храм спаса что на рву
Храм Василия Блаженного
Первая среда месяца — выходной день.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Храм Василия Блаженного) — один из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI в. Собор был возведен в 1555–1561 гг. по велению царя Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства.
Центральная церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Четыре церкви — Трех Патриархов Константинопольских, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Григория Армянского — освящены во имя святых, в день памяти которых произошли важные события похода. В программе посвящений церквей собора нашли отражение и другие важные события русской духовной жизни второй половины XVI в.: явление в вятских землях нового образа Николая Чудотворца, прославление преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. Восточная церковь посвящена основному догмату христианской веры — Святой Троице. Западная церковь Входа Господня в Иерусалим связывает собор с образом Небесного Града.
Впоследствии к Покровскому собору были пристроены две нижние церкви: во имя святого Василия Блаженного (1588) и Блаженного Иоанна Московского (1672).
Покровский собор богато украшен настенными росписями, обладает внушительной коллекцией древнерусской иконописи и шедевров церковно‐прикладного искусства. Уникален ансамбль 11 церквей с полными иконостасами, интерьеры которых отражают историю храма на протяжении четырех с половиной столетий.
Уважаемые посетители!
В связи с реставрацией памятника Минину и Пожарскому вход на территорию Покровского собора временно перенесен. К сожалению, новый вход со стороны Кремлевской стены не оборудован пандусом.
При возникновении трудностей с преодолением ступеней при входе на территорию Покровского собора обратитесь, пожалуйста, к сотруднику музея по телефону:
+7 (495) 698-33-04.
Приносим извинения за временные неудобства.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) — один из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI в. Собор был возведен в 1555–1561 гг. по велению царя Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства.
Центральная церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Четыре церкви — Трех Патриархов Константинопольских, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Григория Армянского — освящены во имя святых, в день памяти которых произошли важные события похода. В программе посвящений церквей собора нашли отражение и другие важные события русской духовной жизни второй половины XVI в.: явление в вятских землях нового образа Николая Чудотворца, прославление преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. Восточная церковь посвящена основному догмату христианской веры — Святой Троице. Западная церковь Входа Господня в Иерусалим связывает собор с образом Небесного Града.
Покровский собор обладает уникальными настенными росписями, внушительной коллекцией древнерусской иконописи и шедевров церковно-прикладного искусства. Уникален ансамбль десяти церквей с полными иконостасами, интерьеры которых отражают четырехвековую историю храма.
Храм Василия Блаженного
12 июля 2016 г. исполнилось 455 лет одному из самых знаменитых архитектурных памятников Москвы — собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который мы знаем как собор Василия Блаженного.
Официально собор носит совсем иное название — Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Храм Василия Блаженного — это, скорее, закрепившееся за ним «народное» название.
Несмотря на то, что собор был построен в 1554 году в честь побед Ивана Грозного над Золотой Ордой, он получил в народе имя Василия Блаженного, по названию придела, пристроенного к собору с северо-восточной стороны в 1588 году. Построен он был по указу сына Ивана Грозного — Федора Иоанновича над могилой блаженного Василия, который умер в 1557 году, и был захоронен у стен строящегося собора. Юродивый зимой и летом ходил нагим, в железных веригах, москвичи очень любили его за незлобивый нрав. В 1586 году при Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного. С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. Ранее собор не отапливался, так как был, в большей степени, мемориальным, и службы в нем шли только в теплое время года. А придел Василия Блаженного был теплым и более просторным. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного.
Самый распространенный миф о соборе — это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем, никаких реальных исторических свидетельств нет. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме протоиерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по реклу Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова. Более того, Иван Яковлевич Барма после завершения работ в Москве принимал участие в строительстве Благовещенского собора в Московском Кремле, Казанского кремля и других знаковых сооружений, о чем есть упоминания в летописях. Также существует гипотеза о том что упомянутые зодчие в действительности были одним человеком.
Нынешний вид Покровского собора сильно отличается от первоначального облика. У него были белые стены, строго раскрашенные под кирпич. Вся полихромная и растительная роспись собора появилась только в 1670-е годы. К этому времени собор уже претерпел существенные перестройки: были пристроены два больших крыльца — с северной и южной стороны. Также была перекрыта сводами внешняя галерея. Сегодня в убранстве Покровского собора можно увидеть фрески XVI века, темперную роспись XVII века, монументальную масляную живопись XVIII—XIX веков, редкие памятники русской иконописи.
Храм чудом уцелел во время Октябрьского переворота — на его стенах долго оставались следы от попадания снарядов. В 1931 году к собору был перенесен бронзовый памятник Минину и Пожарскому — власти освобождали площадь от лишних строений для проведения парадов. Лазарь Каганович, который так преуспел в разрушении Казанского собора Кремля, Храма Христа Спасителя и ряда других храмов Москвы, предложил полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Легенда гласит, что Каганович приказал изготовить подробный макет Красной площади со снимающимся храмом и принес его Сталину. Пытаясь доказать вождю, что собор мешает машинам и проведению демонстраций он неожиданно для Сталина сорвал макет храма с площади. Удивленный Сталин якобы в тот момент произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место!», так что вопрос о сносе собора был отложен. Согласно второй легенде, своим спасением собор Покрова Богородицы обязан известному реставратору П.Д. Барановскому, который посылал телеграммы Сталину с призывом не разрушать храм. Легенда гласит, что Барановский, который был приглашен по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимися членами ЦК на колени, умоляя сохранить культовое строение, и это неожиданно подействовало.
Историко-архитектурный музей в соборе возник в 1923 году. Однако и тогда, в советское время, богослужения в соборе все равно продолжались. Шли они вплоть до 1929 года, и возобновились вновь в 1991 году. Сегодня собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви. Богослужения проводятся в храме Василия Блаженного еженедельно по воскресеньям, а также в престольные праздники — 15 августа, в день памяти Василия Блаженного, и 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.
Интересное видео о храме:
Источник: Что нужно знать о соборе Василия Блаженного
russian7.ru/post/o-sobore…asiliya-blazhennogo/full/
© Русская Семерка russian7.ru
источник видео — ютуб.
Храм Василия Блаженного — история и загадки
Храм Василия Блаженного — самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.
Храм Василия Блаженного — настоящее название
Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.
Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.
Храм Василия Блаженного — история
Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.
В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.
Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.
«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».
Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.
Храм Василия Блаженного — архитектура
Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.
Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.
Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.
Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.
В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.
Храм Василия Блаженного — задумка
Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного — прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…
Храм Василия Блаженного — наши дни
В Храме Василия Блаженного сейчас можно увидеть росписи разных веков: соседствуют XVII и XIX век. Это — удивительный памятник архитектуры. Например, там есть загадочные изображения тюльпанов. Откуда о них знали в средневековой Москве? Или фреска с морской водорослью. Где еще могли увидеть ее местные жители? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора.
Путешествуя по второму ярусу храма, посетители настолько ярко переживают смену пространств, росписей и архитектурных особенностей собора, что кажется, будто человек попал в прекрасный лабиринт. Это — одна из удивительных особенностей храма Василия Блаженного.
Читайте также:
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Храм Василия Блаженного на протяжении пяти веков — один из главных символов Москвы и России в целом. Однако вокруг него по-прежнему ходит много легенд…
Архитекторы Барма и Постник, которых ослепил Иван Грозный
Считается, что строителями собора были русские зодчие Барма и Постник, а потом их лишил зрения Иван Грозный. На самом деле имя архитектора до сих пор неизвестно.
В летописях и документах, современных строительству храма, нет упоминаний о Барме и Постнике. Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискаревском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы».
Собор Покрова Божией Матери (собор «что на рву» или Храм Василия Блаженного).
Относительно того, кто является архитектором собора, существует несколько точек зрения. Советский историк Николай Калинин писал, что строителем собора был один человек – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Представитель современной школы Александр Мельник, развивая идею историка и искусствоведа Николая Брунова, утверждает, что зодчий был западноевропейского происхождения.
В начале XVII века появилась легенда об ослеплении архитекторов храма Василия Блаженного Иваном Грозным, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Но документального подтверждения эта история не имеет.
Строительство собора завершено в 1560 году
До середины XX века было принято думать, что храм был построен в 1560 году: это число фигурировало во всех официальных документах, монографиях и научных трудах.
Но во время реставрации 1957 года под несколькими слоями масляной росписи в шатре центральной церкви храма нашли храмозданную надпись. Спустя 4 года, когда ее раскрыли полностью, выяснилась точная дата освящения собора – 12 июля 1561 года по новому стилю.
Храм Василия Блаженного – официальное название собора
С конца XVII века за собором закрепилось название Храма Василия Блаженного. Между тем, он освящен Собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, и по-прежнему называется так в официальных источниках.
Собор был возведен по случаю победы в Казанском походе и изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились.
В 1588 году, после обретения мощей Василия Блаженного, появился придел, названный его именем. Эта церковь, единственная из всего храма, была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.
Средства на строительство храма собирал Василий Блаженный
По одной из легенд, устоявшихся в фольклоре, деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный. Якобы он приносил монеты на Красную площадь, бросал через правое плечо, и никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному.
Но этот миф не находит отражения ни в одной из редакций жития святого. Более того, согласно тексту сокращенного жития, святой умер 2 августа 1552 года: за 2 месяца до окончания Казанского похода – события, к которому приурочено строительство храма. А сам собор был заложен лишь спустя три года, в 1555 году.
Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу
Не все церкви собора имеют связь с этим событием. Походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так.
Сень над могилой Василия Блаженного.
Придел Василия Блаженного, как уже было сказано, освящен именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим.
Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.
Библиотека Ивана Грозного в подвалах Покровского собора
Существует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент. Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания. Опора конструкции сосредоточена в подклете.
Визуальную функцию подвала выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного.
Попытки уничтожения храма и противостояние им
Документальных подтверждений этой истории нет, равно также, как и знаменитому инциденту с Кагановичем. Якобы когда он представлял Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, вождь скомандовал: «Лазарь, поставь на место!».
Нет официальных свидетельств и тому, что архитектор и реставратор Петр Барановский активно выступал за защиту от уничтожения. В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили Барановскому заняться обмерами для сноса. Тогда, со слов его дочери, реставратор отправил в Кремль телеграмму: заявил, что вместе с собором взорвет себя сам.
Во время ареста архитектора якобы шантажировали тем, что собор уже взорвали. Согласно легенде, освободившись досрочно, Барановский первым делом поехал на Красную площадь лично убедиться в том, что храм Василия Блаженного стоит на месте.
Храм Василия Блаженного: история и тайны самого красивого собора России
АДРЕС: Красная площадь, 7 (ст. м. Охотный Ряд, Площадь Революции, Китай-город)
РЕЖИМ РАБОТЫ: с 1 мая по 31 августа – ежедневно с 10:00 до 18:00; с 1 сентября по 31 октября – ежедневно с 11:00 до 18:00; с 1 ноября по 31 декабря – ежедневно с 11:00 до 17:00; с 22 января по 30 апреля – ежедневно с 11:00 до 17:00; выходной день – первая среда месяца
ТЕЛЕФОН: +7 (495) 698-33-04
СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ (без аудиоэкскурсии): билеты для взрослых – 500 руб., билеты для льготных категорий граждан – 250 руб.
СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ (с аудиоэкскурсией): билеты для взрослых – 800 руб., билеты для льготных категорий граждан – 550 руб.
Касса и территория закрываются за 45 мин. до окончания работы музея.
Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Богородицы на Рву, – одна из визитных карточек Москвы. Действующий православный храм также является филиалом Государственного исторического музея и популярнейшей туристической достопримечательностью. В 1990 году храм был включен в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
История Покровского собора
Собор Покрова на Рву построили по распоряжению Ивана Грозного в южной части Красной площади. Это было сделано в знак благодарности богу за победу над Казанским ханством. Есть версия, что изначально храм был деревянным, но по совету митрополита московского Святителя Макария царь решил снести возведенную в 1554 году церковь и создать собор из камня. Предположительно композиционная идея храма также принадлежит Макарию, видевшему Москву «градом обетованным» или новым Иерусалимом.
Возведение каменного собора началось в 1555 году, и уже к осени 1559 года строительные работы были практически завершены. Официальной датой появления чудесного храма на карте Москвы считается 29 июня 1561 года – в этот день произошло освящение всего собора. Информация о событии была увековечена в текстах, нанесенных на гранях шатра и переходах от восьмерика к шатру Покровского храма. Старинную запись обнаружили только в 1957 году во время реставрационных работ.
Изначально архитектурный облик собора был строгим, но торжественным. Во второй половине XVII века началась масштабная перестройка храма, во время которой главы церквей покрыли железом, фасады – пестрой орнаментной росписью, а паперть – черепицей. К десяти престолам добавили еще восемь, над могилой блаженного Иоанна построили еще один предел.
Приглашаем Вас совершить увлекательное обзорное путешествие по столице на комфортабельном автобусе. Разрабатывая эту экскурсионную программу, наши.
Когда уходит суета дня, а на Москву спускаются сумерки, город становится особенно красив – необычная и красочная подсветка многих объектов.
В процессе реконструкции звонницу заменили шатровой колокольней, вместо деревянных галерей построили кирпичные, перенесли в подклет престолы 14 церквей, которые раньше стояли вдоль рва на местах публичных казней. Сведения об обновлениях увековечили в текстах на керамических изразцах, украшавших фасады собора.
Троицкий пожар 1737 года практически полностью уничтожил прекрасный комплекс зданий, но бесценный памятник архитектуры и истории был довольно быстро восстановлен зодчим Иваном Мичуриным, а несколько десятилетий спустя перестроен по указу Екатерины II. Свой нынешний облик храм начал приобретать позже, только при Александре I.
Во время следующей масштабной реконструкции в 1890 году соборную ризницу украсили цветными витражами, укрепили полы и провели другие работы. После революции храм был взят под государственную охрану как историко-культурный памятник национального и мирового значения. В 1923 году в соборе открылся историко-архитектурный музей, который в 1928 году стал филиалом исторического музея. Богослужения в церкви Василия Блаженного проходили вплоть до 1929 года.
В 1990 году собор Покрова на Рву включили в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. С 1991 года храм был передан Русской православной церкви, но при этом остался филиалом Государственного исторического музея.
Архитектурный ансамбль храма
Архитектурный облик собора парадоксален. С первого взгляда он выглядит как беспорядочное нагромождение ярких зданий, но на самом деле храм имеет четкую геометрическую структуру. В плане это восьмиконечная звезда – символ Богородицы, которую образует ромб, вписанный в квадрат. На едином подклете-основании расположены девять отдельных храмов. В центре композиции находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы с высоким шатром и небольшой золоченой главкой. Восемь храмов поменьше с рельефными луковичными маковками разных цветов расположены вокруг нее. С восточной стороны стоит придел Василия Блаженного, с южной – двухъярусная шатровая колокольня. Кроме общего основания все церкви объединяют внутренние сводчатые переходы и галерея.
В декоративном оформлении собора преобладают традиционные для русской архитектурной храмовой традиции детали: кокошники, гирьки, полуколонки и ширинки. Галерею украшает пышный растительный орнамент. На стенах расположены фасадные иконы: Богоматери Знамение со святыми на полях, Покрова Пресвятой Богоматери с Иоанном Блаженным и предстоящим Василием.
Внутреннее убранство храма
Галерея, которая когда-то была открытой, в XIX веке стала частью внутреннего убранства собора. На ее восточном участке сохранена старинная масляная живопись и темперная роспись. Резные кирпичные входы, портал в первоначальном виде, крутые арочные проемы и благородная древняя кладка органично вписываются в общую картину. Галерею освещают аутентичные слюдяные фонари с многоглавыми верхушками, силуэтом напоминающими собор. Все приделы в единый ансамбль объединяют две галереи с широкими площадками и узкими сводами, расписанными растительными орнаментами.
Центральная Покровская церковь – столпообразное сооружение с четырехгранным основанием, восьмигранной центральной частью и восьмигранным шатровым завершением. По правую сторону от иконостаса находятся масляные росписи позапрошлого века. Сам иконостас, украшенный позолоченными литыми накладками из олова, перевезли сюда из церкви Черниговских чудотворцев, которая была разобрана в 1770 году.
Церковь Василия Блаженного венчает световой барабан с главкой, на полу лежат чугунные плиты каслинского литья. Стены покрыты масляной росписью, выполненной в 1905 году. На южной и северной сторонах изображены сцены из жизни чудотворца: «Чудо о шубе» и «Чудо спасения на море». Западную украшает образ Покрова Богородицы, на нижнем ярусе изображен древнерусский традиционный орнамент.
Сильное впечатление производит иконостас с заворотом, созданный в конце XIX века по проекту Андрея Павлинова и расписанный художниками под руководством Осипа Чирикова. Самая почитаемая святыня – рака с мощами Василия Блаженного с покровом из атласа и шелка, который был создан придворными мастерицами царицы Ирины Годуновой.
Церковь Александра Свирского представляет собой четверик у основания, преходящий в восьмерик и заканчивающийся световым барабаном цилиндрической формы со сводом. Интерьер храма восстановили в прошлом веке. Стены покрыты имитацией кирпичной кладки, купол украшен символом вечности – спиралью из кирпича. Иконостас также был полностью воссоздан в соответствии с сохранившимися эскизами. Его нижнюю часть закрывает бархатная завеса с изображением Голгофы. Между деревянными перемычками расположены старинные иконы.
Церковь Иоанна Блаженного была полностью отреставрирована в 2018 году. Мастера восстановили кирпичную кладку сводов, стен и пола, бережно очистили старинные настенные росписи и по архивным эскизам воссоздали иконостас XIX века. Его центром стали оригинальные Царские врата и древние иконы. Главные святыни: рака Иоанна Блаженного и железные вериги, которые принадлежали святому.
Церковь Трех Патриархов представляет собой четверик в основании, переходящий в восьмерик и заканчивающийся цилиндрическим световым барабаном. В куполе расположена композиция «Спас Нерукотворный», на стенах – старинная сюжетная живопись, посвященная житию константинопольских патриархов и святого Георгия. Многоярусный иконостас в барочном стиле с элементами классицизма был выполнен специально для этой церкви в середине позапрошлого столетия.
Церковь Святой Троицы представляет собой восьмигранный двухъярусный столп со световым барабаном и куполом, украшенным символом вечности, – кирпичной спиралью. Древнее внутреннее убранство было полностью восстановлено в начале прошлого века. Храм освещает подлинное паникадило, созданное русскими мастерами в конце XVI столетия. Иконостас с низкими царскими вратами необычной формы был воссоздан с максимальной исторической точностью. Его украшают три канонических чина и одна из самых почитаемых икон храма – «Троица Ветхозаветная».
Церковь Николы Великорецкого – восьмигранный двухъярусный столп, увенчанный световым барабаном со сводом, в котором изображен образ Спаса Вседержителя. В его нижнем ярусе размещены тексты Никоновской летописи с иллюстрациями, в верхнем – Богородица на престоле, окруженная пророками, чуть выше – святые апостолы. Иконостас оформлен цветочным лепным декором с позолотой и иконами, написанными маслом. В храме находятся два образа святителя Николая, которые выносят во время крестных ходов по большим праздникам.
Церковь Киприана и Истины украшена старинными росписями со сценами из жизни святых и многофигурными композициями с сюжетами из Библии. В храме хранятся хоругви времен крестовых походов и подлинные настенные крепления для них. Резной иконостас с позолоченным декором и сценами первого и четвертого дней Сотворения мира был выполнен в 1780 году.
Церковь Григория Армянского стоит на вытянутом основании и представляет собой четверик, переходящий в восьмерик со световым барабаном и сводом. Внутреннее убранство храма было полностью восстановлено. Сейчас придел выглядит так же, как и в XVI веке: беленые стены, кирпичный пол «в елку», карнизы, полуколонны, узкие окна, большие деревянные подсвечники с металлическими основаниями для тонких свечей. В витринах представлены элементы облачения священнослужителей XVII века. Тябловый иконостас со смещенными влево Царскими вратами был реконструирован век назад. На нем закреплены древние иконы и образа, нижнюю часть закрывают бархатные и шелковые завесы с вышитыми голгофскими крестами.
Церковь входа Господня в Иерусалим – двухъярусный восьмигранный столп, перекрытый сводом. Во время последней реставрации мастера обнаружили древние росписи, раскрыли их, но не стали восстанавливать поврежденные и утраченные элементы. Также над северным входом можно увидеть след от снаряда, попавшего в храм осенью 1917 года. Четырехъярусный иконостас с золочеными накладками был перенесен в придел в 1770 году из кремлевского храма Александра Невского.
Церковь Варлаама Хутынского была построена с нарушением симметрии, из-за чего Царские врата сместились вправо. Четверик, переходящий в восьмерик с цилиндрическим барабаном и сводом, освещает самое древнее в соборе паникадило. Тябловый иконостас, состоящий из старинных икон, был реконструирован в начале прошлого века. Самая ценная из них – «Видение пономаря Тарасия», написанная неизвестным новгородским художником в XVI столетии. Мастер изобразил панораму города и повседневную жизнь новгородцев с удивительной точностью.
«Пряничные» купола
Яркие расписные купола придают храму особое очарование. В сочетании с высокими лестницами, крутыми арочными проемами, красными стенами и ажурным декором фасадов пестрые луковичные маковки церквей подчеркивают сходство собора с пряничным теремом из старинной сказки. У тех, кто впервые видит этот архитектурный шедевр, остается только один вопрос: почему зодчие выбрали такое смелое и необычное художественное решение?
В пестром разнообразии нетипичных для православной архитектурной традиции куполов, по мнению некоторых историков, был заложен глубокий сакральный смысл. Они символизируют прекрасные сады Небесного Иерусалима, которые увидел Андрей Юродивый в одном из своих вещих снов. Одни деревья в этом райском месте цветут пышным цветом, другие радуют взор спелыми плодами, а третьи уже сменили сочную летнюю зелень убранства на золотую листву. Эта версия имеет право на существование, так как собор был назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а сам праздник Покрова появился также благодаря сну, в котором Андрею Юродивому явилась Божья Матерь.
Если смотреть на храм сверху, в сочетании куполов можно увидеть гелиоцентрический макет солнечной системы с восемью планетами, окружающими Солнце. Эту теорию подтверждают солярные символы на куполах, отображающие движение и направление вращения этих планет. Например, купол церкви Александра Свирского, закрученный в противоположном от всех направлении, судя по всему, символизирует Венеру, которая вращается так же относительно других планет и Солнца. Признаков движения нет только на куполе церкви Киприана и Иустины. По ровным полосам и расцветке в этом архитектурном элементе можно узнать Уран.
Маловероятно, что гелиоцентрический принцип расположения и расцветка куполов были заложены в момент основания храма. Скорее всего, планетарная символика появилась во время реконструкции конца XVII века. Есть сведения, что изначально храм был выдержан в строгом архитектурном стиле практически без декора и ярких красок.
Интересные факты
Официальное название храма – собор Покрова на Рву. Храмом Василия Блаженного стали называть его в честь известного всей Москве чудотворца. Василий Блаженный бродил по городу зимой и летом, едва лишь прикрытый одеждой, проповедовал милосердие и собирал деньги на строительство храма. Каждый вечер Василий приходил на Красную площадь и через правое плечо бросал пожертвования на землю. Эти деньги никто не поднимал, и когда скопилась большая сумма, юродивый передал все монеты царю. В честь чудотворца построили церковь, которая была открыта всегда, и днем и ночью. Василия Блаженного похоронили между приделами Трех патриархов и святой Троицы у Покровского храма. Позже над местом его погребения построили церковь, ставшую десятым приделом и получившую имя канонизированного к тому времени чудотворца.
В соборе уникальная акустика. Любой звук, отражаясь от стен, многократно усиливается и приобретает необычайную насыщенность. Эта особенность объясняется просто: во время строительства в стены замуровали тысячи глиняных горшков с открытыми горловинами, которые и создают удивительный стереофонический эффект.
Долгое время ходили слухи о подземных ходах, которые связывали собор с Кремлем. Исследователи искали эти тайные галереи, но не могли найти. Теория подтвердилась курьезным образом, когда из случайно обнаруженного провала в фундаменте выскочил барсук. Этот зверек, пробравшийся из Троицкого сада, указал правильное направление поисков.
Легенды и мифы
Случайное спасание. Храм чудом уцелел во время масштабной антирелигиозной кампании начала прошлого века. О спасении собора от сноса есть интересная история. Когда Каганович представлял Сталину проект реконструкции главной площади страны, он, случайно или намеренно, смахнул со стола символическую модель собора, демонстрируя, сколько места будет освобождено для проведения демонстраций и других патриотических мероприятий. Сталин был не в духе и раздраженно заметил: «Лазарь, поставь храм на место». Настаивать на сносе Каганович не решился, что и сохранило православную жемчужину от уничтожения.
Пожар в Новгороде. Василий Блаженный, почитаемый Иваном Грозным чудотворец, был приглашен к царю на обед. Когда разлили вино гостям и подняли чаши во здравие, Василий подошел к окну и выплеснул содержимое своего кубка на улицу. На резонный вопрос Грозного: «Зачем ты это сделал?», Блаженный ответил, что он тушил пожар в Великом Новгороде. Вскоре выяснилось, что во время того самого обеда в городе действительно начался страшный пожар, но огонь внезапно погас, не причинив ущерба ни людям, ни зданиям.
Загадочные зодчие или зодчий? В течение нескольких веков считалось, что Грозный доверил строительство собора двум мастерам – Постнику Яковлеву и Барме. Не так давно историки пришли к выводу, что зодчий, вероятнее всего, был один, и имя его было Иван Яковлевич Барма по прозвищу Постник. Также долгое время ходили упорные слухи о том, что царь после возведения храма приказал ослепить мастеров, чтобы они не смогли построить ничего похожего. Однако и этот миф был опровергнут. Ученые обнаружили документы, подтверждающие, что Постник позже принимал участие в создании таких архитектурных шедевров, как Казанский кремль, Никольский храм, Благовещенский и Успенский соборы, а значит, он не мог быть слепым.
Страшный случай на отпевании. В 1589 году на территории храма был похоронен известный юродивый Иоанн Московский, прозванный в народе Большим Колпаком. Когда его отпевали, внезапно разразилась гроза невиданной силы. В старинных документах зафиксированы свидетельства очевидцев, которые утверждали, что в храме, где стоял гроб с телом юродивого, «опалило иконы, священника подняло в воздух и многих людей побило». Чудеса не закончились и после погребения: больные, просившие об исцелении над гробом Большого Колпака, удивительным образом выздоравливали. Почти через век после смерти Иоанн Московский был причислен к лику святых.
Расписание богослужений
Службы проходят на второй день Пасхи и каждое воскресенье с 10 утра. Божественная литургия заканчивается прочтением акафиста Василию Блаженному у раки святого. Уточнить информацию о посещении литургии в определенный день можно на сайте Московского патриархата.
Богослужения в соборе Василия Блаженного были разрешены 18 ноября 1991 года указом Президента РСФСР. Первая служба в одной из церквей состоялась 14 октября 1993 года – на престольный праздник Покрова Богородицы. Регулярные богослужения в церкви Василия Блаженного начались 15 августа 1997 года после завершения реставрационных работ в главной церкви собора.
Экскурсии по храму Василия Блаженного
Как один из филиалов Исторического музея и уникальный архитектурно-художественный памятник, храм является популярнейшей московской достопримечательностью. Попасть сюда можно в составе сборной экскурсии в сопровождении гида. Экскурсионные предложения посвящены разным тематикам, связанным с историей собора. Часть из них адаптирована для детской аудитории. Гости могут выбрать любую из следующих программ: «Покровский собор – обетный храм Ивана Грозного», «Василий Блаженный и юродивые Варварского крестца», «Живопись Покровского собора», «Государев храм», «Московские юродивые Покровского собора», «Царь Иван и Покровский храм» и другие.
Также в списке программ есть интересные аудиоэкскурсии для гостей всех возрастов: аудиоквест для детей от 7 до 17 лет – вместе с билетом каждый участник получает книжку со схемой и заданиями, и стандартная аудиоэкскурсия по собору.
Храм Василия Блаженного – один из самых узнаваемых и красивых историко-архитектурных памятников России. Его биография соткана из чудес и легенд, а архитектура – из нетривиальных художественных решений. Экскурсия по собору – это не просто знакомство с историей и древними православными реликвиями. Это погружение в удивительное прошлое, в котором жили чудотворцы и прорицатели, талантливые живописцы и гениальные зодчие.
Как добраться до храма Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного, являясь неотъемлемой частью архитектурного ансамбля главной площади страны – Красной площади, расположен в самом сердце столицы, в непосредственной близости от Нулевого километра, что объясняет развитую транспортную инфраструктуру в данном районе Москвы. Как результат, добраться до храма Василия Блаженного не составляет труда ни на метро, ни на наземном общественном транспорте, ни на личном автомобиле.
На метро
Ближайшими по отношению к храму Василия Блаженного являются следующие станции Московского метрополитена: «Охотный Ряд» (Сокольническая линия), «Площадь Революции» (Арбатско-Покровская линия) и «Китай-город» (Калужско-Рижская и Таганско-Краснопресненская линии). Рассмотрим более детально, как добраться до храма от каждой из упомянутых станций.
От станции метро «Охотный Ряд»
Добравшись до станции метро «Охотный Ряд», поднимитесь в город, воспользовавшись выходом №7. Покинув вестибюль станции, пересеките Нулевой километр и выйдите на Красную площадь, пройдя сквозь Воскресенские ворота. Следуйте прямо, не сворачивая,
500 м., и Вы достигнете главного входа в Покровский собор.
От станции метро «Площадь Революции»
Добравшись до станции метро «Площадь Революции», поднимитесь в город, воспользовавшись выходом №11. Покинув вестибюль станции, поверните налево и двигайтесь по Богоявленскому переулку
250 м., вплоть до Гостиного двора, после чего поверните направо и следуйте
250 м. по ул. Ильинке. Спустя несколько минут Вы достигнете Средних торговых рядов и Лобного места, а по левую руку откроется прекрасная панорама на «пряничные» купола Покровского собора.
От станции метро «Китай-город»
Добравшись до станции метро «Китай-город», поднимитесь в город, воспользовавшись выходами №14 (Таганско-Краснопресненская линия) или №13 (Калужско-Рижская линия). Покинув вестибюль станции, двигайтесь по ул. Варварка
8 мин.), после чего увидите перед собой храмовый комплекс Покровского собора.
На наземном общественном транспорте
В непосредственной близости от Покровского собора совершают остановки городские автобусы, следующие по маршрутам М90 и с920 (бывший К). Расстояние от остановки общественного транспорта «Красная площадь» до храма Василия Блаженного не превышает 250 м.
На машине
Добраться до храма Василия Блаженного на машине не составит особого труда, если под рукой окажется приложение «Яндекс.Навигатор» или его аналоги (например, «Яндекс.Карты», Google Maps, 2GIS и т. д.). Для того чтобы проложить наиболее быстрый маршрут от текущей геопозиции до популярной достопримечательности, достаточно набрать название объекта или его адрес (Москва, Красная площадь, 7) в поисковую строку навигатора, после чего алгоритмы искусственного интеллекта отобразят наиболее эффективный и комфортный для движения путь с учетом дорожной ситуации и прочих нюансов. Следует отметить, что в районе храма Василия Блаженного крайне мало мест, где можно припарковать автомобиль. Рекомендуем воспользоваться платной городской парковкой по ул. Ильинка или парковочной зоной на Васильевском спуске. Стоимость одного часа аренды парковочного места составит 380 руб.