храм михаила архангела что в бору углич
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Жемчужины России. УГЛИЧ.Церковь Михаила Архангела «что в бору» в Архангельском под Угличем
Как гласит легенда, давным-давно благочестивые миряне из ближайшего села задумали поставить церковь у Ярославской дороги. Неожиданно возникло препятствие: выстроенное за день к утру следующего дня таинственным образом разрушалось. Вскоре одному из строителей было ниспослано видение, из коего следовало, что высшие силы определили для церкви место на небольшом островке среди лесных болот. Так в нескольких верстах от ближайшего жилья, «в бору», появилась первая рубленая церковка. Вскоре при храме возник Архангельский монастырь.Точное время его появления не известно, но в конце XV века монастырь уже существовал.
В Смутное время, как и другие угличские монастыри, он был разорен поляками.На Страстной седмице 1610 г. от рук интервентов погибли 40 иноков во главе с игуменом Михаилом, а вместе с ними – 300 мирян. С окончанием Смуты монастырь возродился.В XVII веке в нем находились церкви Рождества Богородицы и Михаила Архангела. Все постройки были деревянные В 1663 г. монастырь как несостоятельный был приписан к угличскому Воскресенскому и в этом статусе оставался вплоть до 1764 г., когда обе обители были упразднены.Монастырский храм стал обычной приходской церковью.В 1787 г. вместо прежних деревянных храмов прихожане построили новый каменный храм, до сих пор украшающий пейзаж этих чудных мест.
В архитектуре церкви ничего исключительного – обычный двухэтажный храм с пятью главами, трапезной, каких много не только в округе Углича, но и в центре России. Но как строителям удалось соотнести его с данным местом! Чудная простота побеленной кладки, незамысловатых архитектурных деталей так вяжется с окружающими соснами, лесной полянкой и удаленностью не только от шума машин, но и от окрестных деревень. Въезжая по дороге в Архангельское, будто попадаешь в другой мир. От села давно ничего не осталось – только погост и церковь, возносящая к небу свои главы.
В конце XIX в. рядом с храмом построили высокую колокольню из красного кирпича.Удивляешься, зачем была нужна она маленькому сельскому приходу, когда такая громадина могла осенять и крупный монастырь? Но ныне, не вдаваясь в ее архитектурные формы, мы скажем, что она была нужна как живописное дополнение, как яркое цветовое пятно, дополнившее простоту и белизну самого храма.
Архангельская церковь никогда не закрывалась, и в ней на удивление целостно сохранился интерьер XIX века, такой мало примечательный и обычный, но после варварства послереволюционных лет ставший исключительной редкостью. Там видны раскрашенные полы, поздняя масляная живопись, лепнина. Иконостас, хотя и с трехгранным выступом, своими формами очень напоминает иконостас церкви Царевича Димитрия «на крови». Прежнее убранство нижнего Введенского храма почти утрачено. Ныне его образуют современные росписи и иконы, в выразительности, кажется, превосходящие старинные украшения верхнего. Они тщательно следуют канонам и формам традиционной древнерусской живописи.
Церковь стоит в очень живописном и уединенном месте. Здесь хорошо просто отдохнуть от шума и суеты городов.
Царская семья перед Серафимом. По правую руку от Николая сидит Паша Саровская. Картина священника Сергия Симакова
Использован материал: » Храм «в бору» как образ Святой Руси » http://www.portal-slovo.ru/impressionism/42243.php
Из лучших работ II Конкурса юношеских исследовательских работ по историко-церковному краеведению
Процитировано 3 раз
Понравилось: 3 пользователям
Церковь Михаила Архангела «в бору»
Как гласит легенда, давным-давно благочестивые миряне из ближайшего села задумали поставить церковь у Ярославской дороги. Неожиданно возникло препятствие: выстроенное за день к утру следующего дня таинственным образом разрушалось. Вскоре одному из строителей было ниспослано видение, из коего следовало, что высшие силы определили для церкви место на небольшом островке среди лесных болот. Так в нескольких верстах от ближайшего жилья, «в бору», появилась первая рубленая церковка. Вскоре при храме возник Архангельский монастырь.Точное время его появления не известно, но в конце XV века монастырь уже существовал.
В Смутное время, как и другие угличские монастыри, он был разорен поляками.На Страстной седмице 1610 г. от рук интервентов погибли 40 иноков во главе с игуменом Михаилом, а вместе с ними – 300 мирян. С окончанием Смуты монастырь возродился.В XVII веке в нем находились церкви Рождества Богородицы и Михаила Архангела. Все постройки были деревянные В 1663 г. монастырь как несостоятельный был приписан к угличскому Воскресенскому и в этом статусе оставался вплоть до 1764 г., когда обе обители были упразднены.Монастырский храм стал обычной приходской церковью.В 1787 г. вместо прежних деревянных храмов прихожане построили новый каменный храм, до сих пор украшающий пейзаж этих чудных мест.
В архитектуре церкви ничего исключительного – обычный двухэтажный храм с пятью главами, трапезной, каких много не только в округе Углича, но и в центре России. Но как строителям удалось соотнести его с данным местом! Чудная простота побеленной кладки, незамысловатых архитектурных деталей так вяжется с окружающими соснами, лесной полянкой и удаленностью не только от шума машин, но и от окрестных деревень. Въезжая по дороге в Архангельское, будто попадаешь в другой мир. От села давно ничего не осталось – только погост и церковь, возносящая к небу свои главы.
В конце XIX в. рядом с храмом построили высокую колокольню из красного кирпича.Удивляешься, зачем была нужна она маленькому сельскому приходу, когда такая громадина могла осенять и крупный монастырь? Но ныне, не вдаваясь в ее архитектурные формы, мы скажем, что она была нужна как живописное дополнение, как яркое цветовое пятно, дополнившее простоту и белизну самого храма.
Архангельская церковь никогда не закрывалась, и в ней на удивление целостно сохранился интерьер XIX века, такой мало примечательный и обычный, но после варварства послереволюционных лет ставший исключительной редкостью. Там видны раскрашенные полы, поздняя масляная живопись, лепнина. Иконостас, хотя и с трехгранным выступом, своими формами очень напоминает иконостас церкви Царевича Димитрия «на крови». Прежнее убранство нижнего Введенского храма почти утрачено. Ныне его образуют современные росписи и иконы, в выразительности, кажется, превосходящие старинные украшения верхнего. Они тщательно следуют канонам и формам традиционной древнерусской живописи.
На церковном кладбище встречаются захоронения двухсотлетней давности. Необычны кованные кресты, установленные на старых могилах.
Церковь стоит в очень живописном и уединенном месте. Здесь хорошо просто отдохнуть от шума и суеты городов.
Церковь находится по адресу: Угличский район, с.Архангельское.
Архангельское. Церковь Михаила Архангела.
Храм Архангела Михаила «что в бору»
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Михаило-Архангельская церковь построена в 1789 году. До реформы 1764 г. на этом месте находился Михайло-Архангельский монастырь. После его ликвидации на этом месте в 1789 г. была построена Архангельская церковь, сохранившаяся до наших дней.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.
Как гласит легенда, давным-давно благочестивые миряне из ближайшего села задумали поставить церковь у Ярославской дороги. Неожиданно возникло препятствие: выстроенное за день к утру следующего дня таинственным образом разрушалось. Вскоре одному из храмоздателей было ниспослано видение, из коего следовало, что высшие силы определили для церкви место на небольшом островке среди лесных болот. Так в нескольких верстах от ближайшего жилья, «в бору», появилась первая рубленая церковка. Вскоре при храме возникла небольшая монашеская община. Случилось это в XV в., а двести лет спустя обитель была разорена поляками. На Страстной седмице 1610 г. от рук интервентов погибли 40 иноков во главе с игуменом Михаилом, а вместе с ними – 300 мирян. С окончанием Смуты монастырь возродился, однако былого процветания достигнуть не смог и в середине XVIII в. был упразднен властями. Монастырский храм стал обычной приходской церковью.
В 1787 г. место деревянного храма заняла новая каменная церковь на высоком подклете со звонницей. Небольшая община пользовалась помощью состоятельных благотворителей из весьма отдаленных мест – вплоть до самого Санкт-Петербурга. Монастырские традиции сохранялись благодаря подвижникам, селившимся при храме, словно в скиту. Наибольшую славу снискал блаженный старец Василиск (1790-1863), пришедший в угличский бор из столицы в 1841 г. и подвизавшийся здесь до самой кончины. В конце XIX в. рядом с храмом построили высокую колокольню из красного кирпича. В годы Советской власти уединение помогло церкви избежать поругания. Фактически Михаило-Архангельскую церковь в предвоенные годы никто не закрывал. Несколько лет в ней служил о.Кассиан (С.Ярославский), в 1964 г. занявший архиерейскую кафедру Костромской епархии и возглавлявший ее до 1990 г.
Храм, выстроенный в конце XVIII столетия в селе Архангельское на месте древнего, упразднённого в 1764 г. Архангельского монастыря. В советский период не закрывался в силу своей удалённости от больших населённых пунктов, поэтому в нём прекрасно сохранились росписи.
В живописном лесном массиве, всего в 8 километрах от Углича, в селе Архангельское Угличского района находится удивительно красивый и почти не тронутый временем и людьми храм Михаила Архангела «что в бору». Удивительны и место, на котором располагается храм, и история его существования, уходящая вглубь веков. Как гласят предания, в XV столетии жители Архангельского решили выстроить деревянный храм, посвятив его Архангелу Михаилу. Спустя время храм был выстроен, а вокруг него образовался монастырь с одноимённым посвящением. Разорённый поляками в 1609 г. Михаило-Архангельский монастырь был восстановлен, но в 1654 г. приписан к Угличской Воскресенской обители, а в 1764 г. оба монастыря были упразднены.
Обветшавший Михаило-Архангельский храм, ставший обычной приходской церковью, местные жители решили перестроить в камне, воплотив это решение в жизнь в 1787 г. Белокаменный двухэтажный пятиглавый красавец-храм с трапезной и двухъярусной колокольней очень гармонично вписался в окружающий ландшафт, сразу став центральным композиционным элементом села. В нижнем (тёплом) этаже храма освятили престол в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в верхнем (холодном) – во имя Архистратига Михаила. Внешнее убранство фасадов довольно лаконично и просто. Высокие прямоугольные окна обрамлены фигурными наличниками, фасады декорированы разделяющим ярусы пояском, а сам храм увенчан пятью луковичными главами на тонких глухих барабанах, причём центральная глава гораздо больше и массивнее боковых.
Интерьеры храма неизвестные живописцы украсили фресковой живописью, обновлённой на рубеже XIX–XX в.в. Видимо, в тот же период рядом с храмом была выстроена краснокирпичная четырёхъярусная колокольня, ставшая ярким контрастирующим элементом храмового ансамбля.
К началу минувшего столетия Михаило-Архангельская церковь «что в бору» была действующей, её причт состоял из священника, диакона и псаломщика, а прихожанами были жители Архангельского и окрестных деревень (всего 1355 мужчин и женщин). В приходе действовала церковно-приходская школа, которая содержалась на средства церкви. В собственности храма находились церковные дома, пахотные земли и без малого 10 000 руб. причтового капитала.
Смена государственного устройства в 1917 г. практически не затронула расположенный вдали от больших населённых пунктов Михаило-Архангельский храм. Он был действующим и до Великой Отечественной войны, и после неё. Поэтому фресковая живопись, сплошным ковром покрывшая стены и своды верхнего и нижнего храмов, а также иконостасы и другие элементы интерьера практически полностью, за исключением убранства нижнего Введенского храма, сохранились до наших дней.
В настоящее время в храме, как и два столетия назад, настоятелем храма иеромонахом Рафаилом (Симаковым) совершаются богослужения, а в ансамбль церкви помимо колокольни входит небольшая деревянная надкладезная часовня. Живописную местность у храма дополняет Святой пруд, в котором, по преданию, иноки Архангельского монастыря спрятали от поляков ценности из ризницы; старинный некрополь с необычными коваными крестами над надгробьями; братская могила защитников монастыря, над которой в 1986 г. местными жителями был установлен деревянный крест и болотистая Чёрная лужа, в которой, как гласит легенда, были утоплены тела интервентов.
Храм михаила архангела что в бору углич
ХРАМ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА ЧТО «В БОРУ»
(ранее Михаило-Архангельский монастырь )
Своей сокровенностью, уединенностью, таинственностью Архангельский храм невольно напоминает нам Легенду о невидимом граде Китеже. Большая часть того, что содержит в себе это место, как будто ушло под воды истории, стало невидимым, но остается ощутимым для тех, кто «никакова помысла» не имеет «лукава и развращенна, и мятущего ум и отводящаго в места оного мысли человека того хотящаго итти», увидеть его могут лишь чистые душой люди.
Первым и самым очевидным свидетельством уединенности и прикровенности этого святого места является уже сам топоним «Архангельское «что в бору»». Такое название храм получил не случайно. Подтверждение этому находим в Угличском летописце: «…А навозили дрова и лес строевой на ту площадь из бору Архангельского: там были великие леса и рощи непроходимые в тогдашнее время».
История.
Как гласит легенда, давным-давно благочестивые миряне из ближайшего села задумали поставить церковь у Ярославской дороги. Неожиданно возникло препятствие: выстроенное за день к утру следующего дня таинственным образом разрушалось. Вскоре одному из строителей было ниспослано видение, из коего следовало, что высшие силы определили для церкви место на небольшом островке среди лесных болот. Так в нескольких верстах от ближайшего жилья, «в бору», появилась первая рубленая церковка.
Вскоре при храме возник Архангельский монастырь. Точное время его появления и кем он основан не известно, но в конце XV века монастырь уже существовал.
Впервые он упоминается в житии прп. Паисия Угличского: игумен Михаило-Архангельского монастыря Георгий в 1482 г. был приглашен в Угличский Покровский монастырь на освящение первого каменного храма.
В Смутное время, в 1610 году, Михаило-Архангельский монастырь был разорен во время польско-литовского нашествия, как и другие угличские монастыри.
На Страстной седмице 1610 г. от рук интервентов погибли 40 иноков во главе с игуменом Михаилом, а вместе с ними – 300 мирян. «В сем монастыре Игумен Михаил, 40 иноков и 300 человек частных людей укрывались от звероподобных ляхов; так как монастырь был деревянный, то полякам нетрудно было завладеть оным; они ограбили монастырь, изрубили всех, кто только защищался, а здание монастырское было предано истребительному пламени».
Эта братская могила до сих пор сохранилась на территории Архангельского кладбища.
С окончанием Смуты монастырь возродился. В XVII веке в нем находились церкви Рождества Богородицы и Михаила Архангела. Все постройки были деревянные В 1663 г. монастырь как несостоятельный был приписан к угличскому Воскресенскому и в этом статусе оставался вплоть до 1764 г., когда обе обители были упразднены. Монастырский храм стал обычной приходской церковью. В 1787 г. вместо прежних деревянных храмов прихожане построили новый каменный храм, до сих пор украшающий пейзаж этих чудных мест.
По приправочным книгам до разорения в монастыре было две церкви – Архангела Михаила и теплая церковь Зачатия Иокима и Анны, деревянные клети, и колокольня.
Через некоторое время монастырь был восстановлен, но развитие хозяйства монастыря прервалось, монастырь «…по литовском разорении долгое время в ветхости стоял».
В 1654 г. царь Алексей Михайлович по просьбе ростовского владыки Ионы (Сысоевича) повелел приписать оскудевший Михайло-Архангельский монастырь к Воскресенскому «что на луже».
В 1764 г., во время секуляризации церковных земель, монастырь переводится в разряд сельских церквей.
Дошедший до наших дней каменный двухэтажный храм «построен в 1787 г. тщанием прихожан» на месте обветшавших деревянных построек. В 1880-х годах около храма была построена высокая кирпичная колокольня и ограда вокруг храма, с двумя большими воротами.
На кладбище при храме Михаила Архангела есть несколько особо почитаемых могил. Одна из них, возможно древнейшая из сохранившихся, – Братская могила жертв польско-литовской интервенции. Как говорится в небольшой исторической справке, составленной Владыкой Кассианом (Ярославским), «в дни пасхальные с большим страхом дерзнули собраться из окружающих лесов на монастырское пепелище скрывавшиеся жители, со слезами собрали кости и остатки тел пострадавших патриотов в одну общую братскую могилу и благословенно погребли».
Текст таблички на Братской могиле:
«Под сим крестом погребены тела избиенных и сожженных подвижников, иноков святой обители Архистратига Божия Михаила, Блаженного игумена Михаила и 40 братий с ними 300 человек мирян принявших таковую мученическую кончину при разорении сей обители поляками в 1610 году. Всещедре Господи, сопричти их к лику славных страстотерпцев и мучеников Твоих и нам грешным по молитвам их подай здравие и спасение. Аминь».
При церкви Михаила Архангела никогда не прекращалось почитание этих мучеников, никогда не прекращалось бережное обихаживание их могилы, на ней всегда служились панихиды, местные жители до сих пор берут с нее землю. Осенью 1986 года местные крестьяне М. Бурдаев и А.Кашин установили большой деревянный крест на могиле, а следующей весной могильный холм весь покрылся ландышами.
На территории Архангельского храма есть еще одна почитаемая могила, к которой не зарастает народная тропа. Здесь похоронен живший в ХIХ веке Блаженный старец, инок Василиск. «Вследствие общего глубокого уважения к подвижнику Божию, могила для него была приготовлена против алтаря церкви, где и опущен был гроб с остатками незабвеннаго богомудраго старца Василиска», – говорится в жизнеописании подвижника.
В детстве Василиск впал в расслабление и 12 лет был прикован к постели. Очень скоро он ушел из родного дома, став юродивым, долго скитался в поисках уединения, пока ему не было видения о том, что ему нужно переселиться в Углич. Здесь он узнал о прекрасном и пустынном месте около храма Архангела Михаила, где вскоре поселился в отдельной келье. Старец успешно обучал грамоте детей, исцелял больных и бесноватых, обладал даром прозорливости. Ко всем многочисленным богомольцам, стекавшимся к нему, он обращался не иначе как «ангел мой» или «друг ты мой».
В 1991 г. местный крестьянин М. Бурдаев поставил большой деревянный крест на могиле инока Василиска.
Не успела на нем тогда просохнуть краска, как в мусоре церковной кладовой обнаружилась железная дощечка с надписью, которую теперь можно прочитать над могилой святого старца:
«Блаженный старец инок Василиск, подвизавшийся при храме св. Архистратига Михаила 22г. скончался 8 марта 1863г. на 73 году жизни. Упокой, Господи, душу раба Твоего – великого труженика, молитвенника, утешителя страждущих, понесшего подвиги странничества, юродства, молчания, пустынножительства, постника, прозорливца и чудотворца. И всех, молитвенно чтущих память его, Всеблагий Господи, помилуй и спаси! Родился старец 2 мая 1790 г. День его ангела 3 марта. Имена родителей его: Макарий и Евфимия».
Сейчас на могиле старца Василиска растет огромная береза. Это еще одно свидетельство святости старца, потому что она представляет собой три дерева, стволы которых переплелись и срослись в одно. Прихожане храма берут земельку из-под корней этой березы: «У Василиска березка большая растет и у нее между корней землю берут, если заболит где-то, приложим или потрем», – рассказывает Агриппина Петровна. «И у Василиска берут, и там, где Братская могила на холме тоже берут, и сейчас берут, и водичку берут со святого пруда. Не от особенных болезней, а вера много значит».
По рассказам одного из прихожан Архангельского храма о чуде, происшедшем с ним на могилке Василиска: «Однажды со мной был случай такой. Зимой во время крестного хода я очень замерз. Был мороз, шел дождь со снегом, варежки были мокрые. Я подошел к могиле старца, стал молиться. И вдруг оказалось, что береза-то теплая. Я приложился к ней, а она как печка дома».
Большую часть своей жизни посвятил Архангельскому храму его настоятель с 1943 по 1961 год Архиепископ Костромской и Галичский Кассиан. Он начал служить здесь еще до пострижения в монахи, уже пережив годы ссылок и заключений.
За годы службы в Архангельском Владыке не раз предлагали сменить приход, но он всегда находил предлог, чтобы остаться здесь. Только в 1961 он не сумел отказаться от настоятельства в храме царевича Димитрия «на поле», после чего был возведен в сан епископа. Но и после этого он не оставлял приход своими заботами.
Несмотря на все изменения здесь по-прежнему как будто нет никакой связи с миром. Все, кто приходит на это место впервые, поражаются незыблемостью и вневременной устойчивостью открывающегося внутри густого леса зрелища неразрывной связи Храма с природой Божией.
Игумен Рафаил (Симаков) и храм Архангела Михаила, что в Бору (+ВИДЕО)
Видеофильм из цикла «Такая служба»
Мы находимся в 10 километрах к северо-востоку от Углича. Здесь, в глухом сосновом бору, ещё в конце XI века возник монастырь, названный Архангельским. В Смутное время, как и многие другие угличские монастыри, он был разорён поляками. В 1610-м году от рук интервентов погибли 40 иноков монастыря во главе с игуменом Михаилом, а вместе с ними – 300 жителей окрестных деревень. Много позже здесь были построены две деревянные церкви, а монастырь упразднён. В 1787-м году вместо прежних деревянных храмов прихожане построили новый каменный храм, до сих пор украшающий здешний пейзаж. Называется он несколько необычно – храм Архангела Михаила, «что во бору». В конце XIX века рядом с храмом построили высокую колокольню из красного кирпича.
Теперь перенесёмся в конец XX века. В деревню Загайново, что неподалёку от храма, переселился из Москвы известный художник-нонконформист Сергей Симаков. Он входил в группу «20 московских художников» и участвовал в знаменитых выставках в подвале на Малой Грузинской улице. Сергей Симаков взялся за восстановление храма Архангела Михаила и внутреннюю роспись храма. Спустя время стал священником, а потом и настоятелем этого храма. После смерти супруги отец Сергий принял монашеский постриг с именем Рафаил. С тех пор игумен Рафаил регулярно проводит службы в любимом храме. А в Угличе работает Галерея современного православного искусства «Под Благодатным Покровом», в которой представлены картины художника Сергея Симакова. Помимо этого, есть клуб с небольшой картинной галереей, где проходят показы фильмов, ведь отец Рафаил ещё входит в состав жюри православного кинофестиваля. Вне всякого сомнения, современную культурную жизнь Углича и Ярославля невозможно представить без отца Рафаила.
И ещё хочется рассказать о необычной дружбе, которая возникла у отца Рафаила и знаменитого режиссёра Алексея Балабанова. Продолжалась она несколько лет и закончилась в 2013-м году безвременным уходом из жизни замечательного режиссера. Отец Рафаил был соавтором двух его последних фильмов — «Морфий» и «Я тоже хочу»: помогал с выбором локаций и массовки из актёров местного театра, участвовал в написании сценариев и даже снялся в одной из сцен фильма.
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст как струпья положил.
Он понял масла густоту, –
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст как спичка тухнет.
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.
– В чем для вас заключается священническое служение людям? Это богослужение или что-то еще?
– Нам велено нести ношу ближнего своего. Без этого нет спасения. Потому что, индивидуально спасаясь, то есть приводя в порядок свою душу, становясь людьми Божьими, мы начинаем привлекать к себе других людей. Но это, к сожалению, бывает в исключительных случаях. В идеале, конечно, Божий человек становится сотворцом. То есть он должен предпринять все усилия и всю свою жизнь положить на то, чтобы излечить свою душу и помогать излечивать души окружающих людей. И нести Слово Божие, которое является самым главным животворящим элементом нашей жизни. Но мы, к сожалению, его и несём плохо, и воспринимаем плохо, когда слышим от других. Это недостатки нашего человеческого естества. Мы позволяем себе быть достаточно равнодушными к Богу и к людям. И все это складывается в довольно печальную картину нашей жизни.
Нести Слово Божие, которое является самым главным животворящим элементом нашей жизни
– Когда человек становится священником или монахом, он делает это для себя или для людей?
– Прежде всего, для себя, наверное. И это не эгоизм. Очень хочется быть ближе к спасению, к Богу ближе быть – по мере того как пришел в Церковь и стал хоть немного понимать и чувствовать, зачем она нужна и кто такой Бог. Очень захотелось быть ближе. Не просто в храме стоять, но еще и участвовать в священнодействии. Правда, прежде священнодействие происходило без всяких алтарных преград и солеи, отделяющей священническую часть от места, где стоит народ. Христиане пребывали в единстве. Сейчас же у нас, конечно, это разделение на священнослужителей и мирян слишком усугубилось, и надо как-то его преодолевать, по мере наших слабых человеческих сил. И постараться быть совместно ближе к Богу. Потому что зачастую мы, как и я сам когда-то, ничего не понимаем из того, что в церкви происходит, но чувствуем, зачем нужно быть здесь. А там, вне храма, в миру, всё тянет к погибели. А спасение – здесь. Ничего прекраснее богослужения я в своей жизни не видел, не слышал и не чувствовал.
– Один наш знакомый православный священник подписывался «слуга слуг». Это возвращает, наверное, нас к Библии, к тому моменту, когда Иисус омыл ноги своим ученикам. Вот такой вид служения. Как вы к этому относитесь?
– Не знаю. Это, наверное, только человек, достигший высокой степени совершенства, мог о себе сказать. Мне это недоступно пока еще, так о себе говорить. В принципе, любой человек – сын Божий и слуга Божий. В том числе и в церковной среде, в зависимости от того, как человек себя воспринимает. Очень трудно мне сформулировать место свое, и я стараюсь об этом не думать. Потому что Бог весть, куда такие мысли завести могут. И в какие искушения тут можно впасть…
– А часто у вас бывает так, что вы чувствуете обратную связь? Видите, что какой-то человек тоже стал ближе к Богу?
– Я 30 лет служу в этом храме. Конечно, с течением времени Господь много чего открывал и показывал. И, конечно, то, что Он нам открывает, в основном происходит не через меня самого, а через людей. И я учусь у них, когда их исповедую, когда вместе с ними какими-то делами занимаюсь. И так до скончания дней моих будет. Потому что невозможно в одиночку идти по жизни. В людях столько хорошего и доброго, и жизнетворного, что, конечно, они очень мне помогают. И то же время отрадно видеть, когда человек начинает просветляться, сходит с того пагубного пути, по которому шел. Происходит его очищение и возвращение к Создателю, и, конечно, тут понимаешь, ради чего ты живешь. Такие подтверждения правильности выбранного мною пути были неоднократно. Хотя жизнь священника, да еще у нас, на поруганной земле, в разрушенной стране, – это, конечно, серьезное испытание.
Подтверждения правильности выбранного мною пути были неоднократно
– Вы сталкивались с чудесами?
– Господь вообще чудеса творил исключительно для того, чтобы искусить окружающих. То есть дело благое – исцелить человека. Но Он это делал, во-первых, в субботу, когда иудеям запрещено было что-то делать, а во-вторых, именно чтобы указать на то, что они неправы. То есть для обличения. У Него совсем другая задача была. Конечно, Он, мгновенно пожелав, мог бы исцелить всех больных людей на земле одновременно. Но Он считает, что это не нужно. Для нас-то это самое главное, конечно, мы не очень любим болеть. И понятно. Но Он посылает нам болезнь как испытание, и скорби разного рода – для того, чтобы мы невольно, хотя бы вопреки своему желанию, очистились. Он помогает нам таким образом очиститься от скверны. Но что касается чудес – они меня пугают. То есть когда я слышу, что где-то там что-то мироточит. У меня на выставке в Ярославле замироточили три картины, и когда мне позвонили – я пришёл в ужас. А вскорости у меня жена умерла. То есть это был знак такой – предупреждение. Но мы не очень-то прислушиваемся к этим предупреждениям. Потому что раз тебя предупредили, значит, надо как-то осторожнее жить дальше после этого. Надо меняться. Что-то в твоей жизни должно перемениться. И очень серьезно. Ну, так оно, собственно говоря, и получилось. Чудо это или не чудо – не знаю, но такое от Бога указание было.
Всё равно, даже тот положительный или отрицательный опыт жизни, который был накоплен к моим 34 годам, – это всё пригодилось. Из этого надо делать выводы какие-то. Вспоминать хорошее, что было, среди людей, которые не ходили в церковь, которые не крещены были. Бог же всё равно в них жил. В каждом человеке, где бы он ни находился, какого бы вероисповедания он ни был и чего бы он ни натворил. У Него же всё равно все – Его чада. Мы много судим о других и мало заботимся о том, что мы из себя представляем.
Бог же всё равно в них жил. В каждом человеке, какого бы вероисповедания он ни был
– С приходом Интернета, всяких современных средств связи, изменилась роль священника?
– Понимаете, мы называемся православными людьми, которые апостольское служение, по мере сил, конечно, в неповрежденном виде пронесли. Не то что мы этим гордимся, это просто так исторически сложилось, что мы служим так, как в апостольские времена служили. И самое главное во всем этом – можно через телевизор проповедовать, можно через Интернет, но самое главное – это личное общение человека с Богом, и, конечно, никакая телевизионная или онлайн-трансляция литургии никогда не даст человеку того, что в это время должно было с ним происходить. То есть это подмена, обман. А у нас вся жизнь строится на обмане, и чем искуснее человек обманет окружающих, тем более он почитаем в обществе. Так вот, это один из обманов, которые происходят при посредстве технических средств. Можно не смотреть, можно смотреть и быть святым человеком. Наверное.
Дело в том, что каждому из нас придётся отвечать индивидуально. Почему индивидуальное общение с Богом так важно? Потому что – вот как сейчас ты с Ним разговариваешь, точно так же ты будешь разговаривать с Ним потом. И если нынешний разговор с Ним – легкомысленный и пустословный, то же самое будет там, но только здесь я хоть сам себя могу уговорить, что я вроде не такой уж плохой, а там уже не уговоришь. Там все будет видно, кто ты есть. Насквозь. Все!