христос посреди нас что отвечать
Христос посреди нас
На каждой Литургии мы слышим, как диакон возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». В древности после этого возгласа христиане в знак веры, любви и единомыслия лобызали друг друга. Этот обычай до сих пор сохранился среди священнослужителей. Все они целуют Дискос, Потир, Престол и друг друга со словами: «Христос посреди нас», – и отвечают: «И есть, и будет!»
Но если вдуматься, что же означают эти слова, то можно выделить три аспекта.
Первый – экклесиологический (от греч. ἐκκλησία – Церковь и λόγος – учение») аспект.
«В Церкви Господь Христос с каждым верующим, в частности с двумя или тремя, собирающимися во имя Его. Действительно, с каждыми двумя или тремя в Церкви среди них вся Церковь… все святые, ибо только “со всеми святыми” (Еф. 3: 18) и через всех святых человек и есть член Церкви», – пишет преподобный Иустин (Попович).
Этот аспект достаточно хорошо известен христианам, поэтому подробнее остановимся на двух других.
Следующий аспект – антропологический (от др.-греч. ἄνθρωπος – человек, λόγος – наука), имеющий отношение к составу человека.
Блаженный Феофилакт Болгарский так объясняет слова Господа: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20):
«Можешь думать, что и в том случае, если плоть и дух приходят в согласие и плоть не похотствует на дух, тогда Господь посреди них».
Или как пишет преподобный Иустин (Попович):
«В Церкви мы все – “одно тело”, все – “один ум”, все – “одно сердце”».
Итак, по мысли святых отцов, двое – это плоть и дух, а трое – это тело, ум и сердце человека.
Для примера возьмем современного человека, пришедшего в храм. Телом он в церкви, но еще нет рядом Христа. Умом он вне храма – ум блуждает по всей вселенной. Раньше святые отцы говорили: «Ум – это рабочая лошадка у сердца» (праведный Алексий Мечев). Куда посылает его желание, туда и бежит ум. И если в старину христиане худо-бедно справлялись с одной лошадкой, то современному человеку что поделать с целым «эскадроном мыслей шальных»? Нет желания и сил удержать «лихих скакунов – пусть летят».
Нужны годы, терпение, пост, смирение, чтобы обуздать эти «залетные мысли». Но вот, после воцерковления и долгого молитвенного труда, христианин начинает вникать в слова молитв, понимать смысл происходящего на церковной службе, даже испытывает радость от познания евангельских истин. Но Христа рядом нет. Почему? Нужно третье и самое главное составляющее духовной анатомии человека – сердце. Где же ты, сердце? Увы, наше культурное время называется «культурой утраты сердца» (митрополит Иерофей (Влахос)).
Вот когда мы найдем наше сердце и увидим, что это самая главная крепость упорства и гордыни, вершина эгоизма, сластолюбия и сребролюбия, вот тогда и поймем слова Господа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17).
Можно сколько угодно преклонять колена и главу нашего тела в церкви, но пока наше сердце не преклонит свою выю (священническая молитва на утрени), до тех пор не будет Христа посреди нас. До тех пор, пока не смирится наше сердце, не поймем, что значит «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Ведь где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое «не от мира сего» (Ин. 18: 36).
Пока не смирится наше сердце, эта крепость гордыни, не поймем, что значит «Царство Божие внутрь вас есть»
И третий аспект – мистический (от греч. μυστικός – скрытый, тайный), в данном случае видимый лишь тем, у кого чистое сердце. Закончилась Литургия, христиане, причастившись, расходятся по домам, на свои послушания и забывают эти слова до следующей службы. Теряют внимание, благоговение, порой и благочестие. А разве вне храма между двумя или тремя христианами нет Христа? Для примера возьмем врача и больного, преподавателя и ученика, просто друзей или христианскую семью. В Грузии при встрече пожилые священники приветствуют друг друга этими словами. Преподобный Серафим Саровский обращался ко всем со словами: «Христос воскресе, радость моя», потому что знал, что Христос воистину посреди нас. Таким был и Сербский Патриарх Павел, который вел себя с ближним так, что сердце его говорило: «Христос посреди нас».
Однажды будущий Патриарх Павел, будучи епископом Рашко-Призренским, шел по горе Шара. Незадолго до этого ему рассказали, что высоко на горе живет один странный пастух. Вот и решил владыка посетить его. Нашел пастуха епископ в шалаше. Тот пас всего лишь одну овцу.
– А где остальные овцы? – спросил владыка.
– Каких забрали разбойники, каких задрали волки. И осталась одна.
– И что ты, брат, собираешься делать дальше?
– Пасти оставшуюся овечку да молиться Богу, чтобы она окотилась. И тогда их станет больше.
«Буду пасти оставшуюся овечку да молиться Богу, чтобы их стало больше», – отвечал пастух
Подумал владыка и произнес:
– Дорогой мой брат, молись и обо мне, чтобы я тоже сохранил свое стадо, чтобы оно умножилось и существовало, несмотря на разбойников и волков.
Сказал так и стал спускаться с горы.
И если мы думаем о ближнем хорошо, благословляем его, делаем добрые дела для него, то, если Христос посреди нас, мы сначала делаем Христу, а затем ближнему.
И если, избави Бог, думаем плохо, клевещем, делаем больно ближнему, то сначала все это делаем Христу, а затем человеку.
И вот когда, разобравшись в себе, найдя свое сердце, обуздав свой ум, свое бренное тело принесем в храм и во внимании дойдем до момента, когда диакон возгласит: «Возлюбим друг друга…» – всей крепостью своею, всем разумением, всем сердцем, мы обратимся к нашему ближнему: «Христос посреди нас» – и услышим: «Воистину Христос посреди нас есть и будет».
Поэтому, готовясь к ближайшей Литургии, останемся наедине с собою и обратимся к сердцу нашему единственному и дорогому: «Сердце ты мое родное, потрудись в оставшееся нам время, преклонись перед смиренным Христом и умоли, чтобы пришел Господь к нам вечерять (ср.: Откр. 3: 20). Ведь если не будет Его посреди нас, не попадем мы в Царство Его вечное, где все святые едиными устами и единым сердцем воспевают: “Воистину Христос посреди нас всегда, ныне и присно и во веки веков”». Аминь.
Христос посреди нас
Слово в Фомино воскресенье
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Не раз мы в Евангелии читаем торжественное исповедание человека, который узнал во Христе своего Господа и Бога. Первый раз это произошло в начале пути Господня. После Его крещения, когда Христос вступил на Свой крестный путь, Он встречает Нафанаила. Христос свидетельствует перед другими, что это человек чистый, правого сердца, и Нафанаил Его спрашивает: «Откуда ты это знаешь?» Спаситель ему отвечает таинственные слова: «Прежде чем тебя позвал Филипп, Я тебя видел, когда ты был под смоковницей…» И Нафанаил, поклоняясь Ему, говорит: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. » (см.: Ин. 1: 48–49).
И святой Иоанн Предтеча говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи всего мира»!
И исцеленные и видевшие многочисленные чудеса Христовы говорили об этом.
Но потом эти свидетельства как-то замирают в сердце тех, кто свидетельствовал Господа, они замирают и в нашем сердце. Все мы, как и апостолы когда-то, ослеплены только видимым и очень медленно начинаем прозревать невидимое и сокровенное во Христе.
Мы следует за Христом, но, как и Его апостолы, еще подвержены сомнению; как и они, не доверяем Ему, что Он может благополучно избавить от опасности смерти, от опасностей этой временной жизни.
Как Фома апостол, имя которого было «близнец» или, как объясняют некоторые толкователи, означает человека двоящейся природы, мы живем в постоянных переходах от одного настроения к другому, двоимся мыслями.
В течение трех с лишним лет Христос постепенно раскрывает перед апостолами (а перед нами – во всю нашу жизнь) Свою истинную природу: да, Он подлинный, истинный Человек, но одновременно Он – Бог, пришедший плотью спасти мир.
И это постепенно нарастающее сознание сокровенного находит себе выражение уже на пути в Иерусалим, к страданиям, перед самой смертью Христовой, в свидетельстве апостола Петра: «Ты Христос, Сын Бога Живого…»
Прежде Своего распятия Христос постепенно открывался Своим ученикам как Бог; после Своего распятия Он настойчиво, раз за разом, в целом ряде видений открывается перед ними как Человек, воскресший плотью.
Об этом главном, невидимом и Божественном написал так ясно и кратко святой апостол Павел, который не видел Христа в дни земной Его жизни и которому Он открылся воскресший: видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 4: 18). То невидимое, что откроется нам.
Все рассказы о Воскресении Христовом нас ставят перед лицом именно этого факта: это не дух, это не видение; ученики не только слышат Его голос, но они прикасаются к Его телу, они видят, как Он с ними вкушает пищу. И говоря об этих свидетельствах, апостол Иоанн писал: мы говорим о том, что наши очи видели, наши уши слышали, к чему прикасались руки наши… Христос действительно воскрес плотью: плотью освященной, плотью преображенной, плотью, которая вся стала духом, не переставая быть плотью. И мы поклоняемся вместе с апостолом Фомой воскресшему Христу и, веря Ему, зная Его как своего Бога и как воскресшего Спасителя, взываем Ему: Господь мой и Бог мой!..
На этом исповедании основана вся жизнь Церкви, все христианское мировоззрение, все величие человека, все безграничное смирение Божие. Во Христе нам раскрыто и то и другое; и мы ликуем не только о том, что Бог есть Бог любви, что Бог есть Спаситель наш, но ликуем мы и о том, что в Нем нам открыто, как велик человек, в плоть которого облекся Христос. Христос может пройти через врата смерти и войти в вечную жизнь и с Собой увлечь в вечное бытие и человека, совершившего путь покаяния.
Есть распространенное выражение: «Фома неверующий». Но оно происходит от нашего духовного невежества и самонадеянности и даже для некоторого самооправдания.
Неверие же апостола – это состояние, которое описал апостол Лука о своих собратьях: «Когда же они от радости еще не верили и дивились» (Лк. 24: 41).
Но наше сомнение чаще основано на эгоизме и самонадеянности, на неумении любить Бога и ближнего.
Поэтому особенная значимость события, которое мы вспоминаем сегодня и которое называется Уверением Фомы, в том, что оно подтверждает слова Самого Господа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18: 20).
В особенные дни – скорбей ли, радостей ли – мы не будем духовно одиноки тогда, когда мы бываем на собрании Церкви, среди братьев и сестер, даже, может быть, и не имея к ним искренних христианских чувств, не видя их ощутимого сочувствия своим бедам, но, призывая Господа в молитве и приемля Его в таинствах, мы получаем особую поддержку от Того, Кто обещался быть посреди нас, и от Него получаем силы к сохранению дара веры, мира и радости духовной, как это совершилось с апостолом Фомой, окруженным братьями-апостолами.
В наступающие 40 дней мы будем с благодарностью вспоминать, как Христос постоянно являлся Своим ученикам, как Он раскрывал им тайны Царства Божия, как открывал им понимание Церкви как общества людей, которые соединены между собой любовью.
Христос и Бог наш открывает нам, что временную жизнь мы можем потерять, что она неминуемо пройдет, но что нам дана вечная жизнь, которая есть жизнь Божия, уже вселившаяся в них, действующая в них, побеждающая все…
О приветствие «Христос посреди нас»
Вопрос к уважаемым участникам сообщества.
В сериале «Раскол» священники приветствуют прихожан словами «Христос посреди нас». Те отвечают: «И есть, и будет».
Сейчас такое приветствие принято только в алтарях храмов между священниками и в некоторых монастырях между братией.
Почему священники не приветствуют так прихожан? Есть ли на это какой-то канонический запрет? Почему так не приветствуют друг друга прихожане? Есть ли на это какой-то канонический запрет?
То есть возможно ли использовать сейчас такую форму приветствия между священниками и прихожанами? Нет ли на это запрета?
10 октября 2011, 13:43:25 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 13:44:49 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 13:49:30 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 13:53:13 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 14:27:23 UTC7 месяцев назад
И потому неправильно, чтобы литургическое приветствие
10 октября 2011, 17:51:41 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 14:27:41 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 14:29:11 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 19:23:50 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 20:01:02 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 18:46:46 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 19:15:42 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 14:54:07 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 15:03:48 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 15:13:50 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 15:22:49 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 15:29:48 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 15:40:09 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 16:24:07 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 15:48:29 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 16:03:49 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 16:08:19 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 16:27:55 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 16:38:54 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 17:31:32 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 17:37:14 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 18:10:28 UTC7 месяцев назад
11 октября 2011, 11:03:32 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 18:24:53 UTC7 месяцев назад
11 октября 2011, 11:09:47 UTC7 месяцев назад
11 октября 2011, 11:58:53 UTC7 месяцев назад
11 октября 2011, 12:20:00 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 17:29:00 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 17:44:24 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 17:49:52 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 17:54:28 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 18:09:37 UTC7 месяцев назад
11 октября 2011, 11:10:11 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 18:34:09 UTC7 месяцев назад
11 октября 2011, 11:13:15 UTC7 месяцев назад
11 октября 2011, 11:55:16 UTC7 месяцев назад
11 октября 2011, 12:16:58 UTC7 месяцев назад
11 октября 2011, 12:21:56 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 16:05:50 UTC7 месяцев назад
придет Христос.
10 октября 2011, 16:11:50 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 18:50:25 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 19:12:49 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 19:14:15 UTC7 месяцев назад
11 октября 2011, 15:20:04 UTC7 месяцев назад
11 октября 2011, 16:13:26 UTC7 месяцев назад
10 октября 2011, 16:13:01 UTC7 месяцев назад
Христос посреди нас
Заметка добавлена: 19 Мая 2012 (Cуббота) в 20:21:44
Последнее редактирование: 21 Мая 2012 (Понедельник) в 19:27:22
3 452 (3 428) без html
Вопросы и ответы. Православие в деталях
Здесь можно найти ответы на интересующие вас вопросы, касающиеся православия. Делитесь так же своим опытом и знаниями.
Также вы можете задать свой вопрос священнослужителю в специальном проекте сети «Елицы» – «Вопросы батюшке»: https://dialog.elitsy.ru
КАК ПРИВЕТСТВОВАТЬ ДРУГ ДРУГА. Православный этикет
Входя в дом, надо сказать:«Мир вашему дому!» — на что хозяева отвечают: «С миром принимаем!» Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!» За всё принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси Господи!», «Спаси Христос!» или «Спаси тебя Бог!» — на что положено ответить: «Во славу Божию». Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, таким образом благодарить не обязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!» или «Я от всей души вам благодарен».
Как приветствовать друг друга. В каждой местности, у каждого возраста есть свои обычаи и особенности приветствий. Но если мы хотим жить в любви и мире с ближними, вряд ли куцые словечки «привет», «чао» или «пока» выразят глубину наших чувств и установят гармонию в отношениях. За века христиане выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!» — слыша в ответ: «И есть, и будет». Так приветствуют друг друга священники, совершая рукопожатие, трижды лобызая друг друга в щёку и целуя друг у друга правую руку. Впрочем, священники могут приветствовать друг друга и так: «Благослови». Прп.Серафим Саровский обращался ко всем со словами: «Христос воскресе, радость моя!» Современные христиане так приветствуют друг друга в Пасхальные дни — до Вознесения Господня (т.е. на протяжении сорока дней): «Христос воскресе!» — и слышат в ответ: «Воистину воскресе!».
В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!».
При встрече мужчины-миряне обычно целуют друг друга в щёку одновременно с рукопожатием. В московском обычае при встрече троекратно целоваться в щё-ки — женщинам с женщинами, мужчинам с мужчинами. Некоторые благочестивые прихожане привносят в этот обычай особенность, заимствованную из монастырей: троекратное взаимное лобызание в плечи, по-монашески.
Из монастырей пришёл в быт некоторых православных обычай просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: «Аминь». Конечно, такое правило можно применять лишь среди православных, едва ли оно применимо к мирским людям… Монастырские корни имеет и другая форма приветствия: «Благословите!» — причём не только священника. И если батюшка отвечает: «Бог благословит!», то мирянин, к которому обращено приветствие, говорит в ответ также: «Благословите!»
Уходящих из дома на учёбу детей можно напутствовать словами: «Ангела Хранителя тебе!», перекрестив их. Можно пожелать также Ангела Хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!» Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.
Как обращаться друг к другу. Умение обратиться к незнакомому ближнему выражает или нашу любовь, или наш эгоизм, пренебрежение к человеку. Дискуссии 1970-х годов о том, какие слова предпочтительнее для обращения — «товарищ», «сударь» и «сударыня» или «гражданин» и «гражданка», — вряд ли сделали нас доброжелательнее друг к другу. Дело не в том, какое именно слово избрать для обращения, а в том, видим ли мы в другом человеке такой же образ Божий, как и в себе. Конечно, примитивное обращение «женщина!», «мужчина!» говорит о нашем безкультурье. Ещё хуже вызывающе-пренебрежительное «эй ты!» или «эй!».
Но согретое христианской приветливостью и доброжелательностью, любое доброе обращение может заиграть глубиной чувств. Можно использовать и традиционное для дореволюционной России обращение «госпожа» и «господин» — оно особо уважительно и напоминает всем нам, что каждого человека надо почитать, поскольку каждый носит в себе образ Господа. Но нельзя не учитывать, что в наши дни это обращение носит более официальный характер и иногда из-за непонимания его сути негативно воспринимается при обращении в быту, о чём можно искренне пожалеть.
Обращаться «гражданин» и «гражданка» уместнее скорее для работников официальных учреждений. В православной же среде приняты сердечные обращения «сестра», «сестричка», «сестрица» — к девушке, к женщине. К замужним женщинам можно обратиться: «матушка» — кстати, этим словом мы выражаем особое уважение к женщине как к матери. Сколько тепла и любви в нём: «матушка!» Вспомните строки Николая Рубцова: «Матушка возьмёт ведро, молча принесёт воды…» Жён священников тоже называют матушками, но добавляют при этом имя: «матушка Наталья», «матушка Лидия». Такое же обращение принято и к игумении монастыря: «матушка Иоанна», «матушка Елисавета».
К юноше, мужчине можно обратиться: «брат», «браток», «братишка», «друг», к более старшим по возрасту — «отец», это знак особого уважения. Но вряд ли правильным будет фамильярное «папаша». Будем помнить, что «отец» — великое и святое слово, мы обращаемся к Богу «Отче наш». И священника мы можем называть «отец». Монахи нередко называют друг друга «отче».
Когда произносится «Христос посреди нас»?
В каких случаях дозволено произносить «Христос посреди нас» и отвечать на это?
Приветствие «Христос посреди нас» произносят христиане при приветствии друг друга. Это обязательное приветствие священнослужителей, а также обращение священника к мирянину при благословении. Причем первую часть обращения «Христос посреди нас» произносит старший по чину священнослужитель. А отвечает «Есть и будет» мирянин или младший по чину священнослужитель.
О разделе
Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.
Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.
Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!
Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня
Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.
Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.
Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!