ходячий замок про что аниме
Смысл анимационного фильма «Ходячий замок»
Во время просмотра аниме-фильма «Ходячий замок» у зрителя возникает множество вопросов касающихся тайн главных героев: заклятие, превратившее молодую девушку Софи в старуху, таинственная сделка волшебника Хаула с огненным демоном Кальцифером и его конфликт с Ведьмой Пустоши. Показанный в фильме мир волшебства и загадок, а также непростые жизненные истории его обитателей несут в себе глубокий поучительный смысл.
Проклятие Софи
Интересно, что действие картины разворачивается в параллельном мире, напоминающем Европу 19 века, где одновременно присутствует волшебство и научно-технологический прогресс. Молодая девушка Софи, занимающаяся декорированием шляпок, оказывается в самой гуще событий. По дороге в пекарню, в которой работала ее сестра, к ней пристают солдаты. На помощь к ней приходит привлекательный волшебник Хаул, за которым закрепилась слава «похитителя сердец».
Это событие не остается без внимания преследующей его Ведьмы Пустоши. После этого из ревности она решает отомстить Софи и превратить ее в старуху. Девушке приходится покинуть родной дом и отправиться на поиски ведьмы в Дикую Пустошь. Там она случайным образом попадает на ночлег и в результате устраивается на работу в волшебный замок, хозяином которого оказывается Хаул. При встрече с Ведьмой Пустоши та признается, что сама не сможет снять свое проклятие.
Во время сна, а также минуты радости и беззаботности Софи приобретает прежний облик молодой девушки. Это демонстрирует, что она сама в силах его снять, но по внутренним причинам предпочитает оставаться в образе пожилой женщины. Из сцены, в которой Хаул смотрит на спящую Софи в ее настоящем образ, становится понятно, что он все знает и помнит ее, но также не в силах избавить ее от проклятия.
Девушка считает себя некрасивой, одевается как можно неприметнее, наибольшую радость находит в работе по хозяйству. При этом она волевая упорная, стойко преодолевает жизненные трудности, с энтузиазмом помогает окружающим. Разобравшись с внутренними проблемами ей удается самостоятельно окончательно избавиться от проклятия, напоминанием о котором останется только серебристый оттенок волос.
Сделка между Хаулом и Кальцифером
Попав в замок Хаула, Софи знакомится с обитающим в очаге огненным демоном Кальцифером. Именно он приводит замок в движение, может при необходимости телепортировать его в разные места. При всем своем могуществе демон не может покидать замок и зависим от дров. Он признается Софи, что на нем и Хауле лежит какое-то общее проклятие, но рассказать о нем они никому не могут. Демон предлагает девушке помочь снять ее проклятие, если она раскроет тайну и поможет им.
Со временем выясняется, что Кальцифер и Хаул взаимозависимы – если погибает один, погибает и другой. Использование могущественной магии постепенно все больше и больше превращает волшебника в демона. Хаул вынужден принимать участие в военных действиях, развернувшихся на территории их государства. После боев он возвращается опустошенным, обессиленным, подолгу не может принять обратно человеческий облик. Волшебник в буквальном смысле живет без сердца, поэтому со временем ему приходится прилагать все больше труда, чтобы не превратиться в демона.
Хаул дарит Софи волшебное путеводное кольцо, которое однажды переносит ее в судьбоносный для Хаула и Кальцифера день. Тогда демон в виде падающей звезды попал на землю, еще совсем юный волшебник поймал его и отдал ему свое сердце, а тот взамен стал его слугой. После этого Софи понимает, как ей помочь обоим, избавить их от ужасных последствий проклятия и возвращает Хаулу его сердце, а Кальциферу свободу. В этот момент девушка открывает в себе магическую способность наделять неодушевленные вещи жизнью.
Неудачный роман с Ведьмой Пустоши
Ведьма Пустоши ведет себя как обычная брошенная женщина – преследует Хаула, мечтает завладеть его сердцем, ревнует его к молоденьким девушкам. Когда-то она была волшебницей при дворе, но в желании сохранить молодость заключает договор с демоном жадности, который становится причиной помутнения ее разума. Хаул рассказал Софи, что когда-то ведьма показалась ему красавицей и он ухаживал за ней, но позднее он узнал, что это не так и сбежал от нее. После этого Ведьма Пустоши стала одержима мыслью о том, чтобы отомстить и отобрать его сердце.
Когда ведьма вместе с Софи по приглашению главной волшебницы мадам Салиман прибывает во дворец, та лишает ее искусственной молодости и перед зрителем предстает дряхлая старушка. Несмотря на все неприятности, которые доставила ей ведьма, Софи прощает ее, забирает с собой и ухаживает за ней. Ведьма не перестает питать нежные чувства к Хаулу и проявляет глубокий интерес к Кальциферу, который хранит его сердце.
Смысл концовки аниме-фильма «Ходячий замок»
В финальной части фильма с особой силой разгорается война. Хаул больше не может оставаться в стороне, ведь, по его словам, у него теперь появилось то, что хочется защищать – Софи и остальные домочадцы. Он сражается из последних сил и возвращается к Софи, которая на тот момент уже знала, как ему помочь. Ведьма Пустоши все-таки добралась до сердца Хаула, но в заключительной сцене, когда Софи от чистого сердца просит отдать его, проявляет доброту и отдает его.
Кальцифер же не зная сможет ли он продолжить свое существование без сердца Хаула идет на добровольную жертву ради друга и благодаря волшебным способностям Софи обретает свободную жизнь. Ей удалось также избавить от проклятия своего старого друга пугало-репку, который помогал ей на протяжении всей картины. Им оказался заколдованный принц соседнего государства, с которым велась война. Он пообещал вернуться к себе во дворец и прекратить эту страшную и бесполезную войну.
Смысл концовки таков, что каждый смог избавиться от своего проклятия только разобравшись со своими внутренними психологическими проблемами, выбрав в результате стезю добра, альтруизма и справедливости.
Рецензия на аниме Ходячий замок
Хаяо Миядзаки — легенда не только аниме-индустрии, но и мирового кинематографа. Каждый его фильм становился культовым. И вот через четыре года работы Миядзаки представил публике свой новый шедевр.
Сюжет «Ходячего замка» полностью соответствует всем сказочным канонам. Молодая шляпница Софи, скромная и замкнутая девушка, случайно встречает могущественного волшебника Хаула и влюбляется в него. Но завистливая Ведьма с Пустоши узнает об этом и превращает ее в древнюю старуху. Не имея возможности предстать в таком виде перед родными, Софи бежит из дома и отправляется странствовать по миру. В пути Софи помогает заколдованному пугалу, и оно приводит ее к ходячему замку, в котором живут Хаул, его ученик Маркл и огненный демон Калюцифер. Софи становится подругой и домработницей Хаула, и вместе они пытаются снять проклятие. А между тем в мире разгорается война, и король требует, чтобы Хаул присоединился к его войскам.
Яркая, проработанная до мельчайших деталей графика помогает в создании сказочной атмосферы. Авторам удалось создать потрясающе красивый мир, где магия и технология, древние амулеты и причудливые летающие машины смотрятся абсолютно естественно. Герои, их эмоции и превращения прорисованы на редкость старательно, что вместе с отличной работой актеров делает их не просто убедительными, а живыми. Будем надеяться, что русский дубляж если и не сравнится по качеству с японской озвучкой, то хотя бы не очень сильно будет ей уступать (пока фильм показывали только в рамках Московского международного кинофестиваля с оригинальным звуком и синхронным переводом).
Главные герои
Хаул – таинственный колдун-отшельник 27 лет от роду. Он известен своей напыщенностью и злодеяниями. После того, как его ходячий замок, пользующийся дурной славой, был замечен недалеко от Маркет Чиппинг, появились слухи о том, что он ищет красивых молодых девушек для того, чтоб украсть их сердца. Родиной Хаула является Уэльс, страна, неизвестная большинству героев книги-оригинала и аниме-адаптации. Семья Хаула не осведомлена ни о деятельности Хаула в мире Софи, ни о самом существовании этого мира.Несмотря на свою репутацию, в реальности Хаул – очаровательный, располагающий к себе человек, смышленый и внимательный к проблемам других, но несколько самовлюбленный и временами упрям. Он вежлив и учтив, обладает хорошими манерами, тщательно следит за своей внешностью: любит красить волосы и облачаться в красивую одежду.
Итог : Миядзаки создал бесконечно мудрый, очень красивый, очень милый и очень добрый фильм, который учит людей всех возрастов нежности и трепетному отношению друг к другу, атак же контраст между полными света, красочными картинами мирной жизни и уродством машин-монстров, созданных для истребления людей, заставляет до боли остро почувствовать абсурдность и неестественность извечного желания власть имущих бороться за власть, проливая реки крови.
Ходячий замок
Эта статья создана ботом Требуется выполнить первичную проверку статьи и проставить плашки необходимых работ |
Диана Уинн Джонс]]
Содержание
Создатели [ ]
Сюжет [ ]
Действие фильма происходит в параллельном мире Европы конца XIX-го века, где магия идёт рука об руку с техническим прогрессом. Скромная жизнь шляпницы Софи полностью изменяется, когда в окрестностях её города появляется ходячий замок таинственного волшебника Хаула, известного своими «похищениями» девичьих сердец. Спасённая этим голубоглазым юношей от приставаний двух военных, она влюбляется в него. Однако, волнующая прогулка с ним обходится юной шляпнице её красотой и молодостью, отнятые колдовством ревнивой Ведьмы Пустоши. Это событие заставляет Софи покинуть родной дом и в отчаянии отправиться в дикую пустошь, которая пользуется дурной славой, чтобы снять с себя проклятие. По дороге ей попадается огородное пугало — Пугало-репка, которое дарит Софи трость и помогает попасть в странное сооружение — замок Хаула. «Бабушка» Софи, не спрашивая разрешения хозяина, сама себя назначает уборщицей этого странного гигантского дома на стальных «курьих ножках». Со временем она обретает в замке семью, хоть и немного странную. В замке живут: огненный демон — Кальцифер, ученик Хаула — Маркл, а также сам Хаул — могущественный юный волшебник и хозяин замка. Софи желает снять проклятие Ведьмы Пустоши, но даже сама ведьма, наложившая чары, не может этого сделать. Также выясняется, что заклятия лежат и на самом Хауле, и на Кальцифере, и на Пугале-Репке, а также на Ведьме Пустоши. Чтобы разгадать тайны проклятий и снять их, героям приходится пройти через множество испытаний.
Персонажи [ ]
Слева направо: Хинн, Маркл, Пугало.
Интервью с Тосио Судзуки [ ]
О периоде, в котором создан фильм
Должны ли быть автомобили?
«Это — мир, в котором должна происходить история», — сказал он мне. При нашем разговоре, его суждение останавливалось на одном пункте: должны ли присутствовать автомобили. Это было самым важным вопросом для него тогда. В мире, где уже существуют самолёты, действительно ли необходимы автомобили? (смеётся).
Если Вы создаете такой мир, это означает, что этого достаточно, чтобы влюбиться в мир. «Это — то, что я хотел бы изобразить», — сказал он мне. Другой важный пункт в фильме — то, что в этом мире происходит война. Война затрагивает личные жизни персонажей. Когда кто-то оказывается в таких обстоятельствах, трудно влюбиться в таких условиях. В такой тяжёлой ситуации, главный герой оказывается перед более сложным вопросом: «Какую сторону я должен поддержать в войне?» Миядзаки и я обсуждали этот вопрос в те дни. Я задумался. Мне казалось, что эти условия подходят, чтобы изобразить чистую любовь.
«Ходячий замок» – тайный смысл аниме
Полнометражный мультфильм «Ходячий замок», снятый по мотивам сказочной повести Д. У. Джонс легендарным японским режиссером Хаяо Миядзаки, поразительным образом покоряет сердца даже тех, кто не является фанатом жанра аниме.
Очаровательная шляпница Софи живет в удивительном альтернативном мире, где европейский стиль XIX века, технический прогресс и магия переплелись воедино, но при этом ее жизнь не отличается разнообразием. Если бы не случайная встреча с Хаулом, спасшим ее от приставаний нахальных солдат, она так и продолжала бы проводить все свое время в лавке и бесконечно шить женские шляпки.
Но, к сожалению, волнующее приключение подарило не только романтические переживания, но и навлекло на героиню гнев колдуньи. У могущественной ведьмы Пустоши имеются свои планы на молодого мага, и она при помощи заклятья превращает девушку в древнюю старуху. Бедной Софи ничего не остается, как покинуть свой город в поисках способа рассеять злые чары.
По дороге ей встречается пугало, которое становится ее другом и приводит прямиком к странному путешествующему замку — обители волшебника Хаула. Здесь она знакомится и с другими его обитателями: огненным демоном Кальцифером и учеником мага Марклом, которые с радостью дарят ей кров в обмен на помощь по хозяйству.
Все действия развиваются на фоне разгорающейся войны, и героям предстоит пережить много увлекательных и необычных приключений, ведущих к познанию себя и окружающего мира. Несмотря на незамысловатый сюжет, режиссеру удалось раскрыть перед зрителями всю красоту сказочного волшебного мира, а уникальность фильма и мастерство его создателя отметили не только зрители, но и кинокритики. На счету «Ходячего замка Хаула» множество самых престижных наград и премий, в том числе:
Также мультфильм был номинирован на «Оскар», «Энни», «Серебряную ленту» и другие международные премии.
История создания. Чем аниме отличается от книги
Решение об экранизации новеллы компанией Studio Ghibli было принято в сентябре 2001 года. Но в связи с тем, что ви́дение концепции фильма режиссером Мамору Хосода не устраивало руководство студии, работы были отложены до 2003 года, именно тогда возглавить проект и было предложено Хаяо Миядзаки.
В отличие от книги, атмосфера фильма «Ходячий замок» наполнена угрозой предстоящей войны, в то время как в повести автор основное внимание акцентировал на межличностных конфликтах и борьбе персонажей с внутренними комплексами.
Произведение Дианы Джонс прежде всего — романтическая история в стиле фэнтези, выстроенная на основе психологического перерождения Хаула и Софи. Общение с волшебником помогает замкнутой, робкой Софи стать увереннее и осознать силу женской магии, а Хаул же, в свою очередь, становится более мужественным и ответственным.
У Хаяо Миядзаки получилось создать не просто сказку, а романтическую историю с элементами военной драмы, навеянными воспоминаниями из детства, которое пришлось на годы Второй мировой войны. Эпизоды с марширующими солдатами и сюрреалистичными самолетами смотрятся достаточно мрачно, но при этом они органично переплетаются с темой колдовства, тщеславием и самолюбованием Хаула, а также с магическим проклятьем, объединяющим его с ведьмой Пустоши и Кальцифером.
Режиссер отказался от идеи полного копирования повести и все, кто читал книгу, сразу же отметили и оценили режиссерскую версию:
Благодаря красивой анимации эмоции персонажей воспринимаются намного ярче и реалистичнее, чем во время чтения книги. Фильмы Миядзаки всегда впечатляют и радуют зрителей, но для полноты восприятия картины фанаты рекомендуют прочитать и книгу, у которой, кстати, есть и продолжение.
Персонажи и их духовный рост
Отличительной чертой мультфильмов Хаяо Миядзаки является то, что в них отсутствуют случайные не играющие определенной роли герои. У каждого персонажа есть своя миссия, смысл которой он должен донести до зрителя. Не является исключением и «Ходячий замок».
В процессе повествования внешний облик девушки постоянно претерпевает изменения. Софи предстает перед нами то в образе молодой красавицы, то в виде пожилой женщины. Метаморфозы происходят в зависимости от ее психоэмоционального состояния. В минуты, когда она чувствует себя свободной от тяжелых мыслей и комплексов, к Софи возвращается молодость, но вместе с грустными моментами девушка вновь сгибается под гнетом проклятья ведьмы Пустоши.
Таким способом режиссер хочет подчеркнуть степень влияния и высокую зависимость внешней красоты человека от его духовного состояния. По мере развития сюжета характер героини изменяется: любовь делает ее решительнее и сильнее, а сила проклятья ослабевает. И в финале о темной магии напоминают только серебряный цвет волос Софи и мудрость многое пережившего человека.
Характер молодого волшебника представляет собой настоящую головоломку для всех, кто привык всматриваться в детали. По слухам Хаул — весьма самоуверенный тип и коварный похититель девичьих сердец, но при более близком знакомстве с персонажем это впечатление ослабевает. Многообещающий маг и ученик Салиман отказывается от возможности стать ее преемником и находит более легкий, но опасный путь к повышению своих магических способностей — заключение сделки со злыми силами.
Маска самоуверенного и беспечного сказочного принца исчезает вместе с блондинистым цветом его волос, когда Софи перепутала все склянки с красками в ванной комнате. Теперь перед зрителем предстает человек со сложным внутренним миром, страдающий от собственной инфантильности, одиночества и душевной ранимости. Девушке удается понять, что обреченность Хаула и его нежелание бороться — это следствие трагических событий, произошедших с магом в прошлом.
Как создавался «Ходячий замок» Хаяо Миядзаки
Ровно 17 лет назад, 20 ноября 2004 года, в Японии вышел в прокат один из шедевров Студии «Гибли» — мультипликационный фильм «Ходячий замок». Рассказываем его историю: от разницы с книгой до разработки персонажей и использования CGI.
История мультфильма начинается в 1986 году, когда был выпущен сказочный роман английской писательницы Дианы Уинн Джонс «Ходячий замок». Главные герои книги — добрая и храбрая девушка Софи, обладающая талантом наделять вещи душой, и Хоул (в книге его имя пишется так), на первый взгляд высокомерный и бесчестный, но на самом деле благородный волшебник.
Режиссер Хаяо Миядзаки решает несколько изменить основную линию повествования книги. Он смещает фокус с классовых и гендерных проблем на безграничную силу любви и разрушительную сущность войны. Несмотря на изменения, Джонс поразило, как глубоко Миядзаки прочувствовал ее произведение.
Писательница отмечала, что режиссер очень точно попал в образы героев. Например, Миядзаки, сам того не зная, сделал Ведьму Пустоши удивительно похожей на тетку Дианы Джонс. Домашний демон Кальцифер со своим незаурядным характером, который в книге был описан по-другому, также впечатлил писательницу.
Режиссер добавил интересные и впечатляющие сцены, которых не было в книге. К примеру, эпизод, где Софи и Ведьма Пустоши поднимаются по длинной лестнице в королевский дворец. Писательница считала, что эта сцена в мультфильме была показана восхитительно.
И сам образ Замка. Автором книги он описывается как «высокое, узкое строение из угля». Однако Замок из аниме, ставший символом произведения — одновременно забавная и устрашающая громадина на птичьих ногах — Джонс оценила очень высоко.
Диана Уинн Джонс говорила о главной идее своей книги так:
Если вы любите кого-то достаточно сильно, с вами начинают происходить удивительные вещи, и вы достигнете многого, пусть даже мир рушится вокруг вас.
Джонс считала, что Миядзаки в своем произведении озвучил ту же мысль.
Производство мультфильма стартовало в сентябре 2001 года. Изначально режиссером картины планировалось назначить Мамору Хосоду из студии Toei Animation, однако его отстранили из-за разногласий по поводу визуального стиля картины. В интервью Polygon Хосода говорит:
Я должен был сделать фильм таким, каким его сделал бы Миядзаки. Но я хотел сделать свой собственный. Разница между тем, каким видел фильм я, и каким его видела студия, была так велика, что мне пришлось покинуть проект. Если бы я сделал «Замок» так, как этого хотели «Гибли», думаю, моя карьера закончилась бы.
Мамору уверен, что его уход с проекта — хорошее событие, так как он продолжил делать нечто свое вместо того, чтобы копировать Миядзаки. Позже Хосода срежиссировал такие анимационные фильмы, как «Девочка, покорившая время» (2006) и «Волчьи дети Амэ и Юки» (2012).
Судя по сохранившимся раскадровкам, «Ходячий замок» был бы совсем другим под руководством Мамору. В сценах видны современные механизмы, а сам замок выглядит, скорее, летающим.
В 2003 году к работе в качестве сценариста и режиссера был привлечен Миядзаки, который создал «Ходячий замок» таким, каким мы его знаем и любим.
Место действия картины — альтернативный мир Европы конца XIX века. Миядзаки создал его под впечатлением от посещения европейских городов: в 2001 году во время продвижения фильма «Унесенные призраками» во Франции режиссер побывал в области Эльзас.
Особенно Миядзаки отметил французские города Кольмар и Эгисхайм с мощеными, узкими улочками, фахверковыми домами и черепичными крышами, а еще оценил пасторальные пейзажи Эльзаса. Бертран, гид Миядзаки по Эльзасу, рассказывает, что режиссера очень впечатлил образ европейской рождественской ярмарки.
Некоторые локации в мультфильме один в один повторяют реальные места французских городков.
Фрагменты из документального фильма «Пейзажи «Гибли», в котором путешественники посещают места действия различных мультфильмов студии. Источник: https://vk.com/
Команда студии, работающая над мультфильмом, ездила в Эльзас на поиски натуры, образов, деталей, которые были необходимы для создания в «Ходячем замке» необыкновенной атмосферы. Сотрудники посещали кузницу, где наблюдали за динамикой огня, ведь один из основных героев фильма — огненный демон Кальцифер. А чтобы лучше проникнуться героиней Софи, команда посетила шляпную мастерскую в Эльзасе.
За несколько лет до начала производства мультфильма Миядзаки посетил Лиссабон, заинтересовавшись картиной «Искушение святого Антония» Иеронима Босха. Миядзаки целый час провел в Национальном музее старинного искусства за изучением сюжета и деталей триптиха.
Основной сюжет картины — противостояние христианского святого Антония Великого различным порокам, которыми его соблазняют демоны. Загадочные и необъяснимые образы нечисти наполняют картину.
Фрагменты картины «Искушение святого Антония». Источник: https://ru.wikipedia.org
Отдельно стоит отметить часть полотна, где изображен город в огне. Этот образ Хаяо использовал для демонстрации в мультфильме ужаса войны, охватившего город.
Фрагмент триптиха и кадр из мультфильма, вдохновленный этим фрагментом
У «Ходячего замка» есть еще несколько источников вдохновения из мира живописи. Арт-директор Йоджи Такешиге рассказывает, что ему было непросто отойти от своего, типичного для японца, видения цвета. Он привык работать более сдержанными, аскетичными оттенками, а Миядзаки все время просил добавить яркости и красочности. Такешиге вдохновлялся картинами импрессионистов — их умением передать красками атмосферу, ощущение воздуха и света. Также он обращался к работам Яна Вермеера, к его умению работать с цветом и пространством.
Отдельно стоит отметить историю появления образов различных механизмов в мультфильме. Миядзаки славится своим интересом к технике — его отец был директором фабрики по изготовлению авиационных деталей, и Хаяо с детства увлекался техническими устройствами. В «Ходячем замке» это увлечение находит свое отражение. Аппараты различных конструкций и назначений наполняют мир мультфильма в качестве военной техники, жилья и средств передвижения.
Причудливая военная техника наполняет мир мультфильма.
Источником вдохновения для создания этих машин послужили работы французского карикатуриста, иллюстратора и писателя Альбера Робида. Он предсказал многие технические и социальные явления, которые мы наблюдаем сейчас. Творчество Робида считают предтечей стимпанка.
Иллюстрации Альбера Робида. Источник: https://pikabu.ru/
Кроме того, к прообразам механизмов в «Ходячем замке» можно отнести реальную европейскую технику середины XIX — начала XX века, в частности, военные корабли того времени.
Студия «Гибли» известна своей приверженностью к рисованию мультфильмов «вручную». «Ходячий замок» не стал исключением: основная часть материала — фоны и персонажи — нарисована от руки и оцифрована. В процессе производства мультфильма было создано почти 149 тысяч анимационных листов, включающих детальную проработку персонажей, их эмоций и движений.
Лишь в некоторых эпизодах применялись технологии CGI — например, при создании «червоточины». Софи проваливается туда после того, как видит сцену заключения сделки между Хаулом и демоном. Запрос Хаяо Миядзаки звучал так: «я хочу, чтобы это выглядело так, будто черная дыра неожиданно прорвала фон кадра».
Мицунори Катаяма, отвечающий за цифровую анимацию в мультфильме, рассказывает:
Я хотел показать, как цвета, окружающие дыру, уходят в черную бездну. Мы создали движущуюся модель дыры и наложили на нее текстуры. Первый вариант получился довольно изящным, будто ниспадающая легкая вуаль. Но Миядзаки захотел, чтобы это выглядело более жутко, как некая точка невозврата. Тогда мы усилили эффект движения пространства, червоточина все время двигалась. Это демонстрировало ошеломляющую мощь черной дыры.
Также технологии CGI применялись для анимации движения деталей самолетов, объектов в спальне Хаула, развевающихся флагов и падающих с неба листовок.
Ведущий аниматор Такеши Инамура рассказывает, что старался сохранить как можно больше ключевой анимации, созданной каждым аниматором. В мультфильме есть и анимации, полностью нарисованные Миядзаки. Например, сцены первого появления Кальцифера или превращения Хаула в монстра. Миядзаки набрасывал аниматорам ключевые кадры, но в итоге увлекался и отрисовывал все сам. А в конце заявлял: «Я беру за это полную ответственность!».
Ответственный за цифровую обработку изображений Ацуши Окуи рассказывает, что во время производства «Ходячего замка» он изменил свое отношение к использованию компьютерной графики, поняв, какие возможности она дает. Команда меняла традиционный подход, используя современные инструменты. Например, если раньше для обработки кожи персонажей пользовались техникой сухой кисти, то теперь в ход пошли цифровые технологии. Также компьютерная графика и спецэффекты пригодились в анимации Кальцифера. В целом, в «Ходячем замке» Окуи исследовал возможности применения цифровых эффектов так, чтобы они не вредили нарисованной вручную графике.
Образы Хаула и Софи были разработаны аниматорами студии на основе набросков Миядзаки. Всего было создано около 50-60 листов с концептами Хаула и Софи, работа над их образами закончилась за 10 дней до производства. Ведущий аниматор Акихико Ямашита отмечает, что самым сложным было создание образа Софи-старушки. По задумке автора, ее старость стала для нее освобождением. В итоге она вышла жизнерадостной, энергичной дамой, каких часто можно встретить в мультфильмах студии «Гибли».
Идея оставить волосы Софи светлыми после снятия заклятия пришла во время работы с цветом. Мичийо Ясуда, ответственный за цветовое оформление фильма, скрупулезно прорабатывал каждый оттенок, соотнося его с личностью и эмоциями героя. Они с Миядзаки решили оставить светлые волосы девушки, так как она через многое прошла и очень изменилась за время пребывания старушкой. Это была уже другая Софи.
Диана Джонс говорила, что после выхода книги ей стали приходить письма от фанаток, которые хотели бы выйти за Хаула замуж. Вот и в мультфильме Хаул-сердцеед изображен типичным красавцем: блондином с голубыми глазами.
Миядзаки всегда подчеркивал, что Замок — это отдельный персонаж. Режиссер считал необходимым отразить его энергию и силу, способность возродиться даже после разрушения. Мицунори Катаяма работал над Замком так, словно это был персонаж-человек. К тому же, аниматор старался наделить его чертами самого Хаула, чтобы показать их связь.
Работу по оживлению Замка взяла на себя команда дизайнеров во главе с Мицунори Катаямой. Для начала модель разделили на множество кусочков и обработали в Photoshop. Работа с мелкими фрагментами помогла сделать рендеринг текстур более точным. Затем в программе Softimage все детали собрали в 3D-модель, уделяя особое внимание порядку наложения.
При анимации движения Катаяма вдохновлялся… походным рюкзаком! Со множеством болтающихся на нем туристических принадлежностей. Основное «тело» рюкзака двигалось и заставляло двигаться более мелкие предметы. Примерно такой же принцип применили и в анимации Замка — основная его масса приводила в движение мелкие части.
При разработке возник вопрос — сколько ног будет у Замка? Миядзаки предложил десять, но в конечном счете сошлись на четырех. Как заметил продюсер Тошио Судзуки, так практичнее (и дешевле).
При ходьбе каждая часть Замка как будто движется отдельно, все скрипит и качается. Манера Замка двигаться и его звуки были вдохновлены ткацким станком. Работники студии посчитали, что лучше всего подойдут звуки дерева: характерный скрип подчеркивал вес замка. Поэтому команда «Гибли» пригласила плотника, раздобыла различные стройматериалы и стала экспериментировать. Проработка движений и звуков Замка продолжалась около четырех месяцев.
Сцены военных сражений играют в фильме значимую роль, это нововведение Миядзаки. Если в книге война происходит «на заднем плане», упоминаясь, скорее, как глупая людская прихоть, то в аниме она становится грозным источником разрушений.
Явный антивоенный посыл связан с событиями, происходившими в Ираке во время создания мультфильма. В интервью изданию Newsweek Хаяо говорил, что был под сильным впечатлением от американо-иракского конфликта. Миядзаки подчеркнул, что создал «Ходячий Замок» потому, что в мире происходит слишком много несчастий вроде экономических кризисов и войн.
Мы надеемся, что фильм поможет людям не терять мужества и надежды. Мир будущего по-прежнему хорош и прекрасен. Он стоит того, чтобы мы жили и исследовали его.
Текст написала Стефания Косюг, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.
- ходячий замок о чем на самом деле мультфильм
- ходячий замок про что мультфильм