как называют коней мужского пола
Красивые клички для лошадей: как лучше всего назвать коня?
Выбор клички для лошади часто основывается на его внешних характеристиках и физических данных. Имя может стать важнейшим фактором, от которого будет зависеть судьба животного.
Насколько важно правильно подобрать имя для лошади?
Для лошади требуется правильно подобрать кличку, ведь, как и человеческое имя, она несет в себе некую информацию, особые характеристики и влияние на будущее. По этим причинам животному подбирают имя только осознанно. К примеру, домашняя лошадь, приносящая пользу в хозяйстве, должна быть послушной и смирной, с коротким нравом. Соответственно и имя ей дают легкое в произношении. Назвать таких лошадей можно Тишей, Смирным.
Другое значение принимают имена племенных коней, у которых кличка должна охарактеризовать всю родословную. Обычно информация, что закладывается в имя, свидетельствует о репутации завода, о наследственности в племенной линии. В данном случае заводчику необходимо быть осведомленным в правилах, предусмотренных для таких ситуаций.
Правила выбора клички для племенных коней
Для племенных коней имя выбирается так, чтобы оно точно отображало его родословную. Обязательно начальная буква должна быть такой же, как у имени матери жеребца, а в середине имени должна содержаться первая буква имени второго родителя.
К примеру, если жеребец рожден от кобылы по имени Коварная Леди и от отца с кличкой Арабеск, то назвать животное можно Карагез, где первая буква «К» от имени матери и средняя буква «А» от имени отца.
Для полукровных лошадей подбирают имена несколько по другим, более смягченным правилам. В данном случае, первой буквой клички жеребца будет начальная буква имени отца. Имена лошадей, принимающих участие в спортивных соревнованиях высокого уровня, также могут содержать информацию о конном заводе, где были рождены, либо о конюшне или клубе, где тренировались и росли.
Имена для спортивных лошадей
Если посмотреть внутрь племенной книги коня любой спортивной породы, становится понятно, что ранее клички животных, пусть и не всегда, характеризовали явную характеристику обладателей. Подбирали имена с целью подчеркивания достоинств и индивидуальности лошади.
Сегодня же вместо романтизма на смену пришел прагматизм. Не так часто на слуху громкие и яркие имена животных, теперь их принято подбирать «по словарю», принимая во внимание необходимость внедрения подходящих букв. Такой подход – результат промышленного коневодства, где имя больше воспринимается в качестве заводского номера и штампа, нежели несет в себе важный смысл.
На территории России хоть как-то стараются сохранить звучность кличек для коней, в то время как заграницей животных называют длинными и несуразными именами. Особенно модно «приписывать» коням названия конюшен или заводов, владельцев, компаний. Такая лошадиная кличка мало что может рассказать о самом животном, да и редко из клички можно понять, кто перед вами: лошадь или конь.
Двойные клички
Обычно в кличке содержится до 16 букв, иногда допускается назвать животное именем, где около 27 букв, более – нельзя!
Имя в зависимости от индивидуальных особенностей
Обычно кличку для лошади подбирают исходя из ее индивидуальных особенностей. Считается, что подбор имени по такой схеме, самый легкий. Нередко основываются на внешности, характере и основной масти животного.
Основных мастей принятых сегодня, три: рыжая, вороная, гнедая. Окрасов может быть достаточно много, собственно, как и различных пятен, отметин на частях тела. К примеру, у кобылы с кличкой Звездочка может быть на лбу пятно, оттенок которого разнится с цветом основной масти.
Не менее важна масса животного, особенное значение имеет и поведение коня. Если жеребенок активный и резвый, почти не сидит на месте, ему подойдут такие имена, как Ветерок, Стихия, Энергия, но никак не Смирный или Тихий. Если же лошадь приземистая, она может получить такое имя как Малыш, высокая – Голиаф, Гулливер.
Обращают внимание и на окрас шерсти, по ней могут называть лошадей такими именами: Черныш, Цыган, Уголь, Гнедой, Рыжуха, Белочка, Снежок, Вороной.
Самые популярные
Особой популярностью ранее и сегодня пользуются клички, которые звучные и легко произносятся. Нередко, после того, как на экранах появляются какие-либо фильмы, своим животным присваивают такие «полюбившиеся» имена героев. Так встречаются кони с именами Сириус, Белянка, Серый, Марта, Карат, Белла, Арамис, Рапунцель, Шрек, Фиона, Бонд, Бони, Атос.
В зависимости от происхождения коням дают такие интересные и удивительные клички:
Таблица кличек по алфавиту
Если не получается найти подходящее имя для своего животного, помочь с этим может некий словарь, где запечатлены разнообразные имена. В таблице приведены имена не только для коней, но и для лошадей. Такой список удобен тем, что все варианты имен расположены по алфавиту:
Буква | Клички для лошадей | Клички для коней |
А | Адель, Аерис, Азарель, Азиза, Азимбара, Айден, Айстин, Акварель, Аквелина, Алабама, Алана, Али, Алиби, Алиса, Алия, Алкида, Альбазира, Альбина, Альфа, Амазонка, Амаккея, Аурель, Аурика. | Атаман, Абрикос, Агат, Алтай, Атлант, Амиго, Арбат, Август, Адонис, Арон, Аполло, Ангел, Атос, Айсберг, Астерикс, Авалон, Арарат, Амулет, Азартный, Анилин, Артист, Анриал, Апельсин, Алхат, Адмирал, Абсент, Апполон, Анубис, Авангард, Атлас. |
Б | Быстрая, Белогривка, Белоснежка, Багира, Боярыня, Батиста, Буланка, Бавария, Беспечная, Броская, Барышня, Беатриса, Балагурка, Бандитка, Бравая. | Боец, Балагур, Бравый, Бисер, Боярин, Блогер, Банкет, Бенефис, Бурят, Басурман, Боливар, Баловник, Бунтарь, Бонус, Барон, Бархат, Буян, Барс. |
В | Венера, Ветреная, Вирджиния, Вольная, Вестница, Видная, Варава, Волшебница, Визитница, Византия, Викториана, Вспышка, Весенняя, Венесуэла, Виртуозная. | Вавилон, Валет, Ванилин, Вальс, Вымпел, Варяг, Везувиан, Версаль, Вектор, Вираж, Воевода, Виандот, Ветер, Весельчак, Вежливый, Вегас, Витязь, Воин, Виртуоз, Всплеск, Венец, Вельвет. |
Г | Галактика, Гармония, Грация, Гильдия, Громкая, Грациозная, Графиня, Гусарыня, Герцогиня, Гипотеза, Гордая, Глазурь, Госпожа, Графика, Гениальная, Громкая. | Гомер, Гиацинт, Геракл, Гусар, Гранд, Голиаф, Грациозный, Гладиатор, Граф, Гастролер, Геркулес, Громкий, Гейзер, Гламур, Герой. |
Д | Дикая, Дерзкая, Добродейка, Достойная, Девица, Дакота, Доблесть, Дама, Династия, Дельта, Деметра, Диадема, Драма. | Даллас, Джигит, Драгун, Джокер, Денди, Дежавю, Дружный, Дакар, Добролюб, Джаз, Дерзкий, Достойный, Добродей, Доспех, Добрыня, Джентльмен, Донжуан. |
Е | Евразия, Египтянка, Енисея, Едкая, Ефросиния. | Евнух, Енисей, Евфрат, Ереван, Есаул, Ездовой, Евдоким, Евстрат, Егерь, Елизар. |
Ж | Жрица, Жизель, Жемчужная, Желейница, Женева, Жестикуляция, Жизненная. | Жаргон, Жемчужный, Жаккард, Жасмин, Женьшень, Жетон, Жизнелюбец, Жиган, Жонглер. |
З | Затейница, Зеркальная, Забава, Задорная, Задумка, Злата, Злодейка, Загадка, Забота. | Зорро, Замысел, Звездный, Зефир, Зевс, Закат, Забег, Зодиак, Звездочет, Заговор, Завоеватель, Зигзаг. |
И | Изумрудная, Изящная, Империя, Императрица, Изюминка, Искра, Инфинити, Интрига, Иллюзия, Интуиция, Идиллия. | Интерес, Изумруд, Индиго, Идальго, Импульс, Император, Идеал, Искатель. |
К | Красотка, Королева, Кудесница, Конфетка, Комета, Классика, Карамель, Княгиня, Кокетка. | Кавалер, Кабул, Кумир, Каприз, Кардинал, Консул, Князь, Карнавал, Командир, Кудесник. |
Л | Легенда, Лучезарная, Лестная, Леди, Логика, Любезная, Летящая, Либерия, Лавина, Лакомка. | Ловелас, Лорд, Людгер, Любезный, Легендарный, Лиходей, Лидер, Лауреат, Ладный. |
М | Молния, Музыка, Магия, Мечта, Мальта, Мелодия, Мистика, Миледи, Модница, Моника, Мавритания. | Мавр, Мечтатель, Молчун, Меткий, Монреаль, Марафон, Магистр, Монолит, Малахит, Мономах, Мираж, Мушкетер, Магнит, Маэстро, Миф, Маршал, Мастер. |
Н | Нимфа, Награда, Наследница, Находка, Нотка, Ностальгия, Николь. | Надежный, Наглец, Нюанс, Неуловимый, Наполеон, Нефрит. |
О | Овация, Октава, Озорница, Отрада, Оливия, Омега. | Оберег, Образец, Озорник, Орион, Оригинальный, Олимп, Оптимист, Орнамент, Орфей. |
П | Прима, Пантера, Провинция, Пентаграмма, Премьера, Победа, Парадная, Перспектива, Палитра, Пальмира, Пандора. | Паскаль, Паладин, Параграф, Пепел, Призрак, Посейдон, Приз, Птолемей, Пейзаж, Посланник, Подвиг, Позитив, Престиж. |
Р | Рифма, Рапсодия, Роксана, Рубрика, Разбойница, Радужная, Раритетная. | Радикал, Ракурс, Рафаэль, Разбойник, Романтик, Рубин, Рандеву, Резвый, Реалист, Рассвет. |
С | Симфония, Стратегия, Секунда, Строптивая, Свобода, Сахара, Стихия, Соната, Солистка, Самара. | Сапфир, Сократ, Смельчак, Саксон, Салют, Сольери, Соломон, Султан, Спартак, Спутник, Стимул, Секрет, Сомелье. |
Т | Тайна, Тишина, Таврида, Таинственная, Табакерка, Тактичная, Танзания. | Тагил, Тайфун, Таймер, Талант, Талисман, Титан, Танец, Тамерлан, Танцор, Темп, Теодор. |
У | Удача, Умница, Ультра, Успешная, Угроза, Умелица. | Унисон, Успех, Умник, Ураган, Уникальный. |
Ф | Фабула, Фактура, Фантазия, Фаворитка, Фрида, Фортуна, Фелиция, Флика. | Фаворит, Фарадей, Фарисей, Фанат, Фрагмент, Фараон, Фантик, Фокус, Форсаж. |
Х | Характерная, Харизма, Художница, Храбрая, Хризантема. | Халиф, Характер, Хакер, Хантер, Хром, Хитрец. |
Ц | Царица, Царевна, Цитата. | Цезарь, Царевич, Циклон. |
Ч | Чародейка, Чалая, Чудная, Чаровница. | Чародей, Чемпион, Чикаго, Черчилль, Чаплин, Чингисхан. |
Ш, Щ | Шанель, Шампань, Щедрая, Шалунья. | Шайтан, Шарж, Шериф, Шандольер, Шафран, Шахназар, Щербет, Шанхай. |
Э | Эвридика, Экзотика, Эврика, Этуаль, Элегия, Эпоха, Эмоция, Эскадра. | Эвридикий, Эпилог, Эверест, Эгоист, Эйнштейн, Эквивалент, Эклипс, Эксклюзив, Экстрим, Эталон. |
Ю | Юника, Юниорка, Юнона. | Юбиляр, Ювелир, Юный, Юморист, Юпитер. |
Я | Ягода, Яркость, Ямайка, Ярость. | Ярый, Январь, Янтарь, Яркий, Ямал. |
Запрещенные имена и клички знаменитостей
Если покупка коня осуществляется для любительской верховой езды, то в этом случае важны исключительно личные предпочтения, фантазия и вкус. Но другое дело, если лошадь была куплена для участия в соревнованиях и у коня известная родословная, используемая в племенном назначении, представляющая породную ценность.
Нельзя называть животное, в кличке которого присутствуют нецензурные слова, а также известные имена жеребцов-производителей, включенных в международный охраняемый список.
Большинство коней вошли в историю совместно со своими владельцами. Многие стали популярными за счет своих спортивных побед:
Сегодня в Интернете подобрать имя для домашнего питомца – не проблема. В поисковой строке вбивают «генератор кличек для лошадей», и переходят по ссылке. Случайное имя может понравиться владельцу, да и не придется ломать голову, чтобы выбрать подходящую кличку.
Интересные идеи
Также при выборе имени придерживаются и других критериев. К примеру, называют лошадей в честь драгоценных камней, так, на конюшне встречаются Аметисты, Янтари, Алмазы. Или же называют животных, давая им имена природных явлений или ветров – Тайфун, Сарма, Вьюга, Бора, Самум, Бриз.
Нередко фермеры обращаются за помощью к:
Существует еще множество идей и вариантов. Главное при выборе включить фантазию, благодаря чему удастся подобрать совершенно уникальную, необыкновенную кличку для своего животного.
Рекомендации коневодов
Некоторые коневоды готовы делиться своими секретами относительно того, как они назвали лошадей, имеющихся в подворье:
Очень важно правильно подобрать имя для скакуна, ведь от этого может зависеть его спортивная карьера, если животное планируется отправлять на соревнования. Правила подбора имени помогут не ошибиться в выборе, а специальные словари со списками кличек существенно сэкономят время.
Как назвать лошадь жеребца мальчика и девочку красиво: самые необычные имена
Никак не можете подобрать популярное и крутое имя для жеребцов? Только лучшие из всевозможных английских, русских, японских и французских кличек для жеребцов. Данный список поможет вам определиться с подходящим именем для вашего жеребца, поможет подобрать самую крутую, оригинальную и популярную кличку.
Самыми распространёнными кличками для жеребцов являются японские, русские, немецкие, английские и французские имена. В данном списке представлены подобные имена.
Также смотрите другие статьи на нашем сайте. Только самые лучшие и оригинальные клички для животных.
Самые крутые и лучшие (ТОП-50)
Кoла
Мистер Вискерс
Фараоэленд
Ариель
Эва
Глори
Чай (жизнерадостный, счастливый)
Брут
Нольди
Мишлен
Злато
Джоси
Утриш
Коппер
Рива (возвращающая к жизни)
Рейнард
Пенка
Анкор
Тави
Оладушек
Томат
Нэльсон
Инесса
Анкор
Янко
Ошин
Дантэй (поступок, решение)
Изолда
Элис
Люкс
Милорд
Мир
Помпетт
Сиэль (небеса)
Каприз
Дантэй (поступок, решение)
Элинор
Сидзи (дружеская поддержка)
Фумио (сообразительный, умный ребенок)
Ая
Рольф
Жерро
Хайд
Гермиона
Пенси
Рэм
Финбар
Сильва
Джорджия
Ермогена
Цитадель
Простые и легкие
Кадл
Кеннет
Невермор
Райден
Покей
Юна
Дукан
Силвестер
Кирилл
Темнушка
Рафик
Центурион
Шкодник
Гиа
Юпик
Блу
Сажа
Мелиса
Адриан
Рябчик
Шелдон
Хаси (зайка, зайчик.)
Уверто
Умка
Умберто Эко-Туций
Кальмар
Рори
Хаус
Арма
Зола
Асура
Джекоб
Хенесси
Кир
Лор
Валерия
Сервер
Линдон
Татти
Апри
Райк
Грет
Тайсан
Красивые
Габриель
Хоттабыч
Ададжио
Юджи
Аарон
Дамфис
Арагорн
Орроен
Амфитер
Галатея
Паула
Зена
Сузуки
Серебро
Азалия
Ерофей
Альфредо
Тальмир
Кариша
Доубл
Ржевский
Амаретто
Тиана
Хармон
Пиккер
Треш
Лео
Доур
Джейкоб/Шимус/Шеймус (захватчик)
Вассанта
Эза
Эмперор
Хайланд
Яромир
Желла
Маршал
Нереида (морская)
Пеппер
Лойд
Валора (драгоценная)
Ислей
Мерита (похвала)
Чайра
Инфант
Чарвел
Олди
Доллар
Прикольные и смешные
Эммануил
Ништяк
Непоседа
Ксу
Нексус
Авария
Вжик
Юркий
Идзуми (ручей)
Паночка
Мур
Диас
Эдра
Изи
Глаша
Гиппократ
Батут
Белюсик
Барсук
Орти
Чарлита
Авдей
Хэсси
Беляш
Огнеза
Октавий
Тэсса
Челленджер
Метеор
Пауль
Вобла
Дольче
Сенга
Ортан
Лайф
Шу
Нэрс
Ганжубас
Калибер
Леджер
Ульян
Гелик
Консул
Популярные
Хайрон
Эдгард
Мирлан
Денди
Ефрейтор
Оллон
Пейтон
Палермо
Нейтон
Дитмар
Дося
Бамп
Шикка
Прайд
Кайван (способный, замечательный)
Винс
Стеша
Хаким («мудрый)
Раша
Мор
Альфи
Юнг
Минна
Жилль
Исидора
Вильям
Зотик
Кэссис
Штопор
Жан Люк Пикаи
Уильям Шекспоу
Мона
Зафира
Барси
Необычные, интересные и оригинальные
Габел
Гайна
Яльвина
Барди
Ноябрина
Ариец
Тайра
Азер
Вольфа
Варфейс
Ирвин
Эйдан
Ассорти
Гобер (блестящий)
Луиза
Инвар
Кокетка
Засранец
Цоколь
Тиви
Найда
Скиппи
Безешка
Зимка
Бронсон
Тандеркэт
Ют
Меланж
Роджер
Найда
Перса
Агератум
Ксавьер
Сатин
Зерок
Андре, Анри (смелость и мужество)
Густа (почтение)
Для пушистого
Вэлери
Дарика
Вельвет
Винд (ветер)
Веснушка
Дарика
Гэтсби
Васютка
Вельвет
Дарика
Винд (ветер)
Дантес
Дантес
Вест
Для черного
Галька
Бетмен
Даниэль
Бec
Даря
Даллас
Багира
Вермут
Дара
Ворон
Геенна (Ад в Новом Завете)
Бec
Дар
Даркли (тьма)
Григори (падший ангел)
Венус
Веня
Блэк
Дарге
Вивальди
Вороника
Дар
Венус
Даллас
Бec
Бec
Версаче
Геенна (Ад в Новом Завете)
Версаче
Бec
Вьюшка
Адгам (черный)
Вивальди
Для белого
Блонда
Белуга (сорт чечевицы, чьи зернышки напоминают черную икру)
Альпин
Белоснежка
Блонди
Вигл
Белый Клык
Белохвост
Белуга (сорт чечевицы, чьи зернышки напоминают черную икру)
Белыш
Вероника
Белохвост
Белуга (сорт чечевицы, чьи зернышки напоминают черную икру)
Габби
Габби
Альбинос
Белохвост
Блэк Баккара
Блэк Мэджик
Альбинос
Альпин
Блонда
Арктик
Белёк
Габби
Белло
Гавин (ястреб)
Блонда
Блондик
Блонда
Альпин
Блэк Берри
Вероника
Для рыжего
Данута
Версаль
Ардон (бронзовый)
Версаль
Вейнерфул
Вера Рубин
Дайтан (отважная и смелая)
Данута
Багрянка
Верный
Акадама (цвета янтаря)
Для серого
Данон
Грайс
Грейс
Грай (серый)
Азэлстан (благородный камень, так можно назвать кота серого окраса)
Грай (серый)
Грималкин
Вейхауз
Грай (серый)
Бетана/Бетка (цвет бетона)
Граучо
Гэвин
Аурум
Вжив
Аурум
Гаук
Грей
Аурум
Грей
Вейхауз
Русские
Варежка
Буратино
Гранат
Григорий
Делрой
Гарджи
Брылька
Бурулька
Шотти
Ирод
Гнев
Людвиг
Волна
Буня
Варюша
Антошка
Алевтина
Дзедзи (девочка)
Вандал
Буржуй
Вишенка
Вьюша
Голубка
Куду (наперсток)
Марселос
Гарджи
Чума
Настасья
Философ
Пульферия
Буська
Брылька
Антоша
Герасим (Гера, Геся, Расик)
Валик
Гога
Алёнушка
Шотти
Шотти
Березка
Куду (наперсток)
Людоед
Горчица
Гога
Вандал
Вениамин
Геннадий (Гена, Генаша, Генуся, Геня, Геша)
Английские
Абадон
Люр
Иа (лунный)
Россо
Хна
Жанетта
Зиройт
Виллоу
Струнка
Дюдюка
Сенди
Фрис
Ерема
Фэт Кэт
Юскус
Лакки
Блэк Джек
Жекса
Монгол
Зира
Орбита
Трис
Енко
Тэрро
Серебрянка
Рыж
Джелана
Клиф
Фумка
Волкер
Жуча
Кейфер
Клык
Реко (свежесть)
Юнеск
Рамира
Немецкие
Лу
Ада (благородная, великодушная)
Гунхильда
Френсис
Чике Дуке
Адольф (благородный волк)
Сатой (умная и сообразительная)
Инис
Ласко
Юзя
Юлисса
Зигфрид
Герта (сила копья)
Жарден
Брейгель
Хилон
Гретхен
Шинелька
Лосяш
Крид
Французские
Виктория
Виктория
Веткоп
Вуаль
Гастон
Виктория
Бушар (сильный)
Блесс
Витуар (победитель, победа)
Бардо
Гравюра
Веткоп
Грегуа
Бастион
Бонапарт
Виви
Бардо
Бурбон
Глаттон
Гайем
Гофман
Веткоп
Бушар (сильный)
Гравюра
Гоби
Гаскон
Ажур
Виви
Антуан
Японские
Акути (принцесса, королевна)
Аккура
Гепард
Аяме (ирис)
Аморэ (любимый)
Акира
Акита
Ацуко (теплая, уютная)
Бансэй (вечный)
Амори
Редкие
Элвис
Гризельда
Ефимка
Алоис
Патрикей
Чендлер
Цесей
Варлей
Херис
Азер-Бек-ибн-Хатаб
Вазилис (греч.)
Герминия
Адлер (орел)
Фрай
Амброзия
Игнат
Игер Бивер
Осмон
Аралия
Кусимир
Гидан
Мушкет
Туран
Габрита
Несмеяна
Изида
Бьянко
Ждан
Ильвер
Пола
Йошка
Тоська
Рулет
Ден
Бимер
Жу-жу
Янар
Дайга
Ульрик
Сайрекс
Герван
Мрак
Фарсик
История кличек лошадей
Клички лошадей (скаковых и рысистых, в русском коневодстве). Присвоение кличек породистым лошадям в России XIX—XX вв. не было регламентировано ничем, кроме вначале необязательной, но постепенно превратившейся в норму тенденции выражать в имени родственную связь носителя клички с его отцом или матерью (реже обоими). Постоянно присутствующим, хотя и некодифицированным, был также эстетический фактор, под действием которого коневоды старались давать лошадям клички, достойные будущих рекордсменов (Барс, Боец, Бравый, Могучий, Молодецкий и т. п.).
Однако в результате длительной практики сложилась довольно стройная и, главное, в основном однородная, несмотря на свою разноязычность, система имен, поддающаяся довольно компактному описанию.
Регулярное, почти ежедневное общение лошади с человеком определило богатую имятворческую традицию этой отрасли зоонимии и многообразие ее эмоционального компонента. Функциональная необходимость точного именования лошади была осознана также необыкновенно рано. Хотя в сравнительно недавние времена, отдаленные от нас всего полутора-двумя веками, в степных табунах паслись безымянные кони. Включение лошади в хозяйственный обиход, при котором происходило выделение ее из безымянного множества, сопровождалось присвоением ей индивидуальной клички.
Наследницей этой функции клички является нынешняя рекламно-аттрактивная роль, довольно существенная при заключении сделок на аукционах лошадей и немаловажная в обеспечении участникам дерби и конкурсов необходимой рекламы среди игроков и любителей конного спорта.
Эмоционально-экспрессивный характер генофонда кличек орловских рысаков проявляется при семантической классификации имяпроизводящих основ данного корпуса имен, их генетической типологии и структурной характеристики. Среди семантических групп имяпроизводящих основ анализируемых кличек можно выделить:
а) немногочисленые названия животных (Бирюк, Горностай, Куница, Тигр), среди которых чаще других в период с 1835 по 1876 г. употреблялись Барс (11 жеребцов) и Кролик (35).
б) названия птиц; некоторые из них могли служить символом красоты и силы (Кречет, Лебедь, Орел, Орлик, Павлин, Сокол), большинство — Бекас, Воробей, Кукушка, Цапля, Чечетка — были результатом уподобления по окраске или манере передвижения или случайными именованиями;
в) названия конкретных предметов, случайные, как Верстак, Метла, Палаш, или с предполагаемым символическим облагораживающим значением (Булат, Комета, Кремень, Пуля, Булава, Ваза, Заноза, Звезда, Звездочка, Гранит, Метеор, Огонь);
г) названия абстрактных предметов, действий, явлений природы, часто имеющих символическое значение (Ветерок, Восторг, Вьюга, Гроза, Гром, Дар, Задор, Набат, Отрада, Разгул, Размах, Раскат, Услад);
д) обширную группу названий лиц по характерному действию, должности, титулу, чаще благородному (Богатырь, Богач, Вельможа, Вестник, Витязь, Воевода, Воин, Вещун, Волшебник, Ворожей, Знахарь, Кавалер, Колдун, Кудесник, Купец, Лорд, Мамелюк, Механик, Мурза, Партизан, Паша, Работник, Ратник, Стрелец, Стрелок, Старшина, Хан, Чернец, Учитель);
е) названия лиц по нравственным и физическим качествам: Бедокур, Буян, Быстролет, Великан, Ветрогон, Волокита, Ворчунья, Воструха, Грубиян, Гуляка, Добряк, Друг, Душенька, Забияка, Космач, Криводушник, Крикун, Кляузник, Молодец, Насмешник, Негодяй, Плут, Силач, Соперник, Сорванец, Чаровник, Чародей, Чудак, Чудило, Щеголь и др.; эмоционально-экспрессивный потенциал этой лексической группы очевиден, знаменательно ее интенсивное использование в качестве кличек;
з) это полностью относится и к кличкам, образованным от этнонимов (Американка, Арабка, Бедуин, Бухарец, Варяг, Венгерка, Галл, Голландка, Гречанка, Испанец, Казачка, Латыш, Прусачка, Татарка, Цыганка) и к оттопонимическим образованиям (Десна, Каледония, Камчатка, Кастеламара, Медынь, Палестина, Полтава, Синоп, Таврида, Царьград);
и) качественные прилагательные — излюбленный источник кличек, которые содержали как описание нрава, стати, резвости лошадей, так и их эмоциональную оценку создателем клички (Бедовая, Бодрый, Бравый, Буйный, Быстрый, Важный, Верный, Веселый, Главный, Гордый, Дивный, Добрый, Досужий, Единственная, Забавный, Завидный, Задорный, Залетный, Злобный, Кроткий, Ладный, Ловкий, Любезный, Лютый, Миловидный, Милый, Нарядный, Непокорный, Потешный, Почетный, Резвый, Скромный, Славный, Спесивый); среди хвалебных эпитетов, обращенных в клички, имеются даже такие обратные образования, как Казистый и Наглядный;
к) относительные прилагательные, как и превращенные в клички коневодческие термины Вороной, Гнедой, Караковый, Рыжий, Серый, Темно-серая, Темно-гнедая, обозначали масть лошадей (Золотой, Мраморная, Огнистый, Серебряный, Смоленый, Стальной); хотя эти клички и сообщали конкретные сведения о своих носителях, их нельзя считать совершенно стилистически нейтральными, ибо сами традиционные названия чистых мастей конской элиты были положительными характеристиками.
Таким образом, хотя далеко не все зоонимы, входящие в рассмотренные группы, содержат конкретную информацию о носителе (характеристика масти или физических качеств лошади), почти все они ярко эмоционально окрашены, подчеркивают его действительные или желаемые положительные качества, стремятся облагородить, приукрасить его облик, привлечь к нему благосклонное внимание покупателей или игроков на бегах.
Генетическая типология (типология внутренних форм) кличек представлена следующими классами:
а) патронимический (реже матронимический) класс, в который входят клички, в семантике которых присутствует так или иначе выраженное указание на происхождение от определенного отца или матери; единого формализованного способа обозначения происхождения еще выработано не было; для этой цели использовали полный повтор клички (с поправкой на пол): Азарной — сын Азарной, Бархатный — сын Бархатной, Самолет (1848) от Самолетки, Догоняй — сын Догоняихи; суффиксальное словообразование: Анетин — сын Анеты, Богатырь — сын Богатырки, Лебеденок — сын Лебедя, Орлик — сын Орла; сложение имен родителей: Атласный-Угрюмый сын Атласного и Угрюмой; цифровые уточнители: Атласный II — сын Атласного, Подарок II — сын Подарка I;
б) описательный класс — прямое или метафорическое описание внешних и внутренних свойств лошади: Вороной, Гнедой, Нонка, Звездочка (масть, окрас), Атласный, Бархатный, Волнистый, Космач (характер шерсти), Лебедь, Цапля, Плотный (стать), Буян, Злобный, Строгий, Несмелая (манера поведения, характер) и т. п.;
в) класс мелиоративных и оптативных кличек — клички-пожелания и гиперболические эпитеты (Дивный, Могучий, Непобедимый, Комета, Ураган, Догоняй, Улетай), такие клички содержали в себе нечто вроде древних магических заклинаний и сродни будущим рекламным наименованиям. Элемент мелиоративности присутствует в семантике всех классов, хотя в одном случае он проявляется в установлении родства со знаменитым производителем, в другом случае — в подчеркивании наиболее выдающихся внешних или внутренних качеств носителя, в третьем случае — в декларировании будущих побед.
Словообразовательные модели рассматриваемого класса, как и в других ономастических классах, распадаются на простые, производные, сложные и составные. Простые, безаффиксные образования — Бард, Барс, Ворон, Куница, Друг. Производные: номинативные — Баловник, Добряк, Баловень, Говор, Вестница, Чудила, Волокита, Прусачка, Вещун, Любимая, Жиганка, Конек, Галченок, Солдатик; атрибутивные — Вороной, Любезный, Похвальный, Досужий, Безнадежный, Беспардонный. Сложные — Быстролет, Ветрогон, Добродей, Лиходей, Чародей, Ротозей, Самолет. Составные — Атласный-Кролик, Атласный-Угрюмый, Бедуин-Молодой, Ворон-Черный, Ворон-Ловкий, Грозный-Любимец, Подарок II, Добычник-Молодой, Непобедимый-Молодец, Закадычный-Друг, Любезный V, Жар-Птица.
Своеобразную структурную подгруппу предствляют субстантивированные образования на базе междометий, императива глаголов и целых императивных предложений: жеребцы — Ах, Ширяй, Догоняй, Досаждай, Раскидай, Улетай; кобылы — Авось, Небось, Горе-Прочь и Кинь-Грусть.
Во второй половине исследуемого периода складывается довольно последовательное обозначение родства лошадей повторением инициалов одного или двух производителей в кличке каждого жеребца или кобылы: Друг от Волнистого и Думы, Верняк от Ворона и Чародейки или даже Добряк от Добродея и Доброй, Дунай от Добытчика и Дубровы. Этот способ выражения родовой связи в будущем оказался наиболее простым и наиболее продуктивным.
Более полное повторение имени или его компонентов в наименовании потомства встречалось в 1834—1884 гг. довольно часто: Досадная от матери Досаждайки, Добытчица от матери Добычи, Догоняиха от Догоняя и Славы, Рынденок от Друга и Рынды, Туман-Восторг от Тумана и Мглы, и со смысловой связью: Ворожея от Колдуна и Победы, Пройда от Ловкого, Ходкая от Ходистой.
В наше время коневоды стремятся начать имя лошади с инициала отца, включая инициалы матери в состав клички: Бабочка от Бивуака и Буквы, Прима от Прометея и Магдалины, Авангард от Авгура и Валатозы, Доха от Движка и Ханки, Жемчужина от Жребия и Аварии и т. д.
При этом значение исходных апеллятивов почти не принимается во внимание, формальный принцип номинации по инициалам производителей преобладает. Используются главным образом иностранные слова. Эмоционально-экспрессивная окраска этих кличек практически нейтральна.
В русском рысистом коневодстве XIX в. сложился профессиональный ономастический генофонд, в который были целенаправленно отобраны слова определенных семантических групп, причем сложились немногочисленные генетические типы наименования лошади с неограниченным использованием номинативных словообразовательных моделей русского языка.
Сравнение русской конской зоонимии 1834—1884 гг. и 40-х гг. нашего столетия свидетельствует о том, что клички породистых лошадей сегодня лишены эмоционально-экспрессивной окраски прошлого, преобладает формальный подход к подбору имен. Полностью исключен из практики рациональный поиск имени. Кроме выражения родства с производителями, никаких ограничений в выборе имен не признается. По энциклопедическому словарю подбирается слово, в состав которого входят инициалы отца и матери, и на этом акт имятворчества завершается. Правда, и в старину создавалось немало безассоциативных кличек, и ныне встречаются изредка традиционные наименования вроде Дружок — от Дебоша и Ракиты, Задорная — от Зерзана и Дубовой. Однако тенденция к случайному подбору имени, не допускающая никакой экспрессивной семантизации, явно преобладает. Достаточно обозреть огромный ряд кличек типа Калория, Кассация, Клика, Код, Корейка, Мистицизм, Номер, Оптик, Павильон, Палатка, Панель, Парадокс, Партер, Пелерина, Пломба, Повестка, Профессия, Сакля, Сигнал, Сатира, Сборник, Секта, Сессия и т. п., чтобы убедиться в истинности этого положения. Объяснение этому процессу десемантизации и стилистической нейтрализации зоонимов следует искать прежде всего в том, что они утратили рекламную аттрактивную функцию и, не будучи в условиях массового промышленного коневодства средством звукового общения человека и животного (попробуйте «пообщаться» при помощи таких кличек, как Имитация и Судорога), стали эквивалентом имени-номера.
Литература:
1. Списки лошадей Орловской породы, бежавших на летнем и зимнем московских ипподромах с 1834 по 1884 г.— свыше 6000 кличек // Сонцов Д. Д. Альбом пятидесятилетнего юбилея Московского императорского общества любителей конского бега. М., 1884.
2. Отчеты о скаковых испытаниях 1946 и других годов, опубликованные Ростовским-на-Дону ипподромом // Отчет о скаковых испытаниях 1946 г. Ростов-на-Дону, 1948.
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.