худрук что это такое
Кто такой художественный руководитель (худрук)?
Все творческие коллективы нуждаются в руководителе, который бы занимался и постановкой, и решал вопросы артистов.
Изначально художественные руководители творческих коллективов брали на себя обязанности педагогов по вокалу, танцу, сценической речи и т.п. Однако постепенно к этому начали добавляться и финансовые вопросы, и решение организационных проблем. Таким образом, художественные руководители (или худруки) – это специалисты, которые совмещают в себе творческое и административное начало, что ставит их несколько отдельно от представителей творческих профессий.
Чем занимается худрук
Необходимо отметить некоторые особенности данного рода деятельности:
для участников творческого коллектива худрук – это педагог, состоявшийся профессионал в сфере танцев, эстрады или актерского мастерства;
он занимается организацией выступления, проверкой сцены, декораций, костюмов;
заключает договоры и контракты, назначает встречи со спонсорами и заказчиками.
В действительности худрук – это должность, до которой необходимо профессионально дорасти. Как правило, на такую работу годятся уже состоявшиеся в своей области артисты: участники и лауреаты творческих конкурсов, популярные музыканты, певцы, театральные актеры и т.д.
Художественный руководитель может работать как с профессиональным коллективом, так и любительским. Это могут быть:
лица старше 18 лет;
люди пенсионного возраста.
При этом худрук может работать сразу с несколькими коллективами, которые могу иметь даже разные творческие профили. Конечно, подобное встречается в основном в небольших населенных пунктах. Чаще всего профиль руководителя вполне четкий:
Источник фото freepik
Обязанности художественного руководителя
У худруков довольно внушительный набор обязанностей. В основном он связан с организационной работой:
осуществлять отбор участников в творческий коллектив;
проводить обучение и репетиции;
создавать программы выступлений, репертуарные планы и график показов;
заниматься организацией выездных выступлений, собирать необходимые документы, а также обеспечивать бюджетирование;
отслеживать профильные конкурсы, подавать заявки, готовить конкурсные выступления;
решать проблемы и конфликтные ситуации внутри коллектива, отслеживать общий эмоциональный фон его участников;
работать с бухгалтерией и специальной документацией.
Для того, чтобы выполнять эти обязанности, художественный руководитель должен обладать навыками:
Требования к худруку
Руководитель современного творческого коллектива должен соответствовать следующим требованиям:
высшее образование в области культуры или искусства;
навыки ведения деловой переписки и общения;
знание законодательства в отношении деятельности любительских и профессиональных творческих коллективов.
Трудоустройство художественного руководителя
Худруков чаще всего можно увидеть в бюджетной сфере. Это, как правило:
Впрочем, услуги талантливых организаторов и творческих специалистов нужны и в частных студиях.
Художественные руководители имеют достаточно плотный рабочий график, который во время репетиций или выездных выступлений и вовсе становится ненормированным. Поэтому желающим работать в этой должности необходимо быть выносливыми и эмоционально стойкими людьми.
Обучение худруков
Как уже было сказано, на должность худрука назначают только состоявшихся в профессии артистов. Специальных факультетов по подготовке художественных руководителей не существует.
У худрука может быть профильные педагогическое образование по роду деятельности коллектива. Если он управляет танцевальной группой, то образование балетмейстера или хореографа, если творческой мастерской – то актерское или режиссерское и т.д.
Карьерные перспективы художественного руководителя
Худруком может стать лишь человек с активным творческим прошлым. Это уже само по себе является карьерный рост. Далее возможно лишь продвижение по административной лестнице – например, на должность руководителя студии или директора дома культуры. В этом случае понадобятся также навыки управления персоналом.
Источник фото senivpetro/freepik
Личностные качества художественных руководителей
От худрука для успешной работы требуется набор нетривиальных способностей:
Владимир Кехман знает, кто может объединить два МХАТа
Ваше назначение вызвало волны самых разных откликов. Один из ключевых: нельзя строить художественную политику на идее умиротворения великой актрисы. Вы же возвращаете Татьяну Доронину в театр.
Так в чем же ваша программа?
Фонд «Синергия» входил в попечительский совет МХАТа, и он недавно отказался от работы с театром.
Финансовое благополучие в театре, особенно сейчас в пандемию, играет чуть ли не главную роль. Как МХАТ может заработать? Повысить цены на билеты?
Сейчас вдруг заговорили об объединении МХТ им. Чехова и МХАТа им. Горького. Как вы к этому относитесь?
У актеров МХАТа им. Горького зарплата зависит от числа выходов на сцену? Будете пересматривать систему? Добавите ли какие-то выплаты? Например, в МХТ им. Чехова были «табаковские» детские выплаты, которыми в театре гордились.
Владимир Кехман: Олег Павлович был гением в этом вопросе. Я не согласен с его творческой позицией, но на позиции директора ему нет равных. Зарплаты актерам буду повышать: средняя зарплата должна быть 120-130 тыс. Потому что в Михайловском 115 тыс., а там работает в четыре раза больше людей. Актеры должны получать ставку плюс доплата за выход на сцену. Не все. Будет много градаций.
Владимир Кехман: Нет. Критерий успешности в моем понимании только зритель. Как говорит Белла Купсина, знаменитый продюсер Александра Розенбаума: «Встретимся у кассы!»
Официально
Министр культуры РФ Ольга Любимова встретилась с новым директором МХАТ имени М. Горького Владимиром Кехманом. Они обсудили капитальный ремонт здания, формирование попечительского совета и возвращение в репертуар спектаклей, выпущенных при прежнем худруке Татьяне Дорониной.
Заслужено артистом: зачем в МХТ и МХАТе меняют руководителей
В МХТ имени Чехова художественным руководителем будет Константин Хабенский, до этого возглавлявший только собственный благотворительный фонд. А гендиректором МХАТ имени Горького станет Владимир Кехман, имеющий большой опыт руководства как в качестве худрука, так и в качестве директора. О назначениях в двух федеральных театрах 27 октября объявило Министерство культуры России. «Известия» выяснили, какие изменения несут обоим художественным кадровые перестановки.
Переворот в Камергерском
Сергей Женовач, руководивший МХТ имени Чехова последние три года, написал заявление по собственному желанию, сообщили в Минкультуры. В ведомстве подчеркнули, что с уважением относятся к решению Сергея Васильевича и благодарят его за проделанную работу. За время его руководства выпущено более десяти премьер, три из которых подготовил он сам.
— Он принял МХТ им. А.П. Чехова в непростой период и в своей деятельности на посту художественного руководителя ориентировался на высокие идеалы творчества, заложенные его предшественниками, — отметили в пресс-службе Минкультуры России.
Константин Хабенский, отметили в ведомстве, много лет служит в МХТ им. А.П. Чехова, хорошо знаком коллективу, знает ситуацию в учреждении изнутри и благодаря этому сможет быстро включиться в работу. Кроме того, Константин Юрьевич обладает необходимыми качествами и авторитетом, чтобы объединить вокруг себя труппу и вывести театр на новый уровень, подчеркнули в министерстве.
На сайте МХТ имени Чехова появилось обращение Хабенского, где он объясняет, что согласился возглавить художественный театр, потому что любит и дорожит им, благодарит Сергея Женовача за то, что он в непростое для всех время взял на себя руководство, и выражает надежду, что впереди театр ждет большая интересная работа.
Сергей Женовач — бывший худрук МХТ имени Чехова
«Нам всем хочу пожелать обрести свое дыхание и своего зрителя», — заключил новый худрук.
Опрошенные «Известиями» эксперты сошлись во мнении, что сегодняшние театральные тенденции требуют медийного человека в руководстве МХТ имени Чехова, однако пока непонятно, как Константин Хабенский будет им управлять.
По словам худрука Александринского театра Валерия Фокина, руководство МХТ имени Чехова — очень серьезное и непростое дело, так как сам театр считается «монстром».
— Там довлеют очень многие вещи — наличие труппы; медийных самостоятельных лиц, считающих себя (по праву как актеры и не по праву как люди) вправе определять, как театру надо жить, — отметил он.
Раньше у театра, когда им руководил Олег Ефремов, была художественная идея, которая затем потерялась, заметил худрук Александринки. Сергей Женовач поставил себе задачу ее вернуть, однако «управлять этим монстром ему оказалось трудно».
Результаты работы Хабенского на посту худрука Валерию Фокину прогнозировать трудно.
— Это очень сложный, трудный вопрос, — подчеркнул он. — Актер, руководящий театром? Мы знаем такие примеры. Ну время такое, во главе театра хотят видеть медийных личностей. Смотрите, [Владимир] Машков руководит театром (Московским театром Олега Табакова. — «Известия»), [Евгений] Миронов (руководитель Государственного театра Наций. — «Известия»). Это почему? Они блестящие руководители? Ну да, они осваивают эту профессию, но дело в том, что время хочет такого.
Худрук Театра имени Пушкина Евгений Писарев рассказал, что в свое время был на совещании в Минкультуры, когда Женовачу предложили возглавить МХТ, он предупреждал его о возможных трудностях.
Сцена из спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» в постановке режиссера Виктора Крамера в МХТ им. А.П. Чехова
— Я тогда задал ему вопрос Понимает ли он, что это не контактный зоопарк ему привычный, а серьезный, полный дикими и опасными хищниками зоопарк мегаполиса. Я вам скажу так: после ухода Табакова я бы не завидовал никому, кто пришел в МХТ, — рассказал Евгений Писарев «Известиям».
Тем не менее он выразил надежду, что МХТ имени Чехова ожидает счастливая жизнь под художественным руководством Хабенского. По мнению режиссера, народному артисту должны помочь его популярность и знакомства.
Константин Хабенский пришел в МХТ имени Чехова в 2003 году по приглашению Олега Табакова на волне кинематографической известности. Сыграл главные роли в шести спектаклях театра. Премьера последнего — «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» в режиссуре Виктора Крамера — состоялась в октябре 2021 года.
Усиление на Тверской
Кадровые изменения затронули и МХАТ им. М. Горького. Владимир Кехман назначен генеральным директором. При этом он останется худруком Михайловского театра в Санкт-Петербурге. А вот в НОВАТе (Новосибирский театр оперы и балета), где Кехман до сегодняшнего дня служил худруком, эту должность займет дирижер Дмитрий Юровский, бывший музыкальным руководителем театра.
Как подчеркнули в министерстве, приоритетами работы Кехмана в Москве станут «вопросы стабильного развития учреждения, поддержания трудовых взаимоотношений в коллективе и созидательной творческой атмосферы в МХАТ им. М. Горького в целом». Также в задачи нового гендиректора входит приведение в порядок самого театра, нуждающегося в ремонте, пояснили в ведомстве.
Острая необходимость обновления здания на Тверском бульваре — видимо, один из главных смыслов этого назначения, считает театральный обозреватель «Известий», доктор искусствоведения Светлана Наборщикова.
— Благодаря вкусу и энергии Владимира Кехмана в России уже появилось два прекрасных театральных здания с великолепными интерьерами и современным техническим оснащением, — рассказала она. — Речь о Михайловском театре в Санкт-Петербурге и оперном театре в Новосибирске. До директорства Кехмана оба памятника архитектуры были в плачевном состоянии. Аналогичное возрождение, будем надеяться, ждет и образчик брежневского модерна — здание архитектора Кубасова на Тверском бульваре.
Ранее худрук МХАТ имени Горького Эдуард Бояков рассказал «Известиям», что на реконструкцию МХАТ имени Горького, по оценкам независимых экспертов, понадобится не менее 10 млрд рублей. Причем начинать реконструкцию надо как можно скорее — если пройдет лет десять и не будет никаких изменений, здание начнет разваливаться, предупредил худрук.
Как рассказали в самом МХАТ имени Горького, уже 29 октября Владимир Кехман будет знакомиться с театром. Дата представления труппе МХТ имени Чехова Константина Хабенского пока не определена. Возможно, предположили в театре, он соберет специальную пресс-конференцию.
Значение слова худрук
м. разг.Художественный руководитель.
Большой современный толковый словарь русского языка
м. разг. Художественный руководитель.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Сокращение: художественный руководитель
Словарь русского языка Ожегова
худрук м. разг. Художественный руководитель.
Толковый словарь Ефремовой
Полный орфографический словарь русского языка
и в жисть не поверю, – подзуживает его Куравлев, – такой серьезный артист, худрук театра!» Дуров тут же плюхнулся на ковер и стал показывать тигра.
Тем более что вечером позвонила ей партнёрша по Теннеси Уильямсу Геля Соколова-Яснова, уже много лет подряд страдающая последней стадией булимии, и, жуя в трубку (булка с маком), рассказала захлебывающимся голосом о том, что нынче худрук обещал вывесить распределение ролей на «Вишнёвый сад», отчего сердце ведущей актрисы запело сладкой истомой в предвкушении главной роли – ибо меньше, чем на Раневскую, она не согласна!
Поскольку ролей (даже вводов) Мария Игоревна не получала несколько лет, худрук (как рачительный хозяин) не мог забыть о том, что у него простаивает такая замечательная актриса.
На роль Деда Мороза худрук пригласил знакомого детского поэта, набившего руку на выступлениях перед учащимися младших классов.
Публика принимала меня крайне дружелюбно, билеты раскупались с боем, и худрук зала Владимир Чернин зазывал на повторение этого вечера.
Не вынес двоих: почему МХАТ имени Горького остался без худрука
Кандидатуру нового художественного руководителя МХАТ имени Горького Минкультуры утвердит после консультаций с профессиональным сообществом, сообщили «Известиям» в ведомстве. 1 ноября о своей отставке объявил худрук театра Эдуард Бояков. Недавно назначенный гендиректор МХАТа Владимир Кехман уже заявил, что спектаклей с приглашенными актерами на Тверском бульваре больше не будет, и признался в любви к Татьяне Дорониной. Представители театральной Москвы по-разному оценили деятельность бывшего худрука. «Известия» выяснили, как изменился МХАТ имени Горького в период руководства Боякова и кто из деятелей культуры может занять его место.
Артисты вдохновлены
Меньше недели назад — 27 октября — генеральным директором МХАТ имени Горького был назначен Владимир Кехман, а 1 ноября художественный руководитель театра Эдуард Бояков на своей странице в Facebook объявил, что покидает театр. По его словам, директор предложил ему написать заявление об уходе. «Я это сделал, несмотря на то что у меня пятилетний контракт. Устраивать оппозицию или фронду в ситуации, когда руководство не хочет со мной работать, не в моих правилах. Озвученная Кехманом причина — мое отношение к Дорониной», — написал он.
Другие аспекты разговора худрук комментировать отказался, добавив, что благодарен всем, кто с ним сотрудничал все эти три года. Он также пожелал МХАТ имени Горького «успехов и развития», обещал сообщить о своих дальнейших профессиональных планах и резюмировал, что «тема закрыта».
Представление нового гендиректора труппе состоялось уже после увольнения худрука. Владимир Кехман, комментируя для «Известий» итоги собрания, отметил, что все артисты вдохновлены и никакого конфликта больше нет.
— Мы сегодня встречались с режиссером театра, непосредственно ведущим основные спектакли, — поделился он. — Очень надеюсь, что мы до конца года сможем спокойным образом доработать репертуар именно для труппы, без приглашенных артистов. Я также спросил его об одном уникальном спектакле театра, в котором была задействована вся труппа — 120 человек. Если у нас получится возобновить его, это будет сенсация.
Владимир Кехман отметил, что очень ждет встречи с Татьяной Дорониной и надеется услышать от нее пожелания по руководству театром.
— Она всегда была лицом МХАТа, она — единственная из здравствующих великих мхатовцев, — подчеркнул гендиректор. Поэтому я очень надеюсь, что до конца года мы сможем увидеться с ней и сформулировать наше видение по поводу того, как дальше будет развиваться театр.
В Минкультуры, учредителе МХАТа, на вопрос «Известий» ответили, что о решении худрука уволиться узнали из СМИ и оно стало для них абсолютной неожиданностью.
— Разумеется, согласно уставу директор театра должен согласовать с учредителем кандидатуру нового художественного руководителя. А мы, в свою очередь, обсудим эту кандидатуру с профессиональным сообществом, — отметили в ведомстве.
Опрошенные «Известиями» деятели культуры по-разному оценили деятельность Эдуарда Боякова в должности худрука. Заслуженный артист России, художественный руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев заметил, что МХАТ имени Горького и его театр расположены напротив друг друга через дорогу и их традиционно называют театр-Пушкин и театр-Дантес.
— Раньше наш визави напоминал склеп, а с приходом Эдуарда Боякова мы немножко заволновались, — признался Евгений Писарев. — Там появились яркие витрины, боксы горящие, публика стала толпиться у входа. По внешними вещам могу судить, что там кипела жизнь, это точно. И туда пришли работать приличные артисты.
Народный артист России, худрук Театра «Школа Современной пьесы» Иосиф Райхельгауз считает, что до прихода Эдуарда Боякова МХАТ имени Горького напоминал стоячее много десятилетий «болото», а худрук там создал жизнь, туда потянулись зрители, они стали покупать билеты, о МХАТе принялись спорить, в этот театр отдал свой роман Водолазкин.
Для писателя Евгения Водолазкина увольнение Эдуарда Боякова тоже стало неожиданностью. Он отметил, что во МХАТе идет успешная постановка по его роману «Лавр» и в любом его комментарии, вероятно, могут усмотреть личную заинтересованность, но как простой зритель он уверен, что Бояков совершил, казалось бы, невозможное: за три года сделал театр популярным. По словам писателя, не все решения худрука были ему близки, но не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает.
Среди главных ошибок Боякова эксперты называют разрыв отношений с президентом МХАТа Татьяной Дорониной и конфронтацию с преданной ей частью труппы. Народная артистка не была в театре с января 2018 года, а в Сети периодически появлялись якобы подписанные ею письма, адресованные руководству страны, с просьбой уволить худрука.
Отрицательно сказалось на репутации худрука и сотрудничество с популярной телеведущей Ольгой Бузовой, приглашенной в спектакль «Чудесный грузин». Противники Боякова сочли, что персонажам такого рода не место на академической сцене. Кроме того, теперь уже бывший худрук наряду с приглашением действительно крупных режиссеров доверял постановки и тем, чей профессиональный уровень не соответствовал статусу МХАТа.
— Эдуарду Боякову есть за что сказать спасибо, даже большое спасибо, — заметил в беседе с «Известиями» ректор ГИТИСа Григорий Заславский. — Прежде всего, за само здание: он поменял кресла в зале, обновил фойе, сделал с помощью мониторов так, что это здание стало обращать на себя внимание. Кроме того, он привлек новую аудиторию. На спектакль Андрея Кончаловского «Сцены из супружеской жизни» билеты в партер раскупали полностью, от первого до последнего ряда. И в то же время он сделал многое, чтобы это решение об увольнении было принято. В первую очередь это расхождение слов с делами. Когда его приглашали во МХАТ, была идея о совместном управлении с Татьяной Дорониной. Но этого не сложилось. Было бы логично, чтобы он приглашал многих крупных режиссеров, но зачастую он давал карт-бланш тем фигурам, которые этого не заслуживали. При этом он начал активно ставить сам, не имея профессионального режиссерского образования, что для такого театра, как МХАТ, — нонсенс.
22 спектакля
За период руководства Боякова во МХАТе имени Горького было поставлено 22 спектакля, притом что театр закрывался в связи с локдауном.
— Эдуард Бояков работал системно: у него и его команды была программа — то, можно назвать репертуарной идеей, — считает театральный обозреватель «Известий», доктор искусствоведения Светлана Наборщикова. — В приоритете были современная и классическая русская драматургия и литература, поданная в разных жанрах и форматах, а вишенкой на торте — реконструкция мхатовских спектаклей.
По словам эксперта, была у МХАТа Боякова и потребность в том, что достаточно редко встречается в наших театрах и что психологи называют контекстным мышлением. Например, с реконструкциями «Трех сестер» и «Вишневого сада» корреспондировала постановка «Мифический муж и его собака», рассказывающая об эпохе создания этих спектаклей и взаимоотношениях Чехова с Московским Художественным театром. К «Трем сестрам» отсылает и «Розовое платье» — о судьбе одной из героинь чеховской пьесы.
Кроме того, отмечает Светлана Наборщикова, в заслугу худруку можно поставить творческое освоение мхатовских пространств: сценой в огромном здании становились не только специальные площадки, но и другие помещения.
Согласно уставу театра, нового худрука должен принять на работу директор, предварительно согласовав кандидатуру с Минкультуры. В здании на Тверском бульваре может быть и один руководитель — директор, поскольку по уставу МХАТ имени Горького — театр директорский.
По мнению Иосифа Райхельгауза, директорский театр — это всегда плохо, поскольку спектакли создают режиссеры, а театры — главные режиссеры и художественные руководители. Евгений Писарев на вопрос, кто бы мог возглавить МХАТ имени Горького, ответил, что есть замечательные режиссеры, которые не имеют своего театра: Дмитрий Крымов, Юрий Бутусов. Но это люди авторского театра, а в такой, как МХАТ, должен приходить человек со своей общественной позицией, культурной значимостью, даже узнаваемостью. Идеально, чтобы это был художник с широкими взглядами, который не будет строить монотеатр, окажется открытым к разному, новому.
— У меня один кумир в плане художественного руководства — Олег Павлович Табаков, но где такого взять? — задался риторическим вопросом режиссер.
На закрытом собрании труппы, где гендиректор был представлен коллективу, он, по словам очевидцев, обозначил один из своих приоритетов — музыкально-драматические спектакли, поскольку большая сцена изначально проектировалась в том числе как оперная, концертная. И пообещал устроить во МХАТ имени Горького «новый Зальцбург». Кроме того, в Сети разошлось видео, опубликованное главным редактором RT Маргаритой Симоньян. На нем Владимир Кехман снимает со стены портрет Эдуарда Боякова и обращается к Татьяне Дорониной: «Татьяна Васильевна! Смотрите, смотрите! Оп! И нет его. Люблю вас очень. Спасибо за всё».