какую часть баллады можно рассматривать как эпилог

«Светлана» анализ баллады В. А. Жуковского

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. . какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка . Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.

Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.

Произведения создавались на основе стихотворений зарубежных лириков, но отличались самобытностью и понятностью для русского читателя. Характерный национальный колорит особенно ярко проявляется в «Светлане».

Анализ «Светланы» В. А. Жуковского, выполняемый по плану, помогает познакомиться с содержанием произведения, понять особенности и идейное содержание баллады.

История создания баллады

Сочинение «Светлана» окончено спустя четыре года после публикации переводной баллады «Людмила». В основу произведений положена повествовательная песня немецкого поэта Г. А. Бюргера.

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. . какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка . Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.

Василий Андреевич Жуковский (1783 — 1852) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии. Переводчик поэзии и прозы, литературный критик, педагог.

Над «Светланой» автор трудился 4 года – с 1808 г. Год написания баллады – 1812. Напечатано лирическое сочинение в начале 1813 года в журнале «Вестник Европы». В посвящении значилось имя Ал. Ан. Протасовой.

Сам стих стал своеобразным свадебным подарком на венчание племянницы и ученицы Василия Андреевича Александры Протасовой и поэта Воейкова. Александре Андреевне автор и посвятил свои лирические строки.

Краткое содержание

Чтение полного текста «Светланы» занимает не более 8 минут. В балладе ведется рассказ о крещенских гаданиях.

В первых строках описываются различные способы определить будущее и узнать суженого. Одна Светлана грустна и не участвует в забавах подруг. Она печалится о своем далеком любимом.

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. sq52avhi. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-sq52avhi. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка sq52avhi. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.

И все же в ночную пору девушка решается провести обряд гадания и заглянуть в зеркало. Следует описание увиденного в зеркальной глади при свете свечи. Пред Светланой предстает возлюбленный, они мчатся в церковь. В храме сквозь открытые двери девушке видится множество людей и черный гроб. Сани проносятся мимо, прочь, к одинокой избушке.

Исчезают и кони, и жених, а девушка входит в хижину. На столе под белой скатертью стоит гроб с возлюбленным Светланы. Увиденное производит ужасающее впечатление на деву, и она просыпается. Что же сулит увиденный сон? «Села (тяжко ноет грудь) под окном Светлана». И видятся ей на дороге мчащиеся санки. Из саней выходит статный гость, ее жених.

Все печальные события оказались лишь мрачным сновидением, «счастье – пробужденье». Автор побуждает верить в провиденье и желает не ведать пугающих снов. В последних строках следуют пожелания светлой и веселой жизни.

Анализ баллады «Светлана»

Сочинение В. А. Жуковского «Светлана» получило положительные отзывы современников.

Анализируя идею и художественное своеобразие, В. Г. Белинский отмечал насыщение «поэтическими картинами русских святочных обычаев и зимней русской природы». А Н. В. Гоголь подчеркивал сильное впечатление, произведенное балладой «на всех в то время».

Смысл произведения

Главная мысль баллады содержится в заключительном отрывке, где автор говорит, что в жизни необходимо верить в Провидение, а все несчастья – «лживый сон, счастье — пробужденье».

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. 4vcppyjh. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-4vcppyjh. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка 4vcppyjh. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.

Нет нужды жить беспочвенными предчувствиями и постоянным ожиданием беды. Действительность не имеет ничего общего со страшными сновидениями. Люди не должны путать реальность и фантазии. А когда возникают сомнения и страхи, необходимо обращаться к вере.

Жанр и направление

Произведение написано в эпоху романтизма и несет в себе ярко выраженные черты данного направления. В «Светлане» четко вырисовываются основные особенности жанра баллады. Поэтому ошибочно из-за значительного объема считать произведение поэмой. Баллада относится к основным жанрам романтического стиля.

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. zrut3usw. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-zrut3usw. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка zrut3usw. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.

В лирическом произведении Жуковского присутствуют основные типичные признаки баллады. Это лиро-эпическое художественное произведение, описывающее необыкновенный драматический случай. Стихотворные строки «Светланы» обладают особой напевностью, а сюжет наполнен мистицизмом и таинственными событиями.

Автор активно использует средства художественной выразительности: метафоры, олицетворения, сравнения. Наблюдается неразрывная связь сюжета с фольклором русским и немецким. Для немецкого фольклора типичным является присутствие мертвого жениха, встающего из гроба. Русское народное творчество наделяет особым мистицизмом обряды святочных гаданий.

В балладе много символики, свойственной фольклору Руси. Вестником смерти служит ворон, таинственная ветхая избушка напоминает жилище сказочной Бабы-Яги, белый голубь относит читателя к воплощению библейского Святого Духа. И все страхи и мистические образы исчезают, как только раздается крик Петуха.

Другой характерный прием романтизма, присутствующий в стихотворении побуждение сном. Перед главной героиней встает главный вопрос: на чью сторону встать. Сохранить ли в сердце святую веру в Провидение или поддаться мистическим соблазнам?

Стихотворный размер и композиция

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. rqkdwrcv. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-rqkdwrcv. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка rqkdwrcv. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.

Текст баллады Светлана (для увеличения нажмите)

Композиция последовательна и легко воспринимается читателем. Основу сюжета составляет лирический сон главной героини. Экспозицией служит стихотворное описание обрядов крещенских гаданий.

Завязкой выступает решение Светланы гадать в полночь в одиночестве и последующее появление на пороге жениха.

Развитие событий происходит стремительно и сопровождается зимней непогодой и бешеной скачкой на конях.

Кульминация – появление возлюбленного юной девы в таинственной избушке в гробу.

Крик петуха и пробуждение ото сна девушки, а затем появление живого и невредимого жениха Светланы является развязкой.

В эпилоге автор дает наставление юной деве на пороге новой жизни.

Стихотворный размер баллады – чередующийся четырехстопный и трехстопный хорей. Рифма – перекрестная.

Главные герои и их характеристика

В балладе присутствуют второстепенные персонажи и символические образы.

Главная героиня – девушка Светлана. В первых строках стиха автор дает девушке следующую характеристику: «Молчалива и грустна милая». В образе Светланы Жуковский воплощает высшие национальные качества.

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. o4az5lw5. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-o4az5lw5. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка o4az5lw5. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.

В героине сочетается красивая внешность и душевная чистота. На протяжении года, ничего не зная о возлюбленном, она смиренно ждет. Ее грусть кротка и нежна. Она не ищет развлечений в разлуке, а тихо предается воспоминаниям.

Ее «душа – как ясный день», поэтому счастье не обходит Светлану стороной. Итогом всех сомнений и тревог становится долгожданная встреча и вечная любовь.

Другой романтический герой баллады – жених Светланы. Он обладает всеми характерными качествами: красотой, удалью, добротой и статью.

Темы баллады

В балладе раскрывается несколько основных тем:

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. tahbsiun. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-tahbsiun. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка tahbsiun. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.

Любовная тема является основной движущей силой произведения. Она проходит лейтмотивом через все повествование. Любовь побуждает Светлану к мистическим гаданиям, она придает сил и помогает верить в лучшее.

Искренняя вера в Бога защищает героиню от представителей потустороннего мира и ведет к счастливой жизни.

Тема святочных предсказаний подается автором в оригинальной манере. Видения возникают не в зеркале, а в воображении Светланы, во сне. Отвергается основное правило гаданий – отказ от божественной поддержи, снятие нательного креста перед обрядом. Девушка проходит испытания «с крестом своим в руке». И здесь Жуковский вновь говорит о важности веры в Провидение.

Проблематика

Оценивая проблематику стихотворения, необходимо четко представлять, в какую историческую эпоху оно было написано. Жуковский писал прежде всего для современников. Он поднимал проблему православного вероисповедания, значение обрядовой деятельности.

Автор отмечает тесное переплетение в сознание людей языческого и православного. Он делает акцент на проблематику суеверия, укоренившегося в массах.

Чему учит баллада «Светлана»

В лирическом произведении Жуковского даются иллюстрации народной жизни, описываются необычные драматические события, оказавшиеся всего лишь страшным сном. Автор учит читателя стойкости и верности, следованию общечеловеческим ценностям.

Сон и пробуждение главной героини трактуются не только буквально, но и символически. Сновидения тревожат душу, создают ошибочное понимание действительности. Пробуждаясь, человек способен прозреть и понять истинный смысл жизни.

Жуковский делает упор на основные моральные ценности и учит беречь любовь, сохранять надежду и верить в счастливые моменты жизни.

Источник

Какую часть баллады светлана можно рассматривать как эпилог?

Краткое содержание

Все девушки гадают на жениха, а Светлана грустит: её жених уехал и не даёт знать о себе. Девушка решается на гадание с зеркалом, и в процессе гадания за её спиной появляется жених Светланы. Он увозит девушку: «Поп уж в церкви ждёт… / Хор венчальну песнь поёт».

Они едут по степи. Ночь. Светлане страшно. Светлана с женихом проезжают мимо церкви, где идёт отпевание покойника. Жених Светланы необыкновенно бледен и молчалив.

Сани с женихом и невестой останавливаются у избушки. И тут же жених вместе с санями и лошадьми пропадает. Светлана решается войти в строение. В комнате на столе стоит гроб. Светлана молится. Мертвец начинает стонать и шевелиться, но прилетает белый голубь, садится на грудь мёртвого и тот затихает. Светлана с ужасом узнаёт в мертвеце своего жениха.

Кричит петух, и Светлана просыпается. Однако сон напугал её: не вещий ли? Светлана садится у окна и видит сани, которые везут её жениха — живого и здорового.

Эпические жанры и примеры таких произведений

Самые крупные эпические формы, известные новому времени – это эпопея и роман-эпопея. Предками эпопеи можно считать сагу, распространённую в прошлом у народов Скандинавии, и сказание (например, индийское «Сказание о Гильгамеше»).

Эпопея – это многотомное повествование о судьбе нескольких поколений героев в исторически сложившихся и закреплённых культурной традицией обстоятельствах.

Обязателен богатый социально-исторический фон, на котором разворачиваются события частной жизни героев. Для эпопеи важны такие признаки, как многокомпонентность сюжета, связь между поколениями, наличие героев и антигероев.

Так как она изображает масштабные события на протяжении веков, в ней редко встречается тщательная психологическая прорисовка, но эпопеи, созданные в последние несколько столетий, сочетают эти установки с достижениями современного искусства. В «Саге о Форсайтах» Дж. Голсуорси не только описана история нескольких поколений семьи Форсайтов, но и даны тонкие яркие образы отдельных персонажей.

В отличие от эпопеи, роман-эпопея охватывает меньший промежуток времени (не более ста лет) и повествует о 2-3 поколениях героев.

В России этот жанр представлен романами «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого.

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. lazy placeholder. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-lazy placeholder. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка lazy placeholder. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.

К средним формам эпоса относятся роман и повесть.

Термин «роман» происходит от слова «Roman» (римский) и напоминает об античном прозаическом повествовании, породившем этот жанр.

Образцом античного романа считается «Сатирикон» Петрония. В средневековой Европе получает распространение плутовской роман. Эпоха сентиментализма дарит миру роман-путешествие. Реалисты развивают жанр и наполняют его классическим содержанием.

На рубеже XIX-XX веков появляются следующие виды романов:

В школьной программе множество романов. Приводя примеры, назовите книги И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв», произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Дым», «Новь». Жанр «Преступления и наказания», «Идиота», «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского — тоже роман.

Повесть не затрагивает судьбы поколений, но имеет несколько сюжетных линий, развивающихся на фоне одного исторического события.

Повесть – это жанр «Капитанской дочки» А. С. Пушкина и «Шинели» Н.В. Гоголя. В.Г. Белинский говорил о первенстве повествовательной литературы в культуре XIX века.

Малые эпические формы (рассказ, очерк, новелла, эссе) имеют одну сюжетную линию, ограниченное число персонажей и отличаются сжатым объёмом.

Для примера подойдут рассказы А. Гайдара или Ю. Казакова, новеллы Э. По, очерки В.Г. Короленко или эссе В. Вульф. Оговоримся, что очерк иногда «работает» как жанр научного стиля или публицистики, но обладает художественной образностью.

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. lazy placeholder. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-lazy placeholder. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка lazy placeholder. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. lazy placeholder. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-lazy placeholder. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка lazy placeholder. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. lazy placeholder. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-lazy placeholder. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка lazy placeholder. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.

Тренировочные задания по литературе на ЕГЭ (примеры с ответами)

Вариант 1

1. Назовите направление литературы второй половины XIX века, характеризующееся отражением жизненных закономерностей, взаимоотношений человека и среды, принципы которого нашли отражение в пьесе «Гроза» А. Н. Островского.
2.Назовите жанр, к которому относят произведение А. Н. Островского «Гроза».

3. Катерина чужда атмосфере, царящей в доме Кабанихи. Как называется острое противоречие, благодаря которому развивается сюжет?

6. Назовите имя персонажа, который откажется взять Катерину с собой в Сибирь.

7. В приведённом фрагменте Катерина указывает на разницу между жизнью в доме родителей и в доме мужа. Как называется такое противопоставление в художественном произведении?

8. Как в приведённом фрагменте раскрывается образ Катерины?

9. В каких произведениях отечественной литературы раскрывается проблема несвободы личности и в чём этих героев можно сопоставить с Катериной А. Н. Островского?

10. С каким течением русского авангарда начала XX века связано раннее творчество Б. Л. Пастернака?

14. Как называется созвучие концов стихотворных строк («чудака — чердака», «площадки — прятки»)?

15. Как в стихотворении Б. Л. Пастернака «Снег идёт» раскрывается тема времени?

16. В каких произведениях отечественной поэзии философски осмысляются явления природы и в чём можно сопоставить эти произведения со стихотворением Б. Л. Пастернака «Снег идёт»?

Вариант 2

Вариант 3

10. Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из представителей которого являлась А. А. Ахматова.

11. К какой разновидности лирики относится стихотворение, в основе которого лежит размышление об особенностях поэтического ремесла?

14. Укажите размер, которым написано стихотворение А. А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…» (без указания количества стоп).

15. Как в стихотворении А. А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…» раскрывается позиция автора-поэта и в чём она заключается?

16. Кто из русских поэтов осмыслял суть поэзии и в чём можно сопоставить творческие позиции этих авторов с позицией А. А. Ахматовой, выраженной в стихотворении «Мне ни к чему одические рати…»?

Вариант 4

14. Определите стихотворный размер произведения С. А. Есенина «Я спросил сегодня у менялы…» (без указания количества стоп).

Вариант 5

1) риторический вопрос

14. Определите стихотворный размер произведения М. Ю. Лермонтова «Гроза» (без указания количества стоп).

Вариант 6

14. Укажите способ рифмовки, к которому прибегает автор в стихотворении «Нищий».

Вариант 7

13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

14. Как называется созвучие концов стихотворных строк («тяжёлый — весёлый», «мне — во сне»)?

Вариант 8

14. Определите размер данного стихотворения (без указания количества стоп).

Вариант 9

Вариант 10

Вариант 11

14. Укажите способ рифмовки, который использует автор в стихотворении «Август».

Вариант 12

Вариант 13

14. Как называется деталь, позволяющая поэту передать индивидуальность образа героини и отразить черты женского характера?

Вариант 14

Вариант 15

14. Море и небо — многозначные образы, связующие собой различные пласты художественного мира элегии. Они обозначают устремлённость души к высшим началам. Как принято называть такие образы в литературоведении?

Источник

Текст книги «Литература. 7 класс. Часть 1»

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. literatura7 klass chast 1 96490. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-literatura7 klass chast 1 96490. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка literatura7 klass chast 1 96490. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.

Автор книги: Тамара Курдюмова

Жанр: Учебная литература, Детские книги

Текущая страница: 3 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 6 страниц]

Иван Андреевич Крылов (1769–1844)
Ворона и Лисица

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло,
И на приветливы лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Вопросы и задания

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. i 003. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-i 003. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка i 003. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.1. Прочитайте все басни о Вороне и Лисице и сравните их. Можно сравнить две из них – те, которые вам больше понравились.

2. В какой из басен, как вам кажется, более ярко создан образ льстеца – Лиса или Лисицы?

3. В какой из басен Ворона (Ворон) кажется вам особенно глупой и тщеславной?

4. Сравните мораль в баснях. Все ли басни учат одному и тому же?

5. Сделайте рисунки-иллюстрации к одной из басен.

6. На уроках вы учитесь владеть всеми формами общения. Каждый вид художественных произведений помогает вам в этом. Чем помогает вам басня?

7. Выберите для себя один из вариантов самостоятельной работы:

а) басню можно прочитать с листа;

б) басню можно прочитать наизусть;

в) басню можно исполнить в лицах как пьесу;

г) можно использовать мораль басни или её сюжет для самостоятельной работы.

Из истории баллады

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. i 018. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-i 018. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка i 018. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.

В средневековой поэзии балладой называлась незамысловатая песенка с обязательным рефреном (припевом), сопровождающая танцы. Обычно в ней говорилось о любви. Затем песня отделилась от пляски и утратила припев.

В XIV веке во Франции этот жанр развился в придворной поэзии; у него выработались очень чёткие формы организации стиха. Эти формы были очень сложны, и в таком виде баллада довольно быстро перестала существовать. В английской и шотландской народной поэзии баллада была известна как сюжетная песня с хоровым припевом. Именно такой она представлена в творчестве поэтов XVIII–XIX веков. Баллада – небольшое стихотворение повествовательного характера, основанное преимущественно на историческом или легендарном материале с мрачным сюжетом.

В Англии создавались народные баллады о Робин Гуде, много народных баллад собрал и издал знаменитый писатель В. Скотт, писали баллады Р. Бёрнс, Р. Саути. В Германии сочиняли баллады Г. Бюргер, В. Гёте, Г. Гейне, Ф. Шиллер. В Польше – А. Мицкевич, в Америке – Эдгар По. В России в XIX веке баллады пользовались большой популярностью, среди их создателей В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. К. Толстой. В XX веке в России были широко известны баллады Э. Г. Багрицкого, Н. С. Тихонова.

Василий Андреевич Жуковский
(1783–1852)

Вы уже знакомы с творчеством В. А. Жуковского. Два первых десятилетия XIX века он занимал первое место в русской поэзии. Кроме баллад, которые вы читали, поэт создал много других произведений разных жанров. Среди них самое известное произведение об Отечественной войне 1812 года «Певец во стане русских воинов» и текст российского гимна тех лет «Боже, царя храни…». Оба произведения были очень популярны и нравились государю. Они стали причиной блистательной придворной карьеры поэта. Долгие годы Жуковский был воспитателем наследника престола (будущего Александра II). Столь высокое положение в свете не изменило доброго и сердечного характера писателя. Жуковский всегда помогал окружающим, остро чувствовал чужую беду.

Жанр баллады с трагичным сюжетом и полным сочувствия к страдающим героям как нельзя более отвечал личным настроениям поэта. В 1808 году Жуковский пишет свою первую балладу «Людмила» и публикует её с подзаголовком: «Подражание Бюргеровой „Леноре“».

Жуковский создал три десятка баллад, часть которых была переводом-переработкой произведений Шиллера, Гёте, Бюргера и других авторов.

Балладу «Светлана» Жуковский посвятил своей племяннице Александре Андреевне Воейковой. Баллада пользовалась таким успехом у современников, что Жуковского многие называли «Певцом Светланы», а его племянницу часто называли Светланой.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны[4] 4
Пе́сенки подблю́дны – обрядовые песни, сопровождавшие святочное гаданье с использованием блюда.

Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко:
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: „Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое“».

«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался – вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! А им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит…
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель[5] 5
Оби́тель – здесь: место пребывания, обитания.

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Лёгкою рукою;
Упадёт с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Тёмно в зеркале; кругом
Мёртвое молчанье;
Свечка трепетным огнём
Чуть лиет сиянье…
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи…
С треском пыхнул огонёк,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За её плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в её влетает слух
Тихий, лёгкий шёпот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»

Оглянулась… милый к ней
Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждёт
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поёт;
Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпенья кони рвут
Повода шелковы.

Сели… кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут… пусто всё вокруг;
Степь в очах Светланы,
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.

Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий…
Вот в сторонке Божий храм
Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил[6] 6
Паникади́ло – люстра со свечами или большой подсвечник в храме.

[Закрыть]
Тускнет в фимиаме[7] 7
Фимиа́м – ароматический дым, используемый при богослужении.

[Закрыть] ;
На средине чёрный гроб;
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит;
Кони мимо, друг молчит,
Бледен и унылый.

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Чёрный вран, свистя крылом,
Вьётся над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в тёмну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонёк;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися… и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться – следу нет…
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит…
Дверь шатнулася… скрыпит…
Тихо растворилась.

Что ж? В избушке гроб; накрыт
Белою запоной[8] 8
Запо́на – завеса, покров.

[Закрыть] ;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой…
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И, с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.

Всё утихло… Вьюги нет…
Слабо свечка тлится,
То прольёт дрожащий свет,
То опять затмится…
Всё в глубоком, мёртвом сне,
Страшное молчанье…
Чу, Светлана. в тишине
Лёгкое журчанье…
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.

Смолкло всё опять кругом…
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мёртвый шевелится.
Сорвался покров: мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь – на лбу венец,
Затворёны очи,
Вдруг в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы…
Что же де́вица. Дрожит…
Гибель близко… но не спит
Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул
Лёгкие он крылы;
К мертвецу на грудь вспорхнул…
Всей лишённый силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами…
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась…
Глядь, Светлана… о Творец!
Милый друг её – мертвец!
Ах. и пробудилась.

Где ж. У зеркала одна
Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;
Шумный бьёт крылом петух,
День встречая пеньем;
Всё блестит… Светланин дух
Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он —
Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»

Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий…
Чу. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий…
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идёт.
Кто. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; всё тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, Божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!

Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу я славы:
Слава – нас учили – дым;
Свет – судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей —
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
„Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье“».

О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана…
Будь, Создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснётся;
В ней душа – как ясный день;
Ах! да пронесётся
Мимо – Бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь её светла,
Будь весёлость, как была,
Дней её подруга.

Вопросы и задания

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. i 001. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-i 001. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка i 001. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.1. Какие из крещенских гаданий показались вам самыми поэтичными?

2. Какую роль в общей композиции баллады играет сон героини?

3. Найдите в балладе завязку, кульминацию и развязку.

4. Какую часть баллады можно рассматривать как эпилог?

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. i 007. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-i 007. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка i 007. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.1. Каким стихотворным размером написана баллада?

2. Какие художественные средства активно использованы в балладе «Светлана»?

3. Какие средства выразительности, используемые в балладе «Светлана», часто встречаются в фольклоре?

4. Найдите строки, исполненные шутливости и веселья. Как вы объясняете их появление в балладе?

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. i 003. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-i 003. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка i 003. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.1. Подготовьте краткий пересказ сюжета баллады. Опишите сон героини.

2. Расскажите, какой представляется вам героиня баллады – Светлана.

3. Подготовьте краткое сообщение о племяннице поэта А. А. Воейковой.

4. Найдите описание картин природы в балладе и решите, как они связаны с общим настроением повествования и с характером героини.

5. Почему современники часто называли Жуковского «балладником»? Сколько баллад он написал? Найдите их и прочитайте.

Часто одну и ту же балладу переводили разные поэты. Так, В. А. Жуковский и М. Ю. Лермонтов перевели произведение Ф. Шиллера «Перчатка». Сам Шиллер назвал его рассказом, поскольку оно написано не в строфической форме, а как повествование. Жуковский назвал повестью, а Лермонтов жанр не обозначил. Белинский считал это произведение балладой. Споры идут до сих пор. Прочитайте перевод Жуковского и решите, к какому жанру вы его отнесёте.

Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
С высокого балкона он глядел
На поприще, сраженья ожидая;
За королём, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,
Придворных дам являлся пышный ряд.

И гости ждут, чтоб битва началася.
Вдруг женская с балкона сорвалася
Перчатка… все глядят за ней…
Она упала меж зверей.
Тогда на рыцаря Делоржа с лицемерной
И колкою улыбкою глядит
Его красавица и говорит:
«Когда меня, мой рыцарь верной,
Ты любишь так, как говоришь,
Ты мне перчатку возвратишь».

Делорж, не отвечав ни слова,
К зверям идёт,
Перчатку смело он берёт
И возвращается к собранью снова.

У рыцарей и дам при дерзости такой
От страха сердце помутилось;
А витязь молодой,
Как будто ничего с ним не случилось,
Спокойно всходит на балкон;
Рукоплесканьем встречен он;
Его приветствуют красавицыны взгляды…
Но, холодно приняв привет её очей,
В лицо перчатку ей
Он бросил и сказал: «Не требую награды».

Вопросы и задания

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. i 007. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-i 007. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка i 007. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.1. Как в этом произведении использована рифма?

2. Какие художественные приёмы помогают читателю представить себе рыцаря Делоржа и «его красавицу»?

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. i 003. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-i 003. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка i 003. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.1. Попробуйте назвать все приметы баллады и все приметы повести, которые вы заметили в этом произведении, и вынесите своё суждение о его жанре.

2. Желающие могут сравнить перевод Жуковского с переводом Лермонтова. Какой из переводов ближе по своим особенностям к балладе?

3. Какие баллады Жуковского вы читали, какие сюжеты запомнились? Какие строки знаете наизусть? Считаете ли вы, что, читая его баллады, вы познакомились с творчеством Гёте, Шиллера и других поэтов, которых он переводил?

4. Кажется ли вам верным утверждение, что «переводчик в стихах – всегда соперник автора»? Как можно доказать правильность этого утверждения?

5. Жуковский издавал небольшим тиражом сборники стихов «Для немногих». В них были помещены рядом текст, который переводится, и перевод. Читатель видел перед собой два самостоятельных произведения: то, которое переведено, и его перевод. Как вы оцените замысел такого издания? Что он говорит об авторской честности Жуковского?

Александр Сергеевич Пушкин
(1799–1837)

Имя Пушкина и строки его стихов живут в вашей памяти.

«…Пока будет звучать на свете русский язык, будущие поколения наших соотечественников станут помнить имя Пушкина» – эти слова критика XIX века А. В. Дружинина можно считать пророческими.

Жизнь поэта в самых важных событиях и творческих свершениях знакома с детских лет. Творческая его щедрость проявлялась в обилии разных жанров, которые рождались в его лирике, прозе, драматургии. Пушкин был быстрым на решения и на поиски слова и формы автором. И в юности, и в зрелые годы в его творчестве соседствовали произведения разных родов и жанров, объёмов, настроений. Это были стихи и проза, художественные произведения и критические статьи, драмы и «маленькие трагедии»…

Удивительное богатство творчества Пушкина легче всего себе представить, если обратиться к знаменитой Болдинской осени 1830 года.

3 сентября поэт впервые приехал в Болдино и увидел дом, церковь, деревню с избами, крытыми соломой и тёсом. Он собирался оформить владение этой деревней, но неожиданно оказался отрезанным от мира: с юга надвигалась эпидемия холеры, и Болдино было оцеплено карантинами. Всех проезжих задерживали в определённых пунктах (карантинах) для того, чтобы предотвратить распространение болезни. Пушкин волнуется о невесте, оставшейся в холерной Москве, и пытается выехать из Болдина, но прорваться в Москву невозможно. Поэт возвращается в это унылое место.

И вот судьба поворачивает беду оборотной стороной… За три осенних месяца вынужденного одиночества великий поэт одарил мир яркими творениями, как пишет исследовательница творчества поэта Т. Г. Цявловская в предисловии к книге, которая так и названа – «Болдинская осень» и включает в себя всё, что написал поэт за этот период.

Попробуйте себе представить этот взлёт творческой активности. За неполных три месяца создано: 6 повестей, 28 стихотворений разных жанров, 4 драматические сцены («маленькие трагедии»), 4 главы романа в стихах «Евгения Онегина», 2 стихотворные сказки, 8 критических статей и фрагментов, поэма «Домик в Коломне».

Сделав все необходимые дела в первые дни после приезда, Пушкин уже 7 сентября создаёт стихотворение «Бесы». Второе стихотворение, написанное на следующий день, названо «Элегия».

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино, – печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

Вопросы и задания

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. i 007. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-i 007. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка i 007. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.1. Какие художественные приёмы активно используются в строках этой элегии?

2. Попробуйте доказать, что стихотворение содержит признаки жанра, обозначенного в заголовке.

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. i 003. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-i 003. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка i 003. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.Сбылась ли в эти месяцы Болдинской осени надежда поэта? Удалось ли ему «упиться гармонией» и «облиться слезами» над собственным вымыслом? Как вы ответите на этот вопрос?

Изучая творчество А. С. Пушкина, вы уже познакомились с некоторыми жанрами его лирики. Среди них послания, которые поэт адресовал не только своим друзьям и близким. Среди произведений с названным адресатом («Дельвигу», «К Жуковскому», «К другу стихотворцу») есть такие послания – «Домовому», «К моей чернильнице». Нередко уже в названии определяется жанр: «Послание к кн. Горчакову».

Среди тех, кто всю жизнь был близок Пушкину, нужно прежде всего назвать Жуковского. Ему посвящено много стихов поэта. Именно ему написал Пушкин на дверях знакомую вам записку в стихах. Откликнулся он и на создание портрета Жуковского.

К портрету Жуковского

Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнёт о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.

Вопросы и задания

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. i 001. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-i 001. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка i 001. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.1. О чём пишет поэт, обращаясь к портрету: о портрете или о самом Жуковском, которого так высоко ценит?

2. Как оценил автор стихи Жуковского?

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. i 007. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-i 007. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка i 007. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.1. Какие эпитеты увидели вы в этом стихотворении: можно ли считать их метафорическими эпитетами?

2. Сам Жуковский реже, чем Пушкин, прибегал в ямбу. Как вы объясните, почему стихотворение написано ямбом?

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. i 003. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-i 003. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка i 003. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.Найдите и перечитайте стихотворения Пушкина, адресованные Жуковскому. Сможете ли вы по этим пушкинским строкам создать свой портрет старшего друга поэта?

Есть среди пушкинских стихов и романсы. Таково произведение «Певец». Стихотворение написано в 1816 году в Лицее, но Пушкин включал его во все свои собрания сочинений. Оно было использовано в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» и превратилось в ней в один из самых ярких дуэтов Татьяны и Ольги Лариных.

Если вы слышали оперу, как вы могли бы объяснить причину подобного использования юношеского стихотворения поэта?

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. i 019. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-i 019. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка i 019. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.

Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?

Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Следы ли слёз, улыбку ль замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской,
Встречали вы?

Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз,
Вздохнули ль вы?

Вопросы и задания

какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. i 001. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог фото. какую часть баллады можно рассматривать как эпилог-i 001. картинка какую часть баллады можно рассматривать как эпилог. картинка i 001. Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.1. Какую роль в стихотворении играют вопросительные предложения? Можно ли назвать их риторическими вопросами?

2. Каким стихотворным размером написано произведение «Певец»?

Каждую лицейскую годовщину 19 октября Пушкин, верный лицейскому братству, встречался с друзьями либо обращался к ним со стихотворным посланием. Одно из них было написано в 1825 году. Именно оно обычно связывается в воспоминаниях читателей с этой памятной датой. Здесь поимённо были названы либо упомянуты многие из 29 лицеистов первого выпуска: Н. А. Кор́саков, Ф. Ф. Матюшкин, И. И. Пущин, А. М. Горчаков, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер. Однако в первых изданиях текста по распоряжению цензора имена были заменены точками.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *