хоральная синагога что это значит
ЧТО ТАКОЕ СИНАГОГА
Молитва
Изучение Торы
Библиотека
Центр общественной жизни
Раввин
Хазан
Шамаш
Габай
Ашкеназы и сефарды
Хасиды и нехасиды
О названии «синагога»
С глубокой древности и по сей день синагогу называют на иврите «бейт-кнесет», что буквально означает «дом собрания». Слово «синагога» происходит от греческого слова synagoge («собрание») которое обозначает то же, что и слово «кнесет» на иврите: «собрание».
Еще синагогу называют на идиш словом «шул» (от немецкого «Schule» – «школа»).
История возникновения синагог
Время возникновения синагог точно не известно. Большинство историков полагает, что они возникли после разрушения Первого храма (586 до н.э.) и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг у друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы – первые синагоги.
Когда вавилонские изгнанники вернулись на Родину и возвели Второй Иерусалимский храм, они построили ряд синагог и в Эрец Исраэль. Источники времен Второго Храма свидетельствуют, что в тот период синагога была даже на Храмовой горе.
Второй Храм возродил еврейскую жизнь в Палестине, но многие евреи остались в Вавилоне. Для них синагога сохранила свою роль духовного центра, места молитвы и изучения закона.
Функции синагоги
После изгнания из Израиля для рассеянных по всему миру еврейских общин синагоги стали центром общественной, политической и культурной жизни еврейского народа.
Молитва
Синагога – это, прежде всего, место для молитвы. В иудаизме придается огромное значение общественной молитве. Синагога и есть такое место, где община собирается для молитвы.
Изучение Торы
Существует обычай, восходящий к древним временам, по субботам и праздникам выступать в синагоге с лекциями на темы недельной главы Торы или по каким-либо проблемам еврейского законодательства, связанным, как правило, с предстоящим праздником.
Такую беседу (драшу) проводит один из наиболее знающих членов общины или специально приглашенный раввин. Кроме того, по субботам после утренней или дневной молитвы в синагогах обычно собираются группы для изучения Торы.
Библиотека
По традиции, в синагоге должны быть книги еврейского учения. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. Практически в любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, труды Рамбама, полный «Шулхан арух», а также сотни или даже тысячи других книг. Этими книгами вправе пользоваться любой член общины. Обычно их разрешается брать на дом, нужно только предупредить об этом синагогального служку – шамеса.
Центр общественной жизни
Синагога, в соответствии со своим названием, является местом проведения встреч, собраний, различных торжеств как всей общины, так и отдельных ее членов. В синагоге нередко проводят бар-мицву, обрезание, выкуп первенца и пр.
Раньше в большинстве синагог были комнаты для гостей, где останавливались путешествовавшие евреи, имелись также конюшни для нескольких лошадей. Часть здания занимала миква, поэтому синагоги нередко строились у реки.
Устройство синагоги
Архитектура
Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть и скромное здание, даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное строение в любом архитектурном стиле.
Закон требует, чтобы помещение синагоги имело окна. Талмуд предостерегает от молитвы в комнате без окон: люди должны видеть небо.
При входе в здание должен быть вестибюль, проходя который, человек оставляет помыслы и заботы материального мира, настраивается на молитву.
Здание ориентируют на Иерусалим (синагоги, находящиеся в самом Иерусалиме, ориентированы на Храмовую гору). Талмуд требует, чтобы молящиеся обращались лицом к Иерусалиму при чтении одной из самых главных молитв – Амиды.
Согласно Талмуду, синагога должна стоять на самом высоком месте в городе. Исторически, чтобы выполнить это предписание, шли на всякие хитрости. Например, устанавливали на крыше синагоги шест, и тогда формально она оказывалась выше других построек.
Любая синагога, маленькая или большая, скромная или роскошно украшенная, должна быть соответствующим образом оснащена.
Внутренняя структура
В объяснение этой традиции рав Лау, бывший главный раввин Израиля, пишет: «Человека в синагоге ничто не должно отвлекать от молитвы. Сказано в Торе: знай, перед кем стоишь. А потому, вознося свои молитвы, человек должен быть предельно сосредоточен на общении с Творцом. Мысли о домашних делах (жена) или романтические переживания здесь неуместны».
Арон Акодеш
Нер тамид
Над Арон Акодеш располагается «Нер Тамид – “неугасимый светильник”. Раньше это была масляная свеча. Сейчас это, как правило, лампа, похожая на свечу. Нер Тамид горит всегда, символизируя менору, масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно.
Бима
В центре синагоги находится возвышение, называемое «бима». С этого возвышения читается Тора, на нем установлен стол для свитка. Бима напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.
Амуд
Амуд может также располагаться сбоку от Арон Акодеш.
Место раввина
Рядом с арон акодеш находится место раввина. По другую сторону арон акодеш отводится место для хазана или приглашенного оратора.
Все эти детали являются неотъемлемыми компонентами внутреннего убранства синагоги, однако в остальном интерьеры различных синагог весьма разнообразны. Синагогу разрешается украшать в соответствии со вкусами и возможностями общины.
Некоторые синагоги представляют собой современные сооружения из легкого металла, стекла и бетона. Другие выдержаны в классическом стиле, с деревянными панелями и кожаными сидениями. В некоторых есть витражи или росписи, изображающие сцены еврейских праздников, в других этого нет. Ограничения касаются лишь изображений людей.
Синагогальные должности
Синагоги независимы друг от друга; каждая община самостоятельно избирает руководство и должностных лиц общины.
Раввин
Хазан
В зависимости от нужд общины, хазан может выполнять и другие обязанности. В будние дни роль хазана как правило, выполняет кто-нибудь из молящихся, обладающий достаточным опытом. Хазан должен не только обладать хорошим голосом и слухом, но и быть богобоязненным человеком, иметь достаточное образование – как минимум, понимать смысл молитв на иврите.
Шамаш
Габай
Какие бывают синагоги
Многие столетия рассеяния привели к небольшим расхождениям в порядке молитв, а также к некоторым различиям в обычаях разных общин. Однако в целом порядок службы, основанный на Устном Учении, один и тот же. Тот факт, что религиозные обряды евреев практически одинаковы в весьма отдаленных друг от друга странах, изумляет всех, кто с ним сталкивается. В частности, различия в порядке молитв весьма незначительны и заметны лишь тем, кто хорошо знает службу. Эти различия придают своеобразный колорит еврейским общинам разных стран. Обычно в соответствии с принадлежностью к той или иной традиции ашкеназской, сефардской, хасидской или не хасидской и различаются между собой синагоги.
Ашкеназы и сефарды
Хасиды и нехасиды
Чем синагога отличается от храма и церкви
Почему раввин не священник, кто такой шац и при чем тут коэны — объясняет историк Владимир Левин
1. Синагог у евреев много, а храм — один
Когда мы говорим «храм», то можем иметь в виду целый ряд мест, созданных для молитвы или совершения обряда. Для иудеев храм — это конкретное здание в Иерусалиме, разрушенное римлянами в 70 году и до сих пор не восстановленное. Именно там специальные священники коэны могли проводить богослужения, совершая жертвоприношения Богу. Иудейский храм может быть построен только на прежнем месте — и, как верят иудеи, лишь с приходом Мессии.
2. В синагоге нет священника
В христианстве основа богослужения — таинство евхаристии, причастие. Совершать его имеет право только священник, то есть человек, рукоположенный епископом — членом церковной иерархии, восходящей по прямой линии к Иисусу Христу. Таким образом, в церкви полноценное богослужение без священника невозможно.
Раввин — это не священник, а знаток еврейского религиозного законодательства. Его знания подтверждены другими раввинами. Раввины не объединены в какую-либо иерархию и не обязаны подчиняться друг другу. Их авторитет зависит от глубины знаний и неформальной оценки коллегами. В этом институт раввинов очень похож на институт мусульманских богословов. Для общественного богослужения в синагоге раввин не нужен. Нужен миньян — кворум из десяти евреев-мужчин старше 13 лет (это возраст религиозного совершеннолетия), а также свиток Торы — текст Пятикнижия, написанный на пергаменте особым способом. Богослужение в синагоге состоит в произнесении установленных молитв, а в субботы, праздники, посты и по понедельникам и четвергам к молитвам добавляется чтение свитка Торы.
Молитва в синагоге на праздник Йом-Киппур. Картина Мауриция Готтлиба. 1878 год Tel Aviv Museum of Art
Примерно до XIX века в традиционных еврейских общинах Центральной и Восточной Европы раввин выступал с проповедью два раза в год. Позже, сначала в Германии — по образцу протестантских пасторов, — а потом и в других европейских странах раввины начали произносить проповеди регулярно. В современных синагогах России и Америки общественная деятельность раввина сближается с ролью священника.
3. В синагоге нет алтаря, но есть шкаф и стол для Торы
Единственные непременные атрибуты любой синагоги — место для хранения Торы и стол, на котором свиток можно развернуть для чтения. Все остальные детали синагогальной архитектуры сильно разнятся в разных странах. Так как большинство евреев России (за исключением бухарских, грузинских и горских евреев) — ашкеназы, то есть выходцы из Германии, ниже мы рассмотрим организацию ашкеназских синагог.
По еврейским религиозным законам молящийся должен быть обращен лицом в сторону Иерусалима. Поэтому ашкеназские синагоги ориентированы на восток или юго-восток, а место для хранения свитков Торы, арон , находится обычно у восточной стены. Традиция ориентации синагоги на восток большей частью сохранилась даже с распространением ашкеназских общин в Восточную Европу и Азию, по отношению к которым Иерусалим находится на юге или юго-западе. К примеру, Хоральная синагога в Санкт-Петербурге и синагоги в Томске и Иркутске ориентированы на восток. В то же время Хоральная синагога в Москве ориентирована на юго-запад, а синагога во Владивостоке — на запад, в соответствии с реальным местонахождением Иерусалима.
Московская хоральная синагога
С какой горки весь мир видно?
Московская Хоральная синагога в Большом Спасоглинищевском переулке — место символичное. Сюда ходил поминать родителей живший в Большом Трехсвятительском переулке Исаак Левитан. Здесь иногда встречался с раввином Минором Лев Толстой, учивший в 1880-е древнееврейский язык.
Синагога в Спасоглинищевском переулке появилась благодаря Александру II: он позволил евреям жить и работать вне черты оседлости.
Но не обошлось без сложностей: Семен Эйбушитц разработал проект здания, но из-за убийства Александра II и последовавших за этим гонений на евреев строительство отложили. В 1886 году С.С. Эйбушитц и С.К. Родионов создали новый проект синагоги: большую базилику с вмонтированным в купол щитом Давида.
Тогда же банкир Лазарь Поляков купил земли в бывшей гончарной слободе для строительства еврейской молельни — как раз рядом с еврейскими поселениями в Зарядье. 28 мая 1887 года начали строить синагогу: в восточную стену вмонтировали каменную капсулу с закладной грамотой.
Но уже в следующем году Константин Победоносцев подал жалобу на то, что синагога с куполом оскорбляет чувства православных. Для зданий синагоги не предписано определенных архитектурных форм, поэтому купол разобрали. Также с фронтона убрали изображение скрижалей Моисея, обязательный элемент синагог того времени. Так начался процесс бесконечных перестроек здания.
В 1891 году синагогу в Спасоглинищевском переулке торжественно открыли. Она сразу получила статус «Хоральной». Это значит, что богослужения в ней сопровождает пение хора, а не одного кантора (певчего).
Но тогда же евреев начали выселять из Москвы. Через год в хоральной синагоге запретили проводить службы, а Московскому еврейскому обществу велели продать здание или превратить в благотворительное заведение, иначе Губернское правление продаст его с торгов.
В здании молельного дома открыли трехклассное ремесленное училище-приют. Но и его обязали закрыть в 1895 году. Тогда евреи назвали учреждение, располагавшееся в запрещенной синагоге, училищем-приютом «Талмуд-Тора». Его закрыли через 2 года, а здание велели переделать: стоимость работ оценивалась в колоссальную для тех времен сумму — 37 тысяч 560 рублей.
После манифеста о свободе вероисповеданий 1905 года министр внутренних дел П.А. Столыпин обратился к царю с ходатайством открыть московскую хоральную синагогу. Разрешение дали, и Р.И. Клейн начал восстанавливать интерьеры молельного дома.
В советские годы синагога не закрывалась. Хотя 1 августа 1923 года ВЦИК Совета Народных Комиссаров постановил передать находящуюся в ней библиотеку Белорусскому государственному университету, а 3 года спустя часть владений синагоги передали «Текстильстрою».
В начале 2000-х в синагоге на Спасоглинищевском переулке прошла реставрация: восстановили купол и воссоздали интерьеры. Теперь Хоральная синагога — место служения главного раввина России и главного раввина Москвы.
Также в ансамбль синагоги вошла скульптура «Птица Счастья» работы И. Бурганова в память о холокосте и единственная в России стена плача — в память о разрушенном Иерусалимском храме.
СИНАГОГА
Слово синагога употребляется иногда также в значении иудейства как религии в противоположность Церкви (Ἐκκλησία, экклесиа), т. е. Христианству.
Появление и распространение синагог
Точно определить время появления общественных молитв и синагог у евреев нельзя: некоторые относят его ко времени первого храма и даже еще более раннему, большинство — ко времени вавилонского плена или ближайшему за ним. Введенный Ездрой порядок чтения закона является основою современного еврейского общественного богослужения: Ездра установил общественное чтение отдела из Пятикнижия, а затем из пророков, по субботним и праздничным дням, впоследствии же и по понедельникам и четвергам, а также в ярмарочные и судебные дни.
Ко времени Иисуса Христа синагоги распространились по всем тем местам, где жили евреи, и не только в Палестине, но и вне ее. В Иерусалиме, как говорят, было 480 синогог; особенно богата была ими Галилея, которая называлась «страной синагог»; вне Палестины упоминаются синагоги в Александрии, Дамаске, Антиохии, Солуни, Ефесе, Коринфе, Афинах, Риме и т.д.; в Кесарии славилась синагога восстания, подавшая повод к войне против римлян.
В Ветхом Завете не упоминаются синагоги, но они упоминаются в Евангелии, где, в частности, говорится о посещении синагог Иисусом Христом и апостолами (см. Мф. 4, 23, Мф. 9, 35 и др.).
Образовательное значение
Весьма часто при синагогах находилась школа для изучения закона, или это изучение происходило в самой синагоге, почему она часто называется «школой». После разрушения иерусалимского храма синагога сделалась хранилищем идеи иудейской национальности и необходимой принадлежностью каждой, даже самой незначительной еврейской общины.
Архитектурные особенности
Московская хоральная синагога. Интерьер |
При постройке синагоге наблюдается, чтобы сторона, противоположная входу, была обращена к тому месту, где был прежде храм иерусалимский. Общий план синагогального здания представляет в большинстве случаев прямоугольный четырехугольник; при входе портик, за ним следует сама синагога, разделенная рядами колонн на несколько нефов (от 3 до 5).
Синагоги, сооруженные европейскими евреями, носят отпечаток того времени, когда они были выстроены: так, пражская и вормсская синагоги построены в византийском стиле; в мавританском стиле сооружены синагоги в Толедо (IX и XIV в.), Вене, Берлине, Франкфурте; мюнхенская и бреславльская синагоги построены в романском стиле и своею конструкцией напоминают древние римские базилики; в готическом стиле построены некоторые синагоги в Польше, а также синагога в Кельне.
Помещение для женщин совершенно отделено от помещения для мужчин.
К принадлежностям синагоги относятся: светильник, сделанный по модели храмового семисвечника, кружки для сбора пожертвований, трубные рога, употреблявшиеся в новый год, валторны (chazozroth), в которые трубили в дни новомесячия, в праздники и т. д.
Служители
Богослужение
Для отправления синагогального богослужения требуется присутствие не менее 10 совершеннолетних (не моложе 13 лет) евреев.
Общественное богослужение заключается в чтении трех отрывков Пятикнижия, которые каждый еврей обязан читать утром и вечером; затем следуют евлогии (благословения), молитвы и чтения из Пятикнижия и пророков. Все Пятикнижие прочитывалось в трехгодичный цикл, для чего было разделено на 154 отдела, по одному на каждую субботу; лишь к VIII в. относится происхождение современного обычая прочитывать закон Моисеев в течение одного года и разделение его для этой цели на 54 части.
Чтение закона Моисеева и пророков производилось непременно на еврейском языке; когда же этот язык сделался непонятным для народа, то к чтению еврейского текста стали присоединять перевод прочитанного на народный арамейский язык. С переводом соединялось назидательное объяснение прочитанного или проповедь, право произносить которую представлялось каждому члену общины, сведущему в Священном Писании.
Синагогальное богослужение оканчивалось обрядом священнического благословения, или воздеяния рук. Этот синагогальный ритуал, установившийся уже ко времени разрушения второго храма, в общих чертах сохранился в еврейском богослужении до настоящего времени; но теперь произнесение молитв и чтение Священного Писания обыкновенно лежат на обязанности особых лиц, а проповеди произносятся раввином или особым проповедником. В новейшее время в некоторых синагогах введен орган при богослужении, а также употребляется, наряду с еврейским языком, и местный.
Большая Хоральная Синагога
Иудаизм – одна из старейших религий, в которой находятся истоки христианства и ислама. Однако, в отличие от церкви, молитвенный дом иудеев – синагога – храмом не является. Согласно канонам веры иудейский Храм может быть возведен в единственном месте на земле – на Храмовой горе в Иерусалиме. Такой Храм существовал в глубокой древности, но был разрушен легионерами Древнего Рима. В ожидании «мессии», с приходом которого связывают возрождение Храма, рассеянные по миру евреи, исповедующие иудаизм, поддерживают «дух Храма» и сохраняют национальную самобытность в синагогах.
Термин синагога переводится как «Дом собрания» или «Дом учения». Таким образом, название культового иудейского сооружения подчеркивает его более широкое предназначение, чем просто молельный дом. Действительно, еврейская синагога одновременно с религиозными функциями включает элементы коммерческой, образовательной и общественной деятельности. Все эти задачи выполняет Большая Хоральная Синагога Санкт-Петербурга – один из крупнейших духовных и культурных центров еврейской общины в России.
Содержание:
Историческая справка
Архитектура и интерьер
Синагога в наше время
Где находится и как добраться
Историческая справка
Политика либерализации, проводимая Александром II во второй половине XIX века, затронула и евреев, расширив границы разрешенного проживания в Российской империи представителям высшего сословия. С 1859 по 1880 год вышел ряд указов, благодаря которым часть еврейского населения (купцы первой гильдии, отставные рекруты, ряд категорий ремесленников, а затем и лица с высшим образованием и учеными степенями), получила право проживать за чертой оседлости и даже в столице.
Приток евреев в Петербург был довольно значительным, так как состоятельные горожане прибывали с семьями, приказчиками, прислугой, а для духовных нужд приглашались раввины. Еврейская община быстро разрослась, ее численность достигла несколько тысяч человек, соответственно увеличивалось и число молитвенных домов.
1 сентября 1869 года вышло правительственное постановление с разрешением на постройку одной большой синагоги взамен разрозненных молелен. На решение вопроса о выделении участка, разработку проекта и строительство ушло 19 лет, еще около пяти лет продолжались работы по внутренней отделке залов.
И, наконец, в 1893 году, через 24 года после указа Александра II, Большая синагога была торжественно открыта для прихожан. К концу XIX века в синагогах Восточной Европы вошло в моду сопровождать традиционное канторское пение маленьким мужским хором (7-9 человек). Нововведение установилось и в Петербургской синагоге, отсюда название – «хоральная».
Вскоре при синагоге было создано Еврейское училище в построенном на пожертвования отдельном здании, а в годы первой мировой войны организован комитет помощи пострадавшим евреям.
Октябрьская революция не принесла ожидаемых перемен к лучшему: в революционном Петрограде прошли первые еврейские погромы, а в 20-х годах последовали репрессии. Синагога была официально закрыта в 1930 году, но через полгода вновь открылась и удивительным образом продолжала существование в годы антирелигиозной политики государства, когда культовые сооружения других концессий закрывались, их здания разрушались или отдавались под хозяйственные нужды.
В первую блокадную зиму в синагогу свозили умерших евреев и складывали во дворе, чтобы потом похоронить в братской могиле на Еврейском Преображенском кладбище. По тропинке, протоптанной в снегу от ворот до входа в здание, люди шли на молитву – в холодном зале синагоги жизнь не угасала, деятельность не прекращалась даже в самые суровые дни.
Послевоенные 50-е годы отмечены усилением давления властей и арестами еврейских активистов за сионистско-контрреволюционную деятельность. Антирелигиозные компании, развернувшиеся в следующее десятилетие, не обошли и еврейскую общину. В 1962-64 годах было запрещено хоронить на Еврейском Преображенском кладбище, а в синагоге не разрешалось выпекать ритуальное традиционное тесто – мацу.
На волне перестройки в конце 80-х годов началось возрождение активной деятельности. Так, например, Ленинградская синагога провела ряд концертов еврейской музыки в рамках фестиваля канторского искусства. Мероприятие прошло с аншлагом, стало знаковым – тысячи слушателей восприняли это как начало популяризации национальной культуры. В последующие годы постепенно были восстановлены образовательные и общественные функции духовного центра.
В 2013 году Петербургская синагога отметила свое 120-летие, были выпущены юбилейные медали. По случаю знаменательной даты раввин написал новый свиток торы и впервые в истории Петербурга произвел выстрел из пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости.
Архитектура здания и внутреннее устройство синагоги
Здание Большой Хоральной Синагоги в 1980 году было занесено в реестр памятников архитектуры государственного значения. Построенное в непривычном для Петербурга мавританском стиле, оно является оригинальным украшением Коломны. Именно в этом районе после долгих хлопот о выделении места под синагогу в январе 1879 года общине удалось приобрести участок А. А. Ростовского на пересечении улиц Большой Мастерской и Офицерской (теперь проспект Лермонтова и улица Декабристов) за 65 тысяч рублей.
В еврейской традиции не существует строгих предписаний по внешнему облику синагоги. Она может помещаться и в скромном помещении обычного дома, и в роскошном особняке любого архитектурного направления. Значение имеют те атрибуты помещения, которые позволяют сохранить внутренний смысл веры. К примеру, во время молитвы прихожане должны видеть небо, поэтому требование наличия окон в комнате является обязательным. Также необходим вестибюль, проходя через него, человек оставляет мирские помыслы и настраивается на молитву.
Разделение зала на мужскую и женскую части позволяет не отвлекаться от молитвы. В данном случае для женщин оборудован балкон на втором этаже.
Получив разрешение на строительство синагоги в Петербурге, правление общины объявило конкурс проектов и для избрания окончательного варианта привлекло специальное жюри, возглавить которое предложили известному русскому искусствоведу В. В. Стасову. Русский историк и либеральный критик Стасов, воодушевленный идеей создания небывалого культового сооружения и инициировавший дебаты в прессе, отдавал предпочтение восточному стилю, который подчеркивал бы национальный характер постройки.
После доработки проекта в 1883 году началось строительство под руководством архитектора А. В. Малова, заканчивал постройку архитектор Н. Л. Бенуа. Синагога строилась на пожертвования, ссуды банков и частных лиц. Наиболее весомыми были взносы барона Горация Гинзбурга и Самуила Полякова. И сегодня посетители Большого молитвенного зала могут видеть таблички с фамилиями меценатов, которыми отмечены именные места в первом ряду.
Строение венчает большой сферический купол. Терракотовый фасад украшен ризалитом, в нем вход, оформленный порталом с аркой и парными колонами. Территорию окружает каменный забор с ажурной кованой оградой.
Внутреннее убранство отличается симметрией, большое впечатление производит роспись потолков и стен, витражи на окнах, необычный рисунок паркета. Главный зал, украшенный колонами, – двухсветный, практически весь заполнен скамьями для прихожан. В восточной части богатый занавес скрывает шкаф, в котором хранятся священные свитки. В центре установлен помост, с которого читается Тора.
Удивительной акустикой отличается вестибюль: каждое слово, сказанное шепотом, будет услышано у противоположной стены, а в центре звук усилится многократно.
Раз речь зашла об акустике, нельзя не упомянуть, что в синагоге установлен орган, произведенный в Чикаго. Еще один замечательный предмет интерьера – серебряная люстра Большого молельного зала.
Жизнь синагоги в настоящее время
Исторически так сложилось, что для рассеянных по всему миру еврейских общин синагога стала центром политической и культурной жизни древнего народа в изгнании. Большая Хоральная Синагога Петербурга не является исключением.
Прежде всего – это место общественной молитвы, которой в иудаизме придается особое значение, и проведения традиционных обрядов: обрезание, выкуп младенца, обряд совершеннолетия, бракосочетания и других. Синагога Санкт-Петербурга активно участвует в различных аспектах жизни своих прихожан, о чем свидетельствует разделение прихода на составные части:
• Малая синагога, в которой проходят утренние и вечерние службы, с молитвами и чтением Торы. К древним временам восходит обычай в субботние и праздничные дни проводить лекции на темы недельной главы или читать отрывок, посвященный празднику.
• Миква – ритуальный бассейн для погружения в «естественные воды» с целью очищения. Согласно религиозным представлениям ежемесячный ритуал обязателен для каждой замужней прихожанки и является залогом здорового продолжения рода в семьях.
• Магазин «Кошер» и ресторан «Лехайм». Эти заведения обеспечивают питание в соответствии с канонами религии и культурными традициями народа.
• Служба знакомств. Обязательным условием для вступления в клуб является наличие «еврейских корней» по материнской линии. Таким лицам предоставляются услуги по созданию семьи с представителями своей национальности.
• Школа и библиотека. Согласно древним традициям при синагоге существует школа по изучению Торы, кроме того детям и подросткам преподают иврит и английский. Книги из библиотеки доступны всем. Покупка книг для библиотеки считается благочестивым поступком.
• Правление синагоги избирается общиной и располагает средствами для помощи тем, кто в ней нуждается: дает ссуды, устраивает приезжих на ночлег, проводит благотворительные завтраки и обеды в бесплатных столовых, обеспечивает малоимущих, больных и пенсионеров продуктовыми наборами, лекарствами, медтехникой и т.д.
• В отделе туризма можно заказать экскурсии по Синагоге или обзорную экскурсию по городским объектам, связанным с историей еврейского Петербурга.
Попасть в синагогу с экскурсией может каждый желающий ежедневно, за исключением субботних дней и еврейских праздников. В ходе экскурсии можно узнать историю петербургской синагоги, познакомиться с особенностями ее символики и архитектуры, получить сведения о ее раввинах и меценатах, а также о законах и традициях иудаизма, об истории создания еврейской общины и услышать, чем живет она в наши дни. В день «Открытых дверей» проводятся интересные тематические лекции.
Где находится и как добраться
Большая Хоральная Синагога Санкт-Петербурга находится по адресу: Лермонтовский проспект, 2 — на пересечении с улицей Декабристов.
От ближайшей станции метро «Сенная площадь» (или «Садовая») сюда можно доехать на маршрутке № 1.
От станции метро «Адмиралтейская» можно добраться на автобусах № 3, 22.