хорошо известно что если спортсмен не тренируется регулярно
Придаточные предложения, стоящие в середине главного, выделяются запятыми.
Перед ЕСЛИ запятая не стоит, потому что есть вторая часть союза ТО.
Их одежда, личики и ручки расписаны краской?
Их одежда, личики и ручки расписаны краской.
И вот она готова, как будто дышит.
Что сказали бы о ней дети, если даже я не могу от неё оторваться.
Объясните расстановку запятых.
Там допустим запятая разделяет 2 однородных члена предложения.
Обясните расстановку запятых в выделенном пр едложении?
Обясните расстановку запятых в выделенном пр едложении.
Объясните, пожалуйста, расстановку знаков препинания?
Объясните, пожалуйста, расстановку знаков препинания.
Здравствуйте, подскажите Правила расстановки запятых в предложениях?
Здравствуйте, подскажите Правила расстановки запятых в предложениях?
«Со скудными средствами, выделенными царской Россией, Седов стремился достич Северного полюса» как объяснить почумц тут ставиться запятая?
«Со скудными средствами, выделенными царской Россией, Седов стремился достич Северного полюса» как объяснить почумц тут ставиться запятая?
Где тут запятые?
Объясните расстановку запятых в предложении : Речь, состоящая из сухих слов и бесцветных выражений, скучна и пресна, как несоленый суп (Х?
Объясните расстановку запятых в предложении : Речь, состоящая из сухих слов и бесцветных выражений, скучна и пресна, как несоленый суп (Х.
Помогите, пожалуйста?
Луговые цветы в этом году, благодаря постоянным дождям, необыкновенно ярки и пышны Объяснить расстановку запятых.
Спишите предложения, вставляя, где необходимо, пропущенные запятые и коментируя их расстановку или отсутствие?
Спишите предложения, вставляя, где необходимо, пропущенные запятые и коментируя их расстановку или отсутствие.
Придумайте четыре сложных бессоюзных предложения : с запятой, точкой с запятой, тире и двоеточием?
Придумайте четыре сложных бессоюзных предложения : с запятой, точкой с запятой, тире и двоеточием.
Запишите их и объясните расстановку знаков препинания.
Гнать, держать, терпеть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, А еще дышать, вертеть, И зависеть, и смотреть.
Ответ : B. Думаю это правильно.
1. Молодежь, дочь, речь, мышь 2. Много дач, мало задач, жду встреч 3. Плащ, хорош, чертеж, колюч, кирпич, сторож, ландыш, врач, малыш, стриж, пригож.
Молодежь дочь плащ дач хорош чертеж колюч кирпич.
Сашка, привет, дружище! Как же я рад, что есть возможность написать тебе обычное письмо. В этой глуши, где волею случая я очутился, нет никакой цивилизации : ни сотовой связи, ни интернета. Здесь по старинке ходят на почту и заказывают междугородн..
Задание 20 ЕГЭ по русскому языку
ЗАДАНИЕ 20. Практика
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры (цифру), на месте которых (которой) в предложении должны стоять запятые.
1. Солнце уже взошло (1) когда путники осматривали вершину холма(2) и (3) хотя не было ни единого облачка (4) небо было странного белесоватого цвета (5) и ближе к горизонту становилось свинцово-серым.
2. Сначала никто не мог понять(1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.
3. Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок.
4. Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты придешь (3) то я охотно расскажу о том (4) что меня волнует.
5. Ромашов медленно шёл по шоссе (1) и (2) пока глядел на волшебный пожар заката (3) ему чудилось (4) будто за яркой зарёй существует какая-то таинственная жизнь.
6. Я не знал (1) о чем сейчас думает Григорий (2) зато мне хотелось (3) чтобы (4) и он испытывал те же чувства (5) что и я.
7. В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) и переживает его судьбу (4) то он обычно доходит до полного ощущения (5) что он и есть тот самый герой.
8. Лицо матери после выяснения всех обстоятельств своевольной выходки детей стало строгим, даже как-то осунулось (1) и последовал суровый и умелый выговор (2) который (3) несмотря на то что дети полностью признали свою вину (4) им всё же пришлось выслушать.
9. В такую погоду (1) когда природа казалась кроткой и задумчивой (2) Иван Иванович и Буркин (3) были проникнуты любовью к этому полю (4) и оба думали о том (5) как велика (6) и как прекрасна эта страна.
10. С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна.
11. После выступления юной солистки зрители почувствовали (1) что (2) если даже исполнительнице и не удалось в полной мере воплотить на сцене замысел режиссёра (3) то всё равно они присутствовали при рождении большого таланта (4) и весь многотысячный зал буквально взорвался аплодисментами.
12. Душа А.П. Чехова всегда страдала от скуки и праздности жизни (1) и (2) когда к писателю пришла огромная слава (3) когда пришла преданная любовь к нему всего (4) что было в русском обществе умного и честного (5) он не замкнулся в недостижимости холодного величия.
13. Мы смеялись (1) потому что действительно было смешно смотреть (2) как они безмятежно храпели (3) и (4) какие у них были дурацкие лица (5) но ещё больше смеялись мы (6) потому что у всех нас камень с души упал (7) потому что товарищи нашлись (8) и разрешились наши волнения.
14. Королёв объяснил им (1) что они будут служить в батальоне аэродромного обслуживания (2) и (3) что (4) если бы не было их батальона (5) самолёты не могли бы летать и сражаться.
15. Сотни лет там (1) где стояла великая сосна (2) всё было без перемен (3) но (4) когда она упала (5) многое изменилось.
16. Мне казалось (1) что (2) если бы она очутилась сейчас здесь рядом со мной (3) то не было бы в моей жизни мгновения (4) счастливей и лучше.
17. Таня задумалась (1) потому что вспомнила (2) как Каширин единственный раз за всё время изругал её (3) когда она пожалела двух захваченных в бою немолодых немцев из карательного батальона (4) пожалела (5) и предложила что-то несуразное.
18. Я глубоко убеждён (1) что (2) если в детстве человек переживает чувство изумления красотой родной природы (3) если, затаив дыхание, он слушает слова учителя о том (4) что видят его глаза (5) в эти часы пробуждается пульс его живой мысли.
19. На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он пóлно и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.
20. Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.
21. Хорошо известно (1) что (2) если спортсмен не тренируется регулярно (3) то (4) как бы он ни старался (5) хороших результатов ему не достичь.
22. Князя в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его появление стало для всех неожиданностью.
23. На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.
24. Птиц не было слышно (1) потому что они не поют в часы зноя (2) и в застывшем лесу (3) стояла тишина.
25. Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.
26. Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.
27. Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.
28. Наташа первая дала тон святочного веселья (1) и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до высшей степени (2) в то время (3) как все вышли на мороз (4) и, переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани.
29. Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.
30. Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.
31. Когда-то Бунин сказал (1) что (2) если бы он был очень богат (3) то не стал бы жить на одном месте, заводить хозяйство, квартиру, библиотеку, гардероб (4) а путешествовал бы по всему земному шару.
32. Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.
33. Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.
34. Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.
35. Мечик почувствовал (1) что (2) если вновь придётся отстреливаться (3) он уже ничем не будет отличаться от Пики.
36. Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.
37. Встречающие поминутно смотрели на часы (1) и (2) когда вдали появился поезд (3) толпа подалась ему навстречу (4) хотя это никак не могло ускорить свидание с близкими людьми.
38. Надо всегда помнить (1) что (2) если ты настоящий человек (3) если ты способен создавать духовное богатство в любимом тобой человеке (4) то перестать любить того (5) кого ты любишь в течение нескольких лет (6) невозможно.
39. Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.
40. Остаток дня тянулся для Захара нестерпимо долго (1) и (2) когда солнце зашло (3) и серые тени стали гуще закрывать землю (4) он почувствовал облегчение.
41. Каждый раз Хаджи-Мурат приходит ко мне узнавать (1) имею ли я какие-нибудь известия о его семействе (2) и просит меня (3) чтобы я велел собрать на наших линиях всех пленных (4) которые находятся в нашем распоряжении (5) чтобы предложить их Шамилю для обмена.
42. Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.
43. Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.
44. Он продолжал путь (1) но (2) когда оставалось всего двенадцать вёрст (3) неожиданно шина свистнула и осела (4) потому что под колесо опять попал острый камушек.
45. Во всём (1) что наполняет комнату (2) чувствуется нечто давно отжившее, какое-то сухое тление (3) все вещи источают тот странный запах (4) который дают цветы, высушенные временем до того (5) что (6) когда коснёшься их (7) они рассыпаются серой пылью.
46. Сестра попробовала рассказать Кити (1) о чём говорил доктор (2) но (3) хотя он говорил очень долго и очень складно (4) ей не удалось передать смысл сказанного им.
47. Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы (1) и (2) чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент (3) мы часто ищем любые предлоги (4) которые могут хоть как-то оправдать наше безволие.
48. До рассвета далеко (1) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (2) и (3) когда привыкнешь к ней (4) явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.
49. Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.
50. В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.
Конспект урока русского языка 9 класс «СПП с несколькими придаточными»
Конспект открытого урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
Предмет – русский язык
Данный урок разработан для учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из двух запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий: технологии личностно ориентированного обучения, системно-деятельностного подхода в обучении, учебного сотрудничества. Это мотивирует школьников на активную учебную деятельность в течение всего урока.
Закрепление знаний теоретических положений по изучаемому материалу, проверка знаний и умений, необходимых для решения тестовых заданий при подготовке к ОГЭ.
Развитие умений постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными.
Формирование самостоятельности, инициативности, развитие творческих способностей на уроке.
Формирование положительной мотивации к обучению.
Распечатка заданий в таблице (на каждого ученика).
Распечатка текста для анализа (на каждого ученика).
Организационный момент, мотивация.
Цель: Эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока на его результат, мотивация на итоговую аттестацию.
1.Индивидуальный устный опрос. Практический опрос. Орфографическая минутка.
Цель: Развитие монологической речи, умение создавать высказывание на лингвистическую тему. Совершенствовать умение соотносить теоретические положения с примерами.
Умение выполнять тестовые задания с выбором ответа.
Цель: Повторить основные теоретические сведения, развивать умение на слух определять вид связи. Развивать монологическую речь отвечающего, навыки самопроверки.
3.Проверка домашнего задания.
Цель: Развивать творческие способности учащихся, самостоятельность при выполнении домашнего задания, умение употреблять СПП с несколькими придаточными в сочинении.
4.Контроль изученного – задания в таблицах (с проверкой в парах).
Цель: Проверить умение определять вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Развивать навыки взаимопроверки – проверки в парах.
6.Закрепление темы «Постановка запятой при рядом стоящих союзах в СПП с несколькими придаточными».
Цель: Повторить правила постановки запятой при рядом стоящих союзах в СПП с несколькими придаточными, развитие умения применять правило на практике.
Цель: Развивать умение анализировать текст при выполнении заданий, ориентированных на тестовую часть ОГЭ по русскому языку. Активизировать знания основных понятий синтаксиса и пунктуации. Умение соотносить слово с описанной орфограммой, определять морфологическую принадлежность слова.
8. Употребление способов сжатия текста.
Цель: Развивать умение применять способы сжатия текста, подготовка к написанию сжатого изложения ОГЭ.
9.Развитие речи – составление сложноподчинённого предложения из простых.
Цель: Развитие умения правильного употребления СПП с несколькими придаточными в речи, умения их конструировать Развитие творческих способностей учащихся.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Цель: Дать оценку знаниям учащихся и мотивировать на работу на следующих уроках.
Цель: Проанализировать свою работу на уроке, сделать вывод.
Цель. Мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания и на работу на последующих уроках.
В течение урока все ребята проводили контроль-проверку своих знаний, работая в тетрадях, поэтому каждый получит оценку, а также оценку получили ребята за индивидуальные ответы.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим работу над сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными. Эпиграфом к уроку возьмём афоризм : «Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь практическими делами».
— Это афоризм об афоризмах. А что такое афоризм?
— На какие темы могут быть афоризмы? (о дружбе, счастье, жизни, женщинах и мужчинах, книге, но более всего на нравственные темы)
— Расшифровывая наш афоризм, мы можем сказать, что знания, приобретённые сегодня на уроке, мы должны претворить в жизнь на практике во время ОГЭ.
Словарная работа. (слайд 3)
Афоризм – это краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.
С этой темой мы познакомились на прошлом уроке. Что мы узнали? А что нам надо сделать на уроке сегодня? Давайте сформулируем задачи нашего урока. (слайд 4)
Итак, наша главная задача – закрепить основные понятия по данной теме, работать над развитием умения определять вид связи в предложениях с несколькими придаточными, продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания. Мы говорили о значимости этой темы, о ее месте в итоговой аттестации в 9-11 классах, поэтому каждый ученик должен стремиться максимально проявить себя. В ходе урока будут оцениваться индивидуальные ответы, а также работа каждого на каждом этапе урока – это будет отражено в ваших тетрадях, которые вы сдадите в конце урока.
Рассказ учеников (3 человека у доски, на доске – 3 предложения с разными видами подчинения придаточных) о видах связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Во время ответа ученик расставляет знаки препинания и объясняет их постановку, вид подчинения, чертит на доске схему предложения, а ученики на местах иллюстрируют ответ примерами из домашнего задания (упражнение 201( I ), учебник «Русский язык» для 9 класса С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др.). (Приложение 1)
Пока ученики у доски готовятся, остальные выполняют тестовые задания – на слайде. (Приложение 2) (слайд 5)
Итоговая запись в тетрадях: (слайд 7)
После самопроверки выясняем, какие ошибки допустили учащиеся, и разбираем их. При возникновении спорной ситуации ребята обращаются к тексту параграфа.
Несколько учащихся (3-4) зачитывают выполненные задания (творческое задание – составить небольшой текст на тему «Экология» с использованием СПП с несколькими придаточными или выписать из произведений художественной литературы 5 СПП с несколькими придаточными.
Для контроля изученного учащимся раздаются листы с заданием – задания в таблицах (из 15 предложений нужно выбрать 10 с последовательным подчинением придаточных и выписать их номера). (Приложение 4) (слайд 8)
После выполнения задания учащиеся меняются тетрадями и проверяют работы друг у друга (ответы – на слайде:
2, 4, 5, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 15). (слайд 9)
Учащиеся выполняют тестовое задание – на слайде: из трёх предложений выписать одно, в котором надо поставить запятую при рядом стоящих союзах, расставить запятые, составить схему предложения, объяснить постановку запятой. Сделать вывод о правилах постановки запятой при рядом стоящих союзах в СПП с несколькими придаточными. (слайд 11)
Сын предупредил мать что если он не вернётся вовремя с работы то не стоит беспокоиться.
Он сказал что если будет свободен вечером придёт ко мне.
Хорошо известно что если спортсмен регулярно не тренируется то хороших результатов он не достигнет.
Ребята получают карточки с текстом для анализа. (слайд 12)
Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя добрые чувства и понятия.
Задания. 1.Подсчитать, сколько грамматических основ в предложении.
2.Выписать грамматические основы.
3. Определить вид подчинения.
лицейский товарищ со способом связи согласование на синонимичное со способом связи управление.
5.Выписать цифры, соответствующие выделению вводного слова.
6.Выписать цифры, соответствующие обособленному обстоятельству, выраженному деепричастным оборотом.
7.Выписать слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.
8.Выписать подчинительные союзы.
9.Укажите виды придаточных предложений.
2.И. И. Пущин покинул и поступил
9.Обстоятельственное цели, изъяснительное.
Задания выполняем последовательно: выполнив одно, проверяем, объясняем – затем следующее и т.д.
— Как мы можем сжать это предложение?
Какие способы сжатия можно применить в данном примере?
( Исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций.
Замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом или деепричастием.)
Иван Иванович Пущин покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, доказав, что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности.
Задание – на слайде: (слайд 14)
Из трёх простых предложений составить одно сложноподчинённое, записать его, определить вид подчинения, виды придаточных, записать графическую схему предложения.
Чтение – один из источников мышления и умственного развития. Надо приучить себя читать внимательно, вдумчиво. Чтение стало стимулом богатой духовной жизни. (Так как…, чтобы)
Вывод: Какова роль СПП с несколькими придаточными в нашей речи?
(СПП с несколькими придаточными обогащают нашу речь, делают её ярче, образнее, доказательнее. Обратим внимание на то, что СПП используются в рассуждении в текстах публицистического характера.)
Спасибо за работу. Все вы постарались максимально проявить себя, проверить свои знания.
Удалось ли нам достичь цели и выполнить задачи, поставленные в начале урока?
Вы оценили себя, обратили внимание на то, что не удалось, над чем надо поработать на следующих уроках и дома.
На слайде: (слайд 15)
— Я выполнял задания…
— Я почувствовал, что…
Учащиеся должны дописать какое-либо предложение.
Над этой темой мы ещё будем работать при подготовке к экзамену. Особое внимание нужно обратить на те случаи, когда рядом находятся два подчинительных союза. На это обратите особое внимание при подготовке дома, выполняя упражнение 206. Отметьте те предложения, в которых есть союзы, стоящие рядом.
Ещё домой я даю вам индивидуальные задания-карточки.
К заданию 2.(на доске)
1). Вскоре я увидел как взошло солнце как его лучи ласково коснулись земли. (однородное подчинение)
2). Человек одарён разумом и творческой силой чтобы приумножить то что ему дано. (последовательное подчинение)
3). Когда бричка выехала со двора он оглянулся и увидел что Собакевич всё ещё стоял на крыльце. (параллельное подчинение)
К заданию 2.(на слайде)
Найдите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:
Найдите слово с чередующейся гласной в корне: