как звали отца чиполлино поле чудес
Отец Чиполлино (9 букв)?
Встречался мне подобный вопрос в кроссворде. Вроде бы вопрос и простой, но, если ответа не знать, то на него не ответить, разве что буквы, которые в слове уже есть могут помочь.
Персонаж сказки социальной
нам казался симпатичным, а теперь банальным.
Но стал старомодным Джанни Родари.
Ч И П О Л Л О Н Е.
Очень созвучные имена, полное имя мальчика-луковички будет Чиполлино Чиполлонович (вроде бы так).
Папа луковички Чиполлино (вернее лука, всё же он мальчик) носил имя, созвучное с именем своего сыночка, изменения имеются лишь в окончании имени.
Отец звался Чиполлоне. Согласитесь, что имена похожи. Ну так, как говорится, яблоко от яблони.
отца Чиполлина звали *Чиполлоне*, почти так же как самого себя
Отца Чиполлино звали Чиполлоне.
В произведении о » Приключения Чиполлино » мальчика луковку звали практически так же как и его отца. Суть произведения Джанни Родари заключается в том, что отец Чиполлино, который был примерным работягой, случайно наступает на ногу принцу Лимону, а Чиполлино ничего не остаётся как вызволить отца из тюрьмы. Он вместе со своими друзьями отправляется спасать отца.
Мало кто знает, но у знаменитого Чиполлино есть отец, и его имя все же фигурировало в мультфильме. Вы на это не обратили внимание, потому что имена имеют схожее звучание и можно легко перепутать. Его звали Чиполлоне.
Имя отца Чиполлино похоже на его собственное и поэтому его легко запомнить. Имя его содержит девять букв и звучит таким образом- Чиполлоне. Это имя также можно легко перепутать с именем его сына Чиполлино.
Так для ответа на вопрос нам идеально подходит бог в виде змеи с головой льва ( именно лев считался символом царской власти, а также высшей божественной силы, мощи, власти, величия и солнца и огня ), то есть Апедемак. Ведь именно он считался богом войны, плодородия и покровителем царской власти, а также олицетворяя мощь, воинскую доблесть и победу над врагами
Обычно его изображали с луком в руке, а на верёвке он ведёт пленника.
Богиня ткачества у египтян была Таит. О ней сохранилось очень мало сведений, только то, что она покровительствовала ткачам и была хранительницей одежды богов а также царей и мёртвых. Таким же редким и скупым было и изображение этой богини ткачества. См. «Таит, несущая ящики с льном».
Богиню ткачества Таит называли также «Госпожой льняных тканей», подозревая тем самым её связь с богом Осирисом, царем мёртвых, который был забинтован в в льняные ткани. Поэтому она носила также имя Исида-Таит (Исида была сестрой и супругой Осириса).
Данная цитата приведена из первого романа в трилогии » Приключения Пелагии » под названием » Пелагия и белый бульдог » ( 2001 ) известного российского писателя Бориса Акунина ( настоящее имя Григорий Шалвович Чхартишвили, род. 20 мая 1956 года ).
Действие данного романа происходит в России XIX века, в Заволжской губернии куда из столицы приезжает синодальный инспектор Бубенцов, с заданием
Более сюжет рассказывать не буду, так как роман довольно интересный в жанре детектива.
Лук Одиссею подарил аргонавт по имени Ифит. Ифит являлся сыном Антиохии и Ареса, бога войны, входящего в состав двенадцати древнегреческих олимпийских богов. Тот лук, который Ифит вручил Одиссею, изначально принадлежал Аресу. С ответом получается загвоздка. В мифологии древних греков бог Арес иногда упоминается как Арей. По количеству букв подходят оба варианта.
Как звали отца чиполлино поле чудес
Библиотека №17 запись закреплена
А теперь ВИКТОРИНА.
Ответы пишем в комментариях!
1. Как звали отца Чиполлино?
Чиполлетто
Чиполлоне
Чиполлучча
2. Сколько братьев было у Чиполлино?
Пять
Шесть
Семь
3.Кто заставил плакать кавалера Помидора?
Пёс Мастино
Чиполлино
Принц Лимон
4.Подружка Чиполино это?
Редиска
Земляничка
Черничка
5.Что иногда дарил синьор Помидор Земляничке?
Конфету
Мороженое
Бумажку от конфеты
6. Каким ремеслом занимался мастер Виноградинка?
Швейным
Сапожным
Пекарным
7.Сколько кирпичей купил за свою жизнь дядюшка Тыква?
117
100
67
7. За что посадили в тюрьму старого Чиполлоне?
Громко ругал синьора Помидора
Наступил на ногу синьору Помидору
Не заплатил налог синьору Помидору
8. Где синьор Помидор хранил ключи от тюрьмы?
В чулке
В колпачке
В перчатках
9.Кто из героев обладал самым толстым животом и отличным аппетитом?
Принц Лимон
Барон Апельсин
Герцог Мандарин
10. Кого впрягали в кареты вместо лошадей?
Мухоморы
Артишоки
Огурцы
11. Кому принадлежала вся деревня и замок?
Доктору Салато-Шпинату
Графиням Вишням
Барону Апельсину
12. Назовите имя мальчика в зелёном берете и синих штанах с пёстрой заплатой на коленке.
Моркоу
Чиполлино
Горошек.
Как звали отца чиполлино поле чудес
Ответы на вопросы викторины по сказке Джанни Родари
«Приключения Чиполлино».
1.Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – Луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется… (Чиполлино)
2.Красный, пузатый,
В семье огородной
«Синьором» себя
Называет он гордо.
Напрасно он злится,
Напрасно грозится:
Его Чипполино
Совсем не боится. (Сеньор Помидор)
3.Этот мальчик в замке жил
И уроки все учил.
Только злые вишни-тётки
Не давали жить сиротке.
В парке он один гулял,
Чиполлино повстречал.
Сразу всё сменилось вдруг,
И у мальчика есть друг. (Граф Вишенка)
5.Как зовут отца главного героя сказки? (Чиполлоне)
6.Сколько было братьев у Чиполлино? (7)
7. Назовите правителя страны. (Принц Лимон)
8. Кому принадлежал первый домик на краю деревни, в которую прибыл Чиполлино? (Куму Тыкве)
9. Кто считал кирпичи у кума Тыквы? (Мастер Виноградинка)
10. Как Чиполлино заставил плакать синьора Помидора? (Разозлившись, синьор Помидор вырвал у Чиполлино прядь луковых волос.)
11. За что арестовали несчастного Чиполлоне? (Он нечаянно наступил на ногу принцу Лимону)
12. Сколько кирпичей на свой домик кум Тыква мог купить в год? (3-4)
13.Отчего вокруг профессора Груши летало облако мух? (Его скрипка была сделана из половинки ароматной сочной груши).
14.«Покорнейшая просьба синьорам ворам позвонить в этот колокольчик. Их сейчас же впустят, и тогда они своими глазами убедятся, что здесь красть нечего.» Кто повесил на дверь такую записку? (Кум Черника)
15.С помощью какого предмета Чиполлино показал синьору Помидору мошенника? (зеркало)
16.Верное средство, чтобы отогнать мышей это. (скрипка)
17. От чего заболел Вишенка? (От одиночества, от тоски и печали)
18. Кто помог Чиполлино и его друзьям выбраться из подземелья? (Крот, Вишенка, Земляничка)
19. В каком деле Чиполлино достиг больших успехов? (В сапожном)
20. Какой титул был у Вишен? (Графини)
21. Для чего жена Лука Порея использует его усы? (Чтобы сушить бельё)
22. Кого наградил принц Лимон орденом Серебряного Уса? (Лука Порея)
23.Каким образом Чиполлино оказался в обезьяньей клетке? (Он пытался помочь знакомому медвежонку освободить его родителей из зоологического сада)
24.Кто поёт эту песенку?
«Все мы выросли на грядках
Очень мы бедны.
Оттого у нас в заплатках
Куртки и штаны» (Чиполлино)
25. Как зовут собаку, которую Чиполлино «выселил» из дома кума Тыквы с помощью небольшой хитрости? (Мастино)
26.Назовите «профессию» героя сказки, любимым музыкальным инструментом которого была скрипка. (Учитель)
27. Какую должность занимал синьор Помидор в доме графинь Вишен? (Управитель)
28.Как зовут иностранного специалиста по делам сыска? (Моркоу)
29. Назовите героя сказки, чей головной убор колокольчик. (Лимон)
30. Назовите имя служанки графинь Вишен – единственного друга графа Вишенки. (Земляничка)
31. Какая наука не давалась куму Тыкве? (Арифметика)
32. Кто согласился спрятать домик кума Тыквы от синьора Помидора? (Черника)
33.Кто вырыл подземный ход в камере Чиполлино? (Крот)
34. Назовите почтальона, который передал Вишенке секретное письмо Чиполлино из тюрьмы? (Паук Хромоног)
35.Ничего не болит у больного: Пульс в порядке, и сердце здорово. Не больна у него селезенка. Одиночество губит ребенка! Кто и кому поставил этот диагноз? (Доктор Каштан, Вишенке)
День рождения Чиполлино
6+
Вот перед вами булочник белый
Белые волосы, брови, ресницы.
Утром встает он раньше, чем птицы.
У маленького Джанни было счастливое детство. В родительском доме царила счастливая семейная атмосфера, пронизанная любовью и заботой. (рис. 6) Но, когда мальчику исполнилось девять лет, произошла трагедия. Отец Джанни очень любил животных. Однажды, спасая котенка, промокшего под дождем, он простудился и через неделю умер от воспаления легких. В семье настали трудные дни. Чтобы прокормить семью, мать устроилась работать служанкой в богатый дом.
Болезненный и слабый с детства мальчик увлекался музыкой и брал уроки игры на скрипке. Мечте стать музыкантом не удалось сбыться, но любовь к музыке осталась на всю жизнь.
После трёх лет учёбы в семинарии Родари получил диплом учителя и в возрасте 17 лет начал преподавать в начальных классах местных сельских школ. Он стал учителем в начальной школе и одновременно посещал лекции в университете. Конечно, непросто было учиться самому и одновременно учить других, но будущий писатель не унывал: ему нравилось работать с детьми, нравилось придумывать для своих учеников веселые и поучительные истории. «Учителем я был скорее всего никудышным, к педагогической деятельности не подготовленным. Но, смею утверждать, скучным учителем не был».
Умер сочинитель от тяжёлой болезни 14 апреля 1980 года в Риме.
Именем писателя назван астероид 2703 Родари, открытый в 1979 году.
А его любимый герой Чиполлино продолжает жить на страницах книг и воспевать любовь к свободе и справедливости.
Приключения Чиполлино
Наследие Джанни Родари так богато и так полезно для детей, что он сам в предисловии к одному из своих сборников выражает желание, чтобы его творчество «с отличным аппетитом проглотили, съели, переварили сотни тысяч ребят, и поэтому он желает своим читателям «Приятного аппетита!».
В настоящее время спектакли по «Приключениям Чиполлино» идут во многих театрах России.
из м/ф «Приключения Чиполлино»
Слова: Самуил Маршак
Музыка: Николай Пейко
Все мы выросли на грядках.
Очень мы бедны.
Оттого у нас в заплатках
Куртки и штаны.
Господа в блестящих шляпах
Наш обходят двор.
Видно луковый наш запах
Чересчур остер.
А у бедных мы в почете.
Нет на всей земле уголка,
Где не найдете
Лука на столе!
По всему известна свету
Луковиц семья:
Чиполлетто, Чиполлуча,
Чиполлотто, Чиполлочьо
И, конечно, я!
Я иду туда, где лучше,
В дальние края.
До свиданья, Чиполлучча,
Чиполлетто, Чиполлотто,
Братья и друзья!
По страницам сказки Джани Родари
«Приключения Чиполлино»
Игра «Один из трёх»
Игра «Следствие ведут. »
4. «Он стал на колени перед входом и, вздыхая, вполз внутрь на четвереньках. Но тут обнаружились новые затруднения: нельзя встать без того, чтобы не пробить головой крышу; нельзя растянуться на полу, потому что пол слишком короток, а повернуться на бок невозможно из-за тесноты». Что это за сооружение, в котором пытался устроиться кум Тыква? ( Его домик. Он всю жизнь копил кирпичи. Но их оказалось слишком мало. Всего 118. )
Игра «Косвенные обстоятельства»
Игра «Кому принадлежат»
Игра «Собери воедино»
Конкурс «Все работы хороши»
Назовите профессию героя сказки:
Памятник Чиполлино
Статья подготовлена по матераилам:
Главные герои «Чиполлино» характеристика персонажей сказки Родари списком
Произведения итальянского писателя Джанни Родари, которые он писал для детей, известны всему миру. Героев этого автора любят не только дети, но и взрослые. Чтобы показать все проблемы реальной жизни, указать на социальное неравенство, автор использует образы фруктов и овощей. Ученикам в школе будет интересно не только прочитать поучительную историю, но и дать характеристику главным героям сказки «Чиполлино».
История создания
Итальянский писатель Родари был активным сторонником коммунизма. Он был защитником бедняков и старался добиться социальной справедливости. Известно, что в 1950 году Джанни Родари стал редактором журнала «Пионер» для детей. Тогда же он начал писать сначала детские стихи, а вскоре написал и сказочную повесть «Приключения Чиполлино».
Написанная в 1951 году сказка прославила итальянского коммуниста. В Россию это литературное сочинение попало, как утверждает Википедия, в 1953 году. Поэт Самуил Маршак сделал всё возможное для того, чтобы сказка про овощи попала в Россию и была издана. Он даже сам взялся за редакторство этой итальянской повести.
Вскоре это литературное произведение появилось на полках магазинов с красочным и привлекательным оформлением, и не только покорила детские сердца, но и вошла для изучения в школьную программу по литературе.
Экранизации и постановки
В России Чиполлино удалось выйти за пределы бумажного издания. Луковка (значение имени в переводе с итальянского языка) отправился на телевидение – в 1961 году по мотивам произведения на экраны вышел мультфильм под режиссерством Бориса Дежкина, где главного героя озвучивала Нина Гуляева.
Чиполлино из советского мультфильма
Галерея персонажей книги богаче, чем «актерский» состав советского мультфильма. Так, в повести итальянского коммуниста живут герои, не относящиеся к растительному миру, например, Крот, Медведь, Паук. Мультипликаторы оставили только персонажей «с грядки», да и то не всех. Пришлось проститься для сокращения времени фильма с Апельсином, Петрушкой, Горошком.
Спустя еще 12 лет Тамара Лисициан порадовала маленьких зрителей фильмом-сказкой «Чиполлино». В музыкальной комедии образ персонажа воплотил Александр Елистратов. В картине снимались такие звезды советского кино, как Рина Зеленая (графиня Вишенка), Владимир Басов (принц Лимон), Георгий Вицин (адвокат Горошек).
Александр Елистратов в роли Чиполлино
В актерский состав попал даже сам Джанни Родари – писателю отвели роль сказочника. Тамара Лисициан приходилась женой одному из руководителей коммунистической партии Италии, поэтому лично была знакома с Родари. Вот почему автор вдруг появился в ее картине.
Спектакль «Чиполлино»
В 2014 году ценители литературы и театра возмущались постановкой детского спектакля по мотивам произведения Родари, режиссером которого выступила Екатерина Королева. Из сценария музыкальной сказки исчез сюжет, где герои устраивают революцию. Принц Лимон просто выслушивает народ, на него снисходит озарение, благодаря чему владыка отменяет несправедливые законы и остается у власти. Автор спектакля так объяснила решение перекроить задумку итальянского писателя:
«Мы оставили в спектакле социальную остроту, но так как я ужасно боюсь всяких революций, то переворот совершится в умах героев».
Характеристика главных героев
Сказка про Чиполлино очень добрая и увлекательная. Она состоит из двадцати девяти глав, в которых действуют чудесные герои. Именно положительные и отрицательные персонажи из мира растений помогают понять детям, как складываются взаимоотношения людей разного сословия. В произведении «Чиполлино» герои делятся на главных и второстепенных.
К основным можно отнести следующих персонажей:
Чиполлино — главный герой произведения. Он озорной и весёлый мальчишка-луковка. По содержанию сказки дети видят, что он никогда не может пройти мимо, если кто-то обижает слабых, Луковка всегда заступится. Решительный и смелый Чиполлино всегда готов совершить подвиг. Его отец был лишён свободы за то, что случайно наступил на ногу правителю Лимону.
В тюрьме Чиполлоне познакомился со многими невинными людьми, которых посадили только за то, что они неугодны правительству. Разумный и добрый старик призывает своего сына бороться за справедливость. Угнетает народ правитель принц Лимон, который оказывается настоящим тираном. Врагом Чиполлино оказывается синьор Помидор, который оказался коварным и злобным.
Вишенка — маленький граф и племянник графинь Вишен, которые ничего хорошего не делали для своего народа, а лишь постоянно придумывали новые налоги. Маленький граф никогда раньше не имел друзей, поэтому он стал для главного героя настоящим другом.
Граф Вишенка постоянно учится, а когда его друзьям потребовалась помощь, то тут же спешит им на помощь. Подружкой Чиполлино является и Редиска, которая смело и отважно борется за освобождение угнетённого народа.
Храброй оказывается и Земляничка, которая дружит с графом Вишенкой и помогает арестантам.
Джанни Родари “Приключения Чиполлино”: описание, герои, анализ произведения
(Иллюстрации изд.”Детгиз”, 1960 г., художник Е.Галея)
История создания
«Приключения Чиполлино» были созданы Джанни Родари в 1951 году. Сказка стала пользоваться большой популярностью у советских читателей, которые с ней познакомились в 1953 году, когда вышел русский перевод произведения. Говорят, что творение итальянского писателя-коммуниста получило известность в СССР благодаря стараниям Самуила Маршака, который всячески покровительствовал Джанни Родари. Ведь именно ему принадлежат и переводы стихов Родари. Так и в этом случае: «Приключения Чиполлино» на русском языке вышла под редакцией все того же Маршака.
В 50- х годах 20 века в СССР среди детей и взрослых пользовался популярностью журнал «Веселые картинки». Главными его героями были Незнайка, Буратино и другие герои известных на то время советских сказок. Вскоре в их ряды успешно «влился» и Чиполлино. А спустя пять лет на экраны вышел и мультфильм с одноименным названием, который не утратил своей актуальности и сегодня. Образы героев удачно обыгрались режиссером Борисом Дежкиным.
В 1973 году появилась экранная версия кинофильма «Приключения Чиполлино». Джанни Родари тут также нашлась роль: его самого, писателя-сказочника. Кстати, многие десятилетия сказка входила в обязательную программу изучения для школьников.
Описание произведения. Главные герои
Направление произведения — социальная сказка, в которой поднимается целый ряд проблем. Состоит из 29 глав, эпилога и «Песен» героев.
Основной сюжет
Чиполлино, ключевой герой произведения, разгневал грозного сеньора Помидора. Отец мальчика случайно наступает на ногу господина Лимона. И тут же попадает в тюрьму. Перед Чиполлино стоит задача: выручить отца. Ему на помощь приходят друзья.
В это же время в городке назревают новые проблемы: сеньор Помидор решает разрушить дом Тыквы, который, как оказывается, построен на господской территории. Чиполлино с приятелями помогает жителям побороть чванливых графинь Вишенок, злого господина Лимона и противного сеньора Помидора.
Психологическая характеристика главных героев, личность, характер, их место в произведении
В «Приключениях Чиполлино» заняты следующие герои:
Также в сказке присутствует множество других героев: подружка Редиска, адвокат Горошек, скрипач Профессор Груша, огородник Лук Порей, тряпичник Фасоль, обжора Барон Апельсин, шантажист Герцог Мандарин, обитатели зоопарка и жители деревни.
Анализ произведения
«Приключения Чиполлино» — это сказка-аллегория, где автор попытался показать социальную несправедливость. В образах графинь Вишенок, сеньора Помидора, принца Лимона высмеяны итальянские крупные землевладельцы, а под образами Чиполлино и его друзей показан простой народ.
Сам Чиполлино — это воплощение лидера, за которым могут пойти другие. При поддержке друзей и единомышленников появляется возможность изменить существующий порядок, который не устраивает население. Даже среди противоположного лагеря можно найти друзей, поддерживающих самоуважение и интересы обычных людей. В произведении таким героем изображен Вишенка — представитель богачей, поддерживающий простой народ.
«Приключения Чиполлино» — это сказка не только для детей. Скорее даже для подростков и взрослых. Она учит: нельзя терпеть несправедливость и верить сказочным обещаниям. Даже в современном обществе есть разделение на социальные слои. Но человечность, взаимопомощь, справедливость, добро, возможность с достоинством выходить из любых ситуаций — существует вне времени.
Эпизодические лица
По содержанию текста итальянского писателя можно выделить и второстепенных героев, которые помогают понять основную идею произведения. К таким эпизодическим лицам можно отнести следующих персонажей:
Кум Тыква и его жена живут в маленьком домике, они больше всего страдают от синьора Помидора. Кума Тыквочка тоже попала в тюрьму, ведь куму Тыкве она приходилась внучкой. Мастер Виноградинка восхищен смелостью главного героя, поэтому даже приглашает его в свою мастерскую. А вот адвокат Горошек оказывается трусливым, поэтому он становится на сторону принца Лимона и старается ему во всём угождать.
Уникален и образ учителя музыки, ведь профессор Груша также поддерживает основного героя. Интересен Лук Порей, на длинных усах которого жена сушит постиранные вещи. А вот Фасоль постоянно возит на тачке барона Апельсина. А его сын во всём помогает мальчишке-луковке.
В этот список второстепенных героев можно также включить Картошечку и Томатик. Картошечка помогает заманить в западню противного мистера Морковь, который не любит бедняков и постоянно их унижает. А Картошечке в её борьбе помогает мальчик Томатик.
Персонажи «Чиполлино»
Как говорилось раньше, все герои сказки — это фрукты и овощи. Вот их короткий список:
Помимо главных персонажей в сказке участвуют служанка Земляника, учитель музыки Груша, огородник Лук Порей, Фасолинка, Черника, Артишок, Петрушка, Каштан, Мухомор и даже некоторые звери. Но их роли являются эпизодическими.
Краткий сюжет
В Лимонном царстве на самой окраине города живет весёлый и задорный мальчик Чиполлино. Его семья очень бедна, поэтому им приходилось жить в небольшом деревянном ящике для рассады. Однажды так получилось, что отец главного героя совершенно случайно наступил на ногу правителя страны. Разгневался тогда принц Лимон и приказал Чиполлоне посадить в тюрьму. С этого момента и начались приключения Чиполлино и его друзей.
Когда главный герой узнал, что в тюрьме сидят невинные люди, то он пошёл по белому свету, чтобы посмотреть, как люди живут, а также следить за тем, как действует власть и бороться с её произволом. Луковка отправился в большое путешествие по своей огромной стране, но вскоре понял, что везде царят нищета и беспорядок. Он увидел, как кума выгоняет сеньор Помидор на улицу всего лишь из-за того, что он занял кусочек его земли. Черника едва выживает, имея во владении лишь только нитки и иголки.
Сами крестьяне голодают, но зато каждый день они регулярно во дворец графинь Вишен отправляют целые продуктовые обозы. Графини ввели своим крестьянам оброк за воздух, поэтому те стараются меньше дышать.
Но барышни собираются ввести ещё налог и на осадки. Но Луковка и его друзья решают помочь народу. Они развязывают борьбу, в которой побеждают.
Проблематика и тематика
Литературное сочинение Джанни Родари не теряет своей актуальности и в наше время. Основной мыслью сказки является показать то, что в этом мире существует много несправедливости. Автор поднимает в своём литературном сочинении следующие социальные проблемы:
Чтобы существовали протесты, необходимо создавать небольшие группы, которые будут бороться за определённые проблемы. Но только между собой эти группы должны были иметь связь.
Художественное своеобразие
Автор сделал свой сюжет насыщенным и героями, и событиями. Перед читателями проходит огромное количество персонажей, которых легко разделить на отрицательных и положительных. Родари смог написать так своё произведение, что читатель не только может представить себе, как выглядеть каждый персонаж, где он живёт, но и показывает, как по-разному могут развиваться человеческие отношения.
Уже по тому, как звать каждого персонажа, можно определить и то, какой у него характер. Уникальна и манера изложения итальянской сказки: непринуждённая форма, а также растения, которые приобретают человеческие формы. Но так как всё написано в игровой форме, то и воспринимается детьми легко.
Значение произведения
Совсем недавно советские школьники с большим удовольствием смотрели мультфильм и балет по этому произведению. Но у современных детей уже другие герои, хотя мальчик Луковка мог бы и сейчас заинтересовать ребят. Обычно книги этого писателя всегда сопровождаются яркими картинками.
Такие сказки, как у Джанни Родари, всегда бессмертны, так как в них есть и лёгкость, и живость, и мудрость. Люди всегда мечтают о лучшей жизни, поэтому постоянно борются с угнетателями. Об этом создано много великолепных произведений, которые будут жить столетия. Приключения Чиполлино и его друзей заставляют читателя не только волноваться, но и радоваться его успехам, переживая за то, чтобы он смог отстоять справедливость в своём мире и защитить своих товарищей.
На примере этой сказки дети учатся правильно поступать в самых сложных жизненных ситуациях и нужно помогать не только брату или родственникам, но и всем, кто попал в трудные обстоятельства.
Страница«Сказка – языком музыки. Волшебный мир театра. Балет К. Хачатуряна «Чиполлино».
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКЕ, ПРОВОДИМОГО В 5 КЛАССЕ
ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА 5 КЛАСС. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.»
Учитель музыки: Браславская Татьяна Петровна
Тема урока: «Сказка – языком музыки. Волшебный мир театра.
Балет К. Хачатуряна «Чиполлино».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: сформировать представление учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.
Задачи:
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, музыкальный инструмент, видеозаписи.
Ход занятия:
Цель: обеспечение мотивации учебной деятельности, обеспечение положительного эмоционального настроя.
2. Постановка целей и задач урока.
Метод обучения: словесный, наглядно-слуховой, анализ, обобщение, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций.
Цель: сделать занятие и его содержание личностно-значимым для каждого ученика.
— личностные: формировать положительное отношение к музыке, интерес к учебному материалу, представление о причинах успеха на занятии.
— регулятивные: учить принимать учебную задачу и контролировать себя при ее выполнении.
— познавательные: учить понимать информацию.
— коммуникативные: учить понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе.
3. Усвоение содержания учебного материала
Цель: ввести детей в атмосферу музыки.
Вид деятельности: информационно-поисковый, моделирование, аналитическая деятельность.
Метод обучения: проблемное изложение.
-личностные: формировать интерес к учебному предмету, уважение к мыслям других людей.
-регулятивные: учить принимать учебную задачу, учить выполнять учебные действия в восприятии музыки и в вокально-хоровой работе.
-познавательные: накопление слухового багажа в процессе вычленения характерных интонационных зерен и осознания их выразительной сущности.
— коммуникативные: учить воспринимать точку зрения других людей, контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы.
Активизация знаний учащихся.
Зачитать фрагмент сказки «Чиполлино» Джанни Родари
4. Постановка проблемного вопроса урока
Метод обучения: проблемное изложение.
— решение учебных задач совместно с одноклассниками учителем в процессе музыкальной деятельности;
— формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения;
— применение полученных знаний о музыке в процессе самообразования;
— расширение представлений о связи музыки с другими видами искусства.
Если бы к этой сказке обратился композитор, какой бы музыкальный жанр у него получился? (музыкально-хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие, элементы изобразительного искусства). Балет.
Что мы уже знаем о балете? (слайды с 1 по 18)
Балет (франц. ballet- танцую) – появился в Италии на рубеже XVI-XVII вв. Это зрелищный, музыкально — театральный вид искусства, который объединяет в себе музыку, хореографию, пантомиму, литературу, изобразительное искусство, драматургию. Эти виды искусств подчинены хореографии — искусству красивых танцевальных движений.
5 октября 1581 года считается днём рождения балета. В этот день в Париже впервые был впервые разыгран спектакль в танцах. Каждый год, отмечая день своего рождения, Балет обязательно приглашает своих верных друзей. Давайте мы вместе подумаем, кто приходит на день рождения к Балету.
АВТОР ЛИБРЕТТО или ЛИБРЕТТИСТ. Либретто — основа балетного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история.Обычно либретто пишут балетные драматурги, но автором может быть композитор, балетмейстер, художник или артист. Автор сюжета пишет проект будущего танцевального спектакля, намечает характеры героев, их взаимоотношения.
КОМПОЗИТОР — человек, сочиняющий музыку пишет балетную музыку на основе либретто. Роль музыки в балете велика: тесно взаимодействует с хореографией, отражает все происходящее в сценарии, даёт музыкальные характеристика главным героям балета. Балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. Почти во всех операх есть балетные номера.
БАЛЕТМЕЙСТЕР — мастер балета или тот, кто пишет или сочиняет танец. Либреттист пишет сценарий языком слов, композитор — языком звуков, балетмейстер расскажет историю языком движений и жестов.
Пантомима (от греч.-актёр, играющий с помощью одних телодвижений, всё воспринимающий подражанием) – в балете одно из основных средств создания хореографического образа.
БАЛЕРИНА — артистка балета, исполнитель главной партии. Один только её выход – и все замерли, любуясь ей красотой и грацией. Её выход лёгкий, изящный, приветливый, по балетному – антре!.
В балете различают типы танца: классический и народный. Каждый из этих танцев делится на сольный, ансамблевый и массовый (кордебалет).
Кордебалет (франц. corpsdeballet-личный состав) — коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Роль кордебалета аналогична хору в опере.
Пуанты (от франц. рointe- острие, кончик) обувь, которая используется при исполнении женского классического танца. Пуанты имеют твёрдый носок, чаще изготовляются из розового атласа и закрепляются лентами. Танец на пуантах – один из основных элементов женского классического танца.
В 20 веке появился танец модерн. Танец модерн — одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в конце 19- начале 20 века в США и Германии.
ХУДОЖНИК создаёт для балета декорации и костюмы. Костюмы показывают особенность персонажей, подчёркивают историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу действия.
ДИРИЖЁР И МУЗЫКАНТЫ ОРКЕСТРА выполняют важную роль в балетном спектакле. Дирижёр, являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора, идеи балетмейстера, подчеркивает индивидуальность солистов и мастерство кордебалета в исполнении массовых сцен. Музыканты играют под руководством дирижёра. Музыка, записанная для оперы или балета, называется партитурой.
Партитура (итал. partitura- разделение, распределении)- нотная запись многоголосного музыкального (в том числе инструментального) произведения, в которой для каждого инструмента отведён отдельный нотоносец.
5. Усвоение содержания учебного материала. Освоение новых знаний
— усвоение терминов и понятий музыкального языка;
— формирование интереса к специфике деятельности композитора;
— осознание особенностей музыкальной культуры России;
— понимание социальных функций музыки в жизни людей;
— вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства;
Сегодня мы продолжим путешествовать в музыкальный театр. История итальянской сказки (слайды с 19 по 23).
«Чтобы создать нацию, сперва надо создать театр». Этот мудрый совет дал И.В. Гёте, руководитель театра в Веймаре. Уже в те давние времена утверждался принцип воспитательного значения искусства и театра в частности. И именно в Италии, на родине балета, в 1568 году была образована первая труппа профессиональных артистов. Отличное знание народного театра помогли Карло Гоцци (1720-1806) создать неповторимый жанр театральной сказки – фьябы.
Балет К.Хачатуряна «Чиполлино».
Ребята, сейчас мы будет знакомиться со сценическим воплощением сказки Д. Родари – балетом «Чиполлино», музыку к которому написал композитор Карен Хачатурян. Вашим домашним заданием было прочитать сказку «Чиполлино». Вы отлично помните всех героев. Я расскажу вам либретто — краткое содержание балета.
Действие первое. Площадь сказочного города. Кругом большие маленькие домики, в которых живут разные овощи и фрукты, напоминающие людей. На площади встречаются два семейства — Редисок и Луковиц. У мамы Чиполла и отца Чиполллоне сынок — Чиполлино, весёлый и неугомонный. Здесь же мастер Виноградинка, он чинит обувь. Кум Тыква кладёт кирпичи — строит себе домик. Профессор Груша играет на скрипке, жители сказочного городка танцуют. На площади появляется синьор Помидор, который извещает жителей о появление принца Лимона. Принц Лимон издал новый закон: каждый должен платить за то, что светит солнце, идёт дождь и дует ветер. Народ выражает своё возмущение. Когда появляется принц Лимон, Чиполлино наступает ему на ногу. В панике охране пытается схватить «Бунтовщика, но тот скрывается, и охрана арестовывает его отца.
Жители сказочного городка горюют. Кум Тыква пытается продолжить строительство своего домика, и жители начинают ему помогать. Всем вместе удаётся закончить стройку, но появляется синьор Помидор, который, увидев готовый домик, страшно рассердился, так как это земля графинь Вишен. Домик разрушают, о чём горько печалится кум Тыква. Чиполлино обещает отомстить обидчикам.
Действие второе. Встретив Чиполлино и Редисочку, граф Вишенка показывает им дворец. Чиполлино пытается разыскать подземелье, где находиться его отец. Но сам едва не попадается в руки синьору Помидору. В это время во дворце начинается бал в честь принца Лимона. Гости веселяться, а друзья освобождают Чиполлоне.
6. Восприятие музыки. Обеспечение прочности формируемых знаний
Слушание музыкальных фрагментов и просмотр видео из балета «Чиполлино»:
Сейчас прозвучат музыкальные фрагменты из балета «Чиполлино».
Характеристика героев балета средствами музыкальной выразительности
Музыкальный номер | мелодия | лад | темп | тембр | ритм | регистр | динамика |
«Чиполлино» | танцевальная | мажор | быстро | флейта пиккало | тарантелла | высокий | mf |
«Строительство домика Тыквы» | песенная | мажор | подвижно | струнные | размеренный | средний | p |
«Погоня» | |||||||
«Общий танец» | |||||||
«Груша утешает Чиполлино» |
— В чем заключается развитие образов добра и зла?
История постановки балета и его исполнители (слайды с 25 по 29).
В нашей стране уже несколько десятилетий с балетных сцен не сходит прекрасный спектакль для детей — балет Карена Хачатуряна «Чиполлино». Роль принца Лимона, Магнолии, Чиполлино, Вишенки, Редисочки танцевали не только дебютанты, но и знаменитые артисты, такие как М. Лиепа, М.Кондратьева, Н. Сорокина, Н.Цискаридзе. Причём готовили партии знаменитые артисты также тщательно, как партии Одетты, Одилии, Жизели или благородных принцев. Великий Станиславский когда-то сказал очень важную фразу: «Для детей надо играть также хорошо, как и для взрослых, только ещё лучше».
Сказку «Приключения Чиполлино» писателя Дж. Родари знал каждый советский ребёнок. Она была полезна, ведь её социальные мотивы отвечали требованиям идеологии того времени. Смелый и находчивый Чиполлино боролся с угнетателями, принцем Лимоном, графинями Вишенками и синьором Помидором. С восторгом дети принимали и мультик с прекрасной музыкой К. Хачатуряна. А через время появилась идея поставить балет. Костюмы и либретто были готовы, и композитор искал хореографа. Среди трёх молодых хореографов, которых К.Хачатуряну порекомендовали Р.Щедрин и М.Плисецкая, было имя Генриха Майорова.
Премьера состоялась в Киеве и принесла богатый «урожай» создателям балета: они оба получили Государственную премию. Вскоре Г.А. Майоров был приглашён Ю. Григоровичем на постановку балета «Чиполлино» в Большой театр. Часть труппы находилась на гастролях в Париже, а те, что остались в театре, были назначены на партии в балет для детей.
М. Лиепа, легендарный Красс московской сцены, превратил партию принца Лимона в шедевр. Словно пародируя принца Лимона, фруктовый «Крассик» цинично вышагивал в сопровождении своей гвардии. О балете «Чиполлино» многие говорили: это «Спартак» для детей. Конечно, это была шутка. Но, как известно, в каждой шутке есть доля правды.
В этой сказке было всё: и борьба с угнетателями, и жестокий диктат, и соблазнительница, и простые честные герои. Уже несколько десятилетий сказка Дж. Родари рассказывается языком танца.
С 1974 года балет «Чиполлино» был поставлен в Советском Союзе в 21 городе. Давно стали мамами, бабушками и дедушками те, кто читал эту сказку в 50-х годах, а читатели 70-х годов смотрели постановку спектакля. Мы с вами посмотрим несколько фрагментов в исполнении артистов Михайловского театра.
Сюжет вновь и вновь открывается новыми гранями, не теряя актуальности и современного звучания и в наши дни. Всегда приятно вернуться в детство. То искусство имеет право на жизнь, которое имеет смысл.
7. Музыкальная разминка.
— личностные: личностное освоение содержания музыкальных образов на основе поиска их жизненного содержания.
— познавательные: расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.
— регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия исполнения музыки.
Решение учебных задач совместно с одноклассниками в процессе музыкальной деятельности.
Музыкально-ритмические движения. Инсценирование:
музыкального фрагмента «Строительство домика Тыквы»:
Слушая музыку разбившись на группы ребятам предлагается при помощи жестов, движений (пантомима) построить домик для Тыквы.
музыкального фрагмента «Погоня»:
Слушая музыку, изобразить те музыкальные инструменты оркестра, которые звучат в данном музыкальном фрагменте.
8. Вокально-хоровая работа.
Исполнение песни «Если друг не смеётся».
Форма: классно-коллективная.
Вид деятельности: информационно-поисковая деятельность, прогностическая деятельность, ансамблевое пение, инсценирование песни.
Цель: создание условий для формирования музыкальной культуры детей.
Методы обучения: творчества, системного подхода, импровизации.
— личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности в информационной деятельности, наличие мотивации к работе на результат.
— регулятивные: владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств для ее осуществления, освоение способов решения проблем поискового характера.
— познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, общения, классификации.
— коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог.
9. Контроль усвоения материала.
Цель: использовать полученные знания в новой ситуации; побуждать учащихся осмысленно использовать полученные знания.
Метод: репродуктивный, частично — поисковый, проблемные вопросы мотивирующего характера.
Вид деятельности: активное восприятие.
Форма: индивидуально- самостоятельная.
— личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей.
— регулятивные: освоение способов решения проблем поискового характера.
-познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения. Под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям.
-коммуникативные: активное использование средств устного общения и средств информационных технологий.
Закрепление нового материала. Просмотр видеофрагмента из балета «Чиполлино». Второе действие.
10. Домашнее задание:
Список литературы
1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5-6 классы. Методическое пособие. М.: Просвещение, 2014.
2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2014.
3. Розанова Ю.А., Разумова С.М. Балетные либретто. Краткое изложение содержания балетов. М.: Музыка, 2002
4. Э. Филькенштейн. Музыка от А до Я. С-Петербург : Композитор Санкт- Петербург, 2008.
6. Балет. Энциклопедия под ред. Ю.Н. Григоровича. М.: Советская энциклопедия, 1981.