хромокей или хромакей что это
Как выбрать хромакей
Хромакей стал привычным атрибутом видеопродакшена — от домашних блогов до профессиональных киностудий, также он может пригодиться и фотографам. Давайте разбираться вместе, что такое хромакей и как выбрать подходящий, если у вас его еще нет.
Как работает хромакей
Зеленый фон, или хромакей, — очень популярный инструмент в современной фото- и видеосъемке. Идея использования хромакея проста: вы снимаете человека или другой объект на зеленом фоне, переносите изображение на компьютер и с помощью программного обеспечения заменяете зеленый фон на… да на что угодно!
Хотите вести влог из космического корабля — пожалуйста! Вот видеогайд, как это сделать. Источник: Youtube-канал CINE 24 VFX
Тут ваши возможности ограничиваются только фантазией: от хвойного леса до космического корабля, от Эйфелевой башни до башни Саурона. Фишка в том, что зеленый практически не присутствует в тонах кожи человека, поэтому этот цвет легко вырезать в процессе постобработки и заменить на нужный вам фон. Именно за это хромакей так любят и голливудские режиссеры, и блогеры на Youtube.
Зеленый или синий хромакей — есть ли разница
Синий цвет также минимально представлен в тонах кожи человека, поэтому он стал популярной альтернативой зеленому фону. Разница между ними невелика. У синего фона есть преимущество для темных и ночных сцен — из-за более низкой яркости. С другой стороны, для него может потребоваться более мощное освещение.
В целом, чтобы не ошибиться, выбирайте классический зеленый хромакей или комбинированные варианты с синим и зеленым на разных сторонах, к примеру Raylab RF-12. Это складной муслиновый хромакей размером 150 на 200 см (о всех этих характеристиках мы поговорим подробнее ниже). Он подойдет как для видеоблога в домашней студии, так и для выездной портретной съемки. Также быстроскладной фон — супервариант для тиктокеров: занимает мало места, легко везде брать с собой.
Что важно, когда выбираешь хромакей
Размер объекта
Здесь действует интуитивное правило — чем больше объект, который вы снимаете, тем больше должен быть задний фон. Чаще всего хромакей применяют для съемки людей, но как рассчитать нужный размер? Для «сидячего» видеоблога или портрета по пояс будет достаточно фона шириной в 1,5–2 метра. Высота непринципиальна — подойдет любой стандартный хромакей, например Fujimi FJ 706GB-180/210. Для съемки в полный рост ширина увеличивается до 2,7–3 метров, а высота выбирается индивидуально — в зависимости от роста модели и того, сколько пола будет попадать в кадр.
Муслиновый хромакей Raylab BC01 размером 3 на 6 метров как раз подходит для съемки в полный рост. Ткань не имеет швов и стыков, поэтому «вырезать» объект будет просто.
Для видеосъемки в движении или фотографии двух человек в полный рост понадобится фон от 5 метров в ширину и 4 метров в высоту.
Естественно, если вы собираетесь снимать большую группу людей или более крупные объекты (например, автомобиль), вам нужны еще более крупноформатные варианты.
Локация
Вы собираетесь использовать хромакей для выездной съемки? Тогда складной фон будет самым удобным вариантом. Raylab RL-BC06 имеет размеры, подходящие для съемки детей или для видео по пояс, — 1,5 на 2 метра. Хотя при должном умении можно приспособить этот фон и под полный рост взрослого человека. Также RL-BC06 будет хорош для предметной съемки. Этот фон можно установить в рабочее вертикальное положение за 10 секунд, при этом вам не понадобятся дополнительные стойки и перекладины.
Такой вариант также хорошо подойдет для небольшой домашней студии — в сложенном состоянии он почти не занимает места.
Для большой студии можно выбрать более крупные стационарные варианты типа GreenBean Field 3.0 х 7.0 (обратите внимание, что система крепления приобретается отдельно).
Материал
Обычно хромакеи делают из ткани, бумаги или нетканного полотна (чаще это матовый винил или спандекс). Тканевые хромакеи в основном шьют из муслина — плотной хлопковой ткани, также из нее делают фотофоны. Такие хромакеи хороши своей неприхотливостью и долговечностью. С помощью ткани вы можете задрапировать стену или мебель, чтобы не использовать дополнительные системы крепления. Главный минус — тканевые хромакеи легко мнутся, из-за чего образуются тени, которые сложнее убрать во время постобработки.
Бумажные фоны гладкие и недорогие, их можно щедро отматывать, чтобы покрыть пол, но для драпировки они не подходят, и на выезд такой фон не взять. Таким образом, бумажный хромакей — хороший вариант для фотостудий (в том числе домашних), а благодаря длине фона вы сможете снимать крупные объекты. 11 метров бумажного фона Raylab 010 Green обойдутся дешевле четырех тысяч рублей, тканевый фон за те же деньги будет не длиннее 6 метров. К тому же бумажный фон намного легче. Но у бумаги есть большой минус — она очень легко пачкается (ведь на нее будут вставать ногами). Поэтому вам либо придется периодически менять хромакей, либо тратить гораздо больше времени на постобработку (и в итоге все равно поменять его).
С этой проблемой справляются нетканные фоны — они легко чистятся и по прочности не уступают муслиновым. Также такие фоны мало мнутся, что упрощает работу с изображением. Из минусов нетканных фонов можно отметить мелкую перфорацию — обычно она не видна (особенно на видео), но может проявляться при боковом освещении, если объект расположен слишком близко (например, при предметной фотографии).
Упомянутый выше Raylab RL-BC06 сделан из спандекса — высокая отражающая способность и отсутствие швов можно записать в однозначные плюсы этого хромакея.
Итоги
Хромакей открывает огромные творческие возможности для фотографов, видеографов и видеоблогеров. Вы сможете быстро подобрать подходящий фон, не прикладывая больших усилий во время постобработки.
При выборе хромакея стоит обратить внимание на размер объекта съемки (чем больше он, тем больше должна быть ширина и высота фона), материал (удобный, но со своими ограничениями — нетканный фон; дешевый, но недолговечный — бумажный; условная золотая середина — тканевый фон) и решить, будете ли вы брать фон на выездную съемку (тогда стоит остановится на складном варианте).
Снимаем на хромакей или без: гайд для начинающих
К нам часто обращаются клиенты с задачей снять видеолекции или образовательный контент на хромакее, хотя имеют весьма смутное представление о том, что это и как с этим работать. Они считают, что хромакей сделает из скучного видеоурока нечто креативное и уникальное.
Мы умеем так снимать, но с опытом поняли, что хромакей может и навредить: велик риск заиграться и переборщить с эффектами, увеличить расходы на съёмки, затянуть постпродакшн, отвлечь внимание зрителя от сути ролика.
Хромакей — это просто инструмент: он хорош в умелых руках, в правильном месте и в небольших количествах.
Мы решили собрать свой опыт съёмок на хромакее в одну статью, чтобы показать, в каких случаях этот инструмент уместен и помогает решить креативную задачу, а в каких — становится дорогой обузой.
Хромакей или гринскрин (green screen) — это полотно зелёного или синего цвета. На монтаже это полотно можно вырезать, получится кадр на прозрачном фоне. Для хромакея, как правило, берут эти цвета, потому что они сильнее всего отличаются от цвета нашей кожи, это помогает вырезать аккуратно (этот процесс называется кеингом — далее в статье мы описываем его более подробно).
Сниматься с хромакеем — значит выставить кадр (героев, объекты и свет) перед этим полотном. Также может декорироваться окружающее пространство. То есть, все съёмки проходят на зелёном фоне: вы не видите результат, когда снимаете, можете только додумать картинку. Во время постпродакшена хромакей заменят каким-то другим изображением: например, можно добавить кадру любой фон или элементы графики.
Хромакей позволяет создавать вокруг живых актёров виртуальные миры. Знаете, как снимают «Мстителей»? В просторном студийном павильоне строят рельефные зеленые холмы и уступы, размещают обтянутые полотном объекты, выставляют зелёный фон и стены высотой в несколько этажей. Затем в павильон заводят актёров, ставят свет и снимают сцену, и уже на монтаже рисуют вокруг них фон, врагов и массовку.
В статье мы не будем говорить о полнометражном кино, там другие правила, технологии и масштаб креативных задач. Мы обсудим формат, который сами называем «бытовой хромакей»: статичный кадр со спикером на фоне зелёного полотна, с минимумом перемещений и спецэффектов. Бытовой хромакей вполне можно применить для съёмок образовательных или рекламных роликов, но, на самом деле, для этого не так много причин.
Опираясь на свой опыт, мы видим три основных ситуации, в которых хромакей действительно необходим для рекламного или образовательного контента:
Хромакей поможет реализовать сложную креативную идею со спецэффектами. Как мы уже говорили, сложные спецэффекты на хромакее — это, скорее, про кинопроизводство: нужны подготовленные актёры, много камер, персонал и бюджет на павильон. Но и на нашем, «бытовом хромакее» можно реализовать интересные креативные задачи: например, вписать спикера в анимационный ролик и устроить какое-то простое взаимодействие с нарисованным персонажем.
Хромакей ускорит процесс, если вы хотите снимать один и тот же объект в разных декорациях. Хромакей упрощает логистику съёмок, если нужно снять очень много контента в разных статичных декорациях. Например, спикер должен прочитать лекцию и на нейтральном фоне, и в антураже производства, и в офисе. В таком случае можно снять спикера на хромакей, а фон добавить на постпродакшене. Это сэкономит время: не потребуется перемещаться между реальными локациями и переставлять кадр.
Хромакей позволяет отложить принятие решения по визуалу. Хромакей — это чит-код, который позволяет радикально поменять внешний вид и антураж ролика на постпродакшене. В идеале такой ситуации допускать нельзя: к съёмкам надо подходить подготовленными, с утверждённым сценарием и визуальной концепцией. Но иногда и у нас бывали случаи, когда клиент до последнего момента не был уверен, как должен выглядеть конечный продукт. Тогда мы снимали на хромакей: клиент продолжал думать над визуалом и согласовывать его с начальством, а сроки съёмок при этом не сдвинулись. Это запрещённый приём, но его полезно иметь в арсенале.
Нужно помнить, что большинство задач по съёмкам для бизнеса можно решить и без использования хромакея. Например, если вам нужен говорящий человек в кадре на однотонном фоне и лёгкая инфографика вокруг, нет никакого смысла сниматься на хромакей. Проще арендовать студию с циклорамой — белой полукруглой стеной. Добавить титры и инфографику по бокам от спикера можно и на белый фон: здесь же не нужно вырезать спикера из картинки и полностью менять антураж.
Съёмки с хромакеем дороже, потому что требуют хороших камер и большого количества осветительных приборов на площадке. К тому же кадр придётся выставлять дольше и, скорее всего, для грамотной расстановки света потребуется отдельный человек с опытом хромакейных съёмок.
Сэкономить на хоум-продакшене не получится: конечно, можно купить полотно хромакея в интернет-магазине по низкой цене, но для того, чтобы видео «не рябило» при монтаже, нужно иметь софтбоксы – студийное оборудование для организации света. Приобрести их дороже, чем обратиться в специализированную студию. Особенно, если съемки на хромакее – задача разовая. Мы подготовили подборку хромакей-студий в Москве: цены варьируются от 1700 рублей/час.
Вырастут расходы на камеры и оптику. Снимать можно на любую камеру, но смысл хромакея теряется, если вы будете использовать обычную беззеркалку. С таким оборудованием качество картинки не позволит заниматься серьёзным постпродакшеном, например, заменить фон без артефактов.
Вырастут расходы на свет. Во время съёмок на фоне хромакея нужно много света — от 3–5 источников и больше. Придётся высветить и фон, и спикера в кадре по отдельности, иначе человек будет отбрасывать тень на хромакей, а это усложняет постпродакшн. Бликов на фоне тоже нужно избежать, иначе объект в кадре будет подсвечиваться сзади отраженным светом от хромакея.
Чтобы выставить свет, нужен дополнительный персонал. Чтобы выставить освещение без бликов и теней, на площадке нужен дополнительный специалист — гафер. От рядового осветителя он отличается опытом и уровнем профессиональной подготовки: гафер общается с оператором на одном языке, понимает специфику хромакейных съёмок. Гафер может взять на себя руководство командой осветителей, получив вводные от режиссёра и оператора.
Спикера или актёров нужно готовить к съёмкам и следить за ними в кадре. Лицо, волосы и одежда спикера могут создавать проблемы на постпродакшене. Например, на лице из-за проблем с освещением возникают зелёные блики. Волосы тоже не должны отражать хромакей, развиваться или иметь воздушную структуру, иначе их тяжело будет отделить от фона. Если на одежде спикера будут зелёные элементы, то софт, которым будут обрабатывать картинку, примет их за часть хромакея. Чтобы следить за этими вещами, кроме опытных осветителей нужен толковый гримёр. Кстати, у нас есть памятка по записи человека в кадре.
Кадр будут ставить несколько часов. Расстановка света и подготовка спикера замедлят процесс. Кадр для классической съёмки можно выставить за час, но работа с хромакеем растянет этот процесс в несколько раз. На съёмки потребуется больше времени, это увеличит количество съёмочных дней и смету. Однако в некоторых студиях свет уже выставлен правильно, а вот для организации выездного хромакея потребуется дополнительное время на установку света и подготовку к съёмке. Не забудьте учесть при составлении сметы.
Постпродакшн — это всё, что происходит после съёмок: монтаж, графика и титры, наложение звука. В классических съёмках без хромакея постпродакшн может ограничиться только монтажом, цветокоррекцией и саунд-дизайном. Иногда монтаж делает режиссёр: зависит от сложности и длительности ролика.
В съёмках с хромакеем постпродакшн займёт в несколько раз больше времени, чем в классических съёмках, и потребует участия дорогих специалистов. По нашему опыту постпродакшн для ролика с хромакеем стоит в среднем в два раза дороже. Дело в том, что помимо монтажа в этот процесс добавится как минимум два этапа:
Кеинг. Это отделение объектов от зелёного фона. Специалист использует специальный софт для монтажа видео, который помогает распознавать очертание объектов на основе цвета или яркости пикселей. Но софт нужно контролировать, а иногда и провести кеинг вручную, кадр за кадром.
Композитинг. Это совмещение двух изображений — картинки, которая заменит зелёный фон, и подготовленного на этапе кеинга изображения со спикером или актёрами без фона. Во время композитинга специалист не обязательно добавляет статичную картинку: можно вставить вместо зелёного фона графику и анимацию, но для её создания нужны иллюстратор и моушен-дизайнер.
Креативная идея, сценарий и раскадровка. Художественная концепция фона, который будет накладываться на хромакей на этапе постпродашена, разрабатывается ещё до сценария. Это нужно, чтобы отснятый материал и фон в финальном сочетании между собой не смотрелись нелепо.
При подготовке съёмки на хромакей стоит учитывать ряд особенностей ещё и на этапе разработки сценария: например, как именно персонажи будут взаимодействовать с элементами графики, как должен стоять актёр и с каких ракурсов проводится съёмка.
Студия с хромакеем. Если вы всё-таки решили сниматься на хромакей, то имейте в виду: не всякая студия подойдёт для таких съёмок. Подберите несколько вариантов вместе с продакшеном и съездите на разведку. Полотно хромакея должно подходить вам по размеру, быть без дефектов и видимых швов, не бликовать и не блестеть. Если продакшен уже снимал в этой студии и уверен в выборе, на всякий случай попросите их показать референс: как выглядит ролик, снятый в этой студии на хромакей.
Звук в студии. В хромакейных студиях очень часто бывает эхо. Это связано с тем, что для размещения большого полотна нужно много пространства. Если вы хотите записывать живой звук на площадке, например, речь спикера, эхо станет большой проблемой. Чтобы вовремя заметить, нужно ли дополнительно готовить помещение, например, выставить экраны для поглощения звука, приезжайте на разведку вместе со звукорежиссёром.
Съемочная группа. Для съёмок с хромакеем на площадке должны присутствовать: режиссёр, продюсер, оператор, гафер, 2 осветителя и звукорежиссёр, если необходимо записывать чистый звук на площадке. В идеале на съёмках ещё нужен гримёр и человек со стороны клиента, например, менеджер по маркетингу.
Оборудование. Минимальный сет: камеры с разрешением не ниже 4К, студийный свет и сам хромакей.
Вам нужны съёмки на хромакее, если:
Во всех остальных случаях вам, скорее всего, не нужны съёмки на хромакее, потому что они будут дороже и дольше, чем классические:
Если вы всё-таки решили снимать на хромакее, вам потребуется:
Хромакей: зачем нужен и какой выбрать
Хромакей, он же «зеленый экран», он же «зеленка», пожалуй, повлиял на развитие кино и видеоиндустрии так сильно, как никакая другая технология. А что, если мы скажем вам, что изначально этот экран был синим? Да и сегодня синий цвет используется повсеместно. Почему в ходу именно синий и зеленый фоны, как на выбор цветов повлиял Супермен и какой цвет фона всё-таки лучше? Об этом и поговорим в статье.
Для чего нужен хромакей
Технология позволяет совместить живую съемку с компьютерной графикой, что на порядки удешевляет видеопроизводство или дает возможность воссоздать несуществующие в реальности сцены и объекты.
Сначала актеров снимают на однотонном фоне, а затем в компьютерной программе заменяют этот фон и добавляют визуальные эффекты (VFX), чтобы получилось вот так:
Технически “хромакеем” или “кеингом” называют саму технологию совмещения нескольких слоев в одной композиции, а не синее или зеленое полотно, на фоне которого происходит съемка. Полотно — это рир-экран или рир-проекция, но, как обычно, это никого не волнует 🙂
Chromakey — в переводе с англ. буквально “цветовой ключ”.
Технологию впервые применили еще в начале XX века и тогда фон вообще был черным. Но настоящий расцвет хромакея пришелся на CGI-революцию в кинематографе 2000-х и сегодня о съемках на “зеленом экране” знает даже школьник. А стримеры даже используют их для трансляции своих игр:
Однотонный цветовой фон позволяет даже в онлайн-режиме заменить его другим изображением или видео без дорогих натурных съемок.
Почему именно синий и зеленый фон
Эти цвета не встречаются в тонах человеческой кожи, и это позволяет качественнее, быстрее и легче заменить фон в компьютерной программе.
Примечательно, что в 1970-х годах, когда хромакей только начинал свою победоносную поступь в видеопроизводстве, наиболее распространенным был именно синий фон (blue screen). Телевизионщики снимали на нем выпуски прогноза погоды, а затем заменяли на карту с указанием атмосферных явлений.
Коренной перелом в пользу зеленого оттенка (green screen) произошел на съемках фильма “Супермен” 1978 года. Оказалось, что синий костюм героя сливается с синим фоном. Тогда исполнитель главной роли Кристофер Рив подсказал съемочной группе изменить цвет фона с синего на зеленый.
В дальнейшем, с развитием технологии, профессионалы выявили и другие преимущества “зеленки”:
Так всё-таки какой фон лучше
Универсального рецепта не существует. Если в 80-х и 90-х годах в видеопроизводстве существовало негласное правило: синий — для ТВ, зеленый — для кино, то сегодня все зависит сугубо от условий и творческой задачи.
Синий раньше активно применялся при съемках на пленку. Сегодня превалирует зелёнка, поскольку цифровые камеры наиболее восприимчивы к зеленым оттенкам. Картинка в зеленом канале чище и легче поддается постобработке.
Одежда
Если одежда персонажа в кадре совпадает с цветом экрана, при удалении фона исчезнет и она. Та же история и с цветом глаз.
Именно поэтому статистов и ассистентов во время съемочного процесса одевают в такой же зеленый или синий цвет, чтобы затем их удалить из кадра.
В гардеробе современного человека зеленый цвет встречается гораздо реже, чем синий. Всё-таки полмира носит джинсы. Поэтому не удивительно, что зеленый цвет хромакея повсеместно превалирует. И все же в видеопроизводстве еще хватает ситуаций, когда необходим именно синий фон или совмещение зеленого и синего.
Один из ярких примеров — “Человек-Паук” Сэма Рэйми. В нем самого Спайдермена снимали на зеленке, а его противника, Зеленого Гоблина — на синьке.
Время суток
Есть распространенное мнение, что при свете дня лучше использовать зеленый фон, а в темное время суток — синий.
Зеленый фон также часто нужен при съемках на улице с голубым небом.
Расстояние от экрана
Зеленый цвет сам по себе дает много света и отсвечивает, поэтому, если персонаж расположен слишком близко в экрану, “зеленка” как бы “проливается на него” (есть термин “spill” — от англ. “пролить”), что усложняет последующее отделение фона.
Если герой расположен слишком близко к фону, то лучше, чтобы фон был синим. Или необходимо увеличить дистанцию от объекта до фона, но тогда и сам зеленый экран придется увеличить.
Что еще нужно знать о работе с хромакеем
Свет решает
Чистый яркий равномерный свет — залог успешного кеинга. Необходимо грамотно выставить свет, как для фона, так и для героя в кадре, чтобы полностью исключить наличие теней и пересветов. Поэтому часто фон имеет матовую поверхность — она не бликует и мягко распределяет свет.
Идеально гладкая поверхность
Материал фона может быть любым: бумага, ткань, пластик, винил или даже выкрашенная циклорама. Главное, чтобы фон был идеально гладким экраном без складок, швов, скотча, пятен и прочих радостей, с которыми затем придется возиться режиссеру монтажа или специалисту по композитингу.
Тканевые хромакеи часто тонкие и восприимчивы к любым манипуляциям, их сложно сохранять идеально гладкими, что создает неудобство в использовании. Более предпочтительны трехслойные нейлоновые ткани, которые наиболее прочны и неприхотливы.
Режим камеры
Если камера поддерживает режим автоматической цветокоррекции, лучше отключить эту функцию в процессе съемок на синий или зеленый экран. Иначе на этапе постпродакшена софту будет сложнее отделить фон.
Существенную роль играет грамотная выдержка в камере, чтобы изображение не было слишком темным — оно содержит шумы, что плохо влияет на картинку или слишком светлым — кадр имеет скудную цветовую гамму. Плюс две ступени экспозиции к фону по сравнению с основным объектом и кадр смотрится хорошо.
Если при съемке используются разные объективы, фокусные расстояния или значения диафрагмы, совмещаемые изображения могут выглядеть криво и недостоверно. Важен контроль операторов в каждый момент съемочного процесса.
А когда хромакей не нужен
Если вас вполне устраивает однотонный черный, белый, синий или любой другой фон, или вы не собираетесь совмещать героя в кадре с графикой, заморочки с хромакеем не требуются.
Помните, что кеинг — совмещение фона с главным объектом съемки — требует отдельного бюджета и расходов на специалиста, который будет этим заниматься. Поэтому если у вас простая задача снять ведущего и фон не принципиален, дешевле обойтись без зеленых, синих фонов.
Заключение
Для качественной съемки на хромакей важен не столько цвет фона, сколько опыт, знание матчасти и “прямые руки”.
Работайте только с профессионалами и тогда получите топовую картинку, будь то съемка или графика.
И заходите в наш блог, чтобы лучше ориентироваться в видеоиндустрии 🙂