как называется лепнина на стене
Декоративная лепнина в интерьере: разнообразие материалов
Отправим материал на почту
Традиция украшать здания лепным декором зародилась еще во времена Древней Греции и дошла до наших дней практически без изменения внешней формы. Лепнина — это выполненные в разных стилях рельефные украшения, которые используются для фасадных и интерьерных отделочных работ. Ее изготавливают из разных материалов и разными способами, иногда используют дополнительную отделку (расколеровку или золочение).
Разновидности декора
В интерьерных работах лепнину используют для украшения любых поверхностей и деталей: потолков, стен, дверных и оконных проемов. Ее подбирают под дизайнерский стиль комнаты; существуют часто используемые разновидности лепнины. Чаще всего лепные детали (например, карнизы) устанавливаются на стыках между стенами и потолком, помогая визуально увеличить высоту комнаты. Основные элементы рельефных украшений можно разделить по следующим категориям:
Материалы
Термин «лепнина» описывает один из ранних способов изготовления рельефных украшений. Сегодня их отливают или отпрессовывают из гипса, бетона, штукатурки; иногда лепят вручную, а затем крепят на выбранное место. С появлением современных технологий объемный декор изготавливают не только из традиционных материалов, но и из полимеров. У каждого из вариантов имеются свои положительные и отрицательные стороны.
Из полистирола (полимеризованного стирола)
Элементы лепнины напоминают изделия из пенопласта, а вырезаются из блоков-заготовок. Готовый декор очень легкий и гибкий, при необходимости его размеры легко корректируются.
Готовый продукт характеризуется бюджетной стоимостью, которая недвусмысленно намекает на его недостатки: низкую механическую прочность, недолговечность, изменение цвета со временем. Полистирол при сильном нагревании разлагается, а горит коптящим пламенем, поэтому экологичным его назвать тоже трудно.
Из гипса
Рельефный декор традиционно изготавливается из гипса. Натуральный материал отличается уникальным набором качеств. Он экологичен, не стареет со временем, с ним просто работать (грунтовать, окрашивать). При желании эксклюзивные элементы (например, лепнину в виде листа или розетки) можно изготовить самостоятельно. Сколы и царапины на гипсовых деталях легко реставрируются. Изделия из гипса пригодны для отделки любых помещений, так как они пожаробезопасны.
Главным минусом является хрупкость и значительный вес гипсовых лепных изделий. Это создает известные проблемы при перевозке и во время монтажных работ; для установки крупных фасадных элементов нужна спецтехника. Для фиксации требуется специальный клей; чтобы получить гарантированное качество, монтаж стоит поручить профессиональным мастерам.
Из недостатков отмечается также высокая гигроскопичность гипса, из-за которой на поверхность приходится наносить защитное покрытие. Недешево обходится сам материал, работа по монтажу, изготовление (гипсовый декор часто делается на заказ).
Из полиуретана
Главными достоинствами этого популярного вида декора является низкая цена, и, как у всех полимеров, небольшой вес. Это позволяет устанавливать лепнину, не привлекая рабочих, что благоприятно сказывается на итоговом бюджете. Рельефный декор из полиуретана не деформируется при транспортировке; для фиксации используют специальный клей (жидкие гвозди).
Недостатком материала считается его слабая сопротивляемость механическим нагрузкам. Деталь с трещиной или царапинами подлежит замене, отреставрировать ее невозможно. Сырьем полиуретана являются органические соединения изоцианат и полиол, поэтому полиуретан горюч, при горении образует токсичный дым, в связи с чем относится к опасным веществам.
Из пенополистирола
В середине прошлого века пенополистирол (пенопласт) был главным теплоизоляционным материалом, чуть позже из него стали делать легкую и доступную по стоимости лепнину, которая легко закрепляется на поверхностях. Пенополистирольный декор внешне практически неотличим от изделий из пенополиуретана, но имеет минусы, которые осложняют монтаж.
Лепные детали из пенополистирола требуют идеально ровной основы, поскольку не достаточно эластичны, чтобы принимать форму подложки; при сильном механическом воздействии они ломаются. Недостатком считается и пористая поверхность материала. Чтобы скрыть характерную фактуру, приходится окрашивать детали по нескольку раз.
Из полимербетона
Полимербетон называют литьевым мрамором, что отражает его основные свойства. Для его изготовления в смесь, кроме цемента, добавляют акрил или смолы, красящие пигменты и различные наполнители (мраморная или гранитная крошка, песок, кварц).
В отличие от других видов лепнины, изделия из полимербетона имеет вид натурального камня и соответствующую фактуру, отличается разнообразием и способны вписаться в любой интерьер. К плюсам материала относится прочность, долговечность и устойчивость к внешним воздействиям.
Недостаток подобного декора — значительный вес. Несмотря на то, что его можно изготавливать ручным способом, установка должна осуществляться только профессионалами, с использованием спецтехники.
Видео описание
О лепнине в современных интерьерах в следующем видео:
Из стеклопластика
Недостаток лепнины из стеклопластика — высокая цена и ограничения, накладываемые на сложность формы: ажурные элементы из него не получатся.
Заключение
Многие лепные элементы носят универсальный характер и используются в разных стилевых решениях (часто в декоре современных интерьеров). Вместе с тем, если для оформления комнаты выбран один из классических стилей, рекомендуется подбирать декор, соответствующий данному направлению. В этом случае лепной рельеф сможет стать завершающим штрихом оформления.
Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)
Баля́сины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;
Баля́сины
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.
Балюстра́да
Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).
Пиля́стр
Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.
Капите́ль
Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.
Аба́ка
Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.
Атла́нт
Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.
Рустовый камень на фасаде
Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.
Кариатида
Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.
Антаблеме́нт
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.
Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.
Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.
Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).
Барелье́ф
Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.
Горелье́ф
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Фронто́н
Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).
Пилон
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Портик
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.
Колоннада
Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.
Сандрик
Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.
Филёнка
Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.
Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.
Картуш
Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.
Молдинг
Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.
Кронштейн
Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).
Цо́коль
Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Архивольт
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.
Портал
Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.
Аркада
Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.
Э́ркер
Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).
Каннелюра
В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.
21 пример интерьера с лепниной
Свое начало лепнина в интерьере берет со времен Древней Греции и Рима, а потому по праву считается одним из старейших декоров. Широкое применение она нашла в эпоху классицизма, барокко, ампира, но и позже не была забыта.
Конечно, современная лепнина уже не та, она усовершенствована, преподнесена потребителю с оптимальными характеристиками по доступной цене. В магазинах различного рода лепной декор представлен отдельными деталями, которые объединяются в единую композицию. Процесс лепки не похож на работу древних зодчих, но визуальный эффект не менее натуралистичный.
Материалы для изготовления лепнины
Когда-то лепнину приходилось создавать из цементного раствора, извести, штукатурки или гипса. В наше время используют специальные гипсовые смеси, а также готовый декор из полиуретана или полистирола (он же пенопласт), который просто приклеивают на заранее подготовленную поверхность, а затем окрашивают. Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки.
Полиуретановая лепнина
Благодаря прочности и приятной фактуре материал близок к подлинной гипсовой лепнине. Кроме этого ему не страшны различные температурные режимы, влажность и легкие механические повреждения. Окрашивается абсолютно любыми красками. Также существуют специальные наборы, которые позволяют создать эффект старины. Если необходимо оклеить криволинейную поверхность, важно подобрать материал с необходимой гибкостью, пометку об этом обычно делает производитель.
Декор из полистирола
Детали из пенопласта легкие, гибкие, дешевые. Практически в каждом доме есть потолочные плинтуса из полистирола, которые являются простым лепным декором. Основной недостаток изделий в качестве. Полистирол лучше использовать в местах недоступных для человека и домашних животных, поскольку на нем легко остаются вмятины.
Гипсовая лепнина
Один из самых сложных в работе материалов, требует определенных навыков и опыта. Гипсовая лепнина весит сравнительно много, а закрепить ее непросто. Из положительных качеств стоит отметить эстетические качества и неограниченные варианты исполнения. Кроме готовых декоров, производители предлагают гипсовые смеси для создания уникальных узоров и барельефов.
Виды лепнины для декорирования интерьера
Цельная картина лепнины создается путем соединения множества различных деталей, как конструктор.
Видов декора существует огромное множество, рассмотрим основные:
Помимо этих основных элементов существует еще масса других деталей: различные фрезы, уголки, фронтоны, средники, узоры, завитки, единичные детали орнамента.
В каких стилях интерьера лепнина наиболее уместна
Полноценная лепнина может присутствовать далеко не во всех стилях. Конечно, речь идет не только о потолочном карнизе или плинтусе.
Ампир
Основной признак этого стиля – имперская роскошь, которую помогает подчеркнуть позолоченная лепнина. В дизайне интерьера обязательно должна присутствовать массивная тяжеловесное мебель из красного дерева. Типичным орнаментом являются копья, ветви дуба, стрелы, луки, другая воинственная символика, орлы лавровые венки женские фигуры по мотивам помпейских росписей.
Арт-деко
Визуальное отражение «бурных» 20-х годов прошлого века. Этот стиль также олицетворяет собой богатство и роскошь, помимо лепнины представлен дорогими материалами, шкурами экзотических животных, насыщенными цветами. Элементы лепнины: животные и птицы, но интерьер не должен быть перегружен, предпочтение отдается четким линиям, простым геометрическим формам.
Барокко
Отдельный виток развития классицизма, для которого характерна торжественность, помпезность, зрительное увеличение пространства любыми возможными способами. Барокко помимо прочего выделяется изобилием скульптур, витых колон, многочисленными зеркалами, коврами, гобеленами. Характерным орнаментом лепнины будут тяжелые гирлянды плодов и цветов, картуши, ромбовидная сетка с розетками, сложный орнамент.
Рококо
Ансамбль интерьера подчеркивает праздничность и игривость. Повышенное внимание проявляется к мифологии, эротическим сценам. Стиль прекрасно подойдет для создания интимной атмосферы. Во всем, прослеживается асимметричность, криволинейность контуров, различного рода завитки и волны, излишество мелкого декора со стен переходит на потолок. Нередко центральным божеством выступает Венера в окружении нимф, амуров, сатиров.
Греческий стиль
Воплощение рациональности, простоты, гармонии, совершенства. Излюбленный греческий мотив – круг, вписанный в квадрат. Стиль прежде всего выделяет прямоугольная форма комнаты с колоннами по углам, которые держат потолочные балки. Белого цвета лепнина, мебель, трикотаж, скульптуры контрастируют с насыщенным цветом стен. Для пола характерно мраморное покрытие. Лепнина греческого стиля: колонны, мотивы цветов, плодов, винограда, скульптуры, греческие вазы.
Классицизм
Выражается сдержанностью, гармонией и прямолинейностью форм. Классический дизайн при всей своей помпезности может выглядеть более аккуратно, нежели новомодный хай-тек. В лепнине прослеживаются четкие прямые линии, квадраты, прямоугольники, используются розетки, цветы, разные орнаменты, узоры, повторение несложных мотивов. Иногда уместными будут символы любви: птицы, факелы, цветы.
Ренессанс
Отражает древнеримскую и древнегреческую традиции показной роскоши. Богатство подчеркнуто простором помещения. Стиль уделяет огромное внимание декору: колоны, карнизы, орнамент, роспись стен, потолка. Используется массивная мебель из темного или светлого дерева. Лепнина может быть самой разнообразной: элементы животного, растительного мира, обнаженные человеческие тела, гербы, пухлые младенцы, побеги растений, плоды, химеры.
Модерн
Лепнина в современном интерьере
Лепнина в квартире или доме придает обстановке роскошный вид, делает ее оригинальной, но при этом не лишенной изящества. Декор позволяет создавать особые зрительные эффекты, например, бесконечность потолка или углубление стены. Различные узорные планки, закрывая щели и стыки, корректируют погрешности отделки, эффектно дополняют линию соединения разных материалов и поверхностей. За лепными потолочными плинтусами иногда размещают скрытую подсветку.
Потолочные люстры обрамляют при помощи розетки подходящей формы с узором. Декоративные наличники, медальоны, гирлянды позволяют оформить ниши, украсить плоскости стен, дверей, окон, арок или зеркала.
Многочисленные примеры с лепниной в интерьере подойдут для вдохновения, но схему расположения и набор декора лучше подбирать индивидуально, учитывая особенности планировки, расстановки мебели.
Лепнина – отличный способ создать имитацию кессонного потолка, но при этом более дешевого, легкого и изящного. Интереснее будут выглядеть проемы, декорированные гипсовой лепниной. Часто современные интерьеры украшают барельефы.
Профессиональный художник, работающий с гипсом, поможет воплотить в реальность любую задумку, создаст объемные декоративные элементы или полноценные панно. С помощью лепнины легко подчеркнуть значимые элементы интерьера. Все чаще встречаются декор стен объемными 3D панелями.
Многие ошибочно полагают, что лепнина должна быть белого цвета. Между тем ее во все времена украшали сусальным золотом или окрашивали. Сегодня же вариантов еще больше. По желанию заказчика лепнина может быть окрашена в абсолютно любой оттенок, тонированной под дерево или мрамор, позолоченная, посеребренная или с эффектом старения.
Без сомнений лепнина в дизайне квартиры имеет массу достоинств. Но прежде, чем украшать гостиную, кухню или спальню объемным декором следует продумать, будет ли он смотреться гармонично, а не выглядеть чужеродным элементом. Избыток украшений, аляповатость, более нежелателен, чем недостаток. Неуместной будет лепнина при высоте потолков менее 3 метров. Также не следует использовать ее в небольших помещениях, появится ощущение захламленности, обстановка будет переутомлять.