хусну занн что это

Не думайте о людях плохо!

хусну занн что это. ne dumay ploho. хусну занн что это фото. хусну занн что это-ne dumay ploho. картинка хусну занн что это. картинка ne dumay ploho. Есть основополагающее правило из Корана и Сунны, а результат следования этому правилу – спокойствие на душе, радость в сердцах близких вам людей, любовь между людьми. Если на этом правиле будет строиться исламское общество, то никакой враг не сумеет навредить мусульманам, потому что между верующими не будет вражды, будут крепкая дружба и любовь друг к другу.

Есть основополагающее правило из Корана и Сунны, а результат следования этому правилу – спокойствие на душе, радость в сердцах близких вам людей, любовь между людьми. Если на этом правиле будет строиться исламское общество, то никакой враг не сумеет навредить мусульманам, потому что между верующими не будет вражды, будут крепкая дружба и любовь друг к другу.

Это правило «хусну-занн» – «хорошее предположение о людях», о мусульманах. Когда мы видим своего брата по вере, мы обязаны думать о нём хорошо, думать, что он лучше, чем кажется на первый взгляд.

В первую очередь каждый мусульманин обязан думать хорошо об Аллахе. Напомним для себя слова Аллаха (хадис кудси), переданные нам Его Посланником (мир ему и благословение): «Я таков, как Мой раб думает обо Мне, и пусть думает обо Мне, что пожелает».

То есть если раб думает, что Всевышний простит ему грехи, то Он простит ему их. Если думает, что примет его покаяние, то Аллах примет его покаяние. Если думает, что Аллах ответит его мольбе, то Он ответит. Это значит: «Я поступлю с ним так, как Он думает обо Мне».

Байхаки от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаёт: «Аллах повелел отвести одного из своих рабов в ад, по пути он остановился и, отвернувшись, сказал: “Клянусь Аллахом, о мой Господь, я думал о Тебе хорошо”, и тогда Аллах сказал: “Верните его, Я поступлю с ним так, как Он думает обо Мне”».

Саид ибн Джабир обращался к Аллаху с такими словами: «О Аллах, даруй мне истинное упование на Тебя и хорошее предположение о Тебе».

Надейтесь всегда на милость Аллаха и опасайтесь шайтана, дабы он не заставил вас думать плохо о Всевышнем, что Он не милостивый и т. п. Всегда помните о том, что Аллах Щедрый, Милостивый, Всемогущий. Он любит кающихся, Он – принимающий покаяние. Имам Муслим передаёт хадис Пророка (мир ему и благословение): «Пусть не умирает из вас никто, кроме как думая об Аллахе хорошо».

Когда вы делаете дуа, совершаете благие дела, думайте, что Аллах примет их и возвысит степень, при покаянии надейтесь на принятие его Аллахом. Хорошее предположение об Аллахе приводит человека к совершению благих дел, а плохое – к плохим. Хасан аль-Басри сказал: «Поистине, верующий хорошо думает о своём Господе и улучшает свои деяния, а грешник плохо думает о своём Господе и совершает плохие деяния». Ахмад ибн Ханбал передаёт хадис: «Хорошее предположение об Аллахе исходит из хороших дел».

Также обязанностью мусульман является хорошо думать о брате по вере. Обладатель качества хусну-занн возвышается на высокую духовную степень. Всевышний в Коране говорит: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом» (сура «аль-Худжурат», аят 12).

Аллах повелел избегать многих плохих предположений, чтобы человек не впал в грех. Если сегодня посмотреть вокруг, то можно заметить значительное негативное влияние этого в обществе: сколько браков распалось, сколько разорвалось родственных связей, кому-то пришлось потратить не малую сумму из-за плохо предположения, сколько людей попали в тюрьмы. Что является основой всему этому? Плохое мнение.

Иметь плохое мнение о человеке означает считать мусульманина грешником, лицемером, предателем и т. п., не имея на это явных доказательств. Праведные предки призывали находить семьдесят причин для брата по вере, а если не найдёт оправдания, то подумать, что, наверно, у него есть причина, о которой мы не знаем. Посланник (мир ему и благословение) предупреждал нас: «Плохое мнение бывает причиной неправильных решений» (имам Муслим).

В другом хадисе сказано: «Люди опасайтесь предположений (когда вы плохо думаете о другом человеке, в мыслях своих обвиняете его в грехе, не имея прямых, однозначных и явных тому доказательств), подобные предположения – самая лживая речь (человеческого сознания). Не разузнавайте и не шпионьте…»

Плохое мнение побуждает человека к другим грехам: шпионить, разузнавать, как это иногда бывает между супругами, и потом начинаются без доказательственные обвинения: «ты видел, как этот сделал такое-то», «ты знаешь, что такой-то сделал такое-то дело», «оказывается, он такой-то». Так зарождается вражда между верующими. Многие из нас этим больны, мы поступаем так и даже не вспоминаем о том, что это приводит к многим грехам и смуте. Да поможет нам Аллах хорошо думать о людях, и пусть даже мы будем ошибаться, думая о человеке слишком хорошо, ибо это лучше, чем думать плохо.

Сатана всё время пытается сделать так, чтобы мы думали плохо о достойном человеке, старается подтолкнуть к плохому мнению, однако согласно шариату мысли, которые появились не по своему желанию, пока к ним не склонится сердце и они не утвердятся в душе, не считаются грехом и плохим мнением. А очищение от подобного – наша обязанность.

Польза от хорошего предположения:

1. Хорошее мнение о людях – это признак полноценной веры в сердце, которое украсилось этим качеством.

2. Хорошее мнение закрывает дверь смуте и злу, исходящим от сатаны; того, кто говорит о человеке плохо, основываясь лишь на догадках, на мнениях, сатана заставляет говорить об этом больше и больше, делать хулу, смотреть презрительно, видеть себя достойным и т. п. – всё это губит человека.

3. Увеличивает любовь между верующими.

4. Противостоит непристойному, нарушению прав других.

5. Хорошее мнение о людях есть указание на чистое сердце мусульманина.

Причины, способствующие хорошему предположению о других:

1. Дуа – это дверь всего благого, Пророк (мир ему и благословение) в своих мольбах просил даровать чистое сердце.

2. Когда наш брат по вере говорит или делает что-либо, заставляющее плохо думать о нём, то поставьте себя на его место, и это поможет избавиться от плохого предположения.

3. Услышанные слова от верующих, вселяющих плохое предположение, следует отводить к благому, так делали праведные люди. Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ты не думай, что слово, которое сказал верующий, является плохим, пока ты не сможешь найти для этого оправдание в благом».

4. Услышав что-то нехорошее от людей или если в какой-то ситуации вас подвели, то найдите этому оправдание. Мухаммад ибн Сирин сказал: «Если ты узнаешь о своём брате что-то плохое, найди ему оправдание, если не сможешь найти, то подумай, что, наверно, у него есть причина, о которой ты не знаешь». Если вы найдёте для человека оправдание, то ваш нафс будет в покое от плохих предположений, и вы сможете избежать многих нехороших ситуаций и слов в адрес других.

5. Помнить о вреде плохого предположения. Кто думает плохо о людях, пребывает в утомлении, в обвинении других, при этом себя считая хорошим и правильным во всём.

Для достижения такого благого качества, как хорошее предположение о других, требуется усердная борьба со своим нафсом, и сатана всё время пытается внести раздор среди мусульман.

Да поможет нам Аллах находить оправдание для людей, всегда иметь хорошее предположение. Амин!

Источник

ХУСНУ ЗАНН ( доброе мнение )

و هو على كل شيئ قدير

З най, что плохо думать о людях столь же запретно, как и произносить дурные слова, и поэтому думать о недостатках другого человека и придерживаться о нём дурного мнения столь же запретно, как рассказывать одному человеку о недостатках другого, ведь Аллах Всевышний сказал:

“Избегайте частых подозрений…” (Комнаты, 12)

«В подобных случаях не имеет значения, порочит ли человек кого-либо или кощунствует, ибо если кому-либо просто приходит на ум нечто кощунственное, когда он ничего не делает намеренно для осуществления этого, сразу же отвергая подобные мысли, то неверным он не является и никакой ответственности не понесёт».

Абу Хамид аль-Газали пишет в “Ихйа ‘улюм ад-дин”: «Если в сердце твоём появились дурные мысли о ком-либо, это значит, что тебя наущает шайтан. Ты не должен верить ему, ибо он является нечестивейшим из нечестивых, ведь Аллах Всевышний сказал:

“О те, кто уверовал! Если нечестивец принесёт вам какую-нибудь весть, постарайтесь выяснить, (правда ли это), чтобы по неведению не повредить (кому-либо из невинных) людей и не сожалеть о том, что вы сделали, впоследствии” (Комнаты, 6).

Иблису верить нельзя, и поэтому не следует плохо думать о человеке, если наряду с указаниями на его нечестие есть основания предполагать обратное. Признаком появления дурных мыслей о человеке является то, что состояние твоего сердца изменяется, и оно уже не относится к другому человеку так же, как прежде, но начинает избегать его, тяготиться его обществом и отказываться проявлять о нём заботу, оказывать ему уважение и огорчаться из-за него, когда он совершает что-нибудь дурное.
Шайтан может приблизиться к сердцу, как только оно начнёт думать о недостатках людей, и начать внушать тебе, что причиной этого является твоя проницательность, ум и способность всё схватывать на лету, а также то, что верующий видит благодаря свету Аллаха. Однако если человек осуществит это, значит, видит он под воздействием обольщения и мрака шайтана.

Если нечто подобное тебе скажет справедливый человек, тебе не следует ни верить ему, ни объявлять его слова ложью, чтобы не думать плохо ни о ком из этих двоих людей. В тех случаях, когда ты начинаешь плохо думать о ком-либо из мусульман, тебе следует проявлять о нём ещё больше заботы и относиться к нему с ещё большим уважением. Дело в том, что это вызовет гнев шайтана и оттолкнёт его от тебя, поскольку он перестанет внушать тебе подобные мысли из опасений перед тем, что ты станешь обращаться к Аллаху с мольбами за этого человека. Таким образом, если ты узнаешь об оплошности мусульманина, в чём у тебя не останется никаких сомнений, тебе следует тайно дать ему добрый совет, и да не обманет тебя шайтан, который станет побуждать тебя к тому, чтобы ты порочил этого человека. Если тебе придётся увещевать человека, который допустил оплошность, ты не должен радоваться тому, что тебе известно о его недостатке, в силу чего, как тебе может показаться, он будет должен смотреть на тебя с уважением, а ты на него – с пренебрежением. Нет, ты должен стремиться к тому, чтобы он прекратил совершать греховные поступки, и испытывать такое же огорчение, как и в том случае, если бы какой-нибудь недостаток появился у тебя самого. Более того, твоё желание, чтобы человек сам избавился от своего недостатка, должно быть более сильным, чем желание, чтобы он избавился от него благодаря твоему увещеванию».

ИСТОЧНИК: (Аль-азкар аль-мунтахаба мин калам саййид аль-абрар)

Источник

Что такое «хусну занн»?

хусну занн что это. 418694 INNERRESIZED600 600 photo 1473642676276 2d4ab561542e. хусну занн что это фото. хусну занн что это-418694 INNERRESIZED600 600 photo 1473642676276 2d4ab561542e. картинка хусну занн что это. картинка 418694 INNERRESIZED600 600 photo 1473642676276 2d4ab561542e. Есть основополагающее правило из Корана и Сунны, а результат следования этому правилу – спокойствие на душе, радость в сердцах близких вам людей, любовь между людьми. Если на этом правиле будет строиться исламское общество, то никакой враг не сумеет навредить мусульманам, потому что между верующими не будет вражды, будут крепкая дружба и любовь друг к другу.

Сегодняшнюю статью хочется начать с истории, которая случилась однажды в Османской Турции. Один султан – назовем его султан Мурад – имел обыкновение инкогнито (неузнанным) по ночам обходить свою столицу Стамбул, чтобы воочию проверить, как живут его подданные. И во время очередного обхода он увидел какого-то человека, лежащего на земле без движения. Но что бы еще более удивительным – окружающие люди презрительно проходили мимо него, даже не пытаясь узнать, что с ним, плохо ли ему стало, или он вообще умер?

Тогда такое поведение людей было редкостью, поэтому султан стал останавливать прохожих и спрашивать их – почему вы не хотите помочь этому человеку? Прохожие объяснили ему, что этот человек не заслуживает внимания порядочных людей, ибо он был большим грешником – каждый день он употреблял спиртное, а каждую ночь он посещал дома падших уличных женщин.

Тогда султан узнал, где он живет, пошел к нему домой и рассказал его жене о смерти мужа. Она заплакала и стала повторять: «Я же ему говорила, что так и выйдет, что его жизнь окончится таким печальным образом». И затем она рассказала, чем занимался ее муж на самом деле.

Каждый день он шел на работу, где усердно трудился до вечера. Затем, оставив какую-то сумму для пропитания семьи, брал остальные деньги и покупал на них спиртное, которое выливал в сточную канаву, в канализацию, желая таким образом защитить хотя бы некоторых людей от вредного влияния алкоголя.

Затем он шел в публичный дом – где отдавал остальные деньги нескольким женщинам, говоря им – вот твой заработок на сегодняшнюю ночь, тебе не нужно принимать мужчин сегодня, ложись спокойно спать. Таким образом, он хотел помочь хотя бы нескольким несчастным женщинам, чтобы они могли не заниматься своим постыдным ремеслом. Он делал это каждый день, тратя на это почти все, что он зарабатывал.

Однако соседи и знакомые, не понимая истинного смысла его поступков (ведь он скрывал от окружающих свои добрые дела), считали, что он большой грешник, поскольку видели, как он покупает спиртное и посещает дома падших женщин.

Жена его, слыша такие разговоры о нем, расстраивалась и говорила: «Что ты делаешь? Кто придет на твое погребение, кто совершит по тебе погребальный намаз, когда ты умрешь?» Но муж успокаивал ее, отвечая: «Не бойся, на мое погребение придет сам султан». И действительно, его предсказание сбылось – султан велел похоронить этого человека с почестями, и сам участвовал в заупокойной молитве по нему.

Какова мораль этой истории? Что не следует поспешно судить о человеке по его внешним действиям, тем более, не стоит торопиться плохо думать о человеке, даже если какие-то его поступки неправильные – или нам кажутся таковыми. Такой взгляд на людей и вообще, на все с нами происходящее называется в исламской религии хусну занн (хорошее, благое мнение).

Эта позиция предполагает положительное, хорошее отношение к людям и к жизни в целом – и противоположна подозрительности, мнительности и недоверчивости. Следует отметить, что хусну занн – благое мнение – на самом деле складывается из трех составляющих.

Во-первых, верующему человеку следует иметь хорошее мнение о себе самом – то есть, быть уверенным в своих силах, избавляться от излишних комплексов, от стеснительности. Конечно, это не значит, что нужно быть нахальным и самоуверенным, но слабость и неуверенность в себе очень мешает человеку в жизни достигнуть того, чего он на самом деле может добиться. (Более подробно мы уже писали об этом в статье: «Дуа дня: как избавиться от неуверенности в себе и слабости?»).

Чрезмерная подозрительность к другим людям обычно вытекает из первого пункта – из неуверенности в себе, отсутствия у человека чувства собственного достоинства и веры в свои силы. Когда человек боится жизни, не уверен в успехе, он будет бояться других людей и постоянно ждать от них чего-то плохого для себя.

Более того, из подозрительности обычно вытекают и остальные негативные поступки – когда человек начинает выслеживать и проверять других людей – а вдруг они задумали что-то недоброе против него? Такое поведение вредит дружеским отношениям и разрушает семьи. Исламская религия призывает нас быть деликатным друг с другом, уважать чужое личное пространство и неприкосновенность частной жизни:

«О, те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный» (Коран, 49, 12).

Истинно верующие люди не вторгаются в чужую жизнь – не подсматривают и не подслушивают, не задают лишних вопросов и уж тем более, не позволяют себе читать чужую переписку, просматривать чужие телефоны или электронную почту.

К сожалению, такое иногда свойственно подозрительным и ревнивым супругам по отношению друг ко другу. Помните, что такое поведение вовсе не укрепляет брак, наоборот, оно разрушает доверие и отталкивает от вас другого человека.

хусну занн что это. 418688 INNERRESIZED600 600 400557 INNERRESIZED600 600 hiding. хусну занн что это фото. хусну занн что это-418688 INNERRESIZED600 600 400557 INNERRESIZED600 600 hiding. картинка хусну занн что это. картинка 418688 INNERRESIZED600 600 400557 INNERRESIZED600 600 hiding. Есть основополагающее правило из Корана и Сунны, а результат следования этому правилу – спокойствие на душе, радость в сердцах близких вам людей, любовь между людьми. Если на этом правиле будет строиться исламское общество, то никакой враг не сумеет навредить мусульманам, потому что между верующими не будет вражды, будут крепкая дружба и любовь друг к другу.

Что говорит Ислам о неприкосновенности частной жизни?

Также к этому пункту относится поспешное суждение о других людях – когда на основании одного их слова или поступка мы торопимся осудить их, назвать человека грешником и дурным человеком, забывая о том, что мы не знаем истинного мотива его поступка и не видим его сердца.

Возможно, его поступок на самом деле означает нечто совсем противоположное (вспомните историю, которую мы рассказали в начале). Кто знает, возможно, на каждый его грех приходятся десятки благих дел, о которых он просто не рассказывает никому?

хусну занн что это. 418690 INNERRESIZED600 600 411544 INNERRESIZED600 600 photo 1528918007032 ace5ad267d56. хусну занн что это фото. хусну занн что это-418690 INNERRESIZED600 600 411544 INNERRESIZED600 600 photo 1528918007032 ace5ad267d56. картинка хусну занн что это. картинка 418690 INNERRESIZED600 600 411544 INNERRESIZED600 600 photo 1528918007032 ace5ad267d56. Есть основополагающее правило из Корана и Сунны, а результат следования этому правилу – спокойствие на душе, радость в сердцах близких вам людей, любовь между людьми. Если на этом правиле будет строиться исламское общество, то никакой враг не сумеет навредить мусульманам, потому что между верующими не будет вражды, будут крепкая дружба и любовь друг к другу.

«Если ваше сердце не принимает это, значит, ваше сердце испорчено»

Подозрительность и обидчивость – это далеко не всегда вина человека, чаще всего, это его беда и проблема. Возможно, у него были слишком строгие родители, которые редко хвалили его, но ругали и наказывали за каждую ошибку.

Иногда чересчур мнительными становятся доверчивые люди – которые однажды ошиблись в каком-то человеке, который обманул их доверие, после чего они вовсе перестали думать о людях хорошо. Такому недостатку бывают подвержены люди, слишком занятые собственной персоной, которые склонны считать обидой любой косой взгляд или самое безобидное замечание в свой адрес.

Но в любом случае, от такого отношения к другим людям и к жизни следует избавляться – оно портит нам нервную систему и здоровье, мешает наслаждаться жизнью, разрушает наши семьи и отношения с близкими людьми.

Плохо думать о Всевышнем опасно, поскольку такой человек легко может впасть в отчаяние и махнуть на себя рукой – все равно я никогда не исправлюсь, поэтому не стоит и стараться, буду грешить дальше.

Имам Хасан аль-Басри сказал по этому поводу: «Поистине, верующий хорошо думает о своём Господе и улучшает свои деяния, а грешник плохо думает о своём Господе и совершает плохие деяния».

хусну занн что это. 418692 INNERRESIZED600 600 409677 INNERRESIZED600 600 photo 1530009078773 9bf8a2f270c6. хусну занн что это фото. хусну занн что это-418692 INNERRESIZED600 600 409677 INNERRESIZED600 600 photo 1530009078773 9bf8a2f270c6. картинка хусну занн что это. картинка 418692 INNERRESIZED600 600 409677 INNERRESIZED600 600 photo 1530009078773 9bf8a2f270c6. Есть основополагающее правило из Корана и Сунны, а результат следования этому правилу – спокойствие на душе, радость в сердцах близких вам людей, любовь между людьми. Если на этом правиле будет строиться исламское общество, то никакой враг не сумеет навредить мусульманам, потому что между верующими не будет вражды, будут крепкая дружба и любовь друг к другу.

«Отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие»

Итак, хорошее мнение (хусну занн) очень важно для верующего человека – поскольку оно помогает ему быть уверенным в своих силах, что он, с Божьей помощью, может достичь успеха в своей жизни.

Этот же позитивный взгляд на жизнь помогает на по-доброму относиться к людям – не подозревая их в злом умысле по отношению к нам и не осуждая их, даже если нам кажется, что они поступили неправильно.

Даже если другой человек оступился, мы верим в него и желаем, чтобы он исправился. Тем более, нам никогда не следует терять надежду на милость Всевышнего к нам – что Он любит нас и прощает.

Источник

Хорошее мнение об Аллахе (Хусну-з-занн би-Ллях)

Автор: Ilyas · 13 января 2012

хусну занн что это. ALLAH. хусну занн что это фото. хусну занн что это-ALLAH. картинка хусну занн что это. картинка ALLAH. Есть основополагающее правило из Корана и Сунны, а результат следования этому правилу – спокойствие на душе, радость в сердцах близких вам людей, любовь между людьми. Если на этом правиле будет строиться исламское общество, то никакой враг не сумеет навредить мусульманам, потому что между верующими не будет вражды, будут крепкая дружба и любовь друг к другу.Хорошее мнение об Аллахе – это искреннее, имеющее высокое значение поклонение. Без него вера раба не будет полноценной, так как оно относится к сердцевине Единобожия и к его обязательным положениям. Хорошее мнение об Аллахе – это такое суждение о Всевышнем Аллахе, которое по отношению к Нему считается подобающим, это твёрдая убеждённость в том, что соответствует Его Величию, и в том, что предполагают Его прекрасные имена и возвышенные атрибуты, что отражается в жизни верующего таким образом, каким довольствуется Всевышний Аллах.

Раб совершенствует своё мнение об Аллахе, когда он придерживается соображения о том, что Всевышний Аллах проявит к нему милосердие, рассеет его заботы и устранит его печаль, что достигается посредством размышления надлежащим образом над аятами и хадисами, сообщающими о Щедрости Аллаха, Его Прощении и о том, что Он обещал приверженцам Единобожия. Это щекотливый путь и среднее между двумя противоположностями направление, следовать которым сможет только тот, кому Аллах окажет поддержку и наделит сердце искренностью к Нему.

Хорошее мнение об Аллахе должно быть неотъемлемым качеством верующего, которое он проявляет в течение всей своей жизни, а также в свой предсмертный час.

«… Я такой, каким представляет себе Меня Мой раб!».

Вот некоторые высказывания ученых, разъясняющие эту выдержку из хадиса:

— Ибн Хаджар, – да помилует его Аллах! – в «Фатх уль-Бари» (17 / 397) пишет: “То есть, Я способен поступить с ним так, как он это себе представляет”.

— Ан-Навави в «Шарх сахих Муслим» (14 / 210) пишет: “Как утверждают ученые, хорошее мнение о Всевышнем Аллахе – это когда человек рассчитывает на то, что Аллах смилуется над ним и простит его”.

— Аль-Кади сказал: “Как говорят, смысл этого заключается в предположении о том, что Аллах прощает того, кто просит у Него прощения, принимает его покаяние, если тот кается в грехе, отвечает на мольбу, если тот взывает к Нему, и удовлетворяет, если тот чего-то желает. Также говорят, что хорошее мнение об Аллахе выражается в надежде на Прощение и его ожидании, и это более достоверно”.

Цит. по: «Шарх сахих Муслим» ан-Навави (14 / 2).

В общем же, хорошее мнение об Аллахе, – Всемогущ Он и Велик! – это предположение того, что подобает Аллаху, – Свят Он и Велик! – как то: Его ответ на мольбу, принятие Им покаяния, прощение Им грехов, Его воздаяние поступков, исполнение Им обещанного, да и все, что предполагают Его имена и атрибуты, Величествен Он и Возвышен!

Почему мы должны придерживаться хорошего мнения об Аллахе?

1) Потому что этим выражается подчинение Всевышнему Аллаху и его Посланнику, – мир ему и благословение Аллаха! – и ответ на их обращение. «О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что вас оживляет» (Св. Коран, 8: 24).

2) Хорошее мнение об Аллахе тесно связано с различными сторонами исламского вероучения, такими как:

— Упование на Всевышнего Аллаха и доверенность Ему. Ибн аль-Кайим, – да помилует его Аллах! – сказал: “… Пятая степень (то есть, из степеней упования) – это хорошее мнение об Аллахе, Всемогущ Он и Велик! Насколько ты будешь придерживаться хорошего мнения об Аллахе и надеяться на Него, настолько ты будешь и уповать на Него”.

«Тахзиб мадариджу-с-саликин», С. 240.

— Испрашивание помощи у Аллаха, обращение к Его Доброте в качестве защиты от ослушания и поиск у Него прибежища. Некоторые праведники говорили: “Какая бы беда тебя не постигла, для избавления от неё воспользуйся хорошим мнением об Аллахе, Всемогущ Он и Велик! Поистине, это самое эффективное средство избавления”.

— Страх перед Аллахом, Свят Он и Велик! Абу Сулейман ад-Дарани, – да помилует его Аллах! – сказал: “Кто придерживается хорошего мнения об Аллахе и при этом не страшится Аллаха, тот введён в обман”.

«Хусну-з-занн би-Ллях», С. 40.

3) Посредством этого раб надеется на Милость Аллаха и страшится Его Гнева и наказания. “Кто постоянно питает надежды, вверяясь Своему Господу, страшась Его и полагаясь на Его Милость, тот придерживается хорошего мнения о Нём” – говорит Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах!

4) К этому побуждают пророческие тексты, и к этому призывает Пророк, – мир ему и благословение Аллаха! – в хадисах: «Пусть никто из вас не умирает, иначе как придерживаясь хорошего мнения об Аллахе!»; «… Я такой, каким представляет себе Меня Мой раб!»; «Кто жаждет встречи с Аллахом, с тем и Аллах жаждет встречи!».

5) Вместе с хорошим мнением об Аллахе познаётся действительная суть и состояние людей. Ибн аль-Кайим, – да помилует его Аллах! – пишет:

“Большинство людей… а хотя даже и все люди, – исключая тех, кому соизволил Аллах, – строят относительно Аллаха не подобающие, дурные предположения. В основном, потомки Адама считают, что они ущемлены в правах, что их удел не полноценен, что они заслуживают больше того, что им дал Аллах. Своим естеством они говорят: «Наш Господь проявил к нам несправедливость, Он лишил нас того, на что мы имеем право». За них об этом говорит их сущность, хотя их языки отрицают это и не осмеливаются говорить об этом вслух. А кто посмотрит себе в душу и проникнет в её сокровищницы, в её тайные помыслы, тот увидит всё это в виде скрытого источника распространения огня, который затаился в огнище.

Развороти чье хочешь огнище, искры из которого ты желаешь обнаружить. Если ты его обследуешь, то увидишь, как он упрекает судьбу, не довольствуется ею и требует от неё противоположное тому, что его постигло, утверждая, что предопределение должно было быть таким-то и таким-то. То, что он приобрел, он находит незначительным и притязает на большее. Поройся тщательно и в себе! Обезопасен ли ты сам от этого?

А раз от этого ты уберегся,

Считай, что спасся от великого греха,

Но если ты сему подвергся,

То спасшимся не назовешь тебя”.

6) Кто придерживается хорошего мнения об Аллахе, – Всемогущ Он и Велик! – и твёрдо убеждён в правдивости Его обещания, в завершении Его Дела, а также в победе и в утверждении власти верующих на земле, о которых сообщил Аллах, тот станет усердствовать трудясь во благо этой великой Религии, призывая к Аллаху и сражаясь на Его пути, не жалея ни себя самого, ни своего имущества.

7) Это ответно отражается на самом верующем в его жизни и после его смерти. Кто придерживается хорошего мнения о своём Господе и надлежащим образом уповает на Него, тому Аллах дарует облегчение в каждом деле и избавление от каждой печали, и её разрешение. Его сердце обретает покой, душа радуется и наполняется счастьем, довольствуется решением и предопределением Аллаха, и проявляет покорность своему Господу.

8) Это приводит к расторопности в поисках Прощения Аллаха, Его Милости, Его Снисхождения, дабы после это раб прошел через врата Своего Господа, надеясь на Его Помилование и каясь за ослушание Его. «Воистину, Аллах протягивает Свою Руку ночью, дабы покаялся тот, кто согрешил днём, и протягивает Свою Руку днём, дабы покаялся тот, кто согрешил ночью. И так будет продолжаться до тех пор, пока солнце не взойдёт с Запада!» – говорится в хадисе, который передал Муслим.

9) Это приводит к спасению, к триумфу в Раю и к довольству Милостивого. В хадисе говорится: «Пусть никто из вас не умирает, иначе как придерживаясь хорошего мнения об Аллахе!».

Абу Бакр б. Аби ад-Дуньйа передал, что Ибрахим сказал: “Предшественники считали желательным напоминать рабу о достоинствах его поступков, когда тот находится при смерти, дабы у него возникло хорошее мнение о своём Господе, Всемогущ Он и Велик!”.

10) Это помогает размышлять над именами Аллаха, Его атрибутами, а также над тем, что требуют эти атрибуты от таких похвальных качеств как поклонение (‘убудийа) и чистосердечие (ихляс).

Хорошее мнение об Аллахе у праведных предшественников

1) Са’ид б. Джубейр взывал к своему Господу со словами: “О Аллах, воистину, я прошу у Тебя должного упования на Тебя и хорошего мнения о Тебе!”.

2) ‘Абду-Ллах б. Мас’уд, – да будет доволен им Аллах! – говорил: “Клянусь тем, помимо Кого нет иного божества, не может быть даровано верующему рабу нечто лучшее, чем хорошее мнение об Аллахе, Всемогущ Он и Велик! Клянусь тем, помимо Кого нет иного божества, если раб станет придерживаться хорошего предположения об Аллахе, – Всемогущ Он и Велик! – то Аллах, – Всемогущ Он и Велик! – обязательно одарит Его тем, о чем он предполагает. Так как благо находится в Его Руке”.

3) Суфьян ас-Саури, – да помилует его Аллах! – говорил: “Не хочу я, чтобы отчет о моих деяниях был передан моим родителям, ибо мой Господь лучше для меня, чем мои родители”.

4) Предшественники говорили, что в словах Всевышнего: «… и придерживайтесь хорошего, воистину Аллах любит творящих добро!» (Св. Коран, 2: 195), — имеется в виду: “придерживайтесь хорошего мнения об Аллахе!”.

5) Передают, что ‘Аммар б. Йусуф говорил: “Я увидел во сне Хасана б. Салиха и сказал: “Я желал встречи с тобой. Что есть у тебя такое, что мы можем принять в качестве полезного опыта?”. — Он ответил: “Обрадуйся! Я не увидел ничего такого, что было бы подобно хорошему мнению об Аллахе”.

Грехи и хорошее мнение об Аллахе

Хорошее мнение об Аллахе – это само по себе благое поведение. К совершению благих поступков раба побуждает его хорошее мнение о своём Господе, то есть его предположение о том, что Господь примет от него все его деяния и воздаст ему наградой за них. И всякий раз, когда у него возникает благое мнение о своём Господе, становится благим и его поведение.

Вместе с тем, многие из творений Всевышнего Аллаха цепляются за тексты о надежде на Снисхождение Аллаха и фаталистически полагаются на них. Ты можешь видеть, как если одного из таких людей станут упрекать за допущенную им ошибку или за его промах, он начнёт приводить тебе доводы о Прощении Аллаха, Его Милости, Его Снисхождении, Его Щедрости, а также доводы в пользу того, что Милость Его опережает Его Гнев. Будто бы он говорит: “Допускай столько упущений, сколько ты только можешь, прибытие всё равно к Щедрому!”, — или же: “Отрешение от грехов – это неосведомлённость о широте Прощения Аллаха”.

Ибн аль-Кайим, – да помилует его Аллах! – сказал: “Нет сомнения в том, что хорошее мнение об Аллахе обязательно сопровождается благим поведением. Благочестивый человек придерживается благих помыслов о своём Господе. Он исходит из того, что Всевышний вознаградит его за его благочестие, сдержит Своё обещание и примет его покаяние. Что касается грешника, который упорствует в тяжких грехах, в несправедливости и в ослушании, то его одичание, являющееся результатом его грехов, беззаконий и преступлений, останавливает его от того, чтобы придерживаться хорошего мнения об Аллахе… Одним словом, благое мнение непременно сопровождается причинами, приводящими к спасению. Если же наличествуют причины, приводящие к погибели, то благому мнению места быть не может”.

Дурное мнение об Аллахе

Всевышний Аллах осудил дурное мнение о Нём. Он сообщил, что язычники строили относительно Него дурные предположения. Всевышний сказал: «И чтобы подвергнуть мучениям лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц, думающих об Аллахе дурное. Их постигнут превратности судьбы. Аллах разгневался на них, проклял их и приготовил для них Геенну. Как же скверно это место прибытия!» (Св. Коран, 48: 6).

Он описал лицемеров, как несправедливо думающих об Аллахе, сказав: «Они несправедливо думали об Аллахе, как это делали во времена невежества, говоря: “Есть ли для нас в этом деле какое-либо участие?” Скажи: “Дела целиком принадлежат Аллаху”» (Св. Коран, 3: 154).

Выдающийся толкователь Корана, Шейх аль-Алуси, – да помилует его Аллах! – сказал: “То есть, они допускали порицаемую и несовместимую с нормами морали мысль о том, что Всемогущий и Великий Аллах не окажет помощь своему Посланнику, мир ему и благословение Аллаха! Еще говорят, что здесь подразумевается вся совокупность дурных мыслей, как вышеуказанная мысль, так и остальные, как относящиеся к многобожию, так и другие”.

«Рух уль-ма’ани фи тафсири-ль-Кур’ани-ль-‘Азыми ва-с-Саб’и-ль-масаний», 9 / 95.

Это такие мысли, которые не соответствуют Всевышнему Аллаху, Его Мудрости и Его Правдивому Обещанию. Кто считает, что Аллах постоянно обеспечивает ложь победой над истиной, так что истина в результате этого исчезает, кто находит неприятным для себя то, что происходит в соответствии с Решением и Предопределением Аллаха, кто отрицает то, что Аллах заслуживает восхваления за Своё Предопределение, основанное на Его Великой Мудрости, тот придерживается мнения неверующих. Горе же неверующим от адского пламени!

Примеры дурного представления о Всевышнем Аллахе

1) Кто отчаялся в Его Милости и потерял надежду на неё, тот придерживается об Аллахе плохого мнения.

2) Кто думает, что Он бросает Свои творения на самотёк, оставляет их без приказов и запретов, не отправляет к ним Своих посланников, не ниспосылает им Свои книги, оставляет их на произвол стихии, как скотов, тот придерживается об Аллахе плохого мнения.

3) Кто думает, что у Него нет Слуха, нет Зрения, нет Знания, нет Воли, что Он не вёл разговор ни с одним из Своих творений, и вообще никогда не разговаривал, что Он не над Своими небесами, не над Своим Троном, не отделён от Своих творений (в смысле без образного описания и именно так, как Аллах Сам Себя описал), тот придерживается об Аллахе самого мерзкого и самого отвратительного мнения.

4) Кто думает, что Он не соберёт Своих рабов после их смерти для того, чтобы воздать им по заслугам в Обители, где благочестивые награждаются за свои благодеяния, а грешники наказываются за свои злодеяния, где разъясняется творениям истинная суть того, относительного чего они расходились во мнениях, где обнаруживается для всех миров Его Правдивость, правдивость Его посланников и лживость Его врагов, тот придерживается плохого мнения об Аллахе.

5) Кто думает, что у Него есть сын или сотоварищ, или думает, что кто-то может ходатайствовать перед Ним без Его разрешения, или думает, что между Ним и Его творениями есть какие-нибудь средства, с помощью которых к Нему восходят нужды Его творений, или думает, что Он назначил для Своих рабов иных покровителей помимо Себя, через которых к Нему можно приближаться, и ставят их посредниками между собой и Аллахом, взывают к ним, любят их так, как надлежит любить Аллаха, и боятся их так, как надлежит бояться Аллаха, тот придерживается об Аллахе самого отвратительного, самого дурного мнения.

6) Кто думает, что Всевышний Аллах отвергает того, кто унижается перед Ним, того, кто обращается к Нему с просьбами, стремясь получить награду и страшась Его, того, кто обращается к Нему за помощью и уповает на Него, что Аллах не одарит его тем, о чем он просит, тот придерживается об Аллахе дурного мнения и думает о Нём то, что противоречит Его возможностям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *