хохлома гжель что еще
Гжель, хохлома и финифть: 12 легендарных народных промыслов, которые можно купить
В детстве мне казалось, что русские народные промыслы остались в далеком прошлом вместе с лаптями, коромыслами и балалайкой.
На самом деле многие промыслы процветают и сегодня, а некоторые из них — вовсе не такие древние, какими казались на первый взгляд.
В этом материале — популярные и известные примеры русской народной культуры: расскажу, когда они появились, где их купить и как увидеть процесс создания.
Гжель
Когда появилось: в 1944 году
Где делают: в Раменском районе Московской области
Где купить: на сайте Гжельского фарфорового завода
Гжель — голубая роспись по белому фарфору, которую выполняют в одноименном селе и близлежащих деревнях: всю эту местность называют гжельским кустом.
Хотя добывать глину и заниматься гончарным делом в Гжели начали много веков назад, фарфоровые заводы появились здесь только в 19 веке. Единого стиля росписи в то время не было: каждая фабрика использовала свои краски, рецепты которых хранили в тайне от конкурентов, и узнаваемые рисунки.
Знаменитая одноцветная роспись появилась только к концу Великой Отечественной войны: основы стиля и цветовое решение разработала команда советских художников и искусствоведов, которым нужно было восстановить в регионе производство, но сделать его недорогим и доступным для покупателей.
Сейчас на территории гжельского куста работают как крупные заводы, так и частные мастерские. Все они придерживаются единых правил: расписывают изделия только вручную, пользуются готовой палитрой мазков и придают цвет посуде с помощью оксида кобальта — именно он при обжиге дает характерный сине-голубой оттенок гжели. А вот рисунки могут быть самыми разными: кроме классических цветов и птиц мастера выполняют сюжетную роспись в народной тематике — например, изображают сцены из сказок или крестьянской жизни.
Посмотреть на производство гжели можно на экскурсиях по Гжельскому фарфоровому заводу: там покажут, как создают посуду необычной формы, а на мастер-классе предложат расписать заготовку характерным гжельским рисунком.
Например:
✨ Тарелка «Синички» — 1290 Р
✨ Кашпо — 1790 Р
✨ Чайник — 3280 Р
Хохлома
Когда появилось: в 17 веке
Где делают: в городе Семенове Нижегородской области
Где купить: на сайте фабрики «Хохломская роспись»
Хохлома — яркая роспись по дереву, известная своими золотыми элементами. Чтобы получить такой эффект без использования драгоценных металлов, мастера натирают заготовки оловянным или алюминиевым порошком. Другие характерные цвета хохломы — красный и черный, хотя встречаются и дополнительные: например, зеленый или голубой.
Традиция так расписывать деревянную утварь появилась на севере нижегородских земель, где было много леса и мало плодородных земель: товары со всей округи продавали в селе Хохлома. Теперь центр производства хохломы располагается в городе Семенов, где работает крупнейшая хохломская фабрика. Мастера там работают по старинным технологиям, вручную контролируя каждый этап — от изготовления основы до финального покрытия лаком.
Для туристов фабрика «Хохломская роспись» проводит экскурсии на предприятия и в музеи. Там можно увидеть образцы-эталоны, коллекцию росписи конца 19 — начала 20 века, а в Музее народного быта покажут, как жили и работали мастера, стоявшие у истоков хохломской росписи. Попробовать свои силы в создании хохломы тоже можно: художники фабрики проводят для посетителей экспресс-уроки и мастер-классы.
Например:
✨ Ложка — 150 Р
✨ Детский стул как в садике — 1725 Р
✨ Ковш-утка — 5070 Р
Городецкая роспись
Когда появилось: в середине 19 века
Где делают: в Городце Нижегородской области
Где купить: на «Вайлдберриз»
Городецкая роспись — еще один вид украшения деревянной утвари родом из нижегородских земель. Главные отличительные черты этого промысла — яркие, разнообразные цвета и сюжетные сценки. В отличие от растительных узоров хохломы, городецкая роспись изображает людей, животных и знакомые элементы деревенской жизни: избы, колодцы и увитые цветами заборы.
Этот стиль росписи заменил традиционную резьбу по дереву, которой украшали донца прялок: когда инструмент не использовали, донца снимали и вешали на стену в качестве декора. А потом стали расписывать и другие бытовые предметы из дерева: например, сундуки, разделочные доски и шкатулки.
Сейчас такие изделия производит фабрика «Городецкая роспись»: в ее стенах мастера вручную украшают каждый предмет. На экскурсии туристам покажут рабочие места художников и проведут по музею: в экспозиции собраны разные изделия с городецкой росписью — от подсвечников и ложек до столов, ваз и картин.
Например:
✨ Шкатулка — 604 Р
✨ Сахарница — 1100 Р
✨ Фигурки купца и купчихи — 1260 Р
Как победить выгорание
Федоскинская миниатюра
Когда появилось: в конце 18 века
Где делают: в селе Федоскино Московской области
Где купить: в магазине Федоскинской фабрики миниатюрной живописи
Федоскинская миниатюра — техника лаковой живописи, которую наносят поверх заготовок из папье-маше, в основном небольших шкатулок и табакерок. Мастера пишут миниатюры масляными красками в несколько слоев, чтобы картины выглядели объемно, а для эффекта свечения заранее наносят на заготовку светоотражающие материалы — металлический порошок и сусальное золото — или делают перламутровые вставки.
Такие изделия появились в конце 18 — начале 19 века и переняли стилевые особенности живописи того времени. В основном федоскинская миниатюра изображает пейзажи или бытовые сюжеты в реалистическом стиле: например, скачущую тройку с пассажирами, беседу соседок у колодца или игры молодых крестьян друг с другом. На современных изделиях кроме традиционных деревенских мотивов появляются и приметы 20—21 веков: танки или Красная площадь с мавзолеем.
На фабрику можно попасть с экскурсией: посмотреть на производственные цеха и экспозицию образцов, а еще попробовать самостоятельно расписать шкатулку на мастер-классе.
Например:
✨ Шкатулка «Цапли» — 13 400 Р
✨ Шкатулка «Пляски» — 25 000 Р
✨ Шкатулка «Садко» — 27 000 Р
Жостовская роспись
Когда появилось: в начале 19 века
Где делают: в деревне Жостово Московской области
Где купить: на сайте Жостовской фабрики
Самые известные народные промыслы в России
Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства.
Художественная роспись в России
Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга. Далее подробно о самых известных видах росписи.
Городецкая роспись
Полховско-Майданская роспись
Палехская роспись
Палехская роспись появилась совсем недавно – уже в советское время, однако, корни этой росписи уходят в древность. Благодаря уникальному ремеслу, село Палех Ивановской области стало известно во всей России. Известно о палехской росписи, палехской миниатюре, палехской иконописи. Особенность росписи в том, что художники создают не просто орнаменты, а вырисовывают целые сюжеты, композиции с мельчайшими деталями.
Роспись Жостово
Жостовская роспись – это лаковая роспись на подносах, которая появилась в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Такие подносы делают на фабрике в селе Жостово и в городе Нижний Тагил. Главное отличие этого промысла – обилие красок, несравнимые ни с чем тона, реалистичность всех элементов. Подносы с жостовской росписью очень популярны.
Гжель
Гжельская роспись, как понятно из названия, возникла в городе Гжель. Её узоры – это преимущественно цветочные узоры и простые геометрические орнаменты, выполненные кобальтовой ярко-синей краской на белоснежном фоне. Город Гжель – центр производства изделий из керамики. Во многом это и стало причиной появления своей неповторимой росписи в этом городе. Гжельский художественный промысел не молод, корни его уходят в четырнадцатый век. Именно тогда открыли Кудиновское месторождение глины.
Русские ремесла, ставшие промыслами
Порой промыслами становились русские ремёсла. Они возникали, когда изделия народного ремесла ставили на поток. Известно об изготовлении из глины игрушек, об особенной резьбе по дереву, о кружевном мастерстве и так далее.
Дымковская игрушка
Филимоновская игрушка
Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки – разнообразные свистульки. Отличительная особенность – удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером. Филимоновские свистульки-козули выделяются на фоне других промыслов яркими красками
Абрамцево-Кудринская резьба
Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке. Её название – Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы.
Вятские кружева
О вятских кружевах известно с восемнадцатого века. Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия.
Новые народные промыслы
Не все народные промыслы имеют богатую историю. Некоторые появились совсем недавно. Что это за промыслы, узнаем далее.
Роспись ёлочных игрушек
Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали. Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки. Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками.
Фабрика «Ариэль»
Самой старой фабрикой в России, занимающейся изготовлением новогодних игрушек, является фабрика «Ариэль». Она находится в Нижнем Новгороде. Несмотря на меняющуюся с годами моду, на фабрике не изменяют традиции изготовления игрушек ручной работы. Рядом с фабрикой находится музей ёлочных игрушек и магазин.
Самый узнаваемый народный промысел в России
Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является золотая хохломская роспись. Она зародилась в конце семнадцатого века в Нижегородской области, когда на ярмарках в селе Хохлома продавали деревянные изделия, расписанные местными из окрестных деревень.
Все предметы нарядные и красочные. Отличительная особенность росписи – это наличие золотого фона, либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства. Такой утварью до сих пор пользуются хозяйки. Ее же выставляют в музеях.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.
Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень.
Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.
Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.
Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.
Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детскинаивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле.
Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.
Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.
Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.
Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.
В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.
Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкие мастера росписи любят цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастера охотно пользуются мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.
Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти.
Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.».
В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.
Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.
Сегодня декоративная роспись находится на подъеме. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
Нашим промыслам даже Запад завидует
Народный промысел — не нефть и не газ, а гжель, хохлома, жостово. Он не кормит нашу страну, но без него Россия не была бы Россией
продолжения цикла статей на тему истории и самобытности (писал про пельмени — история происхождения, «русские народные загадки»), теперь вот наткнулся на статью про ремёсла и очень меня зацепила эта тема. Если кому интересно, дайте знать в коммментариях, я буду развивать это направление.
Как прекрасна наша Россия — своими полями, лесами, горами, полноводными реками, прозрачными озерами! Как богата наша Россия — доагоценными камнями, золотом и серебром! Но самым бесценным и дорогим, чем владеет наша Россия, является наш народ! Славится русская земля своими мастерами, своми делами. В каком бы уголке нашей Родины ты ни оказался, везде встретишь чудо — мастеров, прославляющих красоту нашей земли.
Народные промыслы России представлены производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков, лаковой миниатюрой. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.
Можно скахать «Хохлома» — это одни из наших брендов
Расписывали мебель, полку для икон в красном углу, входную дверь, прялки, сундуки, посуду и игрушки. В центре избы, тоже украшенная росписью, висела люлька
С развитием массового промышленного производства многие древние ремёсла и промыслы пришли в упадок. В кон. 19 – нач. 20 в. на волне интереса к национальному прошлому во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов
Хохлома — роспись по дереву, при которой яркими тонами по чёрному лаковому фону наносятся ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, а также иногда птицы, рыбы и звери. Название стиля происходит от одноимённого округа Нижнего Новгорода. Основные предметы, на которые наносится хохлома: посуда, мебель, статуэтки, матрёшки.
Как все знают, на Урале и в Сибири очень много «понаехавших»:) Так вот, в XVII веке двухцветный мазок в Сибирь и на Урал принесли поморы. В конце XVIII — начале XIX веков переселенцы с юга России и Украины добавили обилие фантазийных форм, богатую цветовую гамму, композицию: алые и лазоревые цветы, виноградные гроздья, гирлянды фруктов, ягоды смородины и черемухи, всевозможные листья. Реже встречаются изображения птиц и зверей, человека и домашних животных
Жостовская роспись — роспись металлических подносов, при которой на чёрном фоне изображаются простые композиции из крупных и мелких цветов. Название стиля происходит от деревни Жостово Московской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: разнообразные подносы
Городецкая роспись — роспись по дереву, при которой насыщенными цветами на золотистом фоне изображаются жанровые сцены из жизни русского купечества, а также звери и цветы. Название стиля происходит от города Городец в Нижегородской области. Основные предметы, на которые наносится городецкая роспись: сундуки, прялки, детская мебель.
Мезенская (палащельская) роспись — роспись по дереву, при которой неокрашенный фон покрывается архаичным дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками. Они рисуются в два цвета: чёрным — «сажей» и красным — «земляной краской». Традиционные элементы Мезенской росписи — солнечные диски, ромбы, кресты. Название стиля происходит от реки Мезень, протекающей в Архангельской области и республике Коми. Основные предметы, на которые наносится роспись: прялки, ковши, коробы для хранения, братины
Гжель — роспись по керамике, при которой растительные орнаменты разных оттенков синего цвета с завитками рисуются на белом фоне. Название стиля происходит от района «Гжельский куст», его образуют 27 деревень в Раменском районе Московской области. Основные предметы, на которые наносится гжель: посуда, вазы, статуэтки, чайники, разделочные доски, матрёшки.
Прикамская роспись — роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.
Урало-сибирская роспись — зародившись на Урале и в Западной Сибири в 16-18вв., урало-сибирская роспись стала одной из интереснейших разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками. Традиционно такой росписью украшали печи, двери, полати, прялки, стены, простенки, окна. Ярко и красочно изображённые цветы, птицы, деревья выполняли обережную и охранительную функцию. Она предполагает особую технику мазка, так называемый разбел, когда на кисть одновременно с белилами берется и цветная краска
Роспись Северной Двины — роспись по дереву, при которой сказочные персонажи и растения наносятся красными и оранжевыми цветами на жёлтый фон. Название стиля происходит от реки Северная Двина, протекающей в республике Коми, Архангельской и Вологодской областях. Основные предметы, на которые наносится роспись: посуда, сундуки, ларцы, подголовники
Каслинское художественное литье представляет собой целый мир разнообразных тем и сюжетов: от крестьянина-пахаря до Венеры Милосской, от массивных торжественно печальных надгробий до тончайшей цепочки для карманных часов, от бытовой простой формы посуды до ажурных настенных и настольных тарелок, ваз, подсвечников, шкатулок, коробочек.
Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим. Так давайте не будем плеваться и хаять соседей, или водителей по потоку, а вспомним что нам есть, чем гордиться и нам здесь жить. И мы можем относиться уважительно друг к другу.
[понравилось? поделись с другими, пусть тоже почитают]