хоккейный фарм клуб что это
Клубы КХЛ не видят смысла в фарм-клубах ВХЛ. И это глобальная проблема
Для чего нужны фарм-клубы?
После выпуска из МХЛ есть ряд игроков, которые еще не тянут скорости КХЛ и не привыкли к более контактному и системному хоккею. Также в каждой команде есть ряд хоккеистов, которые переросли молодежный уровень (выбивают огромное количество баллов за сезон), но чтобы они не засиживались в зоне комфорта, этим игрокам дают практику во взрослом хоккее.
Главная проблема заключается в ограниченности количества хоккеистов, которых могут отправить в ВХЛ из МХЛ для получения практики во взрослом хоккее. Максимально могут делегировать 10 человек.
При этом команды КХЛ никак не могут влиять на партнеров, которые распоряжаются талантами, отправленными для получения практики в ВХЛ. После этого сезона Николай Канаков (директор «Северстали») остался недоволен пермским «Молотом», так как они практически не дали игровой практики во взрослом хоккее ряду игроков, которых отправляли в Пермь.
Череповец собирается расширить сотрудничество, то есть, внести обязательства перед «Молотом», чтобы хоккеистов из их системы играло больше или менять клуб-партнер.
В такой ситуации гораздо лучше создать собственный фарм-клуб, где можно заявить гораздо больше молодых хоккеистов в ВХЛ, причем будут развиваться в своей системе. Но почему-то все происходит с точностью наоборот.
«Трактор» закрывает «Челмет»
Челябинский «Трактор» в следующем сезоне откажется от участия в ВХЛ, где играли воспитанники системы и выпускники «Белых медведей». Даже заключили соглашение о партнерстве с «Зауральем». Минимум один десяток игроков «Челмета» останется без работы.
Почему в Челябинске пошли на такой шаг? Все очень просто. Это реструктуризация бюджета. На сэкономленные деньги «Трактор» может подписать еще двух дорогостоящих игроков. В частности, «Спорт-Экспресс» заявил об интересе Челябинска к Пулккинену и Ткачеву из «Локомотива».
Бюджет клубов ВХЛ не самый высокий. К примеру, «Динамо» СПб начинало первый сезон в Вышке с годовым бюджетом в 100 миллионов рублей. Это с учетом маркетинга и прочих составляющих, включая зарплаты хоккеистов.
Топы в ВХЛ зарабатывают примерно 300-400 тысяч в месяц, но большая часть зарплат варьируется от 70 до 150 тысяч рублей в месяц. Согласитесь, это не так уж и много.
«Локомотив» также не рвется в ВХЛ. Их устраивает сотрудничество с «Бураном». По информации Алексея Шевченко, «Железнодорожники» заявят в МХЛ второй клуб в следующем сезоне (разрешено регламентом). Это при том, что еще одна молодежная команда выступает в НМХЛ.
Кажется, это понимают только в Омске (без учета фармов команд, которые уже выступают в Вышке). В следующем году команда из системы «Авангарда» будет играть в ВХЛ.
Хоккейный фарм клуб что это
Новая структура в российской хоккейной иерархии, о которой общественность впервые услышала в декабре прошлого года, стала реальностью. Впрочем, пока что абстрактной. Контуры лиги расплывчаты, а о мотивах ее создания гадают многие хоккейные специалисты.
В этой связи не удивительно, что новая лига вызвала у части общественности отторжение, проявляемое через критику. Кажется, многие просто не понимают, что такое премьер-лига.
Была ли ВХЛ частью хоккейной вертикали?
Нет. ВХЛ являлась самостоятельной лигой, в которой, да, выступало несколько фарм-клубов команд КХЛ, а некоторые клубы главной российской лиги имели с командами «вышки» договоры о сотрудничестве.
Тот же управляющий директор ВХЛ Герман Скоропупов многократно призывал ни в коем-случае не называть «вышку» лигой фарм-клубов. Мол, фармов у нас всего несколько. Но подавляющее большинство клубов — самостоятельные, представляющие крупные регионы. Бюджеты некоторых порой сопоставимы с финансовыми возможностями не самых богатых клубов КХЛ.
Первоначально ВХЛ действительно задумывалась как составляющая хоккейной вертикали МХЛ-ВХЛ-КХЛ, по которой игроки должны были двигаться словно на лифте. Но в итоге таковой не стала. ВХЛ вылилась в самодостаточную лигу со своим регламентом.
Кто инициировал создание премьер-лиги?
Вопрос о создании лиги фарм-клубов, полноценной составляющей хоккейной вертикали, зрел давно. Еще в декабре прошлого года двукратный олимпийский чемпион, человек, стоявший у истоков КХЛ, а ныне являющийся членом совета директоров организации Вячеслав Фетисов говорил автору этого материала, что подобную структуру нужно было организовывать с самого начала.
Принципиально важно понимать, что инициатива образовать лигу фармов исходила от клубов КХЛ. Известна и конкретная дата – «первый шар» был запущен 17 декабря 2015 года на встрече президента лиги Дмитрия Чернышенко с руководителями команд. По информации «Спортфакта», желание организовать подобное соревнование высказали руководители семи клубов.
После выдвижения идеи была создана рабочая группа по проработке этого вопроса. Затем создание лиги фарм-клубов одобрило правление КХЛ, в которое входят представители семи клубов лиги. Да, большинство из них – «олигархи». Но есть Кирилл Фастовский из «Сибири», которая, как известно, по финансовым возможностям середняк. Там же, в правлении, Приеде Зигмарс из Риги. А местное «Динамо» по размеру бюджета в числе аутсайдеров. Поэтому говорить о том, что лигу фарм-клубов создали богатые, неправильно.
Последней ступенью, окончательно легитимировавшей премьер-лигу, стал, как уже говорилось, совет директоров. Где, опять же, заседают представители клубов – восьми. В их числе, помимо «Сибири» и рижского «Динамо», «Динамо» минское и «Спартак», а также финский «Йокерит».
Если решение принимается, значит, оно кому-нибудь нужно. Премьер-лига потребовалась клубам КХЛ, которые настроены, наконец, выстроить четкую вертикаль.
В чем принципиальное различие между ВХЛ и премьер-лигой?
Лиги решают разные задачи помимо одной общей – способствование развитию российского хоккея. ВХЛ – самостоятельная организация, проводящая свой чемпионат, охватывающий значительную часть территории страны. В конце концов, российский хоккей – это не только КХЛ, в которой чуть больше 20 отечественных клубов. Премьер-лига же – структура, полностью подчиненная КХЛ, призванная служить интересам клубов главной российской лиги.
Чем ВХЛ не устраивала клубы КХЛ?
Между лигами систематически возникали недопонимания по различным нормам регламента. По мере развития КХЛ и ВХЛ наступил день, когда проблемы оказались неразрешимыми, а компромиссы – невозможными.
Например, ВХЛ выступала категорически против ротации между лигами в течение всего сезона, резонно опасаясь, что некоторые завершившие выступление в Кубке Гагарина клубы КХЛ усилят команды «вышки» настолько, что решающие матчи за «Братину» превратятся в фарс. И наоборот – вдруг по ходу плей-офф клуб КХЛ ослабит команду ВХЛ, отозвав в своих ряды нескольких игроков.
Многие клубы КХЛ также не устраивало строго ограниченное количество игроков, подверженных ротации с фарм-клубом, и невозможность ее осуществления после 25 декабря, когда вступал в силу запрет на переходы хоккеистов.
Не секрет, что медицинское и антидопинговое обеспечение в ВХЛ, скажем так, до уровня кахаэловского не дотягивает, что порой вызывает у руководителей клубов КХЛ перед командировкой игрока в «вышку» резонные опасения.
Расхождения в регламентах вели к бюрократии и формализму, выйти за рамки которого не представлялось возможным. В конце концов, наступил день, когда гордиев узел пришлось разрубить.
Что такое премьер-лига?
Да, премьер-лига приходит на смену ВХЛ, которая получает полную автономию. 22 марта стало известно, что три следующих чемпионата ВХЛ проведет совместно с ФХР. «Вышка» не способна в полной мере удовлетворить интересы клубов КХЛ ввиду различности задач. Она заменена лигой, которая будет работать на КХЛ и только на нее.
Согласно замыслу в его идеальной форме, каждый клуб КХЛ должен иметь фарм-клуб. Но, учитывая экономическую ситуацию, заявка команды в новую лигу будет осуществляться на добровольной основе. Стартует соревнование минимум с 12 участниками.
По информации «Спортфакта», в первом сезоне в премьер-лиге выступят не менее 16 клубов, включая команды из Латвии и Белоруссии. Часть клубов перейдет из ВХЛ. В частности, казахстанская «Сарыарка» станет фарм-клубом «Авангарда». Скорее всего, будет переведен в премьер-лигу и флагман «вышки», трехкратный обладатель Кубка «Торос» — фарм-клуб «Салавата Юлаева». Эти команды финансируются из одного источника. «Зауралье» из Кургана планирует заявиться в новую лигу в качестве самостоятельного клуба, но иметь договор о сотрудничестве с новокузнецким «Металлургом». Но этим, скорее всего, потери ВХЛ не ограничатся.
С большой долей вероятности из лиги уйдут команды, финансируемые клубами КХЛ – «Химик» (фарм «Спартака»), «Динамо» (фарм столичного «Динамо»), «Звезда» (фарм ЦСКА), «Барс» (фарм «Ак Барса»), СКА-Нева (фарм СКА), «Челмет (фарм «Трактора»).
Вполне возможен переход в премьер-лигу и команд, имеющих договорные отношения с клубами КХЛ. Ведь теперь обеим сторонам будет легче решать финансовый вопрос. Возможно, клубы КХЛ и команды ВХЛ, ранее имевшие договоры о сотрудничестве, теперь будут формировать бюджет в пропорции 50 на 50.
Так, клуб КХЛ за половину суммы получит полноценный фарм-клуб со всеми плюсами, которые будут описаны ниже, а бывшая команда ВХЛ, таким образом, сможет сократить издержки. Выгода для обеих сторон очевидна.
С чем останется ВХЛ? Вполне возможно, что уже в преддверии следующего сезона многие «сливки» «Вышки» перекочуют в премьер-лигу. По данным «Спортфакта», ВХЛ точно лишится трети клубов, а, может быть, даже половины!
Принципиально важно, что в премьер-лиге, согласно нашей информации, будет применен дифференцированный подход в отношении возрастных ограничений. Планируется, что команды лиги смогут заявлять не только молодежь и игроков среднего возраста, но и ветеранов. Это позволит молодым не вариться в собственном соку, а выступать на фоне серьезной конкуренции, уровень которой уже с первого сезона, возможно, будет не уступать тому, что есть в ВХЛ, а в будущем – прогрессировать.
В чем плюсы премьер-лиги?
Говоря о финансах, следует отметить, что, согласно данным специалистов, бюджеты фарм-клуба, выступающего в ВХЛ, и команды премьер-лиги будут примерно равны – около 100 млн. рублей. Но следует оговориться, что пока неизвестно точное количество участников новой лиги и, соответственно, ее география. Поэтому цифра для команды премьер-лиги может быть и меньшая.
О схеме наполнения бюджета «50 на 50» говорилось выше. А сейчас следует отметить, что в премьер-лиге не будет вступительного и ежегодного взносов, которые есть в ВХЛ и составляют 10 и 5 млн. рублей. Это, согласитесь, существенная экономия.
Помимо этого клубы КХЛ получают:
— Сквозную заявку с фарм-клубом на весь сезон;
— Неограниченное количество игроков, которых возможно отправить в фарм-клуб и вернуть обратно;
— Синхронизацию регламентов всех лиг, составляющих вертикаль;
— Единую систему медицинского и антидопингового обеспечения;
— Единый спортивно-дисциплинарный комитет;
— Возможность отправлять игроков в фарм-клуб на восстановление и для набора формы в течение всего сезона, а не до 25 декабря. Кроме того, игроки будут находиться внутри системы своего клуба, а не ехать в команду лиги, живущую по-другому регламенту и с иным медицинским обеспечением.
Кроме того, зависимость клубов премьер-лиги от результата будет меньшей, чем в ВХЛ, где команды, как и в КХЛ, бьются за Кубок и решают турнирные задачи. Философия новой лиги будет несколько иной – конкретно направленной на подготовку резерва. Значит, в новой лиге будут больше доверять молодым игрокам и тренерам. Не случайно ФХР была «за» создание премьер лиги.
Смогут ли клубы КХЛ жить по-прежнему?
Да. Клубам КХЛ будет разрешено иметь фарм-клуб в ВХЛ или заключить с каким-либо клубом «вышки» договор о сотрудничестве.
Из-за отсутствия премьер-лиги клубы КХЛ теряют игроков?
Да. Такое мнение «Спортфакту» высказал гендиректор новокузнецкого «Металлурга» Владимир Роккель.
— Как оцениваете создание премьер-лиги?
— Идея очень симпатичная. К сожалению, в следующем сезоне заиметь свою команду в этой лиге у нас не получится в силу отсутствия финансовых возможностей. Но сейчас мы проговариваем все нюансы сотрудничества с «Зауральем». Клуб планирует играть в премьер-лиге. Будем заключать с ним договор о сотрудничестве.
— То есть какие-то клубы ВХЛ перейдут в новую лигу?
— Да. Большинство клубов ВХЛ независимы. И если их руководители и спонсоры решат, что лучше играть в премьер-лиге, значит, так оно и будет.
— Чем именно симпатичная идея премьер-лиги?
— Приведу пример. В прошлом году мы расторгли контракты с пятью игроками. Отпустили их на все четыре стороны. Знаете, почему?
— Было негде играть?
— Именно. В МХЛ не могли выступать потому, что уже не подходили по возрасту. В КХЛ играть им было еще рано. А ВХЛ можно было «спустить» строго ограниченное количество игроков. К тому же команды этой лиги имеют свои интересы и задачи. Будь тогда премьер-лига, а у нас в этой лиге фарм-клуб, такой проблемы бы не возникло. Ребята играли бы в фарме, куда можно будет отправлять неограниченное количество человек. Это очень важно. Ведь талант хоккеиста может проявиться в юном возрасте, может в 19 лет, а кто-то заиграет в 22 года. Порой нужно просто подождать. Премьер-лига – последняя и очень важная составляющая полной вертикали. Клубы КХЛ получат возможность осуществлять ротацию в течение всего сезона. Плюс – синхронизация все регламентов. По-моему, этого уже достаточно, чтобы говорить о новой лиге положительным образом.
— В будущем планируете иметь собственный фарм-клуб в премьер-лиге?
— Безусловно, нам бы этого хотелось. В нашем регионе есть замечательный город – Прокопьевск, где хоккей высокого уровня был в течение многих лет. Надеюсь, со временем наш собственный фарм будет располагаться именно там – совсем рядом с Новокузнецком.
Мы уже писали, что АХЛ губит русские таланты. Разоблачаем еще один американский миф
АХЛ часто преподносят как хорошую школу, многие выпускники которой с успехом играют в НХЛ.Так ли это на самом деле?
Чем хороша сильная школа? Тем, что если вы в ней здорово учились, то навыков, полученных там, хватает для того, чтобы поступить в приличный вуз. При этом очень высока вероятность, что у вас получится не только пробиться туда, но и закончить его, если не начнете валять дурака. А что с АХЛ?
Действительно, подавляющее большинство хоккеистов НХЛ прошло через фарм-клубы (в различные сезоны эта цифра колеблется от 80 до 86 процентов от общего числа игроков лиги). Однако есть нюансы: большинство заметных игроков НХЛ если и выступали в АХЛ, то чаще всего весьма и весьма недолго. Период ограничивается несколькими десятками матчей — максимум сезоном.
Давайте посмотрим на показательную выборку. Возьмем 50 лучших игроков НХЛ по версии самой лиги и проанализируем, кто из участников спискаиграл в АХЛ и сколько.
Из 50 звезд сегодняшней НХЛ в АХЛ сыграли 23 человека (46 процентов), причем только пятеро игроков — более 80 матчей(10 процентов, двое из них — вратари).
В среднем звезды, выступавшие в АХЛ, провели по 55 матчей (без учета локаута- 41,причем в таком случае число хоккеистов, отыгравших более 80 встреч, сокращается с 5 до 3- 6 процентов)
Если распределить матчи на всех игроков топ-50, то получается, что в среднем звезда НХЛ в АХЛ проводит по 25 матчей (а если выкинуть локаут, то и вовсе 19).
Среди простых смертных выходцев из АХЛ больше. Обычно работает следующий сценарий.Хоккеист проводит хороший сезон в фарме и под конец чемпионата, если клуб видит в нем определенный потенциал, а с положением команды наступила ясность (или год полностью провален, или есть гарантированное местов плей-офф), то нашим героям дают пару матчей проявить себя. Еще одна возможность их ждет в межсезонье: если они прорвутся через тренировочные лагеря, то также могут получить несколько игр в основе.Еще один путь наверх — травмы конкурентов.В результате хороший сезон в АХЛ при условии удачногокемпаи благоприятном раскладе дает право рассчитывать на две-три попытки и суммарно десяток матчей.
Да, хорошей игрой в АХЛ можно выбить шанс, что уже неплохо. Только вот незадача:этот самый шанс — это даже не полдела, а с его использованием есть проблемы. Допустим, игрок освоился в АХЛ (тех, у кого не получается даже там, не берем в расчет вовсе), он один из лидеров своего фарма, возможно, он даже среди лучших в лиге. Наконец он получает заветную возможность сыграть в основе — и что мы обычно видим?
Чаще всего, несмотря на хорошие отметки в ахаэловской школе, «ученики» к НХЛ оказываются просто не готовы. После неудачи нужен еще один сильный сезон в АХЛ,и сценарий повторяется вновь. И с каждым годом вероятность выбить новый шанс все ниже.
Большая часть успешных проспектов или берут лигу штурмом сразу, или укладываются в 1-2 сезона в фарме. Если за это время игроку не удалось закрепиться в основе, то его шансы начинают уменьшаться с каждым матчем в АХЛ. Даже если в Американской лиге хоккеист выглядит хорошо, это уже и не так важно. Если 200 матчей не хватило, чтобы пробиться в НХЛ, это приговор. Шанс просто пробиться в НХЛ минимален, не говоря уже о том, чтобы играть там какую-то серьезную роль.
Если брать последние десятилетие, то в АХЛ около 1000 полевых игроков провели более 200 матчей и только менее 30 из них в той или иной степени пробились в НХЛ (под «пробились» подразумевается три и более полноценных сезона). Список героев выглядит следующим образом:
Можно отметить, что среди них совсем немного европейцев и большинство за редким исключением — отнюдь не звезды.Да и даже среди них есть хоккеисты вроде Брэндона Пирри, у которого почти 300 матчей в НХЛ, но его продолжают на постоянной основе отправлять в фарм. Поэтому, когда юным игрокам ставят в пример при ссылке в АХЛ условного Войнова, не стоит забывать, что успех Вячеслава был в куда больше степени исключением, чем правилом.
Еще один штришок. Тридцать лучших бомбардиров АХЛ прошлого сезона в этом году суммарно сыграли 57 матчей в НХЛ (10 человек) и набрали 19 очков. Однако сразу 16 баллов в 22 играх на счету форварда «Баффало», 24-летнего Виктора Олофссона, который как раз в АХЛ провел только один год (66 матчей, 60 очков). На остальную девятку (еще 20 бомбардиров не провели в НХЛ даже игры) — 35 матчей и 3 (!) балла. Таков реальный спрос на ахаэловские успехи.
Сама по себе командировка АХЛ не так страшна на определенном этапе карьеры.Лигу можно использовать как площадку для адаптации ко взрослому североамериканскому хоккею, но задерживаться там надолго с целью биться до упора ради шанса играть в НХЛ — напрасное занятие. И уж никакой школой там не пахнет.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter
Я сходил на матч фарм-клубов НХЛ. У них нужно учиться нашим
Большой рассказ из Провиденса.
Если вы подписаны на мой блог, то уже видели посты о матчах НХЛ, НБА и МЛС из Бостона, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка и Сан-Хосе. Пришло время познакомиться с новым городом и новой лигой, о которой я прежде здесь не писал.
Мы отправляемся на полтора года назад – в май 2017-го в город Провиденс (штат Род-Айленд), чтобы посетить матч плей-офф АХЛ – по сути, чемпионата фарм-клубов НХЛ и второй по силе североамериканской хоккейной лиги.
Посещение матча вышло несколько случайным – спланировать домашнюю игру определенной команды в плей-офф под конкретные дату и время фактически невозможно. Слишком много должно совпасть, чтобы единственная команда АХЛ, которая играет в ста километрах от будущего места обитания, не только дошла до четвертьфинала Кубка Колдера, но и сыграла на домашней арене в нужный день и даже час.
В общем, в Нью-Йорк я прилетал вечером 13 мая, а спустя сутки должен был уже находиться у себя на работе в штате Массачусетс (500 км от Нью-Йорка). Поэтому когда в начале апреля «Провиденс Брюинс» попали в плей-офф, единственным реальным вариантом посещения матча мог быть только поход днем 14 мая, что казалось маловероятным. Расписание игр плей-офф НХЛ и АХЛ (которые, кстати, играют по системе 2-3-2) публикуют перед самым началом раунда, поэтому надежды я не терял и болел за «мишек» как никогда. И, о чудо! За восемь дней до приезда выясняется: «Провиденс» будет играть в полуфинале конференции, а пятая игра будет 14 мая в 15:00. Ну а за четыре дня стало ясно, что пятый матч точно состоится – после первых двух счет стал равным, 1-1. В первые же секунды после открытия продаж я мчусь на тикетмастер, чтобы купить билеты. Кто знает, есть ли вообще возможность что-то урвать – ведь это уже 1/2 финала кубка Колдера! Вряд ли на этот матч вообще будут свободные места.
Мне повезло купить билет в самый первый ряд. Я всегда мечтал увидеть североамериканский хоккей вживую именно с первого ряда – это то место, с которого вы практически участвуете в игре. Проходка обошлась мне в 17 баксов – вполне приемлемо для такого матча и такого места. Но у меня оставалась еще одна проблема. Поскольку я был в Провиденс проездом (кстати, до сих пор не выходит из головы, что этот город называется «предусмотрительность» – перевод с англ. providence – прим. ред), то с собой у меня был огромный 20-килограммовый чемодан из России и рюкзак среднего размера. В прошлом году в США у меня уже были сложности с проходом на стадион из-за банального отсутствия камер хранения на большинстве арен. Я не раз потом столкнусь с подобным снова, и в этом смысле мне очень нравится Россия, где есть бесплатные камеры хранения для зрителей на время матча. Все для людей. В Штатах же предполагается, что болельщик приезжает на стадион на машине, где и должен оставить свои вещи и прийти на арену налегке.
Короче говоря, с моим багажом меня определенно ждали неприятности, поэтому я нашел официальную страницу Dunkin Donuts Center (так называется хоккейная арена: пончиковое королевство Dunkin Donuts родом из соседнего Массачусетса) и задал свой вопрос о чемодане. Там ответили: «нет проблем, приезжайте». Что мне нравится на Западе: если у вас есть какая-то проблема, связанная с билетами, атрибутикой, или просто какой-то насущный вопрос – не нужно заходить на сайт, искать техподдержку, куда-то звонить. Все давно есть в соцсетях. Пишите в официальный аккаунт на фейсбуке или инстаграм – и вам отвечают.
И я приехал. В 12 часов дня я оказался на автовокзале в Провиденс – административного центра самого маленького по размеру штата США. Таких городов в Америке – сотни: разлинованный город в сетку стрит-авеню, вокзал под традиционным названием Union Station, деловой центр (он же даунтаун) с невысокими небоскребами, и, конечно же, свой Капитолий.
Размеренная жизнь среднего города обязательно включает в себя пару команд в какой-нибудь североамериканской лиге по бейсболу, баскетболу или хоккею. В Провиденс помимо Брюинс – фарм-клуба «Бостона» из НХЛ – есть еще баскетбольная команда из студенческой NCAA. До самого Бостона – два часа езды на машине, но там хоккей в этом сезоне уже закончился. «Брюинс» вылетели из розыгрыша Кубка Стэнли-2017 в первом раунде, уступив «Оттаве». Интересно было бы узнать, сколько болельщиков из Бостона приедет на этот матч поддержать фарм-клуб.
Тот, кто активно следит за НХЛ, наверняка заметил, что по выходным большинство команд играют в середине дня, начиная матчи в 13-15 часов по местному времени. Сделано это для того, чтобы на матч могли сходить болельщики из соседних городов, вернувшись обратно в тот же день. Эта игра Кубка Колдера исключением не стала. Только за час до матча я не обнаружил на подходе к арене никакого интереса вокруг. Разве что нескольких болельщиков с буквой «P» на груди, которые только что вышли из торгового центра, присоединенного к арене.
Оказалось, своим огромным чемоданом я никого не удивил. Перед турникетами меня попросили открыть его, спросили, откуда я приехал, и дружно охнули, когда узнали, что из России. «Правда, русских игроков у нас сегодня нет, Худобина решили не отпускать к нам», – делится мыслями офицер безопасности. После этого чемодан и рюкзак оставили в комнате администратора, а я, счастливый до посинения, вошел в фойе арены.
Спустя какое-то время я стал понимать, что, видимо, аншлага не будет. Даже рядом.
Болельщики стали подтягиваться только минут за 30 до начала игры.
К этому моменту я уже стоял вплотную к бортам, вдыхая атмосферу североамериканского хоккея. Мои первые ощущения были просто потрясающими. А что? Не знаю, как вам, а для меня хоккей за океаном всегда был некой загадкой, которую я пытался разгадать, наблюдая за матчами в бессонные ночи или часами играя в династию какой-нибудь NHL06.
Да вы сами посмотрите!
Становится понятно, почему эти места самые дорогие – особенно возле ворот, где атака хозяев проходит два периода. Да игроки празднуют голы вместе с вами! Это непередаваемые эмоции!
Сегодня встречаются фарм-клубы «Бостона» и «Вашингтона», чьи основные клубы уже вылетели из плей-офф – поэтому «Провиденс» и «Херши» получили солидные подкрепления из НХЛ. Из русских игроков на площадке – только Станислав Галиев в составе «Беарс». Для хоккеиста, который через год возьмет Кубок Гагарина в составе «Ак Барса», это одна из последних игр в Америке.
Перед началом игры – предматчевое шоу, посмотрев которое я уже не могу оторваться от льда. Шоу и выход хоккеистов на плошадку, скорее всего, по стилю скопированы у старшего клуба из Бостона.
С началом игры становится понятно: никакого аншлага и близко не будет. Но о цифрах чуть позднее. Весь первый период я был поглощен атмосферой. Здесь – как обычно и на матчах НХЛ – во время пауз невозможно оторвать глаза от видеокуба: там постоянно проводят акции с болельщиками, которые заставляют меня каждые две минуты расплываться в улыбке.
В первом перерыве решил перекусить пиццей – через секунд семь после оплаты меня ждала вот такая коробка. Владельцы абонементов и вовсе получают ее с указанием своего места.
Во втором перерыве я пошел исследовать местный фирменный магазин, который делится на две части: хоккейных «Брюинс» и баскетбольных «Фраерс».
Забавно, но на официальном сайте «Провиденс» даже нет ссылки на онлайн-магазин. На арене это единственная точка продажи атрибутики: она качественная, но линейка не особо широкая. Много аксессуаров для детей, есть стильная одежда под день Святого Патрика в зеленых тонах, а для девушек много мерча в розовом цвете.
Еще за пару десятков баксов в магазине можно приобрести сезонную книгу клуба (Yearbook), но она больше похожа на толстый рекламный буклет, в котором 60% занимает контент от партнеров и другая реклама.
А вот матчевые программки – это черно-белые распечатки на четырех страницах с составами команд и минимальной информацией. Как-то скудно, хоть и бесплатно.
Зато в фойе есть несколько точек, где можно сыграть в лотерею 50-50 и получить призы от клуба. Например, сегодня разыгрывают отпуск на 7 ночей в Лас-Вегасе и четыре сезонных абонемента с доступом в VIP-зону и встречей с игроками. К слову, абонементы на новый чемпионат продают уже с середины текущего – и делают это в том числе и на играх, в фойе у специальных стоек. Иду туда, чтобы узнать о вариантах и ценах.
Два менеджера восклицают, когда узнают, что я приехал на матч из России. Сначала рассказывают мне обо всех преимуществах каждого пакета, а затем мы начинаем обсуждать русских игроков в НХЛ, перспективы «Бостона» взять Кубок Стэнли в следующем сезоне и интерес местного населения к «Провиденс». Энди, который всучил мне свою визитку, очень сожалеет, что Хохлачев покинул «Брюинс». Он, кстати, следит за КХЛ и знает, чем СКА отличается от ЦСКА. Обычно в таких тонкостях здесь разбираются только заядлые любители хоккея и канадцы.
Несмотря на то, что «Бостон Брюинс» и «Провиденс Брюинс» – это схожие бренды и они друг друга взаимодополняют, сотрудничество этих клубов никак не афишируется ни в социальных сетях, ни на сайте. Странно, но никаких совместных акций и мероприятий с целью обмена целевыми аудиториями между собой клубы не проводят – хоть в фойе на исторических плакатах написано, что это два клуба с одной историей.
Что касается самой игры и атмосферы, то мне понравилось. Эта была жесткая заруба. Хотя, может быть, мне так показалось только из-за моего столь близкого места. «Мишки» стали на шаг ближе к финалу. Но вот посещаемость матча меня все-таки разочаровала. Арена была заполнена в лучшем случае на две пятые – то есть около 4 тысяч от 10500 возможных. И я невольно задался вопросом. Так происходит только в Провиденс или во всей АХЛ? Давайте разберемся вместе.
Вообще над маркетингом и операционной деятельностью, связанной с болельщиками, в «Провиденс» работают 27 человек (в клубах НХЛ примерно в 1,5 – 2 раза больше). В основном это партнерство и билетная программа. Менеджеры среднего звена – такие как Энди – сами продают болельщикам пакет, а затем работают с ними как персональные менеджеры.
Стоимость билетов на игры регулярки – от 14 до 27$, иногда билеты можно ухватить по промоакциям и за 10, и за 5 баксов. Пакеты на 10 выборочных матчей приобрести от 50$ в зависимости от места.
Сезонные абонементы делятся на три уровня: белый (от 225$), черный (от 385$) и золотой (от 680$). Отличаются они не только категорией мест, но и дополнительными преимуществами. Обладатели «золота» имеют эксклюзивное право на посещение закрытой тренировки, закрытой встречи с игроками, раскатки с командой в свободный от игры день. Кроме того – скидка в фирменном магазине, приоритетный вход на матчи, возможность бесплатно отправить три сообщения на видеокуб в течение сезона и многое другое. Черные и золотые абонементы идут в пакете вместе с так называемыми гибкими билетами: 5-10 дополнительных проходок для своей друзей на любую игру на выбор с местом в той же категории, что и абонемент. Гибкие билеты здесь – ходовой товар, поскольку цены на билеты одинаковые на все матчи вне зависимости от соперника. 10 гибких билетов продают за 175, а 40 – за 560 долларов. Никакой головной боли с билетами на конкретные матчи.
Кстати, порой скидки для владельцев абонементов предусмотрены и на другие мероприятия, проходящие в Dunkin Donuts Center. У их обладателей даже есть своя закрытая группа на фейсбуке – пусть другие завидуют. Особенно на ежегодной встрече под названием Members Club Appreciation Night, где самых преданных владельцев абонементов еще и публично поощряют.
Еще один классный пакет – на детский день рождения с P-Bruins. За 220$ вы получаете десять билетов на любой матч сезона, у детей есть неограниченное право на напитки и поп-корн в течение матча, вас посетит маскот Мишка, а на видеокубе появится поздравление от клуба в вашу честь. Настоящий праздник для именинника – фаната «мишек».
Вам наверняка интересен ценник в премиум-места и ложи. Здесь тоже не все так дорого, хотя я был впечатлен уровнем сервиса после просмотра презентации на 15 слайдов. Здесь тоже есть разделение на три категории. Ложа на 25 человек за 32 доллара с каждого (подходит для больших организованных групп), билет в зону party-deck с отличными местами по центру и шведским столом (55$ на человека) и классические ложи на 12-20 человек от тысячи долларов за ложу.
«Провиденс» активно работает с самыми юными болельщиками. Если ваши дети хотят поиграть в хоккей на арене, то это всегда можно сделать перед матчем или в перерыве. Такая тема практикуется у многих клубов НХЛ. Вдобавок ваш ребенок получит еще и подарки от клуба, а болельщики увидят даже повторы самых опасных моментов игры на кубе. Также любой ребенок может получить шанс посмотреть раскатку со скамейки команды. А если вы пришли своей командой – то бесплатные попкорн и напитки вам обеспечены. Забавно, но особо выгодно посещать матчи в группе молодых скаутов – помимо дешевых билетов, бесплатных напитков, вы еще получите и экскурсию по арене.
Если ваш ребенок занимается чирлидингом, танцами, единоборствами, пением или просто талантливый в чем-либо и вы хотите доказать это полной арене в перерыве матча – просто свяжитесь с менеджером клуба и вам дадут эту возможность. Гимн страны перед матчем почти всегда исполняют дети хоровым пением.
Вы даже можете исполнить одну из песен караоке за определенную плату. Любой каприз за ваши деньги!
Отдельно о фан-клубе активных болельщиков. Это открытая группа на фейсбуке, в которой сидят самые социально активные поклонники «мишек» из Род-Айленд. Почему социально активных? Потому что помимо поддержки команды и регулярных встреч на пикниках, автограф-сессий с игроками, посещения выездных игр и прочих мероприятий, участники клуба активно занимаются благотворительностью и другими социальными акциями – например, «собери детей в школу» или «сдай использованную одежду».
У фан-клуба даже есть свое юридическое лицо для ведения благотворительности.
Еще одна сильная сторона клуба – партнерство. «Брюинс» активно работает на единение с городом, поддерживая бизнес любого уровня. В основном, это скидки, взаимная реклама и совместные акции. Например, благодаря партнерам каждый матч болельщики могут получать какой-то небольшой подарок от клуба – футболки, постеры, игрушки и т.д. Что удивило лично меня, так это количество партнеров, их на официальной странице аж 404. Четыреста четыре (!) партнера, и это не ошибка. Такого количества я до сих пор не встречал ни у одного хоккейного клуба.
Игроки всецело участвуют как в жизни болельщиков во время открытых и закрытых встреч, так и в жизни партнеров, совместно продвигая бренд «Брюинс».
Все это выглядит действительно здорово, если бы не одно но. Это АХЛ. Это не ведущая лига США. Команды меняются здесь каждый сезон больше чем на половину состава. Большинство хоккеистов выходит на лед на игры АХЛ с одной мыслью: «Поскорее бы получить вызов обратно в НХЛ и никогда сюда не возвращаться». Здесь практически не бывает хоккеистов, которые играют в одном клубе больше пяти лет. Здесь не поднимают свитеры под своды арены. Здесь самый настоящий лифт: либо вы поднимаетесь наверх в НХЛ, либо спускаетесь вниз в ECHL и другие лиги. Именно поэтому работа с болельщиками не может дать такого эффекта, как в НХЛ, главных лигах других видов спорта и даже студенческих лигах. Там играют лучшие из лучших, а здесь, выходит, худшие из лучших.
Да, дело именно в спортивном интересе. Даже размещение фарм-клубов в городах, где кроме АХЛ нет большого хоккея или большого спорта в принципе, не сильно решает проблему. В том же Провиденс баскетбольная команда из NCAA собирает на той же арене больше зрителей, чем фарм-клуб «Бостона».
Надо сказать, что «Провиденс» в чемпионате АХЛ далеко не последняя команда. Выпускниками (хоккеисты, сыгравшие больше 100 игр) «Провиденс» являются Туукка Раск, Милан Юрчина, известный российским болельщикам Кевин Дэллман и другие. Из российских игроков можно вспомнить Дмитрия Квартальнова, который тренирует ярославский «Локомотив», Антона Худобина, покинувшего систему «Брюинс» в прошлом сезоне, и Александра Хохлачева, который не против вернуться в Бостон в следующем сезоне.
Как видим, больше всего хоккей любят в. Сан-Диего! Может, лучше их в НХЛ вместо «Аризоны»? «Провиденс» удерживает аж четвертую строчку посещаемости в лиге. Удивительно. Если средний матч чемпионата показывает заполняемость в 85%, то почему на четвертьфинале Кубка Колдера я увидел всего
50%? Ответ на поверхности. Посещаемость считается по проданным билетам. А на какой матч у меня билет, если я купил «гибкий» квиток?
В социальных сетях тоже не все так однозначно. Например, у самого популярного клуба лиги – «Торонто Марлис» – 81 тысяча подписчиков в фейсбуке. По сравнению с клубами НХЛ, где средний счет идет от миллиона – это мизер. Но по сравнению с клубами КХЛ, Торонто – один из лидеров, если даже сравнивать с аккаунтами наших клубов «ВКонтакте».
В общем и целом маркетинг АХЛ опережает маркетинг КХЛ. Речь не цифрах, а именно а методах работы со зрителями. Однако атмосфера на матчах КХЛ гораздо лучше: там есть болельщики, там есть и интерес. Мое личное ощущение: в Тольятти, Нижнекамске и Череповце на матче регулярного чемпионата КХЛ атмосфера была лучше, чем на четвертьфинале АХЛ между фармами «Бостона» и «Вашингтона». Если средние клубы нашей лиги реализуют хотя бы 75% из того, что делает для болельщиков средний клуб АХЛ – посещаемость однозначно пойдет вверх.