как раньше рожали в поле
Действительно ли русские женщины «в поле рожали» другие популярные мифы о царской России, в которые верят и сегодня
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Большую роль в этом сыграли большевики, которые, для обеления собственных поступков, старались представить себя освободителями угнетенных масс и безусловным благом, без которого у страны не было бы будущего. Такое передергивание фактов привело к тому, что многие исторические данные воспринимаются современниками совсем не объективно. Не обязательно быть ценителем советской власти, чтобы считать, что до 1917 года подавляющая часть населения жила не просто плохо, а практически выживала, Ленин же и его сподвижники спасли страну от полного уничтожения, а людей от вымирания. Это стало едва ли не главной целью культурной политики большевиков – очернение Царской России, формирование негативного облика.
На первый план вышли мнимые интеллигенты, которые работали на разрушение религиозных и национальных основ русской культуры. Сейчас, после окончания советского периода, есть доступ к объективным данным о дореволюционной России, но, в большинстве своем это остается доступным только для людей науки, тогда как учебники и другая научная литература так и выпускается под большевистским «соусом» о безграмотной и бездуховной царской России, свирепых помещиках, нищих крестьянах.
Несмотря на то, что Царская Россия уж точно меньше всего заслуживает идеализирования – слишком архаичным и неповоротливым было это государство, но переворот, вместо грамотного и постепенного реформирования только все усугубил. Не зря историки сходятся во мнении о том, что большевики боролись не за то, чтобы в стране не было бедных, а за то, чтобы не был богатых.
Миф первый. Кругом была бедность и нищета. Нищета и бедность
Пожалуй, это главная мысль, которую так хотели заложить в головы потомков – голод и страдания простого народа. А чтобы у слишком любопытных не возникало вопросов, дескать, а как же вот эти великолепные дома с лепниной, сады и парки, усилилось разделение на классы, потому что хорошо жили только буржуи (слово то, какое ругательное для человека, выросшего в Союзе), а вот просто народ страдал день и ночь. Безусловно, если чего и не хватало в царской России, так это «социальных лифтов», присутствовало деление на сословия.
Забавно, но европейцы, которые жили в России и имели возможность не только сравнить уровень жизни, но и оставить объективные воспоминания, пишут совсем иное. Так, хорват по происхождению Юрий Крижанич прожил в России полтора десятка лет и отмечал богатство и превосходство России по сравнению не только с ближайшими соседями, но и с Западной и Южной Европой. Особенно он отмечал жизнь крестьян и обычных горожан, ведь даже представители низких сословий носили рубахи, расшитые золотом и жемчугом. Он пишет, что ни в одном другом королевстве люди не живут так хорошо, не едят хлеб, рыбу и мясо. После того как Петр I затеял реформы, крестьяне стали жить хуже, но все еще лучше, чем европейские земледельцы.
Большевики обещали высокий размер оплаты труда и фабрики рабочим, но без дешевой рабочей силы было бы невозможным планомерное развитие и индустриальный прорыв. Потому остается спорным вопрос о том, при какой власти рабочим жилось лучше. Во времена правления Александра III и Николая II была создана инспекция по фабрикам, приняты законы о защите рабочих от фабрикантов. В ту пору в Европе не существовало ограничений по времени на мужской труд, а в России уже был запрещен труд свыше 11,5 часов в день и больше 10 часов в предпраздничные дни или в ночную смену. На фабрикантов была возложена ответственность за несчастные случаи на предприятиях. К тому моменту во всем мире считалось, что Николай II добился идеального рабочего законодательства.
Большевики, обещавшие золотые горы, заметно снизили темпы роста заработных плат рабочих и сократили производительность в 7 раз, что немедля сказалось на заработной плате, так рабочие стали получать до одной трети к доходам 1914 года.
Историки подсчитали, что в 1913 году простой плотник мог купить на свою месячную заработную плату 135 кг говядины, а тот же рабочий в 1985 году уже только 75 кг. Причем, стоит добавить, что приобрести говядину в таком объеме после революции можно было только теоретически, мясо выдавалось по талоном и не более одного килограмма на человека в месяц.
Миф второй. Никаких свобод и прав
Считается, что помещики были едва ли не рабовладельцами, которые всячески обирали и унижали крестьян, а жизнь последних ровным счетом ничего не стоила. На деле у крестьян были права, несмотря даже на тот факт, что они были самым слабо защищенным классом, они могли выступать в суде, переходить из сословия в сословие, имели право жаловаться на своего помещика. Екатерине II и вовсе можно было жаловаться лично, чем крестьяне и пользовались, причем достаточно активно. Между тем, в странах Европы лишение жизни крестьянина не было преступлением вовсе.
В России за неумышленное убийство крепостного грозил тюремный срок до особого распоряжения царя, а за умышленное и вовсе можно было получить смертную казнь или отправиться на каторгу. Екатерина II могла даже отобрать имение и конфисковать имущество, если помещик был жесток и плохо обращался с крестьянами.
Немаловажный факт, который всегда замалчивается – царя никто не свергал, он сам отрекся от престола и уехал. Был установлен республиканский строй, назначена дата выборов, именно слабостью временного правительства, а не царя, и воспользовались большевики. О том, что такое «свобода по-советски» нашим соотечественникам еще только предстояло узнать, загнивая в лагерях за неудачно сказанное слово или не ту книгу.
Миф третий. Землю – крестьянам
О том, что все земли принадлежали помещикам пишется в учебниках, кому и зачем это было нужно говорилось выше, тогда как научные труды свидетельствуют о том, что до реформы 1861 года в Европейской части России было 381 млн. десятин земли, из них только одна треть (121 млн) принадлежала помещикам. Остальное же было в собственности государства, которое предоставляло его для обработки общинам крестьян. После реформы помещики раздали более трех десятков миллион своих земель, остальное же оказались не в силах возделывать и стали массово продавать. Покупалась земля в основном крестьянами. Нищими крестьянами.
К 1916 году у помещиков было лишь 40 млн. десятин земли, причем в большей степени это был лес и другая земля, не пригодная для земледелия. К этому времени 90% пашен и 94% скота принадлежали крестьянам. Раздел помещичьих земель между крестьянами не имел особой экономической роли. В результате насильной коллективизации и использование дешевого труда, было уничтожено земледельческое крестьянство как класс, причем достаточно зажиточный.
Миф четвертый. Имперская Россия была отсталым государством, а СССР стал толчком к развитию
Часто озвучиваются мнения о том, что без СССР и большевиков не удалось бы победить фашизм, однако, сравнивать военные возможности страны в 1914 году и нацистов в 1941 году – как минимум нелогично. Не будь в России такого переворота, она бы имела одну из сильнейших армий в мире.
Что касается научных достижений, то тут действует логика: «раз они были изобретены во времена коммунистов, то значит, благодаря им». Без массового бегства из страны лучших умов, репрессий и уничтожения интеллектуальной элиты, научное развитие в России шло бы быстрее и эффективнее и уж точно без «помощи» коммунистов.
К 1900 году, Российская Империя характеризовалась следующими показателями:
• занимала 4 место в мире по уровню промышленного производства;
• темпы роста экономики среди этих стран у России были самыми высокими;
• строились железные дороги из плана полторы тысячи в год;
• за годы правления Николая II экономика стала работать в 4 раза эффективнее;
• Россия занимала одну четвертую часть мирового производства хлеба;
• 1 место по объему сельскохозяйственной продукции;
• за последние 20 лет население увеличилось на 40%;
• вклады в банках выросли с 300 млн до 2200 млрд.
Миф пятый. Пресловутые роды в поле – как было на самом деле
Про то, что в поле родила, отряхнулась и пошла, как доказательство крепости крестьянок, кричат с каждого угла, но на деле этот факт не просто искажён, а утрирован донельзя. То, что в те времена не было родильных домов, вовсе не означает, что к появлению ребенка относились без должного уважения и трепета. Но обо всем по порядку.
Беременность в ту пору была явлением обыденным, любая женщина фертильного возраста, если она замужем, и не только что родила, с большей долей вероятности была на сносях. Это не воспринималось как ограничение для занятий привычной работой, поэтому никаких поблажек не было, разве что только на большом сроке. Учитывая, что большинство женщин тех лет много и усердно работали, в том числе и на полях, нельзя исключать, что роды могли начаться и во время уборки урожая или других сельхоз работ. Но никто не воспринимал эту ситуацию как обыденную, роженицу доставляли домой, где ее уже ждала повитуха – специально обученная женщина, которая должна была помочь ребенку появиться на свет, организовать процесс родов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«В поле рожали»: как проходили роды с 1900 года до наших дней
За последние 100 лет уровень женской смертности во время родов упал на 99%, а детской — на 90%, согласно данным Центров по предотвращению и контролю за уровнем заболеваемости (Centers for Disease Control and Prevention). Цель была одна — сделать так, чтобы ребенок появился на свет живой и здоровый, а с матерью было все в порядке. Но вы поразитесь, какой огромный путь был проделан в родовспоможении с начала XX века.
1900‑е
Большинство женщин рожало дома — больницы все еще не были широкодоступны, и лишь менее 5% женщин в США отправлялись в госпитали. Принимать роды помогали повитухи, но богатые семьи уже могли позволить себе позвать врача. Хотя анестезия уже существовала, использовалась для обезболивания рожениц она все еще очень редко. В России дела обстояли примерно так же.
В 1897 году, на праздновании столетия Императорского клинического повивального института великой княгини Елены Павловны, его директор, лейб-акушер Дмитрий Оскарович Отт с печалью отмечал:
По данным за 1908–1910 гг., количество умерших в возрасте до 5 лет составляло почти 3 ⁄ 5 общего числа умерших. Особенно высокой была смертность детей в грудном возрасте (Рашин «Население России за 100 лет. 1811–1913 гг.»).
1910‑е
Проблема заключалась в том, что риск смерти матери и дитя в этом случае возрастал. При этом 90% врачей даже не получили формального образования.
В 1913 году на всей территории России насчитывалось всего девять детских консультаций и лишь 6824 койки в родильных домах. В крупных городах охват стационарным родовспоможением составлял всего 0,6% [БМЭ, том 28, 1962]. Большинство женщин продолжало традиционно рожать дома с помощью родственниц и соседок или приглашало к себе повивальную бабку, повитуху, а только в сложных случаях — врача-акушера.
По статистике, в процессе родов (в основном от сепсиса и разрывов матки) ежегодно умирало более 30 000 женщин. Чрезвычайно высокой была также смертность среди детей первого года жизни: на 1000 родившихся умирало в среднем 273 ребенка. Согласно официальным данным начала XX века, лишь 50 процентов жительниц Москвы имели возможность получения профессиональной медицинской помощи при родах в стационаре, а в целом по стране этот процент составлял всего лишь 5,2 % для жительниц городов и 1,2% в сельской местности.
Первая мировая война и последовавшая за ней революция 1917 года замедлили развитие медицины в стране и вызвали деградацию. Разрушалась инфраструктура, а врачей призывали на фронт. В России после событий октября 1917 года тоже произошли изменения. Изменилась в первую очередь сама система оказания помощи беременным и роженицам.
Специальным декретом 1918 года был создан Отдел охраны материнства и младенчества при Народном комиссариате государственного призрения. Этому отделу и отводилась главная роль в решении грандиозной задачи — строительства “нового здания социальной охраны грядущих поколений».
1920‑е
Практически во всех развитых странах в эти годы происходит настоящая революция в акушерском деле. Теперь роженицу уже нередко посещали врачи, которые, правда, считали роды скорее «патологическим процессом».
«Нормальные роды», без вмешательства врачей, теперь стали большой редкостью. Очень часто врачи начали применять метод расширения шейки матки, давать женщине эфир на второй стадии родов, делать эпизиотомию (рассечение промежности), применять наложение щипцов, вытаскивать плаценту и медикаментозно заставлять матку сокращаться.
Женщинам СССР теперь было предложено систематически наблюдаться в женских консультациях, им полагались дородовой патронаж и ранняя диагностика патологии беременности. Власти изо всех сил боролись с «социальными» болезнями, такими как туберкулез, сифилис и алкоголизм.
В 1920 году РСФСР стала первым государством мира, узаконившим аборты. Декрет 1920 года разрешал производить аборт только врачу в больнице, для операции было достаточно простого желания женщины.
В декабре 1920 года Первое совещание по охране материнства и младенчества выносит решение о приоритете развития учреждений открытого типа: ясли, консультации, молочные кухни. С 1924 года женские консультации начинают выдавать разрешение на бесплатный аборт.
Постепенно решается и проблема подготовки квалифицированных кадров. Большой вклад в ее решение внесли созданные в 1922 году в Москве, Харькове, Киеве и Петрограде институты охраны материнства и младенчества.
1930‑е
В США в эти годы пришла Великая Депрессия. Уже около 75% родов происходили в больницах. Наконец, роженицам стали помогать врачи, которые специализировались на родовспоможении. К сожалению, детская смертность возросла с 40% до 50% — преимущественно из-за родовых травм, которые получали дети из-за нежелательного медицинского вмешательства. Метод «сумеречного сна» теперь применялся так часто, что почти ни одна роженица в США не могла вспомнить обстоятельств родов.
В СССР тоже идет откат назад: переломным моментом стал 1936 год, когда было принято постановление «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, о расширении сети родильных домов, детских яслей и детских домов, об усилении наказания за неплатеж алиментов и некоторых изменениях в законодательстве об абортах».
На уровень смертности с конца 1930‑х годов существенно влияет внедрение новых медицинских технологий и препаратов, в частности сульфамидов и антибиотиков, которые позволяют кардинально снизить младенческую смертность даже в годы войны.
Теперь аборт производили только по медицинским показаниям. Соответственно, подпольные аборты, опасные для жизни женщины, стали частью теневой экономики СССР. Часто аборты делали люди, у которых вообще не было никакого медицинского образования, а женщины, получив осложнения, боялись обратиться к врачу, потому что тот был вынужден сообщить о преступнице «куда следует». Если нежелательный ребенок все-таки появлялся, иногда его просто убивали.
1940‑е
В годы, следующие после окончания войн, наблюдается резкое повышение общих коэффициентов брачности и рождаемости. В США коэффициент рождаемости в 1945 году составил 20,4%.
В США появляются первые книги в защиту естественных родов, медленно возрастает популярность минимального вмешательства в процесс деторождения. В те же годы (в 1948 году) свет увидели исследования сексуальности Кинси, которые дали женщинам лучшие представления об их собственной репродуктивной системе.
1950‑е
23 ноября 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене запрещения абортов» производство операции искусственного прерывания беременности было разрешено всем женщинам и даже при отсутствии медицинских противопоказаний.
Указ разрешал проведение абортов в больницах, домашний аборт по‑прежнему оставался уголовно наказуемым. Врачу в этом случае грозило тюремное заключение до одного года, а в случае смерти пациентки — до восьми лет.
Отдельно — о процедуре УЗИ. Советская медицина до определенного периода такими возможностями не располагала, и пол ребенка, как и многие патологии, определяли «на глаз»: ручным осмотром и прослушиванием живота специальной трубкой. Первое отделение ультразвука было создано на базе Акустического института АН СССР под руководством профессора Л. Розенберга в 1954 году, и лишь с конца 80‑х УЗД начала постепенно внедряться в советскую медицину.
1960‑е
В США появился первый мониторинг частоты сердцебиений плода. Послеродовой уход все чаще включал в себя антибиотики, уровень смертности матери и ребенка стал резко падать.
После родов у женщины в США наконец-то появляется возможность приобрести противозачаточную таблетку.
1970‑е
У американок в эти годы было значительно больше способов облегчить родовые муки, чем у женщин СССР. На смену «сумеречному сну» приходят менее вредоносные методы обезболивания, такие как гипноз, роды в воду, особое дыхание и знаменитый метод Ламаза — техника подготовки к родам, разработанная в 1950‑х годах французским акушером Фернаном Ламазом в качестве альтернативы медицинскому вмешательству во время родов.
Основная цель «метода Ламаза» — повышение уверенности матери в ее способности родить, помощь в устранении болезненных и болевых ощущений, облегчение родового процесса и создание психологически комфортного настроя.
М. Р. Одену принадлежит первая публикация в научном журнале на тему водных родов [Lancet, 1983, ii, 1476—1477]. М. Р. Оден охарактеризовал роды в воде как «более естественные» и «близкие к природе» и обосновал свои заключения успешной практикой родов в бассейне клиники Питивьер с начала 70‑х годов.
Впервые начинают использовать эпидуральную анестезию, которая, к сожалению, замедляла схватки почти в половине случаев. И в эти же годы изобретен питоцин — средство для стимуляции родов.
1980‑е
В начале 80‑х в СССР набирают популярность «кружки», пропагандирующие моду на те же естественные роды: в воде или дома. Одним из идейных вдохновителей этого метода был физиолог Игорь Чарковский, который создал клуб «Здоровая семья». Советское правительство с такими тенденциями боролось.
С конца 80‑х процедура УЗД начала постепенно внедряться в советскую медицину, хотя качество снимков оставляло желать лучшего.
В 1989 году разрешили амбулаторное прерывание беременности на ее ранних сроках путем вакуум-аспирации, то есть мини-аборт. Начали производить медикаментозный аборт.
1990‑е
90‑е — время, когда врачи ищут баланс между естественными родами и медицинским родовспоможением. Крепнет идея, что чем лучше чувствует себя мать, тем лучше будет младенцу.
В середине 90‑х около 21% детей появились при помощи кесарева сечения, и число это неуклонно растет. Журналист The Times пишет:
Другой популярный тренд 90‑х — домашние роды. Хотя количество подобной практики в США в те дни насчитывало всего менее 1% от всех родов, это число тоже начало расти.
Появляется амниоцентез – анализ околоплодных вод, в ходе которого делается прокол в зародышевой оболочке и берется образец амниотической жидкости. Она содержит в себе клетки плода, которые подходят для проведения анализов на наличие или отсутствие генетических заболеваний. Появляется практика доул — помощниц при родах, которые оказывают практическую, информационную и психологическую помощь роженице.
2000‑е
Порядка 30% родов проходят с помощью кесарева сечения. Неожиданно поднимается уровень материнской смертности (хотя он, конечно, очень невелик), который объясняется усилением проблемы ожирения и другими медицинскими осложнениями.
В 2009 году в США количество детей, рожденных с помощью кесарева сечения, достигло максимума — 32,9%. Падать эта цифра начала только к 2011 году. Некоторые роддома вновь внедряют практику вертикальных родов, подчеркивая, что они более физиологичны и безопасны для матери и младенца.
2010‑е
Вертикальные роды — больше не экзотика. К примеру, московский родильный дом №4 утверждает, что они «активно внедряют альтернативный метод процесса родов в вертикальном положении роженицы. Сегодня вертикальные роды составляют 60–65% по отношению к общему количеству».
Национальные объединения доул появляются в России и Украине, все чаще женщины рожают с мужем или партнером.
Смотрите также — Честный фоторепортаж о том, как проходят домашние роды
Источник
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Как рожали в старину на Руси
«Маме надо быть сильной. Спартанцы считали, что только сильная мать родит сильного воина. По сегодняшним меркам, если женщина в беге развивает скорость более четырех своих ростов в секунду, если из виса поднимает ноги к турнику 5-10 раз подряд и может подтянуться до подбородка, то это обещает более легкие, быстрые и безболезненные роды.
Будущей маме полезно не только «гулять на свежем воздухе», но и бегать, плавать, заниматься специальной гимнастикой».
Из книги Б. П. и Л. А. Никитиных «Мы, наши дети и внуки» (1978-1988 гг.)
Каждая ли будущая мама сегодня способна на это? Едва ли, если учесть, что сегодня большинство женщин имеют «сидячую» работу и ведут малоподвижный образ жизни.
Мы считаем себя продвинутыми и просвещенными. Многие процессы в нашей жизни практически полностью автоматизированы и поставлены на поток. Мы живем в век технологий. И рождение детей тоже чем-то похоже на конвеерное производство: с момента зачатия (а в отдельных случаях и до него) – вы сразу попадаете в поток. Сначала это регулярное посещение женской консультации, курсы будущих мам, выбор клиники для родов, одежда для беременных, йога для беременных, косметика для беременных, аква-аэробика и гимнастика для беременных, затем беби-йога, восстанавливающие процедуры и т.д. – чем не конвейер?
Вроде бы все логично, ведь беременность – это особенное состояние женщины, но почему тогда мы стали сложнее рожать?
И. Панов «Ожидание». 2005 г.
Сегодня количество «лежачих» беременностей, сложных и искусственных родов, недоношенных детей увеличилось в разы. И это не смотря на то, что медицина вроде бы шагает вперед.
Быть может, в данном вопросе стоит обратиться к опыту прошлых поколений и сделать шаг назад, чтобы понять, в чем же дело?
Как известно, раньше практически каждая семья была многодетной. И это было не трое детей, как сегодня, а 7, 9, 12 и более детей. Кесарево сечение еще не применялось, как и анестезия, и другие «вспомогательные» средства. Женщины «трудились» практически каждый год, рожая по ребенку. И далеко не всегда их труд облегчали. Что уж говорить о декретном отпуске, пособиях, молочной кухне и доступном детском питании. А нужно ли это все было раньше?
Материнство предлагает вспомнить, как рожали наши прабабушки.
Боль вчера и сегодня
«Сплошной опрос крестьянок и женщин, занятых тяжелой физической работой (в Чехословакии) показал, что у 14% женщин роды проходили вообще безболезненно, большинство считало боль «вполне терпимой», и лишь немногие называли ее сильной. Когда европейские доктора поехали к индейцам Северной Америки, то узнали, что там женщины ожидают ребенка с радостью и обычно роды идут легко и без болей. Если учесть, что у животных рождение детенышей тоже, как правило, не причиняет матерям страданий, то вывод напрашивается сам собой: европейским женщинам разговорами о болях просто внушают, что роды болезненны».
Из книги Б. П. и Л. А. Никитиных «Мы, наши дети и внуки» (1978-1988 гг.)
Современные исследования говорят о том, что решающее влияние на ход родовой деятельности и возникновение боли имеет установка роженицы, ее общий настрой. Облегчает процесс и мысль о том, что эта боль несет в себе благие цели. Специалисты по обезболиванию считают, что боль, которую не считают вредной, легче переносится.
Исследованию боли во время родов посвящено много медицинских трудов. Интересны наблюдения за племенами индейцев Северной Америки, где роженица часто просто останавливала своего коня, расстилала прямо на снегу теплую накидку и спокойно рожала ребенка. Затем она заворачивала в тряпку новорожденного, снова садилась на коня и догоняла своих соплеменников, которые даже не всегда замечали, что она только что родила. Этот феномен подтвердился во время Второй Мировой Войны, когда женщины, находящиеся в немецких лагерях принудительного труда, приходили в кабинет врача сразу после работы, достаточно легко рожали и через несколько часов снова отправлялись на работу. Ученые объясняют это так: в рамках тяжелых условий жизни и необходимости выживания в суровых природных условиях женщины не позволяют себе проявлять родовые страхи и комплексы, что и обеспечивает легкий характер течения беременности и большей частью безболезненные роды.
В 1940-х годах роды переносятся в больницу, где роженица становится «больной», нуждающейся не в человеческой теплоте и поддержке, а четкой помощи хирурга и анестезиолога.
Как раньше рожали
В старину рождение ребенка, несмотря на кажущуюся простоту, было окружено массой обычаев, примет и обрядов. Многие из них сегодня обрели научное объяснение и вполне применимы.
Место для родов
Многие помнят рассказы о том, что крестьянки рожали прямо в поле, в хлеву или в бане. Гораздо реже встречаются упоминания о родах дома. Это связано с поверием, что место родов считается нечистым.
Интересно и предположение о причине нечистоты родильного места – дело не только в санитарных условиях, а в том, что женщины при схватках и потугах могли сквернословить.
Наиболее подходящей для родов считалась баня. Перед родами ее деревянные стены и пол начищали добела и пропаривали в определенной последовательности, чтобы роды были легкими.
Родильный стул XVIII века
Поза для родов
Приспособления, кресла для родов придуманы медиками скорее для своего удобства, нежели для комфорта роженицы.
Раньше подобных конструкций не было. Позу для родов советовала повивальная бабка, которая выполняла роль врача и акушерки в одном лице. Говорят, что простые крестьянки чаще рожали стоя, либо на корточках, часто держась руками за лавку или другую опору. Тогда как дамы из высшего общества рожали лежа.
У других народностей также встречаются «активные» позы во время родов: в Голландии в приданное невесты входил специальный стул для родов, древние египтянки рожали на корточках на специальном священном камне, в Японии тоже встречались случаи родов сидя, подложив связку соломы, у некоторых народов практиковались совместные роды – на коленях у мужа.
Как облегчить роды
Чтобы облегчить процесс родов, существовало поверье – открыть все, чтобы ребенок легче пришел в этот мир. С этой целью отворяли двери и окна, ящики, печные заслонки, развязывали каждый узел на одежде роженицы, расплетали волосы.
В Китае рядом с роженицей открывали зонт, а в Индии ей давали ключ.
Сообщать о родах старались только повитухе, не посвящая в это посторонних людей – опасались «сглаза». Повитуха пробиралась в дом огородами, чтобы не привлечь внимания.
Во время родов перед иконами зажигали венчальные свечи.
Иногда, чтобы снять напряжение, роженице давали пожевать собственные волосы. Есть упоминание об этом у М. А. Булгакова в рассказе «Записки юного врача»: «Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут».
Деревенские «бабки» иногда обильно посыпали родовые пути сахаром – чтобы ребенок, почувствовав сладенькое, скорее появился на свет. Там же у Булгакова: «…Приезжаю я к роженице… Ну, понятное дело, исследую, чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное: то рассыпчатое, то кусочки… Оказывается, сахар-рафинад! …Знахарка научила. Роды, говорит, у ей трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!»
Спать после родов маме не давали, так как считали, что если она заснет, малыша могут подменить черти.
К. В. Лемох «Новый член семьи». 1880-е
Новорожденный
Перевязывали пуповину обычно материнским волосом, как бы связывая мать с малышом. Затем переставшую пульсировать пуповину обрезали.
Повитуха совершала над младенцем прообраз популярной сегодня беби-йоги: разглаживала ручки, ножки, животик, «правила» головку.
Если рождался слабый ребенок, то его отправляли для «пропекания» в печь. Дело в том, что материнская утроба считалась своеобразной печью. И если малыш «не допекся», то его на лопате трижды помещали внутрь остывающей печи, считая, что теперь он будет более сильным и крепким.
Затем малыша обмывали. Это делали в специальной воде, приготовленной по особенному: с использованием соли, куриного яйца и серебряной монеты: от болезней, чтобы был белым и чистым, для богатства. При этом приговаривали: «Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, Мыла ради доброго здоровьица, Смывала причище, урочище, призорище (разные виды сглаза). Водушка текуча, Анюшка ростуча, Водушка в землю, Анюшка кверху». После воду выливали на избу снаружи – на угол, где были иконы. Старались плеснуть повыше, так как считали, что от этого зависит рост малыша.
Сегодня за помощью обращаются к остеопатам. А раньше бабка повитуха сама делала послеродовый массаж – вправляла золотник (на языке знахарей так именуют матку), «ставила на место» внутренние органы. Не исключено, что в том числе и эти манипуляции становились причиной материнской смертности, которая, как известно, была высокой. Современные медики категорически запрещают любой массаж живота в течение двух месяцев после родов.
В различных губерниях существовали традиции по закапыванию плаценты под стеной дома или под деревом, в некоторых закопать ее следовало отцу и на этом месте посадить дерево. Закапывать ее следовало особенным образом, соблюдая вековые традиции.
Совместные роды
Говорят, что совместные роды – отнюдь не новомодная новинка. В старину, если отец не был на охоте или в дальнем странствии, он тоже принимал участие в процессе деторождения: развязывал пояс, поил водой жену, при сильных болях касался коленом ее спины. Интересно, но сегодня массировать спину, чтобы снять нагрузку с позвоночника, учат на специальных курсах будущего отца.
Новорожденного ребенка заворачивали в отцовскую рубаху – чтобы «батя любил», а затем в отцовский тулуп – чтобы был богат. При этом рубаху снимали прямо с отца, чтобы она сохраняла родной запах.
Самого отца угощали кашей с солью и перцем и приговаривали: «Солоно и горько рожать».
В это же время, отец присутствовал на родах не у всех древних народов. Этого не было, например, в Китае и Древнем Риме. Там все домочадцы на время родов покидали дом.
Крещение
Раньше на Руси ребенка обычно крестили на девятый день от рождения (нередко и раньше). В этот день он обретал свое имя. Если крестить в этот срок не могли, то ребенка старались ни на минуту не оставлять без присмотра. До момента крещения всех детей звали Богданами. Отсюда и народная поговорка: «Рожден, а не крещен, так Богдашка».
Считалось, что после крещения малыш становится крепче здоровьем. Стоит упомянуть и то, что малыша в купели окунали в прохладную воду, тем самым запуская защитные реакции организма.
Существовали свои «приметы», связанные и с таинством крещения. Например, считалось, что если комочек воска с отрезанной прядью волос поплывет – значит ребенок будет здоровым, закружится – к счастью, а если утонет – это дурной знак. Об этом упоминает Л. Н. Толстой в романе «Война и мир»: «…Нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели».
Хорошим знаком был крик ребенка при опускании в купель.
Чепчик после крещения не снимали целых 12 дней. Крестильную одежду далее не использовали, а оставляли для крещения других детей, чтобы они были дружны между собой.
А. Венецианов «На жатве. Лето»
Конечно, по современным представлениям, на Руси не было отпуска по беременности и родам. Но представление о том, что женщины сразу после родов отправлялись работать в поле, соответствуют скорее последнему столетию, в то время как до 20-го века это было далеко не так.
В начале 12-го века внучка Владимира Мономаха, Евпраксия, написала трактат о женской гигиене, в котором говорится, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте – мыться в бане каждые три дня. Кормящей матери следует всячески помогать – освобождать от тяжелой работы и давать дополнительное питание.
«Несоблюдение этого основного гигиенического правила может повлечь за собой, по меньшей мере, неправильность в положении матки, причиняющее страдания на всю последующую жизнь, не говоря уже о других болезнях». Это цитата из дореволюционной книги В. Жука «Мать и дитя».
Г. Плосс описал в своем трехтомнике под названием «Женщина» подходы к послеродовому периоду у разных народов, где отметил, что при отсутствии отдыха у родильниц «. вследствие слишком раннего оставления постели развиваются опущения и изменения положения матки, выпадения влагалища и т.п., которые впоследствии служат постоянным источником болезней и преждевременной хилости».
Отрывок из книги В. Бердинского «Крестьянская цивилизация в России»: «…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа».
Цитата из брошюры «Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири»: «Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели. После трех дней, смотря по состоянию ее здоровья, бабушка или оставляет ее в постели, или советует „похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались“. Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… Шесть недель родившая считается полумертвой… Вот как эти ребята достаются! (. ) По настоящему-то, по правилу-то, как прежние старухи говаривали, и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть кем замениться».
Послеродовый «отпуск» важен для дальнейшего здоровья женщины, он увеличивает шансы на благополучную следующую беременность и роды.
Женщины, находящиеся в суровых жизненных условиях, например во время войн, недавно овдовевшие, были вынуждены практически сразу после родов отправляться «в поле», так как кто-то должен был кормить семью. Мало кто знает о последствиях таких «ранних выходов». Эти женщины затем носили особую перевязь, которая проходила между промежностью и завязывалась на плече. Это приспособление придерживало выпадающие внутренние органы.
В 80-х годах прошлого столетия в Чехословакии была поставлена цель доказать пользу от раннего вставания после родов. Исследуемых женщин разделили на 2 группы: первая поднималась с постели через 2-4 часа после родов, а вторая через 2-3 суток. За мамами ухаживал персонал. На 7-9 сутки медики с удивлением констатировали факт, что во второй группе – с более долгим лежанием, женщины имели меньше послеродовых осложнений, лучше чувствовали себя физически и эмоционально.
Но кто же ухаживал за молодой мамой после родов? Не стоит забывать про повитуху, которая помогала и после родов: существовал целый ряд традиций, по которым женщину «очищали и расслабляли», настраивали на новую в ее жизни роль – мамы. Помогали и соседки, которые приходили помочь по хозяйству и приносили с собой готовую еду.
Как пишет Татьяна Гшвенд, перинатальный педагог, все старались преследовать единую цель – помочь молодой женщине, поддержать ее, дать ей ресурсы для скорейшего эмоционального и физического восстановления.
В былые столетия уровень оказания медицинской помощи был значительно ниже, чем сейчас. Сказывался и недостаток гигиены, и частые эпидемии и другие бедствия, зачастую приводившие к повышению материнской и детской смертности.
Но при этом надо признать, что в целом уровень здоровья, физической силы и крепости матерей был довольно высоким. Постоянная физическая активность, свежий воздух и натуральные продукты способствовали повышению защитных сил организма. Увы, многие из нас сегодня лишены всего этого, что сказывается в том числе на протекании беременности и родов.
Давайте же постараемся взять лучшее из опыта предков, не отвергая в то же время достижений современной медицины, которых прабабушкам подчас так не хватало!