как называют русалок мужского пола
Жуткие сказки. Кем были русалки на самом деле и почему этого не показывают в мультиках
Что хорошего и плохого сулит вам встреча с русалкой
5 июня – Духов день, начало русальной недели. Древние славяне были убеждены, что в эту неделю русалки выходят из воды и живут на земле. Тому, кто увидит русалку, то очень важно вести себя соответствующим образом – чтобы эта встреча не причинила вреда, а принесла удачу.
Кто такие русалки
В славянской мифологии все русалки – девушки; ни одного существа мужского пола среди них нет.
Каждая из них была когда-то человеком. То есть русалками не рождаются – русалками становятся. Неправильно думать, что в русалку может превратиться только утопленница. Если девушка, скажем, умирает накануне собственной свадьбы (по некоторым поверьям – после наступления половой зрелости, но до брака), ей тоже прямая дорога в русалки.
Выглядит русалка завлекательно и жутковато. Это девушка, одетая в нижнюю рубаху без пояса или и вовсе обнаженная, с длинными и непременно распущенными волосами. Кожа у нее бледная, а волосы либо светло-русые, либо зеленые – от водорослей. Русалки очень любят расчесываться гребнем. Что до рыбьего хвоста, то он бывает обычно у водяных дев европейских народов; славянские русалки, как и нормальные «человеческие» девушки, как правило, ходят на двух ногах.
Во время русальной недели обитательницы водоемов выходят на землю по ночам – танцуют, смеются, качаются на ветках деревьев, как на качелях.
У некоторых русалок есть дети – такое бывает, если девушку при жизни соблазнил мужчина, а потом не стал на ней жениться. Русалочьи дети либо печальные, либо, наоборот, очень веселые; ходят, как и их матери, без одежды или в исподнем.
Фото: pixabay.com
Как себя обезопасить
Увидев русалку, нужно бросить ей какой-нибудь предмет женской одежды – например, платок или пояс; подойдет и украшение. Если этого не сделать, можно навлечь на себя беду. Полезно также на русальной неделе оставлять у водоема одежду или лоскутки, предметы детской одежды – для детей русалок, клубки пряжи – русалки любят шить.
Молодым мужчинам лучше к русалкам не приближаться – могут утянуть на дно. Молодым женщинам и девушкам тоже стоит держаться от них подальше – есть риск, что сорвут одежду или отхлещут ветками деревьев. Полезно иметь при себе чеснок или пучок полыни – это отпугнет русалку. Зато маленьким деткам можно русалок не бояться – эти подводные девы любят детей и даже оберегают их от опасностей. Могут, например, спасти ребенка, который тонет.
Ни в коем случае нельзя смотреть русалке в глаза – зачарует, подчинит вашу волю своей, и тогда вы сделаете все, что она ни прикажет. Если русалка заговорила с вами, смотрите в землю. Если пытается утащить под воду, уколите ее иголкой или булавкой – русалки до смерти боятся железа.
Не стоит пытаться поймать русалку. Во-первых, все равно не выйдет – она плавает как рыба, да и по суше передвигается быстрее любой лошади. Во-вторых, если русалка от вас убегает, скорее всего, она таким образом заманивает вас в какое-нибудь крайне неприятное место, из которого вы рискуете не выбраться.
Фото: pixabay.com
Как извлечь из встречи выгоду
Встреча с русалкой может расцениваться и как предвещание скорого богатства, и как предвестье гибели. Так что, повторимся, не оставляйте русалку без подарка. Если при вас ничего подходящего нет, оторвите рукав от своего платья и бросьте ей. А потом надейтесь на лучшее.
Там, где русалки пляшут по ночам, гуще и зеленее трава – и вообще всякая растительность чувствует себя привольнее; русалки покровительствуют плодородию. Поэтому желательно приманить русалку на свое поле, или на луг, или в сад. Для этого на границе поля, луга или сада нужно в русальную неделю оставлять краюшки хлеба, женскую одежду, полотенца, клубки ниток, пряжу.
Девушка, мечтающая стать красавицей, должна в русальную неделю на рассвете – когда русалки уже свое отплясали – пойти на луг и умыться росой. А еще лучше – поваляться в траве (без одежды, разумеется), чтобы искупаться в росе целиком.
Если подкрасться к русалке и отнять у нее какую-нибудь вещь – например гребень, – она исполнит любое ваше желание, лишь бы вы отдали ей эту вещь обратно. Правда, проделать сие очень сложно; так что сто раз подумайте, прежде чем так рисковать.
Существуют ли мужчины-русалки? Где о них можно почитать?
Конечно, имею ввиду в сказках и легендах, а не наяву.
Сразу нужно разграничить понятия морских жителей и акционеров ОАО «РусАл». 🙂
О русалках (сиренах, накках, вилах, нимфах, ундинах, мерроу, никсах; морских, речных, озерных, прудовых существах женского пола (1)) известно многим; они наиболее часто описываются. «Низ» может быть и не рыбьим, а дельфиньим, остминожьим и пр.
Об аналогичных существах мужского пола известно не так много, но, тем не менее, они также имеют место быть.
Русалы в литературе представлены у:
Есть и экранизации сюжетов о русалах (2).
Помню когда маленькая была смотрела мультик «русалочка» вроде так назывался, так там у русалки отец был тоже русалка вроде.
Я Сам по гороскопу-«Рыбы.»Вот что говорят нами астрологи.
Мужчины рождённые под этим знаком не отличаются стабильностью.
Это страстная,увлекающаяся натура.Он предпочитает женственных любовниц,склонных к лидерству.В сексе он старается доставить удовольствие своей партнерше.Мужчины-Рыбы настроены на то,чтобы удовлетворять свою партнёршу. Если она обладает задатками лидера,то может без труда получить всё то,о чём только мечтала.Этот мужчина знает толк в предварительных ласках и получает от них истинное удовольствие и наслаждение.Он будет наслаждаться вашим телом,когда вы сядите на него верхом.
Рождённые под этим знаком мужчины,воплощают в сексе все свои фантазии.
Вот такие мужчины-Рыбы в постели.
На любую опасность всегда идут смело, ибо уверенны в своей силе и твердости духа. Никогда не совершают дважды одну и ту же ошибку, ибо умеют анализировать свои действия и делать правильные выводы. Постоянно самосовершенствуются, всегда ищут выход из любой ситуации. Знают свое место в этой жизни, а также у них всегда есть цель, правда очень часто берутся сразу за несколько дел, что очень сильно влияет на качество их исполнения. Такие Рыбы просто уверены, что только тот кто рискует, будет вознагражден. Из-за неоправданного риска часто оказываются в затруднительных ситуациях.
Очень чувствительные люди. В своих чувствах искренни и нежны, никогда не изменяют своему партнеру. И даже не смотря на то, что очень обидчивые люди, порой могут простить измену.
Рожденным 12 марта, лучше не открывать собственных дел, могут быстро прогореть из-за полного отсутствия чувства меры. Таким Рыбам лучше работать под чьим-то руководством, чтобы только не принимать единоличных решений. А работники они покладистые, что и приносит им удачу в жизни.
Многие мужчины, да и женщины тоже любят бутерброды с лососем.
Надо обжарить кусочки хлеба на сливочном масле, если нет времени, то просто намазать им хлеб.
Затем на хлеб положить обжаренный лук и сверху пласты малосольного лосося (можно сёмгу или форель). Сверху можно посыпать кунжутные семечки и украсьте бутерброд веточкой укропа.
Можно сделать другой вид бутерброда:
Кусочки хлеба намажьте сметаной и положите на них тонкие пластины из свежего огурца, а уже на огурец укладывайте тонкие пластины сёмги (лосося). И не забывайте про украшения, используйте веточки укропа или петрушки.
Разнообразит бутерброд и варёные яйца, порезанные кружочками.
Посмотрите ещё один видео-рецепт.
В русском переводе палтус превратился в большую камбалу, т.к. все правосторонние рыбы относятся к семейству камбаловых.
А это иллюстрация к сказке с одного из немецких сайтов. Как видно, изображена, несколько произвольно, огромная камбаловая рыба.
Как называют русалок мужского пола
• Место обитания: возле рек и других водных источников. Они селились по берегам рек, в камышах.
Таджикские албасты живут в горах, лесах, степях. Особо прельщают албасты водоемы, отчего ее можно застать “купающейся в арыке или моющей в нем голову или сидящей на берегу реки, расчесывающей свои лохматые волосы”. Степным обитателем предстает албасты у казахов. ”. На Тереке лобаста живет при больших болотах и озерах. Не чурается воды и волжская лобаста.
Они наделены огромной физической силой, ростом с крупного мужчину и ходят вразвалку, терские казаки описывают лобасту как нагую женщину внушительного роста и размера, с громадными, примерно в аршин (т. е. 71,12 см), грудями и волосами, доходящими до земли.
Невзирая на весьма обширную территорию распространения поверий в албасты, разную этническую и конфессиональную принадлежность информаторов описания существа идентичны, даже в незначительных деталях.
лобаста (албаста, лопаста)
нагая женщина с отвислыми грудями, закинутыми на спину, которая «наводит страх на людей, живет в болотах, омутах, захватывает идущих мимо и щекочет, иногда до смерти»
• Легенды, сказания и предания об албастах:
• Ещё одно сюжетное поверие:
«Жил в Ак-Мечети бий (судья) Нурпеис. Случилось так, что его супруга, родив ребенка, потеряла сознание. В это время в то помещение, в котором она лежала, вбежала лисица. Один из собравшихся у дома мужчин увидел её, предположил, что это албасты, и попытался выгнать прочь. Лисица выскочила из дверей с легким роженицы в зубах и бросила его в полноводную реку. В этот же миг лежавшая без сознания женщина умерла»
В представлении многих народов Средней Азии злой водный демон. Обычно это уродливая женщина, способная принимать образ животных и даже неодушевленных предметов. С помощью магии она насылает на людей болезни, ночные кошмары, приносит несчастья роженицам и новорожденным. Нередко предстает перед людьми на берегу, расчесывающей гребнем волосы. Завладев им, можно заставить Албасты служить себе.
В мифологии турок, казанских, крымских и западносибирских татар, казахов, башкир, тувинцев, алтайцев, узбеков (албасты, алвасти), туркмен (ал, албассы), киргизов (албарсты), каракалпаков, ногайцев (албаслы), азербайджанцев (хал, халанасы), кумыков (албаслы, къатын), балкарцев и карачаевцев (алмасты) злой демон, связанный с водной стихией. У турок назывался также ал, ал-анб, ал-кары, ал-кузы, у тувинцев и алтайцев — албыс, у казахов, каракалпаков, киргизов, узбеков — мартэ (мартуэ, мартэв, мартэк), узбеков Зеравшанской долины — сapы кыз («жёлтая дева»), у западносибирских татар — сары чэч [«желтоволосая (дева)»]. А. обычно представлялся в облике уродливой женщины с длинными распущенными светлыми волосами и такими длинными грудями, что она закидывает их за спину. Существовали поверья, что А. может превращаться в животных и в неодушевлённые предметы. Казанские татары пьёт кровь своей жертвы. Распространены представления о её любви к лошадям. А. по ночам ездит на них, заплетает им гривы. Согласно некоторым турецким, казахским, кумыкским, ногайским, тувинским поверьям, А. может вступать в сексуальную связь с человеком. Например, в тувинских мифах А., сожительствуя с охотниками, посылает им удачу, поит своим молоком и кормит мясом, которое отрезает от рёбер. А. можно подчинить человеку, для этого нужно завладеть её волосом (у туркмен и узбеков ещё и каким-либо из принадлежащих ей предметов, магической книгой, гребнем или монетой). У турок считалось, что достаточно воткнуть в одежду А. иглу, и она становится покорной и выполняет все приказания. Человек, подчинивший А., или шаман может прогнать А. от роженицы. У карачаевцев, балкарцев, ногайцев, кумыков считалось, что усмирённая А. помогает по дому; по поверьям туркмен и узбеков, А. способствует обогащению своего хозяина, помогая ему излечивать заболевших по её вине людей.
Образ А. восходит к глубокой древности и имеет аналогии в мифологиях многих народов: албасти у таджиков, ал паб у лезгин, али у грузин, ол у татов, ала жен у талышей, hал у удин, hал анаcы (алк) у курдов, алг (мерак) у белуджей, алы (алк) у армян, алмазы у ингушей и чеченцев, алмас у монгольских народов и некоторые другие. Свойственные А. черты имеют в мифологиях узбеков и кургизов дух азаткы, сбивающий с дороги путников, причиняющие ночной кошмар духи бастрык (в мифологии кумыков) и кара-кура (в мифологии турок), шурале и су анасы у казанских татар, вуташ у чувашей, вирь-ава у мордвы, овда у марийцев, немецкая альп-фрау, русская баба-яга. Вопрос о происхождении образа А. недостаточно ясен. Некоторые авторы считают А. персонажем тюркского происхождения. Согласно другой версии, представления об А. связаны с традициями иранской мифологии, а название демона произошло от сочетания «ал» (считаемого иранским словом) и «басты» (трактуемого как тюркское «надавил»). Вероятно, в основе слова «ал» лежит древнее именование божества, родственное илу семитских народов, а фонема «басты» — индоевропейский термин, означавший «дух», «божество» (родственный русск. «бес», осетинск. «уас-» и т. п.). Исходя из такой этимологии, можно предположить, что образ А. формировался в эпоху древнейших контактов этнических общностей (индоевропейской и семитской языковых семей), до их расселения на территории современного обитания. Атрибуты А. (магическая книга и монета), следы представлений о её благодетельных функциях (помощи человеку) позволяют предположить, что первоначально А. — добрая богиня, покровительница плодородия, домашнего очага, а также диких животных и охоты. С распространением более развитых мифологических систем (очевидно, ещё в дозороастрийский период) А. была низведена до роли одного из злых низ
Албасты́ (тюркск. Albastı) — женские демонические персонажи в мифологии тюркских и некоторых соседних с ними народов. Обычно представляется в виде уродливой обнажённой женщины с длинными распущенными жёлтыми волосами и обвислыми грудями. Иногда образ албасты дополнял третий глаз и длинные когти.
Нравы
Известна история о том, как в лесу одному человеку повстречалась албасты и избила его грудью. Этот человек вернулся домой еле живой, а через три дня умер. Всё его тело было в синяках.
Также албасты приносит вред беременным женщинам. В старину беременным рекомендовали носить платья, к подолу которых прикалывали иголку.
Албасты в мифологиях различных народов[править | править вики-текст]
Образ албасты восходит к глубокой древности и встречается в мифологиях многих народов:
азербайджанцев (азерб. albasdı, хал, халанасы́),
алтайцев,
армян (арм. Ալք — алы, алк),
башкир (башк. албаҫты — албасты),
белуджей (алг, мерак),
вайнахов (чеченцев и ингушей) (алмазы),
грузин (али),
казахов (каз. албасты),
каракалпаков,
карачаевцев и балкарцев (алмасты́),
киргизов (албарсты́),
крымских татар,
кумыков (албаслы́ къаты́н),
курдов (hал анасы, алк),
монгольских народов (алмас),
лезгин (ал паб),
ногайцев (албаслы́),
сибирских татар,
персов (ал),
русских (албаста, лобаста, лобоста, лопаста),
рутульцев (албасти)[1][2],
таджиков (албасти),
талышей (ала жен),
татов (ол),
татар (тат. албасты),
тувинцев (албыс),
турков (тур. albastı),
туркмен (ал, албассы́),
удин (hал),
удмуртов,
узбеков (албасты́, алвасти́),
уйгуров (албасты́, алвасти́),
чувашей (чуваш. алпастă),
ягнобцев (албасты, олбасты),
якутов (якут. абааһы — абасы, абаасы).
Русская мифология[править | править вики-текст]
Слово было заимствовано русскими, живущими рядом с тюркскими народами, как алба́ста, лоба́ста, лобо́ста, лопа́ста и отождествлялось с болотницей, водянихой, лешачихой, русалкой, чертовкой. Сюжеты об албасте у русских не развиты, чаще она просто появляется и исчезает у воды.[3]
В Астраханской, Вятской и Пермской губерниях албасту описывали как страшную, нагую, мохнатую женщину, с огромными грудями, сидящую у воды и расчёсывающую волосы.[4]:177[3] В Терской области описывали так: «нагая женщина большого роста, весьма полная и обрюзгшая до безобразия и отвращения, с громадными, приблизительно в аршин, отвислыми грудями, закинутыми иногда через плечи на спину, и с косами, достигающими до земли. Она живёт в больших болотах, озёрах и омутах. Своим видом она наводит страх на людей и, кроме того, захватывает людей, проходящих мимо её жилища, затаскивает в болото и щекочет сосками своих грудей, щекочет иногда до смерти».[4]:177 В Саратовской и Астраханской губерниях представляли лобосту великаншей с косматой головой, оскаленными клыками, длинными руками и скрюченными пальцами, тело её — серая студенистая масса; она появляется из тучи во время бури, встретить её опасно, от неё не помогает «чурание».[3][5] В Саратовской губернии также полагали, что лобаста может превратиться в знакомого человека и завести в непроходимые места.[5]
Д. К. Зеленин отождествлял русскую албасту с русалкой[4]:217-219, Е. Е. Левкиевская и Л. Н. Виноградова возражали, что оснований для этого недостаточно и признавали лобасту самостоятельным персонажем[4]:336[6]. По мнению Д. К. Зеленина и М. Н. Власовой, русские, вероятно, заимствовали только название, используя его как эвфемизм в связи с запретом произносить настоящие имена духов, а общие черты, такие как огромные груди, подчас закинутые за
Девушки из воды. Русалки и другие обитательницы водоёмов
Waterhouse, John William; A Mermaid; Royal Academy of Arts
Вода. Колыбель жизни. Ритуальное средство очищения в крупнейших религиях планеты. Наши предки верили, что океаны, моря, озера и реки заселяют самые разные волшебные обитательницы: русалки и нимфы, наяды и нереиды… Они жили бок о бок с людьми: помогали, хулиганили, вредили, и в любом случае считались не менее реальными, чем обычные женщины.
«Водные женщины» не обязательно были лишь рядовыми «монстрами». Одно из старейших божеств, известных человечеству — вавилоно-ассирийская змея Тиамат, воплощение солёной воды («техом» означает «море», а окончание «-ат» указывает на принадлежность к женскому полу) — стало материалом для построения нашего мира. О вселенском значении парной категории «женщина-вода» говорит и китайский символ «инь», означающий воду и женское начало. Даже великие богини любви — Иштар и Афродита — были связаны с водой.
В древности вода служила эротической метафорой. Книга Притчей Соломона (5:15) увещевает быть верным лишь одной женщине следующим образом: «Пей воду из твоего водоёма и текущую из твоего колодца. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям…».
На логотипе международной сети кафе «Starbucks» изображена либо сирена, либо мелюзина (последнее более вероятно из-за наличия двух хвостов) / 4028mdk09, CC BY-SA 3.0 via Wikimedia Commons
В то же время женщины, олицетворяющие водную бездну, — носители опасности и смерти (египетская змея Апеп, скандинавская Ермуганд, европейские русалки). Славянский фольклор аналогичным образом соединяет мотивы жизни и смерти — вспомним живую и мёртвую воду. Библейские псалмы и Книга Иова говорят о борьбе Яхве с демоническими жителями воды. Таким образом, «женская вода» — понятие двойственное. Являясь началом всех вещей, она знаменует и их финал, доводя свою эсхатологическую функцию до предела в мифе о всемирном потопе.
Средиземное море
По количеству «водных женщин» на первое место можно смело ставить Древнюю Грецию. Платон однажды пошутил, что греки очень похожи на лягушек, сидящих вокруг пруда, поскольку подавляющее большинство их городов расположено на средиземноморском побережье. Неудивительно, что мифология этого народа тесно связана с водой.
Океан и Фетида были двумя старейшими морскими титанами — братом и сестрой, а также мужем и женой. Они породили бесчисленное количество девушек (океаниды, нимфы), впоследствии «назначенных» божествами водоёмов.
По другой версии, отцами нимф были морские старцы — Нерей, Протей и Форкий. Впрочем, их красавицы-дочери по совместительству были и чудовищами. Например, Гесиод говорит, что у старца Форкия была поразительно красивая дочь Кето. Однако мало кто знает, что эта милашка — просто другой вариант ужасного Кита (Cetus), которому предполагалось принести в жертву Андромеду.
Нимфы — обширный класс волшебных духов женского пола, встречающихся не только в водоёмах, но и в горах (ореады), деревьях (дриады) и даже скальных гротах. Нимфы всегда находятся в услужении у определённого божества — Артемиды, Аполлона, Диониса — и «привязаны» к какой-либо местности.
Нимфы приковывают к скале Андромеду. Художник Теодор Шассерио, 1840.
Один из популярнейших мотивов греческой культуры — преследование нимфы развратным сатиром (козлоногим человеком).
Одним из значений греческого слова «нимфа» является «невеста» — девушка замужнего возраста. Исходя из этого, Владимир Набоков придумал термин «нимфетка» (роман «Лолита»), означающий девочку-подростка в возрасте от 10 до 14 лет.
Наяды (от греческого «течь», «текущая вода») — разновидность нимф, живущих в фонтанах, колодцах, подземных ключах, ручьях. Наяды считались повсеместными духами пресной воды — в отличие от океанид (духов солёной воды) и нереид, обитающих исключительно в Средиземном море. Все магические способности наяд вытекали (в прямом и переносном смысле) из их единства с водой. Например, нимфа Аретуза могла без труда пробраться по подземным источникам из Пелопоннеса в Сицилию.
Похищение Гиласа нимфами (художник Джон Уотерхаус).
Наяды, как и другие нимфы, неразрывно связаны с источником своей «силы». Если водоём пересыхал, живущая в нём наяда умирала. Местные жители поклонялись наядам, и даже кидали в воду детские локоны, посвящая водяным духам своих отпрысков. В некоторых регионах (например, в Лерне) потокам ручьёв с наядами приписывались целительные свойства. В качестве жертвоприношений там топили животных, а на берегах этих источников часто располагались оракулы.
Будучи мирными существами, наяды, тем не менее, могли постоять за себя. Именно они похитили Гиласа (любовника Геракла) с корабля Арго, а наяда Номия, влюблённая в пастуха Дафния, однажды устала терпеть его неверность и превратила парня в камень (по другой версии — ослепила).
Нереиды (дочери старца Нерея) — ещё одна разновидность водных нимф. Их было ровно 50. Считалось, что они — самые красивые из всех своих сестёр. Характерная черта нереид — синие волосы. Они живут в Средиземном море, отличаются добротой и всегда приходят на помощь терпящим бедствие морякам.
Нереиды на картинке художника Гастона Бюссьера
Некоторые из нереид смогли достигнуть заметного положения в мифологической иерархии. Например, Фетида вышла замуж за Пелея и родила Ахилла — героя троянской войны. Именно она сделала сына бессмертным, окунув его в воды реки Стикс (при этом мать держала ребёнка за пятку — единственное место, на которое не попала волшебная вода и которое осталось уязвимым — так называемая «Ахиллесова пята»). Другая нереида, Амфитрита, вышла замуж за одного из самых сильных богов — Посейдона.
«Амфитрита» означат «третья, которая опоясывает (всё)». Вероятно, имя нереиды намекает на океан, т.к. первые две субстанции, опоясывающие всё сущее, по мнению греков, — это воздух и земля.
Самыми вредоносными и необычными из «водных дев» считались сирены. Они жили на трёх скалистых островах около Сциллы и были уже не духами, а вполне материальными существами — гибридом женщины и птицы. Сирены известны своими чудесными голосами. Заслышав их сладкое пение, проплывающие мимо матросы полностью теряли волю, устремлялись на дивные звуки и разбивали свои корабли об скалы к вящей радости коварных злодеек.
Одиссей и сирены. Хитрый герой приказал гребцам заткнуть уши воском, а сам наслаждается концертом — правда, привязанный к мачте / Художник: Джон Уотерхаус
В разных версиях мифов называлось неодинаковое число сирен — обычно от 2 до 5. Мы привыкли считать этих существ красивыми, но если верить древним источникам, сирены представляли из себя (в разных трактовках) женщин или с воробьиным «верхом», или с птичьими ногами.
С рыбьим хвостом они изображались редко, но к ним всё равно применялся эпитет «водные девы», так как они были рождены речным божеством Ахелосом (птица была добавлена к их облику из-за того, что сиренам приписывались исключительные вокальные данные). Считается, что если сиренам хоть раз не удалось одурманить странников своими песнями, эти милые птички от огорчения бросались со скалы и топились в море.
Русалки и их родичи
В средневековье русалок изображали с гребешком или зеркалом (реже с рыбой в руках) — их страсть к уходу за собой служила метафорой греха
Речные девы (современная культура знает и мужчин-русалок, однако раньше такое было нетипично) сперва имели обычные ноги, а не рыбий хвост — эта деталь появилась у них гораздо позднее. Можно предположить, что русалок скрестили с рыбами не ради какого-то глубокого символизма, а по ошибке. Морякам древности и средневековья не раз приходилось встречать в море настоящих морских сирен — дюгоней и ламантинов. Обладая определённой фантазией, их вполне можно было принять за женщин с рыбьими хвостами.
Славянских русалок (мавок, водяниц), как правило, отождествляли с мертвецами (девушки-утопленницы) — злой и враждебной людям нечистью. В Польше их почитали, как водяных духов, и звали «богинки».
О подобных существах писал и средневековый алхимик Парацельс (1493—1541) — он называл их стихийными духами воды, ундинами (от латинского «unda» — волна) и приписывал им чарующие голоса, которые якобы иногда можно услышать в шуме воды. Согласно поздним романтическим легендам, русалка — существо без души, стремящееся выйти замуж за смертного мужчину и стать человеком. Если уйти жить под воду к ундине, то года будут пролетать, как минуты. Человек, истощённый ласками этих рыбо-женщин, уже никогда не вернётся назад.
Ундина / Художник: Джон Уотерхаус
Проклятье Ондины
Существует старинная германская легенда, согласно которой русалка по имени Ондина влюбилась в рыцаря Лоуренса — а тот в неё. Зная о том, что, родив ребёнка, она потеряет бессмертие, девушка всё равно согласилась выйти замуж за любимого. На венчальном алтаре рыцарь поклялся ей в верности: «Дыханье каждого моего утреннего пробуждения будет залогом любви и верности тебе». Год спустя Ондина родила ему сына. Шли годы. Она старела, и муж стал терять к ней интерес. В один прекрасный день женщина застала его в объятиях другой, более молодой дамы. Убитая горем, экс-русалка прокляла Лоуренса: «Ты поклялся мне своим утренним дыханием! Так знай — пока ты бодрствуешь, оно будет при тебе, но как только ты уснёшь, дыхание покинет твоё тело и ты умрёшь».
В наши дни «Проклятье Ондины» — неофициальное название синдрома остановки дыхания во сне. Больные им люди способны дышать, лишь бодрствуя. Большинство из них умирает в младенчестве, и лишь единицы выживают благодаря дыхательным аппаратам.
С русалками часто путают мелюзин. На самом деле, последние представляют из себя совершенно других существ — женщин с рыбьим или змеиным хвостом вместо ног (часто двойным) и парой перепончатых крыльев. Мифы о мелюзинах (хотя правильнее говорить «Мелюзина», ведь это женское имя) многочисленны и восходят к раннему европейскому средневековью, чаще всего основываясь на нарушении каких-либо «водных» табу.
Например, существует история о том, как Элинас, король Албании (старинный эвфемизм Шотландии) встретил в лесу фею Прессину и женился на ней. Та поставила ему одно условие: муж никогда не должен видеть, как она купается и рожает ему детей. Некоторое время они жили счастливо. Прессина родила королю трёх дочерей — Мелюзину, Мелинор и Палатину. Однако он, как водится, не выдержал и подглядел за супругой.
Иллюстрация к «Роману о мелюзине», XV век
Та немедленно забрала детей и уехала в Авалон. Девочки выросли, узнали о проступке отца и отомстили ему, заточив в темницу. Мать, всё ещё любившая Элинаса, сильно разгневалась и назначила для каждой дочери наказание. Мелюзина, как самая старшая, получила суровое проклятье: каждую субботу нижняя половина её тела становилась змеиной. Впоследствии история повторилась — муж Мелюзины застал её в «интересном виде», они поссорились и разошлись.
Шотландские русалки — мерроу — на удивление дружелюбны и часто живут среди людей. У них есть волшебная шапка, позволяющая дышать под водой. Если они её потеряют, то больше никогда не смогут вернуться домой.
Мерроу увековечены в бестиарии D&D и Pathfinder / Andreas F. Borchert [CC BY-SA 4.0], барельеф Клонфертского собора
Никса. Художник Эрнст Джозефсон, 1884
Мужчины никсов могут принимать множество животных форм (излюбленная — лошадь, т.к. слово «никс» произошло от староскандинавского корня nykr — «речная лошадь»). Женщины очень красивы и имеют лишь два облика — дамы с рыбьим хвостом и обычного человека (отличить никсу можно только по мокрым краям её одежды).
Если принести жертву — утопить чёрное животное, бросить в воду табака, капнуть туда три капли крови (или, по другому поверью, водки) — никса может научить вас волшебной игре на скрипке — такой, что от неё «танцуют деревья и останавливаются водопады». Никсы, подобно шотландским баньши, дают людям знамения смерти — выплывают на то место водоёма, где кто-то скоро утонет, и тоскливо кричат.
Накки — финская разновидность никсов, страшные существа, придуманные родителями для того, чтобы дети не баловались около воды. Накки утаскивает шалунов под воду, если те трогают своё отражение в воде либо играют под мостами, причалами и в других опасных местах. Накки якобы очень красивы спереди и отвратительны сзади. Другие истории утверждают, что у Накки три груди и они умеют превращаться в рыбу.
Это интересно
Ран на фарерской марке
Встречаются и совсем экзотичные варианты. У инуитов (эскимосов) есть богиня Седна — типичная русалка, которая, по одной из версий мифов, была людоедкой и сожительствовала с собакой. Другой пример — нордическая Ран, жена великана Эгира, злая и жестокая фурия, собирающая в свой невод мертвецов.
Индейцы чако (Парагвай) рассказывают, что раньше на земле жили только мужчины. Однажды они ловили рыбу и поймали в сети «водных женщин». Один человек сошёлся с такой, но пиранья в её лоне откусила ему самое дорогое. Увидев это, индейцы поступили очень грамотно — пригласили женщин на танцы. Они танцевали всю ночь — от этого пираньи выпали на землю, и «водные женщины» стали пригодны для брака.
Так или иначе, все подобные легенды объединяют символический образ воды и женщины в одном существе — противоречивом, таинственном, иногда опасном и неизменно притягательном. Женщинам есть чем гордиться, ведь если собирательный облик магического создания мужского пола зачастую включал в себя рога, копыта и острые клыки, то «прекрасной половине» фантастического бестиария достались элементы рыбы и змеи — самых древних и мистических обитателей планеты.