души». Так уж устроено в человеческой жизни, что не каждая любовь бывает счастливой, скорее, редкая любовь бывает счастливой. Но любовь делает чуткой человеческую душу. Человек способен видеть и понимать прекрасное, стихи, музыку.

Звучит музыка Скрябина соч. 32 № 1.

С начала 60-х годов писатель был окружен музыкальной атмосферой. Он сблизился с Серовым, был посетителем его музыкальных вечеров. Сам выступал на литературно-музыкальных вечерах вместе с Рубинштейном.

Музыка звучала и в доме писателя. Его жена, Анна Григорьевна, была пианисткой. А его племянница Мария Александровна Иванова окончила консерваторию по классу Рубинштейна.

Фон-Фохт писал в воспоминаниях о музыкальной атмосфере в доме Ивановых:

«Федор Михайлович очень любил музыку, он почти всегда что-нибудь про себя напевал, и это лучше всего обозначало хорошее настроение его духа. Музицирование в доме Ивановых оставило след в творчестве Достоевского. С ним связан один из эпизодов «Преступления и наказания».

Фохт рассказывал о том, что однажды в присутствии Достоевского он сыграл немецкий романс на стихи Гейне. Романс этот очень понравился Федору Михайловичу, и он полюбопытствовал, где Фохт его слышал. Фохт рассказал, что слышал, как его играли шарманщики в Москве. Слова этого романса произносит умирающая Катерина Ивановна Мармеладова.

В 60-е годы появляется роман «Преступление и наказание».

Какие эпизоды, связанные с музыкой, вы нашли в этом романе? (Зачитываются эпизоды).

Какую функцию выполняет музыка в «Преступлении и наказании»?

— Это существенная часть картины нищего Петербурга.

— Её звуки связаны с внутренней жизнью героев.

Как звуки музыки связаны с внутренней жизнью героев?

Музыка как бы образует звуковую среду, способную, пусть на миг, заглушить мучительные мысли Раскольникова. Она сопровождает его в скитаниях по трактирам.

Раскольникова влечет в трактиры, где много людей, шум и пьяное веселье.

Подобно Раскольникову ищет забвенья в песне и Свидригайлов. (Зачитываются эпизоды из романа.)

— Где же достигают своей трагической кульминации «музыкальные» эпизоды?

Музыкальные» эпизоды достигают трагической кульминации в сцене, когда безумная Катерина Ивановна грозит невидимым врагам, что она выйдет на улицу с шарманкой. Измученная женщина выводит на улицу детей. В помутившемся сознании Екатерины Ивановны пение и пляска детей должны были одновременно выражать протест против жестокости и оскорблений, служить доказательством того, что и они принадлежат к «благородному семейству».

В бреду умирающая Катерина Ивановна пытается припомнить мелодии и слова любимых романсов.

О музыке, звучащей в «Преступлении и наказании», можно сказать словами Неточки Незвановой: «. Это музыка, которая была не музыкой». Сиплые и визгливые уличные голоса, отчаянные крики пьяного хора, балалайка и гармошка». Ни разу, вплоть до эпилога, не раздаются звуки народной песни. Ей нет места в мрачном и страшном городе. Вольная народная песня возникает только в эпилоге. На смену жестокому и мрачному городу приходит неоглядный простор степей, и вместе с ним рождаются другие звуки. Что символизирует народная песня?

— Это символ возрождения Раскольникова.

какую музыку любил достоевский. img5. какую музыку любил достоевский фото. какую музыку любил достоевский-img5. картинка какую музыку любил достоевский. картинка img5. «Творчество Достоевского в музыке русских и зарубежных композиторов» (12+)

Создание проблемной ситуации.

— В одном из своих романов Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Согласны ли вы с этим? Какая красота? В романах Достоевского мало солнца. Мрак. Сырость. Серый камень. И все-таки «красота спасет мир». Сам Достоевский сказал об это так:

Звучит ноктюрн Шопена cis-moll до # минор и стихотворение Владимира Набокова из романа «Дар».

Прощай же, книга! Для видений
отсрочки смертной тоже нет.
с колен поднимется Евгений,
но удаляется поэт.
И все же слух не может сразу
расстаться с музыкой, рассказу
дать замереть. Судьба сама
еще звенит, и для ума
внимательного нет границы
там, где поставил точку я:
продленный призрак бытия
синеет за чертой страницы,
как завтрашние облака,
и не кончается строка.

Источник

Меломан Ф.Достоевский

какую музыку любил достоевский. 98266324 5ABC 4BFF 9264. какую музыку любил достоевский фото. какую музыку любил достоевский-98266324 5ABC 4BFF 9264. картинка какую музыку любил достоевский. картинка 98266324 5ABC 4BFF 9264. «Творчество Достоевского в музыке русских и зарубежных композиторов» (12+)

Передача из цикла «Писатели и музыка».

Владимир Абаринов: Достоевский в молодости был страстным операманом. В 1843 году в Петербурге открылась Итальянская опера, в ней пели выдающиеся исполнители с европейской славой, и Достоевский не пропускал ни одной премьеры.

Билеты стоили дорого, Достоевский покупал самые дешевые. Как он сам пишет, «мы тогда считали верхом наслаждения 80-копеечные боковые места в галерее 5-го яруса». Следы этого увлечения есть во многих ранних произведениях, а в рассказе «Чужая жена и муж под кроватью» сказано следующее:

«Нужно заметить, что в то время процветали две партии и каждая стояла за свою примадонну».

Эти две итальянские примадонны – Тереза де Джули-Борси и Эрминия Фреццолини. Достоевский принадлежал к партии «борсистов», а Фреццолини называл «куклой с хорошим голосом», которая «мяукает, словно беленькая кошечка, колыбельную песенку». Одной из коронных партий Терезы де Джули-Борси была Джизельда из ранней оперы Верди «Ломбардцы в Первом крестовом походе».

какую музыку любил достоевский. 4BDE1E0F D040 4BE7 9AFF 9383F45F326D w250 r0 s. какую музыку любил достоевский фото. какую музыку любил достоевский-4BDE1E0F D040 4BE7 9AFF 9383F45F326D w250 r0 s. картинка какую музыку любил достоевский. картинка 4BDE1E0F D040 4BE7 9AFF 9383F45F326D w250 r0 s. «Творчество Достоевского в музыке русских и зарубежных композиторов» (12+)

Среди ранних произведений Достоевского есть неоконченный роман «Неточка Незванова». Неоконченный из-за ареста по делу петрашевцев. Отчим его героини по фамилии Ефимов – несостоявшийся скрипач. В его истории есть фантасмагорический мотив: некий загадочный скрипач-итальянец и его необыкновенная скрипка, намек на продажу души дьяволу. Это, конечно, отголосок легенд, связанных с Паганини. Ефимов считает себя гением, а свою несчастную, разбитую жизнь приписывает злой судьбе. Но вот в Петербург приезжает всемирно знаменитый скрипач, Ефимов слышит его игру и понимает, что для того, чтобы стать гением, мало виртуозно владеть инструментом.

«Истина ослепила его своим нестерпимым блеском, и что было ложь, стало ложью и для него самого. В последний час свой он услышал чудного гения, который рассказал ему его же самого и осудил его навсегда. В последний раз, в судорожном отчаянии, хотел он судить себя сам, осудить неумолимо и строго, как беспристрастный, бескорыстный судья; но ослабевший смычок его мог только слабо повторить последнюю музыкальную фразу гения».

какую музыку любил достоевский. 3DE5AD1A 76DF 4331 9D55 1410CB77C6FD w250 r0 s. какую музыку любил достоевский фото. какую музыку любил достоевский-3DE5AD1A 76DF 4331 9D55 1410CB77C6FD w250 r0 s. картинка какую музыку любил достоевский. картинка 3DE5AD1A 76DF 4331 9D55 1410CB77C6FD w250 r0 s. «Творчество Достоевского в музыке русских и зарубежных композиторов» (12+)

Достоевский слышал двух знаменитых скрипачей своего времени – норвежца Уле Булля и немца Генриха Вильгельма Эрнста. Есть предположение, что произведением, потрясшим героя Достоевского, стала «Элегия» Эрнста.

И еще одно музыкальное впечатление молодого, докаторжного Достоевского. Цитата из «Петербургской летописи», апрель 1843 года:

«Слышится, что сквозь бесцветный мотив обыденной жизни нашей звучит другой, пронзительно живучий и грустный, как в Берлиозовом бале у Капулетов».

Именно в апреле 1843-го Гектор Берлиоз дважды дирижировал в Петербурге своей драматической симфонией «Ромео и Джульетта», и Достоевский был, может быть, и на обоих концертах.

какую музыку любил достоевский. 1D863F6E 66EB 45B4 87DA 4073F664144F w250 r0 s. какую музыку любил достоевский фото. какую музыку любил достоевский-1D863F6E 66EB 45B4 87DA 4073F664144F w250 r0 s. картинка какую музыку любил достоевский. картинка 1D863F6E 66EB 45B4 87DA 4073F664144F w250 r0 s. «Творчество Достоевского в музыке русских и зарубежных композиторов» (12+)

В повести «Дядюшкин сон» Марья Александровна Москалева, желая пробудить в престарелом князе романтические чувства и побудить его сделать предложение своей дочери Зине, просит Зину спеть романс.

– Вы любите музыку, князь?

— Я очень люблю му-зы-ку. Я за границей с Бетховеном был знаком. — С Бетховеном! Вообрази, Зина, князь был знаком с Бетховеном! Ах, князь! неужели вы были знакомы с Бетховеном?

— Ну да. мы были с ним на дру-жес-кой но-ге. И вечно у него нос в табаке. Такой смешной!

— Ну да, Бетховен. Впрочем, может быть, это и не Бет-хо-вен, а какой-нибудь другой не-мец. Там очень много нем-цев.

— Зиночка, ну сыграй нам что-нибудь. А впрочем, лучше спой! Как она поет, князь! Она, можно сказать, виртуозка, настоящая виртуозка! А какая она дочь! Как она умеет любить, как она нежно меня любит! Какое сердце, какие чувства!

— Ну да, ну да. чувства. […] Quelle charmante personne!

— Зиночка, спой этот романс, в котором, помнишь, много рыцарского, где еще эта владетельница замка и ее трубадур. Ах, князь! Как я люблю всё это рыцарское! Эти замки, замки. Эта средневековая жизнь! Эти трубадуры, герольды, турниры. Я буду аккомпанировать тебе, Зина. Пересядьте сюда, князь, поближе! Ах, эти замки, замки!

Зина поет – и все получается так, как и хотела Марья Александровна: князь расчувствовался и сделал предложение. Но что же именно поет Зина? Это можно только предполагать. Авторы телеспектакля выбрали арию Лоретты из оперы Андре Гретри «Ричард Львиное сердце». Не уверен, что эта ария была популярна в России того времени, но ария очень красивая. В телеспектакле ее поет Валентина Игнатьева – драматическая актриса, но с очень хорошим вокалом, она поет за кадром во многих советских фильмах.

какую музыку любил достоевский. 88365F49 FC87 4BB8 9904 F6E0C730BFEE w250 r0 s. какую музыку любил достоевский фото. какую музыку любил достоевский-88365F49 FC87 4BB8 9904 F6E0C730BFEE w250 r0 s. картинка какую музыку любил достоевский. картинка 88365F49 FC87 4BB8 9904 F6E0C730BFEE w250 r0 s. «Творчество Достоевского в музыке русских и зарубежных композиторов» (12+)

С ним страшно быть наедине,

Хоть речь его приятна мне.

Он шепчет «Я люблю вас»,

И сердце бьется сильно так,

Я списал эти слова с пластинки 1948 года, честно пытался найти автора русского перевода, но не смог. Перевод хороший, близкий к оригиналу.

Герой повести «Вечный муж» Алексей Иванович Вельчанинов, человек как пишет о нем автор, «много и широко поживший», 38 или 39 лет, на даче у знакомых поет романс Глинки на стихи Адама Мицкевича в переводе Сергея Голицына «К ней». Достоевский слышал этот романс в исполнении самого автора, а в повести пишет о своем герое, что это он когда-то слышал, как поет его сам Глинка. Но двусмысленность ситуации заключается в том, что Вельчанинов поет, в упор глядя на 15-летнюю дочь хозяев дачи, Надю.

какую музыку любил достоевский. 237C5F4D D546 4D63 A562 2FCFA34D75E4 w250 r0 s. какую музыку любил достоевский фото. какую музыку любил достоевский-237C5F4D D546 4D63 A562 2FCFA34D75E4 w250 r0 s. картинка какую музыку любил достоевский. картинка 237C5F4D D546 4D63 A562 2FCFA34D75E4 w250 r0 s. «Творчество Достоевского в музыке русских и зарубежных композиторов» (12+)

В «Преступлении и наказании» Родион Раскольников слышит на улице шарманку и обращается к случайному прохожему с вопросом:

— Любите вы уличное пение? Я люблю. Я люблю, как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица; или, еще лучше, когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? а сквозь него фонари с газом блистают.

Но вот пение в одноимённом фильме совсем не то, какое слышал Раскольников. Вот цитата:

«На мостовой, перед мелочною лавкой, стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой-то весьма чувствительный романс. Он аккомпанировал стоявшей впереди его на тротуаре девушке, лет пятнадцати, одетой как барышня, в кринолине, в мантильке, в перчатках и в соломенной шляпке с огненного цвета пером; всё это было старое и истасканное. Уличным, дребезжащим, но довольно приятным и сильным голосом она выпевала романс, в ожидании двухкопеечника из лавочки. Раскольников приостановился рядом с двумя-тремя слушателями, послушал, вынул пятак и положил в руку девушке. Та вдруг пресекла пение на самой чувствительной и высокой нотке, точно отрезала, резко крикнула шарманщику: «будет!», и оба поплелись дальше, к следующей лавочке».

какую музыку любил достоевский. E3DDD6CF FB8C 4155 B52F F181E3DF698E w250 r0 s. какую музыку любил достоевский фото. какую музыку любил достоевский-E3DDD6CF FB8C 4155 B52F F181E3DF698E w250 r0 s. картинка какую музыку любил достоевский. картинка E3DDD6CF FB8C 4155 B52F F181E3DF698E w250 r0 s. «Творчество Достоевского в музыке русских и зарубежных композиторов» (12+)

Кринолин, мантилька, огненное перо – ведь это портрет Сони, наряд публичной женщины. И репертуар совсем не тот, какой мы привыкли слышать в фильмах от девочек, поющих под шарманку. Катерина Ивановна, собирающаяся вместе с детьми зарабатывать пением под шарманку, называет одну из таких песен – Du hast Diamanten und Perlen. Это стихи Гейне, но это салонный романс, он так же не соответствует нищей обстановке всей сцены, как шляпка с пером – поющей девочке. Вот первая строфа в переводе Афанасия Фета:

Ты вся в жемчугах и в алмазах,
Вся жизнь для тебя — благодать,
И очи твои так прелестны, —
Чего ж тебе, друг мой, желать?

Кстати, в примечаниях к 15-томнику Достоевского автором музыки неверно указан Шуберт. На самом деле ее сочинил Георг Стигели, больше известный как певец.

Действие большей части романа «Идиот» происходит в Павловске, где герои живут на дачах и ходят, как тогда говорили, на музыку. Музыка исполнялась в специальном концертном здании станции Царскосельской железной дороги. Это была очень престижная концертная площадка. Молодой Чайковский специально для павловских концертов сочинил «Характерные танцы», которые исполнил в августе 1865 года не кто иной, как Иоганн Штраус – это было первое публичное исполнение музыки Чайковского.

какую музыку любил достоевский. B7B84225 888B 47DD BA5A 1FC4B42C948E w250 r0 s. какую музыку любил достоевский фото. какую музыку любил достоевский-B7B84225 888B 47DD BA5A 1FC4B42C948E w250 r0 s. картинка какую музыку любил достоевский. картинка B7B84225 888B 47DD BA5A 1FC4B42C948E w250 r0 s. «Творчество Достоевского в музыке русских и зарубежных композиторов» (12+)

Штраус дает концерты в Павловске и в сериале Владимира Бортко. Но дело в том, что я по ряду косвенных признаков совершенно точно установил время действия романа – июнь 1868 года. Именно тем летом Штрауса в Павловске не было: у него был ангажемент с 1856 по 1861 год, а потом он приезжал в 1865, 1869 и 1872. Нет Штрауса и в романе. В этот год оркестром управлял немецкий дирижер Генрих Фюрстенау. Поскольку Достоевский пишет, что оркестр в Павловске «играет вещи новые», поищем и мы новую вещь. Почему бы не послушать, например, увертюру к оперетте Жака Оффенбаха «Парижская жизнь», написанной в 1866 году? Очень подходящая музыка для скандала, который учинила Настасья Филипповна.

Далее в программе Поверх барьеров:

«Родной язык».

Беседа с немецкой переводчицей русской и украинской прозы Клаудией Дате.

Радиоантология современной русской поэзии

Стихи Кати Капович (Бостон, США)

Помню первую встречу, глаза голубые,
подготовку и «госы» последней весны,
память тащит с собой все ужимки смешные
между всхлипом «спаси» и мольбой «сохрани».

Как на пол утекало одно одеяло,
как закат догорал, как с черешен мело,
с орфографией плохо, но два санитара
карамзинские точки поставят над «ё».

Все гаданья кофейные сгущены в чашке,
все слова зарифмованы с рифмою «пусть»
карты падают к самому сердцу рубашкой,
в ад сравненьями светлый выкладывай путь.

Помню лед коридорный, больничную тогу,
тетя Маша зеленою шваброй гребет,
тут обреют под ноль, остригут недотрогу
и никто никого никогда не спасёт.

Но, как ласточки клеят слюной свои гнёзда,
в одинокие ночи с бедою у лба,
для тебя я сложу тут луну эту, звёзды,
бездну эту без дна – для тебя, для тебя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *