христианство или язычество что выбрать

Христианство или язычество

христианство или язычество что выбрать. 109231. христианство или язычество что выбрать фото. христианство или язычество что выбрать-109231. картинка христианство или язычество что выбрать. картинка 109231. «Христианство или язычество?» — уже многие годы подобный вопрос становится темой для обсуждения в различных кругах, в том числе и в кругах правого движения. Ранее мной была написана статья «Окончательное решение белосовкового вопроса«. Эта статья будет не менее важной, а то, быть может, гораздо важнее. В любом случае, что вопрос, затрагиваемый в той статье, что вопрос, затрагиваемый в этой статье, раскалывают нас на несколько различных позиций. Это не приносит нам ничего, кроме лишних междоусобных конфликтов и иных негативных последствий. Цель данной статьи — направить вас на нужные мысли по этому вопросу.

«Христианство или язычество?» — уже многие годы подобный вопрос становится темой для обсуждения в различных кругах, в том числе и в кругах правого движения. Ранее мной была написана статья «Окончательное решение белосовкового вопроса«. Эта статья будет не менее важной, а то, быть может, гораздо важнее. В любом случае, что вопрос, затрагиваемый в той статье, что вопрос, затрагиваемый в этой статье, раскалывают нас на несколько различных позиций. Это не приносит нам ничего, кроме лишних междоусобных конфликтов и иных негативных последствий. Цель данной статьи — направить вас на нужные мысли по этому вопросу.

Язычество в правом движении начало активно распространяться в конце девяностых и начале нулевых (2000-х) годов. Как и тогда, язычников меньше, чем христиан, в правом движении в том числе. Назвать точный процент язычников в правом движении я не смогу. Есть лишь несколько найденных мной опросов на тему религии. Все они были взяты из одного сообщества Вконтакте. В одном из опросов к язычеству себя причисляют лишь около 23%, в нём приняли участие 1580 человек. В другом к язычеству себя причисляют ещё меньше — 10,70%, в нём приняли участие 1570 человек. А в опросе для христиан около 48% выбрали вариант «я не христианин», в нём приняли участие 2250 человек, но не факт, что проголосовавшие были именно язычниками. Если измерять количество лишь по этим опросам, то процент язычников в правом движении составляет 10%-30%.

Христианство или язычество

христианство или язычество что выбрать. 660 original. христианство или язычество что выбрать фото. христианство или язычество что выбрать-660 original. картинка христианство или язычество что выбрать. картинка 660 original. «Христианство или язычество?» — уже многие годы подобный вопрос становится темой для обсуждения в различных кругах, в том числе и в кругах правого движения. Ранее мной была написана статья «Окончательное решение белосовкового вопроса«. Эта статья будет не менее важной, а то, быть может, гораздо важнее. В любом случае, что вопрос, затрагиваемый в той статье, что вопрос, затрагиваемый в этой статье, раскалывают нас на несколько различных позиций. Это не приносит нам ничего, кроме лишних междоусобных конфликтов и иных негативных последствий. Цель данной статьи — направить вас на нужные мысли по этому вопросу.

Сам я являюсь язычником (родновером), к христианству отношусь нейтрально. Но продолжу рассказ о распространении язычества. В то время велась активная пропаганда отказа от христианства и одновременное восхваление язычества с помощью зинов (любительских журналов). Так я прочитал многие из них, то, естественно, я читал и те самые статьи в зинах. В тот момент я как раз уже некоторое время был язычником. Честно говоря, изначально я и сам поддался на те публикации, но позже, пересмотрев свою позицию по этому вопросу, я изменил своё мнение. Некоторые из тех высказываний против христианства я также затрону ниже.

Я считаю, что христианство и язычество вполне могут сосуществовать вместе, без каких-либо конфликтов. Ведь и тем и другим не нужно обязательно любить другую веру, чтобы хорошо взаимодействовать между собой. Можно ведь обойтись и без взаимных споров, они ничего не дадут. Пока вы будете спорить кого «его бог рабом не называл», а кто «поклоняется бесам», Россия станет мусульманской страной. Вот уж против чего действительно стоит выступить. Сейчас многие русские перестают быть русскими, принимая чуждую русским религию — ислам. К исламу я отношусь нейтрально, к мусульманам аналогично, но к этим манкуртам отрицательно, совсем не понимаю их позицию.

Даже сейчас я часто вижу в той же социальной сети Вконтакте взаимные выпады в сторону друг друга со стороны представителей этих двух религий. Сам я в подобных спорах не участвую, лишь с грустью обходя их стороной. Один из моих лучших друзей верует в христианство, но мы с ним ни разу не спорили на эту тему, максимум обсуждали какие-либо вопросы.

Пройдёмся по «аргументам» против христианства. Один из них состоит в том, что аргументом того, что в христианство не следует верить потому, что большинство россиян, которые считают себя христианами, при этом вряд-ли их можно назвать таковыми, так как они ничего не делают как христиане и даже наоборот — ведут себя неподобающе христианам. Замечание справедливое, но это не аргумент. Эти люди считают себя христианами, но по факту они не являются таковыми. Среди язычников, так-то, тоже есть те, кого вряд-ли можно считать искренне верующим человеком. Это не проблема самих религий, это проблема последователей.

Самым частым обвинением является обвинение в том, что христианство это якобы «еврейская» вера, которая нам навязана. Начнём с того, что Иисус не является евреем, об этом есть чужая статья, которую я ранее публиковал на сайте — О национальном происхождении Исуса Христа. Также странно называть еврейской религию, которая на протяжении невероятно большого количества времени показывала себя серьёзным врагом иудаизма. Более того, настоящие христиане также выступают против коммунизма, гомосексуализма и других идей, враждебных нам. Кстати говоря, на тему спора христиан и родноверов есть песня группы «РОНА» — «Родновер и христианин».

Кроме того, не нужно устраивать бесполезные и нелепые споры «какая религия лучше» и иные в таком роде. Выбор веры это не покупка телефона. Обе религии хороши, человек просто выбирает ту, которая ему ближе. Не забывайте и о том, что помимо этого различия (быть может, единственного), у вас гораздо больше общего.

Христианство или язычество: Третий Рейх

христианство или язычество что выбрать. 10102321. христианство или язычество что выбрать фото. христианство или язычество что выбрать-10102321. картинка христианство или язычество что выбрать. картинка 10102321. «Христианство или язычество?» — уже многие годы подобный вопрос становится темой для обсуждения в различных кругах, в том числе и в кругах правого движения. Ранее мной была написана статья «Окончательное решение белосовкового вопроса«. Эта статья будет не менее важной, а то, быть может, гораздо важнее. В любом случае, что вопрос, затрагиваемый в той статье, что вопрос, затрагиваемый в этой статье, раскалывают нас на несколько различных позиций. Это не приносит нам ничего, кроме лишних междоусобных конфликтов и иных негативных последствий. Цель данной статьи — направить вас на нужные мысли по этому вопросу.

Хотелось бы ещё затронуть вопрос религии в Третьем Рейхе, так как его тоже часто обсуждают. Есть различные мифы на тему Третьего Рейха, один из которых состоит в том, что якобы Рейх был языческим государством и велась активная борьба с христианством. Это не так. Более того, всё было как раз наоборот. В то время язычество распространилось среди левых и среди тех язычников, которые ненавидели христианство. Именно с такими борьба и велась, так как от них было много вреда. Подробнее об этом вы можете узнать в статье «Борьба национал-социалистов против левых язычников«.

Также есть мнение, что якобы Адольф Гитлер негативно высказывался о христианстве в книге «Моя борьба». Насколько я помню, там было сказано лишь о том, что нельзя привязывать религию к определённой партии, это низко. В этих словах не было нападок в сторону самого христианства. Ещё есть миф о том, что он считал христианство «религией слабых» и всё в таком духе, но эта информация была взята из «Застольных бесед Гитлера», которые являются фальсификацией.

Кстати о левых псевдо-родноверах. Как раз сегодня решил ради интереса начать использовать Reddit — англоязычную социальную сеть. Решил подписаться на какое-нибудь обсуждение язычества. Был поражён. Эту тему заняли левые псевдо-родноверы, которые поставили на изображение группы флаг ЛГБТ. Пытался вступить в спор, но отпора мне не давали, один из администраторов канала лишь заблокировал меня. Это крайне нелепо. Как можно мешать дегенеративную идею продвижения болезни под названием гомосексуализм и веру, основанную на традициях?

Подобное, кстати, встречается и у христиан, и не только. Особенно сейчас, когда, например, то же католичество используется для продвижения нового мирового порядка. Я считаю это абсурдом. Они поддерживают идеи, чуждые этим верам, при этом искренне заявляя, что они верующие. Но как бы часто они не заявляли о том, что они «верующие», это не изменит того факта, что они лишь жалкие лжецы, далёкие от истинных верующих.

Атеизм

христианство или язычество что выбрать. uZww2VKjRrk min min. христианство или язычество что выбрать фото. христианство или язычество что выбрать-uZww2VKjRrk min min. картинка христианство или язычество что выбрать. картинка uZww2VKjRrk min min. «Христианство или язычество?» — уже многие годы подобный вопрос становится темой для обсуждения в различных кругах, в том числе и в кругах правого движения. Ранее мной была написана статья «Окончательное решение белосовкового вопроса«. Эта статья будет не менее важной, а то, быть может, гораздо важнее. В любом случае, что вопрос, затрагиваемый в той статье, что вопрос, затрагиваемый в этой статье, раскалывают нас на несколько различных позиций. Это не приносит нам ничего, кроме лишних междоусобных конфликтов и иных негативных последствий. Цель данной статьи — направить вас на нужные мысли по этому вопросу.

Атеизм сейчас тоже сильно распространился, особенно благодаря многим «деятелям» церкви, которых вряд-ли можно назвать верующими. Религию используют в политических целях, что отталкивает массы людей от неё. К тому же, сейчас появилось множество атеистических ресурсов, которые всячески оскорбляют религию, пытаясь выделиться. Я нейтрально отношусь к атеистам, считаю, что навязывание религии и вовсе не имеет смысла. Но подобные люди среди атеистов лишь дискредитируют атеизм.

Какое-то время, кстати, и сам был атеистом, до становления родновером. Но высмеиванием религии не занимался. Понимаю, вам, вероятно, тошно уже от этих псевдо-верующих, использующих религию в своих целях, но это не значит, что сама вера из-за них становится хуже, ведь есть осуждающие подобное и среди самих верующих.

Такое распространено не только в РФ. Скажем, в Германии есть партия ХДС — Христиано-Демократический Союз. Вот только продвигает он совсем не христианские ценности, а совсем другие. По моему мнению, партии скорее подходит название «Мусульмано-Демократический Союз», либо «Анти-христианский демократический союз». Использование религии ради собственной выгоды недопустимо.

Источник

Язычество или христианство?

христианство или язычество что выбрать. 21ed25e506e35f48bb2a8bf93668fc5e. христианство или язычество что выбрать фото. христианство или язычество что выбрать-21ed25e506e35f48bb2a8bf93668fc5e. картинка христианство или язычество что выбрать. картинка 21ed25e506e35f48bb2a8bf93668fc5e. «Христианство или язычество?» — уже многие годы подобный вопрос становится темой для обсуждения в различных кругах, в том числе и в кругах правого движения. Ранее мной была написана статья «Окончательное решение белосовкового вопроса«. Эта статья будет не менее важной, а то, быть может, гораздо важнее. В любом случае, что вопрос, затрагиваемый в той статье, что вопрос, затрагиваемый в этой статье, раскалывают нас на несколько различных позиций. Это не приносит нам ничего, кроме лишних междоусобных конфликтов и иных негативных последствий. Цель данной статьи — направить вас на нужные мысли по этому вопросу.

В мировой истории переход от язычества к монотеистическим религиям, которые по большей части представляли собой христианство, был закономерным. Первое перестало удовлетворять уровню развития, перестало соответствовать потребностям и вновь возникающим вопросам людей. Поэтому некоторые народы и молодые государства постепенно стали креститься. А впоследствии эта волна захватила всю Европу и территорию современной Российской Федерации.

Переход от язычества к христианству, конечно, не был простым. Народ не хотел отказываться от своего мировоззрения. Можно сказать, что христианство было навязано людям.

Язычество и христианство на Руси, их взаимовлияние

На Руси после принятия христианства князем Владимиром в десятом веке долгое время продолжался период так называемого двоеверия. Язычники защищались и спасались от креста как могли, но церковь была сильнее хотя бы потому, что на ее стороне была власть князя.

Известно, что в этот период бинарной религии, церковь всеми методами пыталась бороться с язычниками. Храмы последних, их идолы попросту уничтожали. Были и устные, и письменные запреты на жертвоприношения и поклонения богам. Но что остановит язычника? И тогда ритуалы и обряды, существовавшие на Руси испокон веков, просто стали тайными. Но по сути никуда они не делись. Даже, если бы люди перестали славить своих богов, то в душе они все равно оставались язычниками.

христианство или язычество что выбрать. d720501642005c33bbbffa97c726769d. христианство или язычество что выбрать фото. христианство или язычество что выбрать-d720501642005c33bbbffa97c726769d. картинка христианство или язычество что выбрать. картинка d720501642005c33bbbffa97c726769d. «Христианство или язычество?» — уже многие годы подобный вопрос становится темой для обсуждения в различных кругах, в том числе и в кругах правого движения. Ранее мной была написана статья «Окончательное решение белосовкового вопроса«. Эта статья будет не менее важной, а то, быть может, гораздо важнее. В любом случае, что вопрос, затрагиваемый в той статье, что вопрос, затрагиваемый в этой статье, раскалывают нас на несколько различных позиций. Это не приносит нам ничего, кроме лишних междоусобных конфликтов и иных негативных последствий. Цель данной статьи — направить вас на нужные мысли по этому вопросу.

Однако и язычники были не прочь воевать с церковью. Неоднократно описаны были случаи покушений и даже убийств священников представителями языческой веры.

Что касается связи, взаимовлияния двух вероисповеданий, то оно, как это ни странно, было. Дело в том, что многие черты язычества воплотились в христианской традиции. То есть вариант христианства, который был взят из Византии и должен был прижиться в оригинальном его варианте на Руси, был модифицирован. И происходило это именно под влиянием язычества. Например, сохранили свое существование многие праздники, традиции, обряды. Что греха таить, ведь не только простым людям было трудно перестроиться, но и правящей верхушке тоже было нелегко.

Язычество и РПЦ (Русская православная церковь)

Сегодня приверженцы язычества говорят, что никакого конфликта между ними и РПЦ не было и нет. Мол, язычество самодостаточно и служит интересам своих последователей, не мешая людям другой религии. А вот РПЦ настроена по отношению к нему негативно. Как она это объясняет?

Есть мнение, что борьба РПЦ с язычеством, которая имеет многовековую историю, не сможет никогда закончиться победой первой. Лишь небольшое ее преимущество возможно лишь благодаря поддержке государственного аппарата.

христианство или язычество что выбрать. 2ada86b52d37cfcfa6c33d5c3df5a54a. христианство или язычество что выбрать фото. христианство или язычество что выбрать-2ada86b52d37cfcfa6c33d5c3df5a54a. картинка христианство или язычество что выбрать. картинка 2ada86b52d37cfcfa6c33d5c3df5a54a. «Христианство или язычество?» — уже многие годы подобный вопрос становится темой для обсуждения в различных кругах, в том числе и в кругах правого движения. Ранее мной была написана статья «Окончательное решение белосовкового вопроса«. Эта статья будет не менее важной, а то, быть может, гораздо важнее. В любом случае, что вопрос, затрагиваемый в той статье, что вопрос, затрагиваемый в этой статье, раскалывают нас на несколько различных позиций. Это не приносит нам ничего, кроме лишних междоусобных конфликтов и иных негативных последствий. Цель данной статьи — направить вас на нужные мысли по этому вопросу.

Даже в двадцать первом веке РПЦ продолжает выступать против язычества. Это связано с тем, что сегодня существует множество движений, общин, союзов, целью которых является возрождение язычества (иногда их называют неоязычниками). Возмущает представителей РПЦ то, что многие из них используют в своих программах и названиях слово «православие». Например, в союзе Родноверие есть группа людей, считающих себя православными родноверами. Они говорят, что язычество – это православие. Мол, это слово впервые появилось именно у язычников, а не у христиан. И произошло оно от слов «Правь славить» (Правь в язычестве – высший мир, мир богов).

Митрополиты и иеромонахи осуждают в язычестве и то, что оно поклоняется не Творцу, а тварям. Ведь язычество обожествляет природу со всеми ее составляющими. Также они недовольны массовым гуляниям во время Масленицы.

В общем и целом, РПЦ просто не считает язычество чем-то реально существующим, называя его отдельными верованиями. Православие о язычестве говорит только в отрицательном ключе, осуждая и считая его злом, опасностью.

Язычество или христианство?

Наверное, не совсем корректно ставить такой вопрос. Ведь нет религии лучше или хуже. Каждый человек волен выбрать то, что ближе ему по духу. Вообще в каждой религии есть понятия о терпимости, толерантности к людям других конфессий, вероисповеданий. Так и должно быть.

Сегодня есть тенденция к возвращению к языческой вере. Многие снимают кресты и уходят от христианства к вере предков. И это их право, их выбор.

Источник

Христианство и язычество: какая разница?

Веро­уче­ния надо не при­ду­мы­вать, а знать

Невоз­можно срав­ни­вать хри­сти­ан­ство ВООБЩЕ с язы­че­ством ВООБЩЕ, поскольку, осо­бенно послед­нее, настолько раз­лично, что совер­шенно не кор­ректно было бы стричь всех под одну гре­бёнку. Неко­то­рые древ­не­еги­пет­ские (и не только) язы­че­ские культы тре­бо­вали чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний. Древ­не­гре­че­ские боги давали такой пример «нрав­ствен­но­сти» и «доб­ро­де­тели», что совре­мен­ному теле­ви­де­нию, с его похаб­ными «окнами» до них далеко. Риту­аль­ные оргии запад­ных славян, при­но­ся­щих кро­ва­вые жертвы руко­твор­ным идолам (южные и восточ­ные обо­жеств­ляли силы при­роды) ничуть не лучше. Опи­са­ние битв, кото­рые ведут между собой шаманы (читайте книгу В.Н. Фёдо­рова «Слу­жи­тели трёх миров») наво­дят страх, несрав­ни­мый с эффек­том от самых жутких филь­мов ужасов. А повесть Н.С. Лес­кова «На краю света» откры­вает такой чистый и свет­лый мир север­ного чело­века, что он явля­ется откро­ве­нием и служит укором пра­во­слав­ному архи­ерею.

Язы­че­ство духов­ное дет­ство всех наро­дов (кроме еврей­ского), это резуль­тат есте­ствен­ного бого­по­зна­ния. Древ­ние хри­сти­ан­ские писа­тели гово­рили, что Бог и языч­ни­ков милует и им откры­вает Себя в их сове­сти и разуме. Неоспо­ри­мый факт, что среди языч­ни­ков всегда были люди, кото­рые «Искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли» ( Деян.17:27 ). И в этом смысле спра­вед­ливо, что и в язы­че­стве «совер­шался поло­жи­тель­ный рели­ги­оз­ный про­цесс» (С. Бул­га­ков. «Свет неве­чер­ний»). Именно поэтому так есте­ственно и орга­нично наши с вами предки и зем­ляки при­ни­мали в сердце «доб­рого Хри­сто­сика».

Очень хочется быть поня­той пра­вильно. Не ссоры ищу я, а пони­ма­ния. Не осуж­де­нию язы­че­ства посвя­щена наша статья. Это всего лишь попытка пока­зать, во что же на самом деле верят хри­сти­ане, и как наша вера соот­но­сится с язы­че­ской.

Видите ли, читая мно­го­чис­лен­ные анти­хри­сти­ан­ские пуб­ли­ка­ции в мест­ной прессе, я обна­ру­жила, что их авторы не знают, по край­ней мере, двух вещей. Во-первых, исто­рия рели­гии давно опро­вергла заблуж­де­ние о том, что идея Бога эво­лю­ци­о­ни­ро­вала от мно­го­бо­жия к еди­но­бо­жию. Люди, как пишет Г. Честер­тон («Бог и срав­ни­тель­ное изу­че­ние рели­гий») «начали с про­стой и пора­зи­тель­ной идеи Все­дер­жи­теля и только потом, как бы от уста­ло­сти, соскольз­нули к богам или бесам». Это под­твер­ждают и совре­мен­ные або­ри­гены Австра­лии, явля­ю­щие моно­те­изм с явной нрав­ствен­ной окрас­кой (их бога зовут Атахо­кан), и кали­фор­ний­ские индейцы, покло­ня­ю­щи­еся «Вели­кому Духу, Кото­рый выше всего», и т.д.

Но Апо­стол пре­ду­пре­ждал: «Ты веру­ешь, что Бог един: хорошо дела­ешь; и бесы веруют, и тре­пе­щут» ( Иак.2:19 ). К язы­че­ским отно­сятся отнюдь не только поли­те­и­сти­че­ские веро­ва­ния. «Термин «язы­че­ство» про­ис­хо­дит от цер­ковно-сла­вян­ского слова «язык», озна­ча­ю­щего «народ», пишет доктор бого­сло­вия А.И. Осипов («Путь разума в поис­ках истины»). В вет­хо­за­вет­ную эпоху евреи назы­вали языч­ни­ками все другие народы, вкла­ды­вая в это слово нега­тив­ную оценку и самих наро­дов, и их рели­ги­оз­ных веро­ва­ний, обы­чаев, морали, куль­туры и проч. Однако в хри­сти­ан­стве он уже не вклю­чает в себя что-либо, свя­зан­ное с нацией или расой». Им обо­зна­ча­ются рели­ги­оз­ные учения и миро­воз­зре­ния, не при­ни­ма­ю­щие Библии за источ­ник сверхъ­есте­ствен­ного Откро­ве­ния, а также прочие нехри­сти­ан­ские миро­воз­зре­ния.

Во-вторых, авторы анти­хри­сти­ан­ских статей совер­шенно не знают пред­мета дис­кус­сии, то есть соб­ственно хри­сти­ан­ства (пра­во­сла­вия, в част­но­сти). А потому они спорят не с ним, а с тем, что сами думают о хри­сти­ан­стве, что им хри­сти­ан­ством КАЖЕТСЯ. Согла­си­тесь, когда всту­па­ешь в дис­кус­сию, пре­тен­ду­ю­щую на статус науч­ной, надо прежде озна­ко­миться со взгля­дами оппо­нен­тов. Причём жела­тельно не в изло­же­нии недоб­ро­со­вест­ных или несве­ду­щих интер­пре­та­то­ров и кри­ти­ков, а, что назы­ва­ется, из первых рук. У нас же сна­чала оппо­нен­там при­пи­сы­ва­ется некая точка зрения, затем несу­ще­ству­ю­щие посту­латы весьма успешно (в отсут­ствии кон­струк­тив­ной дис­кус­сии) опро­вер­га­ются, а потом на руинах низ­верг­ну­тых иллю­зий (замечу соб­ствен­ных) воз­во­дится по види­мо­сти строй­ное здание соб­ствен­ной логики. Впро­чем, с фор­маль­ной логи­кой (жен­скую оста­вим дам­ским жур­на­лам) у многих тоже боль­шие про­блемы.

Чтобы не быть голо­слов­ной и в то же время не пере­пе­ча­ты­вать чужие тексты пол­но­стью (в них что ни пред­ло­же­ние, то рево­лю­ци­он­ное откры­тие в тео­ло­гии, типа «четы­рёх­част­ной» хри­сти­ан­ской кар­тины мира у Л.Н. Жуко­вой), при­веду для иллю­стра­ции лишь один пример. Г.И. Рома­нов в статье «Рели­ги­оз­ный мир наро­дов Якутии» пишет: «Тупо­умие [пра­во­слав­ных] пере­хо­дит в безу­мие. В таком случае пра­во­слав­ные хри­сти­ане буйно раз­ма­хи­вают жезлом поли­ти­че­ского обви­не­ния в наци­о­на­лизме или раз­жи­га­нии наци­о­наль­ной или рели­ги­оз­ной розни и отста­и­вая на словах истин­ность своего лож­ного пред­став­ле­ния или утвер­жде­ния, то есть наста­и­вая на субъ­ек­тив­ном един­стве субъ­ек­тив­ного и объ­ек­тив­ного. Если един­ство субъ­ек­тив­ного и объ­ек­тив­ного не выхо­дит за пре­делы субъ­ек­тив­ного, то оно дает нам ложь, а не истину. Ибо под­лин­ная истина состоит в объ­ек­тив­ном един­стве субъ­ек­тив­ного и объ­ек­тив­ного, так как в этом един­стве при­о­ри­тет­ным и пер­вич­ным явля­ется объ­ек­тив­ное, кото­рое высту­пает как осно­ва­ние и суть истины»..

Вообще-то ещё апо­стол Павел при­зна­вал своё безу­мие: «И Иудеи тре­буют чудес, и Еллины [языч­ники И.Д.] ищут муд­ро­сти; а мы про­по­ве­дуем Христа рас­пя­того, для Иудеев соблазн, а для Елли­нов безу­мие» ( 1Кор.1:22-23 ). Да, мы безумны, но оче­видно не настолько, чтобы пони­мать смысл подоб­ных изре­че­ний.

В резуль­тате раз­го­вор при­хо­дится начи­нать с дока­за­тельств того, что ты не вер­блюд. Чтобы не ста­вить своих оппо­нен­тов в подоб­ное поло­же­ние, я буду ссы­латься на них, точно цити­руя тексты.

Про­шлое: «своя» вера или «свои» законы физики

Можно согла­ситься с Л.Н. Жуко­вой («Язы­че­ское миро­по­ни­ма­ние и XXI век»), что каждый народ имеет (имел) свою миро­воз­зрен­че­скую мифо­ло­ги­че­скую кар­тину обра­зо­ва­ния Земли и жизни на ней. При этом автор утвер­ждает, что хри­сти­ан­ство это «мифо­ло­ги­че­ская миро­воз­зрен­че­ская кон­цеп­ция о нача­лах мира народа, пре­иму­ще­ственно живу­щего за пре­де­лами нашей страны. Чужие лики и имена, чужая при­рода, живот­ный и рас­ти­тель­ный мир Чужая кар­тина мира. Наши народы и наша наука, нако­нец, про­зрели и уви­дели сла­вян­скую, якут­скую, тун­гус­скую, юка­гир­скую кар­тину мира». Инте­ресно было бы полу­чить ссы­лочку на науч­ные труды, «про­зрев­ших» физи­ков, хими­ков, био­ло­гов, линг­ви­стов.

Дей­стви­тельно, пси­хо­линг­ви­стика под­твер­ждает, что у каж­дого народа есть своя язы­ко­вая кар­тина мира, но не надо путать её с науч­ной. Для древ­них языч­ни­ков, искренне счи­тав­ших, что за пре­де­лами их «Ойку­мены» кон­ча­ется земля, есте­ственно было верить в то, что их мир сотво­рён осо­бен­ным обра­зом, что у них есть СВОЙ уни­каль­ный пра­пре­док, СВОИ боги, что они вышли из Матери-Земли, а осталь­ные неиз­вестно откуда. Ведь наука о пра­языке тогда ещё не подо­шла к выводу о едином про­ис­хож­де­нии чело­века, и архео­ло­гия не знала имён Л. Лики и Ю.А. Моча­нова, и гене­тика ещё не открыла мито­хон­дри­аль­ную ДНК, обе­ща­ю­щую за раз­но­стью генов «про­зреть» единое в расах и наро­дах, и закон все­мир­ного тяго­те­ния ещё не начал «дей­ство­вать» на всей тер­ри­то­рии пла­неты, и теория «боль­шого взрыва» ещё не оза­рила умы физи­ков.

Сего­дня всё это есте­ственно входит в кар­тину мира обра­зо­ван­ного чело­века. Созда­вать кон­фликт между зна­нием и верой опасно, поскольку он раз­ру­шает целост­ное вос­при­я­тие дей­стви­тель­но­сти. Вот Л.Н. Жукова кон­ста­ти­рует: «Основ­ные законы, управ­ля­ю­щие юка­гир­ским обще­ством, исхо­дили от Сол­неч­ного боже­ства». Неужели Люд­мила Нико­ла­евна сама верит в то, что Солнце спу­стило юка­гир­скому народу подоб­ные дирек­тивы? Навер­ное, нет. Она ЗНАЕТ, что нет. Так почему же хочет, чтобы совре­мен­ные юка­гиры пове­рили в это снова?

Г.И. Рома­нов пишет: «В вооб­ра­же­нии север­ного чело­века при­рода, это личное, живое суще­ство, притом злое, враж­деб­ное чело­веку суще­ство, при­чи­ня­ю­щее ему стра­да­ния, отри­ца­тель­ные ощу­ще­ния: холод, голод, боль, болезнь, то есть при­рода в недоб­ром состо­я­нии, в состо­я­нии зло­же­ла­тель­ства и гнева». Пора­зи­тельно, но пафос его статьи состоит в том, чтобы вер­нуть совре­мен­ным эвенам веру, осно­ван­ную (по его же словам) на страхе и вооб­ра­же­нии

Да, наше вос­при­я­тие мира, при­роды, чело­века раз­лично, в силу того что в ядре созна­ния наро­дов отра­зи­лись раз­ли­чия рели­ги­оз­ных куль­тов, но это область чувств и эмоций не надо сме­ши­вать. Как к древним веро­ва­ниям отно­ситься сего­дня? Бережно. Надо пости­гать эту раз­ность, иссле­до­вать корни своей и чужой уни­каль­но­сти, изу­чать, как они вопло­ти­лись в мате­ри­аль­ной и духов­ной куль­туре и сохра­нять фено­мены куль­туры для себя, своих потом­ков, для всего мира.

Что каса­ется хри­сти­ан­ства, то мы здесь не будем опро­вер­гать мифы, почерп­ну­тые из школь­ных учеб­ни­ков совет­ского вре­мени, о кон­фликте его с наукой, поскольку оче­видно, что наука в совре­мен­ном её виде сфор­ми­ро­ва­лась именно в лоне хри­сти­ан­ской куль­туры.. Тут есть другой тонкий момент. Дело в том, что для нехри­стиан Хри­стос это так же, как и «свои» боги, всего лишь плод вооб­ра­же­ния или, в лучшем случае, орди­нар­ный пророк. Выбор веры для чело­века, отно­ся­ще­гося к рели­гии как к идео­ло­гии, опре­де­ляют фак­торы вне­ре­ли­ги­оз­ные тра­ди­ции, поли­ти­че­ские инте­ресы, личные амби­ции и т.д. Хри­сти­а­нин же верит в Живого Бога, реаль­ного, не вооб­ра­жа­е­мого. И только потому, что это не выдумка, он верит сам и пред­ла­гает пове­рить другим. Про­ти­во­ре­чит ли вера в Христа науч­ной кар­тине мира? Одно­значно нет, поскольку наука изу­чает твар­ный мир, в кото­ром иные нахо­дят себе богов, вера же обра­щает сердце к Творцу, не к твари.

О чём же на самом деле гово­рит Библия? Разве о чужих наро­дах? Нет! Это исто­рия не «чужих наро­дов» наша соб­ствен­ная. Это рас­сказ о том, как Про­мысл Божий дей­ствует в чело­ве­че­ском мире, как влияет на жизнь каждой кон­крет­ной лич­но­сти нашу с вами, как опре­де­ляет жизнь целых наро­дов, неза­ви­симо от того, на какой тер­ри­то­рии они живут, с каким кли­ма­том и ланд­шаф­том, какого цвета кожу имеют, на каком языке гово­рят. Это исто­рия вза­и­мо­от­но­ше­ний людей и Бога. Исто­рия, кото­рая одна­жды при­вела к тому, что Творец мира вопло­тился, чтобы спасти каж­дого из нас от ужаса, обес­смыс­ли­ва­ю­щего жизнь всех, неза­ви­симо от расы, наци­о­наль­но­сти и госу­дар­ствен­ных границ от смерти. Это исто­рия того, как люди не узнали Бога и Его рас­пяли, как они не узнают Его до сих пор, захло­пы­вают перед Ним дверцы своей души, рас­пи­нают ложью, злом, гре­хами. Это исто­рия того, как из века в век побеж­дают на Земле и в серд­цах отдель­ных людей, жаж­ду­щих войти в радость Гос­пода, добро и любовь это исто­рия святых, дока­зы­ва­ю­щая, что каждый из нас может достичь свя­то­сти, если только очень-очень-очень захо­чет. Если только

Насто­я­щее: сча­стье воз­можно

Но каждый из нас живёт в насто­я­щем и каж­дого из нас объ­еди­няет одно есте­ствен­ное жела­ние быть счаст­ли­вым. Только само поня­тие сча­стья и пути его дости­же­ния мыс­лятся в разных куль­ту­рах, сло­жив­шихся под вли­я­нием раз­лич­ных рели­гий, по-раз­ному. Ну, напри­мер, Г.И. Рома­нов пишет: «Обра­ще­ние веру­ю­щих эвенов и других наро­дов Якутии с прось­бой к Солнцу, Луне и иным пред­ме­там при­роды имеют двой­ствен­ный смысл. С одной сто­роны, это озна­чает, что они при­знают пре­вос­ход­ство пред­мета, его власть и про­из­вол над собой. С другой сто­роны, они сознают свою силу, хотят осу­ще­ствить свою власть над этим пред­ме­том, пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ным как бог, кото­рого, как было ска­зано, можно при­ну­дить против его воли выпол­нить цель, план и жела­ние чело­века. Почи­та­ние и покло­не­ние непо­сред­ственно свя­заны с закли­на­нием, с насто­я­тель­ной моль­бой помочь в каком-либо пред­при­я­тии, в оле­не­вод­стве, охоте, рыбо­лов­стве и лече­нии болез­ней. Сле­до­ва­тельно, их пред­на­зна­че­нием служит кол­дов­ство над суро­выми, гроз­ными и враж­деб­ными силами при­роды Севера осу­ществ­ле­ние того, что думает и хочет север­ный чело­век, а именно его ком­форт­ного, дли­тель­ного и счаст­ли­вого суще­ство­ва­ния».

Видимо, фило­соф прав: «Страх перед непо­кор­ными и все­силь­ными силами при­роды и обще­ства порож­дает и у север­ного чело­века рели­ги­оз­ные пред­став­ле­ния и дей­ствия и высту­пает как при­чина воз­ник­но­ве­ния рели­гии. Осо­бен­ный ужас вызы­вало такое явле­ние и дей­ствие при­роды и обще­ства как смерть». Таким обра­зом, при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния язы­че­ской рели­гии наро­дов Якутии, по Рома­нову, явля­лись страх перед сти­хи­ями при­роды и осо­бенно смер­тью, жела­ние жить ком­фортно и овла­де­ние с этой целью тех­ни­ками закли­на­ний и кол­дов­ства. «Шаман­ство опре­де­ля­ется как боязнь злых духов, закли­на­ние и изгна­ние их, то есть как непре­стан­ная борьба с враж­деб­ными духами и победа над ними».

Дей­стви­тельно, нехри­сти­ан­ское созна­ние и рели­ги­оз­ное, и ате­и­сти­че­ское еди­но­душно: благо мыс­лится в плос­ко­сти цен­но­стей этого мира. Каковы же они? На этот вопрос даёт ответ Еван­ге­лие в том месте, где опи­сы­ва­ются иску­ше­ния Христа. А.И. Осипов, ссы­ла­ясь на Авву Доро­фея, ком­мен­ти­рует: «Три С сла­во­лю­бие, среб­ро­лю­бие и сла­сто­лю­бие (стрем­ле­ние к чув­ствен­ным удо­воль­ствиям) лежат в основе рели­ги­оз­ных иска­ний чело­века, пора­бо­щён­ного этим стра­стям». Поэтому целью язы­че­ства (в том числе совре­мен­ных неоязы­че­ских прак­тик типа фэн-шуй, «Аватар» и т.д.) явля­ется маги­че­ское под­чи­не­ние сверхъ­есте­ствен­ных сил для удо­вле­тво­ре­ния жиз­нен­ных запро­сов (впро­чем, сильно изме­нив­шихся).

Конечно, почти все веро­уче­ния в той или иной форме про­по­ве­дуют аскезу, но цели воз­дер­жа­ния при этом весьма отличны. Андрей Кри­во­шап­кин-Айынга («О белой рели­гии народа саха тэн­гри­ан­стве») учит: «Только отка­зав­шийся созна­тельно от удо­вле­тво­ре­ния своих живот­ных инстинк­тов, насле­дия Ниж­него Мира, чело­век может достичь высо­ких уров­ней сверх­со­зна­ния. Только само­огра­ни­че­ние и жизнь ради своего народа даёт воз­мож­ность ему это сде­лать. Чело­век, созна­тельно стре­мя­щийся к сим­би­озу с окру­жа­ю­щей средой и раз­ви­ва­ю­щий свои под­со­зна­тель­ные спо­соб­но­сти, может сам раз­ви­вать свое физи­че­ское и духов­ное совер­шен­ство с дости­же­нием высших уров­ней чело­ве­че­ского разума». Что ж, идея сверх­че­ло­века не нова. Навер­ное, при­ятно ощу­щать себя достиг­шим «высших уров­ней чело­ве­че­ского разума». Только вот как-то неуютно начи­на­ешь себя чув­ство­вать рядом с такими «сверх­че­ло­ве­ками», осо­бенно, когда на стра­ни­цах город­ской газеты г‑н Уххан начи­нает раз­би­рать у кого ум гене­ти­че­ски при­об­ре­тён­ный, а у кого «он ни как не поймёт». Или когда г‑н Айынга заяв­ляет: «Химер­ный супер­эт­нос, про­по­ве­ду­ю­щий мнимые цен­но­сти жизни, раз­ру­шает при­роду, рубит сук, на кото­ром сидит… Наив­ные мысли раба хри­сти­а­нина о том, что стоит только пока­яться и добрый боженька всё про­стит и помо­жет, в дей­стви­тель­но­сти не испол­нятся». Что тут ска­жешь? Ну, во-первых, испол­ня­ются, а, во-вторых, не только у хри­стиан.

Если бы то или иное веро­ва­ние рож­да­лось лишь в резуль­тате «твор­че­ства масс» и «не рабо­тало», то ника­кая рели­гия не могла бы суще­ство­вать, так как люди бы неиз­бежно разо­ча­ро­вы­ва­лись. Смею утвер­ждать, что язы­че­ство наро­дов Якутии не было только плодом вооб­ра­же­ния. Оче­видно, что в нём, как и во всех рели­гиях, отра­зи­лась некая истина о духов­ном мире, откры­ва­ю­ща­яся чело­веку в его инту­и­ции (св. Иустин Фило­соф писал: «У всех есть семена Истины»). Ведь и с точки зрения хри­стиан, духи суще­ствуют. И хри­сти­ане верят, что духов­ный мир это мир напря­жён­ной борьбы духов злобы под­не­бес­ной и духов добра и Света. Вот с ними-то этими духами и уста­нав­ли­вали своё вза­и­мо­дей­ствие древ­ние народы, пыта­ясь под­чи­нить их своим жиз­нен­ным потреб­но­стям или хотя бы защи­титься от дей­ствия злой силы. И факт, что это уда­ва­лось, как уда­ётся сего­дня экс­тра­сен­сам, шама­нам, оккуль­ти­стам и тем, кто пыта­ется пога­дать «в Кре­щен­ский вече­рок».

Хри­сти­ане верят в это. Но они верят и в другое. В то, что есть Единый Творец мира и всех наро­дов, Созда­тель зако­нов физи­че­ских и духов­ных, кото­рые, конечно же, уни­вер­сальны. Причём, Все­мо­гу­щий Бог этот не только не злой, не кро­во­жад­ный, не страш­ный, Он сама Любовь. Впро­чем, целью Его не явля­ется созда­ние здесь, на земле для чело­века ком­форт­ных и без­мя­теж­ных усло­вий жизни. Так слу­чи­лось, что первый чело­век, наш общий пра­о­тец, пал, нару­шив запрет Гос­пода, то есть согре­шил. С этого момента грех вошёл в саму при­роду чело­века, а через него в окру­жа­ю­щий мир. Поэтому любые попытки постро­ить на земле «Цар­ствие Небес­ное» некий иде­аль­ный мир, в кото­ром всем будет удобно, счаст­ливо, без­бо­лез­ненно и весело неосу­ще­ствимы. Это утопия, поскольку стра­сти, кото­рые есть в каждом из нас, неза­ви­симо от рас и наци­о­наль­но­стей, госу­дарств и куль­тур, тер­зают и будут тер­зать чело­века, отрав­ляя жизнь его и близ­ких. Раб­ство стра­стям при­вело к тому, что гедо­низм стал рели­гией обще­ства потреб­ле­ния. Насто­я­щий языч­ник нико­гда не шёл против при­роды. «Циви­ли­зо­ван­ный» неоязыч­ник при­но­сит в жертву своим идолам ком­форту, неуём­ному жела­нию насла­ждаться при­роду, куль­туру, нрав­ствен­ность, честь, досто­ин­ство, любовь, то есть всё, что бес­по­лезно с ути­ли­тар­ной точки зрения.

Между тем абсо­лют­ное сча­стье для чело­века дости­жимо, причём вовсе не после смерти, в Раю. Цар­ствие Небес­ное про­рас­тает внутри нас уже здесь и сейчас, в этом мире, на этой земле. Путь к нему лежит через очи­ще­ние сердца, борьбу с гре­хами и стра­стями, через стя­жа­ние любви, такой, о кото­рой до Христа чело­ве­че­ство не знало. И «одна из хри­сти­ан­ских запо­ве­дей при­зы­вает нас молиться за тех, кто творит нам напа­сти» вовсе не потому, что «это-де смяг­чит их сердца», как пола­гает Л.Н. Жукова, а потому что это ТАКАЯ любовь, кото­рая вме­щает в себя всех без исклю­че­ния, без ожи­да­ния бла­го­дар­но­сти, без стрем­ле­ния полу­чить любов­ный ответ, без жажды апло­дис­мен­тов. Эта любовь под­ра­зу­ме­вает готов­ность к личной жертве (не в огонь водку плес­нуть, не лен­точку повя­зать на дерево, не яйцо на Пасху рас­кра­сить, не овечку заре­зать, не чужую кровь про­лить свою). Потому она и назы­ва­ется ЛЮБО­ВЬЮ, что СОВСЕМ без коры­сти.

Хри­сти­а­нин не пыта­ется изме­нить весь мир, он стре­мится менять СЕБЯ, через пока­я­ние, откры­вая в себе Бога. И тогда, когда меня­ется чело­век такое чудо начи­нает меняться его жизнь, люди вокруг, сама при­рода. Известно, что на Солов­ках рос вино­град, а дикие звери защи­щали святых людей. Свя­тость чело­ве­че­ская это не миф, это реаль­ность. Доста­точно почи­тать жития святых, кото­рые Гос­подь пишет и сего­дня, являя нам всё новых людей, упо­до­бив­шихся Ему в этом глав­ном при­зва­нии чело­века в любви.

Кто-то скажет: «Но хри­сти­ане так не живут!» А я отвечу: живут и именно так стрем­ле­нием к совер­шен­ству. И именно этим уси­лием дер­жится мир. А кто не живёт ТАК тот не хри­сти­а­нин. В хри­сти­ан­стве нет магии. И даже таин­ства не делают чело­века хри­сти­а­ни­ном авто­ма­ти­че­ски. Если ты в Христа кре­стился, но в Христа не облёкся и не пыта­ешься, то можешь ста­вить сотни свечей, испол­нять все обряды и пред­пи­са­ния цер­ков­ные, даже при­бе­гать к испо­веди и при­ча­стию, всё тщетно. Только реаль­ный труд, сора­бот­ни­че­ство с Богом соеди­няют нас с Ним по-насто­я­щему. Другое дело, что не у всех хорошо полу­ча­ется. Но разве мы судим об искус­стве по диле­тан­там, или о науке по дво­еч­ни­кам? У каж­дого свои духов­ные спо­соб­но­сти, глав­ное реа­ли­зо­вать их в полной мере.

Поэтому и вре­мен­ные обсто­я­тель­ства жизни для хри­сти­а­нина не столь уж важны, поэтому он порой доб­ро­вольно идёт на лише­ния и огра­ни­че­ния, чтобы жела­ния плоти не пора­бо­тили его дух, устрем­лён­ный к Богу. Поэтому ему и самые страш­ные муки легки, ведь вместе с ним всегда и везде любя­щий, милу­ю­щий, про­ща­ю­щий, спа­са­ю­щий Бог.

Буду­щее: и будет каж­дому по вере

Что каса­ется буду­щего здесь на земле, то, как я уже гово­рила, хри­сти­ане слиш­ком глу­боко постигли при­роду чело­века, чтобы верить в уто­пи­че­ские идеи типа ком­му­ни­сти­че­ской или неоязы­че­ской о постро­е­нии зем­ного рая в отдельно взятой стране или реги­оне. Они верят, что конец мира будет (когда неиз­вестно и не суть важно), глав­ное, что каж­дому при­дётся отве­чать за свою жизнь перед Богом. Рай и ад это не место (как верх­ний и нижний мир) это состо­я­ние. Время кон­чится, и каждый из нас оста­нется с тем, что искал. Жаж­ду­щие Бога и Правды Его обре­тут бла­жен­ство. Искав­шие земных благ, оста­нутся в вечном поиске недо­сти­жи­мого. Бог никого не тащит к Себе насильно. Тот, кто не хотел знать Его здесь, не узнает и там.

Андрей Кураев заме­тил: «В исто­рии оста­ются духов­ные про­рывы, когда та или иная куль­тура обре­тает более высо­кий уро­вень духов­ных цен­но­стей; и оста­ются в памяти ката­строфы, когда народ меняет основ­ную тему своей жизни и начи­нает при­ме­рять к себе другие и более низкие стан­дарты». Это наша с вами исто­рия. Но надо пом­нить, что, делая свой выбор сего­дня, мы опре­де­ляем не только свою личную судьбу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *