как закрепить свечу на стене чтобы

GuruTest

Тест на креативность от Карла Дункера

Оценить способность нестандартно мыслить можно с помощью простого психологического текста. Множество их можно найти в сети, однако самым известным остается непревзойденный тест Карла Дункера.

Карл Дункер — выдающийся немецкий психолог, который изучал мышление. Он посвятил всю жизнь исследованию работы мозга. В данной статье мы расскажем о его простом, но непревзойденном тесте на сообразительность и креативность.

Описание задачи

Карл Дункер создал свой знаменитый тест в 1945 году. Его начальные условия невероятно просты: у вас имеется свеча, коробок спичек и коробочка с канцелярскими кнопками. Для наглядности предлагаем вам посмотреть на иллюстрацию:

как закрепить свечу на стене чтобы. 1. как закрепить свечу на стене чтобы фото. как закрепить свечу на стене чтобы-1. картинка как закрепить свечу на стене чтобы. картинка 1. Оценить способность нестандартно мыслить можно с помощью простого психологического текста. Множество их можно найти в сети, однако самым известным остается непревзойденный тест Карла Дункера.

Задача заключается в том, чтобы прикрепить свечу к стене таким образом, чтобы в зажженном состоянии воск не капал на стол.

Ваша сообразительность оценивается лишь по скорости получения правильного решения. Оно не сложное, так что рано или поздно вы все равно найдете его. Не заглядывайте в конец статьи, подумайте, как бы вы решили поставленную проблему.

Решение теста на креативность

У нас есть иллюстрация, на которой нарисованы начальные условия, однако уже в этой иллюстрации есть небольшая зацепка и одновременно сложность, которая не дает нашему мозгу быстро принять решение. Дело в том, что канцелярские кнопки находятся в коробке, равно как и спички, но никто не запрещает их оттуда вытаскивать.

У вас должно получиться нечто похожее на это:

как закрепить свечу на стене чтобы. 1. как закрепить свечу на стене чтобы фото. как закрепить свечу на стене чтобы-1. картинка как закрепить свечу на стене чтобы. картинка 1. Оценить способность нестандартно мыслить можно с помощью простого психологического текста. Множество их можно найти в сети, однако самым известным остается непревзойденный тест Карла Дункера.

Коробок от спичек тут не играет почти никакой роли. Сначала вы оставляете пустой коробку от кнопок и ставите туда свечу, подплавив основание, чтобы она не упала. После этого прикалываете кнопками коробку к стене. Это чистая абстракция, поскольку должно быть обговорено много моментов вроде покрытия стены и прочности коробки от кнопок. Несмотря на это, ответ все же только один.

Обычно добровольцы, проходящие этот тест, начинают гадать и предлагать приколоть свечу к стене при помощи кнопок, а пустую коробку поставить на стол, чтобы в нее капал воск. Однако прикрепить свечу к стене куда проблематичнее, нежели коробку.

Чем быстрее вы дали ответ, тем более вы сообразительны и креативны. Суть теста в том, что вещи используются в непривычной для нас роли. Напоминаем, что почти все люди при проведении теста рано или поздно давали верный ответ. Это доказывает, что у всех у нас есть творческое начало.

Мы все уникальны. Каждый из нас умен по-своему, однако сообразительность и креативность можно развивать, решая логические задачи. Больше читайте и больше думайте, чтобы находить решения даже в самых странных ситуациях.

На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!

Источник

Тест Карла Дункера и эксперимент Сэма Глаксберга. Задача со свечой и мотивация

Одним из первых исследователей целевого мышления был психолог Карл Дункер (некоторые пишут Данкер, однако он немец и по-немецки его имя пишется Karl Duncker). Большую часть своих сил он посвятил исследованию мышления, процессам решения задач, и инсайтам в частности. В 1935-м году он придумал тест, в котором очень легко увидеть разницу между решением творческой задачи и механическим исполнением приказа. Немногим более 40 лет назад этот тест стал основой нового исследования. Ученый Сэм Глаксберг взял задачу Дункера и решил с ее помощью изучать особенности мотивации в творческой и механической работе. Для этого он провел серию экспериментов, результаты которых для многих будут крайне неожиданными! (Взято отсюда)

Цели экспериментаторов

Изучить, каково влияние внешней мотивации на разные виды деятельности. В чем отличие творческо-интеллектуальной деятельности и физическо-волевой.

Исходные условия

Суть задачи со свечой

как закрепить свечу на стене чтобы. problem with candle. как закрепить свечу на стене чтобы фото. как закрепить свечу на стене чтобы-problem with candle. картинка как закрепить свечу на стене чтобы. картинка problem with candle. Оценить способность нестандартно мыслить можно с помощью простого психологического текста. Множество их можно найти в сети, однако самым известным остается непревзойденный тест Карла Дункера.

Перед испытуемыми находится стол, прислоненный к деревянной стене, на стол выклывается следующий набор предметов:

И ставится следующая цель:

Зажечь свечу и прикрепить ее к стене так, чтобы не запачкать воском ни стену, ни пол. Решить задачу нужно как можно быстрее. Ограничения составлены так, чтобы отрезать самое очевидное решение приклеить свечу собственным воском к стене. Для полноценного решения нужно приложить к себе усилие и выйти за рамки стереотипного мышления.

Решение

как закрепить свечу на стене чтобы. decision of problem with candle. как закрепить свечу на стене чтобы фото. как закрепить свечу на стене чтобы-decision of problem with candle. картинка как закрепить свечу на стене чтобы. картинка decision of problem with candle. Оценить способность нестандартно мыслить можно с помощью простого психологического текста. Множество их можно найти в сети, однако самым известным остается непревзойденный тест Карла Дункера.

Чтобы правильное решение стало очевидным, нужно либо потратить некоторое время, перебирая и комбинируя предметы, либо сразу мысленно выделить из одного образа «коробок с кнопками» две составляющие «куча кнопок» и «коробок». Именно в этой операции со своим восприятием заключается творческий подход в данном случае.

Помимо показанного на картинке решения существует еще одно корректное. Менее изящное, но корректное. Подставка для свечи во втором случае делается из картона, которым обернуты спички. Картону придается форма «ласточкиного гнезда», которое также крепится к внутреннему углу в стене. Свеча при этом находится под углом к стене и остается вероятность капнуть на пол.

Результаты эксперимента

Ну а теперь самое интересное. вы наверно уже догадались, что результаты противоречат обывательскому представлению о мотивации. И действительно, мотивированная деньгами группа в среднем на 3,5 минуты позже заканчивала данное задание. Конкуренция и помехи внешней мотивации мешали студентам из второй группы проникнуться задачей и сделать творческий шаг. Эксперимент повторялся многократно, а результаты его оставались все теми же. Только представьте, сколько сил и ресурсов на нашей планете потрачено на «стимуляцию» творческих решений!

Суть модифицированной задачи со свечой

Для нового эксперимента все исходные условия сохранялись, кроме одного. Творческое решение разделить коробок и кнопки было сделано самими экспериментаторами и перед глазами испытуемых были уже четыре предмета: свеча, спички, кнопки и коробок.

Результаты модифицированного эксперимента

Вот тут уже торжествует бытовая обывательская логика, «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «терпение и труд все перетрут» и «тому так далее». Первая группа немотивированных в этой версии эксперимента осталась далеко позади своих мотивированных долларом коллег. Задание было простым и мотивация помогла быстро на нем сфокусироваться.

Выводы по итогам обоих экспериментов

Напряжение воли мешает творческой мысли, поскольку в творческой работе нужно уметь не только фокусироваться на заданном аспекте проблемы, но и расфокусироваться, перестраивать и переоценивать свое восприятие возникшей проблемы.

Внешняя мотивация позволяет увеличить напряжение воли, а стимулировать творческие решения нужно иными путями.

Запись на очный прием: +7 (921) 328-567-9. Запись на консультацию в скайп тут

Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!

Источник

Интеллектуальные развлечения. Интересные иллюзии, логические игры и загадки.

Добро пожаловать В МИР ЗАГАДОК, ОПТИЧЕСКИХ
ИЛЛЮЗИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Стоит ли доверять всему, что вы видите? Можно ли увидеть то, что никто не видел? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Почему взрослые и дети видят один и тот же предмет по разному? На этом сайте вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

Привет! Хочешь стать одним из нас? Определись как закрепить свечу на стене чтобы. male. как закрепить свечу на стене чтобы фото. как закрепить свечу на стене чтобы-male. картинка как закрепить свечу на стене чтобы. картинка male. Оценить способность нестандартно мыслить можно с помощью простого психологического текста. Множество их можно найти в сети, однако самым известным остается непревзойденный тест Карла Дункера. как закрепить свечу на стене чтобы. female. как закрепить свечу на стене чтобы фото. как закрепить свечу на стене чтобы-female. картинка как закрепить свечу на стене чтобы. картинка female. Оценить способность нестандартно мыслить можно с помощью простого психологического текста. Множество их можно найти в сети, однако самым известным остается непревзойденный тест Карла Дункера.
Если ты уже один из нас, то вход тут.

Интересно

По данным ООН на земле ежедневно появляется 250.000 новорожденных, по три каждую секунду.

Тест Карла Данкера

На рисунке — знаменитый тест, придуманный Карлом Данкером в 1935–ом году для экспериментов в области продуктивного мышления. Имеются: свеча, коробка спичек и коробка кнопок, требуется закрепить свечу на стене так, чтобы воск не капал на пол или на стену. Тест простой, решить задачу могут все, это лишь вопрос времени, либо творческого подхода.

как закрепить свечу на стене чтобы. 1. как закрепить свечу на стене чтобы фото. как закрепить свечу на стене чтобы-1. картинка как закрепить свечу на стене чтобы. картинка 1. Оценить способность нестандартно мыслить можно с помощью простого психологического текста. Множество их можно найти в сети, однако самым известным остается непревзойденный тест Карла Дункера.

Кнут, пряник и свеча Данкера

Некоторые начинают с попытки прикрепить свечу к стене кнопками. Не получается. Другие … вижу-вижу, мне тут с места кто-то знаками показывает… Другие считают, что лучше всего зажечь свечу, расплавить кончик и приклеить её к стене. Идея грандиозная, но… не получается. В конечном итоге, минут эдак через 5-10, большинство участников находят решение: нужно высыпать кнопки из коробки, закрепить коробку на стене кнопками и поставить в неё свечу. Ключевой момент – преодоление т.н. функциональной фиксации: вы смотрите на коробку и видите лишь вместилище для кнопок. Но ведь она может иметь иную функцию, например, стать платформой для свечи. Вот она – «загадка свечи».

На основе этого теста ученый Сэм Глаксберг провёл эксперимент на тему силы стимулов. Набрав две группы добровольцев Глаксберг изложил им условия эксперимента так: «Я засекаю время, чтобы узнать, как быстро вы можете решить задачу?» Одной группе при этом он сказал: «Ваше время решения будет служить нормой, которая покажет сколько в среднем требуется типичному участнику для решения такой задачи». Второй группе он предложил вознаграждение, сказав: «Каждый, чье время будет среди лучших 25% результатов, получит 5 долларов. А самый лучший результат дня вознаграждается 20-ю долларами.»

Вопрос: Насколько быстрее вторая группа решила задачу? Ответ: В среднем, им понадобилось на три с половиной минуты больше. Повторюсь: больше, на 3,5 минуты. Но ведь так не должно быть! Я верю в свободный рынок и так он работать не должен, правда? Чтобы люди проявили себя лучше, их надо вознаграждать, разве нет? Премии, комиссионные, всё что угодно, дай им только стимул. Так работает бизнес. Но здесь что-то не срабатывает. Налицо стимул, рассчитанный на обострение мысли и ускорение творчества, но действует он прямо противоположно: притупляет мысль, мешает творчеству.

И что самое интересное: этот эксперимент – не какое-то там отклонение от норм, он повторялся много-много раз в течение почти 40 лет. Условные стимулы, «если сделаешь вот так, то получишь вот это», работают при определённых условиях, для многих видов работ, они либо не срабатывают, либо же, зачастую, просто вредят. Это открытие – одно из самых обоснованных в социальной науке. А также – одно из самых игнорируемых капитализмом.

Сэм Глаксберг проделал вариант того же эксперимента, в котором он преподнёс ту же задачку по-другому: кнопки были заранее извлечены из коробки. «Прикрепите свечу к стене, чтобы воск не капал на стол.» Те же условия. Одним: «мы вас замеряем для нормы», другим: «мы вам даем стимулы». Что же получилось на это раз? На этот раз мотивированная группа заткнула другую группу за пояс. Почему? Да потому, что, когда кнопки вне коробочки, задачка довольно легкая, не так ли?

Стимул «если…то….» очень хорошо воздействует в тех заданиях, где правила просты и направление работы очевидно. Награда, в силу своей природы, сужает наш фокус, концентрирует мозг, вот отчего она действенна во многих случаях. А потому, для такого рода заданий, когда узкое фокусирование на конкретной цели ведёт нас прямо к ней, вознаграждение срабатывает очень хорошо. Но решению настоящей «загадки свечи» такой взгляд не способствует. Решение не очевидно, оно за границей поля зрения. И нужно осмотреться вокруг, а не сужать наше поле зрения мотивацией на награду.

В последние несколько лет я заинтересовался наукой мотивации человека, в особенности динамикой внешних стимулов и стимулов внутренних. Скажу вам, что их воздействие весьма различно. Ситуация такова, что имеется разрыв между тем, что знает наука и тем, что практикует бизнес. Особенно тревожно то, что наша система функционирования бизнеса – имеется в виду набор предпосылок и соглашений, на которых зиждется бизнес, а именно, система мотивации и управления кадрами – вся она построена на основе именно внешних стимулов, на основе системы кнута и пряника. Вообще-то, это вполне нормально для типичной работы 20-го века. Но для типичной работы 21-го века, этот механистический подход кнута и пряника не подходит, часто не действует и часто противодействует.

как закрепить свечу на стене чтобы. 1. как закрепить свечу на стене чтобы фото. как закрепить свечу на стене чтобы-1. картинка как закрепить свечу на стене чтобы. картинка 1. Оценить способность нестандартно мыслить можно с помощью простого психологического текста. Множество их можно найти в сети, однако самым известным остается непревзойденный тест Карла Дункера.

Один из возможных вариантов решения задачки

В Западной Европе, во многих регионах Азии, в Северной Америке и в Австралии, «белые воротнички» всё меньше заняты механистическим видом работ, и всё больше – творческим видом работ. Установленные и отрегулированные виды работ левого полушария, часть работы по бухучёту и финансовому анализу, некоторые задачи программирования, стало довольно легко перепоручать в прочие страны, стало легко автоматизировать. Компьютер сделает вам это быстрее. Поставщики из стран с низкой оплатой труда сделают вам это дешевле. Намного важнее стали виды работ правого полушария, где заложены способности к творчеству и абстракции.

Однако имеется разрыв между тем, что известно науке и что практикуют компании. Я с беспокойством наблюдаю, посреди завала экономического кризиса, как огромное число организаций принимает решения по управлению своими ценными кадрами исходя из устаревших и непроверенных предпосылок, основанных более на «народной мудрости», чем на науке. А ведь для выхода из нынешних экономических неприятностей, для достижения высокой продуктивности в решении характерных для 21-го века задач, бежать быстрее в неправильном направлении – не решение. Привлекать пряником послаще – не решение, угрожать кнутом подлиннее – не решение. Нам срочно нужен абсолютно новый подход.

Сегодня я коснусь только самостоятельности. В 20-м веке появилась идея управления людьми, т.н. менеджмента. Так вот, менеджмент – не создание природы. Менеджмент – это как радиоприёмник, его изобрели. И никто не сказал, что он будет работать вечно. Менеджмент – это прекрасно, его традиционные идеи безупречны, если требуется исполнительность. Но когда нужно участие, намного лучший результат дает саморегуляция.

Я сейчас приведу пару примеров фундаментального толкования саморегуляции. В чем идея? Да, это нечасто встретишь, но налицо первые признаки рождения действительно захватывающих вещей. Идея в том, что во-первых, зарплата должна быть адекватной и справедливой, это без всяких сомнений. Этим вопрос денег снят с повестки дня. А затем работнику предоставляют большую долю самостоятельности. Обратимся к практике.

Приведу еще более радикальный пример той же идеи. Называется «Рабочие Условия Направленные Исключительно на Результат». Сокращенно: ROWE. Система разработана двумя американскими консультантами для примерно десяти компаний по всей Северной Америке. При ROWE, у работников нет графика выхода на работу. Они появляются на работе когда хотят. Нет определенного времени пребывания в офисе, можно вообще не приходить. Нужно только сделать работу. Как делать, когда делать, где делать – это каждый решает сам. Встречи и собрания в этих условиях – исключительно по желанию.

И каков результат? Практически повсеместно: рост продуктивности, рост участия работников в делах фирмы, рост удовлетворённости, падение текучести кадров. Самостоятельность, профессионализм, целенаправленность – на этих столпах надо строить новые условия продуктивной деятельности. Вы, наверно, скажете: «Ммм-да-с. Соблазнительно, но утопично.» Отвечу: «Нннет-с.» И предъявляю доказательства.

Середина 90-х, Microsoft начинает проект электронной энциклопедии Encarta. Были задействованы все нужные стимулы. Все правильные стимулы. Специалистам платили за написание и редактирование статей. Процессом руководили хорошо оплачиваемые менеджеры, соблюдая рамки бюджета и времени. А потом, через пару лет, появилась еще одна энциклопедия. На совсем другой модели, как мы знаем. Делай в своё удовольствие! Никакой оплаты – ни цента, ни евро, ни иены. Создавай! – потому, что тебе это нравится.

Давайте предположим, что каких-то 10 лет назад вы бы обратились к экономистам, в любой стране, и сказали: «У меня вопрос. Вот вам две разные модели создания энциклопедии. Если им придётся столкнуться лбами, чья возьмёт?» Так вот, 10 лет назад ни один серьёзный экономист, ни в одной стране мира, не мог бы предсказать победу модели Википедии.

Это была борьба титанов, борьба двух различных подходов. Это была битва века на арене мотивации, подобно поединку за звание чемпиона мира по боксу среди супер-тяжеловесов. На глазах у всех! Мотивация внутренняя выступает против внешней мотивации. Самостоятельность, профессионализм и целенаправленность против кнута и пряника. И кто победил? Внутренняя мотивация, самостоятельность, профессионализм и целенаправленность выбивают противника нокаутом. Я закругляюсь.

Имеется разрыв между научным знанием и деловой практикой. Что известно науке? Во-первых, типичные для 20-го века вознаграждения, те самые стимулы, которые считаются неотъемлемой частью умения вести бизнес, работают, но только в предельно узком диапазоне условий. Во-вторых, те же вознаграждения типа «если… то …» часто губят творчество. В-третьих, секрет высокой продуктивности не в системе награждения и наказания, а в невидимом внутреннем двигателе. Стремлении создавать вещи ради них самих. Стремлении делать что-то, потому что это важно.

Вот вам самое главное. Вот – самое лучшее. Честно говоря, мы это уже знали. Наука подтверждает то, что мы чуем сердцем. Так что, если нам удастся устранить разрыв между научным знанием и деловой практикой, если нам удастся утвердить наше понимание мотивации, и пронести его в 21-й век, если нам удастся отбросить ленивую по природе и опасную идеологию кнута и пряника, мы сможем усилить наш бизнес, мы сможем решить множество «загадок свечи» и возможно, возможно, возможно, нам удастся изменить мир.

Дэниэл Пинк ©. Переработка ibigdan (LJ).

Источник

Тест Карла Данкера

Имеются: свеча, коробка спичек и коробка кнопок, требуется закрепить свечу на стене так, чтобы воск не капал на пол или на стену. Тест, как вы поняли, простой, но требует творческого подхода.

На рисунке — знаменитый тест, придуманный Карлом Данкером в 1935–ом году для экспериментов в области продуктивного мышления. Имеются: свеча, коробка спичек и коробка кнопок, требуется закрепить свечу на стене так, чтобы воск не капал на пол или на стену. Тест простой, решить задачу могут все, это лишь вопрос времени, либо творческого подхода.

как закрепить свечу на стене чтобы. 1612292178140069331. как закрепить свечу на стене чтобы фото. как закрепить свечу на стене чтобы-1612292178140069331. картинка как закрепить свечу на стене чтобы. картинка 1612292178140069331. Оценить способность нестандартно мыслить можно с помощью простого психологического текста. Множество их можно найти в сети, однако самым известным остается непревзойденный тест Карла Дункера.

Некоторые начинают с попытки прикрепить свечу к стене кнопками. Не получается. Другие … вижу-вижу, мне тут с места кто-то знаками показывает… Другие считают, что лучше всего зажечь свечу, расплавить кончик и приклеить её к стене. Идея грандиозная, но… не получается. В конечном итоге, минут эдак через 5-10, большинство участников находят решение: нужно высыпать кнопки из коробки, закрепить коробку на стене кнопками и поставить в неё свечу. Ключевой момент – преодоление т.н. функциональной фиксации: вы смотрите на коробку и видите лишь вместилище для кнопок. Но ведь она может иметь иную функцию, например, стать платформой для свечи. Вот она – «загадка свечи».

На основе этого теста ученый Сэм Глаксберг провёл эксперимент на тему силы стимулов. Набрав две группы добровольцев Глаксберг изложил им условия эксперимента так: «Я засекаю время, чтобы узнать, как быстро вы можете решить задачу?» Одной группе при этом он сказал: «Ваше время решения будет служить нормой, которая покажет сколько в среднем требуется типичному участнику для решения такой задачи». Второй группе он предложил вознаграждение, сказав: «Каждый, чье время будет среди лучших 25% результатов, получит 5 долларов. А самый лучший результат дня вознаграждается 20-ю долларами.»

Вопрос: Насколько быстрее вторая группа решила задачу? Ответ: В среднем, им понадобилось на три с половиной минуты больше. Повторюсь: больше, на 3,5 минуты. Но ведь так не должно быть! Я верю в свободный рынок и так он работать не должен, правда? Чтобы люди проявили себя лучше, их надо вознаграждать, разве нет? Премии, комиссионные, всё что угодно, дай им только стимул. Так работает бизнес. Но здесь что-то не срабатывает. Налицо стимул, рассчитанный на обострение мысли и ускорение творчества, но действует он прямо противоположно: притупляет мысль, мешает творчеству.

И что самое интересное: этот эксперимент – не какое-то там отклонение от норм, он повторялся много-много раз в течение почти 40 лет. Условные стимулы, «если сделаешь вот так, то получишь вот это», работают при определённых условиях, для многих видов работ, они либо не срабатывают, либо же, зачастую, просто вредят. Это открытие – одно из самых обоснованных в социальной науке. А также – одно из самых игнорируемых капитализмом.

Сэм Глаксберг проделал вариант того же эксперимента, в котором он преподнёс ту же задачку по-другому: кнопки были заранее извлечены из коробки. «Прикрепите свечу к стене, чтобы воск не капал на стол.» Те же условия. Одним: «мы вас замеряем для нормы», другим: «мы вам даем стимулы». Что же получилось на это раз? На этот раз мотивированная группа заткнула другую группу за пояс. Почему? Да потому, что, когда кнопки вне коробочки, задачка довольно легкая, не так ли?

Стимул «если…то….» очень хорошо воздействует в тех заданиях, где правила просты и направление работы очевидно. Награда, в силу своей природы, сужает наш фокус, концентрирует мозг, вот отчего она действенна во многих случаях. А потому, для такого рода заданий, когда узкое фокусирование на конкретной цели ведёт нас прямо к ней, вознаграждение срабатывает очень хорошо. Но решению настоящей «загадки свечи» такой взгляд не способствует. Решение не очевидно, оно за границей поля зрения. И нужно осмотреться вокруг, а не сужать наше поле зрения мотивацией на награду.

В последние несколько лет я заинтересовался наукой мотивации человека, в особенности динамикой внешних стимулов и стимулов внутренних. Скажу вам, что их воздействие весьма различно. Ситуация такова, что имеется разрыв между тем, что знает наука и тем, что практикует бизнес. Особенно тревожно то, что наша система функционирования бизнеса – имеется в виду набор предпосылок и соглашений, на которых зиждется бизнес, а именно, система мотивации и управления кадрами – вся она построена на основе именно внешних стимулов, на основе системы кнута и пряника. Вообще-то, это вполне нормально для типичной работы 20-го века. Но для типичной работы 21-го века, этот механистический подход кнута и пряника не подходит, часто не действует и часто противодействует.

В Западной Европе, во многих регионах Азии, в Северной Америке и в Австралии, «белые воротнички» всё меньше заняты механистическим видом работ, и всё больше – творческим видом работ. Установленные и отрегулированные виды работ левого полушария, часть работы по бухучёту и финансовому анализу, некоторые задачи программирования, стало довольно легко перепоручать в прочие страны, стало легко автоматизировать. Компьютер сделает вам это быстрее. Поставщики из стран с низкой оплатой труда сделают вам это дешевле. Намного важнее стали виды работ правого полушария, где заложены способности к творчеству и абстракции.

Однако имеется разрыв между тем, что известно науке и что практикуют компании. Я с беспокойством наблюдаю, посреди завала экономического кризиса, как огромное число организаций принимает решения по управлению своими ценными кадрами исходя из устаревших и непроверенных предпосылок, основанных более на «народной мудрости», чем на науке. А ведь для выхода из нынешних экономических неприятностей, для достижения высокой продуктивности в решении характерных для 21-го века задач, бежать быстрее в неправильном направлении – не решение. Привлекать пряником послаще – не решение, угрожать кнутом подлиннее – не решение. Нам срочно нужен абсолютно новый подход.

Сегодня я коснусь только самостоятельности. В 20-м веке появилась идея управления людьми, т.н. менеджмента. Так вот, менеджмент – не создание природы. Менеджмент – это как радиоприёмник, его изобрели. И никто не сказал, что он будет работать вечно. Менеджмент – это прекрасно, его традиционные идеи безупречны, если требуется исполнительность. Но когда нужно участие, намного лучший результат дает саморегуляция.

Я сейчас приведу пару примеров фундаментального толкования саморегуляции. В чем идея? Да, это нечасто встретишь, но налицо первые признаки рождения действительно захватывающих вещей. Идея в том, что во-первых, зарплата должна быть адекватной и справедливой, это без всяких сомнений. Этим вопрос денег снят с повестки дня. А затем работнику предоставляют большую долю самостоятельности. Обратимся к практике.

Приведу еще более радикальный пример той же идеи. Называется «Рабочие Условия Направленные Исключительно на Результат». Сокращенно: ROWE. Система разработана двумя американскими консультантами для примерно десяти компаний по всей Северной Америке. При ROWE, у работников нет графика выхода на работу. Они появляются на работе когда хотят. Нет определенного времени пребывания в офисе, можно вообще не приходить. Нужно только сделать работу. Как делать, когда делать, где делать – это каждый решает сам. Встречи и собрания в этих условиях – исключительно по желанию.

И каков результат? Практически повсеместно: рост продуктивности, рост участия работников в делах фирмы, рост удовлетворённости, падение текучести кадров. Самостоятельность, профессионализм, целенаправленность – на этих столпах надо строить новые условия продуктивной деятельности. Вы, наверно, скажете: «Ммм-да-с. Соблазнительно, но утопично.» Отвечу: «Нннет-с.» И предъявляю доказательства.

Середина 90-х, Microsoft начинает проект электронной энциклопедии Encarta. Были задействованы все нужные стимулы. Все правильные стимулы. Специалистам платили за написание и редактирование статей. Процессом руководили хорошо оплачиваемые менеджеры, соблюдая рамки бюджета и времени. А потом, через пару лет, появилась еще одна энциклопедия. На совсем другой модели, как мы знаем. Делай в своё удовольствие! Никакой оплаты – ни цента, ни евро, ни иены. Создавай! – потому, что тебе это нравится.

Давайте предположим, что каких-то 10 лет назад вы бы обратились к экономистам, в любой стране, и сказали: «У меня вопрос. Вот вам две разные модели создания энциклопедии. Если им придётся столкнуться лбами, чья возьмёт?» Так вот, 10 лет назад ни один серьёзный экономист, ни в одной стране мира, не мог бы предсказать победу модели Википедии.

Это была борьба титанов, борьба двух различных подходов. Это была битва века на арене мотивации, подобно поединку за звание чемпиона мира по боксу среди супер-тяжеловесов. На глазах у всех! Мотивация внутренняя выступает против внешней мотивации. Самостоятельность, профессионализм и целенаправленность против кнута и пряника. И кто победил? Внутренняя мотивация, самостоятельность, профессионализм и целенаправленность выбивают противника нокаутом. Я закругляюсь.

Имеется разрыв между научным знанием и деловой практикой. Что известно науке? Во-первых, типичные для 20-го века вознаграждения, те самые стимулы, которые считаются неотъемлемой частью умения вести бизнес, работают, но только в предельно узком диапазоне условий. Во-вторых, те же вознаграждения типа «если… то …» часто губят творчество. В-третьих, секрет высокой продуктивности не в системе награждения и наказания, а в невидимом внутреннем двигателе. Стремлении создавать вещи ради них самих. Стремлении делать что-то, потому что это важно.

Вот вам самое главное. Вот – самое лучшее. Честно говоря, мы это уже знали. Наука подтверждает то, что мы чуем сердцем. Так что, если нам удастся устранить разрыв между научным знанием и деловой практикой, если нам удастся утвердить наше понимание мотивации, и пронести его в 21-й век, если нам удастся отбросить ленивую по природе и опасную идеологию кнута и пряника, мы сможем усилить наш бизнес, мы сможем решить множество «загадок свечи» и возможно, возможно, возможно, нам удастся изменить мир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *