какую эпоху принято называть золотым веком русской литературы
Русская классическая литература XIX века, как продукт царской охранки
Русскую классическую литературу XIX века называют «Золотым веком русской литературы». Ввел этот термин М.А. Антонович и подразумевал под ним литературу, относящуюся к периоду А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, но в дальнейшем этот термин стал применяться к литературе всего XIX века, включив в себя также И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и других классиков.
После восстания декабристов и восшествия на престол императора Николая I высшим органом политической полиции стало Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии во главе с А. Бенкендорфом. Любимец Николая І граф Бенкендорф смог не только успокоить революционную ситуацию, но и укрепить самодержавие на довольно продолжительный период, даже после его смерти. Связанное с непосредственной работой Бенкендорфа появление целого поколения Золотого века русской литературы является в немалой степени его заслугой.
Прошедшие цензуру того времени и, как сказали бы сегодня, поддержанные госзаказом, появлявшиеся почти каждый день литературные шедевры печатались большими тиражами. При этом многочисленные романы, повести, пьесы, поэмы и стихотворения не только не шли вразрез с основными устоями царского режима, но и поддерживали их – самодержавие, патриотизм, православие и другие российские скрепы.
Высланный за границу В. Белинский написал такое гневное письмо Н. Гоголю, которое до сих пор запрещено массово тиражировать в России из-за своего вольнодумного и опасного для власти содержания. Оно не потеряло своей актуальности и сейчас.
В XIX веке в Российской империи актуальной была, как всегда, патриотическая тематика, а также борьба с национально-освободительными движениями. Борьба за независимость находила отклик в сердцах многочисленных представителей национальной элиты Украины и Польши – среди писателей, офицеров и чиновников. Время от времени вспыхивали серьезные польские и украинские восстания, против которых использовались регулярные российские войска. Но в борьбе за умы и сердца людей принимали непосредственное участие классики русской литературы, перо которых умело направляло Третье отделение канцелярии Е.И.В.
Чтобы не нагромождать материал, истории успешного сотрудничества Третьего отделения с А.Пушкиным, Н.Гоголем, Ф.Достоевским, И.Тургеневым и др. лучше привести в отдельных статьях.
Золотой век русской литературы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Золотой век русской литературы
XIX век называют Золотым веком русской литературы. Это крылатое выражение берёт начало в статье критика и публициста М.А. Антоновича «Литературный кризис», в которой он хвалил творчество данного периода за единство стремлений и интересов. И хоть в этой же самой статье, написанной в 1863 году, Антонович подразумевает литературу периода А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя и утверждает, что в его дни в литературе царит «век железный и даже глиняный», термин «золотой век» в литературоведении применяется по отношению ко всему XIX веку.
Как утверждал литературовед В.Б. Катаев, «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился целый век, золотой век русской классической литературы. Они стоят словно у двух концов единой неразрывной цепи — в её начале и в конце».
Начался Золотой век русской литературы с установления романтизма и сентиментализма, а закончился господством реализма и декадентства.
Несмотря на то, что авторам, творившим в XIX веке, часто приходилось страдать от жёсткой цензуры, их произведения вошли в золотой фонд мировой литературы.
Писатели-прозаики золотого века
Золотой век русской прозаической литературы составили писатели-классики.
К данной эпохе относят творчество Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, А.С. Грибоедова и других. Классиком драматургии является А.Н. Островский.
Развитие русской прозы началось с творчества Пушкина и Гоголя, которые создали в своих произведениях типы героев, впоследствии встречающиеся в произведениях других авторов на протяжении всего XIX века:
Готовые работы на аналогичную тему
Большое влияние на русскую литературу XIX века оказали европейский романтизм, представителем которого был, например, вдохновлявший А.С. Пушкина английский поэт Байрон, а также творчество писателей-просвещенцев (XVIII век).
От российских литературных традиций XVIII века Золотой век перенял публицистичность и любовь к сатире. Писатели обличали пороки и недостатки современного им общества и всегда держали руку на пульсе. Поэтому, когда в Российской империи наступил кризис крепостничества и возникли большие противоречия между народом и властью, литература отозвалась на эти масштабные исторические изменения сменой господствующего направления. Приблизительно в середине XIX века началось становление русского реализма.
Помимо политических идей в произведениях авторов Золотого века находили отражение вечные ценности и высоконравственные идеи. Утверждалась свобода личности, заострялось внимание на моральных проблемах.
В конце XIX века, когда в умах россиян начали крепнуть революционные идеи, реализм уступил первенство декадентству.
Некоторые из самых значимых произведений Золотого века:
Золотой век русской поэзии
Золотым веком русской поэзии считается первая треть XIX века. Центральной фигурой здесь являлся А.С. Пушкин.
Завершился золотой век русской поэзии творчеством Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова.
Важно уточнить, что понятие «поэты пушкинской поры» не только и не сколько хронологическое, а, скорее, идеологическое. Потому что, например, М.Ю. Лермонтов, тоже современник Пушкина, в своих произведениях поднимал совершенно другую проблематику. В идеологии поэтов пушкинской поры важна была «подлинность душевной жизни». Эта поэзия очень часто была связана с общественно-политической жизнью страны (многие из перечисленных поэтов были связаны с декабристами).
Большое влияние на эту эпоху оказала реформа русского литературного языка, проведенная Н.М. Карамзиным. Он отказывался от использования церковнославянского языка, пользуясь в своих произведениях только средствами современного ему русского языка, но используя в качестве образца грамматику французского. Благодаря работе Карамзина в русском языке появилось множество новых слов, таких, например, как «влюблённость», «ответственность», «человечный» и другие.
Сторонники карамзинской реформы объединились в закрытое литературное общество «Арзамас», которое боролось с отжившими себя традициями.
Не менее сильным толчком для развития русского литературного языка стало творчество Александра Сергеевича Пушкина, чей роман в стихах «Евгений Онегин» был признан ни много ни мало «энциклопедией русской жизни». Для многих поэтов и писателей именно Пушкин стал учителем и наставником; его идеи находили продолжение в произведениях других поколений литераторов.
Перу поэтов Золотого века принадлежат произведения о любви и природе, пропитанные философскими размышлениями. Именно в XIX веке за писателями и в особенности за поэтами утвердился статус пророков, просвещающих и обучающих своих читателей.
XIX век в русской литературе
XIX в. справедливо называют «золотым веком» русской литературы. Уже в первой половине столетия литература сделала гигантский шаг вперед. В начале XIX в. на смену классицизму и сентиментализму пришел романтизм. В литературе это наиболее ярко отразилось в творчестве поэта В. А. Жуковского (1783-1852), а также в ранних стихотворениях А. С. Пушкина (1799-1837). Романтики в своих произведениях обращались к историческим событиям, легендам, устной народной поэзии.
В 40-х гг. формируется школа писателей-реалистов («натуральная школа»), сплотившихся вокруг В. Г. Белинского (1811-1848). Реалисты стремились правдиво изображать повседневную жизнь. Они описывали подробности быта, особенности речи, душевные переживания крестьян, мещан, мелких чиновников. Карта Москвы и окрестностей в те времена насчитывала уже тысячи объектов, использованных писателями в качестве места действия в их произведениях. К лучшим произведениям того времени относятся «Бедные люди» Ф. М. Достоевского (1821-1881), «Записки охотника» И. С. Тургенева (1818-1883), «Сорока-воровка» А. И. Герцена (1812-1870), «Обыкновенная история» И. А. Гончарова (1812-1891).
В последние десятилетия XIX в. проявились таланты А. П. Чехова (1860-1904), В. Г. Короленко (1853-1921), В. М. Гаршина (1855-1888). В своих произведениях они сумели показать, что недовольство самодержавной действительностью становится общенародным, что протест зреет даже в душах самых забитых и униженных «маленьких» людей. Мировой смысл приобрела тоска чеховских героев, характерное для них ощущение странности и неразумности жизни. У В. М. Гаршина уже намечается преодоление натуралистических тенденций и попытка объединения в лирической прозе романтических и реалистических принципов.
В 1890-е гг. «старая» литература, по выражению поэтессы З. Н. Гиппиус, «была на кончике», на ее смену шла литература «серебряного века» (эпохи модерна).
Золотой век: русская поэзия 19 века кратко
Яркий термин «Золотой век» относится к первой половине, а точнее к первым сорока годам XIX века. Этот период примечателен беспрецедентным всплеском творчества, освещенным гением Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Федора Тютчева, Николая Некрасова и многих других. Русскую поэзию 19 века кратко можно описать цитатой Д. Ларчука: «Искусство вобрало в себя все самое прекрасное и доброе, могучее и неповторимое, что есть в русской душе, в русском народе».
Зарождение романтизма
Острая необходимость поэтов выражать свои мысли и чувства стала причиной появления нового образа в литературе — лирического героя, что очень быстро развилось в направление романтизма, основной чертой которого является сосредоточенность на внутреннем мире и чувствах идеального героя, а также его взаимоотношения с другими персонажами.
Так, широкое определение романтизму дает статья В. Я. Коровиной в учебнике-хрестоматии для сочинений по литературе для 9 класса: «В центре художественной системы романтизма — личность. Основной конфликт — между личностью и обществом. Романтическая личность — страстная личность. Но страсти делятся на высокие (это любовь во всех ее проявлениях) и низкие (зависть, жадность, честолюбие).»
Основоположниками направления по праву можно считать В. А. Жуковского и Е. А. Баратынского, на чьих стихотворениях «Весна, весна!» (Баратынский), «Приход весны» (Жуковский) и «Светлана» (Жуковский) воспитывались главные имена Золотого века — Лермонтов, Некрасов, Пушкин. Именно В. А. Жуковский, элегик, привнес европейский романтический идеализм в русскую поэзию.
Поэты Золотого века
До второй половины 19 века поэзия кратко и в то же время не менее влиятельно проводила общественно-политические идеи. Уже в сороковые годы критический реализм приобрел все более отчетливые формы.
Александр Сергеевич Пушкин
Если когда-нибудь возникнет проблема: «Нужно вспомнить стих любого поэта 19 века», то на ум сразу же придет Александр Сергеевич, так как он является самым ярким представителем российской поэзии. Многие его произведения были написаны в необычных обстоятельствах, например, в ссылке, куда он был направлен за оскорбительные идеи, выраженные в «Оде Свободе» и за сатирические стихотворные портреты фигур в суде.
Тогда же был опубликован его сказочный роман «Руслан и Людмила», Глинка позже адаптировал его как оперу. В ссылке Пушкин был сильно тронут красотой Крыма и Кавказа. Стихи «Кавказский пленник» (1822) и «Бахчисарайский фонтан» (1824) описывают его реакцию на эту красоту и раскрывают влияние Байрона на поэта. «Цыгане» (1823−24) выражает стремление Пушкина к свободе. В 1824 году ему было приказано отправляться в родовое имение под Псковом, где он оставался под присмотром императора, пока не был помилован в 1826 году.
Пушкин установил современный поэтический язык России, используя русскую историю как основу многих произведений, в том числе таких как «Медный всадник» (1833), прославляющий Петра Великого, «Борис Годунов» (1831), трагическая историческая драма, на основе которой Мусоргский написал оперу, и две работы о крестьянском восстании 1773−75 гг., «Капитанская дочь» (короткий роман, 1837 г.) и «История Пугачевского восстания» (1834 г.).
Шедевр Пушкина — «Евгений Онегин» (1823−31), роман в стихах о взаимно отвергнутой любви. Блестящее поэтическое достижение — работа содержит остроумные и проницательные описания русского общества того периода. Поэтов-современников творчества Пушкина (1810−1830) называют «поэтами пушкинской плеяды».
Среди других крупных работ Пушкина:
Известнейшими произведениями Некрасова можно назвать:
Федор Иванович Тютчев
Одно из самых известных стихотворений о сущности России — «Умом Россию не понять». Автор этого стиха — поэт-лирик Федор Тютчев. Он писал так называемые фрагменты — поэтические размышления и размышления о природе. Восхищение небом — один из его главных лейтмотивов, в то время как другая часть его лирики была посвящена любви.
Среди произведений Тютчева можно выделить ключевые:
Значение 19 века в культуре
Творения гениальных поэтов той эпохи до наших дней остаются несравненными шедеврами классической литературы, образцами высочайшего поэтического мастерства и великолепными примерами величия русского языка.
Позже, во второй половине 19 века, русская романная литература процветала благодаря политическому и социальному «брожению» и огромным изменениям. Девятнадцатый век подарил огромное количество мастеров романа Тургенева, Гончарова, Достоевского и Толстого.
Таким образом, именно 19 век явно и бесспорно воспринимается как Золотой век русской литературы, который позже совершенно естественным образом породил не менее заметный и не менее не одаренный Серебряный век.
Русская культура в 19 веке: даты, представители «Золотого века»
Золотой век русской литературы — описание
«Золотым веком» русской литературы принято называть XIX столетие. Это особенный период в истории России — время небывалого взлета культуры, когда Россия смогла дать миру гениев во всех сферах искусства: в литературе, в музыке, в науке, в живописи, в философии, в архитектуре и т.д.
Наша страна сделала огромный вклад в общечеловеческую культуру. Это стало возможным по двум причинам. Во-первых, в XIX веке завершилось формирование русского литературного языка. Во-вторых, достигло апогея национальное самосознание общества. Именно в XIX веке художественная российская культура стала классической, бессмертным образцом для последующих поколений.
Это феноменальный момент в истории нашей страны, так как экономическое и социально-политическое развитие России сильно отставало от большинства европейских стран, тем не менее в культурных достижениях наша страна смогла их опередить. В мировой фонд вошли многие произведения литературы, музыки и живописи, авторами которых стали русские гении. Русские ученые того времени оказались актуальными и сегодня, поэтому находятся в центре политических, философских и социальных размышлений современности.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Расцвету культурной жизни в стране способствовал ряд политических и социально-экономических событий:
Почему называют золотым веком, автор
Словосочетание «золотой век» стало крылатым. Его появление связывают с именами разных людей:
Это выражение первоначально относилось к русской литературе, в частности, к поэзии. Позже это выражение стали относить ко всей культуре России в XIX веке.
Годы периода
Точной периодизации «Золотого века» русской культуры нет. Но существует несколько предложенных разными литературоведами вариантов:
Принято считать, что даты «Золотого века» приблизительно совпадают хронологически с XIX веком.
Первая четверть 19 века
Этот период тесно связан с приходом к власти Александра I, который, приблизив к себе Н.М. Карамзина, ускорил реформу русского языка.
Особенности периода
Это время расцвета журналистики. Существовало большое количество журналов, самыми известными из которых считались «Русский вестник», «Вестник Европы», «Московский Меркурий», «Московский зритель», «Журнал российской словесности», «Цветник».
В литературе появляется новый тип героев. Яркими представителями можно считать Татьяну Ларину и Александра Чацкого, которые, каждый по своему, противостояли общепринятым устоям дворянской жизни.
Авторы и произведения
В этот период в литературе на равных сосуществовали несколько направлений:
Вторая четверть 19 века
Литература этого периода характеризуется гуманизмом, историзмом и психологизмом. Появляются два новых типа героев, которые надолго останутся в русской литературе:
В 1840-е формируется натуральная школа, которая окончательно закрепила позиции реализма в русской литературе. Представителями направления стали Н.А. Некрасов, В.И. Даль, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие.
Введение цензуры
Условия для развития русской литературы и искусства существенно изменились. Николай I, испугавшись восстания декабристов, был против проявления любого свободомыслия. В 1826 году был создан жесткий цензурный устав. Официальной идеологией признана формула — «православие, самодержавие, народность». Несогласные с существующим порядком подвергались гонению, были закрыты многие литературные журналы.
Западники и славянофилы
В 40-х происходит раскол в общественной жизни России. Общество делится на западников (Н.В. Станкевич, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев) и славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, М.П. Погодин).
Западники ратовали за отмену крепостного права и видели дальнейшее развитие России аналогично западноевропейским странам. Большинство западников были дворянами-помещиками, меньше было разночинцев и выходцев из купеческого сословия.
Славянофилы видели развитие России по-другому. Они считали, что у нашей страны свой особенный культурный путь, основанный на православии, и своя религиозная миссия. Они отрицали западноевропейский путь развития, обвиняли в ереси и атеизме европейские народы.
Вторая половина 19 века
Во второй половине XIX века литература приобретает первостепенное значение. Особой популярностью пользуются романы Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева.
Революционно-демократическое движение получило проявление в литературных работах Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.Ф. Бажина и других.
Драматургия
Этот период необычайно важен в становлении русской драматургии, основанной на реалистическом репертуаре. Ее основными характеристиками стали простота и естественность, далекие от сценической условности.
Самыми популярными направлениями стали:
Отличительной чертой стали пьесы трилогии, объединенные одними героями и жизненными противоречиями, которые не получали разрешение в рамках одного произведения. Например, трилогия А.Н. Островского «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «За чем пойдешь, то и найдешь».
Поэзия
Подъем поэзии происходит в 50-е годы XIX века. Его связывают с Н.А. Некрасовым, А.А. Фетом и Ф.И. Тютчевым. В поэзии выделяются два направления:
Литературные произведения и герои
В литературе появляется новый тип героя — человек, склонный к изменениям, но верный внутреннему «Я» (Базаров). Как правило, главный герой тесно связан с жизнью общества, готов пожертвовать собой ради блага других. Все герои — максималисты, личности высоко развитые, но таящие в себе типичную для России хандру и скептицизм.
Конец 19 века
«Золотой век» русской литературы подошел к своему завершению в конце XIX века.
Завершение «золотого периода»
Эпоха характеризуется отсутствием единой общественно-культурной мысли, разрозненностью писателей. Связано это с развитием буржуазии, изменением общественного порядка, искоренением крестьянской общины и общинного уклада.
В 80-е годы продолжают творить Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, В.М. Гаршин, Д.Н. Мамин-Сибиряк и другие. В творчестве многих из них ощущаются пессимистические настроения.
Типичные произведения этого времени
Проза 80-х годов отошла от крупных романов. Писатели тяготеют к небольшим по объему произведениям, рассказам. Господствующим направлением по-прежнему остается реализм. Однако это уже не тот исторический реализм, цель которого — познание бытия в целом. Писатели освещают текущую действительность, не имея глобальных целей. А.П. Чехов создает рассказы с героями из окружающей его действительности. Но все это «частные люди», хоть и яркие индивидуальности. В произведениях авторов четче выражено субъективное начало. Л.Н. Толстой занимается публицистикой, несущей моралистические и проповеднические функции. В творчестве В.М. Гаршина ощущается трагическое мироощущение.
Поэзия находится на более скромных позициях, нежели проза. На первую роль выходит творчество А.А. Фета с субъективно-психологическими мотивами. В лирике чувствуется разочарование поколения, душевная надломленность. Это особенно ярко проявилось в революционной поэзии С.Я. Надсона и поэта-народника П.Ф. Якубовича. Вторым направлением в лирике остается культ прекрасного, философское созерцание (поэзия А.Н. Майкова, Н.М. Минского, Я П. Полонского и др.).
Главными писателями-драматургами 80-90-х годов выступали А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Пьесы Островского были направлены на раскрытие женских образов («Невольницы», «Без вины виноватые»). В произведениях Толстого патриархальные устои противопоставляются буржуазному негативному влиянию на общество («Плоды просвещения», «Власть тьмы»). Особое место занимают произведения Чехова. Тем не менее драматургия переживает упадок, так как социально-бытовая драма изжила себя, а новая драматургия модернизма еще не сформировалась.
Представители золотого века русской литературы
XIX век подарил нашей стране целую плеяду талантливых людей в различных областях искусства. Но самые яркие звезды сияли на литературном небосклоне:
Ни одна эпоха в нашей стране не была такой щедрой на литературных гениев.