какую функцию выполняет дистальный каналец тест
Какую функцию выполняет дистальный каналец тест
а) Дистальные канальцы. Толстый сегмент восходящего отдела петли Генле продолжается в дистальный каналец. В самом его начале расположен юкстагломерулярный аппарат, который регулирует СКФ и кровоснабжение данного нефрона на основе механизма обратной связи. Следующий отдел дистального канальца очень извитой, по резорбтивным свойствам этот отдел во многом сходен с толстым сегментом восходящего отдела петли Генле, т.е. здесь также активно реабсорбируются большинство ионов, включая натрий, калий и хлор. Проницаемость данного отдела для воды и мочевины практически равна нулю, вследствие этого пребывающая в просвете канальца жидкость становится разбавленной. По этой причине данный отдел также относят к разводящему мочу сегменту.
Механизм транспорта NaCI в начале дистального канальца. Ионы Na+ и Cl- перемещаются из просвета канальца в клетку с помощью котранспортного белка, деятельность которого тормозится тиазидными диуретиками. Натрий удаляется из клетки с помощью натрий-калиевой АТФ-азы, ионы Cl- диффундируют в межклеточную жидкость через хлорные каналы
В начальном отделе дистального канальца реабсорбируется около 5% NaCl, попавшего в мочу в результате фильтрации. Котранспортный белок перемещает ионы Na+ и Сl- из просвета канальца в клетку, а натрий-калиевая АТФ-аза удаляет натрий из клетки через базолатеральную мембрану (для облегчения понимания просим вас изучить рисунок выше). Ионы Сl-путем диффузии через каналы на базолатеральной поверхности мембраны перемещаются из клетки в межклеточную жидкость. Тиазидные диуретики, широко применяемые в клинике для лечения гипертонии и сердечной недостаточности, тормозят деятельность этой котранспортной системы.
б) Вторая половина дистального канальца и корковый отдел собирательных трубочек. Вторая половина дистального канальца и следующий за ним корковый отдел собирательной трубочки имеют схожие функциональные характеристики. Морфологический состав этих отделов представлен двумя четко различаемыми типами клеток: главными и вставочными (для облегчения понимания просим вас изучить рисунок ниже). Главные клетки реабсорбируют натрий и воду из канальцев, а также секретируют в их просвет ионы К+. Вставочные клетки реабсорбируют калий и секретируют в просвет канальца ионы Н+.
1. Главные клетки реабсорбируют натрий и секретируют калий в просвет канальца. Реабсорбция натрия и секреция калия главными клетками зависит от активности АТФ-азы Nа+/К+-насоса на базолатеральной мембране (для облегчения понимания просим вас изучить рисунок ниже). Этот насос поддерживает низкую концентрацию натрия в клетке, способствуя таким образом его диффузии снаружи через специализированные каналы. Секреция калия из плазмы крови в просвет канальца главными клетками осуществляется в два этапа: (1) транспорт ионов К+ в клетку за счет работы АТФ-азы Na+/K+-Hacoca, благодаря чему внутри клетки поддерживается высокая концентрация К+; (2) диффузия калия по градиенту концентрации из клетки через апикальную мембрану в жидкость в просвете канальца.
Механизм реабсорбции NaCI и секреции калия на выходе из дистального канальца и в корковых собирательных трубочках. Натрий входит в клетку через особые каналы, затем активно выводится из клетки с помощью натрий-калиевой АТФ-азы. Антагонисты альдостерона конкурируют с данным гормоном за внутриклеточные рецепторы и, следовательно, тормозят эффекты альдостерона, направленные на усиление реабсорбции натрия и секреции калия. Блокаторы натриевых каналов непосредственно тормозят вход натрия в клетку
Главные клетки являются первичной точкой приложения для калий-сберегающих диуретиков — спиронолактона, эплеренона, амилорида и триамтерена. Антагонисты альдостерона конкурируют с одноименным гормоном за связывание с рецепторами в главных клетках и, следовательно, подавляют стимулирующее влияние альдостерона на реабсорбцию натрия и секрецию калия. Блокаторы натриевых каналов непосредственно препятствуют входу натрия в каналы на апикальной мембране и, следовательно, снижают общее количество ионов Na+, которые могут быть перемещены Na+/K+-HacocoM на базолатеральной поверхности клетки. Это снижает перенос калия в клетки и в результате уменьшает его секрецию в просвет канальца. По этой причине препараты, блокирующие натриевые каналы, а также антагонисты альдостерона уменьшают выделение калия с мочой и действуют как калий-сберегающие диуретики.
2. Вставочные клетки активно секретируют протоны, реабсорбируют бикарбонаты и ионы калия. Секреция протонов вставочными клетками определяется водород-транспортирующей АТФ-азой. В этих клетках протоны образуются из угольной кислоты, синтезируемой из воды и углекислого газа с помощью фермента карбоангидразы. Угольная кислота затем диссоциирует на протон и ион бикарбоната. Впоследствии протоны выделяются в каналец, при этом на каждый ион водорода приходится по одному иону бикарбоната, поступающему в межклеточную жидкость со стороны базолатеральной мембраны. Вставочные клетки способны также участвовать и в реабсорбции ионов калия.
В целом функциональная характеристика второй половины дистальных канальцев и коркового отдела собирательных трубочек может быть сведена к следующим основным моментам.
1. Мембраны канальцев обоих перечисленных отделов почти полностью непроницаемы для мочевины, как и в сегменте, разводящем мочу в начале дистального канальца, поэтому почти вся мочевина, которая поступает в данные отделы, проходит через них транзитом. Исключение составляют собирательные протоки в глубине мозгового слоя почки, где происходит реабсорбция небольшого количества мочевины.
2. Вторая половина дистальных канальцев, как и корковый отдел собирательных трубочек, реабсорбирует ионы Na+. Интенсивность реабсорбции здесь регулируется с помощью гормонов и существенно зависит от альдостерона. В то же время эти сегменты участвуют в выделении ионов К+ из перитубулярных капилляров в просвет канальца. Данный процесс также регулируется альдостероном и зависит от других факторов, в частности от концентрации ионов К+ в жидких средах организма.
3. Вставочные клетки данных сегментов особенно интенсивно секретируют протоны благодаря деятельности водород-транспортирующих АТФ-аз. Этот процесс отличается от вторично активной секреции проксимальным канальцем, поскольку способен выделять протоны против значительного градиента концентрации, превышающего 1000: 1 (в проксимальном канальце вторично активный транспорт обеспечивает секрецию при сравнительно небольшом градиенте — от 4 : 1 до 10 : 1), поэтому вставочные клетки играют ключевую роль в регуляции кислотно-щелочного равновесия в организме. 4. Проницаемость второй половины дистальных канальцев и коркового отдела собирательных трубочек для воды регулируется АДГ, который также называют вазопрессином. При высоком уровне АДГ мембраны этих сегментов проницаемы для воды, а при его отсутствии проницаемость фактически равна нулю. Этот важный механизм предоставляет организму возможность управлять процессом выделения разбавленной или концентрированной мочи.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Тестовые задания с ответами по биологии на тему «Выделение» (8 – 9 классы).
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Тестовые задания по биологии с ответами по теме Выделение.docx
Тестовые задания по биологии с ответами и пояснениями
по теме «Выделение» (9 – 11 классы).
Выделение иначе называется
Процесс освобождения организма от конечных продуктов метаболизма — экскрементов называется
Какие органы выполняют выделительную функцию?
А) пищеварительные железы
Конечные продукты обмена веществ, вредные для организма, удаляются из него через
А) капилляры, артерии, вены
В) почки, легкие, кожу, кишечник
С) ротовую полость, пищевод, желудок, кишечник
D) печень и поджелудочную железу
Е) легкие, трахею, гортань, носоглотку
Установите соответствие между органом (в левой колонке) с веществами, которые он выводит (в правой колонке) и зашифруйте ответы
2) СО 2 6) соли тяжелых металлов
3) соли 7) продукты превращения
4) мочевина желчных пигментов
Выберите основные мочеобразующие органы позвоночных
В) мочеиспускательный канал
Основной орган биологической фильтрации
А) мочеиспускательный канал
А) в грудной полости тела
Е) ближе к брюшной стороне
Выберите описание почек
А) парный орган бобовидной формы
В) имеет вид воронки, стенки которой образованы хрящами
С) снаружи покрыта прочной и эластичной капсулой
D) мешковидный орган с толстыми мышечными стенками
А) выделение вредных и избыточных для организма веществ
В) синтез ферментов
С) поддержание постоянства состава внутренней среды организма
D) фильтрация крови и образование мочи
Е) все ответы верны
Выберите функции почек
А) выводит из организма конечные продукты обмена
В) способствует транспорту углекислого газа
С) обеспечивают постоянство осмотического давления
D) секретируются некоторые гормоны, например, небольшое количество половых
Е) регулирует солевой обмен и соотношение воды и солей в крови
К мочевыводящим органам обносятся
Рассмотри рисунок и подпиши органы мочевыделительной системы, обозначенные цифрами 1,2,3 и 4.
4– мочеиспускательный канал
14. Мочеточник соединяет
А) левую и правую почки
В) мочевой пузырь с внешней средой
С) мочевой пузырь с мочеиспускательным каналом
D ) почку с внешней средой
D ) парные трубки, состоящие из гладкой мускулатуры
Е) трубка, стенки которой состоят из гладкой мускулатуры
Выберите функцию мочевого пузыря
В) образование мочи
С) проведение мочи из почек в мочевой пузырь
D ) выделение мочи из организма
Е) проведение мочи через мочеточники в мочевой пузырь
В мочевом пузыре скапливается мочи
Установите соответствие между органом мочевыделения (левая колонка) с его выполняемой функцией (правая колонка) и зашифруйте ответы
3) образование мочи
4) выведение мочи во внешнюю среду
Выберите путь мочи по мочевыводящим органам в организме человека
А) почки, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал
В) надпочечники, почки, мочевой пузырь
С) мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, почки
D ) мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал
Е) мочеиспускательный канал, мочевой пузырь, мочеточники
5 – пирамидки мозгового слоя
6 – сосуды почки (артерия и вена)
Выберите три верно обозначенные части строения почки на рисунке и запишите ответ без пробелов.
5) пирамидки мозгового вещества
Почему сосуд, приносящий кровь в почку крупнее сосуда, выносящего кровь из
Диаметр приносящей артериолы крупнее, чем у выносящей, благодаря чему в сосудистом клубочке создается повышенное давление и осуществляется важнейший процесс – фильтрация – образование первичной мочи. Чем выше артериальное давление в сосудистом клубочке и капиллярной сети, тем интенсивнее идут процессы фильтрации и реабсорбции.
Установите соответствие между органами (левая колонка) с их функциями (правая колонка) и зашифруйте ответы.
1) регулируют солевой обмен
2) газообмен через альвеолярно – капиллярную мембрану
3) поддерживают постоянство состава внутренней среды
4) а ктивные участники процесса теплорегуляции
5) сложный биологический фильтр
6) регулирует кровяное давление
Мочевина в организме образуется при распаде
А) нуклеиновых кислот
Сколько мочевины содержится во вторичной моче?
Если происходит нарушение процесса выделения продуктов распада в организме,
то у животного накапливаются
А) гликоген
В) соли серной кислоты
С) избыток белков
D ) витаминов
Е) мочевина или аммиак
Структурная и функциональная единица почки
C ) извитой каналец
А) из проксимального и дистального канальцев
В) из извитых канальцев
С) из капиллярного клубочка и канальцев
D ) из почечного тельца и петли Генле
Е) из капиллярного клубочка
Н ефрон состоит из
В) клубочка лимфатических капилляров
D ) капсулы из одного слоя эпителиальных клеток
1 – приносящая артериола
2 – капиллярный клубочек
3 – выносящая артериола
5 – начало проксимального канальца
6 – дистальный каналец
9 – собирательная трубка
Выберите три верно обозначенные части строения нефрона на рисунке и запишите ответ без пробелов.
4 – сосудистый клубочек
5 – почечная лоханка
6 – проксимальный каналец
8 – дистальный каналец
Установите соответствие между частью нефрона (левая колонка) с его характеристиками (правая колонка) и запишите ответы без пробелов.
1. Участвует в образовании вторичной мочи
2. Осуществляет ультрафильтрацию
3. Находится в мозговом слое почки
4. Осуществляет реабсорбцию
5. Находится в корковом слое почки
6. Участвует в образовании первичной мочи
Установите соответствие между структурами нефрона (левая колонка) с выполняемыми функциями (правая колонка) и запишите ответ.
А. Капсула с клубочком нефрона
1. Образование первичной мочи
В. Дистальный каналец
2. Уменьшение объема первичной мочи за счет реабсорбции
3. Секреция веществ
4. Фильтрация плазмы крови
5. Образование вторичной мочи
Содержание глюкозы в норме
накопление вторичной мочи
1) обратное всасывание
3) почечная лоханка
4) почечная пирамида
6) фильтрация крови
Объясните: почему для проверки состояния здоровья проводится анализ мочи?
1) анализ мочи позволяет врачу оценить состояние мочевыделительной системы пациента (наличие инфекционных заболеваний, функциональная активность тканей почки);
2) осуществляется общая диагностика процессов метаболизма в организме человека:
по анализу мочи можно судить о камнях в почках, отравлении организма ядами;
определение специфичных белков мочи позволяет выявлять заболевания сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем.
Установите соответствие между частями нефрона (левая колонка) с его функциями (правая колонка) и запишите ответы.
1. Участвует в образовании мочи
2. Сохраняет ионы мочевины
3.Осуществляет в основном реабсорбцию хлорида натрия и секрецию ионов калия
4. Осуществляет основную часть реабсорбции и секреции
5. Участвует в образовании первичной мочи
37. Выбери место образования первичной мочи
В) дистальный каналец и петля Генле
С) проксимальный каналец и петля Генле
D ) дистальный каналец и собирательная трубка
Капсулы нефронов находятся в ___ слое почки
В) в почечной лоханке
Е) в собирательной трубке
Выберите компоненты нефрона
В) собирательная трубка
Выберите неверные утверждения
А) капилляры образуют вены, впадающие в почечную вену
В) в капиллярном клубочке капсулы низкое давление
С) выносящая артериола вновь распадается на сеть капилляров, оплетающие извитые канальцы и петлю Генле
D) в почке имеется одна система капилляров
Е) диаметр выносящей артериолы в два раза больше диаметра приносящей артериолы
С остав первичной мочи
А) вода, соли, мочевина
В) вода, мочевина, глюкоза
С) вода, соли, мочевина, плазма крови
D) вода, соли, белки
Е) вода, соли, плазма крови
В) жидкость, отфильтровавшаяся из кровеносных капилляров в полость почечной капсулы
С) жидкость, поступающая из нефрона в почечную лоханку
D ) жидкость, отфильтровавшаяся из просвета почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды
Е) жидкость, поступающая из почечной лоханки в мочеточники
Первичная моча отличается от плазмы крови тем, что в первичной моче
В) нет глюкозы
С) нет солей
Состав вторичной мочи
А) вода, соли, мочевина
В) вода, соли, мочевина, плазма крови
С) вода, соли, плазма крови
Е) вода, мочевина, глюкоза
При образовании вторичной мочи возвращается в кровяное русло
А) белки
В) соли
С) мочевина
D ) сахар
Первичная моча отличается от вторичной
А) большим объемом
В) меньшей концентрацией мочевины
С) большей концентрацией глюкозы
D ) меньшим объемом
Е) большим содержанием белков
Установите соответствие между видами мочи (левая колонка) с их местом
образования (в правой колонке) и зашифруйте ответы
1) в собирательных трубках
3) в капсуле нефронов
4) в почечной лоханке
5) в извитых канальцах нефронов
Установите соответствие между видами мочи (левая колонка) с их характеристиками (в правой колонке) и зашифруйте ответы.
1) 150 л мочи в сутки
2) 1,5 л мочи в сутки
3) вода, соли, мочевина
4) вода, соли, мочевина, плазма крови
Установите соответствие между этапами мочеобразования (левая колонка) и их характеристиками (в правой колонке) и зашифруйте ответы.
1) мочевина, мочевая кислота, креатинин, креатин
2) в извитых канальцах нефронов
3) плазма без белка
4) в почечной капсуле
5) реабсорбция, секреция
Установите соответствие между понятиями (левая колонка) и их характеристиками
(в правой колонке) и зашифруйте ответы.
А. Белки, вода, витамины, глюкоза, аминокислоты, минеральные вещества
В. Креатин, мочевина, мочевая кислота, лекарства
С. Плазма, форменные элементы
Количество выделяющейся мочи у человека составляет в сутки около
52. Присутствие какого вещества в моче говорит о заболевании почек
А) сахара
В) белков
С) витаминов
53. Если в моче появляется ______, то это говорит о нарушении работы почек человека
А) хлорид натрия
В) мочевина
С) белок
При большой потери крови организмом человека происходит уменьшение выделяемой мочи, так как
А) увеличивается обратное всасывание воды в извитых канальцах
В) уменьшается реабсорбция воды в извитых канальцах
С) уменьшается фильтрация воды в нефронах
D ) увеличивается количество воды фильтруемой из крови в нефронах
Е) увеличивается реабсорбция в капиллярном клубочке
Кровеносный сосуд нефрона, не содержащий вредные продукты обмена веществ
А) выносящая венула
В) приносящая артериола
D ) приносящая венула
В какой части нефрона происходит реабсорбция?
А) в капсуле и сосудистом клубочке
В) в собирательной трубке и почечном тельце
С) в капсуле и извитом канальце
D ) сосудистом клубочке и собирательной трубке
Е) в извитом канальце и собирательной трубке
Какая фаза отсутствует в процессе образования мочи?
D ) обратное всасывание
Известно, что моча может быть разной концентрации. Определи, в результате каких процессов повышается концентрация мочи.
В) секреции мочевой кислоты
С) фильтрации плазмы крови
D ) обратного всасывания воды в собирательных трубках
Е) обратного всасывания воды, хлорида натрия
Установите соответствие между процессами мочеообразования (левая колонка) с их характеристиками (в правой колонке) и зашифруйте ответы.
2.Происходит в извитых канальцах
3.Образуется первичная моча, сходная с плазмой крови
4. Образуется концентрированная моча
5. Возвращаются в кровь аминокислоты, глюкоза, ионы металлов
Ответ: 1 – 1, 3. 2 – 2, 4, 5.
60. Установите последовательность прохождения веществ по выделительной системе
человека при формировании мочи и запишите ответ без пробелов.
А) фильтрация крови в капсуле нефрона
В) поступление мочи в почечную лоханку
С) движение мочи по мочеточникам
D ) движение мочи по извитому каналу
Е) поступление мочи в собирательные трубочки
61. Установите последовательность процессов, происходящих в выделительной системе человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
А) в капиллярах клубочка происходит фильтрация крови
B) поступление мочи по мочеточникам в мочевой пузырь
D ) образование первичной мочи
Е) поступление первичной мочи в извитые канальцы
G ) поступление вторичной мочи в лоханку
F) выведение мочи через мочеиспускательный канал
62. Заверши предложения:
2.Основную часть реабсорбции выполняет (дистальный каналец, петля Генле, проксимальный каналец ).
4. Собирает мочу из нескольких нефронов, здесь происходит ее закисление и концентрирование (дистальный каналец, петля Генле, проксимальный каналец, собирательная трубка ).
63. Установите последовательность этапов выделения из организма человека продуктов
распада белков. Запишите ответ без пробелов
А) фильтрация крови
В) попадание мочи в почечную лоханку
С) сокращение стенок мочевого пузыря
D ) реабсорбция (обратное всасывание) в извитом канальце
E ) попадание мочи в мочеточник
При клубочковой фильтрации в первичную мочу может попасть большое количество воды, аминокислот, глюкозы и различных солей, однако никогда не попадают белки.
У пациента в моче обнаружены белки. Проанализируй информацию и выбери причину и последствия этого .
А.Диета с высоким содержанием протеинов
1. Нарушается клубочковая фильтрация
2. Нарушается реабсорбция
С. Токсическое отравление
3. Не работает почечный фильтр
4. Нарушено обратное всасывание
Е. Употребление воды
5.Происходит образование высококонцентрированной мочи
1 – А, В и Д 1 – 1 и 4
2 – В, С и Е 2 – 2 и 5
Литература и Интернет – источники:
Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2001, 815с.
А.О.Рувинский. Общая биология. учебник для 10- 11 кл с углубленным изучением биологии. Москва, «Просвещение», 1993, 544с.
М.Гильманов. Биология. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы, Алматы «Атам ұ ра», 2013, 336с.
Е.П.Сидоров. Общая биология для поступающих в вузы, М. 1998, 98с.
А.В.Пименев. Поурочные разработки по биологии (Человек) 8 (9) класс, «ВАКО» Москва, 2005, 416с.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Интерактивные технологии в обучении и воспитании
Тестовые задания с ответами по биологии тему «Выделение» составлены для учащихся 8 – 9 классов. В данной работе предложены тесты с одним и несколькими вариантами ответов, задания на соответствие, заполнение попущенных ответов в таблице, работа с рисунками по данной теме. Я считаю, что предложенные задания помогут школьникам лучше усвоить программный материал по данной теме и подготовиться к СОРам и СОЧам., а учителям при подготовке к уроку.
Номер материала: ДБ-1509797
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.