какую функцию несет в себе цвет на уроках изо
РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НА УРОКАХ ИЗО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Порванова Валентина Алексеевна
учитель ИЗО и черчения, I квалификационная категория
МАОУ «Средняя Общеобразовательная школа №15»
г.Альметьевск Республики Татарстан
Одно из самых замечательных особенностей зрения человека является способность различать цвета предметов, их оттенки и сочетания. как правильно заметил один известный художник, «цвет сам по себе –ничто, если он не соответствует сюжету и если не усиливает воздействие картины на воображение».
Любой предмет имеет свой цвет. некоторые объекты мы узнаем только при благодаря цвету. Цвет помогает нам узнать, поспели ли ягоды, или о том, что уже наступила осень, потому что зеленые листья пожелтели или покраснели.
Вообразите, что если все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная картина получится. Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет.
Развитие цветового восприятия окружающей действительности на уроках изобразительного искусства является важным средством формирования художественно-образного мышления.
Восприятие цвета очень индивидуально. Особенности детского восприятия заключается в том, что зрительный аппарат ребенка еще не достаточно сформирован, и поэтому оценки психологического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными.
Развитию чувства цвета помогают уроки живописи. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды, смещение красок для получения нового цвета- все это процессы, в которых для детей много приятных ощущений. Стихи цвета и красок приходит вместе с ощущением прозрачности потоков акварели, свободно стекающих по листу, вязкости и густоты гуаши, бархатистости и хрупкости пастели, дающие множество нежных оттенков.
Занятия по изучению живописи направлены на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основаны на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными и гуашевыми красками, цветными карандашами и пастельными мелками. Занятия помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус, творческое воображение. В целом уроки живописи знакомят школьников с правилами рисования, элементарными правилами воздушной перспективы, светотени, гармонии световой окраски, расширяют их представления о многообразии предметов, явление действительности.
Одна из задач учителя изобразительного искусства заключается в том, чтобы развивать в каждом ребенке стремление к красоте, заложенной самой природой.
Как только ребенок начинает осознавать себя, он пытается понять окружающий мир: его рука интуитивно тянется к цветку, яркой игрушке, краскам, цветным карандашам… Все это генетически заложено в каждом человеке.
как дальше развивать это интуитивное стремление к красоте, к цвету, приобщить маленького человека к колористической культуре, к живописи, к пониманию того, что цвет оказывает большое влияние на жизнедеятельность человека, его творчество и самочувствие?
Решая данные задачи, следует искать индивидуально-творчески подход к каждому ребенку.
Важно помнить, что цвет может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти – иными словами, цвет оказывает на человека эмоциональные воздействия. Успокаивающее воздействия оказывают зеленый, голубой, синий, а возбуждающий- пурпурный, красный, оранжевый, желтые цвета.
Действие цветов обусловлено как непосредственным влиянием на организм человека, так и ассоциациями, которые вызывают цвета на основе всей предшествующей практики человека.
Одним из первых начал исследовать воздействие цвета И. Гете, который как поэт смог убедительно почувствовать, что в зеленым цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действовал на него устрашающе.
На урок изобразительного искусства приходят разные дети, и каждый – с индивидуальным чувством восприятия. Наблюдая за творчеством учащихся, целесообразно проводить цветодиагностику, которая помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучение. Для этого учителю нужно наблюдать за тем, какие цвета предпочитает использовать ребенок в своих работах. После того как у учителя появляется информация о детских цветовых предпочтениях, можно приняться за анализ этой информации.
Интересные приемы, необычные методические решения, помогут учителю воспитать в ребенке чуткость и стремление к красоте, развить художественный вкус, творческое воображение и фантазию.
1.Кузин В.С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе»/ В.С.Кузин-М.: Агар,1998.
2Покатило А: «дЕТИ И ЦВЕТ»/ а.Покатило // Искусство в школе.-2004.-№4
Изобразительное искусство. 6 класс
Конспект урока
Урок № 03. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Цвет и его использование в произведениях изобразительного искусства.
Понятия «основной цвет», «составной цвет», «дополнительный цвет», «цветовой круг», «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст», «локальный цвет», «сложный цвет», «колорит».
Почему человек видим мир цветным?
Как получить различные оттенки одного цвета?
Можно ли красками создать цветовые образы с различным эмоциональным звучанием?
Спектр – та же радуга, и цвета в нём располагаются в определённом порядке: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Красный, жёлтый и синий – основные цвета, или первичные.
Каждый цвет имеет свой строго определённый дополнительный цвет. Фиолетовый является дополнительным к жёлтому, зелёный – к красному, синий – к оранжевому.
Смешивая основные цвета попарно в равных долях, можно получить составные цвета – оранжевый, зелёный и фиолетовый.
Цветовой круг – это геометрический порядок множества цветов.
Цвета, расположенные рядом, можно назвать родственными или близкими.
Цвета делятся на тёплые и холодные. Цвета красно-жёлтой части спектра радуют глаз, создают ощущение тепла, поэтому их назвали тёплыми, а цвета зелёно-сине-фиолетовой части спектра называют холодными.
Колорит – это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 10-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071640-6
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
1. Восприятие цвета мозгом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tikkurila.ru/dlya_professionalov/tsveta/vvedenie_v_teoriyu_tsveta/vospriyatie_tsveta_mozgom (дата обращения: 06.08.19).
2. Дисперсия света. Цветовой диск Ньютона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/dispersiya-sveta-tsvetovoy-disk-nyutona-7587/ (дата обращения: 06.08.19).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Цвет играет самую важную роль в творчестве художника. Свет – это электромагнитная волна, а цвет – это световые волны определённой длины. Волны отражаются или поглощаются поверхностью предметов. Поэтому говорят, что свет порождает цвет. Световые волны разной длины, попадая в глаз, возбуждают сигнал, который идет в головной мозг, и представляются нам цветом. Световые волны сами по себе не имеют цвета, цвет возникает только при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом.
Если на пути солнечного луча поставить стеклянную трёхгранную призму, то белый свет расслоится и образуется разноцветная полоса, которая называется спектром. Цвета в спектре располагаются в определённом порядке: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Красный, жёлтый и синий – основные цвета, или первичные. Смешивая основные цвета попарно в равных долях, можно получить составные цвета – оранжевый, зелёный, и фиолетовый.
Для простоты и наглядности был придуман цветовой круг как геометрический порядок множества цветов.
Три основных цвета размещены в треугольнике. На его сторонах построены треугольники составных цветов. Вокруг вершин полученного шестиугольника очерчено кольцо из двенадцати цветов. Цвета, расположенные рядом, можно назвать родственными или близкими. В цветовом круге дополнительные цвета находятся строго напротив друг друга.
Чтобы получить новые оттенки каждого цвета, можно прибавлять к нему разное количество белого или чёрного. Получаемый при этом цветовой тон будет отличаться насыщенностью и светлотой. Любой цвет можно определить по количеству составляющих его основных цветов в процентах.
Древние народы придавали большое значение влиянию цвета и наделяли разные цвета символическим смыслом. Так, у многих народов красный цвет – цвет солнца и любви, зелёный – цвет юности, обновления и надежды, а белый – цвет чистоты и невинности.
Цвета делятся на тёплые и холодные. Это основной цветовой контраст и главный способ определения цвета в изобразительном искусстве. Цвета красно-жёлтой части спектра радуют глаз, создают ощущение тепла, поэтому их назвали тёплыми, а цвета зелёно-сине-фиолетовой части спектра называют холодными. В каждой паре дополнительных цветов один цвет тёплый, а другой – холодный.
Для цветового построения картины главным является умение художника видеть цвет.
КОЛОРИТ – это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов. Колорит раскрывает образную мысль художника, это средство выражения того содержания, которое хотел вложить мастер в своё произведение.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
1. Почему человек видит мир в цвете? Выберите один правильный ответ.
1) Световые волны окрашены в цвета, глаз различает, в какой цвет они окрашены.
2) Все предметы поглощают и отражают световые волны. Человеческий глаз воспринимает отраженные волны. Каждая волна имеет свою длину, соответствующую определенному цвету в спектре. Сигнал из глаза передается в головной мозг, там обрабатывается и осознается как цвет.
3) Из глаза идут воображаемые лучи, которые «ощупывают» предметы и расшифровывают, какого они цвета.
2) Все предметы поглощают и отражают световые волны. Человеческий глаз воспринимает отраженные волны. Каждая волна имеет свою длину, соответствующую определенному цвету в спектре. Сигнал из глаза передается в головной мозг, там обрабатывается и осознается как цвет.
1) Световые волны окрашены в цвета, глаз различает, в какой цвет они окрашены.
3) Из глаза идут воображаемые лучи, которые «ощупывают» предметы и расшифровывают, какого они цвета.
2. Раскрасьте цветовой круг. Используйте краску, номер которой соответствует номеру на картинке.
Дать картинку для раскрашивания, подобную представленной – убрать из нее все цвета, оставить только контуры и промаркировать цифрами, в какой цвет надо раскрасить определенные зоны на картинке.
Для раскрашивания дать палитру, где каждому цвету присвоен сой номер:
и промежуточные оттенки, отмеченные галочками (на экран детям галочки не давать)
Выразительные возможности цвета
Разделы: МХК и ИЗО
Цели и задачи урока:
– соприкоснуться с глубинной сущностью цвета; активизировать знания детей в области психологии и изобразительного искусства;
– развивать у детей способность к ощущению, восприятию, творческие задатки, умение видеть красоту окружающего мира;
– воспитывать эмоциональный отклик на цвет, вызвать желание познавать и выражать себя, желание использовать в работе выразительность цвета (, разнообразное сочетание цветов, музыкальность);
– продолжать развивать творческую самостоятельность, коммуникативность.
Оборудование:
План урока:
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово педагога-психолога
Работа Психолога. – Ребята, сегодня у нас встреча двух предметов – психологии и изобразительного искусства. Интересно, смогут ли они найти общий язык, будет ли вам интересно на таком уроке? Пожалуйста, с помощью цвета изобразите свое эмоциональное состояние на данный момент.
– Вспомните, как называется психический процесс, который дает нам возможность определить цвет?
– В альбомах схематично изобразите орган чувств, обеспечивающий восприятие цвета.
– Древние называли наши глаза “окнами” организма, “вратами восприятия”. Закройте на минуту глаза и представьте, что все цвета исчезли из окружающего мира. Какая картина предстала перед вами? Меняется ли от этого настроение человека?
– Существует, даже, наука о психологии цвета.
3. Изложение нового материала учителя ИЗО
Преподаватель ИЗО – Цвет изучают не только психологи, но и художники. Они используют полученные знания, создавая неповторимые произведения искусства.
— Беседа с классом о хроматических и ахроматических цветах
На уроках изобразительного искусства во 2 классе вы уже знакомились с цветами, которые используют художники для создания своих произведений. Вы говорили об основных цветах.
? Назовите основные цвета? – красный, жёлтый и синий.
Итак, вы знаете основные цвета. И, наверное, помните, что при смешивании основных цветов, вы можете получить составные цвета (цвета, состоящие из двух основных цветов). Назовите мне, пожалуйста, составные цвета! – оранжевый, фиолетовый и зелёный.
Как получить зелёный цвет? – смешать синий и жёлтый.
Как получить оранжевый цвет? – смешать красный и жёлтый.
Как получить фиолетовый цвет? – смешать синий и красный.
Молодцы! Вы хорошо помните составные цвета!
А ещё цвета условно делят на тёплые и холодные! Внимание на экран!
— презентация «Выразительные возможности цвета»
Часто, благодаря именно цвету, мы узнаем, то выражает художник в своём произведении.
Сегодня на уроке вы будете работать с цветом, вам предстоит создать композицию «Буква», через изображение которой вы передадите своё настроение, свои представления о себе.
4. Практическая работа учащихся «Создание композиции «Буква»
Преподаватель ИЗО —. И сегодня вам предлагается создать композицию буквы, с которой начинается ваше имя. Мне хочется, чтобы в своей работе вы отразили определённое настроение. Для этого вы можете воспользоваться знаниями о цвете, которые вы получили сегодня на уроке. Не забывайте о последовательности выполнения работы и проявите аккуратность при выполнении задания!
Ученики выполняют индивидуальную работу, рисуют..
5. Работа педагога-психолога
Психолог. – Цвет близок нашим душам. Вы хотели бы больше узнать о себе, о своем внутреннем мире? По тому цвету, который вы выбрали, создавая композицию «Буква», можно судить о вашем характере:
Психологическое проявление цвета
возбуждающий нервную систему, согревающий, энергичный
Методика преподавания основ цветоведения в школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методика преподавания основ цветоведения в школе. 4
Методика ознакомления учащихся со значением цвета в интерьере………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………23
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов, это оговаривается в Законе «Об образовании» в РК. З акон «Об образовании» системе предусматривает выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения. В «Концепции структуры и содержания общего среднего образования делается акцент на развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.
Современное образование требует от учащихся не только знаний, умений и навыков в области изобразительной грамоты, но и гибкости мышления, где развитие художественного восприятия цвета является одним из главных требований в творческой деятельности ребенка. В свою очередь, художественное восприятие определяет успешное решение различных учебно-творческих задач. Учитель призван обеспечить формирование эстетического отношения к миру, направляя и корректируя деятельность ребенка, развивая художественное восприятие средствами живописного языка.
Художественное восприятие предметного мира у детей происходит на персептивном уровне, оно всегда выборочно и эмоционально. При этом ребенка важно научить обращать внимание на то, какие чувства у него вызывают те или иные цвета, обращая его эмоции к внутреннему содержанию постановки, так как чувства способствуют пониманию окружающей среды, которая несет в себе информацию, нужную для принятия решения.
Учитывая выше перечисленное, целью исследования является разработка методики знакомства детей с основами роли цвета в интерьере на уроках ИЗО.
Методика преподавания основ цветоведения в школе
Каждый из нас видел радугу. А научное обоснование этому природному феномену дал около трехсот лет тому назад известный физик Исаак Ньютон, который сумел разложить солнечный свет посредствам призмы на составные части и получивший так называемый цветовой круг – спектр. Белый солнечный свет, проходя сквозь призму или дождевую каплю расщепляется на радужный спектр.
Человеческий глаз способен воспринимать цвета радуги начиная от светлого фиолетово – синего через зеленый, желтый, оранжевый до темно красного.
Цветов и их комбинаций великое множество. Но существует четкое деление этих цветов на главные, основные и сложные.
Существуют три главных цвета, которые являются «прародителями» и составляющими частями всех остальных цветов.
Главные цвета: красный, желтый и синий.
Это цвета, между которыми распределены промежуточные: оранжевая гамма — от красного до желтого, зеленая гамма — от желтого до синего, фиолетовая — от красного до синего. Главные цвета еще называются первичными, потому что остальные получаются на практике путем простого их смешивания, а оттенки зависят от пропорций этого смешивания. Первичные цвета, соединяясь между собой парами в равных количествах, создают группу вторичных цветов.
Красный + Желтый = Оранжевый
Желтый + Синий = Зеленый
Красный + Синий = Фиолетовый.
Если соединить все три главных цвета, обязательно соблюдая одинаковое количество трех составляющих, то получится третичный цвет — коричневый. Этого цвета нет на цветовом круге, и он там быть не может, поскольку у него третичная природа.
Красный + Желтый + Синий = Коричневый К + Ж + С = Кр.
Главные и вторичные цвета образуют группу основных цветов.
Основные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый, красный, желтый, синий.
Если соединить любой вторичный цвет с одним из главных цветов, то получается разнообразие оттенков вторичных цветов. Если соединить вторичные цвета между собой, то получается целое семейство коричневых цветов группа третичных цветов.
Оранжевый + Зеленый = Желто-коричневый (К + Ж + С) + Ж = Желто-коричневый
Оранжевый + Фиолетовый = Красно-коричневый (К + Ж + С) + К = Красно-коричневый
Зеленый + Фиолетовый = Сине-коричневый (К + Ж + С) + С = Сине-коричневый
Пользуясь такими формулами, можно точно узнать оттенок коричневого, помня, что коричневый выражается формулой Кр = К + Ж + С.
Все остальные цвета, полученные в различных комбинациях, могут быть «четвертичными», «пятеричными» и т. д., которые называются сложными цветами.(см. приложение Р)
Для удобства цветового анализа цвета разделяются не только на вышеперечисленные иерархические группы, но и на легкие, средние, тяжелые, а также теплые, холодные, нейтральные.
Связь цвета с температурой обусловливается эмоционально-психическим восприятием человеком того или иного цвета. Считается, что вся синяя гамма — холодная. Это цвета льда, воды, неба. Зеленая — в основном нейтральна. А от желтого включительно в сторону красного простираются теплые цвета — все цвета огня. Легкими считаются холодные, светлые, малонасыщенные тона — цвет неба. Тяжелыми — теплые, темные плотные цвета — коричневый, оливковый. Цвета еще бывают глухие и звонкие. Это зависит от насыщенности цвета. Например, ярко-красный — это звонкий по сравнению с красно-коричневым.
Но в радужном спектре нет ни черного, ни белого цветов. Когда свет падает на предмет, поверхность предмета поглощает одни световые волны определенной длины, а другие отражает, превращая их в цвет, который мы видим. Черная поверхность поглощает цветовые волны любой длины, а белая поверхность напротив отражает любые световые волны. Иными словами черный цвет – это отсутствие всякого цвета, а белый все цвета слиты воедино.
При выполнении практических заданий на уроках изобразительного искусства ученики сталкиваются с проблемами, связанными с использованием цвета. Дети испытывают трудности при разработке общего цветового решения композиции. При выборе цвета для выражения определенной темы отдельные детали сложно освободить от привычных колористических ассоциаций. В процессе обучения живописи встает проблема решения взаимодействия «цвета — форма — свет» — пространство. Много времени требует поиск гармоничного сочетания заданных цветов. Не владея свободно техникой работы различными видами художественных красок, ученики не могут выполнить работу быстро и на высоком уровне, тем более, что темы и практические задания на последующих уровнях обучения усложняются.
Изучение теории цвета, овладение принципами цветовой гармонии — неотъемлемая и важная часть обучения изобразительному искусству.
Перед учителем встают две поочередные задачи:
высвободить индивидуальные творческие способности ученика в области цвета;
вооружить ученика знаниями, умениями и навыками на основе усвоения теории цвета.
Решение этих задач невозможно без развития у детей цветовосприятия и тоночувствительности восприятия, вариативности мышления, креативности, богатой ассоциативной памяти, объемно-пространственного мышления. Необходимо решать и воспитательные задачи — прививать детям уважение к труду, ответственность за выполнение работы, развивать самостоятельность, творческую активность. Всё это способствует развитию эстетического вкуса, чувства цветовой гармонии, формированию общей культуры учеников.
Программные темы и содержание практических заданий по основам цветоведения должны быть адаптированы с учетом возраста и индивидуальных творческих способностей каждого ученика. Изучение тем включает в себя задания как теоретического, так и практического характера. Изложение теоретических знаний может происходить в различных формах: объяснение, рассказ педагога, беседа, подготовка учениками докладов, пояснительных записок к выполняемым работам, разнообразного визуально-зрительного материала. Объяснение новых тем сопровождается демонстрацией: используются репродукции картин мастеров, слайды, зрительный ряд на компьютере, работы учеников прошлых лет, специальные наглядные пособия. Важнейшую роль в художественном образовании играет музейная педагогика. Поэтому посещение музеев, выставок — неотъемлемый компонент учебного процесса.
По отдельным темам, включающим в себя большой объем информации, целесообразно провести научно-практическую конференцию. Ученики под руководством педагога готовят научно-исследовательские работы, выполняют практические задания (формально-декоративные композиции).
Практические задания представляют собой работы различной сложности. Это могут быть как простые схемы-выкраски (по теме «Колорит. Изменение светлоты цветового тона»), выкраски-палитры (по теме «Ассоциации света», «Цветовые системы разных эпох»), так и композиционные упражнения, формально-декоративные и сюжетно-тематические композиции. Более полное освоение выразительной силы и напряжения цветовых сочетаний дает композиционное построение, где использованы структуры в форме простых полос или сетки шахматной доски.
Контроль знаний, умений и навыков учеников проводится как в форме опроса, так и в ходе текущих и итоговых просмотров работ.
Критериями оценки практических работ являются:
успешность решения поставленных задач;
сгармонированность цветового решения;
уровень культуры выполнения.
Обучение теории цвета предполагает ознакомление с терминологией колористики, при этом выбор терминов определяется возрастными особенностями детей.
Знакомство младших школьников с теорией цвета следует начинать с живой беседы о знакомых им цветах и их оттенках. Можно поинтересоваться, какие цвета больше всего нравятся. Предложения посчитать количество цветов в кабинете, определить цвета одежды одноклассников, объяснить цветовую окраску животных (почему бабочка яркая, заяц летом — серый, зимой — белый и т. д.) вызовут у ребенка интерес к цвету. В качестве практического знакомства с красками рекомендуем провести упражнения-эксперименты: нанести краску на бумагу различными способами — оттиском (пальцем, ластиком, ниткой), набрызгиванием, раздуванием; на влажную бумагу с предварительно нанесенным рисунком восковым мелком. Можно предложить ученикам выразить через цвет свое настроение, события прошедшего дня, различные эмоции (радость, страх и т. д.). Развитию ассоциативной памяти и образного мышления на таких уроках способствует знакомство с музыкальными и литературными произведениями (чтение поэзии, прозы, прослушивание музыкальных произведений).
Высвобождая и развивая ассоциативно-чувственное восприятие цвета у детей, необходимо в доступной форме обучать их объективным закономерностям цвета.
При объяснении природы цвета ученикам старшего школьного возраста можно дать определение цвета как электромагнитного излучения определенного спектрального состава, рассказать о причинах возникновения ощущения того или иного цвета с точки зрения физики и физиологии человека.
Необходимо ознакомить учеников с понятием цветового спектра — основой любой эстетической теории цвета. В качестве практических работ на закрепление нового материала предлагаются следующие:
младшим школьникам — задание изобразить радугу или 7-ступенный цветовой спектр;
старшим ученикам — выполнение 12- или 24-ступенного цветового спектра.
Исследование символики цвета развивает ассоциативное и образное мышление. При изучении данной темы ученики выполняют упражнения в виде карточек-выкрасок, где требуется цветом выразить противоположные ощущения — психологические, пространственные, звуковые, вкусовые, тактильные, температурные и т. д. (веселое — грустное, близкое — далекое, сладкое — горькое, гладкое — шероховатое).
Все практические задания предполагают высокую исполнительскую культуру. В связи с этим полезны специальные упражнения на овладение техническими приемами работы красками (отмывки, цветотональные растяжки). Выполнение копии произведения орнаментики не только воспитывает высокую культуру исполнения, но и развивает чувство цветовой гармонии, формирует художественный вкус.
При обучении детей основам цветоведения важно дать представление об ахроматических и хроматических цветах, их различии (отличаются наличием или отсутствием цветового тона). Также нужно ознакомить с тремя характеристиками цвета:
Следует обратить внимание на различие значений терминов «тон» и «светлота (яркость)» в цветоведении и живописи. Тон и светлота в живописи — равнозначные понятия, в то время как в цветоведении цветовой тон — это качество цвета, позволяющее сравнить его с одним из спектральных цветов, а светлота (яркость) — степень отличия данного цвета от черного.
Одно из главных понятий теории цвета — колорит. Усвоение знаний о пяти типах колорита (сгармонированный, пестрый, разбеленный, зачерненный, ломаный) и их практическое применение развивает творческое мышление и ассоциативную память. В качестве практического задания выполняются карточки-выкраски с разбелом и зачернением каждого из 12 цветов 12-ступенного цветового круга. Всего с 12 чистыми цветами этого спектра должно быть изготовлено 36 карточек-выкрасок. Это задание также способствует закреплению знаний о характеристиках цвета — светлоте (яркости) и насыщенности (чистоте). Форма работы может быть групповой: каждый ученик из группы должен выбрать какой-либо цвет и выкрасить 3 карточки — чистый цвет, разбел, зачернение. Как практическое задание по теме «Колорит» предлагается создать сюжетно-тематические композиции, темы которых диктуют выбор определенного типа колорита (например, «Новый год» — зачерненный колорит. Большую роль в достижении выразительности цвета играет применение цветовых контрастов. Ученики знакомятся с 7 типами цветовых контрастов:
по цветовому тону (например, красный — желтый — синий);
симультанный — когда при восприятии какого-либо цвета вблизи его возникает ощущение присутствия цвета, контрастного существующему (например, при восприятии красного цвета вокруг него видится ореол зеленого цвета, который объективно не существует);
контраст дополнительных цветов;
контраст по площади цветового пятна.
Эстетическое впечатление, оказываемое на зрителя при восприятии произведения живописи, в значительной мере зависит от правильно выбранного типа цветовой композиции. Ученики знакомятся с понятием цветовой композиции как совокупности цветовых пятен, организованной по какой-либо закономерности, и практически осваивают принцип, по которому классифицируются типы цветовой композиции — по количеству используемых цветов (монохромная, полярная, 3-цветная, многоцветная, а также производные от этих видов — многоцветие со сдвигом к одному цветовому тону и ахроматическая).
Для усвоения тем «Цветовой контраст», «Колорит», «Цветовая композиция» ученики выполняют два упражнения на основе одной и той же композиционной структуры:
1-полярная цветовая композиция в зачерненном колорите, в теплой гамме;
2-полярная цветовая композиция в разбеленном колорите, в холодной гамме.
При изучении темы «Цветовые системы» ученики получают представление о систематике цвета. Последовательное знакомство со стилистическими особенностями искусства различных эпох, цветовыми предпочтениями людей того времени развивает вариативность мышления детей и подростков, их цветовую культуру, формирует эмоциональное отношение к действительности. В процессе подготовки теоретического и визуального материала для практической работы на выбранную тему (цветовая система конкретной исторической эпохи) у школьников воспитывается самостоятельность, инициативность и интерес к учебе.
Практическим заданием на тему «Цветовые системы» является создание «палитры»-выкраски и формально-декоративной композиции. «Палитры»-выкраски, отражающие выбор цветовой палитры для каждой из эпох, выполняются на уроке сразу же после объяснения темы учителем. Кроме этих практических заданий может быть предложено создание формальной композиции на тему «Мой любимый художник». Цель работы — творческая интерпретация картины выбранного художника (желательно авангардного направления) с максимально точной передачей цветового решения.
Для закрепления темы «Пространственное воздействие цвета» предлагаются следующие упражнения:
«разрушение» и «подчеркивание» формы и пространства цветом — плоскостное решение (работа выполняется на основе одной и той же структуры композиции;
«разрушение» и «подчеркивание» формы цветом — объемное решение (выполнение объемно-пространственной композиции, основными элементами которой являются выклеенные из бумаги геометрические тела — куб, пирамида, призма и т. д.; цветовая графика наносится на стороны этих фигур и опорную плоскость с целью создания иллюзии «разрушения» или «подчеркивания» формы);
«выступание» и «отступание» отдельных элементов орнамента в результате нанесения на его участки определенных цветов («выступающих» и «отступающих»).
С целью установления более тесных связей между предметами изобразительного цикла целесообразно включать в программу по цветоведению практические задания, где решаются универсальные изобразительные задачи. Для развития свободного владения формой и цветом, что необходимо на уроках живописи, рекомендуется включить в программу основ цветоведения темы «Цвет и форма» и «Цвет и свет». В процессе выполнения практических заданий на эти темы ученики осваивают приемы моделировки формы цветом, изучают роль цвета в организации пространства, у них формируется объемно-пространственное мышление.
Практическое задание включает в себя выполнение трех «белых натюрмортов». Перед началом работы педагог рассказывает о различных способах решения проблемы взаимодействия «цвет — форма — свет» в истории живописи. Рассказ сопровождается показом репродукций картин. Затем ученики последовательно выполняют «белый натюрморт» в цвете.
1-й натюрморт должен демонстрировать классическое решение проблемы цвета и света. Освещение — естественное. Форма предметов передается посредством светотени через контраст яркости одного и того же цвета (на свету цвет разбеляется, в тенях — зачерняется) — применяется монохромная цветовая композиция.
2-й натюрморт выполняется в форме эскиза. Освещение — искусственное (красная подсветка). Проблема решения взаимодействия цвета и света решается импрессионистическим методом. Свет и тень передаются через контраст хроматических цветов, а не через контраст яркостей. На свету предметы «белого натюрморта» — красные, а в тени — кажутся зелеными.
3-й натюрморт — творческая интерпретация «белого натюрморта» в стиле художественного течения какой-либо выбранной исторической эпохи и народности. Можно выбрать творческую манеру какого-нибудь конкретного художника и создать «белый натюрморт» в ее стиле.
При выполнении подобных заданий у учеников развивается вариативность мышления, формируется творческое воображение.
Свободное владение цветом позволяет ученикам пользоваться его выразительными свойствами в любой области изобразительного творчества. На завершающем этапе обучения в художественной школе при выполнении итоговой работы ученикам рекомендуется предварительно сделать «цветовую карту» для нее. Она должна в предельно сжатой форме информировать о предполагаемых цветах. В процессе такой работы воспитываются самостоятельность, активность, ответственность, закрепляются и совершенствуются полученные ранее знания, умения и навыки, формируется интерес к учебе как основе будущей профессиональной деятельности в области искусства.
Методика ознакомления учащихся со значением цвета в интерьере.
Для ознакомления учащихся с основами цветоведения в интерьере можно предложить использование внеурочного занятия «Д П И» по теме: «Мир цвета. Влияние цвета на восприятие пространства»
Тема : цветоведение и гармоничное сочетание цветов 3 класс
— познакомить учащихся с основами цветоведения с влиянием цвета на восприятие пространства;
— воспитывать художественный вкус;
— развивать творческую фантазию.
Задача: вооружить ученика знаниями, умениями и навыками на основе усвоения теории цвета
Словарь: холодный и теплые цвета, цветовой контраст, насыщенность цвета, растяжка, интерьер.
Задание: выполнить цветовую доску будущего интерьера в холодной гамме цветов или в теплой.
для учителя: таблицы: цветовой круг, рисунки мебели, таблицы комнат в теплых тонах и холодных, презентация.
для учащихся: краски- акварель, кисти, альбом. листы, ножницы, клей ПВА.
2. рассказ темы 13 мин
3. объяснение практического задания 1 мин.
4. выполнение практического задания 20 мин
1.Сообщение темы, целей урока. Проверка готовности учащихся.
— Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами тема урока цветоведение и гармоничное сочетание цветов. Цель нашего урока:
— познакомить учащихся с основами цветоведения с влиянием цвета на восприятие пространства;
— воспитывать художественный вкус;
— развивать творческую фантазию.
Ребята, сегодня на урок вы должны были принести краски-акварель, кисти, альбом, ножницы, клей ПВА. У всех есть это на партах?
2. Проверка знаний по цветоведению.
Вы уже наверно знаете такие понятия, как основные цвета.
— кто мне сможет назвать 3 главных цвета?
-красный, синий, желтый;
— а кто назовет еще три цвета, которые относятся основным, но получаются путем смешивания главных цветов?
— оранжевый, фиолетовый, зеленый.
-ребята, назовите, какие цвета относятся к холодной гамме?
— цвета льда, неба, то есть голубые, синие
— все цвета солнца, огня, желтый, оранжевый.
—Молодцы, а кто знает, что такое интерьер?
-Интерьер, ребята, это внутреннее пространство здания, помещения, а так же его убранства.
Если разбавлять краски водой, то тон их будет бледнее, то есть из красного получится бледно-красный, то есть розовый, из синего — бледно-синий, то есть голубой, а из жёлтого — бледно-жёлтый, то есть лимонный цвет. Чем больше воды добавить в краску, тем светлее будет тон. Эти светлые тона красок называются оттенками, или полутонами. А так же это называется цветовой растяжкой от темного (насыщенного),до светлого (бледного) такие цветовые растяжки вы можете посмотреть на примере главных цветов, в таблице, которая перед вами. Еще сегодня мы с вами познакомимся с таким понятием как гармоничное сочетание цветов. Перед вами расположена таблица, где приведены примеры наиболее удачных сочетании. Теперь, ребята, давайте посмотрим на наш цветовой круг, с помощью него мы можем определить, какие цвета хорошо сочетаются между собой. Цвета расположенные рядом друг с другом дополняют друг друга. Они гармонично сочетаются, такое сочетание называет нюансом. Цвета расположенные противоположно друг другу в цветовом круге являются контрастными и они тоже очень хорошо сочетаются.
Перед вами расположены рисунки комнат в теплом стиле, холодном стиле.
А вот это пример комнаты с мебелью в холодной гамме.
И так, цвета нас окружают повсюду и они влияют на наше восприятие, то есть холодные цвета вызывают у нас чувство холода, а теплые наоборот. Вам наверно известно, что при оформлении комнаты надо знать то, что цвета влияют на нас по-разному. Есть цвета, которые вызывают активность, например: красный, оранжевый и т.д. Есть цвета, которые способствуют умственной деятельности – это желтые, светло-коричневые и т.д. при оформлении интерьера цвета должны дополнять друг друга, взаимодействовать, жить в мире друг с другом.
4. Практическая работа.
Теперь наша задача на сегодня: нам нужно будет открыть свои альбомы и нарисовать комнату. Обычно на рисовании нельзя использовать линейки, но я вам сегодня разрешаю, так как у нас с вами очень тяжелое задание. Ваша задача начертить комнату в перспективе. В центре вашего листочка, чертим прямоугольник меньшего размера, после того как начертили соединяем углы маленького прямоугольника с углами альбомного листа. Пример на доске.
— теперь, когда все начертили, я вас попрошу на ваш выбор раскрасить вашу комнату в теплые цвета или холодные. Здесь все зависит от вашего вкуса.
— у вас на столе лежат листочки с изображением мебели, вам необходимо ее аккуратно вырезать и наклеить, а затем раскрасить. Используя знания о гармоничном сочетании цветов.
5.Проверка практического задания.
Выставление работ на просмотр, выставление оценок.
Задания для закрепления по теме «Цветоведение»