художник миниатюрной живописи что это
Из истории миниатюры
Миниатюрная живопись – своеобразный род искусства, пошедший долгий и сложный путь развития. Хотя само по себе словосочетание это ни у кого не вызывает сомнения, однако истинный смысл его большинству неведом. Ибо он во много раз богаче, шире, разнообразие значений этих слов понимаемых как «подобно большому, но малого размера».
Искусство это могло возникнуть в определенных социально-исторических условиях, влиявших на его развитие и смену художественных стилей.
Этот вид творчества в истории мирового искусства всегда как-то таинственно привлекал и продолжает привлекать к себе внимание особым чудом своей миниатюрности, вызывает удивление самим фактом создания руками человеческими, ценится, как драгоценные произведения высокого ремесла.
С древних времен миниатюрным письмом украшались, например, священные рукописи. В русском языке миниатюрные изображения назывались мелочным письмом. Такое письмо, кроме рукописей мы видим в иконах, в эмалях, так называемой финифти, которой украшались оклады Евангелий, архиерейские литры, кресты, панагии и прочая драгоценная церковная утварь.
В после петровское время, в России стали писать миниатюрные портреты на перламутре, на кости и бумаге. Материалами миниатюрной живописи, как правило, являлись водяные краски – акварель или темпера.
В 19-ом веке некоторые русские художник, такие как Федор Толстой и другие с успехом стали осваивать технику миниатюрных акварелей с изображением птичек, бабочек, листочков, букетиков цветков, веточек с ягодами и т.п. Их вставляли в изысканные обрамления, вешали на стены интерьеров в дворянских усадьбах. Эти изящные изделия придавали жилым помещениям неповторимый уют и одновременно классическую строгость, свидетельствующую о тонком вкусе хозяев дома.
Русская миниатюра мало изучена и мало известна. Отчасти это объясняется тем, что произведения обладают повышенной чувствительностью к воздействиям света и температуры. Есть и другая причина. Искусство миниатюры в России – искусство
далекого прошлого. Таким образом традиции оказались прерванными. В современной живописи они позабыты и утрачены.
Молодой художник Евдокия Прохорова с великолепным мастерством и органичностью возрождает сегодня этот жанр живописного искусства, ушедший было из нашей жизни в последние полтора столетия. Как в любом виде искусства, здесь за кажущейся простотой скрывается
вдохновенный творческий процесс, трудоемкая техника работы, безупречное знание ремесла. Её миниатюрные акварели воскрешают в памяти забытую классическую красоту домашнего уюта. Эти маленькие произведения способны совершать большие дела: пробуждать в душах людей нежную любовь к природе, любовь, по выражению Ф.М. Достоевского, к этим «клейким весенним листочкам»
Миниатюра
Если говорить о миниатюрных иллюстрациях стран западной Европы, то до XI-XII веков украшения книг имели декоративный характер, изображения людей и предметов встречались редко. Это были преимущественно изображения святых и сцен из Библии. С началом бурного развития искусства в XII веке книжные миниатюры становились все более «свободными» в тематическом и техническом аспектах – художники стали изображать исторические и бытовые сцены. Выделились три основные школы миниатюр – английская, фламандская и французская. Размер самих книг уменьшился, соответственно, уменьшились и рисунки, фигуры стали еще более тонкими и изящными, а само изображение композиционно все больше стало напоминать картины.
Ко второй половине XV века фламандская миниатюра достигла вершины своего развития. Работы мастеров этой школы отличаются мягкостью и глубиной цвета, тонкой проработкой черт лица, деталировкой. В эпоху Ренессанса выделилась еще одна школа миниатюры – итальянская. Художники использовали более густые и насыщенные пигменты, сохраняя при этом резкость контуров и глубину рисунка.
После изобретения бумаги и начала массового производства тиражных книг искусство книжной миниатюры было вытеснено гравюрой и ксилографией. Несколько видоизменившись, искусство создания небольших картин стало более камерным, в нем стали превалировать портрет и пейзаж. Живописные миниатюры создавали на фарфоре и камне, на кости и металле. Развивалось декоративно-прикладное направление техники. Миниатюрной росписью украшали небольшие изделия: шкатулки, табакерки, веера, вставки для кулонов, брошей, зеркал.
Особенно популярны были портретные медальоны, которые вставляли в дорогие оправы и носили при себе на цепочке или ленте. Также миниатюры заменяли памятные фотографии: их брали с собой в поездки, помещали на стены кабинета, выставляли на рабочем столе как напоминание о близком и дорогом человеке. Миниатюрные портреты царственных особ в драгоценных оправах были дорогой и желанной наградой за особые заслуги перед государством.
Современные мастера, работающие в этой технике, считают, что современная миниатюра – произведение живописного искусства, которое может уместиться на ладони, а его площадь не должна превышать 100 кв. см.
Путь к миниатюристу. Собираем чемодан.
Хотела сделать краткий обзор инструментов, а вышел целый трактат.. Думала, напишу о кисточках да красочках, а начала вспоминать, что еще нужно для работы, и еще, и еще, и еще.. И сама немножечко припухла от всего этого изобилия)) В тему «почему лаковая миниатюра стоит так дорого»
Путь к миниатюристу. Собираем чемодан.
Конечно миниатюре нужно учиться. Чтобы стать художником-миниатюристом, нужно учиться и рисунку, и живописи, и композиции. Эти предметы служат базовыми для любой художественной специальности. Но давайте поговорим о практике.
И так, тема нашего сегодняшенего урока.. О, вот и дипломная практика в голову ударила. В общем, дети, слушайте внимательно. Говорить сегодня мы будем о том, что требуется для занятия лаковой миниатюрой.
Пакет S.
Первое, что нам приходит в голову, это, конечно, кисти.
Для старта достаточно кистей N0, 1, 3 круглых (аналогичных по размеру гаммовской синтетике) и N4 или 5 круглой или плоской овальной. Хотя бы по одной. Фирм разных много, в моем арсенале есть и дорогие импортные кисти, и наша Черная речка, которую я люблю, пожалуй, больше всех, Живописные кисти и синтетика, в основном, Гамма (Галерея).
Заточенный черенок
Минимум один. С помощью него можно расчертить на сырой краске травинки, узоры и прочие мелочи. Точится этот черенок ножом, и регулярно заостряется наждачкой.
Флейцы
Размер флейца зависит от размера работы. Минимум берем пару штук: маленький N3-4 и большой N7-8, круглые.
Палитра
Соответственно, инструмент для чистки палитры.
Лезвие для бритвенного станка или скребок для аквариума.
Масленка и масло
Мы пишем на льняном масле. В целом, на любом. Совсем не обязательно покупать дорогущее художественное масло, можно взять обычное пищевое. Единственное, на что можно обратить внимание, это цвет масла. Лучше, когда оно светлое.
Ветошь
Мягкая, хорошо впитывающая ткань, которая не ворсится. По опыту одинаково хорошо подойдут и старые простыни, и дырявые носки))
Скамеечка
Хотя бы одна. Высота должна быть такой, чтобы вам не приходилось держать на весу ни руку, ни работу. Должно быть удобно писать, и работа не должна ходить ходуном. Скамеечку легко сделать самому. Из мебельного щита или из простой фанеры.
Наждак
Для шкурения может пригодиться обычный ластик. Он используется в качестве бруска.
Как минимум нужен масляный лак. ПФ, по дереву.
Грунт
Алюминиевый порошок (пудра). Можно грунтовать белилами с добавлением алюминиевой или бронзовой пасты. Порошки и пасты сейчас продаются в художественных магазинах, где есть материалы для золочения.
Кисть для лака
Плоская прямоугольная синтетика от N15 до бесконечности. В зависимости от среднего размера работ. Оптимальный вариант N 18-24. Или большая белка, N10 или больше, круглая или плоская прямоугольная. Белкой крыть проще, т.к. она в любом случае не оставляет полос, но мы помним, что из белки лезут волоски.
А можно обойтись вообще без кисти, некоторые художники кроют лаком прямо своей ладонью. Это довольно таки удобно, можно сделать совсем тонкий слой для грунта, можно залить лак толстым слоем, при этом не будет проблем с полосами, которые может оставлять кисть.
Кисть или губка для грунта
Если все таки нашли порошок, то нужна большая белка (от N8 и больше) или обычная кухонная губка. От грунта это все не отмывается и хранится, обычно, прямо вместе с ним.
Растворитель
Живописные кисти очень нежные. Вымачивать их в растворителе нельзя. Можно только быстро и аккуратно прополоскать в не ядреном растворителе. Я для этого использую тикуриловский уайт спирит. Сначала моем кисть маслом, потом полоскаем в растворителе, потом моем в теплой воде с мылом. Мыло детское, моем аккуратно, чтобы волоски не растопырились, но как следует, чтобы кисть не забилась. После собираем в кончик и оставляем сушиться. Если волоски торчат, набираем кистью густую суховатую мыльную пену и закрепляем волоски в кончик.
Старые мастера кисти вообще не мыли. Они оставляли их прямо в масле, в подвешенном состоянии. Не пробовала, ничего сказать не могу.
Бронзовая паста
Очень пригодится в оформлении корпуса. Да и в живописи ее можно применять. Как бы герметична ни была упаковка, горлышко с крышечкой обязательно заматываем скотчем или изолентой! Паста очень пачкучая.
Баночки, скляночки
Если вы зайдете в художественный магазин и посмотрите на витрину с красками.. Глаза, конечно, разбегутся. Направляясь в художественный магазин, нужно точно знать, зачем идешь. А я лично, да и многие художники со мной согласятся, считаю, что очень многие краски, представленные на прилавках, как минимум совершенно необязательны. Почти все эти цвета можно получить в замесах.
Для начала мы формируем минимальный набор, берем только самые необходимые, незаменимые краски. Далее по порядку. По тому порядку, по которому краски ложатся на палитру. От светлого к темному, от теплого к холодному. Можно отдельно выделить на палитре сквозные краски, но их не так много, зато много полусквозных.
Вы могли заметить, что нет ни одной фиолетовой краски. К необходимым и незаменимым они абсолютно точно не относятся.
Печь
Ну и, конечно, нам нужен рабочий стол с хорошей лампой.
Светильник в идеале большой, под штуки 3-4, не меньше, люминесцентных ламп. Лампы белого света, разбавленные лампой желтого света. У меня три белые и одна желтая.
И вот это минимальный набор. Представляете?
Пакет М.
Кисти
Скамеечка
Две-три разной высоты. Чем больше работа, тем выше нужна скамеечка.
Кроме масляного очень пригодится паркетный или автомобильный (двухкомпонентные лаки). На них нельзя грунтовать, их нельзя смешивать между собой, нельзя работу, покрытую ранее паркетым или автомобильным лаком, крыть масляным лаком. Но они быстро сохнут, намного меньше горят, не желтеют и они прочнее масляного лака.
Кисть для лака
Лучше пользоваться разными кистями для разных лаков. От двухкомпонентных лаков кисть нужно отмывать сразу! И если масляный лак хранится в любой таре и может стоять прямо вместе с кистью, то двухкомпонентные лаки разводятся каждый раз в отдельной баночке, и, если вы не хотите каждый раз брать новую баночку, оставшийся после работы лак нужно слить.
Грунт
Бронзовый и алюминиевый порошки. Оба два.
Калька
Калька подойдет любая, но удобнее листовая, плотная, 70гр.
Простой карандаш
Для перевода кальки нужен хорошо заточенный или автоматический Н или НВ или тупая игла.
Растворители
И уайт спирит, и скипидар, и ацетон. Или хотя бы первые два.
Пасты
Бронзовая, алюминиевая, медная.
Баночки, скляночки
Большая глубокая тарелка, а лучше тазик, чтобы делать мокалку.
Краски
Добавляем к первоначальному набору следующие краски:
Дополнительные опции.
Кисти
Много! Много кистей! Они быстро изнашиваются. У меня их тут мало. В закромах еще три раза по столько же))
Сусальное золото и серебро, поталь
Продаются в магазинах с товарами для золочения. У меня все, в основном, фирмы Норис. Но нужно смотреть на плотность. Если листы слишком тонкие, они могут «промокать». А слишком плотные будут давать рельеф.
Перламутр, эпоксидная смола (эпоксидный клей), жемчуг, кристалы Сваровски и т.п.
С помощью этого можно создавать различные эффекты, оформлять работу, вносить акценты и штрихи.
Рейсфедер
И линейка. Если мы решим набить руку и делать отводки самостоятельно.
Полироль
Фирма ЗМ. Две пасты: 09375, среднеабразивная, и 09376, мелкоабразивная.
Для полировки используют обычную медицинскую вату.
Наждак
Для полировки (для подготовки к полированию пастой) используют наждаки от N1000 до 2000. Так же водостойкие.
Подставка для книг
Вообще-то, вещь незаменимая. Во всяком случае, крайне удобная. Так же пригодятся всевозможные прищепки и зажимы для бумаги.
Каретка для палитры
И палитра не будет покрываться пылью, и в краски никто не вляпается. Каретку тоже легко сделать самостоятельно.
Эскизы
Вот, кажется, и все. Вроде бы, ничего не забыла, три дня писала, вспоминала, выжала все, что могла, но все равно невозможно осветить все тонкости работы миниатюриста. У каждого может быть свой секрет. Кому-то этот секрет открывает преподаватель, кто-то узнает что-то новое от коллег, кто-то придумывает свои собственные приемы и инструменты. Так, например, одним из художников было открыто, что удобно крыть работу лаком, пользуясь своей ладонью. Кто-то обнаружил, что добавляя в краски крупный металлический порошок, можно получить очень интересный эффект. Кто-то обрабатывает кисти особым образом, а кто-то делает удивительные и неповторимые мокалки, используя свой собственный «рецепт». И таких примеров очень много. Даже самые старые мастера не смогут открыть вам все тайны миниатюрной живописи, хотя бы потому, что этих тайн со временем становится все больше и больше.
Гармония маленьких шедевров в миниатюре
Хочу уделить немного времени такому виду искусства как миниатюра.
По-французски слово звучит miniature от латинского minium (киноварь или красный свинец, красная краска) которой в древности наносились рисунки в книгах.
Миниатюра — это произведение искусства малых форм. Включает в себя и живопись, и графику, и даже скульптуру.
Миниатюрной живописью называют небольшие тщательно прорисованные картины, и к ней желательна изящная отделка,чтобы заиграть, достойная оправа, как драгоценному камню. В миниатюрах используют масло, лак,темпру, гуашь, технику накалывания и др.
Термин «Miniature», как правило, используется для результата работы миниатюриста — художника, рисующего кистью или суриком.
В миниатюрах можно передать всё! Это и портреты, и жанровые сцены, и пейзажи, и натюрморты. Иконопись — тоже вариант миниатюры. Исполнение происходт на пергаменте, картоне, кости, фарфоре, дереве, металле и даже камне!
Маленькие картины — однозначно украшение. Вспомните только шкатулочки в технике эмали! Это милое чудо, которым хочется любоваться бесконечно.
Размер миниатюр составляет от 1,5 до 20 см.
Откуда пошла миниатюра?
Искусство создания миниатюр мастерами Древнего Востока было известно очень давно! Мастера Ирана, Индии, Ближнего Востока и Средней Азии часто использовали данный вид искусста. Известны книги, иллюстрированные минатюрами, увидевшие свет еще в 977 году!
Особого расцвета книжная миниатюра достигла во времена правления иранской династии Ильханов (1256 – 1353 года). В это время главным культурным центром Среднего Востока стал Тебриз.
Древняя Русь. к сожалению, во время правления татаро-монгольского ига. Было утеряно огромное количество произведений искусства. На сегодняшний день известно лишь три манускрипта, датируемые XI веком, украшенные иллюстрациями — Остромирово Евангелие (Киев, 1056-1057 гг.), Дворцовый манускрипт (изборник) Святослава (1073 г.) и Молитвенник Гертруды, привезенный из Польши женой князя Изяслава и дополненный пятью миниатюрами, выполненными в византийском стиле уже в Киеве. Этот стиль господствовал в русской иллюстрации вплоть до XV века. На русскую миниатюру огромное влияние оказали греческие и южнославянские традиции. В конце XV в. на Руси начал складываться совершенно особый замечательный единый московский стиль.
Княгиня Юсупова — любимый персонаж кисти Серова. Он обожал эту женщину. К чему она здесь? Как раз написаны Серовым в интерьере того времени миниатюры в доме аристократов.
Английские миниатюристы Х-Хl веков, например, виртуозно писали пером яркими красками.
Миниатюра — это идеал, стремление к совершенству и гармонии, также искусство внутреннего мира художника.
В ней все немножко не так. Её сложнее прописать, чем если бы на большом полотне, холсте. В ней нет четкой реальности сходства в портрете, пейзаже. Нет той реальности. Она живет по своим законам.
А вспомните брошки! Они были даже с портретами любимых и близких сердцу людей. Фотографий раньше не было, а невесту или жениха хотелось видеть всегда рядом! Маленькие портреты, броши всегда можно держать при себе. Особенно, если учесть, что даже письма шли до адресата очень долго: неделями, месяцами! Это не то, что сейчас! Можно онлайн поговорить и видеть. Но все равно.
Сама обожаю миниатюры. Есть в них что-то притягательное, изысканное, изящное.
Чуть не забыла рассказать об одной особенности! Чем меньше картина, тем крупнее должна быть оправа, вернее обрамление (багет, рама)! Закон практически. Также отлично смотрится миниатюра в паспарту!
Художник миниатюрной живописи
Художник миниатюрной живописи – мастер по оформлению лаковых изделий из папье-маше по собственным композициям с применением многослойной техники масляными и темперными красками в традициях народной миниатюрной живописи. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Этот жанр живописи применяется в метерской, палехской и федоскинской миниатюре – выполненная в реалистической манере яркими красками на черном лаковом фоне с лессировкой по перламутру или листочкам фольги.
Художник воспроизводит на изделиях фольклорные, исторические и литературные сюжеты, выполняет портреты, пейзажи, натюрморты, орнаменты по собственным рисункам и эскизам. Создаёт уникальные авторские коллекционные изделия.
Место работы
В художественных мастерских, в частных студиях, в рекламном и выставочном бизнесе.
Важные качества
Для работы над лаковой миниатюрой необходимы художественные способности и навыки, хорошее воображение, терпение, аккуратность, хорошая координация, мелкая моторика рук.
Знания и навыки
Также нужно представлять себе технологию изготовления лаковых изделий под роспись.
Медицинские противопоказания
Заболевания органов зрения, нарушение координации движения рук, дальтонизм, аллергия на рабочие материалы.