холуй достопримечательности что посмотреть
Вслед за беглыми суздальцами: путешествие в Холуй
Только не вздумайте назвать село Холуй с ударением на второй слог. Только Хóлуй, иначе наведете на себя гнев местных жителей. «Хо́луем» на Руси называли ивовую изгородь для ловли рыбы. В глухие болотистые места, где в 13-м веке ставили холуи на Тезе, бежали суздальцы от татаро-монгольского нашествия. Направимся и мы в древнее село с владимиро-суздальскими корнями.
Почти все 130 км пути от Владимира идут по хорошему асфальту и лишь последние 20 км — по неприятной гребенке, где позволительно ехать не более, но и не менее 40 км/ч. Едва снизишь или превысишь скорость, тряска становится просто невыносимой.
Лаковая миниатюра
На границе Южского района встречаем знак с жар-птицей на гербе, означающий мастерство местных умельцев. Ведь сам Холуй стал известен на Руси как центр иконописных промыслов, который после революции переформатировался в лаковую миниатюру. Сейчас мастеров обучают в Холуйском художественном училище. Обилие людей творческих в селе можно заметить, взглянув на декор заборов, фасадов и даже почтовых ящиков.
Ивановский Холуй и владимирские Палех и Мстера образуют так называемый треугольник лаковой миниатюры. Несмотря на близость расположения, холуйское письмо отличается. Например, здесь смешивают не более 3 красок, как правило, пропорции человека и животных сохраняют, всегда можно отличить дуб от ёлки. В то время, как Палех более сказочный с фантазийными деревьями. А в Мстере используют открытые цвета.
Отдельное удовольствие — просто гулять по Холую и рассматривать детали. При художественной фабрике работает магазин, где можно приобрести как миниатюры, так и иконы.
Набережная
В 2014 году в Холуе открыли набережную им. Дмитрия Пожарского. Село когда-то принадлежало князю, возглавившему ополчение во времена Смуты. Благоустройство начинается от церкви Троицы Живоначальной и заканчивается на месте, где стоит часовня Александра Невского. По набережной приятно гулять, посидеть на лавочке. Но общественным пространством она, скорее всего, служит только для местных жителей. Туристу здесь развлечь себя нечем.
Зато поблизости расположен Государственный музей холуйского искусства. Вход — 100 рублей для взрослых, экскурсию проведут за 500 рублей. Можно за 160 рублей с человека организовать мастер-класс. В экспозиции музея находится больше 5000 экспонатов лаковой миниатюры.
Возле часовни Александра Невского стоит причал, где в старину разгружали баржи. Хотя Холуйская пристань располагалась даже не в самом Холуе, а в 5 км ниже по течению, у места впадения Тезы в Клязьму. По свидетельствам современников, тянулась она целую версту. А построили ее там сначала из-за мелководности Тезы, затем из-за преград в виде водяных мельниц.
Деревянные шлюзы на Тезе
Холуй исстари связан с судоходством, хотя Теза — совсем небольшая река. На местные ярмарки свозили грузы в том числе и водным путем. В начале 18-го века здесь устроили систему простейших шлюзов, как она выглядела, теперь уже никто сказать не может. Затем на их месте возвели мельницы. А в начале 19-го века, когда влияние купцов-промышленников многократно превзошло возможности мельников, шлюзы вернули. Теперь уже — чтобы возить сырье и отправлять готовые ткани с текстильных фабрик Шуйского уезда.
В 1837 году запустили судоходство по шлюзовой системе, протяженностью 89 км. В 1970-х годах осталось только пассажирское сообщение, которое также прекратилось к 1994 году. Но шлюзы не забросили, а отремонтировали. Четыре шлюза сделали бетонными, а пятый оставили деревянным. В Холуе располагается шлюз 4, подойти к нему близко нельзя, все-таки важный гидротехнический объект. Домик смотрителя даже с деревянными колоннами выглядит неказисто, тогда как на пятом шлюзе точно такой же дом аккуратно покрашен.
В Холуе есть несколько мостиков параллельно улице. Это не декоративный элемент, а необходимая вещь при весеннем половодье. Раньше село затапливало так, что даже умерших в это время хоронить возили на лодках в специально отведенное место. А мостики строили над низинами. Рядом с ними нашли несколько наличников, видимо, для того, чтобы делать в них селфи. Несмотря на некоторую запущенность и нелогичность благоустройства, Холуй оставляет приятное впечатление. Село подходит для прогулок, неспешного созерцательного отдыха.
Холуй
Хочу рассказать о селе, которое ещё не упоминалось на Туристере. Село Холуй наряду с Палехом относится к четырём центрам миниатюрной лаковой живописи на папье-маше. Два других — это Федоскино и Мстёра.
Иконописцы Холуя упоминаются ещё в летописях XVII в. Только вот холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих правил иконописания и вносили в изображения черты «легкомысленности». Считается, что для холуйских икон в большей мере, чем мстёрских и палехских, характерны лаконизм и образность изобразительного языка.
Уже в давние времена о Холуе говорили как о сложившемся иконописном центре. Холуйские иконы славились и расходились не только по Руси, но и по другим православным странам. Иконописцы Холуя расписывали и украшали храмы многих городов, например, в Москве Успенский собор Кремля, а в Петербурге Спас на Крови.
После революции 1917 года по понятным причинам иконопись была вытеснена лаковой миниатюрой. В 1928 году холуйские мастера составляли филиал мстёрской артели, а в 1934-м выделились в самостоятельную холуйскую артель.
А во время Великой Отечественной войны в Холуе было создано Холуйское художественное училище. Событие исключительно важное для этого района, оно послужило началом художественного образования в Холуе и стало важным стимулом развития культурной жизни.
Это чем знаменит Холуй. А я в этом альбоме коротко расскажу о том, чем живёт село сейчас, зачем и когда туда ехать. Да, чуть не забыл! Правильно название села произносить ХОлуй, а не ХолУй, как некоторые думают. Иначе местные жители холуйцы (или холуяне?) справедливо обидятся.
Холуй, Мордовское, Теза.
От Южи до Холуя всего 8 километров, но автобус почти не ходит, а ехать придется вот по такой дороге:
У въезда в село стоит часовенка конца 19 века:
От нее открываются красивые виды вдоль Тезы, на Холуйский погост:
Особенно зрелищен Холуй в половодье: вода поднимается на 5 метров, а видимые на фотографии бетонная стенка и деревянный мост почти целиком скрываются под водой. В этом время связь между двумя берегами Холуя прекращается, и людей возят паромщики, использующие для этого лодки-однодревки, то есть долбленки. Я этих лодок не видел, но они есть в музее деревянного зодчества в Костроме. Выглядят они вот так:
Мы же направились к церкви, точнее, к церковному ансамблю, который представлял собой классический погост-тройник.
Троицкая церковь (1748-50):
Ворота погоста и часть его ограды:
Мы долго осматривали церковь снаружи, со стороны Тезы, а рядом купались мужики: преспокойно прыгали с 5-метровой стенки в мелкую речку, прямо в воде курили и пили водку, и настроены были в целом благожелательно («-Эээээй, папарацци! Сфотографируй нас. «).
А у ворот нас встретил священник и сам пригласил войти.
Эта церковь была относительно цела, и уже в ее холле стояли старые сундуки, которым не менее сотни лет:
Я сказал ему, что в моих силах рассказать многим людям о нем и его погосте. И сказал, что вряд ли кто-то сможет помочь, но наверняка многие помолятся. Отец Владимир сказал, что это главное.
Наверху висели била (то есть колокола без языков), сделанные их газовых балонов, позвякивали на ветру:
С колкольни открывались красивы виды:
Там находится Борковская Николаевская пустынь, основанная в 1650-е годы. Храм построен в 1750-м. Но ныне монастырь занят детским домом.
Виды на прибрежную часть Холуя:
Пора было спускаться. Пока мы стояли на колокольне и говорили с батюшкой, подошла грозовая туча, поднялся ветер и пошел дождь. Мы поехали дальше, к Тезинским шлюзам. Через деревянный мост (кадр я заснял еще до ненастья):
Все поменялось в 1990-е: судоходство исчезло в одночасье, шлюзы были брошены, и начали разрушаться. В 1994 году паводком был разрушен 3-й шлюз в селе Хотимль, и река начала мелеть, в окрестных селах пропадала вода. Позже 3-й шлюз был восстановлен, а в 2005 году была разработана программа «Теза-2010», которая подразумевала восстановление водной системы: 1-й (в деревне Сергеево около Шуи) и 4-й шлюзы (около Холуя) планировалось продублировать бетонными плотинами, а 2-й (в 5км ниже 1-го) и 5-й (почти в устье) оставить деревянными.
Видимо, постепенно программа изменилась в худшую сторону, так как 4-й шлюз бы не продублирован, а полностью заменен обычной бетонной плотиной:
Мы отправились через поля по проселкам к 5-му шлюзу, так как его планировалось сохранить без изменений. Вообще, кадры с восстановленными 1-м, 2-м и 5-м шлюзами обошли весь интернет, и сложно поверить, что их восстанавливали, чтобы через пару лет снова сломать.
По дороге к 5-му шлюзу мы проезжали село Мордовское с заброшенной церковью:
Сфотографировав зал без вспышки, я поймал призраков:
Под потолком кружила птица, зачем-то ударяясь о своды.
Я видел много заброшенных церквей, но внутри был первый раз.
В нынешнем Мордовском храм вряд ли нужен кому-то: «селообразующим предприятием» тут является клуб, где проводятся дискотеки за 20 рублей. В этот клуб народ ездит со всего Южского района.
До 5-го шлюза путь лежал прямо через поле, и шанс найти его самостоятельно я бы оценил как близкий к нулю. Без знающего человека не разбораться во всех этих колеях, пробитых через заросшие поля.
Спустившись к берегу, мы увидели, что к нам плывет охранник на весельной лодке. На территорию он нас не пустил, но поснимать с берега запрещать не стал, хотя и был явно недоволен и пытался нас минут 5 убедить, что смотреть тут нечего.
И все же мы увидели хотя бы фрагмент Тезинской водной системы, чему я сам очень рад.
От 5-го шлюза мы отправились в Южу, так как уже опаздывали на автобус.
Путевые заметки обозревателя телеканала «Царьград» Андрея Малосолова о жизни в маленьких городах и селах центральных областей России
Куда обычно едет человек в отпуск, если доходы и положение позволяют ему путешествовать? Туда, где комфорт, удобства и есть возможность релаксировать на полную катушку. На пляжи, в Европу, на море российское? Я пошел иным путем. Часть моего отпуска проходит в регионах, где до отпускного комфорта на первый взгляд весьма далеко. Я поехал исследовать самую малоизученную с точки зрения туризма русскую глубинку – Ивановскую и Вологодскую области!
И если кто-то считает, что автор этих строк свихнулся, то это ошибочное утверждение. Ивановская область – это территория постапокалипсиса, земля, которая через кровь и разорение вынесла на себе дикие 90-е годы ельцинизма с развалом промышленности и гибелью городов. А сейчас стремится восстановить убитые заводы, дороги, фабрики, поля. Ивановская область развивает туризм и, несмотря на статус самого бедного региона, обладает самым крутым, по-настоящему европейским курортом на Волге – городком Плес. В нем я и нахожусь сейчас, в этом прекрасном городке с пятикилометровой набережной и променадом, вкусными кафе и ресторанами и отелями всех видов и звезд с отличным сервисом. И уже отсюда лучами я рассекаю всю область, делая набеги на древние ивановские города, в которых, право слово, есть что посмотреть!
Дорога в Холуй. Фото: Андрей Малосолов
Добираться в Ивановскую область из Москвы следует через Владимирскую. Первым пунктом первого дня путешествия стало древнее русское село Холуй (ударение на «о»). Шесть часов езды по подмосковным и владимирским дорогам прошли как миг единый – вся трасса снабжена заправками, кафе, магазинами, сервисами. Полотно отличное или просто хорошее. Между Покровом и ивановской уже Шуей подлый навигатор заставляет свернуть на региональную дорогу, и последние 28 километров до Холуя проходят даже не по дороге, а по направлению. С тоской мне подумалось, пока скакал там словно по шпалам, что если сейчас колеса автомобиля отлетят в разные стороны, то и помочь будет некому – за все время встретились лишь две полуживые деревни и заброшенный храм.
Храм в селе Холуй. Фото: Андрей Малосолов
«А вот никакой он не заброшенный», – уже в Холуе рассказала мне Мария, художница и продавец в сувенирной лавке, а еще она поет в местном Троицком храме 1748 года постройки. Мы, говорит, ходим до этой церковки крестным ходом на праздники. Кресты на куполе есть – значит, храм жив! Мария также рассказывает, что отец Владимир, настоятель холуйского храма, ездит сюда на выходные, по 6-7 часов из Зеленограда. Однажды он сломался на этом 28-километровом участке и просидел на одном месте, с детьми и женой, почти половину суток.
Повезло же мне, подумал я.
Луг в селе Холуй. Фото: Андрей Малосолов
Холуй – не совсем территория постапокалипсиса. Это старинное купеческое и иконописное село известно с XVI века, хотя основали его суздальцы, уцелевшие от монгольского погрома куда раньше. Холуем на Руси называлась плетёная из ивняка запруда для ловли рыбы (сетка), с помощью таких сеток перегораживали реку наискосок и не на всю её ширину. Первые упоминания о Холуе как поселении в Суздальском уезде относятся к XVI веку. В грамоте Ивана Грозного 1546 года «Об освобождении от пошлин соляных варниц Троицко-Сергиевского монастыря» записано: «… у них у новыя соли на Холую… варницы и трубы и дворы».
Со времен основания Холуй был не только богатым селом с ярмарками и базарами, но и центром иконописи. Холуйский стиль – более открытый, со сказочными мотивами, критиковался когда-то церковью за отход от строгих правил иконописи. Но потом прочно укоренился в русском обществе. С приходом советской власти иконописцы потеряли работу, а с 30-х годов холуйские художники переключились на роспись шкатулок и игрушек. Тем славится Холуй и сейчас.
Набережная реки Тезы. Фото: Андрей Малосолов
А еще красивыми видами, Троицким храмом, часовней XIX века, шлюзами на реке Теза и, конечно, великолепной набережной, вдоль которой стоят красивые фонари и лавочки – неслыханная роскошь для сельской глубинки!
Мария недовольна набережной – много, говорит, с нее своровали. Я удивляюсь – может, оно, конечно, и своровали, только такой красоты необычайной я нигде в селах не видел. Красота красотой, отвечает художница, а каждую весну Холуй затапливает, и вокруг храма можно плавать на лодке.
Местная жительница Мария. Фото: Андрей Малосолов
Разговорились мы и о жизни села. В нем живет 880 жителей. Четверть расписывает шкатулки и сувениры, работая не покладая рук. Сама Маша с гордостью показывает мне доску, которую ей заказали «с Москвы». Деньжата у местных водятся. В селе два больших производства – картонное скупили москвичи и дают работу трем десяткам людей, шкатулочный заводик приобрели питерцы.
Платят неплохо, мало кто жалуется. Перед чемпионатом мира пришел заказ на 3-4 миллиона рублей – шкатулки приобрели партией для подарков большим гостям ЧМ. «Самые хорошие заработки у тех, кто расписывает храмы, сейчас заказов много, наша церковь православная восстанавливается, вера восстанавливается, и люди наши от этого восстанавливаются», – говорит Мария.
Когда ехал в Холуй, ветераны посещения этого села вспоминали, что еще пяток лет назад местные мужички валялись вповалку на склонах холмов у Тезы. Пили тут много. Сейчас местные мужики с женами да детишками ходят в церковь, стоят всю службу. Алкашей в селе осталось немного, кто помер, а кто за ум взялся. Но у местного магазинчика один такой очень вежливо попросил мелочишки, сразу предупредив, что недавно одна москвичка подала ему 50 целковых. Я протянул 20 рублей и услышал культурную благодарность.
Сувенирная лавка. Фото: Андрей Малосолов
С Марией мы общались часа полтора. Узнав, что я работаю на телеканале «Царьград», она тут же попросила нашего ведущего Юрия Пронько сменить милость на гнев и отказаться от моратория на критику правительства. Мария имеет активную жизненную позицию, хотя и живет в глуши ивановских лесов. И вот 28 июля она вместе с несколькими холуйцами поедет в соседнюю Южу, выступать против пенсионной реформы. Интересовалась она и заполняемостью русских стадионов после ЧМ-2018. Была убеждена, пока не встретила меня, что все стадионы будут заброшены, народ ходить на них не будет, да и вообще. Не стоило трудов ее разубедить, и расстались мы весьма довольные друг другом.
Вид на реку Тезу. Фото: Андрей Малосолов
Я походил по этой сказочной земле, постоял на набережной, невероятно красивой, подышал чистым воздухом, смешанным с коровьим навозом, зашел в местный музей. Послушал фирменное ивановское «оканье».
Микроавтобус с немецкими туристами. Фото: Андрей Малосолов
Словно призрак, в Холуй въехал микроавтобус с немецкими номерами. Из него вышла немецкая семья, человек семь, кажется. «Вы сюда прямо из Германии приехали, специально?» – ошеломленно спросил у водителя. «Да, путешествуем по России, и нам здесь все очень нравится», – отвечает глава семейства. «И даже бедная Ивановская губерния?». «Да, ведь это настоящая Россия, которую вам надо поскорее восстановить – такой красоты мало где встретишь».
Холуй
Холуй — старинное село иконописи и лаковых миниатюр в Южском районе Ивановской области, расположенное по обоим берегам р. Теза. Холуй входит в Перечень исторических городов России и считается одним из интереснейших мест Золотого кольца.
Как добраться
На автобусе: Из Москвы с Щелковского автовокзала до г. Южа (отправление 2 раза в день в 10:30 и 20:45; время в пути 8 часов; стоимость поездки от 910 RUB). Далее пересадка в Юже на автобус до Холуя (4 отправления в день), время в пути около получаса. Цены на странице указаны на май 2021 г.
На машине: по трассе М7 до г. Лапинска, затем по дороге А113 до Южи, далее до Холуя по указателям.
Развлечения и достопримечательности Холуя
Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры
Фабрика была основана в 1934 году как артель, которая стала впоследствии крупным предприятием с большим ассортиментом изделий русского декоративно-прикладного искусства. На фабрике изготовляют шкатулки, броши, портреты, панно, ларцы, иконы. Все работы выполняются с обязательным сохранением стиля и традиций холуйских мастеров. На фабрике проводится обзорная экскурсия из 2 частей: демонстрация процесса изготовления шкатулок из папье-маше (45 мин.) и мастер-класс по написанию жар-птицы.
Адрес: ул. Молодежная, д. 3. Тел.: +7 (49347) 236-44, 294-60.
Государственный музей холуйского искусства
Музей является культурным центром Холуя. Отметивший свое 50-летие музей хранит высокохудожественные и уникальные работы холуйских мастеров. В его собрании произведения лаковой миниатюрной живописи на папье-маше, иконы 18-20 веков, деревянная скульптура, гравюры, старопечатные и рукописные книги и многое другое. В художественном салоне можно приобрести изделия холуйской фабрики.
Адрес: ул. Путилова, д. 10. Тел.: +7 (49347) 291-52. Режим работы: ежедневно с 9.00 до 17.00.
Ансамбль Троицкой и Введенской церквей
Храмовый комплекс на левом берегу Тезы сложился в 1-й половине 18 века и состоит в настоящее время из 2 церквей — летней Троицкой и зимней Введенской. Церковь Троицы построена в 1748—1750 гг. вместо прежней, деревянной, на средства уроженца Холуя — астраханского епископа Мефодия. Позже на его же «иждивения» в 1775 г. была сооружена церковь Введения. По преданию, Введенская церковь некогда была перенесена в Холуй с горы, носящей название Введенка. Гора эта находилась на месте, где когда-то располагалось село Введенное.
Тихвинская ярмарка
С 2003 года в Холуе возрождается известная с 17 века Тихвинская ярмарка, которая проходит ежегодно во вторые выходные июля. В эти дни в село приезжают гости из ближайших областей — центров народных промыслов — с гжелью, хохломой, миниатюрами и сотнями других изделий ручной работы. Здесь можно не только купить оригинальные авторские работы, но и от души повеселиться, ведь гостей ярмарки ждет специальная развлекательная программа.