храброе сердце чем закончился
Храброе сердце содержание/сюжет фильма читать онлайн
В 13 веке Шотландия загибалась под оккупацией английских лордов. Этому надо было положить конец, поэтому и нашелся в народе свой герой, сумевший объединить разрозненные кланы и всыпать английским отрядам. Звали его Уильям Уоллес, и этот фильм про него.
Содержание/сюжет
Восстание разгорается, к отряду Уоллеса присоединяются и другие шотландские кланы. Уоллес одерживает несколько побед над английскими войсками, в том числе в битве при Стерлингском мосту. Однако во время Фолкеркской битвы шотландская знать предаёт Уоллеса, уйдя со своими войсками, и он терпит поражение. Уйдя в подполье, Уоллес убивает двух представителей знати, предавших его.
С Уоллесом встречается принцесса Изабелла, жена принца Эдуарда (будущего Эдуарда II), сына Эдуарда I.
Уоллес, всё же надеясь на поддержку со стороны шотландской знати, встречается с Робертом Брюсом (будущим королём Шотландии Робертом I). Но отец Роберта, втайне от сына, устроил засаду. Уоллес схвачен английскими солдатами.
В Лондоне Уоллеса судят за измену королю. Однако Уоллес говорит, что никогда не признавал и не признаёт Эдуарда своим королём. За это суд приговаривает его к «очищению через боль». На лондонской площади Уоллеса пытают. Уоллес, собрав последние силы, выкрикивает «Свобода!». Посмотрев на собравшуюся на площади толпу, Уоллес видит там Маррон и улыбается ей. В этот момент Уоллеса обезглавливают.
Некоторое время спустя Роберт Брюс с остатками шотландской армии встречается с английскими войсками на поле Баннокберна, чтобы получить согласие на коронацию. Однако взглянув на платок, который принадлежал Уоллесу, Брюс переосмыслил все. Выкрикивая имя Уоллеса, Брюс с шотландскими солдатами идут в атаку на англичан.
Храброе сердце
США | 1995 г. | 177 мин. | история
Рейтинг:
Кинопоиск 8,4 IMDb 8,4
Страна:
Длительность:
Режиссер фильма «Храброе сердце»:
Актеры фильма «Храброе сердце»:
Содержание фильма «Храброе сердце»:
Фильм «Храброе сердце» переносит зрителя в 13 век и рассказывает о непримиримой борьбе гордых шотландцев против английского королевства.
Вскоре в деревню наведались англичане. Один из солдат попытался изнасиловать Маррон, но Уоллесу удалось отбить любимую и они договариваются бежать из деревни и встретиться в лесу. Уоллесу удалось бежать. Маррон не пришла. Уоллес понимает, что ее поймали англичане и решает вернуться в деревню за любимой. Но пока он добрался до деревни местный шериф, «за нападение на солдат короля», порезав горло, казнит Маррон. Отныне только месть руководит Уоллесом.
Он возвращается в деревню с поднятыми руками. Шериф ждет его сдачи, но первый же английский солдат, остановивший Уоллеса, получает палашом по голове. В тот же миг, переполненная ненавистью к англичанам деревня восстает, и шотландцы безжалостно вырезают весь английский гарнизон. «Вишенкой на торте» бунта, становится публичная казнь Уоллесом английского шерифа, который так же как шериф поступил с его любимой, перерезал шерифу горло. Отныне и до смерти Уоллес стал вождем шотландцев, а у деревни уже нет пути назад.
С появлением вождя, шотландское восстание разгорается, и войско шотландцев растет из дня в день. Английский король посылает карательные войска для усмирения шотландцев. Но карательная операция заканчивается тем, что английский король с посылкой получает голову своего военачальника. Когда восстание заходит слишком далеко, чтобы победить, английский король подкупает шотландскую знать, которая предает Уоллеса, но Уоллесу удается спастись.
Понимая всю опасность шотландского восстания, английский король посылает на переговоры с Уоллесом жену своего сына принцессу Изабеллу (актриса Софи Марсо), которая из-за ненависти к королю Эдуарду и его сыну, не только раскрывает заговор короля, но и вступает в интимную связь Уоллесом. Тем временем наследный шотландский принц с Робертом Брюсом (актер Ян Баннен), сделав вид, что он не причем при помощи своего отца, предает Уоллеса. Уоллес попадает в плен к англичанам. В Лондоне Уоллеса судят за бунт измену королю и четвертуют его.
Казалось война закончена, но тут у Роберта Брюса просыпается совесть и война с англичанами разгорается с новой силой. А пока недвижимый и потерявший речь английский король ждет окончания войны с шотландцами, принцесса Изабелла рассказывает о перспективах его сына скоро умереть и о том, что она носит ребенка Уоллеса, которому суждено стать королем Англии.
«ХРАБРОЕ СЕРДЦЕ»: ПРАВДА И ЛОЖЬ
20-летию моего любимого исторического фильма посвящается.
Этот фильм – настоящая жемчужина жанра, которая сразу же приобрела статус культового исторического фильма о доблести, чести и преданности. Самоотверженная борьба простого парня за независимость своей родины не оставила равнодушными ни зрителей, ни критиков: для своего жанра (и рейтинга 18+) картина имела неплохой кассовый успех и удостоилась 5 Оскаров, в том числе в номинации «лучший фильм года».
Но насколько этот исторический фильм является историческим?
В смысле, насколько аккуратно и объективно отражены достоверные факты и насколько свободно трактуются те исторические эпизоды, которые и по сей день остаются камнем преткновения?
Предлагаю вам отправиться в небольшой исторический экскурс, во время которого попытаемся выяснить, носили ли шотландцы килты, кем всё-таки был Уильям Уоллес и как его на самом деле казнили.
В картине достаточно подробно показана жизнь будущего революционера. Уильям родился в семье простого фермера, влачившего довольно бедное существование. Согласно фильму, так продолжалось до тех пор, пока отец Уильяма не погиб от рук англичан. Только после этого трагического инцидента сирота попал на попечение к своему дяде, благодаря которому приобщился к наукам и военному ремеслу.
Но было ли всё так, как показал нам Мел Гибсон?
Конечно, достоверно задокументированных данных практически нет: согласитесь, фиксировать в 13-ом веке каждый шаг добропорядочного гражданина не было смысла; то ли дело опасный революционер! Но в одном историки единодушны: существует минимальная возможность того, что Уоллес был простым крестьянином. В худшем случае – он был сыном рыцаря. Некоторые исследования указывают на ещё более благородное происхождение: якобы Уоллес был наследником высокопоставленного аристократа из Шотландии.
Как видите, исторический портрет Уильяма уже имеет немало отличий от показанного на экране. Что неудивительно: сопереживать парню из низов, из народа куда проще, чем аристократу, вовлечённому в междоусобные разборки.
ПО ОДЁЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ
В фильме войска англичан показаны как организованные и одетые по единой форме одежды отряды. Не возьмусь судить о муштре и дисциплине, но что касается их униформы – очень сомнительно, что во времена Уоллеса войска Англии были одеты единообразно. Всеобщее распространение на Туманном Альбионе военная форма получила лишь в 17-ом веке. До этого солдаты хоть и состояли на постоянной службе, но о своём внешнем виде заботились сугубо самостоятельно.
Но куда интереснее обстоят дела с обновками у бунтарей-шотландцев.
Помните, как герои картины дерзко задирали подолы килтов и живописно демонстрировали англичанам свои белоснежные пятые точки? Да, сцена яркая, чего уж там. Да вот, увы, традиционный элемент мужского гардероба Шотландии в 13-ом веке был крайне слабо распространён. Подобно военной форме, килты стали популярны лишь в веке 17-ом.
Справедливости ради замечу, что такая фантазия была оправдана элементарной необходимостью различать в кутерьме экранных битв шотландцев и англичан.
Да, воины-горцы действительно красили лица небесно-голубым цветом, дабы устрашить неприятеля. Но подобная практика была распространена ещё во времена, когда Британские острова топтал сандалий римлянина. Правда, указом Императора Гонория Британия получила независимость от Рима ещё в 410-ом году, так что очень маловероятно, что спустя 1000 лет эта традиция была жива.
Но, конечно, уж больно сочная это была деталь в портрете нации, чтобы от неё так просто отказаться. Вот Гибсон и припомнил былое. Зато сегодня ни одно спортивное мероприятие с участием Шотландии не обходится без нанесения фанатами на свои лица раскраса, подобного тому, что был на Гибсоне.
БИТВА НА МОСТУ. НО БЕЗ МОСТА
Одной из самых ярких битв, показанных в «Храбром Сердце», стала Битва при Стерлингском мосту.
Что значит, не помните такой? Что значит, не было там никакого моста?
И вправду, в картине главная битва, подарившая Шотландии, как тогда казалось, независимость, происходила в чистом поле. По признанию самого Гисбона, это было сделано в угоду кинематографической привлекательности.
Как же было на самом деле?
На самом деле судьбоносное сражение произошло именно на мосту через реку Форт. Английская кавалерия пыталась перейти реку по мосту, но оказалась атакованной шотландцами, вооружёнными длинными копьями. Подоспевшее английское подкрепление лишь усугубило и без того бедственное положение дел: под натиском мост просто не выдержал и рухнул. Остатки армии были добиты ополченцами или сгинули в ближайшем болоте при попытке бегства.
Ну куда это годится? То ли дело стенка на стенку!
ЖУТКАЯ ГИБЕЛЬ ГЕРОЯ
Фильм заканчивается драматичной сценой казни несгибаемого патриота: героя обезглавливают и, как подсказывает позже голос за кадром, части его тела, в назидание, были отправлены в четыре конца Королевства.
Было ли всё именно так? Сразу обмолвлюсь, что Гибсон старался следовать историческим фактам до последнего. Но уж больно крамольной и жуткой выглядит его казнь, чтобы показать её на экране.
Оглашаю весь список сотворённого над Уильямом. Слабонервным и с богатой фантазией можно переходить к следующей главе про любовь.
Дело в том, что в те дремучие средневековые времена за государственную измену казнили весьма изощрённо и кровожадно. Приговорённого к смерти ждала «пятиступенчатая» процедура умерщвления. Сначала человека вешали. Потом вспарывали живот и выволакивали внутренности. Затем отрезали его гениталии. Следом четвертовали и лишь напоследок отрубали его голову.
Не менее изобретательно обращались с приговорённым к смерти Уоллесом и до казни. Его раздели догола, связали ступни верёвкой и протянули лошадьми через весь Лондон. Завершилась эта «поездочка» купанием в смоле.
ЛЮБОВЬ ПО НАБОКОВУ
Если какие-то вещи оказались справедливо непоказанными (как в случае с полной версией казни), то что-то было выдуманно по полной. И речь пойдёт, увы, о любовной линии между Уильямом и Принцессой Изабеллой, которая из Франции.
К сожалению, не было между ними никакого романа. Как и не помогала она ему информацией о перемещении англичан. И обезболивающее перед казнью тоже не предлагала. И причина весьма банальна.
Дело в том, что на момент казни 35-летнего Уильяма ей не было и 10 лет!
Как видите, с точки зрения исторической достоверности вторая режиссёрская работа Мела Гибсона имеет мало общего даже с подтверждёнными фактами: по признанию актёра и режиссёра, до 80% сюжета – вымысел сценаристов.
Зато как произведение художественное – картина являет собой идеальный образчик воодушевляющего и трогательного фильма о герое, ставившем свободу и любовь выше благ и даже собственной жизни.
«Храброе сердце»: почему фильм о легендарном герое стал легендой
Трудно назвать другой фильм, который так же нравится всем, как «Храброе сердце». Пять «Оскаров», полученных фильмом, демонстрируют высокий профессиональный уровень всех, причастных к его созданию, но даже они не отражают масштаб его воздействия на зрительскую аудиторию. Мало ли фильмов, в свое время получивших «Оскар», через пару лет были благополучно забыты?
С «Храбрым сердцем» получилось иначе, хотя казалось бы — ну какое дело зрителю в России, США или странах Азии до жившего аж в XIII веке шотландца по имени Уильям Уоллес? Да, Уоллес — реальное историческое лицо, герой и все такое, но ведь 95% зрителей — за исключением Великобритании — до выхода фильма Гибсона знать о нем не знали. Однако простая вроде бы киноистория будоражит сердца юных и не очень юных зрителей уже более двадцати лет, и хотя бы потому «Храброе сердце» заслуживает анализа.
Фильм и история
В случае с любым историческим фильмом неизбежно встает вопрос о соответствии сюжета подлинным фактам, но «Храброе сердце» — случай особый. Тут впору спрашивать не о том, что в фильме не совпадает с историей, а о том, что совпадает. Начать с того, что никакого романа между Уоллесом и Изабеллой не было и не могло быть. И не потому, что она была недостаточно хороша для него (или он для нее), а потому, что в 1297-98 гг. Изабелла была маленькой девочкой, жившей во Франции Естественно, и ее сын Эдуард никакого отношения к Уоллесу не имеет.
Ладно, Изабелла — персонаж скорее символический (подробнее об этом чуть ниже). Но и сам легендарный герой — случись ему воскреснуть на три часа и посмотреть фильм — вряд ли узнал бы себя на экране. А может, и оскорбился: исторический Уоллес был не крестьянином, а дворянином — пусть и мелкопоместным. Да и килт он отроду не носил, и лицо синей краской не мазал. Для килтов эпоха слишком ранняя — они появились лишь в XVI веке, а для боевого раскраса — слишком поздняя: так красили лица воины-кельты, от которых к XIII столетию и следов не осталось.
Но значит ли это, что «Храброе сердце» нельзя назвать исторически достоверным фильмом? Нет, конечно. Во-первых, все основные события, связанные с восстанием Уоллеса, переданы достаточно точно. Во-вторых, в чем-то отступив от буквы истории, Гибсон смог добиться куда более впечатляющего результата: он передал ее дух. И не просто передал, а сумел «заразить» этим духом зрителей независимо от их происхождения и образованности. Можно смотреть фильм Гибсона в десятый раз — и все равно, когда Уоллес перед смертью закричит «Свобода!» — сердце сожмется. Гибсон снял фильм о легендарном герое так, что старая легенда обрела новую жизнь и стала всемирной.
Что лежит в основе сюжета?
Вопрос может показаться странным: конечно же, история восстания и гибели Уильяма Уоллеса, известная по средневековым хроникам и работам историков. Но «Храброе сердце» не стало бы фильмом-легендой, если бы в нем не было более глубинного пласта, взывающего к архетипам и мифам коллективного бессознательного, а точнее — к мифу о Герое. Этот миф есть у всех народов, он не требует дополнительных интерпретаций, понятен каждому и затрагивает самые потаенные струны души. Поэтому обращение к нему — беспроигрышный вариант при условии, что режиссер сумеет достойно воплотить древнюю сюжетную схему.
В фильме есть все составляющие этого мифа. У Героя обязательно есть наставник, передающий ему идеалы и ценности, и завещающий ему некую миссию — данном случае это отец Уоллеса, который погиб за свободу Шотландии. Затем Герой обязательно отправляется в опасное путешествие, в ходе которого он должен доказать свой статус, т.е. совершить то, что не под силу обычным людям — и Уоллес побеждает англичан. Личная жизнь Уоллеса тоже становится понятнее, если рассматривать ее сквозь призму мифа о Герое.
В чем смысл образов Маррон и Изабеллы?
Два главных женских образа фильма исполнены глубокого символического значения. Маррон — воплощение идеального женского начала, архетип Богини. И если при жизни эта символическая сторона Маррон просматривалась не слишком явно, то после смерти ее функция становится очевидной. Являясь Уоллесу во сне, она вселяет в него отвагу и мужество. Маррон — воплощение лучшего, что есть в душе Уильяма. Им суждено воссоединиться на небесах, и потому Уоллес видит перед смертью в толпе свою покойную жену.
Образ Изабеллы отвечает другой мифологической ипостаси женщины — образу искусительницы. Она вводит героя в мир чувственной страсти, и в этом мире герой одерживает победу — на английский престол взойдет его сын. В отношениях с Изабеллой Уоллес выступает как воплощение мужской силы, абсолютной мужественности (и не только по сравнению с ее мужем).
Почему Уоллес гибнет?
В чем смысл фильма?
«Храброе сердце» не принадлежит к фильмам, к смыслу которых нужно пробираться сквозь дебри метафор и аллюзий. Все просто: свобода — главная ценность в жизни, а любовь, как сказал поэт, движет солнце, светила — и судьбы народов.
А еще фильм пронизан такой верой в силу человека, в беспредельность его возможностей, в бессмертие его духа, какую редко можно встретить в современном кинематографе. И тут вопрос о смысле фильма незаметно оборачивается вопросом о смысле нашего бытия. Возможно, этот смысл в том, чтобы любить — пока есть, кого любить; жить обычной мирной жизнью — пока получается; если понадобится — биться до конца за свободу; и пусть прожить мало, но как человек, чем долгие годы прозябать рабом. Во всяком случае, пока смотришь «Храброе сердце», сомнений в этом не возникает. «Все умирают. Но не все живут по-настоящему».
Интересные факты
Сейчас трудно в это поверить, но изначально Гибсон не хотел играть главного героя — считал, что староват для него. Но студия выдвинула ультиматум: или Гибсон выступает и режиссером, и исполнителем главной роли, или режиссером будет кто-то другой. Гибсону ничего не оставалось, как согласиться и освоить двуручный меч. Кстати, через несколько лет этот меч был продан на аукционе «Сотби» за рекордную сумму — 170 тыс. долларов.
Хотя некоторые СМИ утверждали, что сценарист фильма Рэндалл Уоллес является чуть ли не прямым потомком своего героя, это не так — он лишь однофамилец. А вот среди шотландских статистов потомки легендарного героя были.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
В 1995 году в прокат вышел фильм «Храброе сердце» (англ. Braveheart) — рассказывающий о борьбе Шотландии за независимость против английского господства. Главный герой фильма — Уильям Уоллес, предводитель шотландцев, в исполнении Мела Гибсона.
Конечно, достоверно задокументированных данных практически нет…
…согласитесь, фиксировать в 13-ом веке каждый шаг добропорядочного гражданина не было смысла; то ли дело опасный революционер! Но в одном историки единодушны: существует минимальная возможность того, что Уоллес был простым крестьянином. В худшем случае – он был сыном рыцаря. Некоторые исследования указывают на ещё более благородное происхождение: якобы Уоллес был наследником высокопоставленного аристократа из Шотландии.
Как видите, исторический портрет Уильяма уже имеет немало отличий от показанного на экране. Что неудивительно: сопереживать парню из низов, из народа куда проще, чем аристократу, вовлечённому в междоусобные разборки.
В фильме войска англичан показаны как организованные и одетые по единой форме одежды отряды. Не возьмусь судить о муштре и дисциплине, но что касается их униформы – очень сомнительно, что во времена Уоллеса войска Англии были одеты единообразно. Всеобщее распространение на Туманном Альбионе военная форма получила лишь в 17-ом веке. До этого солдаты хоть и состояли на постоянной службе, но о своём внешнем виде заботились сугубо самостоятельно.
Но куда интереснее обстояли дела с обновками у бунтарей-шотландцев.
Помните, как герои картины дерзко задирали подолы килтов и живописно демонстрировали англичанам свои белоснежные пятые точки? Да, сцена яркая, чего уж там. Да вот, увы, традиционный элемент мужского гардероба Шотландии в 13-ом веке был крайне слабо распространён. Подобно военной форме, килты стали популярны лишь в веке 17-ом.
Справедливости ради замечу, что такая фантазия была оправдана элементарной необходимостью различать в кутерьме экранных битв шотландцев и англичан.
МИФИЧЕСКИЙ МЕЙКАП
Да, воины-горцы действительно красили лица небесно-голубым цветом, дабы устрашить неприятеля. Но подобная практика была распространена ещё во времена, когда Британские острова топтал сандалий римлянина. Правда, указом Императора Гонория Британия получила независимость от Рима ещё в 410-ом году, так что очень маловероятно, что спустя 1000 лет эта традиция была жива.
Но, конечно, уж больно сочная это была деталь в портрете нации, чтобы от неё так просто отказаться. Вот Гибсон и припомнил былое. Зато сегодня ни одно спортивное мероприятие с участием Шотландии не обходится без нанесения фанатами на свои лица раскраса, подобного тому, что был на Гибсоне.
БИТВА НА МОСТУ… НО БЕЗ МОСТА
Одной из самых ярких битв, показанных в «Храбром Сердце», стала Битва при Стерлингском мосту.
Что значит, не помните такой? Что значит, не было там никакого моста?
И вправду, в картине главная битва, подарившая Шотландии, как тогда казалось, независимость, происходила в чистом поле. По признанию самого Гисбона, это было сделано в угоду кинематографической привлекательности.
Как же было на самом деле?
На самом деле судьбоносное сражение произошло именно на мосту через реку Форт. Английская кавалерия пыталась перейти реку по мосту, но оказалась атакованной шотландцами, вооружёнными длинными копьями. Подоспевшее английское подкрепление лишь усугубило и без того бедственное положение дел: под натиском мост просто не выдержал и рухнул. Остатки армии были добиты ополченцами или сгинули в ближайшем болоте при попытке бегства.
Ну куда это годится? То ли дело стенка на стенку!
Меч Уоллеса
Так называемый «Меч Уоллеса» в настоящее время хранится в Британском историческом музее. Он был выкован примерно через 300 лет после смерти реального исторического Уоллеса и представляет собой двуручный клеймор XVII столетия, подобный тем, что использовались горцами ещё в битве при Куллодене 1746 года. В конце XIII — начале XIV века подобные двуручные мечи шотландцам ещё не были известны, как и лохаберские секиры, которые также заметны в фильме «Храброе сердце». Во время съёмок своего фильма через руки Мела Гибсона прошли 12 копий этого меча: все копии были выполнены в точном соответствии оригиналу, то есть имели соответствующие размеры и внешний вид, но были значительно легче по весу. Длина меча с рукоятью (находящегося в витрине монумента Уоллеса) составляет 163 сантиметра, в том числе клинок 132 сантиметра. Максимальная ширина лезвия — 5,7 сантиметра. Вес — 6 фунтов или 2,7 килограмма
«ЛЮБОВЬ ПО НАБОКОВУ»
Если какие-то вещи оказались справедливо непоказанными (как в случае с полной версией казни), то что-то было выдуманно по полной. И речь пойдёт, увы, о любовной линии между Уильямом и Принцессой Изабеллой, которая из Франции.
К сожалению, не было между ними никакого романа. Как и не помогала она ему информацией о перемещении англичан. И обезболивающее перед казнью тоже не предлагала. И причина весьма банальна.
Дело в том, что на момент казни 35-летнего Уильяма ей не было и 10 лет!
ЖУТКАЯ ГИБЕЛЬ ГЕРОЯ
Фильм заканчивается драматичной сценой казни несгибаемого патриота: героя обезглавливают и, как подсказывает позже голос за кадром, части его тела, в назидание, были отправлены в четыре конца Королевства.
Было ли всё именно так? Сразу обмолвлюсь, что Гибсон старался следовать историческим фактам до последнего. Но уж больно крамольной и жуткой выглядит его казнь, чтобы показать её на экране.
Дело в том, что в те дремучие средневековые времена за государственную измену казнили весьма изощрённо и кровожадно. Приговорённого к смерти ждала «пятиступенчатая» процедура умерщвления. Сначала человека вешали. Потом вспарывали живот и выволакивали внутренности. Затем отрезали его гениталии. Следом четвертовали и лишь напоследок отрубали его голову.
Не менее изобретательно обращались с приговорённым к смерти Уоллесом и до казни. Его раздели догола, связали ступни верёвкой и протянули лошадьми через весь Лондон. Завершилась эта «поездочка» купанием в смоле.
На суде Уоллес признал все свои враждебные Англии деяния, но отверг обвинение в измене, заявив: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным». 23 августа он был казнён через повешение, потрошение и четвертование в Лондоне. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии — Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.
И так, что мы видим, с точки зрения исторической достоверности вторая режиссёрская работа Мела Гибсона имеет мало общего даже с подтверждёнными фактами: по признанию актёра и режиссёра, до 80% сюжета – вымысел сценаристов.
Зато как произведение художественное – картина являет собой идеальный образчик воодушевляющего и трогательного фильма о герое, ставившем свободу и любовь выше благ и даже собственной жизни.