хурди гурди что это
Харди-гарди
Колёсная ли́ра (Органиструм) — струнный музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипичный футляр.
Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (6—8) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-две отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение.
В Англии этот инструмент называют hurdy-gurdy (харди-гарди, встречается и по-русски), в Германии — drehleier, во Франции — vielle à roue, в Италии — ghironda или lira tedesca, в Венгрии — tekerő. По-русски он называется колёсная лира, по-белорусски — ліра, по-украински — колісна ліра или реля, а по-польски — lira korbowa.
Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное.
В X—XIII вв. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент (органиструм), на котором играли два человека. Инструмент находил применение в монастырях, на нём исполняли церковную музыку. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом.
В России колёсная лира получила распространение в XVII веке. Инструмент освоили нищие и слепые бродяги, «калики перехожие». Чтобы не навлечь на себя гнев царский и божий, они исполняли под звуки своих лир духовные стихи.
Колёсную лиру (харди-гарди) использовали бывшие участники группы Led Zeppelin Джимми Пейдж и Роберт Плант в совместном проекте «No Quarter. Unledded». На инструменте играл исполнитель Найджел Итон (Nigel Eaton). В настоящий момент колёсную лиру можно встретить среди арсенала музыкальных инструментов групп In Extremo (в частности, в их песне «Captus Est» с сингла «Nur Ihr Allein»), Blackmore’s_Night (в частности, в песне «The Clock Ticks On» с альбома «Paris_Moon») и Metallica (в песнях Low Man’s Lyric, The Memory Remains)
Ссылки
Подробное описание колёсной лиры (оригиналы статей и иллюстрации)
См. также
Харди-гарди активно использовалась в записях австралийско-ирландской группы Dead Can Dance, и также фолк-метал группы Eluveitie
Колесная лира (рыля, харди гарди, органиструм)
Колесная лира – музыкальный инструмент родом из Средневековья. Относится к категории струнных, фрикционных. Ближайшие «родственники» – органистр, никельхарпа.
Устройство
Выглядит инструмент достаточно необычно, среди его основных составляющих выделяют следующие:
Первоначально материалом струн служили жилы животных, у современных моделей они сделаны из металла, нейлона, их количество отличается от средневековых образцов (в большую сторону).
Как звучит колесная лира
Звучание инструмента во многом зависело от качества колеса: точности его центровки, гладкости поверхности. Для благозвучности, чистоты мелодии поверхность колеса перед игрой смазывали канифолем, струны в месте соприкосновения с колесом обматывали шерстью.
Стандартный звук колесной лиры – печальный, слегка гнусавый, монотонный, но мощный.
История
Предшественницей колесной лиры был органиструм – большой по размерам и весу, неудобный инструмент, справиться с которым могла только пара музыкантов. В X-XIII веках органиструм присутствовал почти в каждом храме, монастыре – на нем исполняли духовную музыку. Древнейшее изображение органиструма на английской миниатюре датируется 1175 годом.
Колесная лира быстро распространилась по Европе. Уменьшенный вариант стал популярным среди бродяг, слепых и нищих, исполняющих мелодии для публики ради пропитания.
Новый виток популярности настиг инструмент в XVIII веке: аристократы обратили внимание на старинную диковинку, снова ввели ее в употребление.
На Руси лира появилась в XVII веке. Предположительно, была завезена из Украины, где была чрезвычайно популярно. Существовали специальные учебные заведения, обучавшие украинцев играть на инструменте.
В СССР колесную лиру усовершенствовали: увеличили количество струн, обогатив звучание, вместо колеса поставили ленту-трансмиссию, добавили приспособление, меняющую силу нажима на струну.
Встретить сегодня данный инструмент – большая редкость. Хотя в Государственном оркестре Беларуси он успешно звучит до сих пор.
Техника игры
Исполнитель кладет конструкцию на колени. Некоторые инструменты для большего удобства оснащены ремнями – они накидываются на плечи. Важный момент – положение корпуса: колковая коробка располагается по левую руку от музыканта, слегка отклоняется в сторону, чтобы клавиши не напирали на струну.
Правой рукой исполнитель медленно вращает рукоятку, приводя в движение колесо. Левая рука работает с клавишами.
Часть музыкантов исполняют мелодии, стоя. Такое положение во время игры требует гораздо большего мастерства.
Иные названия
Колесная лира – современное, официальное название инструмента. В других странах его название звучит по-иному:
Использование инструмента
Первоначальная роль инструмента – аккомпанемент. Под звуки рыли танцевали, пели песни, рассказывали сказки. Современные исполнители расширили этот перечень. Несмотря на то, что сегодня популярность колесной лиры не так велика, как в эпоху Средневековья, музыканты фольк, рок-групп, ансамблей, играющих джаз, включают ее в свой арсенал.
Среди наших современников использовали усовершенствованную лиру следующие знаменитости:
Компания Ugears широко известна благодаря своим конструкторам из фанеры, часть из которых представляет собой сложные механизированные устройства. Однако, на достигнутом ребята не остановились и выпустили первый в мире музыкальный конструктор из 292 деталей, позволяющий собрать настоящую Харди-Гарди.
Что это такое? Вот краткая выдержка из википедии:
В Европе известна под разными именами, древнейшее из них — «органистр» (лат. organistrum) — относится к позднему Средневековью (не ранее XIII в.). Древнейшие изображения относятся к XII в.: английская книжная миниатюра (ок. 1175 г.) и барельеф собора св. Иакова (Сантьяго-де-Компостела, 1188). В XII в. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент, который обслуживали два человека (музыкант и его помощник, который механически вращал ручку).
После того как в XIII в. появились облегченные (портативные) инструменты, колёсная лира быстро распространилась по Европе и стала одним из характернейших атрибутов менестрельной культуры Средневековья. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых, увечных и умственно отсталых, а иногда — и тех, и других разом, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент.
Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом. В настоящее время применяется в народной музыке некоторых европейских стран, в первую очередь Франции и Венгрии. В России появилась в XVII веке[1][2]. На ней игралы бродячие музыканты, калики перехожие[1] и слепые[2], исполнявшие под заунывные звуки своих лир исторические песни, баллады и духовные стихи. Появление лиры на Руси ознаменовало собой закат скоморошества, в связи с гонениями со стороны власти и духовенства.
Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (3—11) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-четыре отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гнусавое гудение (так называемый бурдон). На западноевропейских инструментах имеется также т. н. trompette — струна, опирающаяся на неплотно закрепленную подставку и позволяющая воспроизводить ритмический аккомпанемент, изменяя скорость вращения колеса.
Итак, Ugears предлагают соорудить из фанеры настоящую колесную лиру. Соберем?
Упаковка и комплектация
Устройство поставляется в красивой и увесистой картонной коробке, которую и подарить не стыдно, и себе оставить приятно.
Под крышкой нас встречает блок из 8 фанерных пластин, в которых лазером, очевидно, вырезаны детали конструкции. Инструкция находится вместе с пластинами.
Под ними расположен мини-органайзер, в секциях которого, упакованные в отдельные пакетики, находятся детали конструкции и еще один мини-пак под названием «Молоток». До начала сборки о его назначении приходится только догадываться.
Упаковано все на совесть — вспоминаются конструкторы LEGO. В дизайне и подходе к организации комплекта чувствуется внимание к деталям и аккуратность, что, безусловно, конструктору только к лицу.
Особенности сборки
Все пластины и детали отшлифованы на совесть — за целостность ваших рук (или рук ребенка) можно не переживать. Я целенаправленно несколько раз погладил рукой все пластины — ни намека на занозу. Фанера под детали используется высокого качества — никаких сучков не обнаружено.
На одной из сторон каждого из листов рядом с каждой деталью расположены цифры и символы, которые позволят быстро и безболезненно найти ее в процессе сборки.
В начале инструкции приводится описание комплекта и условных обозначений, рассказывающих о том, что из комплекта является смазкой для механических частей, а что — канифолью для вала.
Сами шаги отлично иллюстрированы, все важные моменты отмечены восклицательными знаками и соответствующими пиктограммами.
По ходу сборки вам потребуются детали с разных фанерных листов. Они пронумерованы, что упрощает сборку, однако некоторые детали, связанные с другими фанерным холдером, приходится вынимать до их непосредственного использования. Лучше всего разложить все листы перед собой и не перемешивать их содержимое. Приятно, что для большинства хрупких элементов предусмотрен небольшой запас. Качество исполнения, как я уже говорил, на высоте, однако при работе с натуральными материалами перестраховка — лучшая стратегия.
Сборка инструмента — достаточно долгий процесс, который займет у вас не один вечер в спокойном режиме. В случае, если собирать конструктор вы решите вместе с детьми — и того больше. Заранее придумайте место, куда получится аккуратно сложить недособранные элементы конструкции и детали. Будьте чрезвычайно аккуратны, подпуская к процессу маленьких детей — в комплекте присутствует значительное количество деталек, которые очень легко проглотить.
Внешний вид и эксплуатация
Вот что получается в итоге. Первое впечатление — волшебное.
Под струнами, внутри лиры, красиво передвигается планетарная передача.
Рукоять и основание колеса — везде присутствуют декоративные элементы.
К сожалению (или к счастью) совершенно невозможно оценить красоту данной модели до ее сборки. В собранном же состоянии обилие ребер жесткости, фанерных элементов и небольших украшений создает совершенно неповторимый образ, делая инструмент весьма симпатичным даже на фоне «взрослых» колесных лир.
В вашем распоряжении две струны — мелодическая и бурдонная. Мелодическая струна настраивается в ре второй октавы, буранная — в тонику или интервал к основной. Самые распространенные — октава, квинта и терция. Чуть менее популярный вариант — кварта. В любом случае, бурдонная струна настраивается ниже основной. Настройке инструмента посвящено несколько страниц в инструкции, дополненных, к тому же, обучающими видео.
Мне бы хотелось остановиться на тех моментах, которые действительно играют роль при дальнейшей игре.
1. Максимально выровняйте колесо ДО его установки в корпус лиры. Две фанерных части должны быть максимально ровными относительно одной плоскости — это оказывает очень большое влияние на звук.
2. Старайтесь наносить канифоль равномерно — это важно.
3. Настройкой положения струн добейтесь максимально параллельного положения струны плоскости колеса. В случае, если в месте контакта струны с колесом будет даже небольшой угол — она быстро порвется.
После окончательной сборки и настройки можно начинать играть. При учете всей специфики инструмента, весьма условных струн (в профессиональных моделях используются карбоновые струны) и относительно больших допусков лира неплохо строит и вполне миленько звучит. Точность нот нельзя назвать идеальной, однако ее вполне хватает для того, чтобы исполняемая мелодия была узнаваемой. После некоторой тренировки удается получить достаточно равномерный звук. Громкость у конструктора не слишком высокая — музыка не будет раздражать соседей и резать уши.
Харди-Гарди от Ugeras — уникальный конструктор, который, честно сказать, поражает воображение. Кроме обилия конструкторских решений, позволяющих инструменту работать с механической точки зрения, здесь присутствует камерный и характерный звук, приличный для своих задач звукоряд и фантастический внешний вид. Я лично (как увлеченный средневековьем музыкант) рекомендую его как замечательный подарок увлеченному средневековой историей музыканту или любителю необычных и оригинальных механизмов. Поверьте, восторг обеспечен.
— Купить конструктор можно тут
— На самом деле у Ugears есть еще много интересных конструкторов — от сейфа до целой фабрики роботов. Посмотреть каталог
— И наконец: промокод LIRA дает скидку на весь ассортимент Ugears в магазине Madrobots, который мы благодарим за предоставленный образец.
Хурди гурди что это
Колёсная лира (органиструм, харди-гарди) — струнный щипковый музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипичный футляр, который по праву считается предшественником никельхарпы.
Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (6—8) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-две отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение.
Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное.
В Англии этот инструмент называют hurdy-gurdy (харди-гарди, встречается и по-русски), в Германии — drehleier, во Франции — vielle a roue, в Италии — ghironda или lira tedesca, в Венгрии — tekero. По-русски он называется колёсная лира, по-белорусски — ліра, по-украински — колісна ліра или реля, а по-польски — lira korbowa.
Устройство
Колёсная лира — трехструнный инструмент с глубоким деревянным корпусом восьмеркообразной формы. Обе деки плоские, обечайки гнутые, широкие. В верхней части имеется головка с деревянными колками для настройки струн. К корпусу прикреплена долбленая или собранная из отдельных досок короткая колковая коробка, нередко заканчивающаяся завитком.
Внутри корпуса, в нижней его части, находится деревянное колесо (оно насажено на ось, пропущенную сквозь обечайку и вращаемую рукояткой), которое выполняет роль «бесконечного смычка». Через прорезь в деке обод колеса выступает наружу. Чтобы уберечь его от повреждений, над ним устанавливается дугообразный предохранитель из луба.
В верхней деке вырезаны резонаторные отверстия в виде скобок или «эфов»; на ней же продольно расположен клавишно-порожковый механизм, состоящий из коробки с 12—13 клавишами, представляющими собой узкие деревянные планки с выступами. При нажатии на клавиши выступы, подобно клавикордным тангентам, прикасаются к струне, деля ее на две части: звучащую (колесо — выступ) и незвучащую (выступ — верхний порожек). Выступы укреплены так, что их можно, поворачивая, смещать влево и вправо и таким путем выравнивать звукоряд при его настройке в пределах полутона.
Лира имеет 3 жильные струны: мелодическую, называемую спиваницей (или мелодией), и 2 бурдонные — бас и пидбасок (или тенор и байорок). Мелодическая струна проходит через коробку, бурдонные — вне ее. Все струны плотно соприкасаются с ободом колеса, который натирается смолой (канифолью) и при вращении приводит их в звучание. Для того чтобы звук был ровным, колесо должно иметь гладкую поверхность и точную центровку. Мелодию исполняют, пользуясь клавишами, вставленными в боковые вырезы коробки. На клавишах имеются выступы (тангенты), которые, прижимаясь к струне, изменяют ее длину, а значит, и высоту звука. Количество клавишей у различных лир колеблется от 9 до 12.
Звукоряд диатонический. Бурдонные струны подстраиваются так: пидбасок — октавой ниже мелодической, бас — квинтой ниже пидбаска. По желанию исполнителя одна или обе бурдонные струны могут быть выключены из игры. Для этого их оттягивают от колеса и закрепляют на штифтах.
Игра на лире
Перед игрой исполнитель набрасывает себе на плечи ремень, прикрепленный к корпусу, кладет инструмент на колени, колковой коробкой влево и с наклоном от себя, чтобы свободные клавиши под собственной тяжестью отпадали от струны. Правой рукой он равномерно, но не быстро, вращает за рукоятку колесо, а пальцами левой руки нажимает на клавиши. Характер исполнения на лире сходен с игрой на волынке и гудке, у всех трех наличествуют непрерывно звучащие бурдоны. Качество звука в большой степени зависит от фрикционного колеса: оно должно иметь точную центровку, ровную гладкую поверхность и хорошую смазку смолой, иначе звуки станут «плыть» и «подвывать».
Во время игры инструмент кладут на колени головкой влево и с наклоном, благодаря чему клавиши под действием собственной тяжести порожками отпадают от струн. Чтобы инструмент легче было держать, музыкант накидывает на шею ремень, прикрепленный к корпусу лиры. Вращая колесо правой рукой, он пальцами левой руки нажимает на клавиши. Лира звучит сильно, но несколько гнусаво и жужжаще.
При игре сидя инструмент держат на коленях, при игре стоя — подвешивают на ремне через плечо, шейкой влево и с наклоном, чтобы клавиши под действием собственной тяжести выступами отходили от мелодической струны. Вращая правой рукой колесо и нажимая пальцами левой на клавиши, исполняют мелодию; бурдонные струны звучат непрерывно (если они не отключены). Звук лиры жужжащий, гнусавый. Качество его в большой степени зависит от колеса: оно должно иметь точную центровку, совершенно гладкий и хорошо натертый смолой (канифолью) обод. Звукоряд лиры диатонический, объем его около двух октав.
История
В X—XIII вв. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент (органиструм), на котором играли два человека. Инструмент находил применение в монастырях, на нём исполняли церковную музыку. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом.
Письменные сведения о существовании в России колесной лиры относятся к XVII в. (Сказания современников о Дм. Самозванце). Возможно, она была занесена сюда с Украины. Вскоре лира получила довольно широкое распространение в народной среде, а также в придворном и боярском музыкальном быту. Лирой пользовались главным образом бродячие музыканты-певцы (чаще всего калики перехожие), распевавшие под ее аккомпанемент народные песни, духовные стихи и исполнявшие танцы. В настоящее время лира встречается редко.
Лира была преимущественно распространена среди бродячих профессиональных музыкантов, распевавших под ее аккомпанемент духовные стихи, бытовые и особенно юмористические песни, а иногда и думы. Среди лирников было много слепцов, ходивших с поводырями от села к селу, из города в город, на базарные площади и свадебные пиры. Для игры на свадьбах лира считалась более подходящим инструментом, чем бандура, благодаря ее громкому звучанию и веселому репертуару.
На Украине существовали специальные школы лирников с довольно большим числом учеников. Так, например, в 60-х гг. XIX в. в с. Коссы (на Подоле) у лирника М. Колесниченко занимались одновременно до тридцати человек. Старшие из них проходили практику, играя в соседних селах на базарах и свадьбах, а заработанные деньги и продукты они отдавали наставнику в качестве платы за обучение и содержание, так как находились на его полном иждивении. Закончив обучение, молодой музыкант держал экзамен по знанию репертуара и владению игрой на лире. Экзамен происходил при участии «дедов» — старых опытных лирников. Выдержавшему испытание учитель дарил инструмент и так называемую «визвилку» (очевидно, от слова «визвил» — «освобождение») — право играть самостоятельно. Посвящение в лирники сопровождалось особым обрядом: учитель вешал на себя лиру, предназначенную в награду ученику, ученик прикрывал ее своей свиткой, после чего ремень инструмента перекидывался с шеи учителя на шею ученика, а учитель опускал в резонаторную прорезь корпуса монету — на счастье.
Лирники объединялись в группы (корпорации), и каждая из них, возглавляемая цехмистером (цехмейстером), или кочечурником, имела свою строго определенную территорию деятельности; игра в других местах запрещалась. Нарушители порядка подвергались суровому наказанию (вплоть до лишения права играть), и у них отбирался инструмент.
До конца прошлого — начала нынешнего столетия лира была на Украине столь популярна, что Н. В. Лысенко даже высказал предположение, что она со временем вытеснит бандуру. Однако это не осуществилось: бандура выдержала «соревнование» и получила дальнейшее развитие, а лира пришла почти к полному забвению. Поводом к тому послужили ограниченность ее музыкально-выразительных и технических средств и тембровая специфика — гнусавость. Но самая главная причина, несомненно, в том, что в советское время исчезла социальная среда, в которой бытовал инструмент.
В советские годы лира была подвергнута различным усовершенствованиям. Весьма оригинальный инструмент сконструирован И. М. Скляром. Он имеет 9 струн, настроенных по малым терциям, и клавишный механизм баянного типа, благодаря чему на нем может легко и быстро научиться играть баянист. Деревянное колесо заменено пластмассовой лентой-трансмиссией, обеспечивающей более ровное звучание. При помощи специального приспособления степень нажима ленты на струну может меняться, чем достигается изменение силы звука инструмента. Лиры усовершенствованных образцов эпизодически находят применение в ансамблях и оркестрах народных инструментов.
Пору необычайного взлета инструмент пережил примерно двести лет назад во Франции, когда им заинтересовались профессиональные музыканты. Было написано немало произведений именно для органиструма.
Колёсная лира в наше время
Сейчас инструмент пратически исчез из народной музыки, однако не все музыканты предали его забвению.
В Беларусии колесная лира входит в состав Государственного оркестра и в оркестровую группу Государственного народного хора Белоруссии, используется музыкантами ансамбля «Песняры». В России на нем играют: музыкант и композитор Андрей Виноградов, мультиинструменталист Митя Кузнецов («Этно-Кузня»), группа из Рыбинска «Разнотравие» и др.
За рубежом харди-гарди можно услышать, например, на концертах Р. Блэкмора в проекте «Blackmore’s Night».
Колёсную лиру (харди-гарди) использовали бывшие участники группы Led Zeppelin Джимми Пейдж и Роберт Плант в совместном проекте «No Quarter. Unledded». На инструменте играл исполнитель Найджел Итон (Nigel Eaton). В настоящий момент колёсную лиру можно встретить среди арсенала музыкальных инструментов группы In Extremo (в частности, в их песне «Captus Est» с сингла «Nur Ihr Allein»).
Видео: Колёсная лира на видео + звучание
Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:
Продажа: где купить/заказать?
В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!