хорезмец что за нация

История России до 1917 года

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

хорезмец что за нация. post 22811 1223900990. хорезмец что за нация фото. хорезмец что за нация-post 22811 1223900990. картинка хорезмец что за нация. картинка post 22811 1223900990. ХОРЕЗМИЙЦЫ — древний ираноязычный народ, населявший Хорезм в Средней Азии, слившийся затем с другими народами.

ХОРЕЗМИЙЦЫ

ХОРЕЗМИЙЦЫ — древний ираноязычный народ, населявший Хорезм в Средней Азии, слившийся затем с другими народами.

Название страны Хорезм впервые встречается в сохранившихся источниках с VIII—VII веков до нашей эры. Существуют различные интерпретации названия Хорезм. По одной этимологии «кормящая земля», по другой — «низкая земля». С.П. Толстов считал что название Хорезм переводится как «Страна хурритов» — Хваризам. (Срав.осет. хори зæнхæ — земля солнца) Около VIII—VII вв. до н. э. Хорезм вступил в новую эру своей истории, когда хорезмийцы, по словам ал-Бируни, начали вести летоисчисление по годам правления царей. В этот период Хорезм становится мощным государством с заметной централизацией, о чём свидетельствуют построенные в VIII—VI вв. до н. э. грандиозные ирригационные сооружения.

хорезмец что за нация. post 22811 1223900990. хорезмец что за нация фото. хорезмец что за нация-post 22811 1223900990. картинка хорезмец что за нация. картинка post 22811 1223900990. ХОРЕЗМИЙЦЫ — древний ираноязычный народ, населявший Хорезм в Средней Азии, слившийся затем с другими народами.

Представители народов Средней Азии в древности (по ахеменидским рельефам):
1 — сак, 2 — бактриец, 3 — согдиец, 4 — хорезмиец.
По книге: Б. Г. Гафуров. Таджики. М., 1972

В середине VI в. до н. э. Хорезм становится частью империи Ахеменидов. Видимо, он был завоеван Киром. Кир назначил своего сына Таноксиарка наместником Хорезма, Бактрии и Парфии. Хорезм упоминается вБехистунской надписи Дария I. Геродот в «Истории» сообщает, что Хорезм входил в 16-ю сатрапию персидской империи, а также о том, что хорезмийцы принимали участие в походе Ксеркса 480 г. до н. э. на Грецию. Хорезмийцы принимали участие в строительстве столицы Ахеменидской империи — Персеполь. Воины-хорезмийцы служили в ахеменидской армии в разных частях империи. Один из них, по имени Даргоман, упоминается в Верхнем Египте. На Бехистунской скале сохранились изображения древних хорезмийцев.

Еще до походов Александра Македонского в Среднюю Азию Хорезм обрел независимость от Ахеменидов. В V в. до н. э. на основе арамейского письма была разработана хорезмийская письменность. На месте древнего городища Топрак-кала археологи обнаружили остатки архива документов на хорезмийском языке. Хорезмийское письмо использовалось до VIII века. Основной религией древних хорезмийцев был зороастризм. При археологических исследованиях памятников древнего Хорезма были найдены оссуарии — глиняные ящики для захоронения костей умерших людей.

В результате завоевательных походов Александра Македонского государство Ахеменидов было уничтожено. В 328 году до н. э. правитель Хорезма Фарасман отправил к Александру послов во главе со своим сыном Фратаферном. Александру было предложено совершить совместный поход в Закавказье, но у царя Македонии были иные планы и он отказался.

Источник

Хорезмийцы

хорезмец что за нация. khwarezmid empire 1220ce. хорезмец что за нация фото. хорезмец что за нация-khwarezmid empire 1220ce. картинка хорезмец что за нация. картинка khwarezmid empire 1220ce. ХОРЕЗМИЙЦЫ — древний ираноязычный народ, населявший Хорезм в Средней Азии, слившийся затем с другими народами.

Правители Хорезма

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Хорезмийцы» в других словарях:

ХОРЕЗМИЙЦЫ — древний ираноязычный народ, населявший Хорезм, слившийся затем с другими народами … Большой Энциклопедический словарь

хорезмийцы — древний ираноязычный народ, населявший Хорезм, слившийся затем с другими народами. * * * ХОРЕЗМИЙЦЫ ХОРЕЗМИЙЦЫ, древний ираноязычный народ, населявший Хорезм, слившийся затем с другими народами … Энциклопедический словарь

Хорезмийцы — название древнего народа Средней Азии, входившего в массагетский союз племён (см. Массагеты) и населявшего Хорезм. Говорили на языке Иранской языковой группы. Впервые упоминаются в Бехистунской надписи (См. Бехистунская надпись) … Большая советская энциклопедия

хорезмийцы — хорезм ийцы, ев, ед. ч. иец, ийца, твор. п. ийцем … Русский орфографический словарь

Хорезм — 1920 … Википедия

Бухарские евреи — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Мубарак-шах — правитель Хорезма в 1410/1411 1413/1414 гг., сын Едигея. Едигей захватил Хорезм, воспользовавшись смутой наступившей после смерти Тимура в 1406 году, изгнав оттуда Мусаку, наместника назначенного Тимуром. Сначала правителем Хорезма был назначен… … Википедия

Узбекский национальный костюм — Узбекcкий традиционный костюм (1845 1847) Узбекский национальный костюм созданный в древние времена и используемый до наших дней, отражает национальную специфику узбекского н … Википедия

Чингисхан (сериал, 2004) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чингисхан (значения). Чингисхан кит. 成吉思汗 Жанр исторический Режиссёр Ван Вэньцзе … Википедия

Азия (часть света) — Азия (греческое Asía, вероятно, от ассирийского асу ‒ восток), самая обширная часть света (около 30% площади всей суши), часть материка Евразии. I. Общие сведения А. расположена во всех географических поясах Северного полушария; Малайский… … Большая советская энциклопедия

Источник

Хорезм один из центров становления туркмен

Как известно, Хорезм является древней цивилизацией и государством с центром в низовьях реки Амударьи, а сведения историков о его существовании датируются как минимум VII веком до н.э. Проведенные учеными археологические раскопки фиксируют на территории древнего Хорезма существование так называемой кельтеминарской охотников и рыболовов и (около 3-х тысяч лет до н. э.). Продолжением этой культуры стана тязебагьябская культура бронзового века, характеризующаяся как земледелием, так и скотоводством, и которая процветала более четырех тысяч лет назад. Античные авторы пишут о контактах хорезмийцев с народами территории запада современной Грузии (древнее царство Колхиды) на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым товары из Индии и Центральной Азии шли на Кавказ. Данный факт подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников Мавераннахра (междуречья рек Амударья и Сырдарья) и Кавказа. Средневековые источники времен арабского завоевания запада Центральной Азии называют Хорезм страной с тысячью крепостями.

Туркмены издревле живут на территории Хорезма и в прилегающих регионах Центральной Азии. В туркменском фольклоре сохранились посвященные Хорезму предания и сказки, к примеру, всем нам хорошо знакомая с детства туркменская народная сказка «Хорезмин». В этой связи, хотелось бы провести краткий анализ работ известных историков, специализировавших на изучении прошлого Хорезма и выяснить какова была этническая роль туркмен в этом регионе в разные периоды истории.

Как мы видим, целый ряд сако-массагетских племен, исконных обитателей Хорезма и прилегающих территорий, на самом деле являются туркменскими (огузскими) племенами, а не совсем точное произношение их названий древнегреческими авторами является вполне объяснимым, ведь передача названия этнонимов или топонимов с одного языка на другой, тем более не родственный, всегда сопровождается искажением оригинальных названий. В связи с вышесказанным, весьма примечательным и заслуживающим отдельного исследования является факт фиксации древних туркмен (огузов) на территории современного Восточного и Северного Туркменистана, включая Хорезм, как минимум в 1-м тысячелетии до н.э., при этом численность нашего народа была настолько велика, что крупнейшая река региона именовалась Огуз.

В связи с тем, что туркмены были самым многочисленным народом Центральной Азии, как в древности, так и в средние века, при этом наш народ состоял из целого ряда племен, которые зачастую могли вести разнообразный образ жизни, от кочевого и полукочевого до вполне оседлого, часть туркмен в разные исторические периоды смешивалась с другими этносами, к примеру, такими близкородственными, как тюрки-кыпчаки, или же с персоязычным населением. Такие процессы происходили и в Хорезме, и согласно известному советскому ученому-антропологу Л.Ошанину, большая часть хорезмийского населения уже к X веку подвергнулась сильному этническому воздействию туркмен. Вот, что он пишет на данную тему в своей книге «Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез ее народов»: «В X в., к которому относятся сообщения арабских географов, тюрками, окружавшими Хивинский оазис, были туркмены, именующиеся в ту эпоху гузами или огузами, лишь позднее выступившие под своим современным именем – туркмены. Именно благодаря смешению с ними хорезмийцы X в. приобрели несвойственную им долихоцефалию, что делало их похожими на гузов. Следовательно, предки туркмен – гузы, тысячелетие тому назад были такими же долихоцефалами, как и современные их потомки – туркмены». Здесь также можно привести и другую цитату Л.Ошанина, в котором говорится о том, что долихоцефальная европеоидная раса, к которой принадлежит большая часть туркмен, является местной расой: «Все сказанное не оставляет сомнения в том, что долихоцефальная европеоидная раса, и поныне явно преобладающая среди туркмен, является расой местной, автохтонной, видимо, здесь, на территории Закаспийских степей, сформировавшейся. Первоначально, она входила в состав местных древних племен Закаспия, носивших общее название сакских (скифских) племен». Данный вывод известного советского ученого является еще одним подтверждением того, что туркмены населяли территорию нашей страны, в том числе и Хорезм, с самых древних времен.

Г.П.Васильева была известным советским этнографом, посвятившая несколько десятилетий своей научной деятельности изучению туркменской этнографии. В своей книге «Преобразование быта и этнические процессы в Северном Туркменистане», которая стала результатом многолетних этнографических исследований, она пишет: «Туркмены и их предки огузы издавна, гораздо раньше, чем полукочевые узбеки, появившиеся здесь, как отмечалось, с начала XVI в. и сыгравшие большую роль в формировании современного узбекского населения Хорезма, жили на территории оазиса и его окраин». Далее, она приводит цитату другого известного исследователя истории Центральной Азии, советского историка-востоковеда, члена-корреспондента Академии Наук СССР и одного из авторов первого издания международной «Энциклопедии Ислама» А.Ю.Якубовского, где он пишет об этническом составе населения Хорезма в XIII веке: «…Почти весь земледельческий Хорезм, в том числе и города, говорили по-гузски (по-туркменски)». В своей книге «Туркмены и народы мира», известный туркменский историк О.Гундогдыев отмечает: «О значительной огузской прослойке в этногенезе хорезмийцев, по-видимому, свиде­тельствует и то обстоятельство, что современный южнохорезмский говор узбеков ближе к туркменскому, нежели к узбекскому, и содер­жит много огузизмов».

Как следует из научных работ авторитетных ученых XX века, в течении многих столетий туркмены были главным и самым многочисленным этносом Хорезма. И неудивительно, что династия Хорезмшахов-Ануштегенидов, правившая Хорезмом в XI-XIII веках, была туркменской. Об этом сообщает упомянутый выше известный государственный деятель и историк Государства Хулагуидов в XIII-XIV вв, и автор большого исторического труда под названием «Джами ат-Таварих» («Сборник летописей») Фазлаллах Рашид ад-дин: «Точно также самым дальним предком султана Мухаммада Хорезмшаха был Нуштекин Гарча, который был потомком колена Бегдили из рода Огуза. Нуштекин находился в числе тех, кто пребывал на службе у сельджукских султанов». Племя бегдили, из которого происходили Великие Хорезмшахи, является одним из 24-х древнейших туркменских (огузских) племен, о чем отдельно пишет в этой же работе Рашид-ад Дин, а также Махмуд Кашгари, Языджы-оглы, Салар Баба и Абуль-Гази в своих упомянутых выше работах.

Необходимо отметить, что несмотря на то, что значительные массы туркмен были вынуждены мигрировать в направлении Ближнего и Среднего Востока, а также Южной Азии в результате завоевания Центральной Азии войсками Чингиз-хана в XIII веке, немалая часть туркмен осталась в этом регионе, включая территорию Хорезма, где туркмены еще в течении многих столетий оставались одним из главенствующих этносов. Приведем цитаты из советского двухтомника «История народов Узбекистана», изданного в Ташкенте в 1947-1950 гг., где авторами были такие известные ученые историки, как уже упомянутый выше А.Я.Якубовский, а также советский историк и член-корреспондент Академии Наук СССР К.В.Тревер и советский историк М.Э Воронец. Ниже, идет речь об этническом составе населения Хорезма уже в XVI веке: «Население городов и земледельческих селений составляли прямые потомки древних жителей Хорезма, впитавшие в себя многочисленные пришлые, главным образом, тюркские элементы, и подвергавшиеся уже к этому времени полному отуречению по своему языку.» Заключения авторов двухтомника согласуются с упомянутым выше выводом Л.Ошанина о том, что древнее население Хорезма смешалось с туркменами. «Вторую значительную этническую группу составляли туркменские племена, расселенные, как указано, к западу и югу от оседлых районов ханства, а частично и внутри их.». Как мы видим, этнический состав населения Хорезма даже в XVI веке состоял по большей части из туркмен и «хорезмийцев», которых на основании приведенных выше результатов исследований ученых, можно смело именовать населением, имеющим туркменское происхождение.

Полковник генерального штаба российской царской армии А.Глуховской также пишет о главной роли туркмен во всех делах Хивинского ханства в своей докладной записке «О положении дел в Аму Дарьинском бассейне» от 9 июня 1873 г.: «По своей воинственности, туркмены составляют гос­подствующий класс в ханстве, имеющий преобладающее влияние на все его дела. Сила и значение туркмен до того велики, что сам хан и его родственники не могут отъехать от столицы на десятки верст без значительного прикрытия, а на охоту ханы обыкновенно отравляются с пушками и отрядом войск. По это­му факту можно судить о господстве туркмен в ханстве. Вот по­чему ханские войска состояли почти исключительно из туркме­нов… Вот почему в Хиве, собственно, не существует хивинского вопроса, а есть только туркменский вопрос, от решения которого и зави­сят все будущие отношения Хивы к России.»

В связи с вопросом о численном составе собственно туркмен (даже без учета хорезмийского населения туркменского происхождения) в XIX веке, можно привести статистические данные этого времени. Известный русский военноначальник, дипломат и путешественник Н.Муравьев-Карский в своей работе «Путешествие в Туркмению и Хиву в 1819 и 1820 годах» приводит численность только оседлых туркмен Хивинского ханства в количестве 250 тысяч человек, что значительно превышает количество узбекского населения ханства (около 150 тыс. человек). Военный чин царской армии России, начальник Мангышлакского отряда, полковник Ломакин в своем рапорте от 18 июля 1872 года за № 859 на имя Кавказского наместника князя Святополк-Мирского, описывает политические и этнические процессы в Хорезме и говорит о том, что туркмены являются этническим большинством в Хиве: «Другие же убеждены, что в этом деле много действовала интрига против нашего ишана, главного начальника всех хивинских туркмен, Хаджи Мамбота, который будто бы ждет только известия от нас, чтобы привезти нам всех наших пленных, надеясь на большую за это награду (вместо ишана) и уверенный вполне, что он успеет эта сделать, так как иначе он может поднять против хана всех хивинских туркмен, составляющих большую часть населения Хивы (выделено мною – М.Б) и заставить хана исполнить его просьбу.». Известный османский автор второй половины XIX в. Али Суави в своей работе «Хивинское ханство и российская экспансия в Туркестане» указывает на то, что в 1873 г. крупнейшим по численности этносом г. Хива были туркмены, численность которых составляла 150 000 человек, а численность узбеков составляла 70 000 человек.

Резюмируя наше краткий анализ ряда источников по этническому составу населения Хорезма, хотел бы отметить нижеследующее:
— Основываясь на исследованиях ряда авторитетных историков, проводивших скрупулезное изучение, как письменных источников, так и данных этнографии, лингвистики и других дисциплин, можно сделать вывод о том, что значительная часть населения Хорезма еще в 1-м тыс. до н.э. была этническими туркменами (огузами);
— Согласно выводам известных ученых-антропологов, оседлое нетюркоязычное население Хорезма было тюркизировано туркменами уже к X веку н.э.;
— Большая часть населения Хорезма является туркменским или имеющим туркменское происхождение вот уже как минимум последние тысячу, а по другим данным, и не менее двух тысяч лет.
— Хорезм является одним из главных центров формирования туркменского этноса с самых древних времен.

Источник

Хорезм до ислама. Немного о тысячелетней Империи Востока

Могущественная Империя Хорезмшахов, стоявшая на месте современного Узбекистана, была уничтожена монгольской ордой в XIII столетии. Последующим государствам в этих местах было очень далеко до истинного величия Хорезма. Но мало кто знает, что сама история этой страны началась ещё задолго до ислама и даже до империи Ахеменидов, за сотни лет до пришествия к власти Кира Великого.

По древним легендам Хорезм существовал как государство ещё во времена Троянской войны. Наиболее мощным объединением он стал в периоде с VIII по VII века до нашей эры. Царство обладало сильной централизованной властью в лице шаха (государя) и продвинутыми по тем временам технологиями. Археологи не раз обнаруживали грандиозные ирригационные постройки в областях нынешнего Узбекистана. Их возраст уже довольно древний, почти три тысячи лет. Сами хорезмийцы принадлежат то ли к тюркам, то ли к индоиранским народностям. Точное их происхождение пока не определили. Лишь только их язык был более-менее изучен и его отнесли к индоиранской группе.

хорезмец что за нация. . хорезмец что за нация фото. хорезмец что за нация-. картинка хорезмец что за нация. картинка . ХОРЕЗМИЙЦЫ — древний ираноязычный народ, населявший Хорезм в Средней Азии, слившийся затем с другими народами.

Хорезм долгое время был независимым государством, пока не пришли персидские войска. Кир Великий в результате своих походов подчинил себе эту страну. Он не стал устраивать полное истребление местных жителей, а лишь установил там персидский контроль, и заодно распространил зороастризм. Наместником Хорезма стал Таноксиарх, сын Кира. Он обладал контролем ещё и над другими провинциями, вроде Бактрии и Парфии. С тех пор хорезмийцы пополняли ряды могучей персидской армии. Их воины участвовали во многих сражениях. Известно то, что жители Хорезма принимали участие в походах на Грецию и Египет, а также участвовали в строительстве Персеполя, великой столицы Ахеменидов. Они противостояли и могучему Александру Македонскому, сражаясь за Дария Кодомана.

хорезмец что за нация. . хорезмец что за нация фото. хорезмец что за нация-. картинка хорезмец что за нация. картинка . ХОРЕЗМИЙЦЫ — древний ираноязычный народ, населявший Хорезм в Средней Азии, слившийся затем с другими народами.

Вот только после убийства Дария шах Хорезма Фаразман пошёл на сотрудничество с македонянами. Он даже предлагал Александру совершить с ним совместный поход на Кавказ, но у эллинского царя имелись собственные планы, и потому он отказался. После смерти самого правителя Македонии Хорезм так и оставался независимым государством. Он снова обрёл былое могущество, обзавёлся хорошей армией по персидскому образцу. Но уже ко II веку до н.э. появились множество других угроз. Селевкиды и Греко-Бактрийское царство разумеется вступали с Хорезмом в конфронтации. Но вскоре пришли орды кочевников из тюркских земель. Тюрки какое-то время правили Хорезмом и даже создали там своё государство под названием Кангюй. Но уже к I веку нашей эры влияние Кангюя слабеет. Хорезм оказывается под властью правителей Юечжи, создавших великое Кушанское царство.

хорезмец что за нация. . хорезмец что за нация фото. хорезмец что за нация-. картинка хорезмец что за нация. картинка . ХОРЕЗМИЙЦЫ — древний ираноязычный народ, населявший Хорезм в Средней Азии, слившийся затем с другими народами.

При Кушанах в Хорезме было построено немало крепостей и фортов, в которых можно было выдержать даже многолетние осады. Но правители Юечжи имели врагов во всех частях света, и потому долго они не выдержали и вскоре пали под их ударами. После уничтожения Кушанского царства Хорезм был снова предоставлен сам себе. В начале IV века в государстве воцаряется династия падишахов Афригидов, которая ведёт осторожную политику и старается не воевать с могущественными империями. Им постоянно угрожают гуннские и тюркские народности. Опасность уничтожения государства нависает над Хорезмом многие века. Держава попадает под сюзеренитет империи Эфталитов, стремящейся расширить свои владения над всей Азией.

хорезмец что за нация. 8TmnYibOd9pPOG0Igv29Oyb86. хорезмец что за нация фото. хорезмец что за нация-8TmnYibOd9pPOG0Igv29Oyb86. картинка хорезмец что за нация. картинка 8TmnYibOd9pPOG0Igv29Oyb86. ХОРЕЗМИЙЦЫ — древний ираноязычный народ, населявший Хорезм в Средней Азии, слившийся затем с другими народами.

хорезмец что за нация. H8Piz7nJ8aQzvaqO1Uay3ebaI. хорезмец что за нация фото. хорезмец что за нация-H8Piz7nJ8aQzvaqO1Uay3ebaI. картинка хорезмец что за нация. картинка H8Piz7nJ8aQzvaqO1Uay3ebaI. ХОРЕЗМИЙЦЫ — древний ираноязычный народ, населявший Хорезм в Средней Азии, слившийся затем с другими народами.

Многие персидские сказки, известные общественности, повествуют о событиях в Хорезме. Из этой страны были родом многие известные учёные, вроде Ибн-Ирака или Аль-Бируни. Империя Хорезмшахов, возглавляемая мусульманскими правителями (в основном тюрками), какое-то время пыталась восстановить своё былое могущество, однако планам помешала Монгольская орда. В 1220 году Хорезм окончательно вошёл в Монгольскую империю, став частью улуса Джучи.

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

Источник

Происхождение жителей Хорезмского оазиса

хорезмец что за нация. b1e7c0220135cb2b768877a6b71c0dce. хорезмец что за нация фото. хорезмец что за нация-b1e7c0220135cb2b768877a6b71c0dce. картинка хорезмец что за нация. картинка b1e7c0220135cb2b768877a6b71c0dce. ХОРЕЗМИЙЦЫ — древний ираноязычный народ, населявший Хорезм в Средней Азии, слившийся затем с другими народами.

Дата публикации: 21.08.2019 2019-08-21

Статья просмотрена: 213 раз

Библиографическое описание:

Бердимуратов, М. Е. Происхождение жителей Хорезмского оазиса / М. Е. Бердимуратов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 76-77. — URL: https://moluch.ru/archive/271/62055/ (дата обращения: 27.11.2021).

В статье рассматриваются легенды средневековых хорезмийцев, Зеравшанских узбеков-митанов и хорезмских каракалпаков-мюйтенов о первоначальном заселении Хорезма в связи с изгнанием из юга царем их предков, связанные между собой постепенными переходами сюжетов.

Ключевые слова: фольклор, этногенез, оазис, легенда, этнографические группы.

В деле восстановления этногенеза и этнокультурных связей народов исторический фольклор может служить как прямым, так и касательным источником. Среди прочего, важным свидетельством этногенетической (или этнокультурной) близости между этносами выступает общность сюжетов, мотивов (и их сочетаний), образов героев в фольклорных произведениях. Это может быть не только заимствованием вследствие прямых или опосредованных контактов между народами, но и результатом вхождения в состав народностей, формировались, одни и те же этнические компоненты, которые принесли с собой и свои фольклорные сюжеты и образы.

В древнем Хорезме рассказывали легенду о первоначальном заселении и освоении оазиса. Самый ранний вариант легенды пришел в передаче арабского географа аль-Мукаддаси (Х век). «В древности царь Востока, — рассказывает аль-Мукаддаси, — разгневался на 400 человек из своего государства, из приближенных слуг (своих), и велел отвести их в место (где теперь город) Кас. Когда прошел длительное время, царь послал людей, чтобы они сообщили ему об изгнанниках. Придя к последним, посланцы увидели, что они живы, построили себе шалаши, ловят рыбу и питаются ею, имеют в своем распоряжении большое количество дров. Когда они вернулись к царю и сообщили ему об этом, он спросил: «Как они называют мясо?». Те ответили: «хор». Он спросил: «А дрова?». Они ответили: «разм». Он сказал: «Да я утверждаю за ними эту местность и даю ей название Хоразми».

Как указывают ученые, в этом рассказе содержится традиция о смешанном происхождении хорезмийцев. Она является отражением первых этапов заселения этой территории иранцами.

У узбеков южного Хорезма, были, по общему признанию исследователей, наиболее прямыми потомками древних хорезмийцев, которые позже получили тюркизацию, легенда эта дожила до второй половины ХХ века. В одном из ее вариантов царь, выгнал группу виновато подданных в отдаленный Хорезм, названный конкретнее, чем в аль-Мукаддаси — «царем Кияни», то есть представителем полулегендарной династии Кеянидов, которая правила, согласно древнеиранской эпической традиции. Этот царь, властелин мира, велел своему визирю отвести заключенных в такое место, откуда был бы сорокадневный путь и ничего бы в этих местах не было.

Искал визирь такое место, везде ходил и в конце концов пришел туда. В то время река текла южнее Куня-Ургенча, это было в очень давние времена. И далее, как в легенде Мукаддаси, рассказывается, как люди выжили здесь благодаря тому, что ловили рыбу в Амударье, и подается народная этимология названия Хорезм. Другой рассказ о заселении Хорезма беженцами из Ирана, занялись сельским хозяйством, постепенно окрепли и создали свое царство, и об изменении течения реки была известна среди узбеков Гурлен и Хазараспа.

В фрагментах эта же легенда об изгнанниках с юга, из Ирана со стороны Балх, к которым чувствовал неприязнь царь, была также записана фольклористами узбеков-митанов средней долины Зеравшана. Обследование этой интересной этнографической группы «митан» — связанных единством ранних этапов этногенезу каракалпаков-мюйтенов Хорезма и узбеков-митанов долины Зеравшана — показали, что самые ее корни ведут на юг и юго-запад. В фольклоре этих хорезмских каракалпаков-мюйтенов также удалось обнаружить мотив приезжих, вынужденных покинуть места своего прежнего проживания через какую-то свою вину.

В общем легенды средневековых хорезмийцев, Зеравшанских узбеков-митанов и хорезмских каракалпаков-мюйтенов о первоначальном заселении Хорезма в связи с изгнанием из юга каким-то царем их предков связаны между собой постепенными переходами сюжетов и должны рассматриваться только в комплексе.

С сюжетом о происхождении хорезмийцев и митанов (включая и каракалпаков-мюйтенов нижней Амударьи), прибывших с юга изгнанников логично объединены такие легенды, достигающих давности, мотивов Авесты, как приведена рассказ аль-Бируни (ХI век) о создании первой хорезмской династии приезжим с юга Сиявуш и его сыном Кей-Хосровом, а также переводы мюйтенов, потомков одних из древнейших жителей Хорезмского оазиса». Традиция эта устойчиво жила в течение многих веков среди каракалпаков-мюйтенов, сохранившись до второй половины ХХ века.

В рассматриваемом комплексе фольклорных мотивов, представленных как в преданиях средневековых хорезмийцев (по аль-Мукаддаси и аль-Бируни), так и в фольклоре современных этнографических групп в составе узбеков и каракалпаков, прослеживается определенная историческая последовательность. Царь Востока (а Бактрия относительно Хорезма — юго-восток) или царь Кияни выгнал группу своих подданных в отдаленное пустынное место (Хорезм был весьма удаленным от земледельческих центров юга Центральной Азии и Ирана и относительно малозаселенным в этот период), и изгнанники основали там государство Хорезм. Сиявуш (Сияваршана Авесты), которого историко-эпическая традиция относит к династии Кеянидов (возможных царей Бактрии) — тоже изгнанник, составляет дополнительную линию аналогий.

Он приходит с юга в эти почти необитаемые места и становится основателем первой хорезмийской династии Сиявушидов, которая царствовала в Хорезме до Х века н. э.

В мифологии и героическом эпосе древние народы переживали еще раз свою прошлую историю. Ученые пришли к выводу, что рассмотренные легенды каракалпаков-мюйтенов составляют отображения древнейшего (первая половина I тысячелетия до н. э., а возможно, и еще более раннего времени) периода в жизни населения низовья Амударьи, связанного с формированием ираноязычной древне хорезмийской народности и оформлением хорезмской государственности. Потомки древних хорезмийцев и соседних с ними ираноязычных саков и массагетов, потерпев тюркизацию, взяли позже, в средневековом этапе, участие в этногенезе Каракалпакского народа.

Итак, во многих исторических фольклорах в обобщенно-фантастической форме нашли отражение исторические судьбы древних иранских народностей, и мотивы, повествующие об этом, пришли из глубины веков в воспоминаниях их далеких потомков — узбеков южного Хорезма и мюйтенов, этнографической группы в составе каракалпаков и узбеков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *