хср в нлп что это
Хорошо Сформулированный Результат
Целеполагание: Хорошо Сформулированный Результат (ХСР)
Хорошо сформулированный результат – это набор критериев описания цели, выполнение которых позволяет эту цель легко достичь.
Формулировка цели должна отвечать 8‐ми пунктам:
Цель сформулирована утвердительно.
Цель находится под вашим контролем.
Цель проверяема в сенсорном опыте.
Цель находится в нужном контексте.
Цель экологична.
Есть доступ к необходимым ресурсам.
Вы знаете первые шаги для достижения цели.
Цель нужного масштаба
(следите за словами означающими отрицание: «не», «прекратить», «удалить», «без‐», «чтобы не» и т.п. Спросите «Что вместо этого?»)
(Концентрируйтесь на том, что вы можете сделать, так, чтобы вы были ответственны за начало и поддержание этого. Если в формулировке цели присутствуют другие люди, вы можете подумать, как повлиять.)
(сфокусируйтесь на получении сенсорных свидетельств достижения цели, это создает необходимую обратную связь. Важно иметь возможность лично проверить и узнать результат. )
(подумайте о том, как будет использоваться результат, где и на что он повлияет)
Полезна для анализа экологии технология проверки цели известная как «Квадрат Декарта» или Мотивационный квадрат.
получу
не достигну?
получу
достигну?
не получу
не достигну?
не получу
достигну?
Напишите в каждой клетке все возможные ответы на соответствующие вопросы. Проанализируйте список на плюсы и минусы.
(Определите ресурсы внешние и внутренние.)
При ограниченности необходимого ресурса, можно использовать матрицу конвертации ресурсов.
Деньги | Время | Навыки | Знания | Связи |
Деньги | ||||
Время | ||||
Навыки | ||||
Знания | ||||
Связи |
По вертикали – какой ресурс тратится, по горизонтали – какой получаем.
Определите первые, самые маленькие шаги, с которых вы начнете процесс реализации вашей цели, а также место в время, когда вы их сделаете.
Укрупнение Если цель слишком мала, для того чтобы мотивировать, найдите более общую цель чтобы ее достижение вас мотивировало.
Что мне даст достижение цели? Какие бОльшие возможности откроются передо мной?
Разукрупнение Если цель слишком велика, разбейте конечную цель на более мелкие результаты, так чтобы каждый был достаточно ясным и достижимым.
Какие могут быть промежуточные значимые результаты? Что может мешать вам запустить процесс достижения цели прямо сейчас? Какие препятствия могут встретиться на вашем пути? Каким образом можно устранить препятствия.
Техника хорошо сформулированный результат (ХСР) НЛП
Как правильно поставить цель, чтобы добиться ее в кратчайшие сроки? Разберем по шагам технику НЛП — «Хорошо сформулированный результат (ХСР)».
Если вы еще не читали статью «Почему важно ставить цели», рекомендую начать с нее. Так описанная здесь техника станет понятней.
Существует огромная разница, между мечтой и целью. Мало грезить на диване о вилле на берегу моря. Чтобы превратить мечту в цель и добиться результата нужно правильно ее поставить. Одной из наиболее полных методик постановки цели является техника НЛП — «Хорошо сформулированный результат (ХСР)».
Цель в технике НЛП ХСР должна быть:
Позитивно сформулирована
Наше подсознание пропускает отрицание. Ради примера, я попрошу вас не думать о том, какого цвета апельсин. Ну как? Получилось не думать? Уверен вы либо представили, либо услышали ответ.
Подсознанию гораздо проще работать с утвердительными формулировками. Вот еще пример: «Лиса гонится за зайцем». В мозге вырисовывается четкая картина — заяц убегает, лиса догонят. Это легко представить. А как на счет: «Лиса НЕ гонится за зайцем». Сразу возникает множество вопросов. Чем же занята лиса? Спит, играет с другой лисой, или гонится за курицей? А может ее вообще нет и за зайцем бежит собака?
По разным оценкам, более 90% процессов, происходящих в нашем теле и разуме являются подсознательными. Начиная с дыхания и заканчивая навязчивыми мыслями. Мы можем временно их контролировать, но стоит отвлечься и управление переходит подсознанию.
Поэтому нужно дать подсознанию понятную ему установку. «Бросить курить» согласно технике ХСР, нельзя считать целью. Меняем на «Быть здоровым».
Находиться под вашим контролем
Цели бывают двух типов:
К первым относится наш пример — «Стать здоровым». Достижение цели полностью зависит от наших действий. Мы контролируем каждый шаг: правильно питаться, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом и тд.
Пример внешней цели — «Нравиться девушкам». Здесь итоговый результат зависит от другого человека. В данном случае следует ответить на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы повлиять на его решение». Возможные ответы: развить уверенность в себе, стильно одеваться, научиться технике пикапа итп. Теперь мы снова контролируем весь процесс достижения цели.
Внешние цели необходимо превратить во внутренние, чтобы понять, как их достичь.
Представлена сенсорно
Как вы поймете, что достигли цели? Если речь о повышении, то все просто. Когда директор подпишет приказ о назначении, можно начинать праздновать. Но что делать если цель — быть здоровым? Как определить нужный уровень самочувствия?
Закройте глаза и мысленно перенеситесь в будущее, где цель достигнута и вы здоровы. Какие эмоции вы ощущаете? Насколько вы бодры и энергичны? Почувствуйте все это. Оставайтесь в этой иллюзии еще какое-то время. Здесь хорошо будет подумать о том, какие перспективы открывает перед вами достижение цели. Возможно вы давно хотели заняться альпинизмом? Или теперь, когда не нужно беспокоиться о больничных счетах, появилась возможность совершить желанную покупку? Почувствуйте ощущения от достижения и этих целей.
Важно все видеть от первого лица. Если представляя будете смотреть на себя со стороны, то не сможете ничего ощутить.
Данное упражнение полезно по двум причинам:
Определить контекст
Под контекстом в НЛП понимаются рамки или окружение того или иного события.
С целью «Быть здоровым» все просто. Хорошее самочувствие всегда пригодится. Но если цель — стать настойчивым, лучше задать контекст. Это качество полезно при общении с клиентами или для достижения результатов в спорте. Однако при общении с супругой оно может привести к негативным последствиям. Определите где конкретно вам понадобится данное качество.
Подходящий размер
Если вы работаете менеджером по продажам, не ставьте себе сразу цель купить Феррари. Во первых эта цель не подойдет по контексту, т.к. вызовет массу вопросов у начальства и создаст дыру в бюджете. Во вторых для достижения такой цели, потребуется много времени. А чем дальше результат, тем сложнее себя мотивировать.
В данном случае лучше разбить одну крупную цель на несколько меньшего размера. И выстроить их последовательно. К примеру:
И наоборот, если цель — «прочитать главу книги вечером», то нет смысла тратить время на технику: «хорошо сформулированный результат».
На свете мало недостижимых вещей: будь у нас больше настойчивости, мы могли бы отыскать путь почти к любой цели. © Франсуа Ларошфуко
Экологична
Экологией в НЛП называют последствия любых изменений. Часто в погоне за целью мы теряем нечто важное для себя. Это может быть: время, безопасность, спокойствие и тп. Если ценность у потери выше чем у цели, вы начнете неосознанно мешать себе на пути. И не доберетесь до финиша. Подобный пример из опыта я описывал в статье «Почему важно ставить цели».
Чтобы проверить на экологичность, действуем аналогично сенсорному представлению. Вы закрываете глаза, переноситесь в будущее, где цель достигнута. Только фокусируйтесь не на позитиве, а на том, что потеряли. И если результат вас не утроит, корректируйте саму цель, контекст или предпринятые шаги пока не будете довольны.
На этом шаге хорошо сформулированный результат также отсеивает чужие цели. Те, которые нам навязала реклама и мода.
Содержать необходимые ресурсы и обходить препятствия
Под ресурсом в НЛП понимается все то, что поможет вам достичь цели. Это могут быть: навыки, знакомства, деньги, время и тп. На этом шаге нужно определить, что вам потребуется на пути к результату. Если все необходимое есть в вашем распоряжении, то отлично. Если чего-то не хватает, этот ресурс нужно получить. Для этого поставьте отдельную цель, если она подходит по размеру.
Как определитесь с ресурсами, подумайте, что может помешать вам достичь цели? Какие препятствия встретятся на вашем пути и как их обойти? Возможно для этого потребуются дополнительные ресурсы. Тогда возвращайтесь к предыдущему шагу.
Без опыта работы с хорошо сформулированным результатом вам может быть сложно представить цепочку достижения цели. Обычно, в технике ХСР, ресурсы и препятствия разделяют на отдельные шаги. Я намеренно их объединил. В НЛП существует стратегия Уолта Диснея. Она отлично дополняет технику ХСР. Используя ее вы сможете без труда учесть все необходимые ресурсы и подготовиться к встрече с препятствиями.
Первый шаг
Важно начать двигаться к цели как можно раньше. Поэтому определите, какой первый шаг вы можете сделать для достижения цели сегодня. Пусть это будет что-то мелкое, прочитать статью или позвонить кому-то. Главное сделайте этот первый шаг к достижению вашей цели сегодня!
Подходящие техники и ресурсы
Все чаще книги по саморазвитию призывают нас ставить цели. В этой статье мы детально рассмотрим, как и за счет чего работает целеполагание. А также решим для себя, стоит ли этим заниматься? Почему постановка цели работает:…
Хотите всегда находить кратчайший путь к вашим целям? И заранее быть готовым к препятствиям, которые вам встретятся? В этой статье мы рассмотрим модель мышления Уолта Диснея и научимся думать, как человек создавший крупнейший конгломерат развлечений в…
Техника:: Хорошо сформулированный результат
Описание: Александр Любимов
Условия хорошо сформулированной цели
Предложена эта модель Лесли Камерон, но она говорила о пяти условиях:
Условия хорошо сформулированной цели:
1. позитивно сформулирована;
2. контролируется вами;
3. описывается сенсорным языком;
4. соответствует контексту;
5. подходящего размера;
7. включает необходимые ресурсы;
8. исследованы препятствия;
9. определён первый шаг.
Схема
Подробное описание
1. Цель позитивно сформулирована
— Позитивно ли сформулирована ваша цель?
Иногда мы определяем цель как то, от чего хотим избавиться или чего хотим избежать: не есть после 18:00, бросить курить, прекратить обижаться и так далее. Но такие цели довольно трудно достигнуть, потому что знание чего мне не надо, ещё не даёт понимание, что я хочу получить. Представьте, что вы идёте в магазин со списком того, что не хотите покупать. Или вспомните задачку Ходжи Насреддина «не думать о белой обезьяне». Просто голова так не работает.
Отрицание может быть выражено как отрицательной частицей «не», так и словами «отказаться», «прекратить», «бросить», «расстаться», «избегать» и т.п.
Поэтому, если ваша цель пока сформулирована негативно, её надо переформулировать в позитивный вариант.
2. Контролируется вами
— Контролируете ли вы и только вы ваш результат?
— Связано ли достижение вашего результата с кем-нибудь ещё?
— Если связано, то что ты можешь сделать для достижения этой цели?
— Я хочу нравиться девушкам.
— Что ты можешь сделать для этого?
— Вести себя более уверенно.
— Ты умеешь так себя вести?
— Пока нет. Так что для начала надо научиться чувствовать уверенность при общении и вести себя соответствующе.
3. Сенсорное представление
— Как вы узнаете, что достигли цели?
— Что вы будете видеть, слышать и чувствовать, когда достигнете цели?
То есть вы создаёте такую полную сенсорную галлюцинацию достижения цели.
— Когда я достигну цели, я буду видеть …, слышать …, чувствовать …, делать …, говорить себе …
4. Подходящий контекст
— Есть ли ситуации, где вы не хотите этого?
— Где, когда и с кем вы хотите этого?
То есть в результате цель будет определена для какого-то контекста: уверенность при общении с начальником, удовольствие при просмотре интересного фильма, настойчивость при достижении цели.
5. Цель экологична
— Что вы потеряете, если достигните результата?
— Согласны ли вы с этими потерями ради достижения результата?
— Как вы можете компенсировать эти потери (или обойти их)?
Когда мы что-то получаем, мы обычно при этом ещё и что-то теряем. Например, женившись мы теряем часть свободы, став фрилансером теряем стабильность, став стройным теряем возможность свалить собственные неудачи на внешность.
И в этом пункте мы оцениваем возможные потери и определяем, приемлемы ли они. Согласен ли я потерять «это» достигнув цель. Можно так же вернуться на первый шаг и переопределить цель так, чтобы снизить потери.
Для определения баланса приобретений и потерь как раз можно использовать «Декартовы Координаты».
6. Имеет подходящий размер
— Имеет ли цель подходящий размер?
Если цель слишком большая – теряется мотивация на пути. Если ваша цель «полностью овладеть английским языком» с очень жёсткими критериями, то даже долго и интенсивно занимаясь, вы не будете замечать приближения.
Поэтому крупную цель удобнее разбить на более мелкие «подцели», достижение которых проще контролировать и обратная связь быстрее. Например: за неделю выучить 100 новых слов, сбросить за этот месяц 2 кг и тому подобная.
7. Включает необходимые ресурсы
— Какие ресурсы нужны вам для достижения цели?
— Можете ли вы иметь к ним доступ?
Определите ресурсы, нужные вам для достижения цели.
Если нет – сформулируйте доступ к ресурсам как цель.
— Для того, чтобы быть уверенным на собеседовании мне нужны уверенность, спокойствие, вера в успех и хороший костюм. Уверенность, спокойствие и вера в успех у меня есть, а костюм надо купить.
8. Исследование препятствий
— Что мешает вам начать достигать (достигнуть) цель прямо сейчас?
— Какие препятствия могут встретиться на вашем пути?
— Что вы можете сделать для преодоления этих препятствий?
Исследуйте, что может помешать вам на пути достижения этой цели.
Если препятствия на данный момент «не преодолимы» – переформулируйте в цель и пройдите весь процесс ХСР с этой целью.
9. Определите первый шаг
— Каков будет ваш первый шаг по достижению цели?
Можно очень долго мечтать о цели, но если не начать её достигать, она так и останется мечтой. Так что определяем первый шаг, с чего начинаем.
Хотите стать более стройным, определите ваш самый первый шаг: завтра с утра делаю пробежку, прямо сегодня ем меньше плюшек, а больше фруктов и овощей.
Блок-схема
Демонстрация
Возможный диалог Оператора с Клиентом.
[предлагаем сделать позитивную формулировку цели]
— Это то, чего ты не хочешь. А что ты хочешь получить?
— Я хочу делать свои дела во время.
— В первую очередь по работе.
— То есть ты хочешь делать во время свои рабочие дела?
— А что такое для тебя «рабочие дела»?
— Ну у меня есть список обязанностей, плюс определённые задачи даёт начальство.
— А как ты определяешь «вовремя».
— Есть определённые сроки, когда всё нужно сделать.
[определяем область контроля]
— Хорошо. Это зависит только от тебя или от кого-то ещё?
— А что ты можешь сделать для того, чтобы они вовремя давали тебе эти данные?
— Для начала, мне нужно самому проявлять активность и напоминать им об этом. И учитывать в своём плане их, скажем так, особенности.
— И как бы теперь ты определил свою цель?
— Я хочу вовремя делать свою часть дел и мотивировать других на то, чтобы они вовремя сделали свою. В контексте работы, само собой.
[сенсорное представление цели]
— Хорошо, Андрей, представь, что ты уже достиг этой цели. Опиши это сенсорно: как ты себе это представляешь?
— Я вижу себя, который напоминает другим о том, что им надо сделать. При этом я и сам всё делаю вовремя.
— Хорошо, давай уточним. А что ты слышишь при этом? Какой у тебя голос, когда ты говоришь?
— Когда мотивирую других, говорю достаточно бодро, уверенно. И они мне тоже отвечают уверенно, что сделают.
— А что ты чувствуешь?
— Уверенность, спокойствие. При этом ещё такую готовность сделать то, что решил.
— Да, сделал. Я могу посмотреть со стороны, что будет, так и изнутри прожить.
— Тебя устраивает то, что ты видишь?
[определяем подходящий контекст]
— Есть ли ситуации, в которых ты не хотел бы этого делать?
— Ну, я не хотел бы «убиваться» на работе ради результата. Тут важно определить реальность сроков. Так что здесь ещё важно, чтобы сроки, определённые начальством совпадали с реальностью.
— Тогда давай более чётко определим, что такое «вовремя».
— А как ты будешь определять эту поправку?
— Итак, как ты теперь будешь определять, что вовремя, а что нет?
— А где, когда и с кем ты бы хотел этого?
— Давай подумаем об экологии. Если ли что-то, что ты потеряешь, если достигнешь этой цели? И можно ли это как-то компенсировать?
— Я думаю, если я буду слишком активно мотивировать коллег, я им разонравлюсь. Так что мотивацию стоит сделать менее назойливой. Наверно всё, что я могу потерять.
— И большие будут потери?
— Небольшие, но выигрыш намного больше.
— Хорошо. Я попрошу тебя слегка подправить твой 4-D фильм о цели с учётом того, что мы только что говорили.
— Да, поправил. В этом фильме коллеги стали более дружелюбными. А я стал более спокоен.
[подходящий размер цели]
— А размер цели тебе подходит? Может стоит его сделать поменьше и разбить на подцели? Или укрупнить?
— Удобно было бы разбить на две части: мотивировать коллег и самому следовать срокам. А всё вместе даст как раз «делать дела вовремя».
[есть ли нужны ресурсы]
— А какие ресурсы тебе нужны для достижения этой цели?
— Для того, чтобы самому следовать срокам мне нужны усидчивость, дисциплина и умение следовать планам. А для мотивации коллег стоит научиться выбирать оптимальный уровень мотивации.
— И что из этих ресурсов у тебя уже есть?
— Какие препятствия могут возникнуть? И как ты можешь с ними разобраться?
— Какой будет твой первый шаг по достижению этой цели?
— Отлично. Давай тогда резюмируем: как изменилась твоё представление о цели, твои впечатления.
— Цель стала более чёткой, понятной. И мотивация появилась её достигать.
— Можешь описать, как теперь для представляется цель?
— Я буду делать рабочие дела вовремя. При этом сроки я внутренне проверяю. Для достижения этой цели мне нужно научиться правильно мотивировать и себя, и коллег, связанных с задачей. А так же нужно стать более дисциплинированным.
Не очень Хорошо Сформулированный Результат
Не очень Хорошо Сформулированный Результат.
В НЛП существует такая штука, как Хорошо Сформулированный Результат. Считается (предполагается), что эта техника очень важна, нужна и даже полезна при постановке целей и достижении результатов. Ведь для того, чтобы куда-то попасть, нужно сначала определить, куда именно ты собираешься попасть. Если мы садимся в такси, то, как правило, четко указываем водителю адрес места назначения, в противном случае мы рискуем тем, что таксист будет целый день возить нас по городу, а мы соответственно будем тратить свои деньги и драгоценное время. Однако, просто назвать то место куда мы хотим ехать (или откуда уехать) еще не достаточно, нужно сделать это правильно. Иначе водитель может растеряться, испугаться и вообще никуда не поехать. Для того чтобы правильно сформулировать конечный результат (цель) и не сбиться с пути в НЛП разработаны специальные критерии или техника, которая и называется ХСР. Поводом для создания этой техники послужила стратегия поведения успешных людей (в большинстве своем это были психотерапевты) выявленная основоположниками НЛП Р. Бендлером и Д. Гриндером. Бендлер и Гриндер выявили, что наиболее знаменитые и успешные психотерапевты в своей работе использовали следующую стратегию: 1. Они знали, чего хотят (у них была четкая цель). 2. Они были достаточно гибкими, чтобы в любой момент менять свое поведение. 3. Они были очень восприимчивы к тем изменениям, которые происходили в ходе их работы. Таким образом, все, что им оставалось – это, удерживая в фокусе внимания свою цель, менять свое поведения до тех пор, пока все что они воспринимают (наблюдают) не будет в точности соответствовать изначально поставленной цели. Именно правильная постановка цели (элемент 1 стратегии) и легла в основу разработки техники ХСР. Сегодня изучение критериев ХСР (с различными вариациями) входит в обязательную программу подготовки НЛП – практиков в любом центре НЛП.
Парадокс заключается в том, что овладение, усвоение и даже интеграция на бессознательный уровень этой техники у многих (у очень многих) НЛП – практиков (и не только) не приводит к каким-либо существенным изменениям. Применив ХСР для постановки целей, они продолжают оставаться на месте. В лучшем случае, они начинают движение в направлении заветного результата, но со временем с удивлением обнаруживают, что продвинуться, сколь-нибудь далеко не удается. Опытные Мастера и Тренера могут возразить, что одного ХСР для радикальных изменений не достаточно. Не вступая с ними в полемику (и во много соглашаясь) хотелось бы обратить внимание на одно обстоятельство. При описании стратегии успешных людей упускается, что эти успешные люди не просто знали, чего они хотят, они были уверенны (верили) в результате. «Ожидание результата» и «ожидание собственной эффективности» (в терминологии Р. Дилтса) равнялось 100%. То есть вера в собственную успешность являлась частью их ХСР. В то же время в современном НЛП ХСР преподноситься как техника на уровне Поведения. При овладении и применении этой техники не затрагиваются более высокие уровни, ни Стратегии, ни Убеждения и Ценности, ни тем более Идентификация. Изучающим и практикующим НЛП, известно, что изменения на нижних уровнях не ведут к изменениям на верхних уровнях. И! (что более важно) Изменения на верхних уровнях ведут к изменениям и на нижних уровнях. То есть уровни Стратегий, Убеждений и Ценностей (как более высокие) будут всегда влиять на любые изменения на уровне Поведения.
ХСР на уровне Стратегий.
Блокировка ХСР (как техники на уровне Поведения) происходит уже на уровне Стратегий. Дело в том, что ХСР – это Стратегия Достижения (в терминологии НЛП мотивация «К»), в то время как очень многие мотивируются Стратегией Избегания (в терминологии НЛП мотивация «От»). По результат моих опросов достаточное количество человек совершали очень важные поступки в своей жизни, потому что боялись последствий своего бездействия. Стратегия Достижения просто не мотивирует таких людей (под мотивацией здесь понимается не просто желание что-либо сделать, а факторы, непосредственно запускающие поведение). Они способны очень страстно хотеть чего-то, представлять себе как будет замечательно, когда они этого достигнут… (в общем, использовать все критерии ХСР) но ничего не предпримут до тех пор, пока как говорится «жареный петух не клюнет»…Выходом здесь могла бы быть комбинация мотиваций «От» и «К». Как показывает опыт Вологодского Центра НЛП (Дмитрий Ющенко) даже такая техника как «взмах» дает лучшие результаты в сочетании с «антивзмахом», когда задействованы оба вида мотиваций. «Причина или цель – это сочетание «хочу» и «не хочу» Р. Киойсаки.
ХСР на уровне Убеждений и Ценностей.
ХСР и Фокусы Языка.
Еще больше убежденности в том, что ХСР должен применяться, как техника изменений на уровне Убеждений и Ценности меня добавило изучение модели Фокусов Языка, разработанной Р. Дилтсом для изменения убеждений. Одной из целей применения Фокусов Языка является переключение на фрейм Результата в противовес фреймам «ошибки», «проблемы» и «невозможности». Я подумал: «Если Фокусы Языка формируют фрейм Результата, то и Результат этот явно должен быть Хорошо Сформулированным». Я сопоставил критерии ХСР с Фокусами Языка и обнаружил совпадения практически по всем пунктам. Так критериям ХСР Позитивная формулировка соответствуют Фокусы Языка «Намерение» и «Переопределение», Сенсорной очевидности ХСР – «Стратегии реальности», Определенности контекста ХСР – «Изменение размера фрейма», Соответствующий масштаб обобщений ХСР – «Объединение» и «Разделение», Экология ХСР – «Последствия». При этом критериев ХСР – 9, а Фокусов Языка 14. Фокусы Языка затрагивают очень важные моменты, которые в ХСР просто отсутствуют. Например, «Иерархия критериев» позволяет согласовать цели с базовыми ценностями и избежать ситуаций саботирования желаемого поведения. Кроме того Фокусы Языка гораздо полней и качественней, чем критерии ХСР, так Фокус Языка «Стратегии реальности» в противовес «Сенсорной очевидности», затрагивает не только Визуальный, Аудиальный и Кинестетический компоненты Цели, но работает с субмодальностями и последовательностями (т.е. стратегиями). Все это подталкивает к мысли об изменении и дополнении стандартной модели ХСР. Дополнении Фокусами Языка. Возможно и полной трансформации. Это позволит не только качественно формулировать результат, но и создавать убеждение, что этот результат будет достигнут. Такое убеждение, на мой взгляд, является ключевым моментом для достижения целей.
Я сопоставил критерии ХСР с Фокусами Языка и обнаружил совпадения практически по всем пунктам. Так критериям ХСР Позитивная формулировка соответствуют Фокусы Языка «Намерение» и «Переопределение», Сенсорной очевидности ХСР – «Стратегии реальности», Определенности контекста ХСР – «Изменение размера фрейма», Соответствующий масштаб обобщений ХСР – «Объединение» и «Разделение», Экология ХСР – «Последствия».
Пока можно сказать одно, что мысль сопоставить ФЯ пунктам ХСР безусловно интересна. Так же, как и сопоставление пунктов ХСР, например эмоциям клиента.
Исполнительный директор, НЛП Мастер
Исполнительный директор, НЛП Мастер
для уточнения сенсорной очевидности можно вообще обойтись без Фокусов Языка.
Это как это? Например? Даже во фразе, взятой в цитату вы использовали 2 фокуса «намерение» и «изменение размера фрейма (по количеству)».
Можно и весь ХСР свести только к сесорной очевидности
В ХСР есть шаг проверки на экологию, а это уже работа с категориями ЛУ «Убеждения и Ценности». Т.е. не сенсорная очевидность.
Вопрос в том, какой должна быть эта сесорная очевидность. Ассоциированной или диссоциированной? Если это визуальная сесорная очевидность, то на каком растоянии она должна находиться? Справа или слева? Какой должен быть размер? Яркость? В какой последовательности должны идти модальности? Сначала визульная или аудиальная. А то ведь я могу сесорно очевидеть по разному. и результат соотвественно будет разный. Вам, наверняка, знакомо понятие «критериального соотвествия». Сенсорная очевидность должна соотвествовать Стратегиям Реальности. В конечном итоге вопрос в том, насколько сенсорная очевидность мотивирует на достижение результата и порождает «ожидание результата».
Исполнительный директор, НЛП Мастер
В ХСР есть шаг проверки на экологию, а это уже работа с категориями ЛУ «Убеждения и Ценности». Т.е. не сенсорная очевидность.
Что Вы говорите?! на уровне «Убеждения и Ценности » отсутствует сенсорная очевидность?! Помнится Бендлер изменял убеждения людей, пользуясь только «Взмахом».
Зачем здесь вся эта чехарда с субмодальностями? Шаг сенсорной очевидности в ХСР описывает Т2 стратерии достижения цели. Т.е. описывается ВАКОГ того, что цель достигнута. И все.
Как я вижу для описания ВАКОГ могут использоваться «Разделение», «Изменение размера фрейма», «Другой результат», «Стратегия реальности» как минимум.