хранимая скрижаль в исламе что
Что такое Ляухуль-Махфуз, и зачем Всевышний Аллах создал ее?
Что такое Ляухуль-Махфуз, и зачем Всевышний Аллах создал ее?
В переводе с арабского языка, словосочетание Ляухуль-Махфуз означает «Хранимая Скрижаль». Аллах Всевышний создал Хранимую скрижаль, исходя из своего атрибута «Знание». Имя «Алим» было проявлено в Хранимой скрижали, так как в ней было записано все, что будет, информация о каждом создании, предопределение касающееся абсолютно всего. Так же, как вся биологическая информация о человеке зашифрована в ДНК, а прожитая им жизнь записана в его памяти.
Слово «хранимая» указывает на то, что информация, записанная на этой скрижали, надежно защищена Аллахом Всевышним от любого вмешательства, изменения и искажений. В Коране Ляухуль-Махфуз упоминается также под следующими именами: «Уммуль-Китаб» (мать книг/главная книга), «Китабун Хафиз» (сохраненная книга), «Китабун Мубин» (ясная книга), «Китабун Макнун» (скрытая книга) и просто «Китаб» (книга).
Имя Ляухуль-Махфуз упоминается в Коране только в одном аяте: «Это – славный Коран, находящийся в Хранимой скрижали» (аль-Бурудж 85/21-22), при этом не дается никаких разъяснений о том, что это. Но в других аятах уже подробно раскрываются ее особенности. В соответствии с этим: нет ничего, что не было бы записано в Хранимой скрижали (аль-Анам 6/59); она хранит знания о том, что произойдет в будущем (Каф 50/4); в ней записаны все бедствия, которые постигнут землю и людей (аль-Хадид 57/22); в ней учтено абсолютно все (Йа-Син 36/12); в ней записано все то, что сокрыто на небесах и на земле (ан-Намль 27/75); к ней не прикасается никто, кроме ангелов, которые созданы чистыми (аль-Вакыа 56/78-79).
Ляухуль-Махфуз – это Хранима скрижаль нашего Господа, в которой записано все, что было, есть и будет, это зеркало божественного знания, книга судеб и программа существования Вселенной.
Небольшим примером Хранимой скрижали можно считать человеческую память. В нашей памяти сохраняются все события, произошедшие с нами; все места в которых мы побывали; звуки, которые мы слышали; вкус того, что мы пробовали; а так же вся другая информация, которую мы получаем в течение всей нашей жизни. Но, несмотря на это, наша память все равно не заполняется полностью.
Память – это сокровищница разума, капитал для размышлений и история нашего «Я». Это один из ценнейших инструментов, которым наделена наша душа. Ум без памяти, становится бесполезным. Так как мы мыслим, опираясь на ранее полученные знания.
Кроме того, у памяти существует и сторона, обращенная к нашей вечной жизни. Память – это документ. Во время отчета в судный день, она предъявит и засвидетельствует все наши благодеяния и грехи.
Так же как все события, происходящие в жизни человека, записываются в памяти, так и все, что произошло, происходит и произойдет во вселенной, записывается в «большой памяти». И обе этих «скрижали» являются проявлением имени Хафиз (хранитель), которым обладает Аллах Всевышний.
Некоторые не понимают, как может абсолютно все, быть записанным на Хранимой скрижали. Следует отметить, что воспринимать выражение «все записано», как запись посредством слов, является не совсем точным. И хотя суть самой Хранимой скрижали и того, что в ней записано, нам неизвестно, но можно предположить, что эта «запись» отличается от записи словами. Строение генов человека очень сильно отличается от записи. Процесс запоминания информации также совершенно не похож стенографирование. Также аудио и видеозаписи производятся без использования карандаша или ручки.
Поэтому каждая запись, имеющаяся в хранимой скрижали, имеет совершенно иную сущность, и не связана со словами.
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!
Первое, что Аллах написал в Хранимой скрижали.
Передано от Ибн Мубарака: поистине, когда умер его сын, то один из язычников утешил его и сказал Ибн Мубараку: «То деяние, которое невежда совершает через пять дней, разумному человеку нужно совершить в этот же день». Ибн Мубарак сказал: «Запишите от него эти слова».
Наш Пророк (с.г.в.) сказал: «Тому, кто утешит человека, которого настигло горе, будет награда, подобная его награде, то есть горюющего человека».
Также Пророк (с.г.в.) сказал: «Терпение бывает трех видов: терпение по отношению к поклонению, терпение по отношению к несчастьям и терпение по отношению к греху. Тому, кто будет проявлять хорошее терпение по отношению к греху до тех пор, пока он не возвратит этот грех, Аллах запишет триста ступеней. Тому, кто проявит терпение по отношению к поклонению, Аллах запишет шестьсот ступеней. Тому же, кто проявит терпение к несчастьям, Аллах запишет девятьсот ступеней».
Передано, что поистине, Ибн Габбас (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Первое, что Аллах Тааля написал в Лаухуль- махфуз (Хранимой скрижали), было следующее:
«Поистине, Я единственный Аллах, у которого нет сотоварища, и Мухаммад Мой посланник. Того, кто будет подчиняться Моему решению, будет терпеть несчастья, посланные Мной, и будет благодарить Меня за Мои блага, Я запишу садыком (правдивым, искренним) и в Судный день воскрешу с искренними. Тот же, кто не подчинится Моему решению, не будет терпеть несчастья, посланные Мной, и не будет благодарить Меня за Мои блага, пусть познает, что нет больше иного божества, кроме Меня, и пусть придерживается этого».
Гали бин Абу Талиб (р.г.) передал, что, поистине, Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Если человека настигло несчастье, то пусть вспоминает несчастье вместе со мной, потому что несчастье является наибольшей печалью».
Также Гали (р.г.) передал от Посланника Аллаха (с.г.в.), который сказал: «Кто желает рая, тот спешит совершать благие дела. Кто желает спастись от огня, тот отдаляется от желаний нафса. Кто близок к смерти, тот оставляет наслаждения. Для того, кто отрекся от мира, несчастья будут незначительными».
Сообщается, что, поистине, в некоторых книгах написаны шесть строк. Первая: кто встретил утро опечалившимся из-за этого мира, тот встретит Аллаха разгневанным. Вторая: кто жалуется на горе и несчастье, тот жалуется на Аллаха. Третья: тому, кто не боится того из какой двери, то есть дозволенным или запрещенным путем, придет пища, безразлично, в какую дверь ада Аллах введет его. Четвертая: кто совершит ошибку и будет смеяться, тот войдет в огонь плача. Пятая: если у человека будет печаль, вызванная желаниями нафса, то Аллах изгонит из его сердца печаль об Ахирате. Шестая: если человек проявит смирение по отношению к богатому ради его богатства, то к нему явится бедность между его двумя глазами.
Принципы веры в предопределение
Вера в предопределение зиждется на четырех принципах, и если человек признаёт все четыре принципа, то его вера в предопределение считается правильной. Если же он не признаёт одного или нескольких из них, то его вера ущербна. Вот эти четыре принципа:
а) вера во всеобъемлющее знание Аллаха;
б) вера в то, что Аллах записал в хранимой скрижали абсолютно всё, что произойдёт вплоть до судного дня;
в) вера в то, что абсолютно всё происходит с дозволения Аллаха и что Его воля непременно исполняется, и что происходит то, что Он пожелает, и ничто не может произойти вопреки Его желанию;
г) Всевышний Аллах сотворил всё сущее, и никто другой не был соучастником этого сотворения.
Ниже мы подробнее поговорим о каждом из этих принципов.
1. Аллах ведает обо всем сущем
Аргументов в пользу этого важного принципа в писании Аллаха и сунне Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, много. Знание Аллаха объемлет все сущее, и Ему известно то, что произошло в прошлом, и то, что произойдёт в будущем, и как бы выглядело то, чего не случилось, если бы оно всё-таки случилось. Он ведает обо всём сущем и несуществующем, возможном и невозможном.
Ему известно о сроках жизни, земном уделе и состояниях рабов, о том, как они двигаются и покоятся. Он знает, кто из них счастлив, а кто несчастен; кто попадет в рай, а кого ввергнут в ад. Всё это было известно Аллаху задолго до сотворения людей, небес и Земли. Это следствие того, что Всеблагой и Всевышний Аллах обладает знанием и является Знающим, Ведающим, Слышащим и Видящим.
Всевышний сказал: «Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное» (сура 59 «Сбор», аят 22) ;
«Повеление нисходит между ними, чтобы вы знали, что Аллах всемогущ и что Аллах объемлет знанием всякую вещь» (сура 65 «Развод», аят 12) ;
«Ничто на небесах и на земле не скроется от Него, будь оно даже весом в пылинку, или меньше того, или больше того» (сура 34 «Саба’», аят 3) ;
«Воистину, твоему Господу лучше знать, кто сбивается с Его пути. Ему также лучше знать, кто следует прямым путём» (сура 6 «Скот», аят 117) ;
Примером знания Аллаха о том, чего не случилось, являются поступки, которые совершили бы те, которые умерли малолетними детьми, если бы им суждено было вырасти. Ал-Бухари в своём «Сахихе» передал со слов Ибн ‘Аббаса: «Посланника, мир ему и благословение Аллаха, спросили о детях многобожников, и он сказал: “Аллах лучше знает о том, что бы они совершили”».
Муслим передал со слов матери правоверных ‘Аиши, что однажды, когда скончался ребёнок, она сказала: «Ему уготована Туба. Один из райских воробушков!» Тогда посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллах создал рай и ад, а потом создал обитателей и для одного, и для другого?»
В одной из версий Муслима сообщается, что посланника, мир ему и благословение Аллаха, позвали на похороны скончавшегося ребёнка одного из ансаров. ‘Аиша сказала: «Посланник Аллаха, ему уготована Туба. Один из райских воробушков! Он не совершил зла, и оно не добралось до него». Тогда он сказал: «А может быть, нет, ‘Аиша. Поистине, Аллах создал обитателей для рая, когда они ещё находились в чреслах своих отцов, и создал обитателей для огня, когда они ещё находились в чреслах своих отцов».
Эти хадисы указывают на то, что Аллаху известно о тех, кто умирает в малолетнем возрасте, но это не значит, что Он бросит людей в ад, руководствуясь Своим знанием, если даже они не совершат дурных поступков.
Шейхульислам Ибн Таймиййа в собрании фетв (4/246), говоря о детях многобожников, пишет: «Аллах лучше знает о том, что бы они совершили. Это значит, что Он знает, кто из них стал бы верующим, а кто неверующим, если бы они достигли совершеннолетия. В хадисе с похожим иснадом, рассказанном со слов Абу Хурайры, сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В день воскресения Аллах подвергнет их испытанию и отправит к ним посланника на место сбора. Тот, кто последует за ним, попадёт в рай, а тот, кто ослушается его, попадёт в огонь». Вот тогда сбудется то, что знал о них Пречистый Аллах. Он воздаст им за их деяния, которые были известны Ему, — за их веру или неверие, но не на основании одного только знания».
Логические аргументы в пользу того, что судьбы творений были известны Аллаху ещё до их сотворения
Само существование Вселенной и многочисленных творений в ней ясно указывает на то, что Аллах знал о том, какими они будут, до их сотворения. «Невозможно создать что-либо, не зная того, каким это будет, ведь Аллах творит то, что желает, и нельзя пожелать то, о чём не имеешь представления. Иметь представление о том, чего хочешь, подразумевает знание об этом. Таким образом, чтобы сотворить что-либо, нужно пожелать этого, а чтобы пожелать что-либо, нужно знать об этом. Следовательно, чтобы сотворить что-либо, нужно знать об этом» (Ибн Таймиййа. Маджму‘ ал-фатава. Т. 4. С. 246).
Помимо того, «совершенство и умелость, с которыми созданы творения, требуют от Творца знания, ведь совершенное и умелое творение не может быть плодом невежества» (Ибн Абу ал-‘Изз. Шарх ал-‘акида. С. 148).
Учёные доказывают обладание Всеблагим и Всевышним Аллахом знаниями путём аналогии по достоинству (кийас ал-аула): «Среди творений есть обладающие знанием, и это считается качеством совершенства, и потому невозможно, чтобы Творец не обладал знанием». Этот аргумент имеет два объяснения:
Во-первых, мы точно знаем, что Творец совершеннее творений и что необходимое (ваджиб) совершеннее возможного (мумкин). И мы точно знаем, что если допустить существование двух существ — знающего и незнающего, то знающий окажется более совершенным. И если бы Творец не был Знающим, то получилось бы, что творения более совершенны, чем Он, а такое невозможно.
Во-вторых, все знания приобретены творениями от Всеблагого и Всевышнего Аллаха и невозможно, чтобы творивший совершенство сам не обладал этим качеством. Напротив, Он более достоин того, чтобы обладать им, и поэтому любое проявление совершенства, присущее творениям, ещё больше подобает Творцу. И любого недостатка, отсутствующего у творений, тем более нет у Творца (Ибн Абу ал-‘Изз. Шарх ал-‘акида. С. 148).
На то, что Всеблагой и Всевышний Аллах обладает знанием, указывают Его повествования о событиях, которые ещё не произошли. Так, в предыдущих писаниях Аллах сообщил о пришествии нашего благородного пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, его качествах, нравах и отличительных чертах, а также качествах его последователей. В Священном Коране было поведано о том, что византийцы в течение нескольких лет победят зороастрийцев-персов, и впоследствии всё так и произошло. В Коране и сунне много рассказов о событиях, которые произойдут в будущем.
2. Абсолютно всё записано в Хранимой скрижали
Тексты из Корана и сунны свидетельствуют о том, что Аллах записал всё сущее в хранимой скрижали. Муслим в своём «Сахихе» (2653) передал хадис ‘Абдаллаха ибн ‘Амра ибн ал-‘Аса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах записал судьбы творений за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и Земли». Он сказал: «И Его трон находился на воде».
Ат-Тирмизи (2156) передал его в следующей форме: «Аллах предопределил судьбы за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и Земли».
В «Сунане» ат-Тирмизи (2055) также приводится рассказ ‘Убады ибн ас-Самита о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, первым, что создал Аллах, было перо. Он сказал ему: “Пиши!” Оно спросило: “Что писать?” Он сказал: “Пиши судьбу того, что было, и того, что произойдёт во веки вечные”». Абу ‘Иса ат-Тирмизи назвал иснад этой версии малоизвестным (гариб).
Хранимая скрижаль, в которой Аллах записал судьбы творений, в Священном Коране названа писанием, ясным писанием, ясным оригиналом, матерью писания и писанием начертанным: «Да, это славный Коран в хранимой скрижали» (сура 85 «Созвездия», аяты 21-22) ;
«Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в писании» (сура 22 «Хадж», аят 70) ;
«Всякую вещь Мы подсчитали в ясном оригинале» (сура 36 «Йа син», аят 12) ;
«Клянусь горой! Клянусь писанием, начертанным на развёрнутой нежной коже!» (сура 52 «Гора», аяты 1-3) ;
3. Всё происходит только с дозволения Аллаха
Этот принцип подразумевает веру в неотвратимую волю и безграничное могущество Аллаха. Происходит только то, что угодно Ему, и ничто не может произойти вопреки Его желанию. Ничто не приходит в движение и не замирает на небесах и на земле вопреки Его желанию, и в Его владениях происходит только то, что Ему угодно.
Ясных текстов, подтверждающих данное правило, очень много. Всевышний сказал: «Но вы не пожелаете [этого], если этого не пожелает Аллах» (сура 81 «Скручивание», аят 29) ;
«Даже если бы Мы ниспослали им ангелов, и мёртвые заговорили бы с ними, и Мы собрали бы перед ними всё сущее, они ни за что не уверовали бы, если бы только [этого] не пожелал Аллах» (сура 6 «Скот», аят 111) ;
«Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так» (сура 6 «Скот», аят 112) ;
«Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: “Будь!” — как это сбывается» (сура 36 «Йа син», аят 82) ;
Неотвратимая воля Аллаха и Его безграничное могущество объединяются во всём, что произошло и чему суждено произойти, но расходятся, когда речь идёт о том, чего не случилось и не случится.
Если Всевышний желает чего-либо, то это неизбежно происходит благодаря Его могуществу. Но если Он не желает, чтобы что-либо случилось, то этого не происходит, так как Ему это было не угодно, но не потому, что Он не способен на это. Всевышний сказал: «Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом, но Аллах вершит то, что пожелает» (сура 2 «Корова», аят 253) ;
«Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной» (сура 5 «Трапеза», аят 48) ;
«Если бы Аллах пожелал, то собрал бы их всех на прямом пути» (сура 6 «Скот», аят 35) ;
«Если бы Аллах пожелал, то они не приобщали бы сотоварищей» (сура 6 «Скот», аят 107) ;
«Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле» (сура 10 «Йунус», аят 99) ;
На эту тему есть много аятов, и из них следует, что если чего-либо не происходит, то только потому, что так было угодно Аллаху, но не потому, что Он был не способен совершить такое. Поистине, Он способен на всё.
4. Всё сущее сотворено Аллахом
Из священных текстов ясно, Аллах — Творец всего сущего. Он сотворил абсолютно всё, и Он — Создатель, а всё остальное — Его создания: «Аллах — Творец всякой вещи» (сура 39 «Толпы», аят 62) ;
«Воистину, твой Господь — Творец, Знающий» (сура 15 «Хиджр», аят 86) ;
«Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и Землю и установил мраки и свет» (сура 6 «Скот», аят 1) ;
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, [произошедших] от них обоих» (сура 4 «Женщины», аят 1) ;
Хранимая скрижаль в исламе что
Вера в то, что Аллах записал абсолютно все в хранимой скрижали
Тексты из Корана и сунны свидетельствуют о том, что Аллах записал все сущее в хранимой скрижали.
Всевышний Аллах сказал :
«Да, это славный Коран в хранимой скрижали» (Аль-Бурудж, 21-22);
Аяты этого Писания имеют широкий и славный смысл и преисполнены блага и знания. Они защищены от любых искажений, добавок и убавлений и записаны в Хранимой скрижали, где они недосягаемы для сатаны. Именно в этой скрижали Аллах записал все сущее. Это свидетельствует о величии и красоте Корана и его безграничной значимости. А Аллаху об этом ведомо лучше всего. (тафсир Саади)
Ибн Аббас и другие сказали: “Аллах ниспослал весь Коран сразу из Хранимой Скрижали (Ал-Лаух Аль-Махфуз) в Дом Величия (Бейтуль-Изза), который находится на небе этого мира. Затем он ниспосылался Посланнику Аллаха частями, в зависимости от обстоятельств, которые случались в период двадцати-трех лет”
Всевышний также сказал :
Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после себя. Всякую вещь Мы подсчитали в ясном руководстве (Хранимой скрижали)
А затем Аллах сообщил о том, что все деяния и помыслы людей записаны в Хранимой скрижали. Она является матерью всех Писаний и на нее ссылаются книги, которые находятся у благородных ангелов. (тафсир Саади)
Муслим в своем «Сахихе» передал хадис ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-’Аса о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах записал судьбы творений за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли». Он сказал: «И Его Трон находился на воде»
В «Сунане» ат-Тирмизи также приводится рассказ ‘Убады бин ас-Самита о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, первым, что создал Аллах, была письменная трость. Он сказал ей: «Пиши!» Она спросила: «Что писать?» Он сказал: «Пиши судьбу того, что было, и того, что произойдет во веки вечные
Что касается влияния благочестия и ослушания на изменение предопределенного, знай, что то, что записано в Скрижалях не меняется, т.к. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Перья подняты, и чернила высохли». Ат-Тирмизи, 2516.
Что касается свитков, которые находятся в руках ангелов, Аллах может приказать Своим ангелам изменить их, в зависимости от акта поклонения или греха, которые совершает человек, но в конечном итоге в ней не будет ничего, кроме того, что было предопределено извечно. На это указывают слова Всевышнего: «Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него – Мать Писания». «Гром», 13:39.
Таби’и Абу Ваиль Шакик бин Салама часто обращался в мольбе к Аллаху такими словами: «О Аллах, если Ты предписал, что нас постигнет несчастье, сотри это и запиши для нас счастье, а если Ты предписал, что мы будем счастливы, подтверди для нас это, поистине, Ты стираешь то, что захочешь и оставляешь то, что захочешь, и у Тебя Мать Книги». Тафсир ат-Табари, 7/398
Записано, но не приказано
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней из капли, потом он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови[1] и еще столько же — в виде кусочка плоти, а затем Аллах (Бог, Господь) направляет ангела, которому повелевается [записать] четыре вещи: удел его [то есть материальный достаток этого человека на протяжении всей последующей земной жизни], дела его, срок жизни и то, счастлив он будет или несчастлив. После чего ангел вдыхает в него душу[2].
Клянусь Богом, поистине, кто-либо из вас может [на протяжении долгого периода жизни] совершать поступки, свойственные обитателям Ада. И так до того момента, пока между ним и Адом не останется расстояние лишь в один локоть[3]. И [неожиданно] его опередит Книга [записанное в Хранимой Скрижали], и он совершит [по собственному желанию, намерению, используя предоставленный ему выбор и имеющиеся силы, энергию] поступок из тех, что совершают обитатели Рая [это может касаться убеждений, слов его или действий], и [умерев раскаявшимся, исправившимся верующим благодетелем] попадет [после пребывания в Загробном мире, после Конца Света, всеобщего Воскрешения и Судного Дня] в Рай. Другой же может [на протяжении долгого периода жизни] совершать поступки, свойственные обитателям Рая. И так до того момента, пока между ним и Раем не останется расстояние в один-два локтя. И [неожиданно] его опередит Книга [записанное в Хранимой Скрижали], и он совершит [возможно, соблазненный красотой очевидного греха, по собственному выбору и желанию] поступок из тех, что совершают обитатели Ада, и [умерев очевидным грешником, низко падшим] попадет [после пребывания в Загробном мире, после Конца Света, всеобщего Воскрешения и Судного Дня] в Ад»[4].
Так, в хадисе сказано, что записываются четыре вещи относительно каждого появившегося на этот свет человека: удел, дела, срок жизни и счастлив он будет или несчастлив. Записывается эта информация на основе всезнания Творца. Ни Господь миров, ни Его знание не ограничены ни временем, ни местом. Это нам, людям, нужно прожить очередной день, чтобы узнать, что будет завтра. Для Него времени нет, оно сотворено Им лишь для земной жизни, временной, экзаменационной, переводящей людей в вечность.
Для нас все определено в границах пространства и времени, но это никоим образом не говорит о безучастности человека. У каждого из людей есть доля участия, постигая, понимая и реализуя которую, он раскрывает Божий замысел относительно своего появления на свет. Пророк Мухаммад сказал: «Каждому легко [из благого и правильного; в результате его самодисциплины, усилий и труда] дается то, для чего он сотворен [Богом, в чем заключается его миссия на земле]»[5].
Возвращаясь к появившемуся на белый свет ребенку. Да, написано. Но после рождения навстречу человеку устремляются бесчисленные возможности, которыми он может воспользоваться, реализуя тем самым предоставленное ему Богом право выбора, либо отказаться от многих из них на любом из этапов жизни через лень, например, неорганизованность, отсутствие целей и самодисциплины. Господу миров все известно изначально, но человек живет ограниченный временем и пространством, выбирая, соблюдая, действуя и совершая то или иное в реальном времени по собственному желанию и из предоставленного ему Богом огромного разнообразия в каждую единицу времени. Конец жизни человека известен Богу, но человек идет к нему в соответствии с собственными желаниями[6], творит свою жизнь собственными мыслями, намерениями, хотениями, словами, делами и поступками. Он сам активизируется и растет либо расслабляется, впадает в депрессию и апатию, он сам берет себя в руки, доводит начатое до конца либо сваливает всю ответственность на других. Мы просим[7], трудимся, доказываем свою состоятельность — и Бог дает нам еще больше[8]. Либо плывем по течению, также используя блага, но не эффективно, а потому не поднимаемся выше, не становимся лучше, не добиваемся большего и все меньше надеемся на лучшее. Да, Господу миров все изначально известно, но мы творим свою жизнь сами, своими мыслями, словами, делами, используя предоставленный нам Богом на время материал и возможности.
Осознанный выбор, многолетний кропотливый труд и старания могут внести коррективу в то, что написано в удел. Об этом в Коране сказано так:
«Аллах (Бог, Господь) [бесследно] стирает то, что пожелает [например, зло, которое неотвратимо шло нам навстречу по написанному в Хранимой Скрижали, но в последний момент, по милости Творца, было неожиданно удалено с нашего пути через благой поступок, молитву или любое добро, благо], и укрепляет [(1) либо закрепляет то новое, что в результате выбора человека должно произойти с Божьего на то благословения, либо (2) делает неизменным написанное в Скрижали ранее]. И у Него [Повелителя миров] — Основа Книги [Хранимая Скрижаль; Божественное знание и полная осведомленность]» (Св. Коран, 13:39);
«Кто набожен пред Богом [следует морально-нравственным нормам, переданным через пророков и развитым праведниками; обязателен в меру сил и возможностей в выполнении предписаний; сторонится явно запретного; следует законам и закономерностям, установленным Всевышним в этом мироздании], тому Он [Господь миров] непременно предоставит спасение (выход) [из на первый взгляд безвыходной ситуации, неразрешимой проблемы, непреодолимой беды, нестерпимой боли] и наделит (одарит) его уделом [интеллектуальным, духовным или материальным достатком] оттуда, откуда он его и не ожидает [откуда он даже и не предполагает, не рассчитывает его получить]. Кто полагается на Аллаха (Бога, Господа), тому Его достаточно. Воистину, Он довершает и завершает желанное Ему. Творец определил для каждой вещи кадр[9] (см. Св. Коран, 65:2, 3). Обратите внимание на начало аята — «кто набожен пред Богом»! Человек делает выбор, он является действующим лицом, причиной, активизирующей изменения в своей жизни, с Божьего на то благословения, причем касательно как земной, так и вечной перспектив.
Приведу здесь также два аята, которые четко указывают на то, что молитва, а также усердие и кропотливый труд на протяжении жизни открывают перед человеком нереальные и невозможные ранее для него перспективы:
«Он [Господь миров] дал вам все, о чем вы Его просили. [К чему мы, люди, стремимся (о чем больше всего думаем и для реализации чего больше всего трудимся, не жалея сил), на то Всевышний (с учетом Своего всезнания, мудрости, одобрения) и дает нам Свое благословение, позволяет осуществиться этому.] Дары и блага, предоставленные вам, бессчетны (если захотите сосчитать их, то сделать этого не сможете) [не хватит сил, и нет таких чисел]!» (см. Св. Коран, 14:34);
«[Учтите и, пока живы, не забывайте, что] не обратит на вас Господь внимания (не будет заботиться о вас, не придаст вам и вашим нуждам особого значения), если не мольба-ду‘а (молитва) ваша [обращенность к Нему умом, сердцем, устами, не столько говоря «дай», сколько прося — «прости, помилуй, благослови»]» (см. Св. Коран, 25:77).
Следует помнить, что молитва — это и наш психологический настрой, эмоциональное состояние, и наши мысли, и слова, и повседневные дела, поступки.
В Сунне относительно предопределения сказано:
«Воистину, человек [может] лишиться удела [того или иного блага] в результате совершения греха! Ничто не может остановить уже определенное (предопределенное) [например, что-то плохое, находящееся по воле Творца рядом или идущее нам прямо навстречу], кроме мольбы-ду‘а [ничто не сможет столь эффективно поспособствовать удалению беды, кроме как сердечная обращенность к Богу, подтвержденная обязательностью в благом и праведном, а также усердием и трудом]. Ничто не продлевает жизнь так [не делает ее настолько благодатной, полной, насыщенной], как любое проявление благородства [доброты, щедрости, праведности]»[10];
«Вы не лишитесь Божественной благодати (милости Его и благословения) до тех пор, пока не «согласитесь» с чувством скуки (душевного томления, не пойдете у него на поводу)»[11];
«Для кого мирская жизнь станет [главной] его тревогою [суета начнет проедать его; страхи, беспокойство и тревоги не дадут ему спокойно спать и есть; всё и вся в его делах и поступках, устремлениях и желаниях, даже мольба, обращенная к Богу, будут вертеться вокруг преходящего, мирского], того Всевышний сделает разрывающимся (дела его будут разорваны Им) [в клочья и раскиданы повсюду, он станет напряженно стараться собрать их воедино и хоть что-то успеть], а [в итоге, ни в чем ничего серьезного не добившись, теряя надежду и уверенность в собственных силах и возможностях, он придет к тому, что Господь] поставит ему [печать] нищеты [прямо] меж глаз: в мирской обители он получит лишь то, что уже [минимально] определено для него [и лишит себя Божьей милости и щедрости].
Чьим же стремлением (конечной точкой устремленности, сутью его намерений) [окажется] вечность [то, как дела мирские вернутся к нему в Судный День в форме необратимых наказаний либо Божественных чудесных воздаяний], (1) дела того Всевышний соберет воедино [необходимые обстоятельства, возможности, люди будут вовремя появляться на его жизненном пути, нежданно-негаданно окажутся рядом; Творец благословит его на сосредоточенность, собранность, четкое видение мирских и вечных целей, задач, на оптимальность их решения]; (2) а также наполнит сердце его счастьем (всесторонней самодостаточностью); (3) мирская же жизнь, желая того или нет, падет к его ногам [врата земного изобилия и всестороннего благополучия будут по мере необходимости беспрепятственно открываться пред ним]»[12].
Возвращаясь к первому хадису из рассматриваемой темы, ко второму его абзацу, напомню другой похожий хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, человек может на протяжении долгого периода жизни совершать поступки, свойственные обитателям Рая, но завершить жизнь делами обитателей Ада. [Продолжительность пребывания в Аду после Судного Дня будет зависеть от степени пагубности этих завершивших его жизнь деяний.] А другой может на протяжении долгого периода совершать поступки, свойственные обитателям Ада [в душе искренне стремясь к вере и благочестию, препятствием чему постоянно будет являться назойливое и пагубное влияние извне (окружение, например)], однако [начав думать собственной головою и все-таки вырвавшись из темницы навязанных зависимостей, он в корне преобразится и] завершит жизнь делами обитателей Рая [где он по Божьей милости после Судного Дня и окажется]»[13].
По этой же теме есть и такой хадис: «Поистине, человек может [на протяжении долгого периода жизни] совершать поступки, свойственные обитателям Рая, как это видится (кажется) людям [то есть им будет казаться, что он очень праведный и набожный], но при этом он [станет] обитателем Ада [после Судного Дня в вечности]. А другой может [на протяжении долгого периода] совершать поступки, свойственные обитателям Ада, как это будет видеться (казаться) людям, однако он [в итоге станет] обитателем Рая. Поистине, дела [оцениваются пред Богом] по тому, как они заканчиваются [как отдельно взятое дело, так и жизнь в целом]»[14].
Итак, все записано, но человек реализует свою жизнь и имеющиеся в ней бессчетные возможности через выбор, сильное желание, труд, самодисциплину, целеустремленность и умение доводить дело до конца. Он — действующее лицо, от молитв, слов, дел, поступков и усердия которого зависит его земная и вечная перспективы. Безусловно, по милости и с благословения на то Аллаха (Бога, Господа). Записано, но не приказано!
Творец первым создал калям (то, что могло бы фиксировать повеления Господа миров в Хранимой Скрижали). Он повелел каляму: «Пиши!» Калям вопросил: «Что мне следует писать?» — «Все, что будет происходить до Судного Дня!»[15] Калям описал все, но Бог не вынес окончательного судебного решения об однозначности и бесповоротности той или иной ситуации. Были даны границы, в рамках которых реализуется свобода выбора веры или безверия, жизненной стойкости или слабости, активности или инертности. Описано, но не приказано![16]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Есть хадисы, указывающие на то, что во вторые сорок дней происходит активное формирование эмбриона, его внешнего облика и внутренних органов. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 593.
В любом случае в высказываниях пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует) периоды формирования эмбриона даны очень обобщенно. Все подробности и нюансы раскрывает уже современная медицина опытным путем и используя высокоточное оборудование. Информация, которую может дать посланник Божий, духовного характера: когда в человека вдувается невидимая нам душа, делающая его человеком в полном смысле.
[2] Есть два риваята (варианта) данного хадиса: в одном ангел сначала записывает, а после вдыхает душу, в другом — наоборот. Но в чем мнение ученых при комментировании риваятов хадиса едино, так это в том, что душа вдыхается ангелом в зародыша через 120 дней после нахождения в утробе матери. Подробнее см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 588, 593; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 191.
[3] Образное выражение, указывающее на очень короткий период, остающийся до момента наступления смерти.
[4] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1060, хадис № 1–(2643); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 189–192, хадис № 2643 и пояснение к нему; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2063, хадис № 6594; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 583, хадис № 6594, а также хадис № 6595; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 133, хадис № 2179, «сахих».
Также см., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2063, хадис № 6595.
[5] Хадис от ‘Имрана ибн Хусойна; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2064, хадис № 6596, а также С. 2360, хадис № 7551; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1063, хадис № 9–(2649).
[6] Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас желает чего-то (мечтает о чем-то), то пусть [в первую очередь] посмотрит на то, чего желает [присмотрится, подумает, насколько это ему нужно и насколько для него важно]. Поистине, он не знает, на что из своих желаний получит Божественное благословение». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари (филь-адаб), аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 38, хадис № 531, «хасан».
[7] Кстати, в хадисе сказано: «Если вы молите Бога [просите Его о том или ином земном либо вечном], то будьте решительны [уверены в том, что просите важное для вас, нужное, а также уверены в том, что реализовать это для Бога не составит труда]. [И при этом] ни в коем случае не говорите: «О Господи, если пожелаешь, дай мне [это]». Поистине, Аллаха (Бога, Господа) никто не может принудить [Он в любом случае ответит на молитву в соответствии с Его волею, всезнанием, мудростью и желанием]». См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1994, хадис № 6338.
В другом похожем хадисе сказано: «Ни в коем случае не говорите: «О Господи, прости меня, если пожелаешь; о Господи, помилуй меня, если пожелаешь». Следует быть решительным [быть конкретным, четко формулирующим свое желание и не сомневающимся в том, что для Бога возможно абсолютно все, даже то, что не помещается в рамки нашего знания и опыта]. Поистине, Аллаха (Бога, Господа) никто не может принудить [Он в любом случае ответит на молитву в соответствии с Его волею, всезнанием, мудростью и желанием]». См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1994, хадис № 6339.
[8] Например, в Коране сказано: «[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то — нет сомнений — дам Я вам еще больше [новых возможностей, сил и энергии; мирских и вечных благ]. Но если вы будете неблагодарны [скупы, тщеславны, надменны, расточительны; станете постоянно жаловаться на нехватку того или иного и проявлять недовольство в самых разных его формах; будете во всем видеть лишь плохое и не замечать хорошего], знайте — Мое наказание [предупреждает Господь миров], воистину, сурово. [Вы узнаете, что бывает и хуже]» (Св. Коран, 14:7).
[9] Кадр (араб.) — определенность, ограниченность каждой вещи (ситуации, трудности) местом, количеством, размером, временем и т. п. А потому неприятности не бесконечны, если мы идем и благоразумно преодолеваем их.
[10] Хадис от Савбана; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См, например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 122, хадис № 1975, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 27, хадис № 90, «хасан»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. 1999. С. 1640, хадис № 22745 (22386), «сахих», «хасан».
[11] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 38, хадис № 43; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 136, хадис № 43.
[12] Хадис от Зейда ибн Сабита; св. х. Ибн Маджа и ат-Табарани. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 667; Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 444, хадис № 4105, «сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 331, хадис № 1948.
[13] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1063; хадис № 11–(2651); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 199, хадис № 11–(2651); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 121, хадис № 1972, «сахих».
[14] Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 894, хадис № 2898; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1063; часть хадиса № 12–(112); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 199, хадис № 12–(112); аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 2. С. 175, хадис № 1458; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 121, хадис № 1971, «сахих».
В качестве примера в хадисах упоминается самоубийство от нестерпимой физической боли (в наше время большинство случаев самоубийства — это результат «невыносимой» моральной боли или психологического давления), а также преднамеренное нанесение вреда своим наследникам посредством написания завещания, лишающего их наследства либо несправедливо распределяющего его.
[15] См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 45, 46.
[16] См.: аль-Кари ‘Али. Шарх китаб «Аль-фикх аль-акбар» [Комментарии к книге (имама Абу Ханифы) «Наивысшее знание»]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1984. С. 63, 65.