художественная литература это что примеры

Художественная литература как искусство слова

Художественная литература — вид искусства, который отражает жизнь с помощью слова. Главное понятие литературы — это образ.

Художественный образ — любое явление, творчески осмысленное и отражённое в искусстве.

Объяснение и примеры

Писатели создают художественные образы, в которых находят отражение главные черты их современности. С помощью литературы мы можем вернуться в прошлое и сопереживать древним грекам, представителям эпохи Возрождения, а также представителям разных социальных слоёв — дворянам, крестьянам.

Как воспринимаются художественные образы в литературе? С помощью слов автор делится с читателем некой историей, причём читатель увлекается и эмоционально воспринимает происходящее с героями. Именно это и нужно для того, чтобы постичь литературное произведение. В процессе чтения человек глубоко переживает описанные события. И это позволяет нам с уверенностью говорить о том, что литература — искусство, удовлетворяющее одновременно и стремление человека к прекрасному, и тягу к познанию действительности.

Пример

Читая роман Л. Н. Толстого «Война и мир», мы восхищаемся образами Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой и при этом соотносим их мысли и поступки со своими.

В чём ценность художественной литературы? В первую очередь необходимо сказать об идейной ценности литературы. Ведь в ней рассматриваются главные жизненные вопросы, которые волнуют каждого человека. И рассматриваются они не отвлечённо, как, к примеру, в философии, а на материале конкретных жизненных ситуаций — того, что происходит с литературными персонажами.

Однако идейная ценность литературы не была бы воспринята нами так глубоко, если бы не передавалась через призму писательского мастерства. Именно этим настоящая литература отличается от беллетристики: писатель умеет так сплести слова, чтобы мы пережили получившийся рисунок как важный факт своей жизни.

Только в единстве формы (КАК написано) и содержания (ЧТО написано) реализуется идейно-эстетический феномен художественной литературы.

Пример

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» организован как «рассказ в рассказе». Этот формальный приём помогает нам увидеть содержание под другим углом: следя за историей любви Вареньки и Ивана Васильевича, мы всё время помним, что эту историю Иван Васильевич пронёс через всю жизнь, а значит, в ней есть нечто очень важное. Когда Иван Васильевич описывает наказание солдата, в котором участвует отец Вареньки, нам становится ясно, почему главный герой рассказа на всю жизнь остался холостым.

Литература и современность

Во все времена художественная литература была тесно связана с жизнью общества, с его актуальными проблемами. Лексика, используемая в литературном произведении, описанные в нём события, типические персонажи, бытовые реалии — всё это является срезом человеческого общества в определённый временной период.

Пример

Трагическая история Герасима в рассказе И. С. Тургенева «Муму» не только вызывает у нас острые переживания, но и знакомит с общественными реалиями того времени: крепостным строем, положением крепостных, самодурством привилегированного сословия и пр.

Литература вмещает весь общественно-исторический опыт постижения мира. В процессе знакомства с литературой мы можем не только решить актуальные для нас проблемы, но и почувствовать связь между поколениями: жизнь всех наших предков отражена в литературе.

Функции литературы. С уверенностью можно сказать, что литература лидирует среди прочих видов искусств в плане значимости для человека. И функций у литературы сразу несколько:

Таким образом, литература становится одновременно инструментом развития человека и источником его удовольствия.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Назовите функцию литературы, отражающую потребность человека в гармонии и красоте.

Ответ. Эстетическая. Эта функция связана с восприятием прекрасного в жизни и творчестве.

Как в сказке «Каша из топора» описана бытовая жизнь общества того времени?

Ответ. В сказке всего два персонажа — солдат (военнослужащий) и старуха (представительница крестьянского сословия). Солдат беден, не имеет ни хлеба, ни денег и вынужден рассчитывать только на себя, на свой изворотливый ум. Старуха описана в сказке как жадная женщина: у неё есть и крупа, и масло, и соль. Но с солдатом делиться старуха не хочет: видимо, её запасы более чем скромны. Мы можем сделать вывод, что военнослужащие в прошлом жили хуже, чем крестьяне, но и крестьян состоятельными назвать нельзя.

Прочитайте фрагмент стихотворения А. С. Пушкина «К морю» и охарактеризуйте ведущий художественный образ этого стихотворения.

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Ответ. Главным художественным образом этого стихотворения является море. Именно с ним беседует лирический герой. Море в этом стихотворении выступает как друг поэта и как символ свободы и силы.

Источник

Художественная литература

Что такое художественная литература

Понятие «литература» произошло от латинского слова «littera» — буква, письменность.

Представление о художественной литературе как особом виде искусства сложилось в эпоху романтизма — в конце XVIII-начале XIX века. Первые художественные произведения появились гораздо раньше. Одним из наиболее ярких образцов древней литературы является поэма «Одиссея», созданная Гомером в XI-VIII веках до нашей эры.

Художественная литература — это вид искусства, в котором материалом и средством для образного отображения действительности служат словесные конструкции.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Что включает в себя понятие

К художественной литературе относятся авторские произведения, в том числе анонимные. Этим она отличается от фольклора, который является плодом коллективного творчества.

В отличие от других видов литературы, в художественных произведениях присутствует художественный вымысел. Это плод фантазии автора, который подразумевает построение вымышленного мира и отражает его мировоззрение.

При этом вымысел в художественных произведениях соединяется с жизнеподобием — стремлением придать воображаемому миру реальные черты. Сочетание этих двух компонентов варьируется в разных жанрах литературы. Например, в реализме высокой является степень соответствия действительности, в фантастике — нарушаются привычные границы реальности.

Как вид искусства художественная литература включает в себя все типичные свойства и категории культуры:

Особенности, какую роль играет в жизни человека

Для художественной литературы характерны следующие особенности:

Художественная литература играет большую роль в жизни человека. Она выполняет следующие задачи:

Значение художественной литературы в развитии детей

Художественная литература оказывает большое влияние на развитие детей в следующих направлениях:

Она развивает различные познавательные процессы:

Чтение книг является одним из главных условий развития речевого слуха, который является основой когнитивного и социального развития детей.

Для всестороннего развития личности ребенка важен правильный подбор художественных произведений. Они должны:

При знакомстве с новой книгой рекомендуется сначала довести до сознания ребенка художественное произведение в целостности. Затем следует:

Часто сюжеты литературы переводятся в игры. Проживая в игре жизнь того или иного персонажа, ребенок обогащается эмоционально, развивает фантазию, учится эмпатии.

По мере взросления ребенка необходимо включить в перечень книг для чтения лучшие образцы русской и зарубежной литературы, способствующей формированию его мировоззрения. Например, произведения Чарльза Диккенса учат сопереживать и ценить моральные качества человека. Книги Виталия Бианки — прививают любовь к природе.

Деление на жанры

Художественная литература многообразна по содержанию, структуре, стилевым особенностям.

Выделяют 3 ее основных рода:

Эпическая литература описывает события, произошедшие в прошлом и вспоминаемые повествователем.

Эпические жанры:

Примеры эпических произведений:

Лирика

Для лирической литературы характерна концентрация внимания на внутреннем мире героя, его мыслях и переживаниях.

Лирические жанры:

По содержанию лирика бывает:

Драма

Драма возникла на стыке литературного и театрального искусства. Драматические произведения воспроизводят внешний для автора мир. В отличие от эпоса, сюжет разворачивается не в повествовательной, а в диалогической форме.

Характерные особенности:

Драматические жанры:

Примеры драматических произведений:

По структурному типу текста литература делится на:

Для поэзии характерно наличие ритмической структуры текста, не совпадающей с естественным ритмом языка. В русской литературе преобладает силлабо-тонический ритм. Он характеризуется чередованием в определенном порядке ударных и безударных слогов и наличием рифмы.

В прозе содержание текста не зависит от речевого ритма.

В некоторых произведениях происходит сознательное смешение прозы и поэзии. Например, проза русского писателя Андрея Белого сильно ритмизована.

Источник

Художественная литература

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Содержание

Художественная литература по родам

Структурные типы текста

Проза

художественная литература это что примеры. 200px. художественная литература это что примеры фото. художественная литература это что примеры-200px. картинка художественная литература это что примеры. картинка 200px. Художественная литература — вид искусства, который отражает жизнь с помощью слова. Главное понятие литературы — это образ.

художественная литература это что примеры. magnify clip. художественная литература это что примеры фото. художественная литература это что примеры-magnify clip. картинка художественная литература это что примеры. картинка magnify clip. Художественная литература — вид искусства, который отражает жизнь с помощью слова. Главное понятие литературы — это образ.

Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Известен, однако, целый ряд пограничных явлений: многие прозаики сознательно придают своим произведениям некоторые признаки стихотворности (можно упомянуть сильно ритмизованную прозу Андрея Белого или зарифмованные фрагменты в романе Владимира Набокова «Дар»). О точных границах между прозой и поэзией не прекращается спор литературоведов разных стран на протяжении последнего столетия.

Проза широко используется в беллетристике — при создании романов, коротких историй и т. д. Отдельные примеры таких произведений известны уже много веков, однако в самостоятельную форму литературных произведений они развились относительно недавно.

Роман — наиболее популярная разновидность современной прозы (впрочем, в литературе известен и роман в стихах) — представляет собой достаточно длинное повествование, охватывающее значительный период жизни одного или нескольких персонажей и описывающее этот период с достаточной подробностью. Как распространённый жанр романы появились сравнительно поздно, хотя уже в позднеантичное время сложился античный роман, во многом близкий по устройству и задачам к современному. Среди ранних классических образцов европейского романа можно выделить «Гаргантюа и Пантагрюэля» (1533—1546) Франсуа Рабле и «Дон Кихота» (1600) Сервантеса. В азиатской литературе к роману в современном понимании близки более ранние произведения — например, китайский классический роман «Троецарствие» или японский «Гэндзи-моногатари» («Повесть о принце Гэндзи»).

В Европе ранние романы не рассматривались в качестве серьёзной литературы, их создание казалось совсем не трудным. Позже, однако, стало ясным, что и проза может обеспечивать эстетическое удовольствие без привлечения поэтических техник. Вдобавок, отсутствие жёстких рамок поэзии позволяет авторам глубже сосредоточиться на содержании произведения, полнее работать с деталями сюжета, по сути, полнее, чем это можно ожидать даже от повествований в стихотворной форме. Такая свобода также позволяет авторам экспериментировать с различными стилями в рамках одного произведения.

Поэзия

В общем случае, стихотворение — это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка. Характер этого ритма может быть различным в зависимости от свойств самого языка: так, для языков, в которых большое значение имеет различие гласных звуков по долготе (таков, например, древнегреческий язык), естественно возникновение стихотворного ритма, построенного на упорядочении слогов по признаку долготы/краткости, а для языков, в которых гласные различаются не долготой, а силой выдоха (подавляющее большинство современных европейских языков устроено именно так), естественно использование такого стихотворного ритма, который упорядочивает слоги по признаку ударности/безударности. Так возникают разные системы стихосложения.

Для русского слуха привычный облик стихотворения связан с силлабо-тоническим ритмом и наличием в стихотворении рифмы, но ни то, ни другое не является в действительности необходимой чертой поэзии, отличающей её от прозы. В целом роль ритма в стихотворении состоит не только в придании тексту своеобразной музыкальности, но и в том воздействии, которое этот ритм оказывает на смысл: благодаря ритму некоторые слова и выражения (например, оказавшиеся в конце стихотворной строки, зарифмованные) оказываются в стихотворной речи выделенными, акцентированными.

Поэтическая речь раньше, чем прозаическая, была осознана как особое явление, свойственное именно литературному тексту и отличающее его от обычной бытовой речи. Первые известные литературные произведения — по большей части, древние эпосы (например, шумерское «Сказание о Гильгамеше», датируемое около 2200—3000 лет до н. э.) — это тексты стихотворные. В то же время стихотворная форма не обязательно связана с художественностью: формальные особенности поэзии помогают ей выполнять мнемоническую функцию, а потому в разное время в разных культурах были распространены научные, юридические, генеалогические, педагогические сочинения в стихах.

Художественная литература по периодам

Первым периодом появления художественной литературы как вида искусства считается античность — средиземноморская цивилизация I тысячелетия до н. э. Античная литература — это литература древних греков и римлян, состоящая из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.

Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы, среди которых выдающееся место занимала древняя Иудея. Античная и иудейская культура стали основой всей западной цивилизации и искусства.

Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская, древнееврейская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.

В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет свое базовое значение до сегодняшнего дня.

Зарождение и развитие литературы Средневековья (с IV—V и до XV века) определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.

Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII—XIII веках. В настоящее время средневековую литературу принято разделять на латинскую литературу и литературу на народных языках (романских и германских). Жанровое деление латинской литературы в целом воспроизводило античное. В средневековой литературе впервые появилась письменная проза.

Источник

Жанр литературного произведения

художественная литература это что примеры. c561e77449b303de96c47ce4f2a94166. художественная литература это что примеры фото. художественная литература это что примеры-c561e77449b303de96c47ce4f2a94166. картинка художественная литература это что примеры. картинка c561e77449b303de96c47ce4f2a94166. Художественная литература — вид искусства, который отражает жизнь с помощью слова. Главное понятие литературы — это образ.

Все книги делятся на две категории — художественная литература и нехудожественная. В просторечии первую называют худлит, а вторую — нон-фикшн (от английского nonfiction).

Под художественной литературой понимают все произведения, которые имеют вымышленный сюжет и вымышленных героев. То есть худлитом считаются романы, рассказы, повести, пьесы и поэзия (как для детей, так и для взрослых).В категорию нон-фикшн попадают: учебники, энциклопедии, словари, монографии, биографии, мемуары, публицистика и т.п.В свою очередь художественные произведения делятся на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу.

В жанровой литературе первую скрипку играет развитие сюжета, при этом он вписывается в определенные, заранее известные рамки. Например, любой детектив развивается по схеме преступление — расследование — изобличение преступника; любой дамский роман — герои встречаются — влюбляются — сражаются за любовь — соединяют сердца. Это вовсе не значит, что все жанровые романы должны иметь предсказуемый сюжет. Мастерство писателя заключается именно в том, чтобы в заданных рамках создать уникальный мир.

Жанровая литература — это действие и быстрая смена декораций. Главный вопрос, который заботит читателя: «А что дальше?»

Жанры художественной литературы

• Детектив. Основная сюжетная линия — раскрытие преступления.

• Исторический роман. Время действия — прошлое. Сюжет, как правило, привязан к значимым историческим событиям.

• Любовный роман. Герои обретают любовь.

• Мистика. Основа сюжета — сверхъестественные события.

• Приключения. Герои ввязываются в авантюру и/или отправляются в рискованное путешествие.

• Фантастика. Сюжет закручивается в гипотетическом будущем или в параллельном мире. Одна из разновидностей фантастики — альтернативная история.

• Фэнтези / Сказки. Основными признаками жанра являются сказочные миры, волшебство, невиданные существа, говорящие животные и пр. Часто основывается на фольклоре.

Совсем иное дело — мейнстрим (от англ. mainstream — основной поток). В книгах этого типа канонам не место. Читатели ждут от них неожиданных решений. Самое главное в мейнстриме — это нравственное развитие героев, философия и идеология. Так что профессиональные требования к автору мейнстрима гораздо выше: он должен быть не только отличным рассказчиком, но и хорошим психологом и серьезным мыслителем.Еще один важный признак мейнстрима — книги этого вида пишутся на стыке жанров. Например, невозможно однозначно сказать, что «Унесенные ветром» — это только любовный роман или только историческая драма.

Сам термин «мейнстрим» возник благодаря американскому писателю и критику Уилльяму Дину Хоуэллсу (1866 — 1920). Будучи редактором одного из самых популярных и влиятельных литературных журналов cвоего времени, «The Atlantic Monthly», он отдавал явное предпочтение произведениям, написанным в реалистическом ключе и акцентирующим внимание на нравственных и философских проблемах. Благодаря Хоуэллсу реалистическая литература вошла в моду, и некоторое время именно ее называли «мейнстримом». Термин закрепился в английском языке, а оттуда перешел в Россию.

В отличие от мейнстрима, который должен аппелировать к широкой читательской аудитории, интеллектуальная проза ориентирована на узкий круг ценителей и претендует на элитарность. Авторы не ставят себе целью коммерческий успех: их прежде всего интересует искусство ради искусства. Они изливают душу и окунают читателя в мир своего подсознания. В подавляющем большинстве случаев интеллектуальная проза имеет мрачный настрой.Зачем нужно разбираться в жанрах? Затем, чтобы:

а) учиться мастерству именно в своем жанре;б) точно знать, какому издателю предложить рукопись;в) изучать свою целевую аудиторию и предлагать книгу не «вообще всем», а именно тем людям, которые могут быть в ней заинтересованы.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Список художественной литературы

ТОП-100 лучших и необходимых для чтения книг мировой литературы:

1. «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери
«На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.» Без этой книги вы не сможете смотреть на мир детскими глазами.

2. «Сонеты», «Пьесы» Вильям Шекспир
Непередаваемое изящество и до сих пор непревзойденные шедевры. Просто Гений.

3. «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии» Александр Пушкин
Пушкин наше всё. Наш Шекспир. Как сказал Олег Меньшиков: «Можно прочитать одного Пушкина и понять в жизни все». Хотя актёр явно перегнул палку насчет «одного».

7. «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий» Марк Твен
Как много великой серьезной литературы и как мало настоящего юмора в литературе. Помню как покатывался со смеху в детстве.

8. «Дон Кихот» Мигель де Сервантес
Хоть будем знать первоисточник слова-рыцарство.

9. « Война и мир», «Анна Каренина» Лев Толстой.
Роман-эпопея о войне, о мире, о любви, о жизни. А также:
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.»

11. «Слово и дело», «Фаворит», «Пером и шпагой» Валентин Пикуль
Захватывающее чтение. Заодно узнаем историю. Может дальше и более серьезный интерес проклюнется.

12. «Рассказы» Антон Чехов
Жизнь простого, «маленького» человека будет актуальна во все времена.

13. «Поющие в терновнике» Колин Маккалоу
Романтическая история любви. Высшая проба.

14. «12 Стульев», «Золотой телёнок» Ильф и Петров
Юмор в литературе, стиль, слог. Читать всем! А потом скажите, что не понравилось.

15. «Три товарища», «Черный обелиск» Эрих Мария Ремарк
Определенное мироощущение, трагические времена. Ремарка можно и нужно читать всего.

16. «Наследик из Калькутты» Роберт Штильмарк
Ах, как мы гонялись за этой книгой! Авантюрно-приключенческий роман. А история его создания достойна отдельной повести.

17. «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот» Фёдор Достоевский
Оказывается не всё так просто в этой жизни…

19. «Хождение по мукам», «Пётр Первый» Алексей Толстой
Вещь! Читать бегом!

20. «Темные аллеи» Иван Бунин
Русская романтика. Любовь. Особенно читать в соответствующем состоянии духа. Высшая проба!

21. «Иосиф и его братья», «Молодые и зрелые годы короля Генриха IV» Томас Манн
Почувствуйте себя интеллектуалами. 🙂

22. «Всадник без головы» Майн Рид
Еще один образчик приключенческого романа. Помню, прочитал его запоем, за один день, в классе пятом-шестом.

23. «Одиссея капитана Блада» Рафаэль Сабатини
Авантюрно-приключенческий роман. Оставил заметное место и не только у меня.

24. «Золотой жук» Эдгар По
Детство детективного жанра, но какое!

25. «Сага о Форсайтах» Джон Голсуорси
Английская литература, английский стиль… Жизни в том числе…

26. «Новеллы» Стефан Цвейг
Одни из лучших новелл в мировой литературе. Ещё советую прочесть его роман «Нетерпение сердца». История любви красивой и богатой хромоножки к юному лейтенанту австрийской армии прекрасна и печальна.

27. «По ком звонит колокол», «Прощай оружие», «Старик и море» Эрнест Хемингуэй
Мировая классика. Старик Хэм рулит и поныне.

28. «Герой нашего времени» Михаил Лермонтов
Классика. Лично у меня представление о жизни на Кавказе сформировалось отсюда. Сейчас воспринимается по-иному, но все равно актуально.

28. «Илиада», «Одиссея» Гомер
На мой взгляд, лучшие произведения античной литературы. Через них я узнал многое о сотворении мира, увлекся древнегреческими мифами. Жаль, что сейчас мы знакомимся с ними только через фильмы типа «Троя».

29. «Богач бедняк», «Нищий вор» Ирвин Шоу
Энергичная литература. И захватывающая.

30. «Бремя страстей человеческих» Сомерсет Моэм
Еще один роман воспитания чувств.

31. «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» Льюис Кэрролл
Одна из любимых моих книжек. Я на ней рос, она учила меня видеть нестандартный мир свежим взглядом. Буду обязательно читать ее своим будущим детям.

32. «Война с саламандрами», рассказы Карел Чапек
Трагизм в простоте. Он пишет так хорошо и просто, что интересно читать даже его рассказики о домашних тапочках. Изобрел слово «робот». Читать всего!

33. «Библия»
Вечная книга. Обязательный участник всех Топ 100 книг!

36. «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл
Без этой книги мой Топ 100 книг был бы неполным. Эпическая картина американской жизни. Романтическая история любви. Кинобестселлер впоследствии.

39. «Приключения Шерлока Холмса» Артур Конан-Дойл
Классика детектива. Как приятно в промозглый осенний вечер, удобно расположившись в кресле, взять томик Конан-Дойла и насладиться игрой ума Шерлока Холмса. Суперэкранизация Игоря Масленникова и суперигра актёра Василия Ливанова.

43. «Романы о Мэгре» Жорж Сименон
Мне Сименон очень нравится и я его читаю всего. Тонкий психолог. Преступления у него совершают обычные люди, поставленные в необычные ситуации.

44. «Сказки» Ганс Христиан Андерсен
Один из парадоксов сказок Андерсена состоит в том, что даже самые печальные и трагические из них обладают удивительным свойством дарить надежду и лечить.

45. «Аэропорт», «Колеса», «Отель» Артур Хейли
Интересен подход автора, который прежде чем написать произведение по теме, с головой окунается в технологию описываемого. Если это отель, работает там на разных должностях и т. д.

46. «Улисс» Джеймс Джойс
Один из шедевров ирландского писателя, который и сами англичане до конца не понимают. «Железный» участник топ-100. Может осилите.

48. «Тени исчезают в полдень» Анатолий Иванов
Становление Советской власти в деревне, любовная линия – эпическое произведение. Для тех, кого не отвращает слово «деревня». С интересом прочтёте, а затем лучше закрепите просмотром очень хорошей экранизации.

50. «Доктор Живаго» Борис Пастернак
Хотя Пастернака люблю за поэзию (особенно за лирику и переводы Шекспира), но роман, за который ему присудили Нобелевскую премию, заслуживает внесения в список.

51. «Великий Гэтсби», «Ночь нежна» Фрэнсис Скотт Фицтджеральд
Романы эпохи американского «Джазового века». Термин Фитцджеральда.

52. «Архипелаг Гулаг» Александр Солженицын
Наша недавняя история. Исследование Александра Солженицына, рассказывающее о советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Книга основана на рассказах очевидцев, документах и личном опыте автора.

54. «Дети капитана Гранта», «Вокруг света в 80 дней» Жюль Верн
Книги оставили неизгладимое впечатление в детстве. Воспитание духа путешествий.

55. «Робинзон Крузо» Даниэль Дефо
Роман-приключение с философской идеей.

56. «Тихий Дон» Михаил Шолохов
Трудно найти более масштабную картину советской жизни.

58. «Лунный камень» Уильям Коллинз
Считается первым детективным романом на английском языке: его отличает психологическая точность, сочетание логического, типично «детективного», мышления с романтическими мотивами. Наверняка многие слышали о его романе «Женщина в белом», в котором тоже детективный сюжет.

59. «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд
Сказочная трогательная история.

60. «В поисках утраченного времени» Марсель Пруст
Роман-эпопея, в которой автор воссоздает ушедшее время, изображая внутреннюю жизнь человека как «поток сознания». Термин, созданный для книг Пруста и ставший популярный впоследствии.

61. «Человек-амфибия», «Властелин мира» Александр Беляев
Как много мыслей и как много новых желаний рождают эти книги в юности.

62. «Моби Дик» Герман Мелвилл
Роман-притча об одержимости одним единственным желанием…

63. «Опыты» Мишель Монтень
Как мало изменилось в мире со времен Монтеня. Его мысли до сих пор афористичны.

64. «Игра в бисер» Герман Гессе
Культовый роман высоколобых интеллектуалов. Искусство ради искусства. Читать всем необязательно!

65. «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу» Аркадий и Борис Стругацкие
Считаю, что у Стругацких надо читать почти всё. Это не просто фантастика. Это философия жизни.

66. «Повелитель мух» Уильям Голдинг
Роман-антиутопия, повествующий о группе детей, оказавшихся на необитаемом острове после автокатастрофы. Автор раскрывает схему социального взаимодействия людей, у которых еще не сформировались понятия о добре-зле, справедливости и пр. За этот роман Голдинг был удостоен Нобелевской премии по литературе. Очень сильное воздействие!

67. «Обломов», «Обыкновенная история» Иван Гончаров
Самый русский герой самого русского романа. И обыкновенная история о том, как быстро испаряются идеалы, стремления и засасывает обыденность.

68. «Лолита» Владимир Набоков
Изощренная литература о закоулках мужского сознания.

69. «Приключения Незнайки» Николай Носов
Повести-сказки. Обязательное чтение для детей.

70. «1984», «Скотный двор» Оруэлл Джордж
Антиутопии, проникнутые страхом западного общества перед советским государством. Притча-аллегория на революцию 1917 года и последующие события в России.

71. «Над пропастью во ржи» Джером Д. Сэлинджер
Единственный роман автора, который и сейчас, спустя 60 лет, популярен среди старшеклассников и студентов, находящих во взглядах и поведении героя близкий отзвук собственным настроениям. Книга была запрещена в нескольких странах за депрессивность и употребление бранной лексики, но сейчас во многих американских школах входит в списки рекомендованной для чтения литературы.

72. «Угрюм-река» Вячеслав Шишков.
Описания неповторимой красоты сибирской природы, яркие, самобытные образы, острый, динамичный сюжет захватывают читателя.

73. «Остров сокровищ» Роберт Стивенсон
Небольшое по объему и легкое в повествовании, но все-таки шедевр мировой литературы. «Теперь меня ничем не заманить на этот проклятый остров. До сих пор мне снятся по ночам буруны, разбивающиеся о его берега, и я вскакиваю с постели, когда мне чудится хриплый голос Капитана Флинта: «Пиастры! Пиастры! Пиастры!».

74. «Пролетая над гнездом кукушки» Кен Кизи
Кизи не верил, что эти пациенты психушки были ненормальными, скорее общество отвергло их, поскольку они не вписывались в общепринятые представления о том, как человек должен себя вести. И мы не верим.

75. «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле Франсуа
Подумать только: роман написан аж в 16 веке. Человеческая природа меняется труднее всего.

77. « Мартин Иден» Джек Лондон
История жизни парня, который ради любви к девушке из высшего круга становится известным писателем. Меня в своё время сильно впечатлил этот роман.

80. «Письма незнакомке», «Превратности любви» Андре Моруа
Вы существуете, и вместе с тем вас нет… Парадоксальные, полные тонкого юмора и лиризма, они до сих пор считаются своеобразным эталоном жанра.

81. «Декамерон» Джованни Боккаччо
Собрание 100 повестей, рассказанных обществом из 7 дам и 3 мужчин, которые во время чумы переселились в деревню и там коротали время. Рассказы изложены изящным, лёгким языком, поражающим богатством слов и выражений, и дышат жизненной правдой и разнообразием. В них изображены люди разных сословий, всякого возраста и характера, приключения самые разнообразные, начиная с самых весёлых и смешных и кончая самыми трагическими и трогательными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *