холокост что означает праздник
Международный день памяти жертв Холокоста
Ежегодно 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста (International Holocaust Remembrance Day). Резолюция об этом была принята Генеральной Ассамблей Организации Объединенных Наций (ГА ООН) 1 ноября 2005 года. Инициаторами принятия документа выступили Израиль, Канада, Австралия, Россия, Украина, США, а их соавторами — еще более 90 государств.
Холокост (Holocaust) — от древнегреческого holocaustosis, означающего «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение». В современной научной литературе и публицистике обозначает политику нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению шести миллионов евреев в 1933-1945 годах.
Впервые термин был использован будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Визелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения. После всемирной премьеры в 1978 году одноименного американского многосерийного телевизионного фильма термин «Холокост» активно применяется для названия музеев, мемориалов и образовательных центров. В Израиле и некоторых других странах используется также термин Шоа (Shoax), обозначающий «Катастрофа европейского еврейства».
Дата памятного дня выбрана не случайно; именно в этот день 27 января 1945 года Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау (Польша), в котором погибло, по разным оценкам, от 1,5 до 4 миллионов человек. Точное количество погибших в Освенциме так и не удалось установить, поскольку многие документы были уничтожены, а сами немцы не вели учет жертв, направляемых в газовые камеры сразу по прибытии.
Как свидетельствуют документы Нюрнбергского трибунала, погибло 2,8 миллиона человек, 90 процентов из которых были евреи.
Освенцим, известный также под немецким названием Аушвиц, задумывался как лагерь для политзаключенных-поляков. Первый период функционирования (до середины 1942 года) историки называют «польским», поскольку на этот момент большинство заключенных были жителями Польши. Второй этап в истории лагеря называют «еврейским». Роль Аушвица как центра уничтожения евреев неизмеримо возросла после совещания, состоявшегося 20 января 1942 года в пригороде Берлина на озере Ванзее. Оно было посвящено уничтожению целого народа — «окончательному решению еврейского вопроса».
Впоследствии его назовут «Ванзейской конференцией». Ее протокол фигурировал на Нюрнбергском процессе как одно из важнейших доказательств в разделе «Преследование евреев».
В резолюции от 1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея ООН призвала государства-члены разработать просветительские программы, чтобы уроки Холокоста навсегда сохранились в памяти последующих поколений и способствовали предотвращению актов геноцида в будущем.
«Холокост, приведший к истреблению одной трети еврейского народа и несчетного числа представителей других меньшинств, будет всегда служить всем людям предостережением об опасностях, которые таят в себе ненависть, фанатизм, расизм и предрассудки», — говорится в резолюции ГА ООН.
Для обеспечения исторической истины о событиях Второй мировой войны, решающей роли стран антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом, а также сохранения памяти об ужасах Холокоста, с 2005 года проводится серия мероприятий высокого уровня под названием Всемирный форум памяти Холокоста (Международный форум «Жизнь народу моему!»).
Второй Всемирный форум состоялся 27 сентября 2006 года в Киеве в память о 65-й годовщине трагедии Бабьего Яра. В работе этого форума приняло участие более 40 официальных делегаций.
Третий международный форум «Жизнь народу моему!», приуроченный к 65-й годовщине освобождения советскими войсками нацистского концлагеря Аушвиц-Биркенау, состоялся в Кракове 27 января 2010 года.
Четвертый международный форум «Жизнь народу моему!» прошел 26-27 января 2015 года в Праге и Терезине (Чехия) в ознаменование 70-й годовщины освобождения нацистских лагерей смерти.
В Форуме приняли участие более 900 приглашенных, среди которых 30 официальных делегаций и представители парламентов, главы европейских государств, а также мировые знаменитости, эксперты и ученые. Россию представляли заместитель председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов и президент мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» Владимир Якунин.
Тема Международного дня памяти жертв Холокоста 2016 года — «Холокост и человеческое достоинство» (The Holocaust and Human Dignity).
Международный день памяти жертв Холокоста является не только свидетельством уважения к тем, кто выжил и данью памяти жертвам Холокоста, он содержит призыв к действию. Он дает государствам-членам возможность участвовать в дальнейшей борьбе с антисемитизмом и расизмом и разрабатывать образовательные программы, которые позволят предотвратить повторение подобных злодеяний в будущем. Образование играет жизненно важную роль в создании потенциала противодействия таким преступлениям. В частности, оно помогает формировать «культуру предупреждения», избавиться от предрассудков, поощрять мирное сосуществование и права человека и содействовать уважению всех народов.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Миллион убитых детей и правда о «человеческом мыле»: десять малоизвестных фактов о Холокосте
27 января – это Международный день памяти жертв Холокоста. Такую дату выбрали потому, что в этот день был освобожден концентрационный лагерь Освенцим. Впервые память жертв Холокоста именно 27 января почтили в 2006 году.
Как евреи устраивали восстания в «лагерях смерти», кто такой «заключенный 4859» и действительно ли нацисты варили мыло из человеческого жира – OBOZREVATEL собрал малоизвестные факты о геноциде еврейского народа.
Айнзацгруппы – это «группы развертывания», или «целевые группы». На самом же деле они являлись нацистскими мобильными эскадронами смерти. В основном они занимались массовыми убийствами гражданских лиц на оккупированных территориях стран Европы и СССР. Именно айнзацгруппы сыграли одну из страшнейших ролей в Холокосте.
Эти подразделения были ответственны за зачистку городов и целых областей от «нежелательного населения». Одна из айнзацгрупп несет ответственность за чудовищные в своей жестокости и массовости расстрелы в Бабьем Яру. Всего же на территории бывшего Советского Союза во времена Второй Мировой действовало четыре такие группы, численностью по 600-1000 человек каждая.
Из шести миллионов убитых за время Холокоста евреев, более одного миллиона были детьми. Большая их часть погибала еще на пути в лагеря смерти. Еврейских младенцев нацисты топили в огромных бочках, на глазах у их матерей.
При некоторых концентрационных лагерях создавались специальные «детские сады», где детей содержали для использования в медицинских экспериментах. Кроме того, существовали и отдельные «детские» концлагеря. Одним из таких был «Киндер КЦ» – «фильтрационный пункт» для сети приютов СС «Лебенсборн», в которых нацисты планировали выращивать «истинных арийцев».
Витольд Пилецкий, известный как Заключенный 4859, был польским офицером, а позднее – бойцом польского подполья. Пилецкий добровольно сдался немцам и был отправлен в Освенцим. Целью Пилецкого было изучить обстановку в концентрационном лагере и снабдить союзников ценной разведывательной информацией. Польское сообщение Лиге наций под названием «Массовое уничтожение евреев в оккупированной Польше» было почти полностью составлено на основе данных, добытых Витольдом Пилецким.
Позднее Пилецкий сбежал из Освенцима и участвовал в легендарном Варшавском восстании. После окончания Второй Мировой войны Заключенный 4859 был арестован и расстрелян просоветской польской властью.
Жизни и подвигам Витольда Пилецкого посвящено несколько книг и полнометражных фильмов. В 2014 году шведская рок-группа Sabaton выпустила в честь Пилецкого песню «Inmate 4859».
Мыло из человеческого жира действительно варили
Долгие годы в мире распространялись чудовищные истории о том, как из тел евреев, убитых в концлагерях, нацисты изготовляли мыло. Изначально слух о подобном зверстве начался из-за британских солдат – в начале Второй мировой войны они часто добывали в качестве трофея немецкие ящики с мылом, на котором была выбита аббревиатура RIF. Ее англичане расшифровали как Reines Jüdisches Fett («чистый еврейский жир»). На самом же деле RIF означало Reichsstelle für industrielle Fettversorgung («Государственное управление по снабжению промышленным жиром»). Кроме того, офицеры нацистского Гестапо пугали арестованных евреев тем, что после смерти их тела пойдут на мылопроизводство.
Во время Нюрнбергского процесса было было подтверждено, что подобное действительно имело место, но в гораздо меньших масштабах. Так, немецкий профессор Рудольф Шпаннер в Анатомическом институте неподалеку от Гданьска использовал жир из человеческих трупов для производства мыла. Всего им было изготовлено около ста килограммов такого мыла. В 2006 году этот факт подтвердило расследование Польского института национальной памяти.
День Катастрофы, он же Йом ха-Шоа – это национальный день памяти и траура в Израиле, а также за его пределами. В этот день евреи всего мира чтут память жертв Холокоста. Дата Йом ха-Шоа – 27 нисана по еврейскому календарю. В 2020 году это 21 апреля.
В этот день, в 10:00 утра в Израиле объявляются две минуты молчания. По всей стране звучит сирена и граждане отдают дань памяти погибшим в Холокосте. Прекращается вся работа, останавливаются поезда и автомобили, люди выходят на улицу, где молча стоят две минуты.
Восстания в концентрационных лагерях и гетто были успешными
Один из немногих в истории успешный массовый побег из нацистского лагеря смерти. 14 октября 1943 года узники расположенного в Польше Собибора подняли восстание, убили нескольких офицеров СС, смяли охрану и сбежали прямо через минные поля.
Из 340 человек, совершивших побег, до конца Второй Мировой войны дожило всего 53. После побега нацисты сами уничтожили концентрационный лагерь, а его территорию засеяли овощами.
Бухенвальд был одним из крупнейших концлагерей на территории нацистской Германии. Узники Бухенвальда работали на местной оружейной фабрике и занимались постройкой немецких ракет «Фау-1» и «Фау-2».
11 апреля 1945 года, видя что нацисты начали вывозить из лагеря евреев и опасаясь, что с приближением американских войск СС устроит массовую зачистку лагеря, заключенные Бухенвальда подняли восстание. Перебив часть охраны и захватив комендатуру лагеря, узники заняли круговую оборону и успешно дождались прибытия подразделений Третьей армии США.
Как сообщал OBOZREVATEL, президент Украины Владимир Зеленский отказался принять участие во Всемирном форуме памяти Холокоста в Израиле, уступив места нашей делегации тем, кто пережил эту страшную трагедию. В сети высоко оценили такой жест.
Международный день памяти жертв Холокоста
Трагедия множества — не трагедия цифр
Что такое трагедия множества? Это трагедия, выраженная цифрами. Но можем ли мы и наши ученики проникнуться чувством сопричастности, ужаса, трагедии, смотря на цифры на экране? Можем ли мы почувствовать ужас, смотря на фотографии, на которых неизвестные нам люди падают в вырытый ими же ров? Ужас — да. Но не понимание трагедии, свершившейся на этой земле менее 85 лет назад.
Но вот из этой толпы на нас смотрит лицо. Кто он, кто она? Кто эти люди, которых через мгновение не станет? Погибших в поездах, в гетто, в газовых камерах, на расстрельных полигонах. Как только мы спросим себя «кто он?», задумаемся, чем он жил, кем он был, как только лента жизни человека возникнет перед нами, ужас от фотографий и бездушных цифр превратится в рассказ о живом человеке. О человеке, который был и перестал быть живым. И тогда трагедия множества станет трагедией множества историй.
Люди старшего поколения еще могут искренне проникнуться трагедией миллионов. Не было семьи, которой не коснулась война, сталинские репрессии, которая не понесла утраты. Но если война объясняется детям в понятных им, пусть и упрощенных, смыслах: «хорошие против плохих», то как объяснить школьникам Холокост? Как объяснить истребление одного народа — другим? Как объяснить истребление своего народа — своим?
Нет однозначного ответа. Убедить в чем-то детей нельзя. Чем больше убеждение, подкрепленное правильными и громкими словами, чем больше давление цифр, тем меньше понимания в глазах учеников.
Цикл мини-лекций от Российского военно-исторического общества и корпорации «Российский учебник» приурочен к Международному дню памяти жертв Холокоста. Посмотрите несколько коротких видеороликов, в которых главный специалист научно-просветительских проектов Научного отдела Российского военно-исторического общества и преподаватель филиала МГИМО Константин Пахалюк рассказывает о страшных нацистских преступлениях и о покалеченных судьбах людей, чьи жизни были жестоко оборваны в адских лагерях смерти. Были и те, кому удалось выжить. Благодаря подвигу Александра Печерского несколько сотен людей бежали из лагеря Собибор.
Международный день памяти жертв Холокоста — 27 января
В этот день мы предлагаем вам рассказать школьникам об этом явлении без страшных слов и действительно ужасающих, но абстрактных историй. День памяти жертв Холокоста должен быть посвящен самим жертвам. Ощущение же абсолютной обыденности происходящего с 1933 года в Германии для ее жителей и так является самой ужасной составляющей Холокоста, с которой стоит начать.
Холокост
Наиболее распространенный термин, обозначающий преследование и уничтожение 6 000 000 евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти в Германии Гитлера и до окончания Второй Мировой войны в Европе (1933-1945 гг.)
Предыстория. Начало преследования евреев
В конце XIX века в среде пангерманистов (культурное и политическое движение, в основе которого лежит идея политического единства германской нации на основе этнической, культурной и языковой идентичности) появились и получили развитие идеи расового антисемитизма. В этой концепции евреи рассматривались как носители неких ущербных и неотъемлемых с биологической точки зрения признаков. Любой еврей по этой причине был назван угрозой для самого существования германской нации. Национал-социалисты Германии во главе с Гитлером сделали антисемитизм одной из основ своей новой идеологии.
Нацистская расовая политика — политика расовой дискриминации и ксенофобии в нацистской Германии, которая подразумевала необходимость разделять людей на представителей высшей расы и низших рас и необходимость соответствующего отбора.
15 сентября 1935 года вышли два «Нюрнбергских закона» — «Закон о гражданине Рейха» и «Закон об охране германской крови и германской чести, согласно которым гражданином Рейха мог быть только обладающий «германской или родственной ей кровью и своим поведением доказывал желание и способность преданно служить германскому народу и рейху» человек. Таким образом, фактически лишались гражданства в первую очередь цыгане и евреи.
Ночь с 9 на 10 ноября 1938 года вошла в историю как «Хрустальная ночь». Массовая антиеврейская истерия в Германии привела к погромам, разрушению магазинов и жилищ евреев. Поводом стало убийство советника германского посольства во Франции Эрнста фом Рата в Париже польским евреем Гершелем Гриншпаном, семью которого насильственно депортировали в нечеловеческих условиях в Польшу. Это убийство стало лишь предлогом для нацистов, чтобы под якобы справедливым девизом «месть за убийство фом Рата» начать массовые погромы еврейских общин.
Стоит отметить, что ответственность за геноцид евреев лежит не только на нацистах. Нацисты стремились выдворить евреев из страны, но тем просто некуда было ехать — мир разделился на места, где они могли жить и места, куда въезд им был запрещен. В июле 1938 года Франклин Рузвельт, президент США, созвал Международную конференцию по беженцам, которая закончилась полным провалом: кроме Доминиканской республики ни одна страна не предоставила убежище беженцам. А Великобритания еще и ввела ограничение на въезд в подконтрольную ей Палестину. Всего с 1933 по 1939 год с территорий, подвластных нацистскому режиму, уехало 330 тысяч евреев, из них треть в соседние страны, где они подверглись преследованиям уже во время Второй мировой войны.
— воспоминания Лейреза Видавского, чехословацкого еврея. Цит. по: Макарова Е. 3000 судеб. Депортация евреев из терезинского гетто в Ригу, 1942 // Рига, Латвия. 2004. С. 18
В начале 1939 года Герман Геринг получил от Гитлера приказ реализовать 4-летний план по выселению евреев из Германии. Но с началом военных действий в сентябре 1949 г. количество евреев на территориях, подконтрольных Гитлеру, не только не сократилось, но и увеличилось. Нацисты захватили Польшу и Прибалтику, Белоруссию и Украину — регионы массового и компактного проживания евреев.
Евреи разгружают вещи по прибытии в Терезинское гетто.
Изоляция евреев
Холокост представляется нам всем как из ряда вон выходящее зло, накрывшее Европу. Но важно понять, что это зло не было ни стихийным, ни случайным. Перед судом истории тщательно разработанная машина по обработке «человеческого сырья». Понадобились годы работы, поддержка общественности и ученых, чтобы машина Холокоста заработала. Для того, чтобы уничтожение евреев было возможным, причем, с наименьшими затратами, необходимо было парализовать целый пласт населения. Лишить его имущества, материальных благ, прав, воли, гражданства.
Люди, вовлеченные в работу этого механизма, также прошли свой долгий путь деформации. Их ненависть к людям, которых надлежало истребить, взращивалась годами. Современным школьникам важно дать понять, что участвующие в этой системе не воспринимали евреев как людей, но исключительно как материал — дефективную материю, кровопийц — именно так нация изображалась на антисемитских карикатурах. Кто же пожалеет комара, если государство превратит в него человека?
Предметы, изъятые нацистами у евреев Риги в 1939 году.
Помимо законодательно закрепленного статуса «неграждан», все евреи подлежали регистрации и должны были носить на себе «латы» — отличительные знаки в виде шестиконечной звезды.
Создавались места принудительного содержания евреев — гетто, лагеря смерти и концентрационные лагеря, преследующие цели:
Получение властью поддержи остального населения;
Предотвращение любого потенциального сопротивления;
Облегчение предстоящей ликвидации евреев;
Использование бесплатной рабочей силы
«Агрегат по обработке человеческого сырья. Волосами можно набить подушки, с зубов снять золотые коронки, перелить в обручальные кольца, из подкожного жира варить мыло. Человек не поступал в обработку голым — на нем была одежда и обувь. Снятые с себя вещи нужно было положить в ящики, они предназначались для последующей сортировки. », — Цит. по: Макарова Е. 3000 судеб. Депортация евреев из терезинского гетто в Ригу, 1942 // Рига, Латвия. 2004. С. 11.
Истории жизни. Проектная деятельность к Международному дню памяти жертв Холокоста
В гетто у людей еще были имена, в лагерях — только номера. От человека оставалось ничтожно мало. Лишенные семьи, лишенные домов и даже права зваться человеком, люди переставали быть и начинали существовать.
Логично предложить ученикам самостоятельно найти в сети информацию о тех, кто погиб в лагерях и тех, кто сумел выжить. Пусть эти истории не станут официальными докладами или набором фактов, тревожащих душу. Пусть школьники рассказывают об этих евреях как о людях, живших на соседней улице. Кто-то владел аптекой, кто-то учил детей играть на скрипке, кто-то только начал свою карьеру адвоката. Просто люди. Которые в какой-то момент перестали ими быть для власти.
Йом а-Шоа — День памяти жертв Холокоста
День Катастрофы и героизма европейского еврейства, Йом а-Шоа, установлен в память о шести миллионах евреев, уничтоженных нацистами в период Второй мировой войны.
Новый подъем воинствующего антисемитизма обозначился в Германии в конце Первой мировой войны, но широкие круги населения в этой стране он охватил лишь после ее поражения и прихода к власти национал-социалистов. С превозношением «расы», «крови» и прочих символов, вошедших в арсенал националистического мифотворчества, антисемитизм распространился среди широких слоев немецкой общественности. Кризис, парализовавший мировую экономику в 1930-е годы, привел к тому, что антисемитизм в Германии стал принимать все более крайние формы.
Уже во время обсуждения плана нападения на СССР, проходившего в немецком генеральном штабе весной 1941 года, говорилось о ликвидации комиссаров, которые попадут в плен, а также евреев. 20 января 1942 года в Берлине состоялось совещание ряда руководителей нацистской партии и правительственного аппарата Германии, на котором был выработан план истребления еврейства Европы.
Население большинства стран Западной Европы видело в нацистском антисемитизме составную часть оккупационной политики захватчиков и в определенных случаях демонстрировало свою солидарность с преследуемыми евреями. Неевреям, рисковавшим в годы Катастрофы жизнью ради спасения евреев, законом о сохранении памяти мучеников и героев (1953) присвоено в Израиле почетное звание «Хасидей уммот ха-олам» (праведники народов мира).
Символом еврейского Сопротивления стало восстание в Варшавском гетто. 19 апреля 1943 года (27 нисана по еврейскому календарю) немецкие части, применяя артиллерию и бронемашины, начали планомерное разрушение гетто и уничтожение его жителей. В течение пяти недель защитники гетто оказывали героическое сопротивление превосходящим силам врага. 16 мая 1943 года ликвидация Варшавского гетто закончилась.
В этот день по всему Израилю звучит траурная сирена. На две минуты прекращается всякая деятельность, останавливается транспорт. Люди замирают в почтительном и скорбном молчании. Во многих домах зажигают поминальные свечи. В мемориальном музее «Яд ва-Шем» в Иерусалиме проходит официальная церемония поминовения жертв Катастрофы. Миллионы евреев, живущих в Израиле и за его пределами, читают в этот день заупокойную молитву «Кадиш».
Другие праздники в разделе «Еврейские праздники»
Холокост – что это такое?
27 января – Международный день памяти жертв Холокоста. Эта памятная дата призвана напомнить о наиболее последовательном геноциде в мировой истории, она была установлена Генассамблеей ООН и отсылает к событиям, произошедшим в этот день в 1945 г., когда войска Красной Армии освободили несколько тысяч узников Аушвица (Освенцима, если по-польски).
Необходимо пояснить, к чему отсылает эта памятная дата. Всего в годы Второй мировой войны в результате агрессии на оккупированных нацистской Германией территориях преднамеренно истреблено около 20 млн человек, в том числе примерно 7,4 млн советских граждан. Из этих 20 млн примерно 6 млн – евреи (2,8 млн советских евреев), которые ввиду этнической принадлежности подлежали уничтожению. В годы второй мировой о страданиях евреев знали многие, однако одни не верили в сообщаемые сведения, другие не подозревали масштаба, третьи считали уничтожение целого народа невозможным. Только после окончания войны стали закрепляться специальные термины, отсылающие к убийству евреев. Наиболее известный – американизм «холокост» (от греческого «всесожжение»). Другой термин – «шоа», в переводе с иврита – «катастрофа, бедствие». Оба понятия употребляются как синонимы, однако некоторые намеренно отказываются от употребления слова «холокост», т.к. оно содержит религиозный подтекст, связано с жертвоприношением. Но разве можно считать таковым бессмысленное убийство миллионов детей, женщин, стариков?
Существует множество попыток объяснить, почему истребительная политика нацизма стала возможной. Постараемся кратко перечислить причины. Во-первых, виной тому сама идеология нацизма, в основу которой была положена смесь представлений «органического» национализма и расизма. Такой национализм предполагает, что каждая нация есть единство не просто культурное, но и биологическое, органическое (как популяция собак). Тем самым культурные отличия (в языке, устоявшихся традициях, нормах и пр.) объяснялись через отсылку к «крови». Конкретный человек определяется не по его личным представлениям, убеждениям, воспринятым культурным нормам, а только в силу рождения «не таким». Расизм же восходит к эпохе колониальных империй и предполагает деление наций на «высших» и «низших». Нацисты просто сделали шаг вперед и перенесли ту логику, которую европейцы применяли в колониях, непосредственно на саму Европу. Если вы делите людей на замкнутые органические группы, если некоторые из этих групп считаются опасными, то становится логичным призыв эти группы победить, исключить и даже уничтожить.
Во-вторых, для того чтобы пройти путь от пропаганды к массовым казням, необходим аппарат насилия, причем собственно государственные структуры (армия, полиция) мало подходят для этого. Поэтому нацисты выстроили параллельную систему квазигосударственного насилия в виде СС, которая быстро развивалась и стала включать военизированные формирования, создавать концентрационные лагеря и другие учреждения.
В-третьих, необходимо не только заставить, но и убедить миллионы людей стать соучастниками преступлений. Для этого есть эффективная система пропаганды, которая создавала яркий образ врага и дегуманизировала противника. Каждый человек встраивался в систему нацистского террора: поддержка варьировалась от выражения согласия и выполнения канцелярских обязанностей до расстрелов на местах. И каждый мог при этом считать, что он только выполняет приказы и не несет за происходящее ответственности. Неготовность выносить собственное моральное суждение о своих поступках стала главным залогом ужасов нацистского режима.
Первые массовые убийства произошли в 1939-1941 гг., и их жертвами стали сами немцы. В рамках программы T-4 были хладнокровно убиты (инъекциями, в газовых камерах) 250 тыс. тех, кого считали «психическими больными», «с врожденными отклонениями», «неизлечимыми» и т.д. С началом Второй мировой войны истреблению подверглась польская интеллигенция, т.к. немцы считали, что, убив всех образованных людей, они сделают невозможным сопротивление оккупационной политике. Затем настал черед цыган, несколько сотен тысяч сгинули в газовых камерах.
Однако подлинный масштаб убийства приняли с нападением гитлеровской Германии и ее союзников на СССР. Целенаправленные репрессии были развязаны против партработников, коммунистов и вообще политического руководства. В отдельную группу нужно выделить советских военнопленных, которых задействовали на самых тяжелых работах и содержали в ужаснейших условиях. Около 3,3 млн советских людей погибли в лагерях для военнопленных (примерно 60% от их общего числа). Несомненно, это было актом геноцида, поскольку солдаты и офицеры других государств антигитлеровской коалиции содержались в условиях намного лучших.
С нападением на СССР на практике стала реализовываться политика «окончательного решения еврейского вопроса», т.е. уничтожения европейских евреев.
Притеснения евреев в самом Третьем Рейхе начались уже в 1933 г., т.е. вскоре после прихода нацистов к власти. Сначала им запрещали работать на госслужбе, в 1935 г. приняли Нюрнбергские законы. Теперь евреи не могли вступать в брак с арийцами, были лишены политических и ряда социальных прав. Затем давление лишь усилилось: произошел запрет на профессии (например, банкира, адвоката), на право обучать детей вместе с немцами, на возможность посещения культурных мероприятий, сама собственность подлежала обязательной регистрации.
Происходило методичное вытеснение евреев из общественной жизни. Во-первых, они вытеснялись ментально посредством создания яркого негативного образа евреев как извечных врагов немцев, повинных во всех бедах Германии. Во-вторых, это было вытеснение социальное и юридическое, которое лишало представителей определенной этнической группы прав и положения в обществе. И только затем началось вытеснение пространственное. Это уже связано с периодом Второй мировой войны, когда на оккупированных территориях в 1939 г. и в начале 40-х гг. создавались крупные резервации евреев, т.н. гетто. Вскоре туда стали выселять евреев и из других европейских стран, включая Германию. Поначалу нацистский режим метался в поисках «окончательного решения» еврейского вопроса: то предполагалось сосредоточить всех евреев в районе Люблина, то – отвезти их на Мадагаскар. Все эти планы по разным обстоятельствам не реализовались. Гитлер хотел добиться двух целей: одна из них – ограбить евреев, а другая – уничтожить. Точно так же между идеологическим императивом тотального уничтожения и экономическими императивами (воюющей стране нужны дешевые рабочие руки) металась и вся нацистская система.
Выбор в пользу определенного решения был сделан во время войны против СССР, когда на местах стали уничтожать еврейское население. Вслед за армией двигались специальные части (айнзатцгруппы), на которые возлагалась ответственность по уничтожению партийных и советских работников, диверсантов и убийству евреев. Методы убийств были самыми жестокими: мужчин избивали, женщин насиловали, над согнанными евреями всячески издевались, после чего расстреливали, сваливая тела в специальных ямах. На детей и младенцев не тратили пули – просто убивали ударами прикладов или разбивая головы об деревья. Наиболее активными помощниками оказывались местные коллаборационисты. На территории Прибалтики и Украины они были ответственны наряду с гитлеровцами за большую часть убийств.
Массовые расстрелы были осуществлены 29-30 сентября 1941 г. в Киеве – на окраине под названием Бабий Яр. Здесь за несколько дней убили около 33 тыс. евреев (в дальнейшем тут же расстреливали подпольщиков, партизан, военнопленных и других «врагов рейха»). На территории современной России самая крупная антиеврейская акция была осуществлена в августе 1942 г. в Ростове-на-Дону, вернее, на его окраине – в Змиевской балке. Здесь были убиты более 10 тыс. евреев, а если считать всех жителей, погибших тут за период оккупации, то общая цифра, по официальным оценкам, достигает 27 тыс. человек.
Далеко не всех евреев убивали сразу. Большинство сгоняли в специально созданные гетто (около 1 000 по всему СССР). Евреев лишали собственности, заставляли работать на наиболее тяжелых, опасных и малооплачиваемых работах. По сравнению с остальным населением, привлеченным к работам, они получали меньше денег, имели меньше прав, жили в худших условиях.
Под влиянием событий на территории СССР уже осенью 1941 г. Гитлер принял окончательное решение об уничтожении всех европейских евреев. Технические детали об убийстве 12 млн человек были согласованы с ответственными партийными и государственными работниками 20 января 1942 г. на совещании (конференции) в Ванзее, которое и считается отправной точкой начала Холокоста. Для реализации этого решения на территории оккупированной Польши (генерал-губернаторство) были созданы три лагеря смерти – Белжец, Майданек и Собибор. Кроме того, с декабря 1941 г. функционировал еще один лагерь смерти в Хелмно (около Лодзи, территория Третьего Рейха), куда в основном отправлялись «лишние евреи» из Лодзинского гетто. В качестве лагерей смерти функционировали также концлагеря Майданек (в 1942-1944 гг.) и Аушвиц (вернее, его подразделение Аушвиц-2 – Биркенау).
Разница между концлагерем и лагерем смерти состояла в том, что первый существовал для того, чтобы заставить узников сначала работать (массовая смертность и намеренное уничтожение людей становились «побочным эффектом»), вторые изначально создавались для уничтожения. Узники не жили более 2 часов. Именно столько времени занимал путь от станции до газовой камеры. Временно в живых оставляли лишь единицы (для поддержания функционирования лагерей смерти). Как правило, перед депортациями (из городов или гетто) людям говорили, что их везут на работы, в семейные лагеря. Эту иллюзию поддерживали до самого последнего. Людей просили написать открытки родным или знакомым домой. Затем направляли на дезинфекцию (в концлагерях она представляла собою душ и обработку специальным раствором). При этом женщинам остригали волосы (их потом использовали частные фирмы для производства канатов или тканей). И только потом жертвы попадали в «душевые», где их травили газом, а трупы сжигали. Если, например, в Аушвице и Майданеке использовали сильнодействующий газ «Циклон Б», то в Собиборе – угарный газ от дизельного мотора. В Хелмно применялись газенвагены-душегубки: людей сажали в кузова грузовиков, и по пути на место сожжения трупов в лесу все они погибали, т.к. выхлопные газы шли внутрь грузовика. Крематории могли существовать параллельно с другими методами уничтожения трупов, например, сожжения на специальных кострах. Так, в Собиборе, где за 1,5 года убили 250 тыс. евреев, крематория вообще не было.
Для того чтобы убийцы морально не страдали от участия в расстрелах детей и женщин (после войны некоторые преступники напрямую заявляли, что именно они были «главными жертвами», т.к. испытывали мучения, убивая невинных), стали уже летом искать более «эффективные методы». Таковой нашелся в виде газа. «Инновацию» в виде газа «Циклон Б» впервые протестировали в Аушвице в конце августа 1941 г. Тогда погибли советские военнопленные. Методическая и рациональная организация убийств – вот, что больше всего поражало современников и потомков в этой истории. Для убийств тратились серьезные ресурсы. Даже летом 1944 г. нацистами были приложены большие усилия для того, чтобы сотни тысяч венгерских евреев отправились в газовые камеры Аушвица.
История Холокоста знает множество трагических и героических страниц. Как правило, речь идет либо об организации самой системы уничтожения, либо об актах сопротивления ей. Например, во всем мире знают о восстании в Варшавском гетто весной 1943 г. Тогда уже проводились массовые депортации из него в лагерь смерти Треблинка, и остававшиеся пока в живых евреи решили оказать сопротивление и умереть с честью. Меньше в мире знают о восстании в Белостокском гетто.
Источник фото: РИА Новости