как научиться видеть поле в футболе
Как развить быстроту мышления? Тренировка на развитие когнитивных навыков в футболе, видео
На «Чемпионате» завершился цикл футбольных онлайн-тренировок, которые проводились в формате прямого эфира на официальной странице во «ВКонтакте». Но это не значит, что теперь вы не сможете заниматься по нашей программе дома. Все прошедшие сессии по-прежнему доступны в видеоальбоме сообщества, присоединяйтесь!
А мы продолжаем улучшать качество игры с мячом вместе с тренером ФК «Чертаново» Дмитрием Карповым. Сегодня он подробно расскажет, как развить специфические навыки мышления, которые необходимы футболисту, научиться видеть поле и быстро принимать решения во время матча.
Дисклеймер: тренировки переходят на новый уровень
Прежде всего стоит сказать, что к подобным тренировкам лучше приступать после выполнения базовых упражнений игры в футбол. Задача нашего занятия — научить игрока видеть поле и быстро ориентироваться в игре. Надо помнить, что без этих навыков спортсмен никогда не сможет достичь высот мастерства. И всё же физической нагрузки здесь минимум, тренинг больше развивает мышление футболиста.
Конечно, самое главное в спорте — это желание и трудолюбие. Но на этом этапе занятий нам нужен инвентарь: коврик, фишки или конусы, беговая лестница, барьер, мячи разного размера, чистый лист бумаги и ручка — все эти предметы понадобятся при выполнении домашних тренировок. Некоторые вещи можно заменить подручными средствами, но лучше приобрести всё необходимое в интернет-магазине.
Как научиться видеть поле в домашних условиях?
Умение видеть поле и быстро ориентироваться в сложившихся условиях — одно из важнейших качеств игрока. Оно в большой степени зависит от функционального состояния органа зрения. Пространство, которое видит неподвижный глаз, называется полем зрения.
Ваша задача в домашних условиях — делать упражнения, при выполнении которых голова будет концентрироваться не только на мяче. Например, поставьте две фишки или два предмета в двух разных сторонах комнаты, постарайтесь контролировать мяч и по очереди смотреть на предметы. Главная цель этого упражнения — поднять голову при его выполнении и максимально контролировать, что находится в комнате вокруг вас.
Самая большая ошибка — концентрация внимания на мяче. Сначала лучше выполнять все упражнения медленно, чувствовать каждое касание мяча, выравнивать корпус и голову. Так вы будете видеть всё, что находится перед вами. Голова же не должна смотреть вниз при контроле мяча.
Увеличиваем скорость принятия решений в одиночку
Видение поля и скорость принятия решений взаимосвязаны. Видение поля — это хорошее понимание игры и нестандартное решение начала атаки, а скорость принятия решения — это правильное действие на футбольном поле в рамках ограниченного времени. Научиться обоим навыкам в одиночку возможно. Главное, при выполнении одного упражнения добавить 2-3 задачи. Например, взять теннисный мяч в руки, подбрасывать с одной руки на другую и в это же время двумя ногами контролировать или вести мяч.
Развить скорость принятия решений лучше всего с помощью упражнений, где присутствует не одно действие. Старайтесь обозначать лимит времени на их выполнение, добавляйте предметы, ускорение, работу с фишками и пытайтесь задействовать всё тело.
Упражнения на улучшение видения поля и развитие быстроты реакции нужно обязательно добавлять к базовым навыкам работы с мячом. Вполне достаточно, если вы будете 2-3 раза в неделю работать над скоростью мышления. Всего лишь 15-30 минут к основной тренировке — уже отличное дополнение.
Что такое когнитивная тренировка и что она в себя включает?
Когнитивной называют ту тренировку, которая активирует интеллект спортсмена. Память, логика, анализ, креативность и быстрота принятия верных решений — вот главные пункты, необходимые для победы в новом интеллектуальном футболе.
Для того чтобы развить эти навыки, нужно выполнять упражнения, во время которых вы стимулируете функции головного мозга и лобных полушарий. Это позитивно влияет как на ум, так и на организм в целом. Один из наиболее действенных приёмов — скрещивающееся движение. Оно считается очень простым упражнением. Просто лягте, согните одну ногу в колене и соедините её с противоположным локтем руки. Затем задействуйте другие руку и ногу. Старайтесь совершать движения как можно медленнее и сознательнее.
Конкретно наша тренировка состояла из упражнений, в которых были задействованы руки. Они крутили мяч вокруг корпуса, и в этот момент мы двумя ногами старались контролировать мяч. При этом руки и ноги должны были работать в одном темпе. Такие упражнения важно выполнять синхронизировано и не спешить увеличивать скорость. Сначала делайте медленно и качественно, далее наращивайте темп.
Польза когнитивных упражнений и первые результаты
Выполнение когнитивных упражнений значительно увеличивает число нейронных соединений. Это приводит к ускорению обмена информацией между разными отделами мозга, улучшает способность к запоминанию новой информации, развивает логическое мышление, умение сопоставлять факты и быстро принимать верные решения. Упражнений для развития много не только в спорте, но и в обычной жизни.
Положительные результаты не заставят себя долго ждать при условии регулярности тренировок. Уже через 2-3 недели можно ожидать улучшения концентрации и внимания. Если вы хотите прогрессировать как спортсмен, обязательно уделяйте внимание подобным упражнениям.
Простой способ заставить игроков играть с поднятой головой
Целью этого футбольного упражнения является развитие у игроков видения поля, заставляя их действовать с поднятой головой и видеть, что делают их партнеры по команде. Во время упражнения футболисты должны выполнять специальные действия, зависящие от визуального сигнала, который они должны увидеть перед тем, как сделать передачу или принять мяч.
Как это работает
На рисунке Игрок №2 должен использовать только три касания — одно для приема мяча, второе для ведения и третье для передачи.
Во время упражнения игроки должны называть цвет визуального сигнала. Это важное дополнительное задание, которое повышает трудность и приучает игроков разговаривать во время игр.
Порядок выполнения упражнения
— Для упражнения нужны три игрока, два мяча и шесть конусов.
— Игрок №2 стоит между двумя конусами (черным и белым) приблизительно на расстоянии трех метров от каждого.
— Игроки №1 и №3 держат в руках по два конуса — черный и белый.
— Игрок №1 делает передачу Игроку №2.
— Игрок №2 должен оглянуться, чтобы увидеть какого цвета конус поднял Игрок №3.
— Игрок №2 должен направить мяч к конусу, соответствующему визуальному сигналу.
— Игрок №2 следует за мячом и возвращает его Игроку №1.
— Игрок №2 разворачивается и повторяет те же действия с Игроком №3. На этот раз визуальный сигнал подает Игрок №1.
Усложнение упражнения
— Упражнение выполняется в том же порядке, но теперь Игрок №2 должен увидеть второй визуальный сигнал, подаваемый игроком №3, и назвать его, прежде чем вернуть мяч Игроку №1.
— Меняйте игроков местами после выполнения двух серий.
Ключевые моменты
— Следите, чтобы игроки оборачивались назад перед приемом мяча.
— Игроки должны рассчитывать силу удара по мячу при его прокидывании в направлении конуса.
— Следите, чтобы у игроков была поднята голова и они правильно называли второй визуальный сигнал перед выполнением обратной передачи.
Дриблинг или пас?
Когда игрокам во время футбольных матчей приходится действовать в условиях плотного прессинга, они часто теряют способность принимать правильные решения. У вас наверняка есть футболисты, которые на тренировках демонстрируют великолепный дриблинг, а в играх начинают паниковать и играть «на отбой». Другие игроки при получении мяча теряются и часто упускают возможность отдать хороший пас.
Понимание того, когда следует входить в зону за счет дриблинга, а когда менять направление игры хорошей передачей, приходит после продолжительной практики и вам не следует надеяться, что игроки научатся этому самостоятельно.
Отличной идеей является искусственное создание ситуаций, когда футболисты должны сделать выбор, потому что это очень ценно для их развития.
В этом футбольном упражнении игроки имеют несколько вариантов решений и они должны сделать самостоятельный выбор. Затем эти навыки развиваются в игре на малом поле, во время которой команда принимающая правильные решения получает преимущество.
Мир рондо: Работа над созданием фазового пространства
Именно от взаимодействий игроков в фазовых пространствах и зависит уровень игры команды. Соответственно, важно, чтобы тренировочный процесс не ограничивался вырабатыванием динамического стереотипа. Не достаточно доводить определенные действия и взаимодействия до автоматизма. Необходимо совершенствовать способность футболистов к решению трудных игровых задач. Частота создания фазовых пространств напрямую зависит от ментальной (скорости принятия эффективных решений) и технической (обработка мяча, культура паса, эффективность дриблинга и т. д.) скорости.
Рондо одно из основных упражнений, независимо от того, какой концепции игры придерживается тренерский состав. Его главное преимущество в том, что футболисты постоянно должны принимать решения и взаимодействовать, находясь в условиях ограниченного пространства и времени. Это путь к прогрессу, независимо от нынешнего уровня команды.
В нашей подборке будет не только рондо, но и другие не менее эффективные упражнения заставляющие игроков думать, принимать решения и создавать фазовые пространства находясь под серьезным давлением. При этом, параллельно отрабатываются не только атакующие, но и оборонительные действия и взаимодействия.
«ТРИДЦАТЬ ОДНО»
Интенсивное упражнение, в котором задействовано 12 полевых игроков. Время выполнения каждый тренер уже может определять сам. Все зависит от цели, которую вы ставите, от фазы недельного цикла и от функционального состояния футболистов. Это относится ко всем упражнениям в материале.
Преимущество этого упражнения в том, что игроки не ограничены узкими рамками. Они не обязаны играть только одним или двумя касаниями, но вырабатывается навык играть в касание лишь там, где это действительно оправданно и эффективно.
ЗАЧЕТНАЯ ЗОНА
Хорошее упражнение для отработки проникающих и разрезающих передач. Отрабатываются одни из важнейших взаимодействий при создании фазового пространства.
«Тридцать одно» и «Зачетная зона» хороши тем, что имеют соревновательный характер.
2+1 VS 2+1 С ЧЕТЫРЬМЯ МАЛЕНЬКИМИ ВОРОТАМИ
Для лучшего восприятия упражнения привожу еще пару иллюстраций.
4+2 VS 4+2 С ЧЕТЫРЬМЯ ВОРОТАМИ
Упражнения для отработки проникающих передач.
Соответственно идет отработка и оборонительных взаимодействий при зонной обороне.
Перед воротами в чужих зонах находятся по 2 футболиста. Они забивают голы, но есть одно условие. После того, как сквозь линию обороны пройдет проникающий пас, «нападающий» у ворот должен в одно-два касания (это условие зависит от уровня мастерства вашей команды) отыграть на своего партнера у соседних ворот. Только после паса от пятого на шестого номера (или наоборот) можно поражать ворота.
ПРОНИКАЮЩИЕ 4+2 VS 4+2 С ВРАТАРЯМИ
ПРОНИКАЮЩИЕ 4 VS 4. 8 ВОРОТ
КИКЕР 8 VS 8 НА ШЕСТЬ МАЛЕНЬКИХ ВОРОТ
РОНДО 11 VS 3 В ДВУХ ЗОНАХ
ИГРА НА УДЕРЖАНИЕ МЯЧА 9 VS 9 ОТ АРИГГО САККИ
Достаточно непростое, но эффективное упражнение, которое активно использовалось в тренировочном процессе «Милана» Аригго Сакки.
На поле расставлены 10 маленьких ворот (фишки, конусы или палки). Команда получает очко за каждую принятую передачу, которая прошла сквозь ворота. Высший пилотаж.
ДВА КВАДРАТА
Вот так выглядит игра во внешнем квадрате.
РОНДО 4+1 VS 4 С ЧЕТЫРЬМЯ ВОРОТАМИ
РОНДО 3+3 VS 3 В ТРЕХ ЗОНАХ
На иллюстрации две группы игроков выполняют одно и то же упражнение. Таких групп может быть и больше, чтобы задействовать максимальное количество игроков.
ИГРА В ОДНО КАСАНИЕ С ПЕРЕВОДОМ В ЗОНУ
Это упражнение без противодействия. Но, трудность заключается в дефиците времени и пространства. Все передачи должны исполняться в одно касание. Если уровень мастерства игроков не позволяет этого, можно первое время допускать два касания.
РОНДО 2+2+2 VS 2 С ТРЕМЯ МЯЧАМИ
РОНДО 6 VS 3 С ВОСЕМЬЮ МАЛЕНЬКИМИ ВОРОТАМИ
В принципе, можно бесконечно продолжать этот список уже существующих подобных упражнений и постоянно придумывать новые. Человеческой фантазии нет предела.
Всевозможные вариации рондо и упражнения с уклоном на поиск вариантов для векторов передач очень эффективны для создания фазового пространства и ориентации в нем. Опыт, полученный игроками в этих и им подобных упражнениях улучшит их мышление в момент контроля мяча. Игроку необходимо предвидеть движение защитника, мяча и анализировать игровую ситуацию.
Безусловно, эти упражнения воздействуют и на функциональную подготовку игроков. Но здесь важно осуществлять контроль, и разделять нагрузку на всех игроков, чтобы не оказалось так, что одни игроки бегали в квадрате в три раза дольше других.
В материале использованы фото: GettyImages.
Как смотреть футбол, чтобы разбираться в тактике? Рассказывают эксперты Sports.ru
Лукомский, Логинов, Дорский и Васюхин.
Большинство из нас смотрит футбол, следя за мячом, бурно переживая голы и опасные моменты, не сильно задумываясь о тактических построениях и планах на игру и периодически на что-нибудь отвлекаясь. А как смотрят футбол аналитики и специалисты по тактике? Отвечают главные звезды тактических блогов на Sports.ru.
Вадим Лукомский, автор блогов «Англия, Англия» и Hello
Уже писал о лучшем совете по просмотру футбола в истории. Его дал Гари Невилл (к сожалению, после того, как я пришел к этому интуитивным путем).
Когда Гари играл за молодежный состав «МЮ», тренер Эрик Харрисон заставлял команду смотреть со стадиона каждый матч основы, но с одним четким указанием – не следить за мячом, а следить за движением игрока (каждому юниору в зависимости от позиции называлась фамилия). Это и есть секрет того, как подметить что-то интересное и поделиться с остальными инсайтом. Конечно, необязательно всю игру следить за одним футболистом, пересматривая матч 22 раза, но тезис «не следить за мячом, а следить за движением игроков» прекрасен и полезен. С опытом приходит осознание того, на кого и когда лучше обращать внимание, но все начинается именно с этого.
Чтобы записать добытые наблюдения, создаю такую заметку в Evernote (это может быть и Google doc или файл Word – мне просто удобнее искать по тегам через Evernote):
Один матч – одна заметка. Просматривая игру, заполняю каждый раздел. В первом всегда только два абзаца – схемы команд и неожиданности в составах. Во втором показательные эпизоды с таймкодами – время эпизода и описание, почему отмечаю этот момент. В третьем – тенденции из матча, которые шире одного момента, плюс нетактические впечатления от матча. В последней части – показательная статистика. Заметки помогают не запоминать кучу инфы, которая может и не пригодиться, при этом не потерять ничего важного.
Алексей Логинов, автор блога «Моя Италия»
Однажды я сидел на трибуне прессы и наблюдал, как коллега из La Repubblica готовит рецензию на матч. Сначала он написал составы обеих команд, причем около фамилии каждого футболиста поставил число 6.0. За весь первый тайм он не сделал вообще никаких пометок, только постоянно правил оценки игроков. Но едва начался перерыв, и все бросились пить кофе, как он начал быстро стучать по клавишам ноутбука. В конце второго тайма история повторилась – ровно за пять минут до финального свистка он включил режим машинистки. На следующий день я прочитал его творение – в заметке были перечислены лишь основные события встречи, без особых подробностей. Но это неудивительно – римское издание специализируется не на спорте.
Я действую иначе – записываю абсолютно все, что вижу или слышу по ходу матча: расстановки, тактические перестроения, реплики и вздохи тренеров и комментаторов, реакцию журналистов, зрителей, приходящие в голову идеи, etc. Недавно поймал себя на мысли, что при просмотре футбола испытываю почти физическую боль, если не слышу итальянскую речь. Всегда использую бумагу формата А4 и ручку. На стадионе – карандаш. Если игра содержательная, то исписываю 4-5 листов, которые потом расшифровываю.
Для того чтобы поспевать за событиями, я использую систему сокращений. Когда-то я увлекался математикой, и часть знаков позаимствовал оттуда.
означает, что, по мнению комментатора Джузеппе Бергоми, на 67-й минуте матча Массимилиано Аллегри заменил единственного треквартисту и перестроился на схему 4-3-3. Или вот:
7’ Con → Bon ↑ dif 10 m (Ant),
то есть на 7-й минуте бордокамписта Алессандро Антинелли сообщил, что Антонио Конте приказал Леонардо Бонуччи поднять линию обороны «адзурри» на 10 метров. Еще вот:
71’ Cand. tr. st. ±Ѡ (MP) –
на 71-й минуте Антонио Кандрева очень устал (troppo stanco), умирает и, если его не заменить, у нас будут большие… проблемы (Ѡ). После матча я все это анализирую и прикидываю, что можно использовать в тексте. И самое главное – решаю, стоит ли матч того, чтобы вообще о нем писать.
Александр Дорский, автор «СБГ-блога»
ТВ не включаю уже очень давно. Не из принципа, а потому что все необходимое есть в Интернете. Впрямую всегда смотрю гостевые матчи «Зенита» (на домашние хожу на стадион), остальное – в зависимости от свободного времени. Чаще всего его хватает еще на два-три матча в выходные.
Использование статистики и по ходу матчей, и после них, безусловно, полезно, но оно должно учитывать контекст. Например, если условный Манолас выиграл 7 верховых единоборств из 7 у условного Мертенса, это больше говорит не о крутости защитника, а о нелогичности построений атаки у условного «Наполи».
Главный статистический сайт сегодня – Whoscored.com, который использует данные, предоставленные Opta. Там можно найти почти все, и, на мой взгляд, Opta в целом более рационально, чем конкуренты, оценивает действия игроков. Обычно Whoscored.com используется болельщиками не на полную – до того же Chalkboard добираются далеко не все.
InStat и Wyscout в общий доступ информацию не предоставляют, но и в их отчетах можно найти много интересного. Например, у InStat мне нравится статистика по рывкам и спринтам – можно оценить готовность игрока к конкретному матчу (или общую физическую форму – на дистанции). А карты передач в отчетах InStat неполные (хоть и с расшифровкой в виде таблицы рядом) – у 11tegen11 они гораздо показательнее (кстати, по всем вопросам он доступно отвечает не только в твиттере, но и по почте).
Конечно, для полноценного анализа удобнее смотреть матч в повторе. Можно и увеличить скорость видео, и поставить на паузу для понимания момента и сохранения скрина. Действия команды можно поделить на несколько компонентов, по которым можно будет иметь представление о матче: позиционная оборона, позиционная атака, действия сразу после потери мяча, контратаки, стандарты. Остальное – частности, которые могут оказать решающее влияние на ход отдельных игр, но не будут иметь систематический характер.
Много полезного можно найти на Statsbomb.com, Spielverlagerung.com и твиттер-аккаунтах западных аналитиков. Новые методики появляются не каждый день, но совершенствование уже имеющихся концепций происходит постоянно. Желательно что-то и воспроизводить на наших реалиях самому – в этом смысле огромный респект Никите Васюхину и его помощникам.
В новом сезоне я решил обсчитывать Packing. В общем доступе такой продвинутой статистики нет, да и вся система, разработанная командой Райнцартца, вызывает практические вопросы. Из-за непривычки матч СКА – «Зенит» смотрел три раза (прямой эфир, обсчет Packing, и просмотр для анализа) – теперь Лескано и его рабона мне снятся.
Никита Васюхин, автор блога «Без лжи об xG»
В последние месяцев 8-9 смотрю футбол только в записи. Далеко не всем это подойдет, но мне знание результата никак просмотр не портит. Плюсов от просмотров в записи выделяю несколько.
Во-первых, я достаточно туго соображаю, поэтому при просмотре онлайн могу многое упустить. А так могу себе позволить отмотать назад и пересмотреть какой-то момент, если что-то не до конца ясно. Интересную историю как-то рассказал Анчелотти – когда он смотрит от поля, то практически ничего не видит и потом по несколько раз смотрит запись. Если Анчелотти не видит, то почему должен видеть я? Поэтому запись.
Во-вторых, это позволяет экономить время. Если смотреть впрямую, то тратишь на матч не меньше 105 минут. А в записи вылетает перерыв плюс есть возможность смотреть на увеличенной скорости и проматывать паузы – не секрет, что чистое время матча составляет в районе 58 минут, а остальное занимают паузы между (ауты, угловые, удары от ворот и т.д.) – и это я не говорю про задержки из-за травм. С остановками на скрины и перемотки в записи на матч уходит чуть больше часа – приличная экономия. Вдобавок ты не привязан к выходным и вечерам и можешь смотреть, когда тебе удобно.
В-третьих, в записи смотреть удобно, потому что можешь сразу зафиксировать интересующие тебя моменты скринами. Заметки делаю не так часто – если делаю, то после игры фиксирую, часто «в стол», какие-то моменты.
На что смотреть? Тут все зависит от того, какова цель. Если смотришь отдельного игрока, то естественно сфокусирован на нем, больше оцениваешь его движение без мяча, фиксируешь зоны, где он чаще оказывается. Если с целью анализа команды или обеих команд, то я в первую очередь обращаю внимание на следующее:
Вообще, на мой взгляд, крайне важно смотреть за движением без мяча, как игрок открывается, когда не получает мяч. Есть очень известная история, как советские тренеры приехали на один из чемпионатов мира в Латинскую Америку (сборная СССР на него не попала, но тренеров отправили смотреть игры и учиться), но денег на переезды не было, поэтому все игры, кроме тех, что проходили в столице, смотрели по небольшому телевизору. При одном из просмотров разгорелся сильный спор о тактике, который прервал Борис Аркадьев (вроде бы был в делегации за старшего): «Самое главное происходит там, где мяча нет. Как вы можете спорить, если по телевизору этих моментов не видно?»
Все, что происходит с мячом, уже очень прилично подсчитывается. Через xG и xA мы можем оценивать прямой вклад в создание моментов, через точные передачи в глубоких зонах можно оценить, насколько перспективные шансы создает игрок (но партнеры их порят), Опта неплохо фиксирует обводки и три возможных типа потерь на ведении – мы вполне можем оценивать качество дриблинга игрока, разные продвинутые пасовые метрики позволяют нам уйти от пресловутых 95% точности передач при игре назад и поперек и оценивать реальный скилл паса и т.д.
Но вот с игрой без мяча пока туго. Посмотрите на этот момент (чуть более подробное описание) – Лаллана за счет грамотного движения дважды выдергивает соперников и создает разрыв между защитниками, куда бежит Фирмино, и получается опасный момент. Лаллана не касался мяча в финальной трети, но, на мой взгляд, внес решающий вклад в этой атаке. Он никак не будет оценен обычной статистикой. И вот за такими рывками надо смотреть. Конечно, такое движение не всегда попадает в кадр – операторы по понятным причинам фиксируются на мяче, – но тут ничего не поделаешь, правда иногда на помощь приходят широкоугольные камеры (подвешены выше и снимают одним планом, фиксируя всех игроков одновременно), либо камеры из-за ворот.
Конечно, скоро на помощь придет позиционная статистика, когда десятки специальных камер на стадионе несколько раз в секунду фиксируют положение каждого игрока и мяча на поле – на выходе появляется возможность четко и практически однозначно оценивать, кто располагался правильно, а кто нет. В целом это можно оценить и по видео, но что если нужен вывод по 38 играм сезона? Анализ данных позволит оценить, сколько в среднем каждый игрок отклонялся от координаты, на которой «должен» был находится в каждый момент времени. Это будет определенный рывок вперед – в баскете это дало серьезный эффект, – но в открытом доступе вы увидите это нескоро.
Что касается того, где беру статистику. Во-первых, есть свои базы. Во-вторых, есть Whoscored и 442.com, плюс что-то можно выцепить в аналитических твиттерах. Если есть желание развиваться, то стоит много читать по теме – недавно по просьбам читателей я сделал небольшую библиотеку футбольного ортодокса.
В целом надо понимать, что каждый видит по-своему и все перечисленное выше – лишь мой взгляд.