хочу яхту с чего начать
Душа требует ветра. Как научиться ходить на яхте
Яхта — это лодка, парус и управляющий ими человек. Хождение под парусом не удел детей богатых родителей, а хобби, по затратам сопоставимое с путешествием по суше. «Сноб» и представители нескольких яхтенных школ составили подробный гид для начинающих
Поделиться:
Кого берут в яхтсмены?
Яхтинг — это бесконечный мир контрастов между экстримом и расслабленным отдыхом, насыщенными гонками и неспешным пересечением огромных водных просторов, жарой и холодом, безудержным весельем и напряжением. Этот вид отдыха максимально демократичен. «Заправским капитаном можно стать, имея самые скромные физические данные или будучи в возрасте, — говорит управляющий партнер яхтенной школы “Сила ветра” Александр Сколков. — Давно пора забыть о том, что яхтинг — для солидных господ: на европейские вечеринки Yacht Week приезжают толпы подростков, как будто это рейв на воде; стоимость недели чартерного плавания сравнима с неделей проживания в среднем по цене отеле».
Яхтенные права начального уровня выдаются с 18 лет. Условия для их получения — не быть дальтоником и уметь плавать. Директор по развитию «Парусной Академии» Денис Шаповалов говорит, что среди выпускников школы есть люди, которые начали ходить под парусом в 60 лет и сейчас участвуют в гонках в России и за рубежом.
С чего начать?
Для начала походите на самой маленькой лодке по ближайшему водохранилищу — научитесь тягать шкоты (снасти, которые регулируют направление паруса) и уворачиваться от гика, почувствуете силу ветра и получите первую порцию брызг в лицо. Найдите яхт-клуб в вашем городе и возьмите несколько уроков с инструктором. Для первого шага нужен минимум экипировки: ветровка, самые простые перчатки, закрытая непромокаемая обувь со светлой подошвой и крем от загара. 1-2-часовое занятие стоит 2-4 тысячи рублей. Можно сходить в учебную регату, стоимость участия в ней будет стоить столько же или немногим дороже.
Определитесь, что вас больше привлекает: парусные гонки или путешествия. Если первый вариант — записывайтесь в секцию парусного спорта. Если второй — в яхтенную школу; получив сертификат шкипера, вы сможете арендовать лодку и самостоятельно ею управлять.
Как набраться знаний и практики?
Наиболее авантюрный способ получить опыт — найти людей, которые собираются в путешествие под парусом и набирают команду. Некоторые берут пассажиров без опыта, которые могут оказать посильную помощь: пошкурить, покрасить, сшить и т.д. Обычно владельцы лодок не стремятся нажиться на новичках и предлагают разделение затрат на круиз.
Больше шансов присоединиться к экипажу у тех, кто обладает компетенцией матроса — для этого стоит получить сертификат Competent Crew или International Crew в яхтенной школе. Соответствующая учебная программа предназначена для того, чтобы с нуля освоить вязку узлов, управление судном в дневное время, ведение бортового журнала, основы ухода за лодкой и правила поведения при чрезвычайных ситуациях. Курс длится в среднем около недели и проходит исключительно на борту. За это время вы, возможно, поймете, что ваша любовь к морским приключениям осталась на берегу.
Сертификат Bareboat Skipper Sail — это следующий шаг. Его получение сравнимо со сдачей на автомобильные права: нужно выучить теорию, пробыть порядка 10 дней в открытом море и пройти около 200 морских миль. Практический опыт — главное для яхтсмена: ситуации на воде никогда не повторяются, у каждой модели лодки своя специфика, каждый маршрут требует определенных навыков. «Хороший и ответственный шкипер, выходя в море, должен понимать, что стихия может в любой момент подкинуть задачу, для решения которой потребуется весь его опыт, и даже больше, — говорит инструктор и владелец “Школы капитанов” Александр Подсветов. — Часто первый опыт дает ложное чувство уверенности в своих силах, и в этом таится одна из опасностей парусного спорта».
Итак, чтобы стать шкипером, потребуется знание устройства яхты, терминологии, правил предупреждения столкновений, метеорологии, навигации и прочего — теоретический курс укладывается в среднем в 32 часа и подкрепляется примерно недельной практикой в открытом море. Александр Подсветов не рекомендует записываться на интенсивы, проходить экспресс-курсы и обучаться заочно: «Ну, может, капитанку такой новоиспеченный шкипер и научится носить, но вот безопасно ходить в море — нет. Хороший результат дает такая система обучения: одна неделя в море — теоретический курс — еще одна неделя в море». Грубо говоря, это сумма знаний, полученная на курсах Competent Crew и Bareboat Skipper Sail.
Некоторые сразу после обучения арендуют лодку за рубежом и отправляются куда глаза глядят, но преподаватели рекомендуют пойти в круиз сначала под присмотром компетентного капитана, а потом собираться в самостоятельный чартер по уже пройденным местам. «Даже живя на собственной яхте безвылазно, вы набиваете шишки и получаете новые знания. Качественный и полный опыт приходит после пяти лет непрерывного движения под парусом», — говорит руководитель школы Sailing Time Глеб Семеренко.
Шкиперские курсы в разных яхтенных школах отличаются ценой, которая зависит от сезона, региона и расходов школы на содержание лодок, а также типом сертификата, который выдают после экзамена. Курс Bareboat Skipper Sail стоит от 1000 до 1600 евро. По стандартам обучения в стоимость должно быть включено все, кроме вашего перелета и питания на борту во время учебы. Все остальные затраты — стоянки, топливо, оформление документов и содержание яхты — должна брать на себя школа. О сертификатах стоит рассказать отдельно.
Разбираемся в аббревиатурах на сертификатах
В яхтенных школах занятия ведутся по одной из учебных систем, разработанных компаниями и организациями, речь о которых пойдет ниже. Сложно сказать, какой сертификат лучше — на эту тему ведутся бесконечные дебаты на форумах, и в спорах участвуют не только люди, которые уже получили право аренды яхты и рассекают по волнам, но и заинтересованные лица в виде представителей школ, которые привлекают новичков.
RYA (Royal Yachting Association). Занятия в учебных центрах общественной организации «Английская королевская ассоциация яхтинга» ведутся на английском языке. Дипломы учебных центров RYA выдаются во многих местах земного шара; отличительная особенность этой системы обучения состоит в том, что программ две: одна подразумевает практику в приливно-отливных акваториях, другая — в акваториях, где нет приливов и отливов. Поэтому, обучившись, например, в яхтенной школе RYA, расположенной на Средиземном море, вы получите сертификат на право управления парусным судном только в неприливной зоне (non-tidal). Сертификаты RYA законодательно одобрены в официальном документе, называемом Blue Code MCA, но действие этого документа распространяется исключительно на яхты, зарегистрированные в странах — участниках Британского Содружества. Впрочем, сертификат позволяет самостоятельно брать яхту в чартер во всем мире, и на основании этого документа можно автоматически получить европейские «яхтенные права» ICC, о которых расскажем ниже.
Стоит отметить, что все теоретические курсы абсолютно идентичны для парусных и моторных яхт. Центры обучения RYA есть как в России, так и в популярных у российских яхтсменов Хорватии, Греции, Турции и на Канарских островах.
IYT (International Yacht Training) — частная корпорация со штаб-квартирой в Канаде — мировой лидер по выдаче яхтенных сертификатов: более 150 авторизованных учебных центров проводят обучение в 58 странах. Сертификаты, выдаваемые яхтенными школами IYT, признаются большинством ведущих чартерных и страховых компаний.
В отличие от Royal Yachting Association, система IYT позволяет проводить учебные курсы на родном языке обучающихся. Практически во всех российских яхтенных школах, авторизованных IYT, обучение идет на русском языке, но обязательным условием сдачи экзамена является применение морской терминологии на английском. Лицензия IYT дает право арендовать яхты в Евросоюзе.
ISSA (International Sailing School Association) — международная некоммерческая организация, занимающаяся разработкой требований и рекомендаций для проведения обучения в области парусного спорта и отдыха, а также виндсерфинга. Сегодня аккредитация ISSA есть у девяти яхтенных школ, имеющих свои представительства в Турции, Польше, России, Черногории и Ливане. Сертификация ISSA распространяется на управление только парусными яхтами.
По сравнению с сертификатами IYT и RYA, свидетельства ISSA принимаются меньшим количеством чартерных служб — например, в Хорватии ISSA не признают. Важно знать, что некоторые яхтенные школы ISSA имеют не самую лучшую репутацию: на этот сертификат, в частности, перешли пара российских и турецких школ, которые потеряли аккредитацию IYT за различные нарушения в процессе обучения и экзаменации.
ICC (International Certificate of Competence) — Международный Сертификат Компетенции представляет собой набор стандартов, разработанных Комитетом экономической комиссии Организации Объединенных Наций для Европы. Он признан во всем мире и имеет категории, охватывающие парусные лодки и моторные лодки (до 24 м) во внутренних и открытых водах.
Сертификат признается абсолютно во всех странах Евросоюза и во всех странах мира, подписавших международную морскую конвенцию. ICC позволяет управлять следующими типами судов: водным мотоциклом (скутером), мотолодкой, RIB-ботом, мощным катером и спидботом до 10 метров без ограничения мощности двигателя, моторной яхтой и парусной яхтой длиной до 24 метров.
ВФПС — квалификационное удостоверение (диплом), выдаваемый Всероссийской Федерацией Парусного Спорта. Выпускается на двух языках и принимается иностранными чартерными компаниями. Эта программа адаптирована именно на парусный спорт, а не круизный яхтинг, в отличие от зарубежных программ.
Нужно понимать главное: для будущего шкипера важен не столько сертификат, сколько репутация школы и адекватность инструктора, так что читайте отзывы о школах и конкретных преподавателях и общайтесь с выпускниками.
Стоит ли для обучения ехать за границу?
Многие российские яхтенные школы вывозят новичков за рубеж для освоения практического курса. «Одна из причин проведения учебных практик за рубежом — отличная инфраструктура для яхтинга и отсутствие проблем с пограничниками. Все эти трудности есть в России. И как бы мы ни лоббировали снижение пошлин, облегчение входа яхт в территориальные воды России и выход их них, обустройство нормальных марин — все это остается на словах и на бумаге», — говорит Денис Шаповалов.
Ехать именно за границу необязательно — можно пройти практику хоть в Крыму, хоть в Петербурге. Но, вероятно, первую лодку вы возьмете в аренду в Европе: там более насыщенное движение, другие нравы местных моряков, другие лодки, другая навигационная обстановка и погодные приметы. Учиться лучше там, где вы будете в дальнейшем ходить под парусом. Локальные ветра, глубины, рельеф дна, течения и особенности швартовки — все это будет различаться в каждом новом месте.
«Чтобы получить внутрироссийские права, достаточно практики в водных акваториях России, но для получения международных прав необходимо обязательно выезжать за рубеж», — говорит основатель школы «Клуб яхтенных капитанов» Александр Рубцов.
Где и когда ходить под парусом?
В России яхтсмены все активнее осваивают московские водохранилища, самое популярное место — Пироговский рукав Клязьминского водохранилища или попросту «Пироговка». Здесь базируется около 500 парусных яхт.
Второй город по уровню развития яхтинга — Владивосток: там каждый местный житель знает, где находится яхт-клуб. Все большую популярность набирает парусный спорт в Санкт-Петербурге. Но главный недостаток отечественных акваторий — короткий сезон, который длится с мая по сентябрь.
Поэтому многие российские любители путешествий под парусом едут в Грецию, Черногорию, Хорватию, Турцию — в этих странах довольно демократичные цены на аренду лодок. Все европейское побережье Средиземного моря охвачено индустрией чартера яхт и предлагает развитую инфраструктуру для занятий парусным спортом. Сезон здесь длится с апреля по ноябрь, но есть места, где ходить можно круглый год: зима в Турции не сильно отличается от лета на Балтийском море. Зимним яхтингом стоит заниматься в Таиланде и странах Карибского бассейна, а вот летом и осенью там сезон ураганов. Абсолютно круглый год можно ходить на яхте на Канарских островах.
Впрочем, для некоторых любителей парусных путешествий понятие «сезон» практически отсутствует. «В Исландии яхтсмены ходят под парусом, бросая якорь в местных фьордах, загружают горные лыжи в тузик (надувную лодку) и отправляются на берег, чтобы подняться в горы и к вечеру спуститься вниз. Для отчаянного моряка интересно не пересечь океан с попутными ветрами, занимаясь чтением и рыбалкой, а обойти мыс Горн, где плохая погода 330 дней в году, побывать там, где нужно бороться за жизнь, а не там, где можно любоваться на мачты, попивая Просекко, — говорит Глеб Семеренко. — По мне, лучше быть залитым волной и бороться с ветром, чем сидеть на яхте в +45 без ветра, умирая от духоты».
Обычная миграция бывалого яхтсмена выглядит так. Весной он отправляется в самые теплые уголки Средиземноморья: на Мальту, Корсику, Сардинию или в Мармарис. С приближением лета он поднимается выше — на север Греции, в Хорватию, Испанию. В середине лета летит туда, где сезон длится один месяц, а погода, как зимой, — в Норвегию, Шотландию, Исландию. Осенью он возвращается на Средиземноморье, где вода очень теплая, а температура воздуха снова комфортная. С наступлением зимы он уходит из Европы на Канары и пересекает Атлантику, чтобы перезимовать на Карибах.
Самые искушенные ходят под парусом в Австралии или Новой Зеландии. В Таиланде и Малайзии акватории также подходят для опытных яхтсменов, поскольку там практически нет обустроенных яхтенных гаваней. Но экзотичность этих мест для многих перевешивает риски навигации в водах, для которых даже сейчас нет внятных карт.
Нужно ли покупать яхту?
Яхта морского класса в хорошем состоянии стоит от 50 до 400 тысяч евро. О покупке стоит задуматься только после того как вы попробовали несколько типов яхт, походили в нескольких морях в разные времена года и поняли, что хотите жить на яхте и путешествовать на ней не менее 6 месяцев в году. Если же вы собираетесь ходить в небольшие круизы 1-4 раза в год, то покупка яхты совершенно не оправдана — берите лодку в аренду. Однако если вы хотите участвовать в гонках, например в классе «ОПЕН-800», и у вас есть команда, вы готовы ездить на все этапы и намерены выигрывать, то надо покупать свою яхту и постоянно ее совершенствовать.
«Человек бывает счастлив дважды. Первый раз, когда покупает яхту, второй — когда продает», — смеется Глеб Семеренко. «Покупать яхту нужно тогда, когда есть непреодолимое желание ее купить и есть для этого возможность. В конце концов, купить яхту — это лучший способ потратить деньги», — замечает Александр Подсветов.
Хочу в яхтинг: с чего начать?
Самое сложное это принять решение и найти свою дорогу к морю. Кому-то возможно повезло и нашелся свой личный проводник в мир яхт: в детстве родители в парусную секцию устроили или друзья прокатили на яхте. А кто то до сих пор томится в ожидании чуда на берегу, не решаясь сделать первый шаг.
О сновные стереотипы, почему яхты не для меня
Я ОДИН. А это не важно, многие приходят одни. На месте уже находятся соратники, собратья и просто близкие по духу люди. Яхтенная тусовка открытая, доброжелательная и обширная. Что интересно, собираются люди любых профессий и социальных статусов. Вы гарантировано найдете новых друзей и знакомых.
Я НИЧЕГО НЕ УМЕЮ. Все когда-то начинали. В Ваш первый выход конечно же будет профессионал на борту, он научит, подскажет или просто покатает в зависимости от Вашего желания. Уже в первый свой выход в море возможно постоять за штурвалом, поуправлять яхтой, поработать с парусами, а дальше смотря как Вас затянет. Можно пойти в яхтенную школу Sportflot пройти курс Матроса, можно стать яхтенным гонщиком, а можно дорасти до капитана и далее самостоятельно брать яхты в аренду. Все в ваших руках.
СКУЧНО. О нет! Купание, регаты, медали и призы, новые места, новые города, новые люди, ресторанчики у воды, неизведанные острова, проверка вашего характера и сил, плюс стихия моря, природы, рассветы-закаты. И это все сами, по вашему желанию, когда хотите.
ОПАСНО. Современные килевые яхты не переворачиваются, напичканы всеми возможными средствами безопасности (спасплоты, радиобуи, спасательные жилеты, различные gps маячки). Да и по статистике летать самолетами и ездить автомобилями гораздо опаснее яхт. Вспомним, что кораблестроению более 5000 лет, в отличии от авиации и машиностроения, так что яхтинг обезопасили уже со всех сторон. На наших яхтах мы всегда выходим в спасательных жилетах, и да, в клубе за Вами всегда присматривают.
Попробовал, куда дальше?
Учиться, без этого никак. Все яхтсмены говорят на «птичьем языке» и если вы хотите быть своим среди «чужих», нужно осваивать азы яхтинга либо в яхтенной школе, либо в хорошем экипаже. В яхтинге тоже есть своя иерархия: от начального (матрос, юнга, расторопный малый), продвинутого (страпом, завхоз, всезнающий гуру), до высшего уровня (капитан, яхтмастер и, вообще, небожитель). Не обязательно сразу рваться в капитаны, тратить деньги, время, нервы, чтобы прийти к осознанию, что нет желания брать на себя ответственность за людей и многомиллионную яхту. Начинайте с начала, идите постепенно, ищите, что вам нравится. Есть масса примеров когда новоиспеченные капитаны с удовольствием уходят в матросы и к управлению всем совсем не стремятся. Яхтинг – это хобби и удовольствие от жизни, наслаждайтесь процессом.
Вот пару вариантов развития событий:
Другой вариант, каждые выходные проводить на яхтах в Подмосковье или РФ, участвовать в гонках как капитан малой яхты, быть старшим помощником и рулевым в далеких яхтенный вояжах. Курс рулевого поможет освоить навыки управления яхтой, научит руководить небольшой командой в условиях дневного плавания и Вас точно затянет в гоночный яхтинг. Для таких кратковременных выходов отлично подойдут российские яхтенные права ВФПС и курс «Рулевого спортивной яхты»
Если Ваша мечта стать яхтовладельцем, примерить на себя капитанскую фуражку и управлять большой 50-футовой парусной яхтой (своей или арендованной), вам на курсы шкиперов. В этом случае нужно будет серьезно поучиться и главное много, МНОГО, практиковаться до первого самостоятельно плавания. Курс Капитана (в англ. терминологии Шкипер) включает в себя тонны информации: терминология, маневры, основы навигации, умение принимать решения в нестандартных ситуациях, умение привести яхту из порта в порт, метеорология, расхождения судов, и еще тысячу подпунктов.
Куда пойти учиться яхтингу?
Где учиться и документы (права) какой школы Вам нужны, зависит от того где Вы планируете ходить (моряки не говорят плавать) на парусной яхте. Если Вы хотели гоняться и выходить на яхте в РФ, с возможностью взять в аренду яхту за рубежом, то Ваша Школа ВФПС. Если цель Ваша брать яхту в аренду (чартер) только за рубежом как капитан, то Вам нужны права известных в мире парусных школ таких как RYA или IYT.
Напомним, что не так важно какой школы у вас лицензия или сертификат, гораздо ценнее есть ли у вас все необходимые знания и навыки для безопасного выхода на воду. Как говорят опытные яхтсмены: «отойти от берега хватит диплома, а вот чтобы вернуться к причалу нужны знания». Не стоит стремиться пройти обучение в кратчайшие сроки. Для грамотного и безопасного управления яхтой нужно пройти теорию в классе, и получить навыки управления на практике в море. Все что вы пропустили в школе, Вас догонит на воде, без права на ошибку и второй шанс.
А как обучение устроено в Спортфлоте?
Я никогда не ходил под парусом, но очень хочу. С чего мне начать?
Инструкция для новичков, после которой захочется в море.
Всем привет! Вы по-прежнему в блоге «Силы Ветра» на Sports.ru, где мы рассказываем о парусном спорте. Если хотите под парус вместе с вами – нам по пути!
До конца октября по будням и выходным на базах Силы ветра в Строгино и в «Березках» на Пироговском водохранилище проходят спортивные тренировки. Это отличный способ познакомиться с парусной культурой, завести новых друзей и узнать больше о яхтинге. Журналист и редактор Аня Лесных начала тренироваться в этом сезоне и написала ответы на ключевые вопросы новичков.
Месяц назад я пришла на свою первую парусную тренировку в Строгино. У меня не было никаких ожиданий, только желание попробовать что-то новое. В итоге за последние четыре недели я успела потренироваться на обоих базах, сходить в яхтенный поход на выходные, познакомилась с кучей классных людей, научилась быть мало-мальски полезной на яхте и поучаствовала в гонках для новичков.
В этой статье я постаралась вспомнить обо всех вещах, которые беспокоили меня до первого шага с понтона на яхту. Мой опыт по большей части основан на командных тренировках в Строгино на лодочках SV20, но он отлично масштабируется и на Platu25 в «Березках».
Какой опыт нужен
Чтобы начать тренироваться, не нужно уметь ничего. Совершенно не обязательно знать, как устроена парусная яхта, как называются курсы относительно ветра и как вязать узлы. Тренировки для того и созданы, чтобы всему научиться в процессе — это намного эффективнее и проще, чем читать кучу непонятных терминов и пытаться в теории понять, что надо делать с парусами.
Как попасть на тренировку
Экипаж яхты SV20 в Строгино — это четыре человека плюс инструктор. На Platu25 в «Березках» — пять. Чтобы попасть на тренировку, собирать свою команду нет необходимости. Многие записываются по одному, этих людей объединяют в сборные экипажи. Напишите в поле для комментария, что у вас будет первый раз на лодке. Это поможет ребятам из Силы ветра подобрать для вас наиболее подходящих компаньонов.
При записи сайт предложит указать пожелания по инструктору. Я была у пяти разных, и все они хороши, так что поле «любой классный» — истинная правда. Если вам понравится пережитый опыт, вы со временем поймете, под чьим руководством вам больше нравится заниматься.
Что взять с собой
После записи вам на электронную почту прилетит письмо со списком вещей, которые стоит взять с собой:
Давайте посмотрим на каждый пункт чуть пристальнее, чтобы понимать, что и зачем нужно.
Перчатки на тренировке помогут комфортно работами с парусами. Без них ладоням и пальцам может быть несладко. Для первой тренировки не нужны дорогие перчатки — невозможно заранее предсказать, придете вы на следующие заходы или нет.
Можно взять обычные строительные перчатки с резиновыми пупырками в любом большом супермаркете или хозяйственном магазине, их вполне хватит. В журнале есть статья про бюджетные варианты защиты рук, если интересно — почитайте. Если поймете, что парус — это точно ваше, можно купить перчатки в Декатлоне. У них не очень кусачий ценник, а работают они достойно. По-моему, почти все сообщество Силы ветра ходит в таких.
Обувь с нескользящей немаркой подошвой. Яхты — белые, так они меньше нагреваются на солнце и лучше выглядят. Мы стараемся сохранять их в первозданном состоянии и не портить цветными росчерками. Поэтому будет здорово, если у вашей тренировочной пары кроссовок, кед или любой другой обуви будет подошва, которая не оставляет следов. Пункт про нескользящую заранее проверить сложно, но если на улице нет ливня, он не так важен. Я тренируюсь в беговых кроссовках, была в них же на лодке под дождем на протяжении нескольких часов — полет нормальный, не подскальзываюсь.
Ветровка понадобится в трех случаях: идет дождь, дует сильный ветер или вы на вечерней тренировке. На воде прохладнее, чем на суше, и к ночи это становится ощутимым. В дождь ветровка позволяет не промокнуть с ног до головы. Если прогноз погоды говорит, что будет жара и мало ветра, этот пункт списка можно смело опустить.
Кепка — друг яхтсмена. Тренировка идет два часа в Строгино и два с половиной часа в «Березках». За это время голову может прилично напечь, а солнечные удары и тошнота никому не нужны. Бонусом кепка защищает ваши глаза от бликов на воде и отражений от белой поверхности яхты. Проверьте, что кепка плотно сидит на голове, иначе резкий порыв ветра может навсегда ее забрать.
Резиновые сапоги или кроксы пригодятся в дождь. Честно говоря, у меня нет ни того, ни другого, от чего я за месяц ни капли не пострадала, но это вопрос личного комфорта. В осадки я просто беру с собой сменную пару обуви и переобуваюсь перед выходом домой.
Крем от загара. Если на земле от солнца нас плюс-минус защищает тень деревьев и зданий, то на яхте ее не будет. За пару часов можно славно обгореть, совершенно того не заметив. Лучше намазать открытую кожу кремом, и не переживать за то, что она будет облезать следующую неделю.
Солнцезащитные очки на веревочке. Кепка не помогает в ситуациях, когда нужно смотреть вверх против солнца. На тренировке это распространенная ситуация — почти на всех ролях мы следим за тем, как работают паруса, то есть регулярно сидим с задранной головой. Веревочка очкам нужна для того, чтобы они не упали за борт или не них не наступил ваш сосед по команде. Перемещения по яхте бывают довольно бодрыми, и следить за лишним предметом неудобно. Веревочки продаются в салонах оптики и на целой куче сайтов в интернете. Если честно, то я тренируюсь без очков, и не особо от этого страдаю. Поэтому если таковых у вас нет, можно за ними специально не бежать.
По одежде просто придерживайтесь здравого смысла. За окном +30 и жарит солнце — надевайте шорты, футболку и мажьтесь кремом с высоким SPF. На улице прохладно — надевайте удобные штаны и ветровку. От себя хочу добавить, что если вас смущает мокрая задница, то лучше взять запасные штаны — места для переодеваний на базе в Строгино есть, а «Березках» можно переодеться в туалете или в яхте. Но в целом одежда летом сохнет достаточно быстро.
Как проходит тренировка
Когда вы приедете к причалу, найдите администратора и узнайте, кто ваш инструктор и какой номер у лодки. Для этого достаточно просто назвать свою фамилию. В Строгино нужный человек почти всегда есть за стойкой бара на веранде. Если его там нет — не пугайтесь, без вас яхта никуда не уйдет, вас обязательно найдут и приведут к команде. На Пироговке можно просто посидеть возле понтонов — нужный человек точно вас обнаружит.
В Строгино есть туалет, крытая веранда на случай ожидания под дождем, бесплатные вода, чай и кофе. В «Березках» из привелегий яхтсмена есть только туалет, так что советую взять с собой воду в бутылке.
Личные вещи можно оставить на веранде, понтоне или взять с собой на яхту. Я предпочитаю оставлять все на берегу, потому что внутри лодки может быть небольшое количество воды от дополнительных парусов — это совершенно нормально, но есть риск намочить сумки и рюкзаки. В сообществе почти все друг друга знают, чужие вещи никому не нужны, так что за них можно не переживать. Не советую брать с собой телефон на яхту, если у вас нет карманов на молнии или поясной сумки — он может легко остаться за бортом.
Если вы переживаете или не очень хорошо плаваете — пожалуйста, не стесняйтесь надеть спасательный жилет. Никто не будет смотреть на вас косо и не осудит, даже наоборот. В Строгино спасательные жилеты висят примерно повсюду, в «Березках» они лежат внутри яхт.
Все тренировки проходят на воде. Не будет такого, что вы грустно останетесь на берегу и будете вязать узлы или слушать теорию два часа. Все экипажи знакомятся с инструктором, заходят на лодку и сразу начинают что-то делать — например, ставить основной парус или отвязывать швартовые, чтобы отойти от берега. Предупредите инструктора, что вы на лодке в первый раз, так тренировка пройдет эффективнее, и вам постепенно объяснят, что и почему происходит.
Если вдруг хочется просто посмотреть и покататься, а не заниматься физическим трудом, честно скажите об этом при посадке в лодку. Отдыхать на яхте — абсолютно законно, если это ваша цель.
Будьте готовы к тому, что парусные лодки ходят с креном. Это значит, что ровной палубы под вашими ногами не будет примерно никогда, за вычетом случаев, когда ветер слишком слабый или его вообще нет. Поначалу крен очень непривычен и может напрягать, но уже к концу первой тренировки вы к нему адаптируетесь. На последующих тренировках необычной кажется ситуация, когда под ногами не наклонная поверхность. В слабый ветер мы специально закреняем лодку, чтобы она шла бодрее.
На яхте есть несколько основных ролей, о них расскажет инструктор. На первой тренировке члены команды чаще всего меняются местами, чтобы попробовать все роли и найти наиболее комфортную для себя. Так что вы успеете и поработать с парусами и посидеть на руле. Если вы хотите попробовать что-то, чем уже занят другой матрос — просто скажите об этом. Я ни разу за свою практику не сталкивалась с ситуацией, когда кому-то жаль поделиться парусом или румпелем.
Не обижайтесь, если инструктор вдруг забыл ваше имя — ребята и девушки в день видят довольно много разных людей, всех может быть тяжело запомнить. Просто напомните, как вас зовут. Не стесняйтесь задавать вопросы о том, чего не понимаете, даже по несколько раз. Яхтинг — это отдельный мир с кучей терминов, которые в обычной жизни не встречаются, поэтому мозг может слегка закипеть. Все инструкторы — опытные и приятные люди, они с удовольствием вам расскажут не только о конкретной яхте и ее работе, но и о гонках, яхтинге в целом и других классах лодок.
Как и после любой тренировки, после парусов могут поболеть мышцы. Вполне вероятно, что вы обнаружите пару синяков на коленках. Но так мы становимся сильнее, чем были вчера.
Может ли яхта перевернуться
Первый раз, когда вы сталкиваетесь с тем, что крена слишком много, и вода доходит до верха бортов, может быть тревожно. Но это вполне себе рядовая ситуация, которая довольно быстро разрешается. Тем, кто не верит на слово, можно для успокоения почитать про остойчивость килевых яхт.
А если дождь
В дождь с яхтой и экипажем ничего не случится, поэтому и тренировка состоится. Спортивный яхтинг — он вообще про воду, так что нормально сразу к ней привыкать. Прогноз обещает дождь — просто наденьте дождевик или непромокаемую ветровку и непромокаемую обувь. Возьмите с собой сменную одежду, чтобы точно ехать домой в сухости. Ваш опыт это не испортит, бояться ничего не стоит.
Если в прогнозе будет что-то, что может угрожать безопасности экипажа, команда Силы ветра обязательно с вами свяжется и перенесет запись на другой день. Если вдруг гроза придет уже в момент тренировки, вас успеют вернуть на берег до того, как условия станут опасными. Безопасность — вообще первый приоритет в парусном спорте и круизном яхтинге, так что все подходят к вопросу серьезно.
Что дальше
Если вам понравится спортивный яхтинг, можно сразу начать собирать стабильную команду. С командой круче тренироваться и можно сразу идти в гонки. Плюс при записи командой тренировка стоит дешевле. Чтобы набрать себе экипаж, есть специальная группа в фейсбуке. Напишите туда пост о том, что вы начинающий, хотите регулярно заниматься, и кто-нибудь обязательно отзовется. Мы с командой собрались именно так.
Плюс-минус каждые две недели в Строгино бывают гонки для новичков, это отличный шанс проверить полученные навыки в бою. На гонки можно приходить как одному, так и с командой — второе, конечно, бодрее. Тех, кто записался один, как и на тренировках, соберут вместе, так что без экипажа вы не останетесь. За первые три места гонщики кроме кайфа от соревнований получают медальки и игристое вино, так что стоит попытать удачу.
Если окажется, что спортивный яхтинг вам не подходит, и вы больше про чилл и отдых, у Силы ветра есть куча путешествий, где все устроено по-другому. Про это в журнале есть много материалов, советую начать с базового — статьи капитана Силы ветра Артема Сизова о том, как кайфануть на яхте.
Ничего не бойтесь и приходите на тренировку. Вас ждет здоровая доза адреналина, отличная компания и, возможно, новое увлечение, которое заберет с головой.