хризма символ что это значит
Simvolic
толкование и значение символов
Хризма – крест Константина Великого
Хризма (также называемая хрисмон) представляет собой одну из основных сакральных эмблем раннего христианства, которая, по мнению некоторых исследователей, в своем символизме восходит к языческой эпохе. Графически крест хризма представляет собой монограмму имени Христа, если конкретнее – его греческого варианта – ΧΡΙΣΤΌΣ. То есть речь идет об объединении букв Х («хи») и Р («ро»), которые «накладываются» друг на друга. Христианские теологи называют это не «наложением», а «перекрещиванием», отсюда оборот «крест хризма».
Наиболее древние изображения хризмы относятся к периоду до нашей эры, в частности обнаружено несколько монет с хризмой эпохи Птолемея III (правил Египтом в середине III века до нашей эры). Однако первые официальные упоминания креста хризмы соответствуют первым векам нашей. Наиболее известное изображение хризмы – лабарум, это знамя Римской империи, на котором над штандартом располагается традиционная хризма. Надпись на полотнище под хризмой гласит «Этим побеждай» («hoc vinces» на латыни).
Лабарум с навершием в виде креста хризмы был введен Константином Великим. Точных сведений, почему Константин выбрал именно этот символ, не сохранилось, однако популярная христианская легенда утверждает, что хризму император увидел в небе перед легендарной битвой у Мальвийского моста (312 год). Эта битва принесла Константину единоличную и неоспоримую власть над Римом. Исторически первое упоминание о лабаруме Константина (и, соответственно, о кресте хризме) встречается у африканского ритора Лактанция под 320 годом.
Символ хризмы получил широкое распространение в христианской культуре. Он встречается на денежных знаках (монеты императора Магнеция), на барельефах погребальных саркофагов (Рим, III-V века), на могильных камнях (изображение креста хризмы можно встретить на Смоленском кладбище в Питере), а также на индивидуальных религиозных эмблемах (на флаге Японской православной церкви). При этом изначально крест хризма выглядел именно так – совмещенные буквы Х и Р, без каких-либо дополнительных элементов. Однако более новые изображения также содержат греческие буквы «α» и «ω», что является очевидной отсылкой к Апокалипсису (Откровение от Иоанна 22:13 «Я есть Альфа и Омега, начало и конец»).
Некоторые теологи связывают возникновение хризмы с другим фрагментом Апокалипсиса, где упоминается некая «печать бога живаго» (Откровение от Иоанна 7:2, вероятно – указание на Иисуса Христа). Тем не менее, невозможно точно определить, когда именно на хризме появились буквы «альфа» и «омега», однако известно, что оригинальный символ не имел добавочных графических элементов. Кроме того, не вызывает сомнений тот факт, что крест хризма – сугубо христианская эзотерическая эмблема, так как изображения хризмы активно использовались ранними христианами на юге Европы и до этого периода данный символ вообще не встречается.
Существует множество версий о происхождении хризмы. Выдвигаются гипотезы, согласно которым крест Константина возник из символизма Орфических и Гилиосских мистерий, либо в результате синтеза ранних христианских культов с обрядовым символизмом верований халдеев. Но есть и более прозаичные предположения, согласно которых монограмма букв «хи» и «ро» восходит к греческому слову «хрестос», что значит «благоприятный». Общепринятой версии не существует и вряд ли когда-нибудь удастся пролить свет на реальное происхождение этого знака.
ИКОНОГРАФИЯ
Христограмма. Точка отсчета
Монограмма Христа на Свято-Троицком Соборе в Иерусалиме.
Символ необходим для фиксации реальности духовных небесных процессов. Символика обрядов Божественной литургии — это проекция небесной жизни, её отображение, путём фиксации в том или ином образе, способ познания сокровенных глубин мироздания и его Творца. Мир «иной» приоткрывается нам через символы, образы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Символ плюс постижение разных аспектов таинственной реальности, связанных с представленным образом, и в итоге наш земной ум соединяется с небесной премудростью и происходит домостроительство Божьей благодати.
Греческое название монограммы crisma («помазание, миропомазание») в переводе означает как «печать», а в сопровождении греческих букв альфа и омега, будет символизировать Печать Бога Живаго.
Христограмма, хризма или хрисмон — монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) —Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. По краям монограммы часто помещают греческие буквы α и ω. Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8 ).
В 312 году, перед наступлением сражения у Мильвийского моста, Император Константин Великий увидел на небе знамение Креста с надписью: «Сим победиши!» (славян.), (на греческом: ἐν τούτῳ νίκα, то есть, «С этим знаком победишь!»). Константин размышлял о том, что бы это значило? И тогда ночью во сне ему явился Христос и повелел сделать знамя, подобное виденному на небе и употреблять его для защиты от нападения врагов. Так был создан Лабарум — государственное знамя императорского Рима, хоругвь или иное название штандарт, изображение которого солдаты поместили на своих щитах и на следующий день одержали громкую победу.
Лабарум представлял собой продолговатый крест, с поперечной реи которого спускался вышитый золотом и украшенный драгоценными камнями кусок шелковой ткани с изображением Константина и его сыновей. На вершине креста был прикреплен золотой венок, внутри которого была монограмма Христа.
Под личным руководством императора Константина в Константинополе (ныне Стамбул) был построен символ утверждения христианской веры — Собор Святой Софии Премудрости Божией (с 324 по 337 г.).
Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора, Санкт-Петербург.
Монета Константина Великого. IV век.
Монограмма из начальных букв имени Иисуса Христа на реверсе золотой монеты императора Константина. Изображение лабарума. IV век.
По мнению преподобного Исаака Сирина: «Предмет приобретает сакральный смысл в зависимости от посвящения. Если на предмете помещается имя Божие, то является и сила Божия».
Святитель Иоанн Златоуст повествует нам о значении креста в повседневной жизни христиан: «Крест находится везде в славе: на домах, на площади, в уединении, на дорогах, на горах, на холмах, на равнинах, на море, на корабельных мачтах, на островах, на ложах, на одеждах, на оружии, на пиршествах, на сосудах серебряных и золотых, на драгоценных камнях, на стенной живописи…»
Христограмма, Крест, Звездица, образ «Спас в силах» — это разные интерпретации догмата о Пресвятой Троице, изложенные языком символов.
Христограмма — это один из главных символов православной веры. В ней сочетание креста Господня, звездицы — это символ победы, именно поэтому он и был дан Императору Константину I Великому. Система логики, явленная в Звездице, лежит в основе главного символа древних христиан — Христограммы.
Рыба, по-гречески іхѲýς, — как символ Иисуса Христа употреблялся уже в I веке, и не только потому, что рыба часто фигурирует в земной Жизни Иисуса. Не только потому, что Спаситель завещал своим апостолам быть ловцами душ человеческих (дословно: духовными рыбаками), использующими сеть Евангелия. Но ещё и потому, что слово іхѲýς может быть рассмотрено как аббревиатура. Слово состоит из пяти букв греческого алфавита і, х, Ѳ, у, ς. Все они являются первыми буквами слов, которые вместе составляют христианское утверждение: «Иисус Христос — Сын Божий, Спаситель».
Св. апп. Петр и Павел. Христограмма на дне чаши; Византия; IV век;
Поскольку для христианина Иисус — это Жизнь, в качестве обозначения старославянской буквы Ж «живете» была использована монограмма Христа, а в глаголице буква «Аз» записывалась в виде креста — знака, осеняющего начало всякого творения:
Хризма — это точка отсчета, печать Бога Живаго, это догмат о Пресвятой Троице, который есть основа христианства.
Бог показывает человеку процессы, происходящие в Нем, посредством символов, как средство передачи информации, а также для лучшего запоминания и усвоения полученных знаний.
Основа учения православной веры — понимание жизни Бога, Догмат о Пресвятой Троице, который раскрывается через христограмму.
Жизнь Бога можно рассмотреть на примере Звездицы-Богослужебного предмета.
Раскрытая Звездица символизирует рождение Сына и исхождение Святого Духа.
Пункт 1. Бог Отец отдает Свою Сущность и рождается Бог Сын. Бог Отец отдает Свою Жизнь и исходит Бог Святой Дух.
«Бог Отец раскрывает Свою Сущность и Свою Жизнь в подобных Себе двух других Личностях, или Ипостасях». («Православный катехизис», епископ Александр Семенов-Тянь-Шанский).
Пункт 2. Ипостась Сына и Ипостась Святого Духа действуют как и Отец. Ипостась Сына передает Сущность Отца — Ипостаси Святого Духа. Ипостась Святого Духа передает Жизнь Отца — Ипостаси Сына.
Пункт 3. Ипостась Святого Духа возвращает Сущность — Ипостаси Отца. Ипостась Сына возвращает Жизнь — Ипостаси Отца.
Бог Отец отдает свое троичное внутреннее, совершая акт жертвенности, самоотдачи, и принимает от двух других Ипостасей троичное внешнее, и заново «собирается», обновляется, как бы воскресает, получив теперь сущность и жизнь, которые Он снова отдает, и которые уже являются Его внутренним. Это тайна Креста и Воскресения.
(Более подробно о жизни Пресвятой Троицы можно прочитать в статьях православного исследователя Ильи Тырданова).
Христограмма несет в себе то же духовное содержание, что и звездица, то есть, объяснение принципов жизни Пресвятой Троицы.
Монограмма Христа, взятая из мозаик в катакомбах. Выполнена в трех разных форматах, наложенных один на другой.
Наш Творец создает мироздание путем расщепления и преломления лучей троического света, которые происходят из жизни Бога. Это световая проекция.
Православная символика в основе имеет науку о скрещивании троических энергий.
Благодать — это энергия истины, это живая, животворящая энергия Божественного ума, это троический свет. Творец разделяет (преломляет) троический свет на четыре части, и тем самым Творение приводится из небытия в бытие. Мироздание животворится благодатью Божией, оно создается, непосредственно, через жизнь Бога, через изменение состояния жизни Бога. И чтобы положить начало нашему миру, Бог смиряет, препоясывает себя, свою внешнюю жизнь благодатную, укрощает себя и являет точку начала мира, как кроткая овечка, как агнец, закланный для всего мира, то есть, как жертва, поэтому началом мира становится смирение, кротость.
На иконе «Прибавление ума» мы можем видеть четыре свечи в руках ангелов, они обозначают два скрещенных луча троического света, то же самое значение имеют две лампады на трех цепях, это два луча троического света, точка отсчета символьного богомыслия. Каждый луч с внешней стороны это единица, а внутри — тройка, и наоборот: говорим единица, а в уме держим — три, всё, как в жизни Пресвятой Троицы.
Лучи троического света — это световая проекция жизни Бога.
Один луч троического света — это Бог, Целый и Единственный, что в числовом выражении является единицей (1).
1 луч=3, потому что это троический свет. Бог есть Троица, значит в цифровом эквиваленте- это 3: Отец, Сын и Святой Дух.
Каждый из трех лучей обозначается цифрой 3, потому что это Три Ипостаси Пресвятой Троицы, которые не могут рассматриваться отдельно, вне зависимости от других Лиц, потому что «Представление о Лице может быть составлено только через её отношение к другим Лицам. Именно такой подход имеет место и в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на существующих между Ними личных отношениях». («Догм. Богословие», прот. О. Давыденков).
«Каждое Лицо Святой Троицы, сохраняя Свою самостоятельность и личное бытие, находится и в двух других и не может быть представлено без Них; все три Лица взаимно проникают друг в друга, живя вечно одно в другом, с другим, для другого» (Св. Иустин Попович).
«Пребывание и утверждение ипостасей одна в другой — ибо они неразлучны и не покидают друг друга, имея взаимное проникновение неслиянно; не так, чтобы они смешивались или сливались, но так, что тесно соединяются между Собою. Ибо Сын есть в Отце и Духе; и Дух — в Отце и Сыне; и Отец — в Сыне и Духе, причем не происходит никакого стирания, или смешения, или слияния». («Точное изложение Православной веры», преп. Иоанн Дамаскин).
Вопрос: Почему лучей троического света два?
Ответ: «Как Бог Отец отдает всего себя целиком и полностью, так и Сын действует в точности так же, как и Отец. В точке предвечного совета решается принести Сына в жертву, Он, как бы закалывается прежде создания мира, Сын смиряет себя полностью, и отдает себя Творению, тем самым, возникает небо и земля. «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 8:13).
Когда Агнец Божий как бы закалывается, троический свет преломляется и скрещивается, тем самым сила Божия переходит из состояния нетварного предвечного покоя в состояние творческого действия, в состояние животворения, поэтому Пресвятую Троицу называют Животворящей».
Итак, подведем итог:
333 — один луч троического света;
1=3, 3=1, потому что это 1 луч троического света;
333+3=2 луча троического света.
И здесь открывается принцип внутреннего во внешнем, и внешнего во внутреннем, когда Христос, содержащий весь Мир внутри Себя, находился внутри чрева Пресвятой Девы, которая, в свою очередь, опять находится в Боге, то есть, один в другом.
От Пресвятой Троицы сияет предвечный троический свет. Бог ткёт мир из троических энергий, поэтому частицы, вынимаемые из просфор, имеют форму треугольных пирамид.
Всё Творение, состоящее из видимого и невидимого миров, является проекцией живых энергий Божественного Разума, и чины ангельские образуются на перекрестье этих энергий, потому что они являются отображением той или иной стороны жизни Бога, той или иной Его характеристики, и у ангелов тоже есть сущность и жизнь (ангельская).
Цель всякой Иерархии состоит в неуклонном подражании Богу, и деятельность всякой Иерархии делится на священное принятие самими ими, и сообщение другим истинного очищения, Божественного света и совершенствующего звания.
При скрещивании двух лучей троического света, образуется фундаментальная структура устройства Небесного Царства — три триады ангельской иерархии, которая и вырезается на девятичинной просфоре в виде девяти треугольников (символы троического света).
Каждый ангел несет в себе частичку благодати, и в результате получается ангельская иерархия, которая как разноцветный кристалл, переливается различными оттенками благодати, и таким необыкновенным образом существует небесный мир.
Господь сотворил Херувимов, как отображение логической модели догмата о Пресвятой Троице, поэтому Херувимы имеют схожее строение тела с христограммой и со звездицей, так как это всё разные виды отображения жизни Бога.
Наименование же Херувимов означает их силу знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость.
Название Херувимов означает «обилие познания», или «излияние мудрости». Они несут созидательную силу, потому что посредством премудрости происходит строительство Горнего Иерусалима, собирание элементов Небесного Града.
Премудрость — это энергия созидания.
«Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу…» (Притчи 9:1,2)
«Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея» (Пс. 103:24).
«Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом» (Притч. 3:19).
«Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса» (Иер. 10:12).
Устройство души человека тождественно устройству Херувимов. У нас есть шесть крыльев. Нижними крыльями мы постоянно струимся из рук Вседержителя, верхними — постоянно возвращаемся в Его руки, поэтому жизнь человека всегда находится в руках Божиих. Средними крыльями мы летим по пространству нашей жизни. Средние крылья — это «рули жизни». Одно крыло — Сила, другое — Премудрость. Ими мы создаём события нашей жизни. События создаются, или по воле Бога, или по воле отца лжи. Средние крылья — это крылья выбора. Человек постоянно выбирает, какими путями ему лететь: путями Господними или путями сатанинскими. И человек постоянно «прилетает туда, куда летел». Состояние внутреннего и окружающего мира человека является отражением нашего выбора.
«Христос — Божия сила и Божия премудрость» (1Кор. 1:24).
Любовь — это скрещенные лучи троического света, действующие в сердце человека таким образом, что получается структура Херувима, поэтому основными символами облачения исихастов являются кресты и Херувимы.
Познавая православную символику, с наполняющим её духовным содержанием, мы приобретаем целостную мудрость, то есть, целомудрие, Божию премудрость, помогающую нам восходить от силы к силе.
Символьное Богословие — это особый сакральный язык, это инструмент духовного мышления и средство общения души человека с Богом.
«Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум» (Притч. 2:6)
«Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,
Тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя» (Притч. 2:10-11).
Илья Викторович Тырданов: «Тайна создания неба и земли», «Истина и ложь», «Крылья Любви» и другие публикации.
Домонгол. Портал древней культуры и искусства.
Хризма Византийская
Хрисмон
Хризма
или
хрисмон
(
Хи-Ро
),
☧
— монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) —
Χ
(хи) и
Ρ
(ро), скрещённых между собой[1]. По краям монограммы часто помещают греческие буквы
α
и
ω
. Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса:
«Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.»
(Откр. 1:8; см. также Откр. 22:13). Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и, вероятно, восходит к апостольским временам. Возможно, что её происхождение связано со словами Апокалипсиса:
«печать Бога живаго»
(Откр. 7:2).[
источник не указан 750 дней
]
Исторически наиболее известно использование хрисмона для лабарума (лат. Labarum) — древнеримского военного штандарта (вексиллума) особого вида. Император Константин Великий ввел его в войсках после того, как увидел на небе знамение Креста накануне битвы у Мульвийского моста (312 год). Лабарум имел на конце древка хризму, а на самом полотнище надпись: лат. «Hoc vince» (ст.‑слав. Симъ побѣдиши, буквальное значение — «Этим победишь»)[2]. Первое упоминание о лабаруме содержится у Лактанция (ум. ок. 320).
Хрисмон присутствует на некоторых монетах Птолемея III[3][4][5], правившего Египтом в 246/245 — 222/221 годах до н. э.[6]
Символ хризмы закодирован в юникоде — U+2627
(☧) и U+2CE9 ⳩ «coptic symbol khi ro» в коптском блоке юникода.
Изображение Хризмы
Самое раннее изображение Хризмы похоже и на языческие символы, которые были знаками ассирийских воинов. Колесико с шестью спицами можно сравнить с колесом Бога Юпитера. На продукте можно наблюдать крест, что свидетельствует о том, что изделие можно использовать как оберег. Учитывая двойственность амулета, можно сказать, что такое украшение подойдет людям, которые нуждаются в защите от агрессии. Шестилучевые звезды под названием Громовник связывают человека с Божеством. Такой знак был талисманом и изображался на воинских щитах.
Знамя победы
Перед своим сражением император Константин Великий видел на небе Крест. Он долго думал, чтобы это могло значить. В эту же ночь ему приснился сон, в котором явился Христос. Христос велел ему сделать знамя, которое защищало бы его от врагов. Так и появился Лабарум, представляющий крест, на вершине которого был венок. Внутри венка красовалась монограмма Христа.
Православная Жизнь
Православие.Fm
Обращали внимание на машины с наклейкой в виде рыбки? Думаете, это заядлые рыбаки? Ничего подобного! Рыба – один из самых древних христианских символов. В наше время, к сожалению, рыбку почти полностью «монополизировали» протестанты самых разных мастей. Но на одной лишь рыбе не заканчиваются христианские символы, многие из которых сейчас незаслуженно забыты.
Для чего первым христианам нужны были эти символы? Первые века истории Церкви – это века гонений, ночных собраний в катакомбах и определенной конспирации. Первым христианам нужно было обозначить своих и чужих, и первые изображения носили символический характер и были понятны только посвященным.
Начнем как раз с уже упомянутой рыбки. «Рыба» по-гречески звучит как «Ίχθύς». Христиане стали использовать это слово как монограмму имени Спасителя.
То есть получается целое небольшое исповедание веры! «Веруем в то, что Иисус Христос является Сыном Божиим и Спасителем» – так можно расшифовать этот древний символ.
Зачастую рыбу изображали и с хлебом, что напоминало о самом главном таинстве Церкви – Евхаристии – и о «хлебе жизни»: «Я есть хлеб жизни» (Ин. 6, 48).
Хризма
Еще одним символом, который известен несколько больше и даже встречается на облачениях, – это хризма. Хризма – это монограмма с буквами Х и Р (то есть Христос), а также греческими буквами альфа и омега. С этими буквами все несколько сложнее. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель
» (Откр. 1, 8). «
Словами Алфа и Омега означается Христос, как Бог, содержащий всё, безначальный и безконечный: Сый, и прежде сый и конца не имый, соприсносущный Отцу и, потому, имеющий каждому воздать за дела
», – так толкует этот отрывок из Писания святитель Андрей Кесарийский.
Хризма использовалась в военном штандарте императора Константина Великого и в целом более широко известна христианскому миру.
Агнец
Еще одним символом Христа является агнец. Тут вряд ли нужно много пояснять. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29) – сказано в Евангелии от Иоанна об Иисусе Христе. Вообще раннехристианское искусство очень любило изображения Христа как агнца, и оно было весьма и весьма распространено.
Корабль и якорь
Корабль символизирует Церковь, а якорь – это символическое изображение креста. Тут все понятно: Церковь в бушующем море жизни, а якорь удерживает ее.
Пеликан и петух
А вот это уже гораздо менее известные символы.
Древние легенды утверждали, что пеликан – птица, питающая детей своей плотью. Поэтому ее изображения использовались первыми христианами как символ Христа, который пролил Свою Кровь ради спасения человечества. Вспомните: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов
Образ петуха – это явная аллегория. С одной стороны, это напоминание об отречении Петра: «Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня
» (Мф. 26, 34). С другой, подобно тому как крик петуха пробуждает от сна, так и христиане должны помнить о грядущем восстании, о воскресении мертвых.
Конечно же, этим не исчерпываются раннехристианские символы, равно как и варианты их толкования. Наклеивать или не наклеивать рыбку на машину – личное дело каждого, но знать эти символы необходимо также каждому православному христианину.
Иерей Александр Ермолин
Православие.Fm
Хризма в Православии
Символизм христианства – это проявление видения мира. Хризма в Православии выражает вечность и совершенство создателя. Монограмма Христа – символ Солнца, изображающаяся в форме колеса. Именно колесо подчеркивает победный характер такого знака. Символом вечности выступает кольцо. Оно дает нам знать, что бытие вечно. Если разобраться с полным значение такого знака, то здесь можно обнаружить сомнения. Линия, расположенная вертикально, может обозначать Космическое Древо. Есть данные, которые показывает, что христограмма существовала еще до появления христианства. Она использовалась ранее народами как символ солнца.
На первый план в каждой христограмме выходит крест. Одной из особенностей является то, что происходит совмещение греческих букв «Р» и «Т». Если вникнуть в обозначение, то можно понять, что «Р»-это небесный царь, а «Т»-крест, на котором он был распят. Перед нами является символ распятия.
Хризма — основа христианства. За счет этой вещи Бог показывает нам процессы с помощью символов, которые несут в себе силу и энергию.
Понимание, какую жизнь прожил Бог — основа учения православной веры, которая раскрывается через христограмму.
Приобретая такое изделие, вы обретаете духовный символ. Наследие народов, память, спокойствие, красоту, равновесие можно получить в одном кулоне из бронзы. Такой кулон обязательно принесет в вашу жизнь добро и здоровье, избавит от горечи и печали.
Магические символы
Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» – первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства – как знак победы и спасения.
Магическая печать с символом «Хи-Ро» (Агриппа, 1533 год)
В первые века новой эры в римских катакомбах зародилась христограмма — важнейший символ грядущей мировой религии. Христограммой называется монограмма Иисуса Христа, т.е. вензель, образованный из первых букв его имени на греческом языке. Обычно ее составляли переплетения букв I (йот) и X (хи) или X и Р (ро). Христограмма символизировала как самого Христа, так и его победу над смертью; следовательно, в последнем случае она выступает как знак бессмертия. Кроме того, христограмма служила и символом высокого божественного покровительства.
Этот символ, столь популярный у ранних христиан, появился, однако, задолго до возникновения самого христианства. Известно, например, что у древних халдеев похожая монограмма символизировала солнце, а в греческом языке существовало слово «хрестос», означавшее «благоприятный» и начинавшееся с тех же самых букв — хи и ро. Впрочем, для разных видов христограмм использовались не только различные сочетания греческих букв, но и символические фигуры.
На заре христианства христограмма наряду с рыбой служила главной эмблемой новой религии. Ранние христиане изображали ее на сосудах, лампах, шкатулках и других предметах быта, но чаще всего — на стенах римских катакомб и на могильных плитах.
Одна из первых христограмм, напоминающая по форме нашу букву «Ж», была составлена из греческих инициалов Иисуса Христа: I и X; в то же время она представляла собой Андреевский крест, пересеченный по центру вертикальной перекладиной. Такая монограмма встречается уже на надгробиях III века. Долгое время этот вид христограммы использовался и после легализации христианства в Римской империи (313 г.); впоследствии ею украшали и христианские храмы. Так, ее изображение несет на себе мозаичный свод архиепископской капеллы в Равенне (конец V в.).
Христограмма, образованная из двух первых букв слова Христос (хи и ро), известна как «монограмма Константина».
Изображение этой христограммы первый римский император-христианин даже поместил на своем штандарте. Биограф Константина, церковный историк Евсевий Кесарийский, оставил нам его описание: «Это знамя имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста…, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, из середины которых выходила буква «Р». Эти буквы Царь впоследствии имел обычай носить и на шлеме».
К данному свидетельству «отца истории церкви» необходимо добавить, что «монограмма Константина» присутствовала также и на римских монетах IV века н.э. Кроме того, она изображалась и на глиняных сосудах того времени, и на могильных плитах, и на пещерных фресках (например, в пещере св. Сикста).
Монограмма «посох пастыря» возникла, несомненно, на основе доконстантиновской христограммы; буква I (йот) приобрела в ней форму пастушьего посоха, символизировавшего духовного пастыря и воспринятого первыми епископами. Возникновение этой христограммы церковные историки связывают с известным изречением Христа: «Я есть пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). Христограммой «посох пастыря» были отмечены некоторые глиняные лампы, обнаруженные исследователями в римских катакомбах.
Всепросвещающая сила Христа нашла свое отражение в «солнцеобразной» монограмме, поскольку, по словам Священного Писания, «Господь Бог — есть солнце» (Пс. 84: 12). «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды», — добавляет к этому пророк Малахия.
Нетрудно заметить, что «солнцеобразная» христограмма образована путем добавления к «монограмме Константина» горизонтальной перекладины; подобно своей предшественнице, она также изображалась на римских монетах IV века.
Монограмма «трезубец» ведет свое происхождение от слов Христа, уподоблявшего Царствие Небесное неводу, «закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» (Мф. 13: 47). Под рыбами здесь подразумеваются конечно же человеческие души.
Данный символизм невода быстро распространился и на другие рыболовные приспособления, в том числе и на трезубец. Преимущество же последнего заключается в том, что его форма напоминает о божественной Троице.
С течением времени крест, скрытый в каждой христограмме, постепенно начинает выступать на первый план. Это можно видеть на поздних христограммах IV— V веков. Особенностью последней является то, что она образована путем совмещения греческих букв «Р» (ро) и «Т» (тау), где первая из них символизирует небесного царя (от римского «REX» — цезарь, царь), а вторая — Т-образный крест, на котором он был распят. Таким образом, перед нами — символическое распятие. Такие христограммы-распятия, изображавшиеся исключительно на надгробиях и усыпальницах, обнаружены на старинных кладбищах Тира, Мегар и других древних городов.
В конце концов, крест, как более древний и могущественный символ, окончательно затмил и вытеснил христограмму, сделавшись единственной эмблемой христианства. Победе креста способствовало быстрое распространение этой религии, вскоре превратившейся в мировую. Однако крест, подобно христограмме, не сохранил какую-то единую, каноническую форму; человеческая фантазия породила множество его разновидностей, о чем подробно рассказано в разделе сайта «Крест».
Метки: год, император, монета, посох, рыба, христианин, христос