какую музыку играют на флейте
Какую музыку играют на флейте
Музыкальный инструмент: Флейта
Историю флейты и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук флейты
Звучание флейты напоминает о волшебстве. Изумительно красивые звуки рождаются в среднем регистре – необычайно ясные, чистые и прозрачные. Недаром в фольклоре и сказках многих народов флейта занимает особое место, ее часто наделяют мистическими свойствами. Мелодичное звучание флейты в руках опытного музыканта способно не только подарить эстетическое удовольствие, но и просто заворожить своей выразительной и пронизывающей музыкой, которая, кажется, попадает нам прямо в сердце. Мягкое и мелодичное звучание флейты может усладить наш слух, смягчить сердце, вызвать самые добрые и светлые чувства.
Флейта или простая дудочка, как правило, становится одним из самых первых музыкальных инструментов, с которыми могут столкнуться дети, и даже способны изготовить ее самостоятельно из подручных предметов подходящей формы.
Стоит несколько слов сказать об особенностях звучания флейты. Нижний регистр отличается небольшой глуховатостью, но нельзя не заметить его мягкость, сердечность и душевную проникновенность, а верхний ряд нот звучит пронзительно, с резким присвистом. Особенность акустики флейты заключается в том, что при игре на «пиано» высота звучания незначительно понижается, а игра на «форте» повышает звук.
Характер высоты звуков можно изменить, регулируя силу воздушной струи на выдохе, ну и конечно с помощью механизма клапанов, которые закрывают отверстия на инструменте.
Диапазон флейты занимает промежуток от ноты «До» первой до ноты «До» четвертой октавы.
Фото
Интересные факты
Популярные произведения для флейты
Конструкция флейты
Общий показатель высоты звука изменяют, выдвигая головку из тела инструмента, чем больше выдвинута головка, тем ниже будет звук.
Средний вес флейты – 600 грамм.
Современная концертная большая флейта составляет 67 см в длину, а длина пикколо всего около 32 см.
Разновидности флейты
Поперечная флейта помимо основной большой концертной, имеет три основные разновидности: флейта-пикколо , альтовая и басовая.
Альтовая флейта. Напоминают обычную концертную флейту, но несколько больше по размерам и с иным строением системы клапанов. Диапазон ― от «соль» малой октавы до «ре» третьей октавы.
Следует упомянуть и гораздо более редко используемых образцах — d’Amour, контрабасовая, октобасовая и гипербасовая.
Применение и репертуар
Выразительность звучание флейты привлекала внимание величайших композиторов.
Век романтизма также обозначился развитием исполнительского мастерства игры на флейте. В этот период репертуар флейтистов обогащался шедеврами таких мастеров как К.М. Вебера, Ф. Шуберта , Д. Россини, Г. Берлиоза, К. Сен-Санса .
В джазе одним из первых стал использовать флейты барабанщик и руководитель джазового оркестра Чик Уэбб в конце 1930-х. Франк Весс был среди первых примечательных джазовых флейтистов в 1940-х.
Приемы игры
При игре на флейте используются разнообразные приемы. Зачастую музыканты пользуются двойным и тройным стаккато и очень эффектным приемом фрулато, который впервые применили в симфонии-поэме «Дон Кихот» Р. Штрауса. В дальнейшем изобретательность флейтистов-исполнителей не имела границ:
Стук клапанов, игра шипом без звучания, звуки извлекаются в одно время с пением и разнообразие других приемов.
История флейты
Флейта по своим функциям весьма разнообразна. Первоначально она была инструментом из арсенала пастухов, которые с ее помощью управляли животными, а затем ее статус повысился до такой степени, что она принимала участие в духовных обрядах.
Образцы флейты поперечного типа появились очень давно, еще в древнем Китае, в 9 веке до нашей эры, затем в Индии, Японии, Византии. В Европе она распространилась лишь в Средневековье и прибыла с Востока. В 17-м столетии, получившую большую популярность, флейту доработал французский мастер Ж. Оттетер, после чего она стала занимать достойные позиции в инструментальных ансамблях, оперных оркестрах.
Современному виду флейты мы обязаны немецкому мастеру и композитору Т. Бёму, жившему в 19 веке. Он дополняет флейту системой клапанов и колец, разместил большие отверстия под пальцы по акустическим принципам, а также стал использовать в производстве металл, что позволило усилить блеск звучания флейты. С тех времен этот инструмент почти не меняется, да и сложно прибавить к лаконичному по конструкции музыкальному инструменту что-то действительно оригинальное, способное внести новые черты в знакомую форму.
Флейта при всей свое кажущейся простоте имеет не только богатую и славную историю, но и отличается уникально широким диапазоном использования. Это обусловлено тем, что она относится к одним из самых древнейших, если не самым древнейшим инструментам, с помощью которого пытались создавать музыку наши первобытные предки десятки тысяч лет назад. Со времен каменного века флейта начинает завоевывать сердца людей, очаровывая нас своим душевным и волнительным звучанием, который отдается не только в сердце, но и в самых глубоко запрятанных генах, доставшихся нам от наших далеких пращуров. Скромная деревянная или костяная флейта, любовно вырезанная мастером, способна создать целую уникальную вселенную, наполненную непрерывным удивительным звучанием, которое хочется слушать бесконечно.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Флейта
Флейта
Флейта — один из древнейших музыкальных инструментов, повлиявший на множество мировых культур.
Что такое флейта
Тип — деревянный духовой музыкальный инструмент, аэрофон. Принадлежит к группе деревянных духовых, относится к классу лабиальных. В музыке используется во всех жанрах, от фольклорного до эстрадного.
Русское наименование инструмента имеет происхождение от латинского названия – «flauta».
Строение
Классический вариант состоит из цилиндрического вытянутого тела, пробки, губки, дульца, клапанов и нижнего колена. Самые распространенные цвета — коричневый, серебряный, темно-красный.
Большая флейта характеризуется прямой головкой. На альтовых и басовых моделях используется загнутая. Материал изготовления — дерево, серебро, платина, никель. Вид головки — цилиндрический. Слева расположена пробка, держащая строй инструмента.
Существует 2 дополнительные разновидности конструкции:
Звучание
Флейта создает звук, когда струю воздуха пересекает отверстие, из-за чего создается колебание. Вдуваемый поток воздуха действует по закону Бернулли. Музыкант меняет диапазон звука открывая и закрывая отверстия на теле инструмента. Так изменяется длина резонатора, что отражается в частоте резонирующей поверхности. Управляя давлением воздуха, музыкант также может менять диапазон звучания с помощью одного рта.
Модели открытого типа звучат на октаву ниже закрытых аналогичного размера. Диапазон звучания большой модели: от H до C4.
В отличие от остальных музыкальных инструментов, разновидности флейт сильно отличаются как строением, так и звучанием.
Флейты без свисткового устройства имеют самую простую конструкцию. Музыкант вдувает воздух в одно отверстие, который выходит из другого со звуком. Звучание регулируется силой дыхания и перекрываемыми отверстиями для пальцев. Пример — традиционная индейская кена. Стандартная длина кены — 25-70 см. Используется в творчестве коренных народов Южной Америки. Схожие вариации без свисткового устроства: японская сякухати из бамбука и китайская деревянная флейта сяо.
Поперечная
Аэрофоны со свистковым устройством выдают звук образованный от прохождения потока воздуха через специальный механизм. Механизм называется мундштуком, в него дует исполнитель. Пример свистковой версии — блокфлейта. В головной части установлен блок. Нижние отверстия двойные. Нота берется с помощью вилочных аппликатур. Характер звучания — слабый, поперечные модели звучат громче.
Похожий тип — свирель. Распространен среди славянских народов. Характеризуется диапазоном звучания в 2 октавы. Длина 30-35 см. Родственные русские народные инструменты: дудка, пыжатка, двойная жалейка.
Двойная флейта представляет собой спаренную конструкцию с двойным свистковым устройством. Белорусский вариант называется парной дудкой. Длина первой трубки 330-250 мм, второй — 270-390 мм. При игре их держат под углом друг от друга.
Многоствольные версии выглядят как ряд скрепленных трубочек разной длины. Музыкант попеременно дует в разные трубочки, конец которых звучит разным тембром. Примеры: сиринга, панфлейта, кугиклы.
Современная флейта изготавливается из металла. Характеристика звука — сопрано. Высота звука меняется передуванием, а также закрытием и открытием клапанов. Относится к поперечным аэрофонам.
История происхождения и развития
История флейты насчитывает около 45 000 лет. Предшественница флейты — свисресток. Так называют примитивные свистковые трубочки с двумя отверстиями — для вдыхания воздуха и его выхода. Возникновение флейты связывают с началом появления отверстий для пальцев.
Останки древнейшей флейты были найдены в Словении, на археологическом объекте Дивье Бабе. Приблизительный возраст находки — 43 000 лет. Считается, что это древнейшая найденная часть музыкального инструмента, а на территория современной Словении он мог впервые появиться. Большинство ученых приписывают изобретение флейты из Дивье Бабе неандертальцам. Исследователь из Словении М. Бродар считает, что находка изобретена кроманьонцами эпохи позднего палеолита.
В конце 2000-х годов была найдена еще одна древняя вариация в Германии возле Ульма. Имеет небольшой размер. Конструкция с пятью вырезами имеет У-образный вырез для рта исполнителя. Изготовлена из костей стервятника. Позже на территории Германии были обнаружены более древние аэрофоны. Находки возрастом в 42-43 000 лет найдены в пригороде Блаубойрен.
Несколько аэрофонов были обнаружены в ущелине Холе-Фельс, недалеко от наскальных рисунков. Рассказывая о находке, ученые выдвинули теорию, что она «показывает существование музыкальных обычаев во времена, когда современные люди колонизировали Европу». Ученые также заявили, что находка инструмента поможет объяснить культурную и умственную разницу между неандертальцем и ранним современным человеком.
Сохранившая игровые свойства костяная флейта была извлечена из склепа Сяху в Хенане, Китай. Вместе с ней находились еще 29 сломанных экземпляров с небольшими отличиями в строении. Возраст — 9 000 лет. Число отверстий для пальцев 5-8.
Древнейшая сохранившаяся китайская поперечная флейта найдена в гробнице князя И. Китайцы называют ее «чи». Изобрести ее могли в 433 году до н.э, во времена поздней Династии Чжоу. Корпус сделанный из лакированного бамбука. Сбоку находятся 5 вырезов. Чи упоминается в текстах Конфуция.
Старейшая письменная памятка о духовом инструменте датируется 2600-2700 годами до н.э. Авторство приписывается шумерскому народу. Также духовые инструменты упоминаются в недавно переведенной табличке с поэмой о Гильгамеше. Эпическая поэма была написана в 2100-600 годах до нашей эры.
Среди интересных фактов: был переведен ряд шумерских табличек известных как «музыкальные тексты». Таблицы содержат инструкции к точным настройкам гамм музыкальных инструментов. Одна из гамм называется «embubum», что в переводе с аккадского означает «флейта».
Флейты занимают важное место в индийской культуре и мифологии. Индийская литература 16 века до н.э. содержит множество упоминаний перекрестной вариации. Исследователями истории музыки считается, что Индия является родиной перекрестной версии.
Продольная флейта появилась на территории современного Египта примерно в 3000-х годах до н.э. В настоящее время она продолжает оставаться главным духовым инструментом в мусульманских странах Ближнего Востока.
Продольная
В эпоху Средневековья в Европе стала популярна поперечная флейта, имеющая популярность по сей день. В XV веке в Европу попали продольные экземпляры.
В XVII веке французский композитор Жак Оттетер улучшил устройство инструмента. Пальцевые отверстия были оборудованы клапанами. Результат — охват полного хроматического звукового ряда. Создание новой конструкции привело к угасанию популярности продольной блокфлейты. С XVII века обновленная флейта в оркестре заняла важную роль. Симфонический оркестр без этого инструмента стал считаться неполноценным.
В XIX веке Теобальд Бём внес значительные изменения в конструкцию. Мастер расположил отверстия по акустическим принципам, добавил кольца и клапаны, установил канал сечения цилиндрической формы. Новая версия была сделана из серебра, став выглядеть дороже. С тех пор инструмент не получил больших изменений в конструкции.
Известные флейтисты
Один из самых известных современных флейтистов — итальянец Никола Мадзанти. Он записал несколько альбомов полностью посвященных флейте-пиколло. Также он издает книги пособия по игре на пиколло.
Советский флейтист Николай Платонов был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Его популярные сочинения: опера «Лейтенант Шмидт», «Увертюра для симфонического оркестра», «12 этюдов для соло».
Американская певица Лиззо исполняющая альтернативный хип-хоп, активно использует флейту в своих песнях. В 2020 году Лиззо получила премию «Грэмми» за лучший альбом современной городской музыки.
В рок-музыке первой использовать флейту стала группа «Jethro Tull». На инструменте играет вокалист группы Йэн Андерсон.
музыка Flute
Jethro Tull
1 155 048 слушателей
Английская группа «Jethro Tull» (это имя ученого-аграрника, жившего около 200 лет назад), образовалась в Лютоне (Великобритания) в 1967 году.…
Ian Anderson
Ян Скотт Андерсон (англ. Ian Scott Anderson, 10 августа 1947) — шотландский флейтист, гитарист, вокалист, мультиинструменталист и автор песен,…
Herbie Mann
141 896 слушателей
Yusef Lateef
193 586 слушателей
Юсеф Абдул-Латиф, настоящее имя Уильям Эмануэль Хадлестон (9 октября 1920 — 23 декабря 2013) — американский музыкант, композитор. Играл на…
Hariprasad Chaurasia
Пандит Харипрасад Чаурасия (хинди हरिप्रसाद चौरसिया; род. 1 июля 1938 г. в Аллахабаде, штат Уттар-Прадеш, Индия) — один из самых известных…
R. Carlos Nakai
Bobbi Humphrey
138 100 слушателей
Barbara Ann («Bobbi») Humphrey (born April 25, 1950) is an American jazz flautist and singer who plays fusion, jazz-funk and soul-jazz styles.…
James Galway
June Madrona
Вики-статьи пока нет.
Eric Dolphy
219 458 слушателей
Eric Dolphy (Эрик Дольфи) родился в Лос-Анджелесе (Калифорния, США) 20 июня 1928 года, умер в Берлине (Германия) 29 июня 1964 года.
Nawang Khechog
Nawang родился в Тибете, но после китайского вторжения в 1949/1950, с семьей переехал в…
Flook
Репутация группы Flook в музыкальном мире не имеет себе равных.
Про Flook пишут: «к ним относятся практически, как к мессиям», «в среде…
Michael McGoldrick
Майкл МакГолдрик ― вислер, флейтист и uilleann-пайпер
Родился в Манчестере в 1971 в семье ирландцев.
Ребенком ходил учиться ирландской…
Jeremy Steig
Стейг родился в Манхэттене, в семье карикатуриста из…
Matt Molloy
Deepak Ram
Вики-статьи пока нет.
Hubert Laws
Лоуз Хьюберт (р. 10.11.1939, Хьюстон, шт. Техас) – известный американский флейтист, один из музыкантов-универсалов, играющий джаз, классическую…
Paul Horn
Paul Horn родился 17 марта 1930 в Нью-Йорке.
Его отец хоть и не музыкант по профессии, а продавец, всегда поддерживала его страсть к…
Mary Youngblood
Вики-статьи пока нет.
Douglas Spotted Eagle
Вики-статьи пока нет.
Jean-Pierre Rampal
Жан-Пьер Рампа́ль (фр. Jean-Pierre Rampal; 7 января 1922, Марсель — 20 мая 2000, Париж) — французский флейтист, один из крупнейших в истории…
Какую музыку играют на флейте
Чарующей флейты волшебные звуки……..
Это совершенно незаменимый инструмент в оркестре. Его партии мелодичны и красивы.
Иногда это стремительные темы, иногда мелодичные, спокойные.
Голос флейты – в любви признание,
Откровение, обещание,
Тайна нежная, грусть летящая,
Нить из прошлого в настоящее.
Л.Потапова
Звучит, поет человеческий голос, и вся природа поет.
Поют нежное дерево и звонкий металл, хрупкая тростинка и даже холодный камень. Человеческие руки создают из них совершенные инструменты, заставляя петь нежно и сладостно или призывно и страстно. Человек вдохнул в творения рук своих душу, и зазвучали они подобно человеческой песне, как поет маленькая волшебница-флейта.
Кто это там на спокойной реке
Ночью играет на флейте?
В пении флейты как будто звучит
Весна моей родины дальней.
Что внушило человеку мысль дать голос тростинке? Ветер ли, что нежно колыхал заросли тростника, или беззаботное пение лесных птиц?
Ведь и сейчас композиторы, когда хотят изобразить в музыке пение птиц, прибегают чаще всего к флейте. Так поет соловей в «Пасторальной симфонии» Бетховена и черный скворец в произведении французского композитора Мессиана, и веселая птичка из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк».
Но флейта может петь не только весела и беззаботна. Она может петь нежно и сильно, мягко и серебристо, как в чарующей мелодии из оперы Глюка «Орфей».
Флейта может звучать, как человеческий голос, недаром ее звук сравнивают с колоратурным сопрано. Ведь и само название инструмента не случайно происходит от латинского слова flatus, обозначающего дуновение.
Весна (японская флейта Сякухати)
Но не сразу звук флейты стал таким нежным, серебристым, и тембр ее не всегда был таким чистым и мягким.
Не сразу ее звучание приобрело ту яркость и блеск, которые позволяют ей соревноваться с целым оркестром. Каких только превращений не претерпел этот древнейший инструмент!
Его изготовляли из тростника и бамбука, из костей убитых животных и врагов, из дерева, даже из камня. Он принимал разные формы.
. вся деревня
Собиралась песни слушать.
Жены, воины сходились,
И то нежностью, то страстью
Волновал их Чайбайабос.
Из тростинки сделав флейту,
Он играл так нежно, сладко,
Что в лесу смолкали птицы,
Затихал ручей игривый.
Интересно, что знакомство Васко де Гама с африканцами началось. с флейт.
Когда мореходы впервые ступили на африканский берег, они увидели около двухсот негров, которые играли на флейтах.
Ее называют здесь ванша, и уже в древних трактатах мы находим множество упоминаний о ванше, о приемах игры на ней вроде вот такого:»Высшим образцом красоты музыкального звука мудрые считают исполнение на ванше, вине и пение, звучащее в унисон.
Тому, кто находится в пути, далеко от дома, тому, кто стремится покорить сердце любимой, тому, кто измучен страданием, следует играть на ванше нежные мелодии в умеренном темпе.
Когда хотят вызвать чувство любви, играют на ванше в любом темпе. Игра на ванше в быстром темпе, украшенная фиоритурами, применяется перед тем, кто объят гневом или гордыней».
С поперечной флейтой в руках изображался бог Кришна, и когда он играл на ванше, «даже коровы, птицы, деревья и дикие животные содрогались от восторга».
В Древней Элладе распространена была многоствольная флейта, флейта Пана, или сиринга. И вот какую легенду рассказывает нам древнегреческий автор о ее происхождении:
Но когда-то сиринга была не флейтой и не тростником, она была прекрасной девушкой.
Влюбленный Пан преследовал ее в любовным беге, но густой лес укрыл уносящуюся от нег прочь девушку. Пан уже было настиг ее и простер вперед руку. Он думал, что догнал ее и держит за волосы,- оказалось же, что он схвалит не волосы красавицы, а листву тростников.
Говорят, что деву скрыла в себе земля, а вместо нее родила тростник. От гнева и обиды Пан срезал тростник, который, как он думал, спрятал его возлюбленную. Но и после этого он не смог ее найти.
Заполняя отверстия, дыхание его проникло сквозь отверстия в тростинки, и сиринга зазвучала».
Эту историю рассказывали многие древнегреческие авторы, ее же поведали пастухи юным влюбленным козопасу Дафнису и пастушке Хлое. Дафнис-пастух сам прекрасно играл на сиринге и выучил этому искусству свою возлюбленную. И конечно же, Морис Равель решил рассказать о влюбленных в своем балете «Дафнис и Хлоя», он в оркестре отвел флейте главнейшую роль. Волшебные, серебристые звуки ее как нельзя лучше повествуют о любви юных пастухов.
Флейтисты в Древней Греции и Риме пользовались особым почетом. Упоминания о знаменитых флейтистах встречаются у многих античных авторов.
Так рассказывают, что «жил когда-то флейтист по имени Антигенид, сладостен был каждый звук в игре этого музыканта, все лады были знакомы ему, он мог воссоздать для тебя, по твоему выбору, и простоту эолийского лада, и богатство ионийского, и грусть лидийского».
Высоко ценили флейтистов и просвещенные люди средневековья и Возрождения.
И это не смотря на то, что церковь часто преследовала музыкантов, предавала их искусство анафеме.
В известном французском «Романе о розе» с большой похвалой говорится о немецких исполнителях на смычковых инструментах и о чешских флейтистах.
В Кракове издается «Привилегия для трубачей и флейтистов города».
Велкий немецкий художник Альбрехт Дюрер, путешествуя по Италии и остановившись в Венеции, записывает в путевом дневнике:»Здесь много славных ребят среди итальянцев. среди них находятся глубокомысленные ученые, хорошие лютнисты и флейтисты, а также прекрасные знатоки в области живописи».
Продольная флейта сохранялась еще долго, лишь постепенно ее начала сменять поперечная, пришедшая в Европу из Азии.
А пока и продольная флейта все больше влечет к себе музыкантов. Особенно широко она распространяется в Германии, так что даже в других странах флейту называют немецкой.
Немецкая флейта считается лучшим инструментом. Но постепенно и в других странах флейта заняла достойное место.
Так, английский драматург Марстон в пьесе «Антоний и Меллила» для сопровождения похоронной процессии требует «тихих флейт, играющих мягкую мелодию».