хомут для лошади это что
Хомут для лошади
Хомут для лошади является необходимым аксессуаром. Чтобы животному было удобно, хомут нужно подбирать правильно. Также его можно изготовить самостоятельно, но при этом нужно учитывать некоторые особенности. К выбору и изготовлению этого аксессуара необходимо относиться ответственно.
Как правильно подобрать хомут для лошади
Необходимо учитывать, что этот аксессуар может иметь разный размер. В таблице представлены размеры.
Номер | Длина (мм) | Ширина (мм) |
0 | 440 | 210 |
1 | 460 | 230 |
2 | 485 | 240 |
3 | 510 | 250 |
4 | 535 | 260 |
5 | 555 | 270 |
6 | 585 | 280 |
7 | 610 | 310 |
8 | 640 | 340 |
9 | 670 | 360 |
10 | 710 | 380 |
11 | 740 | 400 |
Ширина измеряется по наиболее широкому участку (переход от шеи в плечи). Длину измеряют от начала и до конца шеи. Мерки необходимо записать, а затем сопоставить их с размерами хомутов для лошади, представленными в таблице.
Поэтапное изготовление
Начинать нужно с изготовления клещей. Для этой части подойдет многослойная фанера толщиной 5 мм. Из нее необходимо вырезать клещи, соответствующие нужному размеру.
Ошейник
Ошейник — это отдельная часть, представленная в виде ремня, который фиксируется на шее животного. Его необходимо сделать из кожи по типу простого ремня. Не следует делать ошейник слишком узким, т.к. в процессе использования такой аксессуар может порваться.
Ошейник крепится непосредственно ко всему устройству управления. Это необходимо для управления лошадью.
Нагрудный ремень подперсье
Подперсье предназначается для удерживания седла от сползания назад. Он состоит из двух нагрудных ремней и одного подгрудного. Их лучше делать из кожи.
Хомут
Хомутина — это мягкая подкладка, которая препятствует натиранию кожи фанерой. Для изготовления этой части нужно использовать кожу толщиной не менее 1 мм и любую набивку (для мягкости). Хомутина фиксируется с внутренней стороны клещей.
Затем необходимо сделать хомутную подушку. Ее изготавливают из мягкой ткани, например фетра. Ее необходимо установить на верхнюю часть хомута.
Гужи прикрепляют с обеих сторон. Их также желательно делать из прочной кожи.
Значение хомута в управлении лошадью
Важной частью сбруи является хомут для лошади. Они применяется для крепления повозки или сельскохозяйственной техники на коне. Изготавливается хомут из изогнутых брусков, соединенных кожей. Форма позволяет прочно фиксировать сбрую на лошади, при этом учитываются анатомические особенности животного, что позволяет максимально передавать силу в тягловое усилие. Создание хомута сделало прорыв в перевозке грузов – простая уникальная конструкция повысила эффективность гужевого транспорта. Такая сбруя позволила использовать лошадей для перевозки тяжелых грузов и сельскохозяйственной работы, что ускорило промышленную революцию.
Содержание статьи
Развитие хомута – конская упряжь в истории
Приручение лошади произошло свыше 6-7 тысяч лет назад. Длительное время их применяли исключительно для верховой езды. Но во 2-3 тысячелетии до нашей эры появляется прообраз хомута – ошейник из кожи, плотно обхватывающий горло коня. Свидетельства о таких приспособлениях находят в различных культурах:
Ошейник выполнялся из полоски кожи, которая плотно охватывала шею коня (также существовали варианты с двойным ремнем – второй фиксировался за грудными конечностями, но основная нагрузка ложилась именно на шею). Чем сильнее лошадь тянула привязанный груз (телега, плуг), тем больше стягивался ошейник. Особенности строения лошади приводили к асфиксии. Поэтому длительное время основные работы выполняли волы.
Первые изменения в креплении телеги происходят ближе к новой эре – в 3-м веке до рождества Христова в центральной Азии появляется нагрудный ремень. Первопроходцами были китайцы. Особенности крепления позволяли перенести тягу на грудину, то есть на костный аппарат, а не на мышцы. Такая конструкция практически полностью использовала силовые возможности лошади, не нарушая ее производительности. Подобные конструкции появились в Европе лишь в 6-7 веке.
Когда европейцы еще не пришли к использованию нагрудного ремня, в Китае уже появляется первый хомут – изображения его сохранившихся образцов датируются 2-3-м тысячелетием нашей эры. Изображаемые на картинах древние китайские хомуты имеют овальную форму с мягкими подкладками. В европейские государства хомут пришел в 10-м веке. Стоит отметить, что первыми лошадей стали запрягать скандинавские племена, а в южных регионах продолжали использовать волов.
Правильное устройство хомута
Стандартный современный хомут состоит из трех основных частей:
Также в устройство хомута входят гужи, если будут применяться оглобли в упряжке либо гужевые мочки – для телег с постромками. Размеры хомута определяются клещами, которые должны точно соответствовать форме шеи лошади. За соотношением размеров хомута и лошади нужно следить – при наборе массы или истощении нужно провести изменение хомута.
Расстояние от верхней до нижней точки хомута называется его длиной. Различают нормальные, длинные и короткие хомуты. Короткий хомут будет сдавливать шею, нарушая акт дыхания, а длинные модели опускаются низко, затрудняя движение.
Для изготовления клещей желательно применять древесину прикорневой части берез, вяза или клена. Также можно использовать другие породы древесины, но всегда нужно следить за положением волокон – вдоль клещей. Сейчас часто можно встретить клещи из многослойной фанеры. Это доступный, дешевый материал, но он совершенно не терпит влагу, поэтому приходится придумывать различные способы защиты от дождя. В нижней точке клещи соединяются разборно, чтобы иметь возможность надеть хомут на шею лошади и немного подправить размер.
Деревянные клещи хомута, даже идеально подобранные, давят на мягкие ткани и врезаются в них.
Используют специальную подкладку, называемую хомутиной. Она представляет собой кожаный чехол, наполненный соломой. Реже применяют войлок, шерсть и другие наполнители. Соломенный жгут нужно плотно обтягивать кожей толщиной 1-2 мм (либо плотно набивать войлоком). С клещами хомутина сбивается гвоздями, при этом нижний край подкладки должен размещаться выше клещей на 5 см, чтобы предупредить натирание шеи.
На границе нижней и средней трети клещей на их внешней поверхности прикрепляются гужи. Это кожаные ленты, в которых будут фиксироваться оглобли. Для гужей можно использовать свиную и коровью кожу, нарезанную на ленты в 9-12 см. Сейчас часто применяют резину и другие искусственные материалы. Кроме фиксации гужи выполняют функцию амортизации, смягчая толчки повозки, передающиеся на упряжь.
Седелка не является частью хомута, но считается важным дополняющим его элементом. Ее функция – передавать вес давящего хомута с шеи на спину. Чаще применяют горбатую седелку, подходящую для нормальной спины, также используют стоячие и плоские типы для лошадей с особенностями конфигурации спины.
Раздвижная модель
Хомут должен идеально подходить по размерам лошади, тогда не будет чрезмерного давления на шею и плечи, а работоспособность будет на высоком уровне. В правильном положении хомут опирается на границу шеи и холки, боковые ветви лежат на мускулатуре шеи, лопатках, а нижняя поверхность расположена у основания шеи. Добиться правильного положения хомута можно лишь наличием определенной модели, но имеется вариант – раздвижной тип.
Существует несколько раздвижных моделей, но их устройство обычно однотипно. В отличие от обычных вариантов клещи у них в верхней части не соединены, а представлены парой симметричных половинок. Хомутина также съемная и закрепляется ремнями в нижней и средней части. Верх клещей связывается ремнями – степенью натяга регулируется размер хомута.
Регулировке поддаются и гужи, чтобы можно было использовать оглобли для различной сельскохозяйственной техники. Кольца можно сместить вперед или назад, расширить и зафиксировать колышком. Устройство позволяет применять после небольшой доработки хомут и с оглоблями, и с постромочной упряжью.
Как подобрать хомут для лошади, определение размера
Наши покупатели часто задают вопрос: «Как узнать размер хомута?». До обращения к нам им приходилось слышать: «Взять хомут у другой лошади и посмотреть, как он будет лежать». Но если в округе вы единственный конник-упряжник, то воспользуйтесь этим простым руководством.
Определение размера хомута
Процедура измерения достаточно простая и не требует специальных знаний. Возьмите измерительную рулетку, либо деревянную линейку и угольник.
1. Длина хомута
Рисунок 1
Поставьте лошадь на развязки. Визуально отметьте две точки:
Измеряем расстояние и записываем получившийся результат в сантиметрах – это длина хомута.
2. Ширина хомута
Проводим руками вниз по шее лошади с двух сторон и останавливаемся над местом перехода шеи в плечо. Расстояние между правой и левой точкой – это ширина хомута.
Соотносим полученные измерения с показателями в таблице.
Как понять, что хомут подошел лошади?
Подходящий хомут должен опираться на гребень шеи у начала холки, по бокам поддерживаться мускулатурой, внизу проходить над соколком у основания шеи.
На картинке ниже, слева вы видите пример хорошо подобранного хомута, распределяющего сильное давление на различные точки (отмеченные черным). Справа пример хомута, который мал и будет затруднять лошади дыхание.
Рисунок 3
Не существует единого положения хомута, по которому владелец поймет идеальное соответствие размеров упряжи размерам лошади. Сбоку эта разность определяется лопаткой, так как хомут располагается параллельно ей, поэтому косое или отвесное положение может быть вариантом нормы при соответствующем экстерьере.
Хомут для лошади: назначение, устройство, запряжка лошади своими руками
Основной частью сбруи для управления лошадью является хомут. Хомут одевается на шею лошади, и он упирается в него плечами, за счет этого она может тянуть повозку. В наше время хомут можно спокойно приобрести, но для каждой лошади такое приспособление должно быть подобрано индивидуально, а покупать весьма накладно, а значит можно сделать его самому. И так, как сделать хомут для лошади своими руками?
История конской сбруи
Лошадь приручили очень давно: более семи тысяч лет тому назад. Долгое время она использовалась только для верховой езды, пока во втором тысячелетии до нашей эры не придумали первый хомут в виде кожаного ошейника, туго обхватывающего конскую шею. Подтверждением подобных приспособлений служат находки:
Примерное строение первого хомута из кожи для лошади
Первые хомуты изготавливали из куска кожи, туго охватывающей конскую шею. Встречался и вариант с двойными лентами: другая часть охватывала грудь и ноги, но главную нагрузку получала все-таки шея коня. Чем больше усилий прикладывало животное, чтобы тянуть плуг или телегу, тем сильнее хомут давил шею. Особенности строения лошадиного тела вызывали удушье, поэтому долгое время к самой тяжелой работе привлекали волов.
Хомут с двойными лентами, охватывающими грудь и ноги лошади
Усовершенствовать приспособление смогли только в третьем веке, когда в Азии появился нагрудный ремень. Первыми его применили китайцы. Возможности крепления позволяли задействовать костный аппарат в области грудины, а не шейные мышцы, как раньше. Такое решение позволяло полностью использовать потенциал животного. В европейских странах аналогичные приспособления стали использовать не раньше шестого века.
В Европе еще не были знакомы с нагрудным ремнем, а в Китае уже изобрели хомут. Найденные рисунки ученые относят ко второму тысячелетию нашей эры. Древний хомут изображен в виде дуги на подкладке. В европейских странах его используют с десятого века. Когда скандинавские племена уже запрягали коней, на юге все еще использовали волов.
Хомут в виде дуги с подкладом
В средневековье такое изобретение ускорило прогрессивные перемены в Европе, так как теперь ресурсы коня можно было использовать рациональнее. Если измерить эффективность коня в тоннах, которые он способен перевести за час на определенное расстояние, то лошади с хомутом перевозили на 50% больше. Прежде всего, из-за большей скорости (по сравнению с волом).
Из-за преимущества в скорости использование лошадей с хомутами было рациональней, чем использование волов
В 1910 году де Нёттес провел во Франции эксперимент, доказывающий эффективность хомута. Пара лошадок с ошейниками сдвигала груз в пределах полутонны, а те же кони с хомутом – в три раза больше! Опыт доказывает, что хомут – важная деталь упряжки, помогающая равномерно распределить нагрузку на корпус. Более того, хомут позволяет задействовать заднюю часть туловища и все ноги, чтобы толкать груз. Он смягчает давление, характерное для другого типа упряжи, сжимающего трахею.
Использование хомутов значительно увеличивало грузоподъемность лошадей
Самостоятельное изготовление хомута на лошадь
В меры ухода за лошадьми входит не только их правильное кормление и создание комфортных условий содержания, но и верный выбор конского снаряжения. Если говорить о запряжке лошади в русскую сбрую, то здесь одной из важных частей амуниции является хомут.
Благодаря ему идет соединение животного и непосредственно телеги или сельскохозяйственной техники. Хомуты изготавливают из изогнутых брусков и кожи. Конструкция имеет такую форму, что есть возможность провести надежную фиксацию снаряжения, учитывая анатомические особенности строения лошадей.
Введение хомутов в эксплуатацию после их изобретения стало своеобразной инновацией в гужевом транспорте. Благодаря простой и практичной конструкции в разы повысилась эффективность перевозки грузов. Теперь лошади стали использоваться не только для перемещения людей из одно пункта в другой, но и для транспортировки серьезных грузов.
Конная упряжь
В комплект входят хомут, сбруя, седло. Все аксессуары подбирают строго персонально, с учетом особенностей телосложения животного. На сбруе никогда не экономили, изготавливали ее на заказ, подгоняя потом на своем питомце. Сегодня коневоды приобретают упряжь, как правило, на рынке или в специальных интернет-магазинах.
Полный комплект включает уздечку, дугу, подбрюшник, хомут, вожжи, шлею. Как бюджетный вариант можно приобрести и готовую упряжку, но это не означает, что все ее компоненты обязательно подойдут коню по размеру. Поэтому специалисты рекомендуют покупать все аксессуары отдельно.
Чересседельник и подбрюшник
Строение хомута
В стандартный вариант входят:
Оглоблям в упряжке нужны еще гужи, телеге с постромками – гужевые мочки. Размер хомута зависит от клещей, в точности повторяющих форму шеи коня. Эти параметры надо контролировать постоянно: если лошадь истощена или наоборот, набирает вес, сбрую надо менять.
Длину хомута определяют как расстояние между самой верхней и крайней нижней точками. Короткая модель может давить на шею и препятствовать нормальному дыханию, длинная – болтается слишком низко и затрудняет передвижение.
Внизу клещей соединение разбирается, это позволяет без проблем надеть хомут и подкорректировать на шее размер. Дерево, из которого сделан хомут, врезается в кожу, давит на мышцы, поэтому для них используют хомутину в виде кожаного чехла, набитого соломой или войлоком.
В кожаный чехол толщиною 1-2 мм наполнитель набивают плотно. Хомутину и клещи соединяют гвоздями так, чтобы подкладка выступала на 5 см. Гужи прикрепляют с внешней стороны между нижней границей клещей и 1/3 их длины. В этих ремнях из свиной или телячьей кожи шириной 9-12 см потом закрепляют оглобли. Из современных материалов используют резину, искусственные аналоги. Кроме крепежных функций, гужи еще играют роль амортизатора.
На фото клещи оббиты хомутиной из войлока
Седелка – это дополняющий элемент, передающий нагрузку сдавливающего хомута с шеи на спину. Для стандартного корпуса обычно используется горбатая седелка. При особых конфигурациях тела подходят стоячие и плоские разновидности.
Видео — Как запрячь лошадь
Раздвижная модель
Чтобы обеспечить оптимальную работоспособность, хомут надо подбирать точно по габаритам коня, чтобы давление на корпус распределялось равномерно. Нормальный хомут должен опираться на участок между шеей и холкой, боковые ответвления должны охватывать шейную мускулатуру и лопатки, а низ – основание шеи. Добиться идеальной посадки хомута можно только при правильном выборе модели, но есть и универсальный вариант – раздвижная разновидность.
Подбираться хомут должен на каждого коня отдельно, в зависимости от габаритов
Используют несколько типов таких моделей, но принципиальное устройство у них одинаково. В отличие от стандартных аналогов, клещи у таких хомутов сверху не соединяются, конструкция состоит из двух половинок. Хомутину закрепляют ремнями. Верхняя их часть связана ремнями: по мере их натяжения регулируют размер. Гужи также регулируются, чтобы приспособить упряжь для нужд разной сельхозтехники. Кольца передвигаются в любом направлении, расширяются и фиксируются колышком. При небольшом усовершенствовании применяют и хомут с оглоблями или с постромочной упряжью.
Поэтапное изготовление
Хомутная подушка
Гужи
Теперь вы знаете, как сделать хомут для лошади своими руками в домашних условиях благодаря нашей пошаговой инструкции, очень надеемся что мы вам помогли. Оставайтесь с нами!
Виды сбруи
От вида сбруи зависит ее комплектация, важно, чтобы она была качественной и соответствовала индивидуальным особенностям животного. Независимо от типа аксессуаров, комплект должен быть не тяжелым и ремонтопригодным. В зависимости от назначения упряжки бывают сельскохозяйственными, транспортными и выездными. Для сельхоз работ используют как одноконные, так и парные сбруи. Транспортные виды предназначены для перевозки грузов и пассажиров. Выездные упряжки – парадные, число лошадей в них может быть разным.
Одноконный тип
Различают дуговую и бездуговую одноконную упряжь. Комплект рассчитан на одну лошадь. Первый вариант предполагает в комплекте дугу, хомут, супонь, гужи, сиделку с чересседельником, оглобли, уздечки с вожжами и шлеи. В последнем случае основную нагрузку от повозки на себя принимает шлея. Ее дополняют ременными гортами, оглоблями, хомутом с гужевыми мочками и уздечками с вожжами. Другое название такого типа упряжи – оглобельно-постромочное. Здесь часто применяются короткие оглобли, которые закрепляют не на хомуте, а на седелке.
Постромочно-дышловой вид
Такая упряжь предназначена и для одноконной, и для пароконной упряжек. Ее цель – контроль движения повозки, особенно поворотов. Основной компонент комплекта – дышло. Часто при работе с двухколесным сельскохозяйственным транспортом кони получают ссадины из-за давления на хомут дышла. Если надеть на коня седелку и затянуть постромки чересседельником, работоспособность лошади заметно усилится.
Постромочная разновидность
Конструкция совсем простая, но не всегда удобная, так как при быстрой езде повозку можно не удержать. Тягу в такой упряжке обеспечивают хомут и постромок. Дополняют комплект тормозами, чтобы не травмировать лошадь.
Тачаночный тип
Этот вариант был распространен до начала двадцатого века. Четверку коней и тачанку сейчас можно встретить разве что на съемках исторических фильмов. В комплект упряжи входят постромки и дышло. Пару лошадей запрягают в дышло в центре, а боковых – за постромки, которые закрепляют к вагам.
Комбинированная упряжь
Этот вид относят к типично европейским, запрягают 6-8 лошадей. Упряжка состоит из дышла с постромками и оглоблей. Важно, чтобы скакуны соответствовали друг другу по росту и силе. Коренников подбирают высоких и крепких, чтобы могли сдерживать экипаж. Вместе с ними постромками запрягают пристяжных лошадей, которые контролируют повороты повозки. Впереди коренника запрягают выносных коней. Они также определяют направление передвижения, поэтому их запрягают постромками.
ЦУГ – изобретение с немецкими корнями. Используют такую упряжь для шестерки с двойным выносом. Сегодня такой вариант – редкость, лошади в нем стоят парами или идут гуськом. В ЦУГ для каждой пары используют дышло, к которому припрягают одну или несколько пар коренников. Остальные лошади в упряжи – выносные.
Видео — Европейская упряжь
Рекомендации по выбору хомута для лошади
Шея каждого животного имеет свою характерную форму. Если надеть на лошадь плохо подогнанный хомут, она набьет плечи и холку и в конечном счете потеряет здоровье и работоспособность. Обыкновенный хомут состоит из двух половинок клещей, затягивающихся супонью при запряжке. Внутренняя его сторона продублирована подкладкой. При дышловой запряжке к ушкам хомута пристегиваются постромки, при дуговом варианте – к хомуту гужами фиксируются оглобли.
Шея каждой лошади имеет свою характерную форму, это нужно учесть при выборе хомута
Приобретая хомут, обращайте внимание, чтобы он не лежал на плечах, а плотно облегал шею коня. Длинный и широкий хомут заходит за ости лопаток и сбивает холку. Это препятствует свободному выбросу передних ног. Короткий хомут затрудняет дыхание, приводит к асфиксии, узкий – ухудшает кровообращение.
Хомут должен плотно прилегать к шее лошади
Степень облегания контролируют:
Существует 12 размеров хомутов (от №0 до №11). Чтобы найти свой вариант, надо правильно измерить параметры туловища:
При выборе хомута обращайте внимание, чтобы нижний край хомутины был на 2 см выше клещей, иначе на шее могут быть повреждения. Хомут, предназначенный для быстрой езды с незначительной тягой, выбирайте более легкий (до 3-4 кг), для работы, где нагрузка будет значительной, – до 8-10 кг. Хомут, который используют для эксплуатации вместе с сельхозмашинами и орудиями, более легкий и небольших размеров. Вместо гужей у него постромки, прикрепляемые веревочными или кожаными мочками.
Хомут нужно выбирать, исходя из целей использования лошади
Чтобы определиться с номером хомута для своей лошади, сравните данные измерений с результатами в таблице.
Размер, № | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Длина, см | 440 | 460 | 485 | 510 | 535 | 555 | 585 | 610 | 640 | 670 | 710 | 740 |
Ширина, см | 210 | 230 | 240 | 250 | 260 | 270 | 280 | 310 | 340 | 360 | 380 | 400 |
В процессе эксплуатации хомуты приобретают особенности индивидуального строения шеи каждой лошади.
Как провести замеры лошади для изготовления хомута
Здесь понадобится воспользоваться специальным зоотехническим циркулем, по-другому он называется циркуль Вилькенса. В случае невозможности применения данного инструмента (его отсутствие) можно взять простой деревянный брусок и пару угольников.
Всего понадобится произвести два замера: узнать длину (в вертикальной плоскости) и ширину шейного отдела лошади.
Измерение первого параметра происходит следующим образом: проводится воображаемая линия от начала холки до области, где шейный отдел переходит в грудину. Линия проходит строго параллельно положению лопатки животного.
Второй параметр измеряется в самой широкой части шейного отдела (переход шеи в плечи). С техникой проведения замеров можно познакомиться на картинке ниже.
Полученные данные следует записать или запомнить, они пригодятся при изготовлении хомута.
Существует специальная таблица, в которой указаны размеры этой части амуниции. Отталкиваясь от имеющихся значений, можно обратиться в специализированный магазин или мастерскую, чтобы мастера изготовили хомут. Ознакомиться с размерами можно ниже.