как отучить ребенка писать на пол
3 основные психологические причины энуреза у детей (недержания)
Как атмосфера в семье приводит к тому, что ребенок не успевает добежать до туалета, — рассказывает детский психолог Виктория Мелихова.
Стоило пойти в детский сад, как ребенок снова начал мочить постель по ночам. Или перестал проситься в туалет, стал терпеть до последнего, после чего не может сдержаться.
Часто с этой проблемой сталкиваются дошкольники и младшие школьники, тихие и спокойные отличники. Почему именно они — станет понятно дальше.
Уговоры, расспросы, наказания в этой ситуации не работают. В чем же причина энуреза у детей, и как помочь ребенку и его родителям?
Органические причины недержания мочи у детей должны быть исключены у педиатра или невролога
Энурез может иметь органическую природу, то есть может быть связан с болезнью внутренних органов.
Каждого ребенка с энурезом рекомендуется показать педиатру или неврологу. Почки должны быть здоровы, в мочевом пузыре не должно быть воспаления. Если ребенок физически здоров, тогда можно переходить к работе с психологическими причинами.
Каждого ребенка с энурезом рекомендуется показать педиатру или неврологу.
Психологические причины возникновения энуреза
Энурез, связанный с психологическими причинами, относится к психосоматике. Через недержание тело пытается справиться с психологической травмой, напряжением и болью, от которых невозможно избавиться другим путем.
«Недержание мочи». Ребенок не может удержать что-то в своем теле, не может что-то контролировать. Чаще всего недержание проявляется ночью, когда ребенок спит, сознание отключается, наконец-то получается хоть немного расслабиться. И расслабляется малыш до такой степени, что перестает контролировать свое тело.
Если ребенок не может удерживать мочу, у него не хватает на это сил. Значит, эти силы уходят на что-то другое. Что-то более тяжелое и значимое.
Если ребенок не может удерживать мочу, у него не хватает на это сил. Значит, эти силы уходят на что-то другое.
1 Ребенок сдерживает слишком сильную эмоцию
Ребенок может сдерживать слишком сильную эмоцию — гнев, грусть, печаль, обиду. Это сложные эмоции даже для взрослых.
В семьях часто не принято говорить вслух о своих чувствах. Все они остаются внутри, лежат на душе нелегким грузом. В атмосфере дома словно витает напряжение. Однако никто так и не решается сказать о нем ни слова. Родители такого ребенка часто выглядят очень спокойными, интеллигентными. Только им известно, что у них на душе, и как они с этим справляются.
Ребенок живет с мамой, бабушкой и младшей сестрой. Об отце в семье не вспоминают, как будто его и не было. Ребенок помнит отца и скучает по нему. Однако говорить о нем в этом доме нельзя. Ребенок злится на маму, ведь это она не пускает к нему отца (по мнению ребенка), но открыто выражать злость тоже нельзя. В доме одни женщины. Если ребенок будет злиться, то и его могут выгнать и даже не говорить о нем, как это сейчас происходит с отцом. Тут сразу три сильные эмоции, которые приходится сдерживать малышу: грусть об отце, злость на мать, страх быть изгнанным. А ребенку всего-то пять лет. Справиться самостоятельно с такими сильными эмоциями психика ребенка не в силах. Вся его энергия уходит на то, чтобы случайно не проговориться, не продемонстрировать что-то, что может выдать его тайну. Чтобы быть образцовым сыном, братом и внуком.
Почему важно не «пропить лекарство», а справиться с психологической причиной? Симптом уйдет, а причина детского энуреза останется. Ребенок может начать выливать все накопившиеся эмоции, которые неприемлемы в его семье. А выдержат ли родители? Что будет с мамой, которая сама не справляется с обидой, злостью на отца ребенка и грустью по нему, но из последних сил сдерживается? Что будет с бабушкой, которая не переносит любое выражение злости со стороны людей, в то время как сама удерживает немало этих сложных эмоций? Где гарантия, что семья и ребенок останутся психически здоровы?
Вся его энергия уходит на то, чтобы случайно не проговориться, не продемонстрировать что-то, что может выдать его тайну. Чтобы быть образцовым сыном, братом и внуком.
Что делать. Хорошо начать с психотерапии для мамы, ведь ей приходится справляться с возом непрожитых эмоций. Важно найти приемлемый способ выражения чувств для ребенка. Обсудить, что отец очень важен для ребенка и ребенок грустит по нему. Можно вместе с семьей решить, в какой форме разрешить выражать грусть по отцу: с помощью разговоров, просмотров фотографий или встреч по выходным. Важно, чтобы эмоция нашла свой выход.
Конечно, семье будет непросто принять новые правила. Поэтому здесь большая поддержка понадобится не только ребенку, но и его близким. Если работать только с ребенком, пока дома все остается прежним, то либо вернется энурез, либо ребенок будет регулярно устраивать эмоциональные бури для всей семьи.
2 Протестует против чрезмерного контроля
Следующая причина энуреза у ребенка, с которой ребенок может пытаться справиться, — это чрезмерный контроль со стороны родителей. В литературе встречается название данного симптома как «симптома строгой мамы».
Ребенку семь лет. Пошел в первый класс. Старается учиться хорошо, ведь за каждое замечание учителя ему приходится выслушивать долгие лекции от мамы. В комнате у ребенка должен быть идеальный порядок. Мама имеет доступ к комнате и к портфелю ребенка двадцать четыре часа в сутки. Все игрушки, одежда, продукты тщательно выбираются мамой. У ребенка есть список детей, с которыми ему можно общаться, другие почему-то ему не подходят. Так решила мама. Ребенок уже ходит в школу, однако не имеет ни миллиметра личной территории, не может принять ни одного самостоятельного решения.
Недержание может быть единственным способом контролировать хоть что-то. «Ну уж со своим телом я разберусь сам», — бессознательно решает ребенок. И тело его начинает ходить в туалет тогда, когда решит оно само. Назло маме, в знак протеста, с целью отстоять единственное свое решение, да и просто «пометить территорию», которой у него никогда не было.
Что делать. Важно разобраться, почему в семье не позволено иметь личное пространство и право выбора. За чрезмерным контролем может скрываться высокая тревожность мамы, с которой нужно работать. Начиная с раннего возраста мама может давать ребенку определенную свободу, постепенно увеличивать его права и самостоятельность. Например, позволить выбрать цвет одежды или место для прогулки. У ребенка должно быть личное пространство — комната, шкаф или просто угол, где все будет только его и так, как решил он. Куда не будет вмешиваться никто.
Назло маме, в знак протеста, с целью отстоять единственное свое решение, да и просто «пометить территорию», которой у него никогда не было.
Если мама устанавливает запреты и ограничения, важно, чтобы они были понятны для ребенка: «Я не хочу, чтобы ты общался с Петей, потому что он часто дерется, и я боюсь, что он может сделать больно и тебе. Я люблю тебя и не хочу, чтобы тебе было больно и плохо».
3 Страдает без тесного контакта с мамой
Также причиной недержания мочи у детей может являться желание ребенка удерживать маму возле себя. Когда он был маленький, стоило ему сходить на горшок, сколько внимания сразу обрушивалось на него! Похвала, восхищение. Мама несколько раз в день обязательно была рядом, обнимала, целовала и ласкала — когда меняла мокрые пеленки.
Малыш вырос, мама перестала быть такой близкой. Теперь у нее есть свои дела, возможно, появилась сестричка или братик. Мама не принадлежит ребенку на все сто. А потребность осталась. Вот ребенок и вспоминает младенческие способы вернуть маму, регрессирует. Тогда это работало, сработает и сейчас.
И действительно, стоит ребенку обмочить кроватку, как приходит мама, меняет белье, берет на руки. Начинает водить его по специалистам. Уделяет ему внимание. И вот он снова номер один для мамы. Часто мамы берут ребенка себе в постель во избежание подобных случаев. Цель достигнута, ребенок снова неразлучен с мамой. Симптом уходит. Но стоит только отложить его в свою кроватку, как все возвращается с новой силой.
Начинает водить его по специалистам. Уделяет ему внимание. И вот он снова номер один для мамы.
Что делать. Важно проследить, почему у ребенка такая сильная потребность в матери, где в его анамнезе что-то пошло не так, и он не получил столько любви и заботы, сколько ему было нужно. А может мама сама не может отпустить ребенка? Также в ходе беседы с родителями можно подумать, каким образом ребенок будет получать внимание без помощи данного симптома.
Как видим, в детском энурезе очень много психологического, связанного с отношениями ребенка с близкими. Поэтому очень важно, чтобы специалист поддерживал и ребенка, и его родителей.
Как приучить ребенка к горшку – и что при этом говорить
Приучение к горшку – почему не получается?
Това Кляйн доктор психологии, Колумбийский университет (США)
Чтобы начать приучать ребенка к горшку, родителям обычно советуют выбрать время, не занятое другими делами. Длинные новогодние каникулы — как раз подходящий период: никто никуда не спешит, и можно уделить обучению ребенка туалетным навыкам столько времени, сколько нужно. При этом важно не только, что вы делаете и чувствуете (спокойствие, только спокойствие), но и что говорите. Вот хорошая инструкция для приучения ребенка к горшку.
Должна признаться, приучение ребенка к горшку — не самая моя любимая тема. Ну подумайте: кто (кроме пятилетних, которые ведут разговоры, связанные с горшком, в стиле «обкакался, обкакался, ты обкакался», и подростков, которым нравится выяснять, кто испортил воздух) захочет обсуждать происходящее в туалете? Нет, правда. Ваш ребенок освоит туалет точно так же, как научится расставаться, спокойно спать по ночам и перестанет сосать соску. Все дети отвыкают от подгузников, если мы им в этом помогаем, не давим на них, не волнуемся зря и не ожидаем слишком многого.
Поверьте, ваш ребенок знает о вашем желании, чтобы он научился пользоваться туалетом. Это понимает каждый малыш. «Мной будут довольны, когда я буду ходить в туалет». В конце концов, ребенок захочет порадовать вас и сделает все самостоятельно. Однажды. Необязательно в тот момент, когда вы этого захотите, и определенно не под нажимом.
Отказаться от подгузников детям мешает стыд. Почему? Потому что пользоваться туалетом — дело глубоко личное и интимное. И многие дошкольники при этом беспокоятся: «Если какашки выходят наружу, вдруг из меня вывалится что-нибудь еще?». Серьезно! Я знаю, что это звучит странно, но вспомните о том, что мозг ребенка работает иначе, чем наш. «А мама очень на меня рассердится, если я не смогу это сделать? Вдруг я опозорюсь, и папа подумает, что я плохой?» Вот так дети реагируют, если заставлять их что-либо делать, прежде чем они будут сами к этому готовы.
Отказаться от памперсов — значит сделать шаг к самостоятельности. Это сложная задача, и ребенок балансирует между гордостью за себя («Я теперь ношу белье, как мама, папа и старший брат!») и страхом потерять контроль над собой. Дошкольники очень озабочены тем, как контролировать себя. А это именно тот случай, когда такой контроль очень нужен.
Родители тратят столько драгоценного времени и сил, беспокоясь о проблеме с туалетом, тогда как рано или поздно любой ребенок научится им пользоваться. Если приучать ребенка постепенно и больше подбадривать его, у него все получится. Так что постарайтесь не слишком напрягаться из-за этого, даже если вам кажется, что ваш ребенок уже достаточно большой, чтобы отказаться от подгузников, или он единственный, кто их носит (а я уверяю вас, что не он один).
Какие слова говорить ребенку во время приучения к горшку
Сохраняйте спокойствие. Дети ждут от вас подсказки, руководства к действию, и если вы заводитесь и нервничаете, им передаются ваши эмоции. У многих родителей возникает внутреннее противоречие: они готовы отказаться от использования подгузников, но боятся расстроить ребенка. Сначала разберитесь, что вы на самом деле чувствуете и чего хотите.
Поддерживайте ребенка, но не перестарайтесь. Не переборщите с поощрениями, похвальными наклейками или лакомствами. Научиться пользоваться туалетом — это личная победа ребенка, а инициатива дарить подарки исходит от вас, а не от него. Задумайтесь об этом: дети будут пользоваться туалетом каждый день, много раз и всю свою жизнь. Вы что же — хотите, чтобы они всегда ждали за это похвалы или конфет? Их собственная гордость и радость — вот что мотивирует их пользоваться туалетом. Достаточно улыбнуться ребенку или обнять его. При этом не наказывайте детей, если они оконфузились или отказались ходить на горшок. Им будет стыдно, что может затормозить их развитие.
Выберите для приучения к горшку удобный момент. Дни, когда ребенок пойдет в детский сад, когда у него поменяется няня или в доме появится новорожденный, не подходят. Думаю, что лучше это делать в теплую погоду (меньше одежды и она легкая, проще взять с собой вещи на смену). Выберите две спокойные недели, когда вы сможете сосредоточиться на выполнении этой задачи (не в то время, когда у вас гости или вы загружены работой).
Купите нижнее белье. Детям наверняка захочется примерить его. Скажите: «Завтра мы покончим с подгузниками, и ты сможешь носить трусики». Не делайте это заранее, потому что ребенок может забеспокоиться. И конечно, не надо спрашивать у детей разрешения: «Ты хочешь завтра отказаться от подгузников?». Дошкольники не умеют держать слово. Обещание действует только в тот момент, когда оно произносится, а завтра будет новый день. Дошкольники любят бегать без штанишек, и это поможет приучить их к горшку. Да, иногда они могут сходить прямо на пол — имейте это в виду, но так они поймут суть процесса (а заодно повеселятся, бегая нагишом!).
Научите детей надевать белье и пару недель (кому-то понадобится больше времени) регулярно отводите их в туалет. Придумайте режим, которому будете следовать. Например, когда малыш просыпается, после завтрака, через час после завтрака и так далее. Пусть ребенок будет в курсе происходящего: «Сначала мы пообедаем, а потом пойдем на горшок». Нужно сопровождать ребенка в туалет и оставаться там с ним. Некоторым детям нравится в это время читать книжку или слушать, как вы им что-то рассказываете. Если у них ничего не получится, просто скажите: «Ты сел на горшок, и ничего не вышло. Такое бывает. Попозже попробуем опять». Ни похвалы, ни упреков. Быстро обнимите ребенка, когда он встанет с горшка, и он поймет, что все в порядке.
Примиритесь с тем, что конфузы периодически будут происходить. Если такое случилось, не делайте из этого трагедии, не поднимайте шум. Скажите: «Да, теперь ты мокрый. Давай переоденемся». Одноразовые подгузники так хорошо впитывают влагу, что детей иногда удивляет, что они обмочились. Все это часть обучения. Даже когда ваш ребенок прекрасно научится пользоваться туалетом, с ним может случиться неприятность несколько недель, а то и месяцев спустя. Будьте к этому готовы, и тогда это вас не шокирует.
Не давите на ребенка, если вы заметите, что ему трудно отвыкнуть от подгузника. Малыш может быть еще не готов по какой-то своей причине. Нет ничего страшного в том, чтобы снова начать пользоваться памперсами и сказать: «Ну и ладно, давай пока походим с подгузниками. Попозже попробуем опять без них». Потом обязательно дайте ребенку почувствовать, что вы все равно любите его, неважно, в памперсах он или без. Когда родители относятся к этому снисходительно и для них непринципиально, пользуется ребенок памперсами или ходит в туалет, то малыш в один прекрасный день гордо заявляет, что будет ходить на горшок. Вам просто надо вести себя искренне.
Если ребенок писается ночью
У детей часто бывает мокрая постель много времени спустя после того, как они научатся пользоваться туалетом днем. Для того чтобы научиться оставаться сухими ночью, им могут потребоваться месяцы и даже годы, но все дети в конце концов этому учатся (только не в тот момент, который наметили для них родители).
Можно надевать ребенку на ночь подгузники или одноразовые трусики-памперсы. Не переживайте по этому поводу и убедите малыша, что все хорошо. Дети внимательно следят за реакцией родителей, и если вы не слишком нервничаете из-за мокрой постели (да и зачем, ведь это нормально!), то и они не будут.
Некоторые дети крепко спят, другие просто не чувствуют, что пора проснуться. Вы можете попробовать водить ребенка в туалет до сна, и это эффективно для большинства детей, хотя для некоторых не срабатывает. Я советую не давить на них, вести себя спокойно и никогда не стыдить малыша, который намочил постель. Если с ним это иногда случается и он спит в белье, постелите в кровать клеенку, а на нее дополнительные простыни, положите неподалеку чистую пижаму. Так вы сможете быстро поменять простыни, переодеть ребенка в сухую пижаму, и все снова заснут! Но если у вас все еще остаются сомнения и вопросы, проконсультируйтесь с педиатром.
Как решить проблему ночного детского недержания у ребенка 4 лет?
Почти все родители ищут выход из сложной ситуации: ребенок в 4 года писает ночью в постель. Как решить эту проблему? Что следует делать, а что – нет?
Ни в коем случае нельзя за это ругать ребенка или сравнивать его со сверстниками, укорять и обзывать.
Решать данный вопрос следует до исполнения ребенком 5 лет. После этого времени придется обращаться к специалисту.
Недержанием или энурезом чаще страдают мальчики, чем девочки.
Почему такое происходит?
Причин именно ночного детского недержания несколько.
Причины, по которым нельзя ругать детей за ночное недержание
Разновидности
Встречается два вида ночного энуреза:
Как помочь ребенку?
Малыш в возрасте 4 лет уже многое знает. Он хорошо понимает, что писать в постель – это нехорошо. Как помочь ему в этой деликатной проблеме? Прежде всего, нужно растить ребенка в атмосфере любви, мира, добра, согласия. Несмотря на это, идти на поводу по любому капризу также нельзя. Нужно быть предельно требовательными и следовать своей цели в воспитании малыша. Необходимо придерживаться общих рекомендаций по данному вопросу:
Родителям не стоит паниковать, а нужно поддержать ребенка, научить его контролировать процесс мочеиспускания. Мнение родителей для малыша в этом возрасте одно из важных. И самое главное – это положительный эмоциональный климат в семье.
Детское ночное недержание: как помочь ребенку
Почему ребенок писается ночью
Для начала, следует понять, в каком случае детское недержание становится проблемой или тревожным звоночком. В педиатрии возрастной нормой, когда ребенок не должен мочиться ночью в кровать, считается рубеж 4-6 лет. Но почему-то, родители так отчаянно стремятся отучить ребенка от лужи в кровати едва ли не в год-два. Чем это чревато?
Дело в том, что до 1,5 лет у малышей отсутствует система контроля мочевого пузыря и кишечника. Поэтому попытки приучить малыша в это время к горшку могут быть тщетны, либо сформируют у ребенка неправильный рефлекс. Когда звуки “пс-пс” и “плановые высаживания” станут сигналом не к опустошению мочевого пузыря, а к наполнению горшка. А позже, в 3, 4 или 5 лет. Происходит нарушение этой системы, и ребенок снова начинает писать ночью в кровать. У родителей это вызывает удивление, а иногда и негодование.
Основные причины детского недержания
Если ребенок 4-6 лет регулярно ходит в туалет днём, а вот ночью либо просыпается в луже, либо спит не просыпаясь мокрый, то стоит обратить внимание и помочь своему малышу в случае необходимости.
Ношение подгузников
Такая связь начинает формироваться у малыша после 1,5 лет и это можно заметить, обратив внимание на поведение ребенка. Ему становится некомфортно ходить в мокрых ползунках или трусиках и он всячески это демонстрирует, подает сигнал о том, что хочет сходить на горшок и отличает, что такое пописать и покакать. Вот почему важно отучать чадо от подгузников в этом возрасте.
Читайте о том, как правильно подобрать подгузник ЗДЕСЬ.
Заболевания почек и мочевого пузыря
Еще одна причина, из-за которой встречается детский энурез. Воспалительные процессы часто сопровождаются частым мочеиспусканием. Также появлению ночного недержания могут способствовать инфекции и бактерии, которые поражают мочеполовую систему. У девочек встречается такое заболевание, как цистит, из-за особенностей строения мочевыводящего канала (он шире, чем у мальчиков). Таким образом девочки испытывают дискомфорт и частые позывы к мочеиспусканию, которые могут даже не контролировать.
Патология нервной системы
В этом случае обязательно нужна консультация специалиста или врача, который назначит физиотерапию и подберет медикаментозное лечение.
Хронический стресс и психологическая травма
Распространенная причина появления детского энуреза.
Доступность современных гаджетов, доступность социальных сетей и не всегда правильного и полезного детского контента, стрессы у родителей, эмоциональная обстановка в семье и детском саду способны спровоцировать ночное недержание.
Психологический стресс, давление и жесткость воспитания приводят к тому, что ребенок устает точно так же, как и любой взрослый. Дети одинаково испытывают перепады настроения, равно как и взрослые, испытывают гнев, апатию, радость, тоску. Принимайте ребенка, как равного себе.
Хронические заболевания
Тяжелые заболевания, такие как диабет или эпилепсия, могут приводить в энурезу. В первом случае из-за чрезмерного употребления воды. Это можно заметить в поведении ребенка и пройти необходимые исследования. Во втором случае, мочеиспускание может проходить во время ночных судорог, о которых ребенок может и не вспомнить на утро.
Как отучить ребенка писать в кровать
Для начала, понять, есть ли серьезные поводы для беспокойства и в любом случае, обратиться к специалисту. Важно не устанавливать диагнозы и лечение “на глаз”, а выявить причину. От этого зависит успех лечения. Для этого потребуются исследования, анализы и тесты.
Очень важна поддержка со стороны родителей в плане внушений, открытых разговоров и психологической помощи своему малышу, в каком бы возрасте он не был.
Ребенок боится ходить в туалет: Как справиться с детским психологическим запором
Многие родители сталкиваются с намеренной задержкой стула у детей из-за неприятных, болезненный ощущений во время хождения на горшок.
Ситуация обретает формат замкнутого круга. Ребенок не ходит в туалет долго — в результате ему больно. Запоминает боль — снова долго не ходит в туалет (уже терпит намеренно). В итоге ребенок боится ходить в туалет «по-большому». Так повседневный естественный процесс провоцирует целый комплекс неприятностей, сложностей и превращается в серьезную нервотрепку для детей и родителей.
Из-за стресса у ребенка вся семья может переселиться к туалету и забыть все другие темы разговоров.
Термин «психологический запор» в официальной медицине не встречается. Эта проблема входит в симптомокомплекс, который называется соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы (СДВНС). В МКБ-10 заболевание включено в группу невротических расстройств. Да-да, проблемы с горшком в данном случае относятся не к расстройствам ЖКТ, а к неврозу, вызванному неправильной работой вегетативной нервной системы и замедленному созреванию органов пищеварения. Это функциональное, а не органическое нарушение. Однако надо помнить, что диагноз выставляется после исключения органической патологии.
У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром.
Так называемый «психологический запор» представляет собой расстройство по типу ферментативной недостаточности. У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром. Страх боли формирует у ребенка желание отсрочить хождение в туалет. Боль часто ассоциируется с положением сидя, поэтому ребенок может ходить в туалет в положении стоя (в памперс или штаны).
Диагноз СДВНС не грозит ничем страшным. Расстройство не представляет опасности для жизни и не влечет за собой ухудшения физического здоровья, однако доставляет существенные неудобства и может портить качество жизни.
Нарушения обычно возникают или усугубляются под влиянием острых стрессов и хронических психотравмирующих ситуаций, могут быть стойкими, постоянными или проявляться периодически.
На что обратить внимание, если у ребенка страх ходить в туалет
Другие симптомы невроза. Родители могут не обратить внимание, но если ребенок плохо ходит в туалет из-за невротического состояния, у него будут и другие проявления: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, неустойчивость сна, сниженная стрессоустойчивость, капризность, плаксивость (при этом плач часто переходит в истерики), низкая самостоятельность, склонность к протестам. Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни. Также могут наблюдаться другие соматические жалобы.
Связь со стрессом и переменами в жизни. Подумайте, после каких событий могла возникнуть эта проблема? Ребенок впервые пошел в садик или в школу? Какие-то изменения в домашней жизни? С какими стрессами ребенок сталкивался перед тем, как болезнь манифестировала? Какие стрессовые факторы продолжают действовать?
Проблема со стулом может оказаться соматизированным проявлением депрессии или субдепрессии, может быть связана со сложностью адаптации и волнением. Иногда усиление симптомов можно наблюдать осенью и весной — классическое время для обострения всех психосоматических расстройств, когда дискоординация вегетативных центров особенно выражена.
Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни.
Ребенок отказывается от определенных продуктов. Такие дети часто очень избирательны в своем рационе. Они имеют устойчивую тягу к определенным продуктам и настойчивое отвержение к другим — тем, которые сложнее переваривать. Они инстинктивно отказываются от продуктов, которые могут вызвать у них неприятные ощущение в ЖКТ. Это также показатель незрелости системы.
Наследственность. Имеет значение наследственный фактор. Если у кого-то из родителей или близких родственников наблюдались похожие или другие психосоматические симптомы, если у кого-то из них реактивная нервная система, пониженная стрессоустойчивость, нервозность — это может частично объяснять и симптоматику ребенка.
Как помочь ребенку решить деликатную проблему
Если ребенок не ходит в туалет по-большому по психологической причине, вам предстоит комплексная работа с участием гастроэнтеролога, психолога, налаживание режима питания и умеренные физические нагрузки.
Развивать у ребенка самостоятельность. Как мы уже говорили, для детей с повышенной невротизацией характерна повышенная зависимость от близких людей, манипулятивное взаимодействие. Вам предстоит работать над развитием навыков самостоятельности. С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.
С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.
Повышение уровня самостоятельности активизирует вегетативные центры. Так ребенок научиться брать ответственность на себя, сталкиваясь с какими-то событиями, станет увереннее в себе и спокойнее.
Заняться умеренной физической активностью. Физическая активность полезна не только для хорошей перистальтики, но и для правильной реакции организма на выброс адреналина. Спортивные кружки и секции, зарядки по утрам, во-первых, стабилизируют гормональный фон, а во-вторых, учат наш организм справляться с повышением уровня гормонов. Адреналин выделяется при спортивных нагрузках, организм постепенно учится реагировать на него без бурных невротических реакций.
Поработать над рационом питания. Набор продуктов и блюд для ребенка нужно подбирать вместе с гастроэнтерологом. Фастфуд и продукты, которые могут вызывать аллергию, могут спровоцировать проблемы с ЖКТ. Повышенная нагрузка на пищеварительную систему вызывает соматический симптом — далее рефлексы запускают психологическую составляющую.
Спокойно реагировать на проблему. Если родственники реагируют на ситуацию слишком ярко, постоянно спрашивают, почему ребенок терпит по-большому, это может усилить невротизацию.
Что делать, если лучше не становится
Если коррекция психолога, гастроэнтеролога и перечисленные выше изменения режима существенно не улучшают ситуацию в течение 2–4 недель, стоит обратиться к неврологу и психотерапевту.
Для снятия проблемной симптоматики и купирования невротических состояний специалисты могут назначить ребенку лекарственные препараты и лечение по методикам рефлекторной саморегуляции: работа с дыханием, гимнастика, вегетостабилизирующие комплексы упражнений. В школьном возрасте популярны нейрофизиологические тренинги, которые повышают стрессоустойчивость.
Помните, отсутствие помощи может перерасти в соматическую патологию более сильного характера или в патологию других органов.