как закрываются двери в метро
Видео дня: как звучат двери в метро по всему миру
Удивительно, но звуки, с которыми закрываются двери метро и сопровождающие их джинглы стали настоящим культурным явлением. Энтузиасты по всему миру записывают их и создают каталоги, которые затем слушают так, словно это авангардные музыкальные альбомы. А New York Times написала целый лонгрид об этом явлении и чудаках, которые по нему угорают. Но, глядя на эти видео, их можно понять: в дверях метрополитена есть что-то завораживающее.
Как закрываются двери в метро по всему миру. Часть 1:
Как закрываются двери в метро по всему миру. Часть 2:
Все началось с инженера-строителя по имени Тед Грин. В 2003 году он переехал в район станции Рассел-сквер в Лондоне и по какой-то причине ему безумно понравилось, как на ней звучит сигнал предупреждения о закрытии двери. Он, как настоящий технарь, дотошно пытался разобраться в своих ощущениях и для этого сделал запись звука. Для сравнения он записал звуки с других станций… и со временем это превратилось в его хобби.
В какой-то момент Тед начал ездить по всему миру — по работе. Путешествуя по Азии, Австралии, Европе и Северной Америке, он развлекался, создавая каталог звуков метро. Результатом стали две предыдущие подборки.
А вот запись на станции Рассел-сквер, с которой все началось:
Тед Грин — не единственный известный энтузиаст этого феномена. К примеру, программист Эван Льюис из США создал приложение, которое воспроизводит звуки нью-йоркского метро. А дизайнер-урбанист Илья Бирман, автор книги «Проектирование транзитных карт», собрал списки объявлений о закрытии дверей в метро Лондона и Нью-Йорка.
В принципе, у этого движения (или хобби, или чудачества — называйте как угодно) уже даже есть готовый гимн — композиция Moon Hooch «Number 9», которая содержит объявление о закрывающейся двери метро на Манхеттене:
День закрытых дверей: как работает новый запрет держать двери в метро
Запрет удерживать двери отправляющегося поезда в московском метро действует уже месяц, а за нарушение для нерадивых пассажиров введен штраф в размере 1 тысячи рублей. Случаи, когда пассажиры препятствовали закрытию дверей состава, мешая его отправлению, раньше были довольно привычной картиной в столичной подземке. Изменилась ли ситуация после введения нового пункта в Правила пользования Московским метрополитеном, и пресекаются ли нарушения, выяснял корреспондент РИАМО.
Держать нельзя отпустить
Пассажир удерживает ногой двери вагона. Фото: flickr.com, Michael Chu
О поправках, внесенных в Правила пользования московским метро, было официально объявлено, об этом сообщалось в СМИ. Однако, как выяснилось, многие люди о нем вообще не знают, включая тех, кто ежедневно пользуются подземкой.
Чтобы проверить, соблюдается ли новое правило, корреспондент РИАМО спустился в подземку. Отправным пунктом стала станция «Спортивная» Сокольнической ветки. Выбор был неслучайный, поскольку из-за фестиваля фейерверков в «Лужниках» на станции дежурило много сотрудников полиции, так что за нарушителями должен быть «глаз да глаз».
Спустя 20 минут ожидания на платформе появились двое молодых людей, один из которых бежал налегке впереди, готовясь придержать двери вагона для своего товарища с тяжелыми сумками. Что интересно, когда первый запрыгнул в вагон поезда, стоявший у дверей мужчина помог ему в этом нелегком деле. Второй бежавший успел запрыгнуть внутрь буквально за секунду до того, как сзади с платформы донесся грозный крик: «Э, а ну отпусти!».
За разъяснениями направляемся прямо к проходящей мимо группе сотрудников полиции. На вопрос о том, почему никто не стал ловить правонарушителей, полицейские отвечают в один голос: « Ну а как его ловить? Это вот сейчас повезло, что заметили, а обычно получается так, что за задержкой дверей следить попросту не успеваешь».
«Вот предупреждаем, чтоб отпускали. Как правило, после этого отпускают, и поезд уезжает. Тут, сами понимаете, поймать трудновато, а вот если бы сотрудник полиции мог достать нарушителя, то в таком случае его необходимо ссадить с поезда и выписать штраф. Но такое пока что случается очень редко», признается сотрудник полиции, представившийся Александром.
Очевидно, что вины сотрудников полиции в этом нет – получается, что поправки сырые, и обеспечить их работу в полном объеме просто невозможно.
Синдром «держателя»
Метро в час пик. Фото: flickr.com, Lynn Friedman
Пассажиров, держащих двери поезда при посадке, по-прежнему можно встретить буквально каждый день в утренние и вечерние часы пик на всех более-менее оживленных линиях московского метро. И это притом, что интервалы в движении поездов не превышают пары минут.
Так, в пятницу вечером в час пик на станции «Кузнецкий мост» «фиолетовой» ветки вновь наблюдалась такая картина. Медленно продвигаясь к перрону сквозь толпу, корреспондент увидел прибывший поезд, но торопиться сесть в него не стал. В переполненном вагоне двое мужчин стали придерживать двери, чтобы все желающие могли втиснуться внутрь. Машинист грозно скомандовал отправление и явно был недоволен происходящим. В такой ситуации удалось неспешным шагом войти в вагон буквально за секунду до того, как створки дверей захлопнулись.
Передай другому
Станция метро Битцевский парк. Фото: Александр Кожохин
Выходит, что до многих пассажиров информация о нововведении просто-напросто не дошла? Конечно, незнание закона не освобождает от ответственности, но вряд ли большинство пассажиров метрополитена, узнав о довольно крупном штрафе, идут на риск.
По мнению эксперта, человек, которого один раз оштрафовали за это, в следующий раз держать двери не будет. Другое дело, что ловить нарушителей, действительно, трудно. И все же, здесь должен сработать эффект «сарафанного радио»: чем больше пассажиров узнают эту информацию, тем больше эффекта будет от запрета.
Скорее всего, на данном этапе говорить о том, что штрафы за удержание дверей серьезно повлияют на проблему, нельзя. Возможно, должно пройти время, чтобы правило заработало в полную силу, и «сарафанного радио» здесь недостаточно, скорее всего, потребуется дополнительное информирование пассажиров в метро.
Влад Жуков
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»
Как закрываются двери в метро
Утверждены Постановлением Правительства Москвы №844-ПП от 16.09.2008 г.(в редакции, утверждённой Постановлением Правительства Москвы №187-ПП от 19.04.2016 г.) Настоящие Правила обязательны к выполнению всеми лицами, находящимися на территории метрополитена. Несоблюдение требований настоящих Правил влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Метрополитен — один из основных видов городского пассажирского транспорта, многие станции которого являются памятниками истории, культуры, архитектуры и охраняются государством. К территории метрополитена относятся станции и входящие в их состав подуличные переходы, межстанционные тоннели и открытые участки, площадки электроподстанций, депо и вентиляционные шахты, вагоны поездов.
1.2. Метрополитен — транспортное предприятие, связанное с повышенной опасностью. С целью предупреждения несчастных случаев с пассажирами и противоправных действий на станциях и в вагонах поездов ведется круглосуточное видеонаблюдение с видеозаписью.
1.3. Лица, находящиеся на территории метрополитена, должны быть взаимно вежливыми, уступать места в вагонах поездов инвалидам, пожилым людям, пассажирам с детьми и женщинам, соблюдать чистоту и общественный порядок, бережно относиться к сооружениям и оборудованию метрополитена.
1.4. Метрополитен обеспечивает безопасную и комфортную перевозку пассажиров всех категорий, в том числе отвечающую требованиям по обеспечению доступа инвалидов и иных маломобильных граждан, а также пассажиров с детскими колясками к объектам инфраструктуры (станции метрополитена, входящие в их состав подуличные переходы, вагоны поездов).
2. ПОРЯДОК ОПЛАТЫ И УСЛОВИЯ ПРОЕЗДА И ПРОВОЗА БАГАЖА
2.1. Станции метрополитена открыты для входа и пересадки с одной линии на другую ежедневно с 6 часов утра до 1 часа ночи.
2.2. Проход за пределы пропускных пунктов станций метрополитена, а также провоз багажа осуществляются на платной основе, за исключением прохода граждан, которым в соответствии с законодательством установлены льготы. Багаж, сумма измерений которого по длине, ширине и высоте находится в пределах от 121 см до 150 см, длинномерные предметы, длина которых от 151 см до 220 см, оплачиваются отдельно за каждое место. Количество мест багажа разрешенного к провозу не должно превышать двух мест на одного пассажира. Запрещается использование для транспортировки багажа колесных средств (за исключением чемоданов, хозяйственных сумок-тележек, размеры которых вместе с кладью не превышают по сумме измерений длины, ширины и высоты 150 см). Величина оплаты проезда пассажира и провоза багажа устанавливается в порядке, определенном законодательством.
2.4. Запрещается использовать для прохода через АКПП льготные персонифицированные карты, принадлежащие другим лицам, за исключением случаев прохода через АКПП лиц, сопровождающих инвалидов I группы (III степени ограничения способности к трудовой деятельности), а также детей-инвалидов.
2.5. Разрешается бесплатно провозить:
2.5.1. Детей в возрасте до 7 лет.
2.5.2. Лыжи и коньки в чехлах, детские велосипеды, детские коляски, санки, рыболовные удочки, музыкальные инструменты и мелкий садовый инструмент, размеры которых не превышают указанных в пункте 2.10.1 настоящих Правил.
2.6. Находясь на эскалаторе, необходимо стоять справа, лицом по направлению его движения, проходить с левой стороны, держась за поручень, не наступать на ограничительную линию на ступенях, не прислоняться к неподвижным частям, держать малолетних детей на руках или за руку, не задерживаться при сходе с эскалатора.
2.6.1. В условиях увеличенных пассажиропотоков, по указанию работников метрополитена, заполнять левую и правую стороны ступеней эскалаторного полотна.
2.6.2. Запрещается перемещение по неработающему эскалатору без разрешения работников метрополитена.
2.7. На платформе станции запрещается заходить за ограничительную линию у края до полной остановки поезда, а при его остановке следует освобождать место у дверей вагонов для выхода пассажиров.
2.7(1). Пассажирам с детьми следует осуществлять посадку в вагон, пропуская ребенка (детей) впереди себя.
2.7(2). Запрещается посадка в вагон при поступлении информации о закрытии дверей вагона (мигают красные наддверные огни, идет звуковой сигнал).
2.8. В вагоне не следует прислоняться к дверям, мешать входу и выходу пассажиров, при подъезде к станции назначения следует заранее подготовиться к выходу.
2.9. О всех случаях падения людей или вещей на пути метрополитена, возникновения задымления или пожара, а также ситуаций, которые могут повлиять на безопасность пассажиров или движения поездов, необходимо немедленно сообщать дежурному по станции, машинисту поезда по связи «пассажир – машинист» или использовать колонны экстренного вызова.
2.10. Запрещается провозить в метрополитене (находиться с ним в вестибюле станций):
2.10.1. Громоздкий багаж, сумма измерений которого (за исключением специально оговоренных случаев) по длине, ширине (двум диаметрам или осям в основании рулона) и высоте превышает 150 см, длинномерные предметы, длина которых свыше 220 см.
2.10.3. Легковоспламеняющиеся, взрывчатые, отравляющие, ядовитые вещества и предметы, в том числе бытовые газовые баллоны.
2.10.4. Велосипеды (за исключением складных) и иные транспортные средства, кроме детских и инвалидных колясок.
2.10.5. Животных и птиц вне клеток или специальных контейнеров (сумок).
2.11. На территории метрополитена запрещается:
2.11.3. Создавать ситуации, мешающие движению пассажиропотока.
2.11.4. Бежать по эскалатору, сидеть и ставить вещи на ступени и поручни эскалатора.
2.11.5. Передвигаться по территории станций и по подуличным переходам метрополитена на мотоциклах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках и иных транспортных и спортивных средствах, кроме инвалидных колясок.
2.11.6. Проходить и находиться на станции без обуви.
2.11.7. Спускаться на пути движения поездов.
2.11.8. Подкладывать на пути метрополитена посторонние предметы.
2.11.9. Открывать двери вагонов во время движения и остановок, а также препятствовать их открытию и закрытию на остановках.
2.11.10. Проезжать в поездах, не осуществляющих или прекративших перевозку пассажиров.
2.11.11. Пользоваться без надобности связью «пассажир-машинист», связью с ситуационными центрами метрополитена и органов внутренних дел на метрополитене (колоннами экстренного вызова), краном выключения дверей в вагонах, рукояткой остановки эскалатора.
2.11.13. Осуществлять кино-, видеосъемки без письменного разрешения руководства метрополитена.
2.11.14. Использовать территорию метрополитена для занятий предпринимательской и иной деятельностью без письменного разрешения руководства метрополитена, а также торговать с рук в неустановленных местах.
2.11.15. Использовать средства звукоусиления (кроме слуховых аппаратов), за исключением случаев, установленных ГУП «Московский метрополитен», и прослушивать аудиозаписи или аудиотрансляции без наушников.
2.11.16. Находиться в пачкающей, зловонной одежде, с багажом, предметами, продуктами (в том числе напитками и мороженым в открытой таре), которые могут испачкать пассажиров, вагоны, сооружения и устройства станции.
2.11.17. Засорять и загрязнять сооружения, устройства пути, оборудование, эскалаторы, подвижной состав и территорию метрополитена.
2.11.18. Размещать багаж на сиденьях вагонов и скамейках станций.
2.11.19. Самовольно проникать в производственные помещения и на огражденную территорию метрополитена.
2.11.20. Разводить костры менее чем в 10 м за ограждением и на территориях внутри его на наземных участках линии метрополитена, а также менее чем в 25 метрах от вентиляционных киосков.
2.11.21. Подключать электрическую нагрузку к сетям метрополитена без письменного разрешения руководства метрополитена.
2.11.22. Наносить повреждения сооружениям, устройствам пути, оборудованию и подвижному составу метрополитена.
2.11.23. Реализовывать карты и билеты для проезда в метрополитене, а также предоставлять проходы по ним за пределы пропускных пунктов станций метрополитена лицами, не уполномоченными на это руководством метрополитена.
2.11.24. Препятствовать выполнению служебных обязанностей сотрудниками метрополитена, не выполнять их законные требования.
2.11.25. Приставать к гражданам с предложениями купли-продажи, обмена, а также в целях гадания.
2.11.26. Не выполнять законные требования народного дружинника при исполнении им обязанностей по охране общественного порядка.
2.11.27. Заниматься попрошайничеством.
2.11.28. Наносить надписи, изображения, размещать информационные и рекламные материалы на внешние и внутренние поверхности вагонов поездов метрополитена, а также на сооружения и конструкции метрополитена, кроме относящихся к порядку их эксплуатации и (или) наносимых (размещаемых) в рамках исполнения государственного контракта или иного договора, заключенного с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, государственным унитарным предприятием города Москвы или государственным учреждением города Москвы.
2.11.29. Проведение зрелищных мероприятий, в том числе с использованием музыкальных инструментов, кроме мероприятий, проводимых в порядке, установленном ГУП «Московский метрополитен».
Нарушение настоящих Правил влечет привлечение к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
День закрытых дверей: как работает новый запрет держать двери в метро
Запрет удерживать двери отправляющегося поезда в московском метро действует уже месяц, а за нарушение для нерадивых пассажиров введен штраф в размере 1 тысячи рублей. Случаи, когда пассажиры препятствовали закрытию дверей состава, мешая его отправлению, раньше были довольно привычной картиной в столичной подземке. Изменилась ли ситуация после введения нового пункта в Правила пользования Московским метрополитеном, и пресекаются ли нарушения, выяснял корреспондент РИАМО.
Держать нельзя отпустить
Пассажир удерживает ногой двери вагона. Фото: flickr.com, Michael Chu
О поправках, внесенных в Правила пользования московским метро, было официально объявлено, об этом сообщалось в СМИ. Однако, как выяснилось, многие люди о нем вообще не знают, включая тех, кто ежедневно пользуются подземкой.
Чтобы проверить, соблюдается ли новое правило, корреспондент РИАМО спустился в подземку. Отправным пунктом стала станция «Спортивная» Сокольнической ветки. Выбор был неслучайный, поскольку из-за фестиваля фейерверков в «Лужниках» на станции дежурило много сотрудников полиции, так что за нарушителями должен быть «глаз да глаз».
Спустя 20 минут ожидания на платформе появились двое молодых людей, один из которых бежал налегке впереди, готовясь придержать двери вагона для своего товарища с тяжелыми сумками. Что интересно, когда первый запрыгнул в вагон поезда, стоявший у дверей мужчина помог ему в этом нелегком деле. Второй бежавший успел запрыгнуть внутрь буквально за секунду до того, как сзади с платформы донесся грозный крик: «Э, а ну отпусти!».
За разъяснениями направляемся прямо к проходящей мимо группе сотрудников полиции. На вопрос о том, почему никто не стал ловить правонарушителей, полицейские отвечают в один голос: « Ну а как его ловить? Это вот сейчас повезло, что заметили, а обычно получается так, что за задержкой дверей следить попросту не успеваешь».
«Вот предупреждаем, чтоб отпускали. Как правило, после этого отпускают, и поезд уезжает. Тут, сами понимаете, поймать трудновато, а вот если бы сотрудник полиции мог достать нарушителя, то в таком случае его необходимо ссадить с поезда и выписать штраф. Но такое пока что случается очень редко», признается сотрудник полиции, представившийся Александром.
Очевидно, что вины сотрудников полиции в этом нет – получается, что поправки сырые, и обеспечить их работу в полном объеме просто невозможно.
Синдром «держателя»
Метро в час пик. Фото: flickr.com, Lynn Friedman
Пассажиров, держащих двери поезда при посадке, по-прежнему можно встретить буквально каждый день в утренние и вечерние часы пик на всех более-менее оживленных линиях московского метро. И это притом, что интервалы в движении поездов не превышают пары минут.
Так, в пятницу вечером в час пик на станции «Кузнецкий мост» «фиолетовой» ветки вновь наблюдалась такая картина. Медленно продвигаясь к перрону сквозь толпу, корреспондент увидел прибывший поезд, но торопиться сесть в него не стал. В переполненном вагоне двое мужчин стали придерживать двери, чтобы все желающие могли втиснуться внутрь. Машинист грозно скомандовал отправление и явно был недоволен происходящим. В такой ситуации удалось неспешным шагом войти в вагон буквально за секунду до того, как створки дверей захлопнулись.
Передай другому
Станция метро Битцевский парк. Фото: Александр Кожохин
Выходит, что до многих пассажиров информация о нововведении просто-напросто не дошла? Конечно, незнание закона не освобождает от ответственности, но вряд ли большинство пассажиров метрополитена, узнав о довольно крупном штрафе, идут на риск.
По мнению эксперта, человек, которого один раз оштрафовали за это, в следующий раз держать двери не будет. Другое дело, что ловить нарушителей, действительно, трудно. И все же, здесь должен сработать эффект «сарафанного радио»: чем больше пассажиров узнают эту информацию, тем больше эффекта будет от запрета.
Скорее всего, на данном этапе говорить о том, что штрафы за удержание дверей серьезно повлияют на проблему, нельзя. Возможно, должно пройти время, чтобы правило заработало в полную силу, и «сарафанного радио» здесь недостаточно, скорее всего, потребуется дополнительное информирование пассажиров в метро.
Влад Жуков
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»
Не подавай руку упавшему на рельсы. Чего не знают пассажиры метро
С точки зрения работников метро, которые не понаслышке знают о его «повышенной опасности», мы, пассажиры, ежедневно совершаем массу глупостей с риском для жизни. К ним относятся и такие поступки, которые нам самим кажутся очень благородными.
Почему на самом деле нельзя держать двери
Например, придержать двери поезда, чтобы влезли опоздавшие – что это как не помощь и взаимовыручка? Часто люди в вагоне начинают раздвигать двери в несколько рук, чтобы противостоять автоматическому закрытию.
На самом деле, помимо травм, это грозит срывом графика движения и серьезными задержками поездов.
Бывший машинист московского метро Макс Рублев, он же известный блогер Метроэльф, поясняет в своей книге «Не прислоняться», что именно по вине вот таких «услужливых» и медлительных пассажиров в основном происходят задержки. Если отправление поезда выбивается из графика больше чем на 10 секунд, возникает цепная реакция и тормозится вся линия.
Так кому в итоге помогли? Опаздывающие опоздают еще больше – вместе со всеми остальными.
Почему нельзя протягивать руку помощи упавшему на пути
Или вот вопрос на засыпку: если не дай бог человек при вас упадет с края платформы, вы подадите ему руку, чтобы втащить обратно?
Инстинкт конечно велит броситься на помощь. Но правильный ответ: нет. Подав бедолаге руку, вы сделаете только хуже. Недаром в метро объявляют на эскалаторах, что при падении на рельсы нельзя выбираться на платформу самостоятельно.
Дело в том, что прямо под платформой находится официально самый опасный объект в метро – контактный рельс в 825 вольт, приводящий поезда в движение.
Он накрыт защитным коробом и с платформы смотрится как «ступенька», словно специально для того, чтобы упавший человек мог забраться обратно наверх.
Но несмотря на защиту, прикасаться и тем более опираться на рельс – это прямая угроза жизни! Пластиковый кожух может попросту не выдержать вес человека. В худшем случае летальный заряд получит не только упавший, но и тот, кто протянул руку помощи.
А учитывая, что упавший на пути может быть пьян, болен, травмирован и панически напуган, риск возрастает в разы.
Почему опасный контактный рельс расположен именно под платформой
Почему же в таком случае контактный рельс чаще всего прокладывают именно под платформой, а не напротив, у дальней стены? Да потому что так как раз меньше шансов, что упавший человек заденет его по инерции. Он ведь не рухнет отвесно вниз. А был бы рельс напротив – было бы проще до него «долететь».
Когда на путях ведутся работы, контактный рельс обесточивают и ставят блокировку случайной подачи напряжения.
Почему нужно лечь головой навстречу поезду
Так что самой лучшей помощью упавшему на рельсы (если он способен встать и быстро двигаться) было бы уверенно направить его действия в верном русле, не давая впасть в панику.
Если поезд только ушел и другого пока нет – бежать к месту остановки головного вагона, где полосатая рейка. Там есть трап для работников метро, по которому можно безопасно подняться на платформу.
Диспетчер в любом случае увидит через камеры, что случилось ЧП. Работники станции быстро эвакуируют пассажира.
Если поезд приближается, остается только лечь в углубление между рельсами, предварительно сбросив объемные вещи (сумку, рюкзак).