как подсветить картину на стене
Как и зачем освещать предметы искусства в интерьере
Артем Масорин светодизайнер, основатель независимого бюро светодизайна «Луч», преподаватель школы МАРШ
Нужно ли освещать предметы искусства
Все зависит от того, какую роль в интерьере выполняет картина. Это это просто предмет декора, который дополняет пространство, освещать его не нужно – мы же не освещаем обои из-за того, что они красивые. Если, напротив, само пространство строится вокруг конкретного предмета искусства, дорогой коллекционной вещи, ее можно осветить, подчеркнуть.
Впрочем, иногда подсветка картины, даже не очень ценной, может выступать интересным дизайнерским приемом. Например, если развесить картины вдоль стены в коридоре и подсветить их, такой свет может выступать в том числе основным для всего пространства. Важно не превратить квартиру в музей, но здесь достаточно руководствоваться здравым смыслом: три-четыре картины, которые обозреваются с одной точки, подсвеченные действительно будут смотреться странно.
Как освещать живопись в интерьере
Самое важное – правильное отображение цветов и фактуры полотна. Порой художник кладет краску крупными размашистыми мазками. Эти мазки создают под собой неявные тени, и картина хорошо смотрится под рассеянным светом. Но если осветить ее направленным от прожектора светом, появятся дополнительные жесткие тени, не предусмотренные живописцем. В этом случае важно правильно подобрать угол освещения и смотреть, чтобы свет не был слишком контрастным.
При этом, чем дольше картина находится на свету, тем быстрее она выцветает, портится. Это относится не только к естественному свету, но и к искусственному. Плохо влияют на изображение галогенные и люминесцентные лампы без использования специальных фильтров, которые отсекают нежелательные части излучения, но довольно хорошо проявляют себя в этом плане светодиоды. Под ними картина сохранит насыщенность цветов дольше.
Если картина под стеклом, нужно предусмотреть такое освещение, которое не будет создавать блики. В этом случае в проект освещения следует заложить так называемый «музейный угол», он соответствует 30-тиградусному наклону источника света к вертикали полотна и позволяет увести блик от лампы со стекла.
Как освещать скульптуру
Как исходный материал у вас есть некий объем, который подать в выигрышном свете и сохранить задумку автора. Здесь нужно тщательно продумать с какой стороны будет падать свет и где будет создаваться тень, чтобы подчеркнуть форму объекта.
Освещение скульптуры по духу схоже с освещением архитектуры.
По музейным правилам скульптуру следует освещать как минимум с двух, а в идеале с трех сторон, причем источники света должны быть различными по яркости, чтобы не сделать скульптуру плоской и сохранить игру света и тени. Главное, чтобы форма объекта не трансформировалась за счет неправильного распределения света и тени. Здесь достаточно опираться на здравый смысл. Так, если мы будет подсвечивать скульптуру в виде куба тремя прожекторами с узкими лучами, это создаст на плоской поверхности предмета иллюзию волны. Но если осветить куб прожектором с широким лучом света, он зальет всю плоскость, и грани останутся недеформированными.
Если у вас нет цели создать драматический эффект, избегайте слишком контрастного освещения. В этом смысле хорошо, когда помимо подсветки в пространстве есть еще и основной источник света. Он выступает как необходимое базовое освещение, и дополнительный свет только выигрышно подчеркнет скульптуру. Не забывайте и о контрасте с внешним фоном. Темная фигура с темным фоном будет сливаться, а на светлом будет выделяться и без подсветки.
Как выбрать светильник для подсветки предметов искусства
Первый критерий – цветопередача. Ее оценивают по шкале от 0 до 100 в зависимости от того, насколько искусственный свет близок к эталонному естественному. Цвет предметов, освещенных источником света с плохой цветопередачей, будет искажен. Такое часто встречается в примерочных: в магазине вы примеряете красный свитер, а на улице он выглядит не красным, а розовым.
Второе – угол раскрытия светового потока. Отталкивайтесь от формата и размера предмета. Если картина прямоугольная, освещайте ее эллиптическим лучом, если маленькая – узким, если большая – широким. Это поможет создать нужный визуальный эффект.
Чтобы выделить картину, нужно подсветить ее в пять раз ярче фона. Это примерный показатель, который человеческий глаз воспринимает как визуальный акцент.
Третье – избегать светильников с «паразитной засветкой». Это ореол вокруг основного потока света, который получается за счет неидеальной оптической системы светильника. Наличие «паразитной засветки» не даст получить нужный визуальный контраст потому, что помимо направленного пучка света, вокруг картины «размажется» ореол света. К сожалению, этим грешат 75-80% осветительных приборов на рынке.
Что касается типологии светильников, они могут быть разными: встроенными в потолок или стену, подвешенными непосредственно над картиной или направленными на нее с противоположной стены. Интересный эффект дают светильники-фреймеры. Они «вырезают» из луча света прямоугольник нужной формы, под формат картины, что создает некий эффект загадочности.
Компании, к ассортименту которых стоит присмотреться
Среди компаний, хорошо зарекомендовавших себя в области освещения предметов искусства, первым идет немецкий производитель Erco. Компания начинала производством осветительных приборов для музеев и галерей, но сейчас ее ассортимент включает широкую линейку светильников, которые можно использовать в том числе дома. Можно присмотреться и к продуктам австрийской компании Zumtobel.
Даже если вы не подсвечиваете предметы искусства специально, убедитесь, что источники света в интерьере, где есть картины, имеют хорошую цветопередачу.
Американцы Xicato производят не светильники, а светодиодные модули, которые отличаются одной из лучших цветопередач на рынке. Еще один интересный производитель осветительных приборов – стартап нобелевского лауреата по физике Сюдзи Накамура (он изобрел синий светодиод) Soraa. Эти лампы отличаются высокой цветопередачей и уникальным отображением оттенков белого цвета: в отличии от многих других производителей под их светом слоновая кость и белоснежная зарядка от айфона будут иметь разные оттенки белого. Производитель делает лампочки под стандартный цоколь, как у большинства светильников, – за невысокие деньги можно получить источник света с очень хорошими показателями качества света.
Подсветка
Освещение полотен имеет большое значение. Но если в музее их можно расположить в вдоль одной стены и установить над каждым светильники, то в квартире лучше использовать хорошее натуральное освещение. Дополнительная подсветка может пригодиться при появлении бликов или желании с акцентировать внимание на стене. Для этих целей лучше использовать светодиодные светильники, которые не греются и создают направленный потолок света.
Важно! Максимально допустимое освещение живописи 150 люкс. Можно использовать лампу накаливания 100Вт или люминесцентную лампу 20Вт. Их следует располагать минимум на расстоянии 1 м от полотна.
Выбираем осветительные элементы
Огромную роль в подсветке играет выбор осветительных элементов. Сейчас чаще всего используются такие варианты:
Если вы хотите использовать в своём интерьере именно бра, помните, в них можно вставить какие угодно осветительные элементы.
Высота
Не следует вешать картины слишком высоко, иначе ими не возможно будет любоваться. Следующий универсальный прием поможет правильно определить расположение полотна. Проведите воображаемую линию, отступите вверх от нижнего края горизонтальной картины 3 см, и повесьте полотно так, чтобы прямая была на уровне глаз. Для вертикальных полотен действует тот же принцип. Но если в квартире низкие потолки, то расстояние нужно брать в 6 см от края.
Важно! Нужно также учитывать расстояние между стенами. Здесь существует отдельное правило. Размер большей стороны холста нужно умножить на 3 – это минимальное рекомендуемое расстояние для рассмотрения полотна.
Развешиваем картины для организации правильного освещения
Огромную роль при выборе места для картины и организации правильной подсветки играет общая геометрия помещения. Вы должны понимать, что полотно мастера может отвлечь гостей от определённых дефектов комнаты, сделав их менее заметными. Естественно, больше всего вам в этом поможет подсветка.
Начнём с самого простого, а именно пространственной ориентации картины. Она может быть вертикальной и горизонтальной. Первый вариант является наименее предпочтительным для помещений с низкими потолками. Подсветка в таком случае только усугубит данный недостаток, сделав комнату менее просторной.
Совет! Если вы хотите сделать длинную и узкую комнату больше визуально, повесьте в конце большую картину и установите подсветку.
Есть одно важное правило при расположении картин, которого желательно придерживаться. Необходимо, чтобы нижняя линия каждого полотна в общей композиции создавала некое подобие горизонта. Дело в том, что человеческий глаз очень чувствителен к горизонтальным линиям. Поэтому даже небольшой диссонанс может создать ощутимый дискомфорт.
Многие дизайнеры стараются уйти от общепринятых концепций. Поэтому картины расставляются на полках и даже на камине. Подобному варианту расстановки требуется особая подсветка. Лучше всего в данном случае подойдут бра. Они смогут органично вписаться в интерьер и не будут выбиваться из общей концепции.
Важно! Подобный вариант расстановки не подходит для комнаты с классическим дизайном.
При развешивании картин и организации подсветки особое значение имеет назначение комнаты. Допустим, яркие полотна не стоит размещать в спальне. Они несут сильный эмоциональный посыл, поэтому у вас могут возникнуть проблемы со сном. Конечно, подобную проблему легко решают шторки, но смысл подобных изысков под большим вопросом.
Не стоит вешать в спальне и картины с историческими событиями. Поверьте, даже при самой качественной подсветке «Битва под Ватерлоо» над кроватью будет смотреться по меньшей мере странно. Совсем другое дело рабочий кабинет. Здесь такая тематика более чем подходящая.
Если вы испытываете неуверенность относительно той или иной картины, возьмите пюпитр и посмотрите, как картина будет смотреться конкретно в данном месте. Не стоит спешить с установкой подсветки.
Высота
Пожалуй, это один из наиболее важных параметров при развешивании картин и подборе освещения. В первую очередь каждое полотно должно быть хорошо видно. Просто проведите воображаемую линию. Она должна проходить через центр полотна.
Важно! В музеях картины вешаются на высоте 152 сантиметра от пола до середины полотна.
При размещении полотен и организации подсветки нужно учитывать расстояние между рамами. Есть ещё одни важный момент. На кухне картины можно разместить немного ниже. Это делается для того, чтобы на них было удобно смотреть, сидя за обеденным столом. То же касается и столовой комнаты.
В некоторых дизайнерских концепциях полотна ставятся прямо на пол. Естественно, что в таком варианте необходима совершенно особая подсветка. Неплохим вариантом будут торшеры по бокам.
Внимание! Не стоит вешать картины ниже 60 сантиметров.
Мебель
Немало внимания нужно уделить соотношению художественных полотен и мебели. Как говорилось выше, даже шкафы могут иметь собственное освещение. Поэтому делая подсветку для любимых вами предметов искусства данный нюанс нужно учитывать.
Важно! При размещении полотен особое внимание уделяется нишам и разнообразным выступам.
Не стоит что-либо вешать рядом со шкафами под потолок. Дело в том, что данный элемент интерьера заберёт всё пространство и внимание гостей. Как результат картина будет незаметной.
Очень красиво смотрятся художественные полотна над портальными каминами. Мало того, огонь, горящий снизу, даёт по-настоящему необычную подсветку. Тем не менее это не значит, что вам нужно забыть про простые лампы или бра. Последние подойдут сюда лучше всего.
Совет! Лучше всего размещать картины над большими, но низкими элементами мебели. Идеальными вариантами считаются диван и комод.
Композиция
Чтобы организовать настоящую галерею с правильной подсветкой лучше всего сгруппировать все картины на одной стене. Есть один старый, но проверенный метод, позволяющий сделать подобную концепцию по-настоящему гармоничной. Нужно провести воображаемую линию от стены к стене, и расположить на ней с равными пробелами полотна. При необходимости можно воспользоваться пюпитрами.
При создании композиции и подборе освещения вы должны учитывать, что все картины разные. Они имеют не только отличающуюся друг от друга тематику, но и разные габариты.
Неудивительно, что многие дизайнеры ищут некоторые общие признаки во всех полотнах, результатом их работы стала классификация по технике исполнения:
Ещё один весьма эффективный метод группирования — по цвету. Он будет весьма эффективным, если, допустим, у вас есть целая подборка черно-белых фотографий. Кстати, в таком случае и подсветку будет подобрать куда легче.
Группировать картины можно по технике (например, акварели или гравюры), цветовой гамме (например, черно-белые фотографии), тематике (принты с животными или натюрморты).
Варианты группировки напрямую зависят от формата каждой картины. Допустим, если полотна одного размера, то лучше всего использовать симметричную сетку. Все предметы при такой композиции развешиваются в одну линию с небольшими промежутками.
Совет! Если у вас есть одна большая картина и много маленьких — можно поместить большое полотно в центре, а все остальные предметы искусства развесить вокруг.
В процессе создания домашнего интерьера и подсветки многие дизайнеры сталкиваются с такой проблемой, как две картины разного размера. В таком случае крупное полотно вешается немного повыше, а меньшее ниже.
Важно! После того как вы придумали композицию по расстановке полотен, необходимо начертить схему разводки электрики.
Группировка
Если на кухне большая стена, а картины маленького размера, лучше располагать их группами, вокруг одного полотна, которое нравится больше всего. Группа должна включать полотна близкие по стилю или цветовой гамме. Например, серию батики, объединенную одной тематикой.
Важно! В группе из трех картин среднее полотно является главным.
Полотна одинакового размера чаще всего вешают в один ряд на равном расстоянии друг от друга. Но интереснее они смотрятся, когда весят на разных уровнях.
Часто люди воспринимают полотна, как элемент классической живописи, требующий большого объема пространства на стене. Их нельзя закрывать мебелью и другими предметами декора.
Какую еще технику развешивания картин можно применить на кухне или в любом другом помещении? Сплошная шпалерная группировка, когда полотна закрывают всю стену.
Схемы расположения картин над диваном
Существуют готовые схемы, учитывающие сочетание размера и форму рам с общими пропорциями мебели и комнаты. Можно использовать и готовые варианты, однако творческим людям лучше выбрать собственный метод расположения изображений над диваном.
Можно ограничиться одним холстом, соответствующим масштабам дивана или попробовать комбинировать крупный постер со средними и мелкими, чтобы адекватно заполнить пространство.
Важно, чтобы группу картин объединял общий элемент: цветовая гамма, жанр, тема, размер деталей. Так композиция будет выглядеть гармоничнее.
Для создания единой композиции рекомендуется использовать три изображения. Если рамы небольшие и одинаковые, то можно попробовать создать ритмичную композицию из двух или трех рядов, по три рисунка в каждом.
Симметрия — приятное человеческому глазу состояние, но монотонность — нет. Можно сдвигать холст влево или вправо, если с противоположной стороны дивана тоже есть на что посмотреть — например, на крупную вазу или необычную лампу.
Рекомендуется заполнить как минимум две трети ширины дивана картинами над ним. Если будет выход за пределы, то мебель будет казаться незначительной. А если пространство не будет занято достаточно, то полотна не будут смотреться так изящно и привлекательно.
Интерьерные решения могут быть самыми разными, главное — чтобы полотно органично вписывалось в общую модель комнаты.
Как вешать картину
Статья по теме: Разнообразный домашний декор своими руками (+41 фото)
Способы крепления картины
Выбор крепления в основном зависит от веса полотна или фото (бумага, холст, пенокартон, багет) и цены.
Ниже будут рассмотрены основные способы крепления полотна:
Из достоинств подвесной системы отмечают то, что изображения можно свободно перемещать вдоль стены, регулировать высоту подвеса, при этом создавая любой композиционный эффект на свой вкус. Выдерживают большие нагрузки и при этом выглядит солидно.
Советы по монтажу
Сюжет VS Цвет
Что первично: палитра или содержание? Если в интерьере имеется ярка выраженная стилиста, то следует подбирать полотно по содержанию. В таких случаях не допустимо тематико-стилистическое несоответствие.
Совет! Картины с абстракциями, портретами и растениями универсальны. Их можно использовать в любом помещении и даже на кухне.
Рекомендации
Определившись с местом расположения полотна, необходимо приступать к монтажу картины.
Правила и рекомендации по установке полотна:
В офисах или кабинетах для мотивации уместно разместить сегментированные фотографии успешных людей и известных политических деятелей. Для создания правильного настроя рабочего процесса можно установить фрагменты изображения часов и денежных банкнот, символизирующие связь времени и денег в бизнесе.
Подбор полотна по цвету
Прежде чем правильно развесить холсты на стене, нужно убедиться, что они впишутся в интерьер. Идеальный вариант, если полотна полностью рифмуются с интерьером. Их изображения по цветовой гамме повторяют цвета в обстановке. Чаще всего полотно сливается с обстановкой и остается не замеченным. Но при этом выполняет главную функцию – украшает пустую стену. Такое полотно может служить связующим элементом. Например, на кухне с зелеными стенами и фиолетовой мебелью изображение ветки сирени свяжет основные цвета.
Статья по теме: Выбор и установка балконных ящиков для цветов (+самодельные горшки)
Подбор картины в зависимости от стиля помещения
При попытке оформления комнаты многие люди сталкиваются с проблемой, когда постер или полотно не совсем подходит по стилю и не вписывается в общую цветовую гамму. Для оформления комнаты в классическом стиле надежными помощниками станут модные журналы. Кроме этого, можно посетить музей или галерею. Благодаря этому можно будет более точно определиться с техникой оформления.
С картинами для гостиной в современном стиле определиться будет гораздо труднее, так как направлений существует великое множество. Все они переплетаются между собой и имеют общие элементы. Судя по неординарным стилям, которые включают в себя элементы нескольких направлений, выбирать картины можно, просто исходя из личных вкусовых предпочтений.
Чего стоит избегать
Сегодня картины в интерьере — это инструмент для оформления обстановки. От размера и места расположения картины на стене зависит восприятие всего помещения. Само их наличие может изменить привычный уклад жизни. По фэн-шую, чтобы полотно принесло счастье, нужно влюбиться в изображение.
Поэтому в оформлении интерьера стоит избегать:
Совет! Желательно подбирать решения в голубой и синей цветовой гамме.
Правильное размещение картины на стене (2 видео)
Способы размещения картин (40 фото)
Фото картин на стен
Читайте: Салатовые стены: сочетания, оттенки, ошибки и оригинальные варианты применения цвета для стен (95 фото)
Вам понравилась статья? Поделитесь пожалуйста с друзьями