хороший человек чем закончился
Насилие как духовная скрепа: первые впечатления от сериала Константина Богомолова «Хороший человек»
В маленьком городе Вознесенске уже не первый год пропадают девушки — но единственным, кто бьет тревогу, оказывается нервный блогер с ютьюба. Шум, который он поднял, не нравится местным князьям — чиновникам, полицейским начальникам, зубрам-бандитам и мини-олигархам (к слову, хозяйку бедной горы играет Ксения Собчак). Москва отправляет в регион — скорее в качестве наказания, чем ради результата — строптивую следовательницу Евгению (Юлия Снигирь, от игры которой, по словам режиссера, не оторвать глаз — и это правда). Та росла с отцом-тираном, избивавшим мать, и стала полицейским, кажется, только для того, чтобы отправить его в тюрьму. В Вознесенске в помощники к решительной москвичке навязывается местный следователь Иван (покрытый инеем Никита Ефремов). Иван и есть тот самый «хороший человек». Кроткий и улыбчивый служитель закона, который иногда похищает девушек и держит их на цепи до тех пор, пока они не станут благочестивыми, как в «Рассказе служанки».
«Хороший человек» — уже третий по счету (после нашумевших «Содержанок» и карантинной скайп-мелодрамы «Безопасные связи») сериал театрального режиссера Константина Богомолова. В интервью он повторяет, что для художника важно оставаться неназываемым, не поддающимся сортировке и неопределяемым — ведь наличие имени, совсем как в мифах, делает героя-плута уязвимым и смертным. Тем не менее сквозная интонация и узнаваемая техника в богомоловских сериалах есть.
От каждого из них веет холодом, который в «Хорошем человеке» подчеркивается неживым светом, словно в морге, и бледными красками на стенах узких коридоров, которые давят и на зрителей, и на героев. Еще сильнее — то воздействие, которое оказывает здесь дизайн звука. Саундтрек сложен из пугающих кавер-версий баллад Вертинского и Лагутенко; за кадром то и дело звучат молитвы жертв маньяка, а всевозможные скрипы, скрежет металла и шумы леса сливаются в симфонию тихого ужаса. Не то чтобы это наше « Мрачное воскресенье » — но эффект похожий.
А еще персонажи каждого из сериалов Богомолова по умолчанию истощены и опустошены. «Безопасные связи», например, оказались единственной российской скринлайф-премьерой этой весны, которая не бодрилась (мол, сейчас как победим коронавирус — а потом, если надо, повторим) и не ломала комедию, а была пропитана тоской и отравлена тревогой. В «Хорошем человеке» душевные раны обретают еще более важную роль: и маньяк, и следовательница здесь продукты одной и той же среды, сплетенной из насилия, как «Дом, который построил Джек» — из человеческих трупов. Разница в том, что Иван позволяет этому насилию продолжаться, а Евгения держит его в себе. По крайней мере, в первых двух эпизодах.
А в-третьих, богомоловские сериалы отличает особый подход к актерам и диалогам. Реплики здесь подают так, как будто с каждым словом выходит последний запас кислорода. А потом эти мысли еще долго плавают в воздухе между героями, как в невесомости, чтобы зритель мог их разглядеть, поймать и примерить. Некоторые кажутся скучными и даже пошлыми: «Женщины даже для нормальных мужиков — источник зла»; «Мужчина силен настолько, насколько позволит женщина». Но некоторые оседают на подкорке: например, афористичная мысль, что «цинизм — признак честности». В одном интервью Богомолов называет формулу успешной театральной провокации: «В спектакле непонятного должно быть ровно 30%». Для своих сериалов мастер, кажется, снизил эту планку процентов до десяти: Вознесенск и Твин-Пикс, мягко говоря, не города-побратимы. Все заигрывания сериала с мистикой и метафизикой не более чем подношения жанру; по крайней мере, в первых эпизодах. Что до актеров, то они в сериалах Константина Богомолова играют так, будто только что вышли из анабиоза. Каждый шаг как первый, а от резкого света лучше прятать глаза. Но для сериала, герои которого живут в бетонном плену у своих детских травм, это большой плюс. Кроме Снигирь и Ефремова в первых эпизодах завораживают Дарья Жовнер из «Тесноты» и Александра Ребенок — единственный острослов в этой истории, полной мрака.
И тем не менее первые две серии «Хорошего человека» кажутся удачей — так что теперь дело за тем, чтобы драматургическая пружина (соперничество и влечение между сыщицей и убийцей) не распрямилась раньше девятого эпизода. И в то же время хочется, чтобы миллионная аудитория видеосервиса Start, увлеченная этой интерпретацией истории ангарского маньяка, не затоптала реальные улики. Потому что дело настоящего Михаила Попкова — следователя из сибирского городка, убившего между 1994 и 2012 годами минимум 82 женщин, — должно стать темой хотя бы еще одного сериала.
События которого будут разворачиваться не в абстрактном среднерусском городе, а в настоящем, невероятно киногеничном, угрюмом и сухощавом Ангарске. И не в наши дни, а в пресловутые девяностые и нулевые, которые в засеянной тюрьмами и колониями Восточной Сибири были совсем не такими игрушечными, как в фильме «Бык» и сериале «Ненастье». А еще этот не существующий пока сериал мог бы сосредоточиться не на самом маньяке (которого Константин Богомолов справедливо подозревает в кокетстве — и успешно разоблачает банальность творимого им зла), а на так называемой маньячной группе. Такое прозвище получили несколько упрямых следователей, которые годами искали убийцу, несмотря на противодействие собственного начальства; коллег, которым было важно прикрыть свою халатность, и местных авторитетов, недовольных лишним вниманием к их владениям. Жизнь этих полицейских — материал, из которого могут (наконец-то!) получиться российские «Охотники за разумом» от Netflix или наш «Настоящий детектив» от HBO.
Но «Хороший человек» — это точно шаг в направлении двух этих манящих высот. Двух вершин. Твин-Пикса.
Почему реальные маньяк и следователь не смотрели сериал Богомолова «Хороший человек»
Мнением о фильме поделился бывший следователь, начинавший дело ангарского маньяка, Николай Китаев. Почетный работник прокуратуры России признался, что пока не нашел времени, чтобы посмотреть ленту Константина Богомолова. Впрочем, экс-дознаватель не исключает, что в будущем познакомится с «Хорошим человеком».
ПО ТЕМЕ
«Как ты это сделал со мной?!»: Богомолов сотворил с Собчак невообразимое
Безжизненные и блеклые: детище Богомолова разнесли в пух и прах
Китаев опасается, что в ленте будет много ляпов и неточностей. Дело в том, что ранее о Михаиле Попкове уже снимали сериал. Лента носит название «Тень за спиной». По словам бывшего следователя, в этой картине не было консультанта-криминалиста, оттого она изобилует огрехами. Николай Китаев предположил, что Богомолов не привлекал к съемкам профессиональных следователей.
Озвучил бывший дознаватель еще одну претензию к лентам о серийных убийцах. Как оказалось, в большинстве случаев, в подобных картинах преступления раскрывают специалисты из столицы, а местные полицейские остаются в тени.
Отметим, что сам маньяк Михаил Попков сериал «Хороший человек», скорее всего, не увидит. Сейчас злодей находится в иркутском СИЗО. В следственный изолятор Попкова перевели из тюрьмы. Дело в том, что Михаил вспомнил об еще одном кровавом эпизоде из прошлого. Напомним, Попкова приговорили к двум пожизненным заключениям.
По следам ангарского маньяка: каким получился сериал Константина Богомолова «Хороший человек»
20 августа видеосервис START начал показ девятисерийного психологического триллера Константина Богомолова «Хороший человек». Новый проект известного театрального режиссёра радикально отличается от его телевизионного дебюта — нашумевшего сериала «Содержанки». И дело не только в антураже (действие «Хорошего человека» разворачивается не в гламурной столице, а в мрачном провинциальном городе): персонажи этой ленты живут другими целями и мыслят иными категориями. Однако скелетов в шкафах у них не меньше, чем у московского бомонда.
По сюжету столичного следователя Евгению Ключевскую в исполнении Юлии Снигирь направляют в городок Вознесенск, где на протяжении многих лет пропадают молодые женщины. В то, что в городе может орудовать серийный убийца, практически никто не верит, однако из-за раздутой в соцсетях шумихи властям приходится обратить внимание на происходящее. Приезду Ключевской никто не рад: горожане идти на контакт не хотят, да и коллегам без неё жилось спокойнее. Тем не менее героиня приступает к работе, быстро находит связь между исчезновениями и сама начинает верить в существование маньяка.
В основу сериала легла реальная история бывшего милиционера, серийного убийцы Михаила Попкова, более известного как ангарский маньяк. В 2015 году он был приговорён к пожизненному лишению свободы за 22 убийства и два покушения, которые совершил с 1992 года. После вынесения приговора убийца признался ещё в 60 преступлениях.
Почти все жертвы Попкова — девушки и женщины в возрасте от 16 до 50 лет. Известно, что он полностью отдавал себе отчёт в своих действиях, а убивать начал (по собственным заверениям) после измены жены.
О том, кто из экранных героев примерил на себя роль маньяка, зрители узнают практически сразу — примерно в середине первого эпизода (при желании догадаться можно ещё раньше). Впрочем, и до премьеры создатели ленты не делали тайны из личности сериального маньяка, а исполнитель роли Ивана Крутихина, чей образ был списан с Попкова, Никита Ефремов открыто рассуждал, почему ему было интересно играть убийцу.
Таким образом, зрители сразу оказываются на несколько шагов впереди героини Снигирь, из-за чего детективная линия кажется не слишком интригующей.
Гораздо интереснее наблюдать не за расследованием, а за взаимоотношениями нервной, неуравновешенной Евгении, в свободное от работы время терзаемой внутренними демонами, и спокойного, хитрого и расчётливого Ивана. С самого момента знакомства они ведут негласную психологическую игру с непредсказуемым исходом.
Здесь стоит отдать должное Снигирь, которая своими тщательно сдерживаемыми, но в то же время очевидными зрителю сильными эмоциями легко затмила остальной актёрский состав. Никита Ефремов почти не уступает ей в убедительности, однако порой всё же кажется слишком безэмоциональным и равнодушным даже для маньяка.
Интересны и Андрей Бурковский (по сюжету — бывший возлюбленный Евгении), невероятно выразительный и драматичный в своём новом амплуа, и органичная во всех образах Александра Ребенок.
Один из удивительных аспектов истории Ивана Крутихина, как и Михаила Попкова, — мотивация убийцы. Женщины репродуктивного возраста, обладающие сомнительной репутацией, стали экранными жертвами не просто так: по мнению Крутихина, убивая «грешниц», он делает мир чище. Герой ни секунды не сомневается в своих благих намерениях.
Но на деле затронутая в сериале проблема гораздо глубже, и с серийными убийствами она связана лишь отчасти. Мужчины во вселенной «Хорошего человека» полагают, что вправе судить женщин за их проступки, и не гнушаются бытового насилия. Поднять руку на супругу для такого персонажа — обычное дело, причём общество всегда находит оправдание агрессору: наверное, супруга плохо себя вела, раз заслужила такое отношение.
Зачастую домашние тираны в глазах окружающих остаются любящими родителями и мужьями. Отсюда, к слову, и название сериала. Даже ангарский маньяк считал себя «хорошим человеком», близкие и коллеги убийцы также отзывались о нём положительно. Вот и уверенный в своей правоте герой Ефремова мастерски играет на эмоциях собеседников и формирует у них ложное положительное впечатление: Иван Крутихин на хорошем счету у начальства, он поддерживает соседскую девочку. Да и любовник для своих будущих жертв он интересный, «особенный».
При создании образа общества в Вознесенске авторы сериала не обошли стороной и другие проблемы, с которыми могут столкнуться жители провинциального городка. В их числе возникшая из-за работы завода тяжёлая экологическая ситуация, а также бездеятельность региональных властей, которые не обращают внимания ни на то, что воздухом невозможно дышать, ни на исчезновение людей.
Большой удачей для «Хорошего человека» стало решение авторов не снимать претендующий на документальность остросюжетный детектив, а придумать собственную историю, вдохновлённую реальными событиями и сосредоточенную на вещах более глобальных. После просмотра первой серии складывается впечатление, что создатели проекта попытались докопаться до первопричин подобной агрессии и понять, что толкает людей на столь страшные поступки.
При этом если сперва происходящее на экране представляется далёким от реальности вымыслом, то с погружением в сюжет становится ясно: проблема гораздо ближе. И если решения этой проблемы в сериале зритель не найдёт, то поводов задуматься о её причинах и последствиях, в том числе неочевидных, у него будет достаточно.
Про уродов и людей: мой отзыв на сериал «Хороший человек» Богомолова
«Хороший человек» — это российский восьмисерийный сериал видеосервиса START, повествующий о московском следователе Евгении Ключевской, которая приехала в маленький город Вознесенск на поиски маньяка, много лет убивающего молодых женщин. Сериал вышел в прошлом году, в главных ролях — Юлия Снигирь и Никита Ефремов. Мне очень понравилось детище Константина Богомолова, поэтому сейчас #буду_хвалить. Плюсов — уйма.
1. Отход от первоначального плана. Изначально это должна была быть прямая экранизация истории ангарского маньяка Михаила Попкова — бывшего работника милиции, который на протяжении почти двух десятков лет убивал женщин в Иркутской области по своим идеологическим причинам. Ныне Попков отбывает пожизненное наказание, и его история — беспощадно долгая и кровавая — не могла не заинтересовать киношников. Но в процессе драматичного создания сериала всё переигралось и было решено отказаться от прямой экранизации; вместо этого на основе образа Попкова создали персонажа Ефремова Ивана Крутихина, который также работает в полиции и параллельно с основной деятельностью убивает. (Не спешите кричать о спойлерах, зритель узнаёт о том, что Крутихин и есть тот самый маньяк, в первой же серии). Здравое решение, от которого сериал только выиграл, подарив нам крутого антагониста.
2. Дуэт главных героев, которому веришь. Между главными героями Крутихиным и Ключевской искрит с самого начала, и за этим интересно наблюдать.
Настырная Евгения, умная и независимая, молнией врывается в жизнь Ивана, которая до неё была чёткой цепочкой работа-дом-убийства, и заставляет того — ни много ни мало — пересмотреть взгляды на жизнь. Жаль, что эти отношения были обречены изначально. Снигирь и Ефремов идеально смотрятся в одном кадре: бесконечная грусть в её глазах и его крепкие руки, которые могут и уберечь от зла, и принести зло. Ефремов мне открылся с новой актёрской стороны.
3. Сильный актёрский состав для второстепенных персонажей. Очень силён каст, что уж говорить, если в эпизодах мелькают Фёдор Лавров, Полина Кутепова и Павел Ворожцов.
Александра Ребенок играет подругу Евгении, весьма прагматичную дамочку, которой палец в рот не клади. Игорь Гордин невозмутимо отыгрывает сложную роль отца Евгении Глеба — домашнего садиста. В роли бывшего бойфренда Ключевской Бориса — Андрей Бурковский, и он на диво органичен в роли папенького сынка, этакого прожигателя жизни, которому до сих пор нужна нянька. Органична в роли бизнесвумен Ларисы и Ксения Собчак, не побоявшаяся предстать в кадре в не самом привлекательном виде. Но мой любимый второстепенный персонаж — это Константин Мурзенко, сыгравший таксиста Мокушу.
Роль маленькая, но до чего же классная. Вообще я, когда смотрю что-то, особенно с детективной подоплёкой, на всякий случай с самого начала подозреваю всех и вся, просто чтобы потом меньше разочаровываться, но, познакомившись с Мокушой, я сразу поняла, что тут подвоха не будет. Не знаю, спойлер это или и так сойдёт, но Мокуша — хороший человек. Давно люблю артиста Мурзенко, он потрясающий, живёт в кадре, а не играет.
4. Саундтрек как отдельный вид искусства. Двадцатый век, спасибо за группу «Ноль». И спасибо тем, кто взял в сериал их песни. Арест Ключевской под «Ехали по улице трамваи» — это такая орная аллюзия на сложившуюся ситуацию в той сцене: в песне — трамваи едут помирать в парк, в сериале — раненая Евгения приехала к Крутихину, не помирать, но сложиться всё могло куда печальнее, чем получилось в итоге. Отдельная тема — песня для титров — кавер певицы Palina на «Такие девчонки» «Мумий Тролля».
В сериале про маньяка строчки «И этот город останется так же загадочно любим. В нём пропадают такие девчонки…» обретают новый страшный смысл.
5. Мат. Мата в сериале достаточно. Ближе к концу материться начинают чуть ли не все, и всех, кстати, можно понять. Но у создателей получился идеальный баланс: без мата в создавшейся ситуации никак, а много мата — эстеты будут морщиться. Спасибо, что не переборщили. Самая «вкусная» сцена, в которой мат на мате, — когда Борис приходит в магазин инструментов, чтобы поговорить с отцом Евгении. Можно вечно наблюдать за тремя вещами: как горит огонь, как течёт вода и как Глеб Ключевский с каменным лицом отбривает Бориса, решившего защитить любимую. О, а Ефремов, оказывается, матерится весьма сексуально.
6. Вот это поворот в концовке. Спойлерить не буду, но вот это поворот шикарен. Причём он подаётся не с бухты-барахты, чтобы ошарашить смотрящих, а с оттягом, дабы зритель гадал, правильно ли он понимает намёки.
Вывод: ну ведь умеют у нас снимать хорошие вещи, когда захотят. Жаль, хотят редко.
Чего ждать от сериала Константина Богомолова «Хороший человек»
Выход первой серии «Хорошего человека» совпал с новостями об отравлении Алексея Навального, и один из киноманских Telegram-каналов быстро зарифмовал повестку со сценой из фильма, где власти города Вознесенска обсуждают только что отправленного ими в реанимацию блогера. Совпадение это, безусловно, случайное и более того — весьма натянутое, однако вполне обычное для проектов Константина Богомолова. Режиссер, сделавший себе имя на демонстративно циничных постмодернистских переделках классики в театре, привык читать русскую жизнь как код — иногда культурный, а иногда и двоичный. Эту привычку он приобрел от нежно любимого Владимира Сорокина, сумевшего свести отечественную экзистенцию к потреблению «нормы».
Усевшись в кресло кинорежиссера, Богомолов вроде бы принципиально отказался от китча и вульгарности. Его первый сериал «Содержанки» стал попыткой художественного панорамирования московского «тяжелого люкса», нынешний — и вовсе имеет в основе историю «ангарского маньяка». Впрочем, в данном случае особенно очевидно, что реальность — всего лишь повод для высказывания. Богомолов бегло и почти неряшливо выстраивает декорации новой истории.
Не в меру активный блогер (Илья Дель) обнаруживает, что местная статистика пропавших без вести женщин превышает показатели остальной России, и записывает по этому поводу обращение в СК. Начальство (неожиданный выход Антона Табакова) отправляет разобраться следователя Ключевскую (Юлия Снигирь), у которой в анамнезе только что вышедший из колонии тиран-отец и мутноватый бывший бойфренд (Андрей Бурковский). В Вознесенске ей в напарники набивается местный коллега Крутихин (Никита Ефремов). Он, собственно, и есть маньяк (это мы узнаем почти сразу), а в подвале у него томится очередная жертва (Мария Фомина). Между охотницей и преступником начинается то ли дуэль, то ли роман, а то ли нечто третье, чему слово подобрать куда сложнее, чем навесить знакомый ярлык.
За кадром Федор Чистяков поет про то, что о любви немало песен сложено, но он еще споет.
В «Хорошем человеке» многое раздражает почти сразу. Герои что-то бубнят, главу провинциальной администрации играет Дмитрий Куличков, который на такие роли обречен в силу некоторых особенностей физиономии (впервые проявленных еще в фильме «Бубен, барабан»). В какой-то момент с расставленных по Вознесенску рекламных щитов сходит Ксения Собчак. На титрах первой серии Вертинский поет про то, как хорошо без женщин и без фраз, в начале второй — Лагутенко о том, что здесь пропадают такие девчонки. Детектив как-то не клеится: власти упорно отрицают деятельность маньяка, а для зрителя в этом вопросе, как уже было сказано, нет никакой интриги. Наконец, за камерой стоит постоянный балабановский оператор Александр Симонов, умеющий даже вполне центр Москвы (он же снимал первый сезон «Содержанок») заставить выглядеть так, будто он нацарапан гвоздиком на ржавой трубе.
Иными словами, Богомолов демонстративно отказывается любоваться знакомыми приметами русской реальности и не позволяет этого зрителю. Более того, сами приметы для него какая-то пустая, бессмысленная порода — вроде перекладываемого ежегодно асфальта. И особенно в поверхностности этого взгляда раздражает то, насколько временами он оказывается точен. Так абсурд местного быта и бытия моментально проступает в сцене, где на танцполе ночного клуба пляшут пенсионеры обоих полов.
Столь же демонстративны здесь и культурные аллюзии. В повторяющемся кошмаре нервная Ключевская сидит за столом над «Черной курицей» Погорельского (про подземных жителей), а маньяку Крутихину снится, как родители заставляли его рисовать собачку (вспоминаем триеровского Джека, считавшего себя художником). То есть даже интеллектуальный диалог здесь выглядит не более чем еще одной деталью фона. И деталей оказывается так много, будто кроме фона и вовсе ничего нет. Ощущение это, впрочем, обманчиво.
Богомолов любит говорить о том, что больше всего его интересуют свойства художественного языка и его метаморфозы. Что сам этот язык — особенно в театре — и становится если не героем, то центром внимания и притяжения. Режиссер рассуждает о том, что зритель уже не может всерьез поверить в правдивость происходящего на сцене или на экране. «Хороший человек» в этом смысле показателен, потому что в нем нет ничего откровенно шокирующего или слишком уж безобразного. И в то же время в этих негромких, каких-то выцветших диалогах, в демонстративном отказе от повышения тона есть что-то невероятно щемящее — как в песне Чистякова «Ехали по улице трамваи», которая тут тоже в какой-то момент звучит.
Центральный конфликт сериала — это не «Настоящий детектив» (как можно было ожидать), не «Твин Пикс» (Богомолов никогда всерьез не был мистиком). Это современное «Молчание ягнят» (или даже, скорее, ридли-скоттовский «Ганнибал»), как бы переписанное под Достоевского. Болевой центр здешней интриги завязан не на интеллектуальном, а, скорее, на чувственном поединке — исход такого антагонизма, в конце концов, куда менее предсказуем. И в этом противостоянии в любой момент (на протяжении восьми оставшихся серий) могут поменяться не только пресловутые гендерные роли, но и какие-нибудь еще. Просто представьте себе, что Ганнибал Лектер вдруг превращается в Родиона Раскольникова. Тоже, кстати, хороший был человек.