хозяин морей чем закончился
Хозяин морей
В 2003 году вышел фильм «Хозяин морей: на краю земли» (англ. Master and Commander: The Far Side of the World) с Расселом Кроу и Полом Беттани. Считается одним из лучших фильмов про парусный флот в принципе, хотя непосвященному зрителю может показаться затянутым и бессюжетным. Фильм получил 2 «Оскара» из 8, на которые номинировался, и в целом крайне рекомендован к просмотру. Желательно в оригинале хотя бы с русскими субтитрами. Рассел Кроу уже лет 15 мечтает сыграть в продолжении фильма, но никто не берется — очень дорого.
Содержание
Кратко о цикле [ править ]
Действие романа начинается в 1800 году, когда молодой лейтенант британского флота Джек Обри получает чин коммандера, первый корабль под командование и одновременно знакомится с безработным врачом и ученым-любителем Стивеном Мэтьюрином, который соглашается поступить на флот хирургом. Несмотря на разницу происхождения, воспитания, характера, мировоззрений, да вообще всего кроме музыкальных вкусов, двое становятся друзьями не разлей вода.
Джек Обри постепенно двигается по карьерной лестнице Королевского флота, зарабатывая славу удачливого, отчаянно храброго и умного капитана. Стивен Мэтьюрин же, помимо занятий медициной и открытий в сфере биологии и ботаники, становится ценным агентом британской разведки. Попутно друзья налаживают личную жизнь, приобретают друзей, наживают врагов, разучивают новые мелодии для скрипки и виолончели и попадают во множество занятных и необычных ситуаций по всему земному шару.
Все это на тщательно прописанном историческом фоне. Обри и Мэтьюрин принимают участие в некоторых второстепенных морских сражениях эпохи (О’Брайан приписал выдуманному капитану Обри достижения минимум двух реальных британских кэптенов той эпохи), они дружат и враждуют со множеством реальных личностей, служат на вполне реальных кораблях.
Заканчивается цикл в 1817 году с присвоением Обри звания контр-адмирала и назначения его командующим южноафриканской станцией флота.
volklarson
То, что мы видим, зависит от того, куда мы смотрим
Пиратский рундучок
Думаю многие из вас смотрели фильм «Хозяин морей», который получил 10 номинаций на Оскар и признание британского королевского двора. Автором сценария киноленты стал один из самых знаменитых режиссеров мира австралиец Питер Уир, известный по таким фильмам, как «Шоу Трумена» и «Общество мертвых поэтов».
Питер Уир адаптировал 12-ти томную сагу известного писателя Патрика О’Брайена (Patrick O`Brian). Большая часть бюджета, а это 150 миллионов долларов США ушла на реалистическое создание мира мореплавания того времени.
Сюжет киноленты разворачивается вокруг дуэли двух парусных кораблей : британского парусника «HMS Surprise» под командованием Джека Обри по прозвищу «Счастливчик» ( Рассел Кроу) с командой в 200 человек и 28 орудиями и французского фрегата «Acheron», который был в два раза больше и насчитывал 400 человек экипажа и 44 орудия.
Фильм начинается с отчаянного морского боя в водах Атлантического океана. Британский корабль отступает и берет курс на мыс Горн. В финале фильма парусные суда снова сходятся для решающей битвы, но уже в Тихом океане близ Галапагосских островов.
Кроме значительных габаритов французскому фрегату свойственны некоторые особенности. В фильме британцы поняли, что деревянный костяк «Acheron», состоящий из шпангоутов, сделан по новой конструкции, что делает корабль быстроходным и почти непробиваемым для пушечных ядер. Это был значительный скачок в технологии судостроения. Британцы, которые еще считались властителями морей, могли лишиться этого звания, уступив первенство французам.
Специально для съемок фильма сделали парусный корабль «HMS Surprise» :
Существовал ли на самом деле такой крепкий парусник?
Фрегат «USS Constitution» прославился в войне 1812 года, когда Америка воевала с британцами.
Но зачем понадобилось в фильме менять название корабля? Дело в том, что по сценарию фильма события разворачиваются в 1805 году, когда Британский королевский флот вел жестокую борьбу с французами. Естественно, американцы никогда бы не стали снимать фильм, где они выглядели бы не в «белом фраке». Битва, которая легла в основу сюжета сама является частью морской легенды. Она произошла в Атлантике, на востоке от Бостона, через два месяца после начала войны. Фрегат «USS Constitution» уничтожил британский корабль. Мачты судна были сбиты ядрами, тогда как британские ядра просто отскакивали от борта «USS Constitution». С того момента корабль завоевал репутацию непобедимого и прозвище «старый смельчак». В 1812 году это парусное судно представляло собой вершину тогдашних технологий судостроения.
Фрегат «USS Constitution»
Британцы поняли, что фрегат «Acheron» построен по новому принципу. Его конструкция действительно была особенной, включая строительные материалы. Большинство парусников, о которых в те времена рассказывает фильм, строились из так называемого белого дуба или обычного дуба, который растет на юге Англии.
Он растет на болотистой местности и имеет большой уровень влагостойкости. Так как корпус корабля всегда находится в воде, именно поэтому эта древесина стала подходящей для судостроения. Вечнозеленый дуб растет только в трех регионах мира: юго-восточной части США, западе Кубы и в небольшом районе Центральной Америки. Даже сегодня эти редкие деревья охраняются американским законом, поэтому конструкторам исторического корабля пришлось воспользоваться любым шансом, чтобы добыть древесину. Так, в 2005 году после урагана Катрина было повалено большое количество деревьев.
Во времена, о которых рассказывается в фильме «Хозяин морей», эта древесина была настолько ценной, что британцы отправляли десанты солдат для кражи деревьев. Иноземцы высаживались на отдаленных участках американского побережья, срубали деревья и отправляли в Европу, где использовали для строительства кораблей.
Уникальность древесины была впервые подтверждена группой ученых, которые провели два эксперимента.
Образцы белого и вечнозеленого дуба они поместили под пресс, в результате чего была определена их критическая масса: белый дуб 726 кг на 1 кв. м, вечнозеленый дуб 1100 кг на 1 кв. м. Это доказывает, что корпус корабля «Acheron», а в реальности фрегата «USS Constitution», был значительно крепче британского парусного корабля. Преимущество в 40 процентов означало, что корабль был лучше приспособлен к плаванию в открытом океане и, как ни странно, был быстроходнее других судов. Дело в том, что скоростные характеристики корабля зависели от крепости корпуса и его формы.
Шпангоуты «USS Constitution» сделанные из вечнозеленого дуба были спрятаны под обшивкой корпуса, сделанного из белого дуба, ведь толщина играла ключевую роль в морских баталиях.
Затем те же ученые сделали два щита из белого дуба толщиной 25 см и из вечнозеленого дуба толщиной 20 см и испытали их на прочность, выстрелив одним ядром из старой английской пушки. В результате щит из белого дуба был пробит насквозь, а от щита из вечнозеленого дуба ядро отскочило, оставив незначительную вмятину. Выходит «железный» борт корабля действительно существовал.
Корпус фрегата был настолько крепким, что один из матросов во время боя заметил, как пушечные ядра отскакивают от корабля. В результате чего родилась легенда о том, что корабль был сделан из железа. Британским ученым удалось доказать, что такая непробиваемость действительно является фактом.
В фильме Джеку Обри противостоит более быстроходный и мощный корабль с многочисленной командой и большим количеством орудий. Чтобы выжить в морском бою капитану «HMS Surprise» оставалось только перехитрить капитана «Acheron». И в фильме он обманывает французов несколькими изысканными трюками. На самом деле в британском флоте существовал такой капитан, подвиги которого превышают число побед героя фильма.
Лорд Томас Кокрен, граф Дандональдский
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Источник http://northschool.ru/wp-content/uploads/2015/01/Kuhnya-Pogody-.pdf журнал «Химия и жизнь».
—Рубрики
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Хозяин морей. На краю земли
Master and Commander: The Far Side Of The World (2003)
США, 2003 год
Режиссёр: Питер Уир
Сценарий: Питер Уир, Джон Колли по мотивам романов Патрика О’Брайена
В ролях: Рассел Кроу, Пол Беттани, Билли Бойд, Джеймс Д’Арси, Ли Инглби, Джордж Иннес, Марк Льюис Джонс, Ричард МакКейб, Роберт Пью, Дэвид Трелфолл
А на фоне этой погони (надо сказать, весьма эффектно снятой) сосуществуют почти двести мужчин, храбрых и робких, добрых и злых, инициативных и пассивных, но одинаково отрезанных от мира на узком пространстве корабельной палубы – юный любопытный гардемарин Блейкни (Макс Пиркинс); умный лейтенант Пуллингс (Джеймс д’Арси); великовозрастный застенчивый гардемарин Холлом (Ли Инглби); глазастый рулевой Бэндон (Билли Бойд); ворчливый стюард Киллик (Дэвид Трелфолл); простоватый, смотрящий в рот своему наставнику помощник врача Хиггинс (Ричард МакКейб); эстетствующий любитель птиц и бабочек, а по совместительству – хирург от бога, Стивен; сам отец-командир капитан Джек, и многие-многие-многие…
Что же представляет собой этот фильм? Исторически достоверную реставрацию одного из многочисленных эпизодов наполеоновских войн? Отчасти. О полной исторической достоверности, естественно, говорить не приходится. Англия воевала с Францией, но на вооружении флота Его Королевского Величества Георга III никогда не состоял фрегат «Внезапный». Однако Чарльз Дарвин проводил свои исследования на Галапагосском архипелаге только в 1835 году, так что Стивен Мэтьюрин вполне мог первым описать нелетающего баклана.
Как существовали матросы в тесном кубрике (да и каюта самого капитана отнюдь не бальный зал), что пили-ели, чем развлекались в свободное от вахт время? Я не историк, тем более не историк мореплавания, но дотошное воссоздание не только внешних атрибутов того времени (безусловная заслуга костюмеров и декораторов), но и атмосферы (однозначно в плюс режиссеру и актёрам) просто поражают. Хочется сказать в лучших традициях Немировича-Данченко (или кого там ещё?): «Верю». Верю, даже зная, что «Внезапный» был сделан в студии «кусочками» для съемки отдельных сцен, а морские сражения вообще снимались в то ли в большой лохани, то ли в бассейне.
Может, этот фильм представляет из себя психологическую драму? Да. Потому что Питер Уир не только увлечённо и со вкусом показывает зрителям внешнюю сторону жизни, но и исследует характеры своих персонажей, пытаясь вместе с нами понять как СОсуществовали эти люди? Какие чувства испытывали друг к другу? И чем отличается, например, забота об экипаже со стороны капитана и судового врача, двух людей, без которых в открытом море совсем кранты?
По каким признакам избирается козёл отпущения? И что заставляет его травить – зависть, природная злоба, коллективная жестокость или просто неумение оного чётко определить своё место в этом коллективе?
Что значат и чем отличаются понятия «хозяин» и «товарищ», «начальник» и «друг»? Могут ли они пересекаться, или это вещи взаимоисключающие?
Каково матросам было терять товарищей и соседей по кубрику только потому, что… потому что так НАДО? Потому, что так сказал командир, а приказы не обсуждаются.
Что толкало этих людей на, казалось бы, бессмысленные и нерациональные действия, которые потом оценивались современниками как нечто само собой разумеющееся, подсказанное чувством долга, а нами воспринимается как подвиг? И откуда берётся самое «чувство долга»? И что значит «A la guerre comme a la guerre».
А может, это приключенческий фильм с погонями, драками и криками «на абордаж»? Тоже да. Только для приключенческого фильма там льётся очень много пота и крови. Да и выглядит абордаж совсем не так, как его рисуют на картинках в пиратских книжках.
На все эти вопросы зрителю предстоит ответить самостоятельно.
Напоследок замолвлю словцо об актёрах. Как это часто бывает, центральный персонаж получается бледнее своего окружения. Вот и сейчас капитан в исполнении страшно обаятельного Кроу получился чуть картинным, склонившимся над морской картой со своими горящими нехорошим огнём глазами, чуть искусственным со скрипкой в руках. Зато тонкий и интеллектуальный Пол Беттани прекрасно прикрыл своего напарника, убрав эту ненужную лубочность. Оттенок лёгкого стёба привнёс Дэвид Трелфолл, а Макс Пиркинс – налёт трагизма и наивности. Перед Билли Бойдом я просто снимаю шляпу. Ведь была такая мысль, что он на всю жизнь останется хулиганистым Перегрином Туком. И действительно, в первые минуты его появления на экране думаешь: «А что, собственно, делает сугубо сухопутный хоббит на корабле?» Зато потом все мысли об этом улетучиваются под напором его искренности, с какой он прожил на экране трагедию своего героя.
Остаться бы и Ли Инглби кондуктором Стэном Шанпайком, но его Холлом – один из самых ярких характеров фильма.
Итак, короля сыграла свита (в буквальном смысле этого слова), хотя и сам Кроу тоже не подкачал (о нём ничего говорить не буду, люблю я его, посему могу быть необъективной до жути).
Ну и совсем напоследок. Потрясающее море, огромное небо, сумасшедшие пейзажи Галапагос, скрип снастей где-то слева сзади, плеск воды спереди, вой проносящегося справа ядра, и всё это приправлено замечательной музыкой Моцарта, Корелли и Боккерини – этот фильм ко всему прочему ещё и визуально красив и аудиально «вкусен», особенно с оригинальной дорожкой. Поэтому смотреть на кухонном телевизоре – значит потерять его немалую толику.
Смотрите внимательно, обдумывайте каждый эпизод и делайте выводы. Для каждого свои.
Для меня вывод из всего этого такой – смотреть. А если вам от 14 до 18 – тем более смотреть внимательно и запоминать, потому что этот фильм учит думать и жить правильно.
PS Интересный факт: по странному стечению обстоятельств яхта самого Кроу называется Surprise. Да-да, Кроу не только весьма разноплановый и интересный киноактер, но и яхтсмен, а также игрок в регби и крикет, хозяин животноводческой фермы, гитарист и очень неплохой певец. Кому интересно, могут поискать записи его группы «Thirty Odd Foot Off Grunts» (TOFOG), в своё время я потратила немало усилий для их обретения, и полученный результат, к слову, оправдал усилия.
Хозяин морей чем закончился
1806 год. В Европе господствует Наполеон. А у побережья Южной Америки хозяином положения явлется флот Британской империи. Командиру военного фрегата Джеку Обри дан приказ охранять просторы океана и топить, сжигать, брать в плен все французские суда, которые попадут в поле его зрения.
Увы, первая встреча с неприятелем едва не заканчивается фиаско: француз-корабль – раза в два мощнее и вооруженнее англичанина – подобрался в тумане вплотную и расстрелял из своих пушек, так что получены серьезные пробоины, поломаны мачты, побиты люди и нужно бежать как сраному коту, пока не наподдавали еще. Побег удается, несмотря на преследование, француз теряет в ночном мраке подбитого англичанина.
Подлатав дыры и залечив раны, корабль и бравый капитан начинают сладкую месть – поиск обидчика-француза завершается хитрым трюком, абордажем и мочиловой обидчиков. Юнион Джек взвивается на реях, капитан благодарит команду и топит погибших. Звучит красивая музыка, суровые мужчины разбредаются по своим боевым местам. Корабль продолжает выполнять свою героическую миссию.
… Это если кратко о сюжете. Теперь – подробнее о самом фильме и моих впечатлениях. Так как все НИЖЕНАПИСАННОЕ можно считать SPOILERS, рекомендую тем, кто хочет фильм смотреть “вслепую”, эту часть моей ифно не читать…
Итак. Фильм пафосно-героический, уж очень милитаристский. Юнги и кадеты смотрят в рот капитану Обри, рассказывающему в кают-кампании, как он служили под началом легендарного адмирала Нельсона. Потом эти кадеты смело бросаются на врага, руководят артиллеристами и погибают от свинца в грудь. В общем, “Отзовитесь, горнисты!” После таких фильмом желающих служить в ВМФ заметно прибавляется.
Не ожидал, что англичане и австралийцы способны на ТАКОЙ пропагандистский фильм – неужели спецзаказ министерства обороны?
А обманули француза совсем глупым способом. Перекрасили корабль, подняли какие-то левые тряпки вместо флага, одели лохмотья и подошли к французам вплотную. А потом скомандовали: Полный вперед и Пли по неприятелю. Абордаж, жестокие разборки на палубе и в трюмах. Очень эффектно летают ядра, рвутся паруса и все подобное.
Я почему называю фильм советским – там есть еще один знакомый по фильму ЧАПАЕВ прикол. Помните армейскую частушку “Командир мне мать родная, замполит – отец родной. На хрена родня такая – лучше буду сиротой!”
Так вот, роль политрука в фильме выполняет местный хирург, который пилит и режет раненых, а в перерыве вступает в полемику с командиром о человечности и прочей хрени, просит дать команде отдых и так далее. Ближе к развязке командир соглашается с его доводами и высаживает уставшую команду на странном острове для отдыха, а доктор в благодарность за это соглашается продолжить погоню за французишкой и его атаку. Вот такая любовь!
Из моего комментария вы, наверное, решили, что фильм мне не понравился? Напротив, это один из достойных образцов так называемого военного кино в стиле “Saving Private Ryan” и “Black Hawk Down”. Очень зрелищный и драматичный. Рекомендую смотреть не только отставным военным морякам…
И последнее. Наверное, можно оспорить перевод на русский как «Хозяин морей». Нет, звучит красиво. Но перед его появлением на экране появляются титры про Наполеона, которого называют “Master of Europe”. Поэтому, наверное, точнее был бы перевод “Master & Commander” типа “Наполеон и капитан Обри”. Хотя, согласен, звучит не так эффектно!
А жаль! Впрочем, если за эту задачу в следующий раз возьмется не Питер Уир, а кто-то другой (Джонатан Мостоу, например), еще неизвестно, останемся ли мы довольны результатом.
Знаете ли, капитан Обри в молодости служил под началом самого лорда Нельсона. Великий адмирал всего дважды обращался к молодому моряку, и тот запомнил эти эпизоды в мельчайших подробностях. Однажды они сидели вместе за столом в кают-компании и Нельсон, повернувшись к нашему герою, произнес: «Обри, подайте мне солонку!». Эти слова капитан Джек запомнил на всю жизнь.
Такая вот вам патетика от Питера Уира.
Я никогда не сомневалась, пожалуй, только в двух вещах. Первая – мой возраст, он меня всегда устраивал своими все возрастающими возможностями, и об «ушедшей золотой поре» детства или школьной/студенческой юности я никогда не жалела: я становлюсь все свободнее, умею гораздо больше и живу все интереснее. Вторая – я никогда не мечтала быть мужчиной: это отнимает слишком много сил и требует ответственности. А соответствовать меня всегда напрягало, даже когда этого слова не было в современном и моем русском.
Но на днях я пожалела как раз о том, в чем никогда не сомневалась: я захотела быть мальчишкой лет 9-11. Тогда не надо было бы объяснять в серьезной рецензии, чем меня привлек простой голливудский фильм «Хозяин морей: На краю земли».
То есть с обычным лукавством критика не надо было бы говорить, что фильм этот непростой и неголливудский. Что, мол, его не причислишь ни к одному известному жанру.
Это не исторический фильм, хотя время действия заявлено в начальных титрах – 1805 год, эпоха наполеоновских войн, а герои фильма – капитан Джек Обри «Счастливчик» и команда военного корабля «Сюрприз» – их участники. Этим лишь мотивируется сюжет фильма и задается контекст: британский «Сюрприз» должен найти в океане и уничтожить французский «Ахерон» – корабль более совершенный, непобедимый и имеющий славу «корабля-призрака».
Неголливудским можно было бы назвать фильм еще из-за того, что у него нет финала. Кажется, что фильм заканчивается только потому, что он уже идет около двух часов десяти минут (а такие фильмы в Голливуде или зарезают до прокатных полутора часов, или делят на пару частей и выпускают с промежутком в полгода для прокатной интриги). Погоня «Сюрприза» за неуловимым и неуязвимым «Ахероном» продолжается и в финале, потому что остановить героев и их путь в океане – все равно что остановить приливы-отливы, сезонные миграции птиц и рыб. Не стихию, а природу, саму жизнь.
Не нужно было бы говорить и о том, что режиссер фильма Питер Уир – режиссер очень особенный. Он знаменит недавним «Шоу Трумена» (1998), где Джим Керри впервые в своей актерской биографии сыграл не резиновым лицом, а талантом драматического актера; «Обществом мертвых поэтов» (1989) – культовым у университетских филологов, голливудским (!) фильмом; давним фильмом-загадкой «Пикник у Висячей скалы» (1979), триллером высшей пробы, без разгадки: в духе «Птиц» Хичкока и даже немножко больше – предвосхищающий Линча.
Но всего этого говорить, вспоминать, выстраивать в систему не хочется! Потому что на самом деле «Хозяин морей: На краю земли» – это простой голливудский фильм, редкого сейчас в чистом виде приключенческого жанра, снятый честным голливудским режиссером.
Хочется просто стать 9-11-летним пацаном и зафанатеть на это здоровское, нет, если уж 9 лет – то дзэканское кино! Перечитать кучу книжек про парусники 18-19 века, мыс Горн и кругосветные путешествия, Галапагосские острова и нелетающих бакланов. И мечтать стать похожим на Рассела Кроу.
Но ничего этого не будет, жаль!
Тогда хочется хотя бы жить, как герои этого фильма, – с ощущением, что вокруг много нового, неизвестного, интересного, которое вот-вот откроется и удивит! Как говорил доктор-натуралист с «Сюрприза», попав на Галапагосские острова и обозревая их фауну: «Два новых вида за две минуты!» Хочется жить с ощущением готовящихся открытий. Дважды за две минуты! Eight days a week!
С теми технологиями, которыми располагают современные маринисты, грех не устроить из бушующего моря аттракцион. Сила духа, стойкость простых американских рыбаков перед лицом разъяренной стихии однажды уже выступили в качестве удачных продающих моментов. Тем не менее, “Идеальному шторму” для того, чтобы стать блокбастером всех времен и народов, не хватало сущей мелочи – не хватало войны. Зато в “Хозяине морей” есть все, что позволяет квалифицировать его как суперзрелище: к исключительного качества спецэффектам прилагаются морская романтика, дух приключений, мужская дружба, военная доблесть. Точнее сказать, почти все – но об этом позже.
Еще “Хозяин морей” притягивает атмосферой первооткрывательства: носитель передовой научной мысли оказывается на Галапагосах и обогащает науку со скоростью одно открытие в минуту. Будь его миссия гражданской, мир узнал бы великого ученого Стивена Мэтьюрина и не узнал бы Чарльза Дарвина, ко времени событий фильма, к слову, еще не родившегося. Однако первым делом требуется изловить уникально пронырливого француза, и только потом – уникально бескрылого баклана. Тут бы попытаться убедить капитана презреть военной рутиной во имя выдающихся свершений – но просвещенный доктор Мэтьюрин занимается своим делом, пацифистскими проповедями плешь капитану не проедает и в вопросы военной тактики не лезет.
Тем более что капитан умеет обходиться без солдафонства. Морской волк Джек Обри выгодно отличается от своих “коллег” – требовательных, смелых, но при этом одержимых и деспотичных. Он тверд, но не жесток – “слуга царю, отец солдатам”, обладает непререкаемым авторитетом и, вопреки тем же литературным штампам, вовсе не горит желанием утопить имеющегося на судне интеллигента. Консенсус между ними существует изначально, и именно это взаимопонимание решает в конечном счете исход сражения.
Команда, как полагается, с характером, но место свое знающая – ей бы вменить в вину травлю несмелого офицерика, да только получится, что сам же офицерик больше в ней виноват. Не вписался молодой человек в элементарные законы выживания, хотя мог по штату и власть употребить – вот вам ключ к разгадке теории естественного отбора. А так, на “Сюрпризе” нет ни финансовых, ни классовых, ни этнических, ни, боже упаси, амурных, ни каких бы то ни было иных противоречий. Скучать не позволяют только суровое море да хитроумный француз. Противник же подобрался канонам военно-приключенческих историй четко соответствующий – доселе непревзойденный и требующий для победы над ним какой-нибудь особенной выдумки.
В этот довольно старомодный сюжет вместилось достаточное для того, чтобы счесть “Хозяина морей” пропагандистским продуктом, количество актуальных тенденций. Евроамериканскую цивилизацию нынче одолевают трения с новыми мировыми силами, внутренний либерализм принял экстремистские формы, а приоритет властных институтов все чаще подвергается оспариванию. Данный фильм аккуратно подводит радетеля тотальной справедливости к тезису о меньшем из зол: рубишь канат – погибает один человек, не рубишь – погибают все. Главное, смотреть на это все с максимально трагической миной, что капитан Джек Обри и делает, хотя его, как любого полководца, в общем-то, не надо учить мириться с жертвами. И что, убийцей его называть? Потом был призыв к мужеству, было напоминание евроамериканской цивилизации о славных генах, о великом потенциале. Дети теряют на войне руки, дети участвуют в рукопашной, дети погибают в бою, тяжелораненный доктор сам себе делает операцию – пусть какой-нибудь пожиратель попкорна из Новой Англии знает, на что он способен в трудных условиях.
Австралийский режиссер Питер Уэйр сам писал сценарий к фильму по мотивам произведений малоизвестного у нас писателя Патрика О’Брайана. По части режиссуры претензий к нему нет и быть не может: мастер он искусный сам по себе, и мастерство не вступило в конфликт с многомиллионностью. Сценарий тоже получился крепким: увесистый пафос востребован временем, да и не дело это – сдабривать приключенческую историю экзистенциализмом. В жертву были принесены всего три характерных неосновных персонажа. Один из них погибает для того, чтобы зритель знал кое-что о природе трудных решений. Другой – для того, чтобы зритель знал о последствиях бесхребетности. А пятнадцатилетний капитан – для того, чтобы зрителю захват “Ашерона” не казался пустяком, чтобы вызвать у зрителя пафосную горечь и чтобы однорукий херувимчик остался жив.
Но некоторые сценарные ходы обуславливались не художественными, а маркетинговыми нуждами. В литисточнике события фильма датируются не 1805, а 1812 годом, и вместо французского “Ашерона” там присутствовал американский “Норфолк”. Выставлять американцев врагами было бы чистым безумием, напоминать, что американцы знали толк в каперстве – тоже (каперы, они же приватеры – частники, которым государство предоставляло право грабить торговые суда противника; в англо-американскую войну 1812-1815 гг. правительством США было выдано рекордное количество каперских свидетельств). В общем, был толк в смене вывески: Франция после развала СССР стала самой популярной злодейской державой, к тому же пожирателям попкорна из Новой Англии с некоторых пор нравится наблюдать за страданиями лягушатников. Но и эта маскировка не помогла. В фильме столько привлекательных аспектов сразу, а при 135-миллионном бюджете он собрал в Штатах чуть больше половины. Создателями был допущен всего один недочет. Надо было выпускать “Сюрприз” под звездно-полосатым флагом.
Проект был реализован десять лет спустя. Его главные герои впервые появились в книге О’Брайана «Хозяин морей» (Master and Commander), но основная сюжетная линия взята из романа «На краю земли» (The Far Side of the World), десятой книги двадцатитомной саги об Обри и Мэтьюрине. Питеру Уиру показалось, что этот роман обладает более чёткой и кинематографичной структурой. (Герои преследуют атаковавшего их врага, но как далеко их уводит погоня, и какую цену им приходится платить?).
Но весь этот впечатляющий спектакль не заслоняет героев и их переживания, что выгодно отличает Патрика О’Брайана и Питера Уира от других создателей книг и фильмов, бороздивших те же воды.
Начав писать сценарий, Уир и Колли сделали выписки из книг О’Брайана, собрав их по рубрикам: «Дивизионы», «Команда», «Диалоги Джека и Стивена» и т.д. Эти сведения были, в свою очередь, скопированы и переплетены в книги, став справочниками для актёров и членов съёмочной группы.